Проблемы реализации народного суверенитета кратко

Обновлено: 05.07.2024

Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета (от фр. — верховная власть):

внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию (лат jurisdictio — суд, судопроизводство) внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государство имеет суверенные права:

право войны и мира;

право издавать законы;

право формировать государственные органы;

право определять свою атрибутику (символику и др.);

право устанавливать налоги;

право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему права и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-члена приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Властеотношения – это разновидность отношений, в рамках которых управляющий в лице властвующего субъекта обеспечивает подчинение себе воли управляемого или подвластного, направляя или модифицируя его поведение.

Сущность, структура и методы властеотношений

Государственная власть в процессе решения стоящих перед ней задач оказывает непрерывное воздействие на общественные процессы и отношения, выражаясь тем самым в специфическом виде отношений, именуемых властеотношениями.

Властеотношения образуют политико-правовую основу общества, отличающуюся особым своеобразием.

Сущность властеотношений можно охарактеризовать следующим образом: одна из сторон в лице властвующего субъекта осуществляет навязывание своей воли, возведенной в закон и имеющей юридически подтвержденную обязательность, в то время как другая сторона в лице подвластного подчиняет свое поведение навязанной воле, действуя в рамках, определенных правовыми нормами.

Подчинение может быть двух видов:

  • во-первых, мягким, когда применяются косвенные методы воздействия;
  • во-вторых, жестким или прямым, что характерно для тоталитарных режимов, когда осуществляется прямое вмешательство в личную жизнь гражданина.

Для обеспечения доминирования воли властвующего субъекта применяются различные методы, зависящие от волевой позиции сторон и их интересов. При совпадении интересов и воли реализация властеотношений осуществляется беспрепятственно, не требуя внешнего воздействия. При расхождении интересов и воли эффективными являются методы стимулирования, убеждения, согласования, обеспечивающие компромиссные решения. При противоположности и непримиримости интересов и воли эффективным является метод государственного принуждения. В идеале государство должно ориентироваться на методы убеждения, позволяя подвластному самостоятельно оценивать ситуацию.

Сущность суверенитета народа

Суверенитет – это состояние государственного полновластия на территории государства, обеспечивающее его независимость от других государств. Суверенитет является необходимым признаком государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Суверенитет народа проявляется в его полновластии.

Народ представляет собой сложное историческое понятие и образование, выражающееся в конкретно-исторических отношениях между людьми. Основу таких отношений формируют производительность и совместный труд, в процессе которого люди применяют средства производства и орудия труда, воздействующие на природу, предметы труда для производства материальных и духовных благ. Совокупность трудовой деятельности и производственных отношений формирует ключевые признаки народа.

В качестве важных составляющих народа можно также обозначить единство его материальной и духовной культуры, быта, принадлежность к определенному государственному, национальному и этническому образованию, проживание на определенной территории.

Национальный суверенитет представляет собой свободу самоопределения народов и наций, вплоть до их отделения и создания независимого государства. Каждый народ и каждая нация наделены правом на самоопределение. Однако это не следует рассматривать в качестве самоцели. Самоопределение должно находиться на службе жизненных интересов культурного, социального и экономического развития народа. На практике решение вопросов относительно самоопределения осуществляется самостоятельно каждым народом с учетом исторических особенностей и условий развития.

Реализация суверенитета

В соответствии с российской Конституцией единственным носителем суверенитета и источником власти в России выступает многонациональный народ. Конституция устанавливает формы реализации суверенитета народа.

Реализация народом своего суверенитетом осуществляется в форме представительной демократии через систему органов государственного управления и органов муниципального управления.

Формами реализации народного суверенитета являются:

  • во-первых, свободные выборы и референдумы;
  • во-вторых, опросы общественного мнения;
  • в-третьих, обсуждение законопроектов;
  • в-четвертых, создание органов муниципального управления.

Сущность представительной формы народовластия состоит в том, что воля и интересы народа представлены и выражены законными избранниками народа в составе законодательных органов государственного и муниципального управления, институтов непосредственной демократии.

Обеспечение правовой основы государственного суверенитета осуществляется органами государственного управления за счет формирования нормативно-правовой базы, раскрывающей направления и сущность государственного суверенитета.

Характеристика проблем суверенитета народа

Россия находится на позициях, обеспечивающих неоспоримость ее суверенитета во внутренних и внешних вопросах. Российское государство осуществляет самостоятельную политику на международной арене, руководствуясь собственными интересами. При этом при защите суверенитета существуют некоторые проблемы, которые угрожают этому суверенитету. В качестве одной из основных проблем российского суверенитета выступает демографическая ситуация. Численность населения страны демонстрирует отрицательную динамику, концентрируясь преимущественно на европейской части страны, в то время как оставшиеся части малонаселенны и слабо освоены.

Также к числу проблем защиты российского суверенитета можно отнести низкую конкурентоспособность национальной экономики. Российская экономическая модель характеризуется экстенсивным путем развития, вовлекающим в процесс производства все больше доступных ресурсов без повышения эффективности их использования.

Еще одной проблемой российского суверенитета является несовершенство правовой системы Российской Федерации. Российская власть характеризуется преобладанием исполнительной власти, не способствующей поддержке независимости судебной власти.

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) - эти республики являются суверенными государствами.

Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.

Достаточно изъять одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной.

Следовательно, в Российской Федерации носителем суверенитета является Россия в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие более или менее важные вопросы создают сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е. не решаются без федерального центра.

Таким образом, субъекты Российской Федерации являются носителями суверенных прав, но не представляют собой суверенные политические организмы.

Можно выделить десять важнейших элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации как суверенного федеративного государства: 1) учредительный характер федеральной государственной власти; 2) территориальное верховенство; 3) федеральная конституционно-правовая система; 4) легитимные федеральные властные структуры; 5) федеральная государственная собственность; 6)федеральное гражданство; 7) единые вооруженные силы Российской Федерации; 8) универсальная международная правосубъектность; 9) государственный язык Российской Федерации; 10) государственная символика.

Спорным является суждение о наделении субъектов Федерации “внутренним публично-властным государственным суверенитетом”. В соответствии со ст.73 Конституции РФ, “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти” Но конституционный объем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как “суверенитет”. Речь может идти лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами.

В условиях распространения государственного суверенитета России на всей территории страны субъекты Российской Федерации самостоятельны и “верховны” в пределах только своих исключительных полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не достаточно для того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации.

Но, трудно даже гипотетически представить, что каждый из 89 “равноправных” субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); “федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В этой связи совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию.

Таким образом, в России с формально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, на конституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательное отрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).

Следовательно, суверенной является только Россия, а составляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.[7]

Следует отметить, что изложенное выше представление о сути суверенитета Российской Федерации в основном опирается на конституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует практика, у данного вопроса есть и другая - фактическая сторона; как уже отмечалось выше в виде “парада суверенитетов” отдельных субъектов Российской Федерации. Первой республикой, провозгласившей о своем суверенитете уже через неделю после принятия Декларации “О государственном суверенитете РСФСР” в 1990 году была Северо-Осетинская АССР. После президентского заявления о том, что “субъекты федерации могут брать себе столько суверенитета сколько могут”, “джин суверенизации уже был выпущен из бутылки”, и соответственно субъекты начали “более настойчиво добиваться своей доли льгот у Центра”. Практически все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5 определяет их “государствами”. Следовательно зафиксированный в Федеративном договоре “республиканский суверенитет” не противоречит ст.5 Конституции РФ, однако находится в прямом противоречии со ст.4 Конституции РФ.

Объективной причиной данного конституционного “противоречия” стало в основном социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-х годов, в соответствии с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей - спасению государственного единства - были принесены четкость и определенность конституционных положений.

Одностороннее принятие отдельными субъектами Российской Федерации деклараций о своем государственном суверенитете не приводит к возникновению каких-либо конституционно-правовых и международно-правовых результатов. Данное само собой не рождает факт наличия суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) - никто не признавал их государственного суверенитета.

Заключение

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 12.07.2006). // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

3. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Статут, 1997.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Норма-Инфра-М, 2007.

5. Карташкин В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и государственного суверенитета // Юрист-международник. 2006. №1.

6. Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Экзамен, 2005.

8. Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8.

9. Левин Д.И. Суверенитет. СПб.: Питер, 2003.

10. Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. № 12

11. Скакун О.Ф. Теория государства и права. Энциклопедический курс: Учебник. Харьков. Эспада, 2005.

[1] Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 12.07.2006). // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[2] Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

[3] Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Статут, 1997.

[4] Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5.

[5] Карташкин В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и государственного суверенитета // Юрист-международник. 2006. №1.

[6] Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. № 12

Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета (от фр. — верховная власть):

внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию (лат jurisdictio — суд, судопроизводство) внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государство имеет суверенные права:

право войны и мира;

право издавать законы;

право формировать государственные органы;

право определять свою атрибутику (символику и др.);

право устанавливать налоги;

право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему права и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-члена приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Читайте также: