Метафизическая модель мира это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что есть метафизика

Сущность метафизики сводится к философскому учению об исследовании природных явлений, действительной реальности, земного и космического бытия. При чем, в разные эпохальные периоды, данные научные познания трансформировались, переходя из одной формы в другую.

Впервые совокупил основы понятия Аристотель, рассуждая о первопричинах бытия. Но это было только комплексное знание, обозначающее идею сборника сочинений, систематизацией которых занимался Андроник Родосский. Именно этот философ ввел в обиход термин. Метафизическое учение должно было объяснить нерешенные физикой проблемы.

Позже, основательно подойдя к натурфилософии, последователь Платона Симплиций заговорил о понятии метафизики, как о естественной философской науке. Неоплатоник считал направление важным, необъяснимым человеку учением о физических сущностях.

Довольно сложно описать четкое значение термина, потому что оно в течение многих столетий приобретало новые вариации. Что такое постфизика? Наука о первопричинах, бытие или природных изменениях? Проще описать базовые исследовательские метафизические темы. Все же достоверно известно, что это учение является усредненным проявлением физических и философских обоснований, которые переплетаются в одном исследовательском направлении о дефинициях. На помощь приходит онтология, раздел метафизических знаний, исследующий действительную реальность.

Можно согласиться с одной из трактовок метафизичности. Но такой ответственный шаг требует детального рассмотрения проблемы ее предмета.

Кратко говоря, усредненное, удовлетворяющее разносторонние методики обозначение метафизики звучит следующим образом – это наука, изучающая сущности имматериальной природы, взаимодействующие с материальными аспектами, подверженными взаимному воздействию.

Научная метафизическая сущность

Учитывая сложность конструктивного понимания метафизических процессов, для правильного восприятия направления необходимо разобраться в его основах. Что же служит основополагающим принципом метафизической концепции?

Пытаясь понять устройство мировых истоков, логики возникновения, человек неосознанно подошел к метафизическим основам философствования.

  1. Метафизика подразумевает наличие некого недоказуемого идеального источника рассуждений.
  2. Учение носит гносеологический, характер, согласно которому допускаются эмпирические поиски истинного знания.
  3. Детализация научного внимания на проблеме первоисточников, лежащих вне материальной плоскости.
  4. Признание факта существования доопытного, непреложного познания.
  5. Решение центральной проблемы первенства космического мироздания или первенства человеческого разума, где философия и онтология представляют разум, а физика исполняет роль бытия.

Это лишь краткий список метафизически выделенных базовых оснований, представленный сжатыми формами для того, чтобы проще было составить представление о науке, ее функциях и роли.

Корень проблем метафизических основ находится в исследовательски неподтверждаемой сущности составляемых теорий, но здесь же можно искать достоинство науки. Пояснить данное явление просто, до тех пор, пока прочие дисциплины не смогут объяснить таинственную природу физических явлений, будет существовать потребность в метафизике, как логически построенной теории объяснения сложности мира.

Античное философское отображение метафизики

Рабочая версия происхождения названия метафизической науки, самой ее сущности говорит о том, что ввел термин в эксплуатацию последователь Аристотеля спустя столетие после кончины мудреца. Следовательно, античный мыслитель не располагал возможностью рассуждать о той метафизике, которую мы рассматриваем сейчас. Но, сохранившиеся аристотелевские труды, свидетельствуют об обратном.

Из исторических записей следует, что еще Платон задумывался о метафизических явлениях. Философ считал, что существующая вокруг реальность является единым целым.

Аристотель был учеником Платона. Его философствование на поставленную тему заключается в определении нескольких ключевых дисциплин, главенствующей из которых считают учение о сущностях. Аристотелизм, как философская мудрость, предполагал изучение сущностных субстанций целиком, без разделения на составляющие. Античный ученый считал еще неоформленное метафизическое существо, смыслом человеческой жизни, проникнув в который можно интеллектуально возвыситься над собой.

фото 713

Вслед за Аристотелем последовал онтологической стороне метафизики древнегреческий философ Эпикур, который идеализировал понятие природы, не разграничивал мыслимое и чувственное восприятия. Чистое бытие для мыслителя выступает за пределы, каких бы то ни было законов. А элементарные частицы освобождаются, подтверждая феноменальность мира.

Метафизика античности была востребована историческим развитием древнегреческого общества, оттуда и произошла, но имела стихийный, необузданный характер. Накопленные конкретные методические знания не могли постоянно быть заархивированными, нуждались в систематизации, дальнейшей обработке, поиске взаимосвязей. На помощь метафизике пришла диалектика. Диалектика, являясь искусством доказывать, убеждать, рассуждать, смогла, на сколько это доступно, отделить ложное представление от истинного. Также объединить соседствующие понятия, спрогнозировать дальнейшее развитие. На основе вышеизложенной информации делают вывод, что диалектическая способность философствовать стала недостающим звеном метафизического объяснения загадок природы.

Диалектический метод философии оказался более современным и востребованным. Несмотря на это, нельзя сказать, что логика диалектики вычеркнула метафизический метод. Они полностью слились в единое целое, чтобы соответствовать требованиям человека.

Зарождение метафизики античными мыслителями направило науку на путь совершенствования философами последующих эпох.

Средневековый метафизический метод философии

Средневековая метафизика столкнулась с проблемой соответствия законов природы божественному началу. Все проблемы Средневековья решались, освещались, устранялись при помощи духовного сообщества. Трудно было быть верующим (потому что вера требует слепого признания) и одновременно с этим заниматься дисциплинарным исследованиями естествознания. Находились храбрецы, умело сочетающие религию с наукой, и не попадающие в списки еретиков.

Таким мыслителем был Фома Аквинский. Религиозная община отвергала методологические направления, не подчиняющиеся беспрекословному верованию. Но Аквинский сумел объяснить рациональную сущность научного обоснования независящую от теологических догматов, что шокировало христианский мир. Идеи мудреца воспринялись настороженно, потому что Фома предоставил метафизику с такой стороны, которая отображает онтологическое познание синонимом теологических убеждений. Вера в Бога равносильна научной вере. Философ доказывает, что между метафизика с теологией не признают друг друга и не исключают, создавая такой двойственностью парадокс христианской религии.

Такое противоречие средневековой метафизики, вероисповедания привело к усомнению их совместных принципов.

Метафизическая философия эпохи Возрождения

Минуя период Средневековья, метафизическая философия трансформировалась из религиозной метафизики в философскую догматику. Исследовательский онтологический метод прошлого показал недееспособность из-за предоставления микроскопичности человека по сравнению с вселенской масштабностью.

Философские деятели эпохи Ренессанса (Возрождения) исправили такое положение дел, поставив личность на центральную позицию мироздания, потому что сила человеческого ума, воли способна отрешиться от религиозных ограничений, открыться новому содержанию. Философ Томазо Кампанелла противопоставляет человека Богу, говоря о божественности человеческой натуры, как об идеальном представителе космического творения. Мыслитель Кампанелла считал, что научные дисциплины (физика, математика, медицина, политика) только доказывают такую теорию.

Отличительной особенностью философии эпохи Возрождения является психологическое исследование достоинства, внутреннего мира человека, оппозиционность церковным догматам (отступление философской схоластики на задний план), перемещение метафизического приоритета от формы познания к элементарному содержанию. Подход к освоению онтологического материала приобрел научно-материалистический характер. Возрос интерес к государству, обществу, социальному равноправию.

Метафизическая философская мысль Нового времени

Математик Риман использует континуум для измерения пространственно-временных категорий. Философский континуум связи с математической точки зрения утверждает реальность существования материально-духовных отожествлений.

Восемнадцатый век стал испытанием для базовых научных направлений, когда критике подвергалось все, не имеющее достаточных доказательств. Метафизика оказалась под ударом осуждения. Учению пришлось выживать с помощью разделения на более мелкие дисциплины.

К примеру, Декарт пользовался теорией сомнений, согласно которой все, что является сомнительным, не рассматривается, как предмет изучения. Факт сомнения наоборот был неоспорим, поскольку само размышление о сомнении было неопровержимым.

Ницше драматическим нигилизмом превозносит мировую ценность путем устранения метафизических методов. Вслед за ним идет Хайдеггер, который пытается определить настоящий смысл метафизики.

фото 714

Спустя столетия представитель Новейшего времени физик Гейзенберг Вернер с помощью физической науки обосновал метафизическую философию. Гейзенберг, используя формулы, вычисления, ставшие основой квантовой теории, аргументировал справедливость метафизических принципов.


Время Чтения: 3 мин.

Всё, о чём я пишу в своих статьях, отражает мой взгляд на существующую вокруг меня реальность. Я придерживаюсь в жизни и в своём творчестве метафизических взглядов.

Тонкий мир и все понятия, связанные с ним, невозможно уложить в традиционные физические законы. Хотя нужно сказать, что современная наука, изучающая как микромиры, так и макромиры уже далеко вышла за пределы традиционной физики.

Метафизический взгляд значительно отличается от многих ранее существовавших и существующих взглядов на Мир и окружающую нас действительность, как явную, так и скрытую от нас. Тем не менее, в настоящее время существует много людей и учений, с которыми, наши взгляды совпадают. Я постараюсь максимально кратко и конкретно их изложить.

Главной отличительной особенностью метафизики является отношение к Богу. Для метафизика Бог – это Высшее Сознание, обладающее всепроникающей, все пронизывающей и всё объединяющей собой энергией. Энергия Бога присутствует даже там, где нет вообще никакой другой энергии – это энергия Любви. Бог есть Любовь, а Любовь – это самая могучая энергия во Вселенной.

Метафизики считают, что каждый свободен сам выбирать свой путь к Богу и уважают выбор каждого.

Метафизики не миссионеры, они никому не навязывают свои взгляды, но всегда готовы поделиться своими знаниями и убеждениями с людьми, обратившимися к ним.

В метафизике нет догм и каждый волен отдельные положения учения понимать по-своему.

У метафизиков не существует органа власти, а также церквей и молельных домов.

Все правила поведения каждый метафизик устанавливает и регулирует сам для себя, оно основывается на его уровне самосознания.

Метафизики не осуждают действий и поступков людей, так как считают, что мы не можем видеть в трёхмерном мире всей картины в целом, потому что всё, что происходит в нашем мире, только малая часть общей картины, происходящей в многомерности.

Большинство метафизиков верят в учение Иисуса об универсальной любви и претворяют эту веру в жизнь, но метафизики не поклоняются ему как Богу, и не считают, что Иисус сам этого хотел. Они верят, что Иисус мог быть ближе к Богу как к Чистой Любви, чем кто-либо и когда-либо на Земле.

Метафизики считают, что мы являемся Сознанием, мы способны управлять энергией, находящейся вокруг нас и внутри нас. В океане энергии мы черпаем столько энергии, сколько нам нужно и пропускаем ее через себя. Мы можем использовать эти энергии для своих нужд, для своего наивысшего блага и наивысшего блага всех.

Метафизики считают, что человек пришёл на эту планету для того, чтобы прожить свою жизнь радостно и счастливо и это главная его задача.

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Платон и Аристотель

Что такое метафизика?

Метафизика – это раздел философии, в котором изучается первичная природа реальности, мира и бытия. В разные эпохи представления об этом философском учении менялись, но во все времена метафизика пыталась найти ответы на такие фундаментальные вопросы как:

  • Где находится начало всех начал?
  • Какова причина всех причин?
  • Что является источником всего сущего?
  • Почему вообще существуют эти вопросы (кто их задаёт)?
  • Как получать достоверные ответы?

На протяжении многих веков это слово являлось названием сборника сочинений Аристотеля, в котором древнегреческий философ пытался решить проблемы, не решаемые для физики. Конечно, эта работа была уникальной в своём роде, поэтому со временем её название начало приобретать нарицательный смысл.

Поскольку за время своего существования метафизика как наука не только развивалась, но и местами довольно радикально менялась, в её истории принято выделать три основных периода:

  • Античная метафизика;
  • Классическая (Новое время);
  • Современная.

При этом иногда говорят о большем количестве периодов (например, между античной и классической была средневековая метафизика, но этот период не настолько значим, как перечисленные выше).

Основы метафизики

  • Метафизика считает, что существует доопытное (априорное) знание. То есть, это непреложное знание, существующее само по себе.
  • При этом учение является гносеологическим, поскольку использует методы эмпирического познания.
  • Предполагается, что существует некий идеальный источник знаний, но найти его или доказать его существование невозможно.
  • Интерес метафизики сосредоточен на первоисточниках, находящихся за пределами материального мира.
  • Метафизика стремится понять, что первично: разум или мироздание.

Очевидно, что данный перечень далеко не полон. И всё же он помогает понять в общих чертах, чем занимается метафизика и какое место она занимает среди других философских дисциплин. Потребность в метафизике как в науке очевидна – ни одна другая научная дисциплина не может и не пытается дать ответы на вопросы, которыми она занимается.

Основные теории метафизики

Античная метафизика (Аристотель, Платон)

Средневековая метафизика (Фома Аквинский)

В средние века все науки оказались в бедственном положении из-за неприятия церковью, в руках которой тогда была сосредоточена практически вся власть. Метафизике пришлось идти на компромисс, пытаясь согласовать свои законы с природой божественного начала.

Очевидно, что для любого философа, исследующего и пытающегося понять природу бытия, трудно быть религиозным человеком, слепо верящим в церковные догматы. Тем не менее, и в средние века находились храбрые авантюристы, которым удавалось сочетать религию с наукой, не становясь при этом еретиком для церкви.

Это неплохо получалось у Фомы Аквинского, который был одновременно философом и теологом (а впоследствии был даже канонизирован католической церковью как святой). Его называли человеком, который смог сделать невозможное – связать христианское вероучение с философией Аристотеля. Сначала его идеи принимали осторожно, поскольку он отождествлял научную веру с верой в Бога. Но позже церковь поняла, что такая позиция ей выгодна и удобна, и идеи Фомы Аквинского были приняты.

Метафизика Нового времени

Наиболее выдающимися деятелями классической метафизики считаются Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Главной особенностью учения в это время стало то, что оно переориентировалось с изучения бытия как такового на изучение познания и метода познания. Таким образом, в этот период метафизика была практически отождествлена с гносеологией. Основной вопрос этого периода заключался в том, является ли метод познания эмпирическим или рационалистическим.

Метафизика Канта

Метафизика Гегеля

Диалектический материализм

Наиболее известными сторонниками данного направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые развили некоторые идеи Гегеля. При этом для их учения характерно жесткое противопоставление материи и сознания. Если для Гегеля этот вопрос не был важным, то в диалектическом материализме это противопоставление является основным и наиболее важным вопросом. При этом сознание считается вторичным по отношению к материальному миру.

Неопозитивизм

Неопозитивисты относили к метафизике и философию Гегеля, и марксизм, и диалектический материализм. При этом саму метафизику они позиционировали как ненаучную систему идей, однако отстоять эту точку зрения им не удалось, с чем впоследствии смирились сторонники постпозитивизма (учения, возникшего на основе неопозитивизма).

Основным вопросом неопозитивизма и постпозитивизма является вопрос о природе научного знания. При этом в качестве основного вопроса философии неопозитивисты рассматривают вопрос о рациональности познания. То есть, познание имеет смысл только в отношении наблюдаемых явлений. И мир можно считать абсолютно познаваемым, если избавиться от необходимости изучать то, что невозможно познать путём наблюдения.

Отличия метафизики от диалектики

Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.

В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.

Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.

Заключение

Метафизика является одной из важнейших философских дисциплин, а некоторые философы и вовсе отождествляют её с философией. Она ищет ответы на фундаментальные вопросы о принципах бытия. За 2,5 тысячи лет существования этой дисциплины предпринимались неоднократные попытки объявить её ненаучной или ложной. Но она устояла и по-прежнему занимает одно из важнейших мест в философии, ведь ни одна другая наука не пытается и не планирует отвечать на вопросы, которыми занимается метафизика.

Понятие философской модели мира: мир как Космос, или диалектическая модель мира, и мир как Универсум, или метафизическая модель мира.

Философская модель мира в истории познания всегда представляла собой важнейший контекст научных исследований. Ученые апеллируют к нему как онтологическому ориентиру в весьма ответственные моменты исследования, особенно на переломных, революционных этапах развития познания. Именно в эти переломные периоды в достаточно заметных формах проявляются новые тенденции к дифференциации или интеграции знания, которые в дальнейшем могут приобрести зрелый, устойчивый вид, как это произошло в настоящее время с такими, например, отраслевыми направлениями развития философии, как философия образования, философия техники, философия экономики, философия управления и т. д.

Выбор той или иной философской модели мира в качестве исследовательского ориентира означает прежде всего то, в каком конкретном онтологическом контексте (диалектическом или метафизическом) используются категории бытие и существование. В данной связи в истории философского познания можно выделить следующие две основные модели мира:

– мир как Космос, подчиняющийся диалектическому принципу всеобщей связи явлений и выступающий прообразом отражения в научном знании его единства, системности, организованности и противоречивости. В данном случае образ мира есть отражение его объективного содержания в форме деятельностных структур познающего субъекта. Содержание образа не имеет самостоятельного бытия вне отношения к объекту отражения, т. е. к прообразу;

Модель мира указывает на главный признак существования мира (или его отсутствия), по которому происходит разделение двух основных концепций в области философского метода (или, соответственно, в области двух основных традиций теоретизирования) – диалектической и метафизической. При этом в диалектической традиции теоретизирования научное знание выступает как образ мира, а в метафизической – как репрезентация.

Диалектической модели мира соответствуют следующие положения.

3. Первичные формы отражения, равно как и теоретические понятия об окружающем нас предметном мире, предстают как образы. Сам же предметный мир выступает как их прообраз (а не как интеллектуальный вымысел).

4. Образ объективен в той мере, в какой он верно, в соответствии с определенными критериями, отражает мир.

Метафизической же модели мира присущи другие, противоположные диалектической модели мира, базовые положения.

1. Научное знание в его эмпирическом или теоретическом выражении – это произвольная знаковая конструкция, выражение творческой воли познающего субъекта. Отношение знания к миру принимается не как отношение образа к своему объективному прообразу, а как отношение репрезентации к трасцендентальной (по И. Канту) реальности. Субъект не познает мир, а всего лишь репрезентирует его в своих знаниях. Под репрезентацией здесь понимается процедура замещения изучаемых объектов другими объектами – символами или мыслительными конструкциями, посредством которых происходит присвоение мира сознанием познающего субъекта.

2. Научные методы предназначены не для познания предметного мира как такового, а для перманентного процесса приведения в соответствие друг другу эмпирических данных и их теоретической интерпретации.

3. Научная обоснованность знания заключается в степени совершенства его языковой конструкции, определяемой логическими критериями.

Философская модель мира задает основания науки в контексте той или иной исторически сложившейся традиции теоретизирования. Уровень оснований науки в рамках той или иной модели мира имеет философский (абстрактно-всеобщий) статус. Выбор той или иной философской модели мира в качестве актуальной определяет принципиально различные основания науки.

Для космической модели мира в группу оснований науки входят, на наш взгляд, следующие основания.

1. Онтологические: завершенность и единство мира, адекватность научных знаний содержанию мира, вследствие чего наука выступает как образ мира, а сам мир – как прообраз.

2. Гносеологические: мир познаваем, поскольку наука является его образом. Наука ориентирована на познание космических оформлений мира. Субъектно-объектные отношения выступают необходимым условием познаваемости мира.

3. Методологические: в основе космической модели мира и его познания лежит принцип диалектики – всеобщая связь и взаимообусловленность явлений. (Поэтому космическую, т. е. аристотелевскую, модель мира правомерно называть диалектической.)

Следует заметить, что диалектическая традиция теоретизирования органично вписывается в отечественную историю философии и методологии науки. Эта традиция в отечественной философии очень сильна, она уходит своими историческими корнями к мыслителям Древней Руси, впитавшим в себя великое культурное и философское наследие Византии.

Для метафизической (репрезентативистской, универсалистской) модели мира группу оснований науки составляют следующие.

1. Ценностные (аксиологические): ориентация науки на независимость творческой воли от чего бы то ни было, на признание аксиоматической свободы формулирования исходных исследовательских абстракций.

2. Онтологические: наука не отражает, а представляет, репрезентирует мир в виде свободно конструируемой, изобретаемой средствами математики и формальной логики реальности, а именно трансцендентальной (по Канту) реальности.

4. Методологические: отрицание закономерной связи и взаимообусловленности между явлениями мира. Законы мира – это законы науки. Законы же науки не открываются, а изобретаются (репрезентируются), вследствие чего они предстают как законы технологии (интеллектуальной технологии).

Читайте также: