Газетная графика это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мероприятия по улучшению печати. Деятельность Революционного трибунала печати. Новая тематика в печати: пропаганда советского патриотизма, политическое воспитание трудящихся, разоблачение врагов революции.

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, большое количество шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.

По назначению различаются: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Специфическим массовым видом в газетно-журнальной графике является карикатура. Одна из основных областей применения графики – Книга. С рукописной книгой древности и Средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку буква является графическим знаком.

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практикидизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг сталивыпускать журналы.




Только с возникновением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения произошел настоящий прорыв в технологиях допечатной подготовки. Благодаря цифровым технологиям даже один-единственный специалист теперь на профессиональном уровне может обрабатывать фотографии и создавать макеты любой сложности. В дополнение к упрощению самого процесса допечатной подготовки дизайнеры получили возможность создавать коллажи и эффекты, которые ранее либо вообще было невозможно сделать, либо такая работа требовала очень больших усилий.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? К сожалению, несмотря на всю мощь современных цифровых систем допечатной подготовки, надо сказать, что по качеству современная печатная продукция зачастую уступает изданиям вековой давности. Обилие опечаток, ошибок в макетах и брака при печати. Все это, в первую очередь, – обратная сторона упрощения процесса допечатной подготовки. Если еще 15-20 лет назад каждый специалист, принимавший участие в допечатной подготовке и печати, в совершенстве знал свое дело, имея за плечами многолетний опыт, то сейчас даже ответственные работы зачастую выполняются людьми, не имеющими достаточной профессиональной подготовки. Тем более, если учитывать скорость развития современных технологий, даже опытные сотрудники не всегда успевают овладевать новыми программными и аппаратными средствами, что зачастую вынуждает их вместо выполнения прямых обязанностей заниматься постоянным повышением своей квалификации.

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся, по сути, в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, A3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются кстатье, комментарию, печатают аналитические,проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди сталимыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа,обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников:журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечениядополнительного иллюстрационного материала(фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных, прежде всего), используют немало фотографий больших и малыхразмеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелыедизайнеры стремятся придать качество конкретности.

В то же время наблюдается тенденция к все более активному использованию цвета лаже в недорогих ежедневных газетах. Это неудивительно, так как цвет делает газету более заметной и привлекательной. Дизайнеру необходимо учитывать особенности газетной бумаги, чтобы цветные плашки и фотографии хорошо смотрелись на печати – величина растаскивания на газетной бумаге больше, чем на офсетной и тем более мелованной.

Усложняется композиция полос, и если у одних изданий это имеет характер разо вого приема (своеобразная закладка с вопросами-ответами на тематической полосе), то для других газет – это основной принцип верстки, способ придать ей искомую динамику и необычность. Нередко материалы в газетах ставятся на развороты – через средник. Грамотно подготовленная модульная сетка – основа любой газеты. Модульная сетка газет обычно более сложная и развитая, чем журналов,особенно широкоформатных газет.

Итак, то, что функционально, визуально привлекательно, современно – это пригодно для газет, пусть это и пришло из журналов.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя иимеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, каккнига. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а врамках всегономера журналаиспользуют самые различные дизайнерские подходы.

Развитие журналистики нового периода журналистика России сегодня (1992-2002 гг.)

СМИ в период перестройки общества (апрель 1985-1991гг.)

Журналистика советского государства

Мероприятия по улучшению печати. Деятельность Революционного трибунала печати. Новая тематика в печати: пропаганда советского патриотизма, политическое воспитание трудящихся, разоблачение врагов революции.

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, большое количество шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.

По назначению различаются: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Специфическим массовым видом в газетно-журнальной графике является карикатура. Одна из основных областей применения графики – Книга. С рукописной книгой древности и Средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку буква является графическим знаком.

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практикидизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг сталивыпускать журналы.

Только с возникновением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения произошел настоящий прорыв в технологиях допечатной подготовки. Благодаря цифровым технологиям даже один-единственный специалист теперь на профессиональном уровне может обрабатывать фотографии и создавать макеты любой сложности. В дополнение к упрощению самого процесса допечатной подготовки дизайнеры получили возможность создавать коллажи и эффекты, которые ранее либо вообще было невозможно сделать, либо такая работа требовала очень больших усилий.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? К сожалению, несмотря на всю мощь современных цифровых систем допечатной подготовки, надо сказать, что по качеству современная печатная продукция зачастую уступает изданиям вековой давности. Обилие опечаток, ошибок в макетах и брака при печати. Все это, в первую очередь, – обратная сторона упрощения процесса допечатной подготовки. Если еще 15-20 лет назад каждый специалист, принимавший участие в допечатной подготовке и печати, в совершенстве знал свое дело, имея за плечами многолетний опыт, то сейчас даже ответственные работы зачастую выполняются людьми, не имеющими достаточной профессиональной подготовки. Тем более, если учитывать скорость развития современных технологий, даже опытные сотрудники не всегда успевают овладевать новыми программными и аппаратными средствами, что зачастую вынуждает их вместо выполнения прямых обязанностей заниматься постоянным повышением своей квалификации.

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся, по сути, в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, A3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются кстатье, комментарию, печатают аналитические,проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди сталимыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа,обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников:журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечениядополнительного иллюстрационного материала(фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных, прежде всего), используют немало фотографий больших и малыхразмеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелыедизайнеры стремятся придать качество конкретности.

В то же время наблюдается тенденция к все более активному использованию цвета лаже в недорогих ежедневных газетах. Это неудивительно, так как цвет делает газету более заметной и привлекательной. Дизайнеру необходимо учитывать особенности газетной бумаги, чтобы цветные плашки и фотографии хорошо смотрелись на печати – величина растаскивания на газетной бумаге больше, чем на офсетной и тем более мелованной.

Усложняется композиция полос, и если у одних изданий это имеет характер разо вого приема (своеобразная закладка с вопросами-ответами на тематической полосе), то для других газет – это основной принцип верстки, способ придать ей искомую динамику и необычность. Нередко материалы в газетах ставятся на развороты – через средник. Грамотно подготовленная модульная сетка – основа любой газеты. Модульная сетка газет обычно более сложная и развитая, чем журналов,особенно широкоформатных газет.

Итак, то, что функционально, визуально привлекательно, современно – это пригодно для газет, пусть это и пришло из журналов.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя иимеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, каккнига. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а врамках всегономера журналаиспользуют самые различные дизайнерские подходы.


И.Грабовский, Н.Шебуев. 1905
К сему руку приложил генерал Трепов
Сатира на Манифест от 17 октября 1905г.

Первые образцы газетно-журнальной графики относятся к XVI–XVII векам — периоду становления периодической печати как средства массовой коммуникации. Являясь одним из наиболее доступных и наглядных видов творчества, этот жанр имел и имеет широкое распространение в разных странах и пользуется особым вниманием общества в периоды политической напряженности. Так было в Европе и Америке, то же произошло и в России в период назревания первой российской революции 1905–1907 годов.

Начиная с XVII века в России распространялись сравнительно дешевые графические изображения происходящих в стране событий и иллюстрации к зарубежной хронике. Материалом для гравюр служило дерево — лубок. Простота и дешевизна лубка способствовали его популярности в народной среде. С другой стороны, запреты на открытые высказывания и изображение многих событий российской действительности приводили к тому, что такие иллюстрации распространялись нелегально или привозились из-за границы. Накануне событий 1905 года царское правительство, пытаясь ослабить напряженность в стране, наряду с другими мерами издает указ (от 14 декабря 1904 года), смягчающий цензурные ограничения и разрешающий выпуск различных массовых периодических изданий.


И.Билибин. 1906
Сиятельный осел в 1/20 величины
Прямая сатира на дом Романовых
и их родовой герб


З.Гржебин. 1905
Орел-оборотень, или Политика
внешняя и внутренняя.
Злая сатира на государя и
государственный герб


М.Михайлов. 1906
Гамаюн - птица вещая.
Реплика картины Васнецова

Революция 1905–1907 годов стала поворотной точкой фундаментального переосмысления русского революционного контекста.

Газетно-журнальная графика ГАЗÉТНО-ЖУРНÁЛЬНАЯ ГРÁФИКА. С первых дней войны сатирич. Г.-ж. г. наряду с политич. плакатом, "Окнами ТАСС" и др. агитац. видами изобразит. иск-ва способствовала мобилизации сов. народа на борьбу с врагом. Используя богатый опыт, накопленный сов. политич. сатирой в довоен. годы, прибегая к широкому диапазону сатирич. средств (от едкого юмора до убийственного разоблачения и гневного негодования), карикатуристы беспощадно высмеивали и обличали фаш. захватчиков, подчёркивали их нравств. убожество, звериную сущность. Центр. сатирич. изданием, как и в довоен. годы, оставался журн. "Крокодил". Уже с июня 1941 содержание и стиль помещаемых в нём рисунков целиком подчинились требованиям дня; напряжённость и значительность воен.-политич. тематики определили агитац. яркость и остроту изобразит. решений, собранность и чёткость в выявлении сатирич. и политич. смысла изображения. В начальный период войны гл. место в журнале (как и в сатирич. разделах "Огонька" и другие. журналов) занимали карикатуры, разоблачающие и высмеивающие манию величия, претензии на мировое господство фаш. главарей, лживость гитлеровской пропаганды, мародёрство захватчиков. С сер. 1942 в сатирич. журнальной графике появляются мотивы нарастающей тревоги в среде герм. командования, страха перед Сов. Армией и партизанами. На протяжении 1943 гл. место заняла тема коренного перелома в войне, обречённости фаш. режима. В 1944–45 осн. масса сатирич. рисунков посвящена ожиданию близкого конца войны, а затем полному разгрому фашизма; в этот же период в журнальной сатирич. графике впервые за годы войны появились рисунки на темы внутр. жизни страны. В 1941–45 в журнале помещали карикатуры Б. Е. Ефимов, В. Н. Горяев, А. М. Каневский, Кукрыниксы, А. А. Радаков, Н. Э. Радлов, M. M. Черемных и другие. Постоянными сотрудниками "Крокодила" были Ю. А. Ганф, работавший над повествоват.-жанровыми карикатурами, гонко применявший приёмы неожиданного раскрытия темы ("Очередь растёт", 1942, № 3), И. М. включали множество занимательных для разглядывания фигур и деталей ("Артель "Напрасный труд"", 1942, № 41), Л. Г. Бродаты, автор исполненных драматизма рисунков, посвященных страданиям нем. народа под властью фашистов ("Подпольная печаль", 1942, № 10).

Газетные карикатуры, оперативно откликающиеся на текущие события, "комментирующие" их с помощью броского и запоминающегося зрительного образа, обладали большой силой агитац.-массового воздействия. В газ. "Правда" постоянно помещались карикатуры Кукрыниксов, раскрывавшие действит. смысл событий при помощи острого гротеска, сатирич. трансформации и гиперболизации ("Скандал в эфире", 2 сент. 1941). Ефимов в циклах карикатур, печатавшихся в газ. "Труд" ("Тотальная распродажа", 19 нояб. 1944), "Красная звезда", "Известия", последовательно разрабатывал тему разоблачения главарей фаш. режима. В жанре газетной карикатуры работали также В. А. Гальба, Ю. А. Ганф, К. С. Елисеев, И. М. Семёнов, укр. график А. И. Резниченко, азерб. худ. А. Азимзаде и другие.

Многие художники-сатирики в годы войны трудились во фронтовой печати (С. С. Боим, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Ю. М. Непринцев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис и другие.). Фронтовая сатира с их помощью стала одной из эффективных форм политической работы среди бойцов Сов. Армии. Политические карикатуры, сатирические и юмористические рисунки на темы войны и фронтового быта помещались во фронтовых и армейских газетах и в специальных приложениях к ним, в иллюстрир. изданиях, целиком (журн. "Фронтовой юмор") или частично (журн. "Красноармеец", "Фронтовая иллюстрация" и другие.) посвященных сатире и юмору.

Кукрыниксы. Фашистская псарня. "Правда", 14 августа 1941

Б.Е. Ефимов. Геббельс вывозит. "Красная Звезда", 30 июля 1944

Кукрыниксы. Фашистская псарня.

Б.Е. Ефимов. Геббельс вывозит.

Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. . 1985 .

Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего и по сей день .

Первые графические работы появились на самых ранных стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 1

Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили разве что украшением дома, либо предметов.Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в последствие основой алфавита.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 2

С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство.

Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако, человек пошел еще дальше: стали появляться иллюстрации к в книгах, визуально отображающие текст в них содержащийся, появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вообще вышел за рамки книг. Образованность населения увеличивалась, потребность в печатной продукции росла, что требовало и большего производства как книжных произведений, так и графичестких работ. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги - основного материала графики.

Это значит, что в основе лежит всегда рисунок, но это не мешает графике использовать в качестве дополнения, к уже сложившимся мотивам, цвет. Цвет в графике не является главным, как например в живописи , но здесь он играет вспомогательную роль.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 3

Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся также на искусстве рисунка.

В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России).

Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует границы пространственности и плоскостности. Для графических произведений могут быть свойственны тщательность построения пространства и объема, "ювелирность" разработки мельчайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.

Графические изображения нарисованные от руки

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт.

Так же как и в живописи, рисованными изображениями являются: портрет, натурморт, пезаж, анималистика, просто набросок и прочее. Единственное в чем отличие графических работ от живописи - материал. Это всегда будет, карандаш, тушь, перо, пастель, уголь, различные соусы, иногда в качестве дополнительных материалов используются акварель и гуашь. Но здесь цвет несет не основную, а вспомогательную роль, оттеняя или, наоборт, высветляя отдельные элементы рисунка.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 4

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп, лубок)

Станковая графика - род искусства графики, произведения которого:

- самостоятельны по назначению и форме;

- не включены в ансамбли книги или альбома;

- не входят в контекст улицы или общественного интерьера;

- не имеют прикладного назначения.

Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп).

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 5

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 6

Журнальная и газетная графика

Графика. История. Возникновение. Развитие., фото № 7

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471—1528), Франсиско Гойя (1746—1828), Гюстав Доре (1832—1883), японских художников Китагава Утамаро (1753—1806), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX вв.

Читайте также: