Место островского в литературной идейной борьбе 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии писателя.

Тип урока: урок-лекция

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга

познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути

рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Оборудование: учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

І. Организационный момент

I I I. Проверка домашнего задания

IV . Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2. Лекция учителя

1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80- е ГОДЫ

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

V . Подведение итогов урока

2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?

VI. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы : Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Ранние годы. Образование и карьера.

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Творческий путь

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

А.Н.Островский. Творческий путь.

Учитель русского языка и литературы Косумова З.З.

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Наглядные пособия: портрет А. Н. Островского; презентация.

Эпиграф к уроку:

I. Организ. этап.

II. Проверка д/з

— Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (проверка конспекта статьи).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2.Лекция учителя

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Личная жизнь

Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.

В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.

Интересные факты

Государственный человек русского театра (Драматургия А.Н. Островского)

Государственный человек русского театра (Драматургия А.Н. Островского)


И.Е. Зайцева

Формирование критического реализма в русском театре в середине XIX века исследователи связывают со множественными сдвигами, происходившими в ту пору в России во всех формах общественного сознания, в том числе и в искусстве.

Основное направление художественных исканий эпохи определяло познание реальной действительности во всех её социальных противоречиях. В середине 40-х годов возникла школа, утверждавшая верность правде жизни как главному критерию художественного произведения.

Одноактная комедия, рассказывающая о жизни купца Пузатова, поразила всех присутствующих знанием быта и купеческого сословия, блистательно продемонстрированных автором. Это была подлинная зарисовка с натуры мира Замоскворечья. Однако цензор, усмотревший в пьесе обидное для купечества, запретил её постановку (премьера состоялась лишь в 1855 году).

«– Шире дорогу – Любим Торцов идёт! – воскликнул по окончанию пьесы сидевший с нами учитель российской словесности, надевая пальто.

— Что же вы этим хотите сказать? – спросил студент. – Я не вижу в Любиме Торцове идеала. Пьянство – не идеал.

Островский продолжает оттачивать свой стиль, смешивая жанры и их границы. Наследуя традиции великих предшественников, он обогащает драму комедийными эпизодами, а в комедии вводит драматические сцены, наполняя их жизненной достоверностью, используя всю красоту и колористическое многообразие народного русского языка.

Как точно подметил исследователь В. В. Основин, в молитве, в службе, в восприятии красоты окружающего мира она ищет приложение своим духовным силам. И высшей точкой этого приложения для неё становится любовь. В любви проявляется вся Катерина. Она восстаёт против самодурства, вооружённая только одним – сознанием права на любовь. Открыв любовь, познав волю, свободу, она хочет жить. Жить для неё – значит быть самой собой. Но в калиновском царстве это невозможно. Выход один – смерть. В ней – свобода.

Такого характера ещё не знала русская сцена. Искусствоведы объясняют этим громадный общественный резонанс драмы и первых постановок её в Малом и Александринском театрах.

Немало воспоминаний об исполнении роли Тихона актером Александринского театра А. Е. Мартыновым оставили современники, считая эту роль вершиной творчества выдающегося актера, талантливо воплощавшего эстетику драматурга на петербургской сцене. Торжеством актера был последний акт, который он не играл, а проживал пронзительно-трогательно, искренне. Узнав, что Катерина ушла из дома, бросался он на поиски жены и тихо плакал, вернувшись ни с чем, обезоруживая зрителей глубиною любви и жалости к Катерине. Последние слова Тихона заставляли зрителей увидеть в нем рождение нового человека, способного отстаивать свое достоинство.

Однако в истории русской культуры Островский предстает не только как создатель русского национального театра, но и теоретик-искусствовед, наметивший новые пути развития русской театральной эстетики.

Выступая с чтением пьес, преподавая актёрское мастерство, Островский выдвигает проблему участия автора пьесы в режиссёрской творческой работе. Автор помогает актёрам понять суть пьесы и её образов, найти нужный тон.

В 1874 году при участии театрального критика и переводчика В. И. Родиславского Островский создаёт Общество русских драматических писателей. Пребывая неоднократно за рубежом, Островский интересовался развитием театрального дела в европейских странах. Накопленные впечатления, анализ зарубежного опыта были полезны при оценке драматургом отечественной театральной сферы. Он работает над рядом записок и статей, в которых даёт всестороннюю характеристику тогдашнего состояния русской драматургии и театрального дела, придя к выводу, что столичный императорский театр не может выполнять высокую миссию русского национального театра. Он видит выход в создании в Москве театра новой сценической культуры, общедоступного и демократического.

Незадолго до смерти Островский возглавил репертуарную часть Московских императорских театров. Пожилой драматург горячо берётся за дело, но проработать ему удается недолго – через полгода его не стало.

На сцене было всё, о чём Островский мечтал: правда жизни, блистательное партнерство, великолепно слаженная группа; в уникальном актерском ансамбле каждый был звездой, у каждого была своя мелодия, но всё это подчинялось общему замыслу – обличению Лыняева, лынявщины как опасного социального явления XX века.

Сегодня, уже из века XXI, с уверенностью мо­но сказать: Островский – наш современник.

Л-ра: Русская словесность в школах Украины. – 2002. – № 5. – С. 40-45.

Ключевые слова: Александр Островский,характеристика творчества Александра Островского,критика на творчество Александра Островского,критика,скачать критику,скачать бесплатно,реферат,русская литература 19 века,драматурги 19 века

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.

Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога (сравни диалог купцов Дикого и Кабановой с диалогом через 20 лет Кнурова и Паратова о покупке пароходов, о Ларисе: тема разговора и речь героев значительно изменились, но за культурной внешностью - та же циничная дикость человеческих отношений, та же хищная настроенность конкурентов).

Островский ~ замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы - знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. Так, из рассказов Кулигина о городе Калинове, Кудряша о Диком и Кабанихе, разговора Катерины с Варварой вполне обрисовывается обстановка жизни Катерины, определившая трагический исход драмы. После представления экспозиции действие развивается во всё нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку всё более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приёмы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего,толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.




В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14(2) июня 1886 г. драматург скончался.

Мечты Островского о создании русского народного театра осуществились в послереволюционной России. И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.

Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога (сравни диалог купцов Дикого и Кабановой с диалогом через 20 лет Кнурова и Паратова о покупке пароходов, о Ларисе: тема разговора и речь героев значительно изменились, но за культурной внешностью - та же циничная дикость человеческих отношений, та же хищная настроенность конкурентов).

Островский ~ замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы - знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. Так, из рассказов Кулигина о городе Калинове, Кудряша о Диком и Кабанихе, разговора Катерины с Варварой вполне обрисовывается обстановка жизни Катерины, определившая трагический исход драмы. После представления экспозиции действие развивается во всё нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку всё более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приёмы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего,толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14(2) июня 1886 г. драматург скончался.

Мечты Островского о создании русского народного театра осуществились в послереволюционной России. И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.


Биография


Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творчество



Очерк жизни и творчества А.Н. Островского

Тема урока:
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.Социально-культурная новизна драматургии писателя.
Тип урока:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути
  • рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Оборудование:

учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Содержание этапов урока

І. Организационный момент

III. Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала

1.
Вступительное слово учителя
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2. Лекция учителя

1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии

2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

V. Подведение итогов урока

2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?

VI. Домашнее задание

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.

Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • проблематика в литературе театре островского
  • островский начало творческого пути
  • начало творчества островского
  • описание творческого пути островского
  • свои люди — сочтёмся анализ

Личная жизнь


Известно, что писатель был увлечен красавицей актрисой Л. Косицкой, но девушка категорически отвергала чувства драматурга. Также Островский был в гражданских отношениях с девушкой из простой семьи — Агафьей Ивановной. Несмотря на то, что эта женщина не была образована, она всегда могла выслушать писателя и разделить его переживания и чувства. Им суждено было прожить совместно 20 лет. Позднее Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой. Он смогла родить драматургу четырёх сыновей и двух дочерей.

Читайте также: