Доктрина революционной законности кратко

Обновлено: 02.07.2024

3. Возникновение и развитие общесоюзного законодательства.

4. Реформы. Реорганизация органов правопорядка и безопасности.

После окончания гражданской войны важным средством восстановления и развития хозяйства стала новая экономическая политика (НЭП), которая способствовала росту рыночных отношений.

В 1921-1922 гг. страна переходила из чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного воинами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государств и законности.

Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция "революционной законности", возникшая в 1921-1922 гг. Она была идеологической основой для перехода от "революционного правосознания" к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых были невозможны НЭП и частная хозяйственная деятельность. В результате этих дискуссий резко возросла роль прокурора как стража революционной законности (эпитет "революционная" был вскоре забыт). В мирных условиях упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность в деятельности органов управления и юстиции, проводится систематизация и кодификация законодательства. Переход страны к мирному строительству требовал правового закрепления и обеспечения социальных отношений, насаждаемых Советской властью. Требовалась четкая и логически стройная система правовых актов, что нашло отражение в составлении кодексов законов.

Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате земледелия, Кодекс законов о труде - в Наркомате труда. Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. Вот даты введения в действие основных кодексов: Уголовный кодекс РСФСР - 1 июня 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 25 мая 1922 г. (обновлен 35 февраля 1923г.); Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 г.; Кодекс законов о труде РСФСР - 1 января 1923 г.; Гражданский кодекс РСФСР -1 января 1923 г.; Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923г.; Лесной кодекс РСФСР -июль 1923 г. В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

Революция в законе

Публикуем доклад профессора кафедры гуманитарных и социально-экономических наук филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил Виктора Кириллова, в котором представлена концепция революционной законности в правовой практике советского государства в 1917–1950-е годы.

Новая властная политико-правовая доктрина обосновывала несовместимость права и закона с революцией и отрицала дореволюционные формы права. Акцент делался на исполнении норм права, а не на содержании этих репрессивных норм.

Революционная законность как форма означала необходимость исполнения закона с точки зрения классового интереса, революционного смысла закона. Она выражалась в точном соблюдении и исполнении нормативно-правовых актов государственной власти при допущении революционной целесообразности и покоилась на фундаменте революционного правосознания (общей основе нового права), оговоренных в законодательстве.

Конкретный исполнитель норм революционной законности должен был обладать революционной совестью – субъективной способностью осознать и применить революционное правосознание.

Гражданская война была стихией, лишь формально управляемой какими-то законодательными актами. Однако именно в эти годы оформились основные подходы большевиков к созданию правовых основ советского государства.

Новый УК РСФСР был принят в 1926 г. и введен в действие 1.01.1927 г. (действовал до 1960 года). В нем против врагов советской власти был направлен целый ряд статей и в первую очередь ст. 58 с восемнадцатью подпунктами. В двенадцати случаях за контрреволюционные преступления грозила высшая мера наказания, всего же в Кодексе содержалось 46 расстрельных статей [Сборник законодательных, 22–26; Росси, Ч. 2, 336]. Следует отметить, что УК 1926 г. довел нижний предел возраста уголовно наказуемых до 12 лет.

Период 1922–1928 гг. был связан в основном с политикой лишения избирательных прав. Однако именно в это время партия и государство подготовили законодательную базу для проведения массовых репрессий конца 1920-х – 1930-х годов.

Хотя вышеуказанные законодательные акты были в первую очередь пропагандистскими уловками, их практическое значение заключалось в снятии напряженности в обществе. В реальной жизни руководствовались иными постановлениями. В 1933 г. был принят закон об ответственности служащих государственных учреждений и предприятий за вредительские акты, вслед за ним – Постановление Верховного Совета РСФСР о наказании за недоносительство о хищениях, подпадающих под действие закона от 7.08.1932 года.

В 1934 г. установлена ответственность за измену Родине (высшая мера наказания или 10 лет заключения) [История государства, 261, 262]. Этот закон в годы войны обрек на несправедливое наказание тех, кто по вине самого государства попал в плен: в двух случаях из трех полагался расстрел, члены семей изменников лишались избирательных прав и ссылались в Сибирь на пять лет; недонесение военнослужащего наказывалось десятью годами, остальных граждан – шестью месяцами лишения свободы [Сборник законодательных, 27, 28].

К этому времени произошла перестройка органов внесудебного преследования. По решению от 2.02.1930 г. были созданы суды-тройки при ОГПУ. Постановление ЦИК СССР от 10.07.1934 г. включило ОГПУ в НКВД, ликвидировалась судебная коллегия ОГПУ и создавалось Особое совещание при НКВД, действовавшее до 1.09.1953 года. Суды-тройки при НКВД организовались 25.09.1935 г., а 20 сентября появились суды-двойки, действовавшие до 17.09.1938 г. [Сборник законодательных, 59, 61–63].

С началом Второй мировой войны партийно-государственное руководство предприняло массированные усилия по военной мобилизации страны, укреплению оборонной промышленности, перестройке армии. Хозяйственно-экономические задачи стояли масштабные. Иного выхода, кроме усиления репрессивного законодательства и использования подневольного труда заключенных ГУЛАГа, сталинская модель социализма не предусматривала.

Весьма характерно, что законодательство 1930-х гг. плавно перешло в 1940-е гг., и новые жестокие законы военного времени не очень сильно отличались от законов мирного времени. Накануне и в первые дни войны был ужесточен режим в советских лагерях: 28.03.1941 г. была разослана директива НКВД, НКЮ и Прокурора СССР о применении высшей меры наказания к заключенным, совершившим побег; 22 июня – директива Наркома внутренних дел и Прокурора СССР о прекращении освобождения по истечении срока наказания в лагерях [Сборник законодательных, 38, 158].

Отмененная в 1947 г. высшая мера наказания – расстрел – вскоре была восстановлена, причем сначала для политических, а уже затем для уголовных преступников [Росси, Ч. 1, 65]. 26.11.1948 г. принят указ ПВС СССР, определявший наказанием за побеги из мест ссылки 20 лет каторжных работ. В 1953 г. в политизоляторах появились первые политические, осужденные ОСО к пожизненному тюремному заключению, которое не предусмотрено ни одним уголовным кодексом [Сборник законодательных, 46–48].

По указу от 8.09.1953 г. амнистировали тысячи тех, кто был осужден подзаконными актами от 7 и 22.08.1932 года. По указу от 28.10.1953 г. отменялась уголовная ответственность за невыработку колхозниками обязательного минимума трудодней. Только в 1954 г. повысился возраст уголовно наказуемых до 16 лет.

В 1956 г. были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза СССР и республик. В ст. 3 впервые в советской практике было провозглашено, что наказание может даваться только по решению суда. Из перечня видов наказания исключены такие меры, как объявление врагом трудящихся на неопределенный срок и поражение политических прав по суду (в том числе избирательных). 27.10.1960 г. принят новый УК РСФСР [История государства, 417–420].

Репрессивное законодательство затронуло судьбы миллионов наших соотечественников, сделав их жертвами идеологии и политики коммунизма. Сложившаяся в настоящее время ситуация с изучением политики репрессий позволяет сделать более точные подсчеты численности репрессированных в 1920 – начале 1950-х гг.: жертвы красного и белого террора (1918–1921): около 1 500 000 чел.; лишенные избирательных прав в РСФСР (1918–1936): более 2 000 000 чел.; репрессированные за контрреволюционные преступления (1922–1953) – 5 951 364 чел. арестовано, 4 060 306 чел. осуждено; административно высланные – 2 500 000 чел.; депортированные национальные группы и народы (сер. 1930-х – 1940-е): 3 627 722 человек.

Таким образом, общее количество жертв политических репрессий, подлежащих реабилитации согласно законодательству начала 1990-х, составляет от 12 до 15,5 млн человек. Согласно официальным данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ в период с 1954 г. по начало 2009 г. реабилитировано 5 866 322 чел. [Доклад, 4].

Постепенно Сталину удалось добиться воплощения своих представлений о социализме в жизнь и манипулировать действиями огромных масс людей. Эта система доказала свою эффективность в годы индустриализации и в ходе Великой Отечественной войны. Однако, в конечном итоге, сформированная модель зашла в тупик. Страна превратилась в единый лагерь с низкой производительностью труда и ослабевающей дисциплиной.

Запрет частной собственности и отсутствие правовой защищенности личности привели к цивилизационному перелому в России. Власть создала обстановку перманентной гражданской войны, превратив часть общества во врагов и разжигая против них борьбу внутри страны.

К концу 1930-х гг. окончательно оформилась система правового бесправия, опиравшаяся на положения различных законных и подзаконных актов, в своей совокупности сформировавших, нигде официально не утвержденную в цельном виде концепцию революционной законности. В нее, исходя из правоприменительной практики большевиков, можно включить следующие положения: враги революции и народа, определяемые на основе классового подхода, как главный преступный элемент государства диктатуры пролетариата; уголовная ответственность за политические и идеологические убеждения; политический преступник – социально-опасный элемент; уголовный преступник – социально-близкий элемент; террор и концлагеря, как средства наказания и изоляции; наказание по велению революционной совести; презумпция виновности обвиняемого до суда и признание обвиняемого как основа обвинения; наказание за недонесение и за покушение на деяние, как самого деяния; обратная сила принимаемых законов; использование чрезвычайных, внесудебных органов.

Глава 2
Уголовный и гражданский кодексы. Принципы и особенности формирования

Для реализации концепции «революционной законности требовался инструментарий в виде систематизированного и устойчивого законодательства. С этой целью в первой половине 1920-х годов в советской России была проведена полномасштабная кодификация, в результате которой оформились единая система советского права, выделились его основные отрасли и институты. Кодексы занимали особое положение во всей системе отраслевого законодательства, что подчеркивалось специальным порядком их утверждения, внесения дополнений и изменений исключительно на сессиях ВЦИК в отличие от простых законов, которые принимались Президиумом ВЦИК или СНК РСФСР. В 1922–1926 гг. были приняты десять кодексов РСФСР: уголовный, гражданский, УПК, ГПК, земельный, лесной и кодекс законов о труде, утверждены новый брачно-семейный кодекс. В 1929 году было издано систематическое собрание законов РСФСР, в которое вошли все действующие законы.

Общая модель кодификации базировалась на двух принципиальных положениях. Во-первых, было признано, что правовая система военного коммунизма неспособна обеспечить решение стратегической задачи – восстановление экономики, необходим новый правопорядок, обеспечивающий жизнеспособность и экономическую эффективность нэповской системы, что требовало частичной реабилитации традиционных правовых теорий, концепций и институтов в кодексах. Во-вторых, новый правопорядок должен был гарантировать сохранение советской политической системы и основополагающих принципов советского государства. Таким образом, общие политические требования к нормативному содержанию кодексов заключались в создании правовых условий развития экономики и обеспечении устойчивости советской государственности.

Уголовный кодекс

Решение о разработке Уголовного кодекса было принято на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в июне 1920 г. И хотя к 1922 году проект кодекса был недостаточно проработан, содержал множество пробелов и неясностей, 23 мая 1922 г. сессия ВЦИК утвердила Уголовный кодекс РСФСР, и он вступил в силу с 1 июня 1922 г. Кодекс в нормативном плане представлял собой как систематизированное обобщение ранее принятых нормативных актов в области уголовного права, судебной практики народных судов и революционных трибуналов, так и комплекс впервые вводимых норм. УК РСФСР 1922 г. в структурном плане воспринял конструкцию и юридическую технику дореволюционного уголовного права. Он состоял из двух частей, общей и особенной. Общая часть устанавливала пределы действия УК, общие начала применения наказания, определяла меры наказания, род и виды наказаний и порядок отбывания наказания. Особенная часть состояла из 8 глав, в которых были систематизированы преступления по видам и их общественной опасности. Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР, как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности. Действие УК распространялось на граждан РСФСР и в том случае, если они совершили преступление за пределами республики, а также на пребывающих в РСФСР иностранцев, совершивших вне РСФСР преступление против основ государственного строя и военной мощи РСФСР. Несмотря на краткость (состоял из 227 статей и был одним из самых коротких уголовных кодексов в мире), кодекс содержал все же достаточно развитую систему наказаний по сравнению с предыдущей и включал в себя широкий спектр применяемых уголовных санкций.

14. Калинин М.И. Выступление на четвертом съезде деятелей советской юстиции // Четвертый Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. М., 1922. С. 6–7.

15. Камалова Г.Т. Концепция законности в годы НЭПа: теория и практика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 18. 2008. С. 3–11.

16. Брандебургский Я. Просто законность или революционная законность? // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 31/32. С. 1–2.

17. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 474, 482.

18. Бухарин Н.И. Партия и оппозиция. На пороге XV партсъезда // Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. С. 351.

За год революционной борьбы рабочий класс России выработал основы законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, точное соблюдение которых [необходимо для дальнейшего развития и укрепления власти рабочих и крестьян в России.

С другой стороны, непрекращающиеся попытки контрреволюционных заговоров и война, навязанная империалистами рабочим и крестьянам России, делают в некоторых случаях неизбежным принятие экстренных мер, не предусмотренных в действующем законодательстве или отступающих от него.

Исходя из этого, Всероссийский Чрезвычайный VI Съезд постановил:

1) Призвать всех граждан Республики, все органы и всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений.

2) Впредь установить, что меры, отступающие от законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или выходящие за их пределы, допустимы лишь в том случае, если они вызваны экстренными условиями гражданской войны и борьбы с контрреволюцией. В каждом данном случае применение подобной меры должно сопровождаться:

а) точным формальным установлением соответствующего советского учреждения или должностного лица наличности условий, требующих выхода из пределов закона;

3) Вменить в обязанность всем должностным лицам и советским учреждениям, по требованию любого гражданина Республики, желающего обжаловать их действия, волокиту или чинимые ему в его законных притязаниях затруднения, составление соответствующего краткого протокола. В протоколах должны быть указаны время, место и имена должностных лиц, или название учреждения и сущность дела. Копия протокола тут же выдается жалобщику, другая же немедленно сообщается соответствующему высшему учреждению.

5) За явно неосновательное, грубым злоупотреблением являющееся, требование составления протокола, равно как и за отказ от составления его, привлекать к народному суду.

8 ноября 1918 г.

Распубликовано в N 267 "Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов" от 6 декабря 1918 г.

*(1) VI Всероссийский чрезвычайный съезд Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов происходил в Москве с 6 по 9 ноября 1918 г. В.И. Ленин был избран почетным председателем съезда.

На съезде были подведены итоги первого года существования Советского государства. С речами о годовщине Октябрьской социалистической революция и о международном положении на съезде выступил В.И. Ленин. Съезд Советов единогласно принял резолюцию, написанную В.И. Лениным, о международном и внутреннем положении Советской России. Съезд обратился ко всем правительствам, ведущим войну против Советской Республики, с предложенном начать переговоры о заключении мира.

Съезд Советов принял постановления: о революционной законности, о строительстве Советской власти в центре, Комитетах бедноты и Советах на местах. На съезде был избран состав членов ВЦИК.

*(2) В основу акта положен набросок тезисов постановления VI Всероссийского чрезвычайного съезда Советом "О точном соблюдении законов", написанный В.И. Лениным 2 ноября 1918 г. (см. В.И. Ленин. Соч., т. 28, стр. 493).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября (26 октября) 1918 г. "О революционной законности" ("О точном соблюдении законов")

СУ РСФСР, 191В, N 90, ст. 908

Распубликовано в N 267 "Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов" от 6 декабря 1918 г.

Настоящий документ представляет собой научно-исторический акт и подключен в систему в качестве учебно-познавательного материала.

Читайте также: