Местное самоуправление в швеции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Уже тогда государство законодательно гарантировало личную и хозяйственную свободу крестьян, а также их право влиять на разрешение вопросов общегосударственного значения. Вскоре постепенно местное самоуправление проникло не только в светскую, но и в церковно-религиозную сферу шведского общества. Существенное влияние на развитие местного самоуправления Швеции оказали коммунальные реформы 1862 года. В результате них было разграничено церковное и светское самоуправление, а также были образованы ландстинги.

Содержание работы

Введение
Местное самоуправление Швеции
Способы финансирования
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

швеция.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

на тему: «Финансовая система местного самоуправления

Выполнила студентка гр. ММ-11:

Трандофилова О. И.

    1. Местное самоуправление Швеции
    2. Способы финансирования

Список использованной литературы

Швеция обладает богатым опытом организации местного самоуправления, накопленным ещё с древних времен. Уже в средние века в городах и сёлах этого государства сформировалась целостная самоуправляющаяся система. Уже тогда государство законодательно гарантировало личную и хозяйственную свободу крестьян, а также их право влиять на разрешение вопросов общегосударственного значения. Вскоре постепенно местное самоуправление проникло не только в светскую, но и в церковно-религиозную сферу шведского общества. Существенное влияние на развитие местного самоуправления Швеции оказали коммунальные реформы 1862 года. В результате них было разграничено церковное и светское самоуправление, а также были образованы ландстинги.

Местное самоуправление Швеции.

В Швеции ведут традиции местного самоуправления с 1862 г., когда был принят первый в Швеции Закон о местных органах власти. В 1974 г. принцип местного самоуправления был закреплен в шведской Конституции. Полномочия четко разделяются между тремя уровнями государственного управления, на каждом из которых получают выражение общие интересы населения, проживающего на соответствующей территории.

В настоящее время вся территория Швеции разделяется на 290 муниципалитетов и 21 более крупную административную единицу. В среднем на одну коммуну приходится 31 тыс. жителей, а на лен - 431 тыс. Есть исключения из общих правил, а именно муниципалитет крупнейшего шведского острова Готланд не входит ни в какое более крупное образование, и фактически здесь совмещаются функции муниципалитета и региона.

Функции муниципалитетов почти так же разнообразны, как потребности их жителей. Они включают в себя самые разные вопросы, от социального обслуживания и среднего образования до коммунальных услуг и т.п. Самой большой статьей расходов шведских муниципалитетов (коммун) является школьное образование (оно включает все виды среднего и дошкольного образования, за исключением университетского), а также уход за пожилыми людьми и инвалидами. Например, в 2004 г. расходы коммун на уход за пожилыми и инвалидами составили 13 477 крон на 1 жителя, или 1834 долл.. Региональные власти отвечают за региональное планирование и медицинское обслуживание, так как его невыгодно организовывать на уровне коммун. Под управлением ленов находятся почти все больницы, центры матери и ребенка, стоматологическая и психиатрическая помощь, народные школы для взрослых, проведение культурных мероприятий, содействие предпринимательскому сектору через специальные организации (например, консультационные службы и демонстрационные центры и т.д.). Однако прямые субсидии частным компаниям предоставлять запрещается. Самая крупная статья расходов - это здравоохранение (более 80% расходов регионов).

В связи с переходом Швеции на инновационный путь развития усилилась поддержка предпринимательской деятельности в форме поддержки инновационной деятельности (научные парки и инкубаторы бизнеса и т.д.). Многие шведские агентства, например Национальный совет по здравоохранению и благосостоянию, Национальный совет по социальному страхованию, Национальный совет по рынку труда и т.д., а также агентства, которые оказывают содействие технологическим инновациям, имеют региональные отделения, работающие в тесном сотрудничестве с региональными и местными властями. Транспорт находится в совместной компетенции регионов и муниципалитетов.

В Швеции большая часть функций социального государства осуществляется на уровне коммун (муниципалитетов) или ленов. Коммунальные расходы относятся к расходам ленов примерно как 70 к 30. Совместные расходы шведских муниципалитетов и ленов достиг ают примерно 20% валового продукта (ВВП) страны. В некоторых случаях коммуны объединяются, образуя федерации. По состоянию на 2004 г. в Швеции насчитывалось 84 муниципальных объединения (федерации), создаваемых для осуществления таких функций, которые экономически невыгодно осуществлять силами отдельных муниципалитетов: многие из них являются мелкими. Например, муниципалитеты объединяются для того, чтобы ликвидировать последствия аварий или катастроф, для содержания учреждений системы образования и т.д. Другая форма сотрудничества местных и региональных властей - это образование совместного совета для управления каким-то объектом, например школой или медицинским учреждением. В 2004 г. насчитывалось 22 объединенных совета. В собственности коммун, или ландстингов, находится 1700 фондов и корпораций, например для снабжения жителей электрической энергией . Предоставление таких услуг может быть также организовано путем создания муниципального комитета. По данным за 2006 г., в Швеции насчитывалось 917,6 тыс. предприятий, которые находятся в коммунальной собственности и заняты оказанием коммунальных и социальных услуг населению. Муниципальные компании подчиняются тому же законодательству, что и частные предприятия, но есть одно отличие. Вся документация муниципальных предприятий доступна общественности в соответствии с принципом публичности их деятельности. Как правило, муниципальные компании заняты предоставлением услуг населению технического характера, таких, как очистка улиц и уборка мусора, снабжение энергией, водой и т.д.

Шведские муниципалитеты объединены в Ассоциацию местных органов управления (Svenska kommunfurbundet). Аналогичная организация была создана и на региональном уровне (Landsfurbundet). Их задачи в том, чтобы защищать общие интересы, содействовать кооперации между ними в интересах предоставления услуг населению. В 2003 г. возникла новая ассоциация, которая объединяет и коммуны, и лены: Шведская ассоциация местных и региональных органов управления.

Местные и региональные органы власти в Швеции обладают самостоятельной финансовой базой, основу которой составляют местные налоги, а также доходы предприятий, оказывающих услуги населению и находящихся в собственности муниципалитетов, муниципальных объединений или ленов. Шведская Конституция предоставляет местным органам власти право взимать налоги, но центральное правительство принимает решения о том, какого рода налоги они могут взимать. Если правительство или парламент налагает своим решением на органы местной власти какую-либо обязанность, то оно должно предоставить ему государственную субсидию соответствующего размера.

Существует законодательное требование сбалансированности местных бюджетов. Если бюджет несбалансирован из-за действия каких-то экстраординарных обстоятельств, то дефицит должен быть покрыт в течение 3 лет. Бюджет принимается в ноябре на следующий финансовый год, кроме того, на 3 года вперед составляется финансовый план. Таким образом, деятельность планируется на среднесрочную перспективу. Большая часть шведов платит только местные налоги, так как для налогов в пользу центрального правительства установлен довольно высокий уровень доходов.

Шведские граждане, обладающие доходом свыше 25100 шведских крон в месяц (3104 долл.) и выше, облагаются налогом в пользу центрального правительства по ставке 20%. Этот налог платят 17% получателей заработной платы (1,1 млн. человек). Если доход превышает 37300 шведских крон в месяц (4613 долл.), то ставка налога поднимается до 25% . Установлен не облагаемый налогом вычет, который в зависимости от уровня доходов составляет 16400 - 11400 шведских крон (от 2028 до 1410 долл.). Таким образом, максимальная ставка подоходного налога в Швеции равняется 55% (если доход превышает 4613 долл. в месяц), а минимальная - 30% (если доход менее 3104, но выше 2028 долл.).

Объектами налогообложения являются все виды личных доходов (заработная плата, пенсии, пособия по безработице и т.д.), недвижимость, капитал. Ставки местного налога варьируются в диапазоне от 34,04 до 28,9% (разница 5,14%), составляя в среднем около 30% . Из этого 20,8% поступают в распоряжение муниципалитетов, а 10,71% - в пользу ленов. Таким образом, основная часть подоходных налогов взимается на уровне местных и региональных уровней власти, а центральное правительство собирает для покрытия своих расходов налоги на недвижимость, на богатство, наследство, дарения, а также на доходы лиц, располагающих повышенными доходами. Налог на богатство налагается на доходы свыше 1,5 млн. крон или 2 млн. для супружеской пары. В современной Швеции этот налог, выплачиваемый в пользу центрального правительства, платят 700 тыс. шведских граждан. Налог на недвижимость налагается на односемейные дома или квартиры в многоквартирных зданиях, а также на промышленные здания. Ставка равна 1% для домов и 0,5% для квартир. Цены на жилье при этом оцениваются в 75% от рыночной стоимости. Оба налога отчисляются в пользу центрального правительства. Налог на наследство взимается по прогрессивной шкале, а налоговый вычет для супруга, не облагаемый налогом, составляет 280000 крон (400 тыс. долл.). Доля налогов в местных и региональных бюджетах (2/3) выше, чем в бюджете центрального правительства (около половины).

Другой источник доходов местных правительств - это тарифы за оказание услуг населению. Местные органы власти не имеют права устанавливать тарифы выше фактической стоимости услуг, включая необходимые для продолжения деятельности отчисления (амортизация и т.д.). Еще один источник доходов - это продажа акций муниципальных предприятий. В 2005 г. налоговая база в расчете на 1 жителя составила 152373 кроны (20505 долл.), в зависимости от дифференциации этой суммы по коммунам вычисляется размер государственных ассигнований. В том же 2005 г. общая сумма расходов шведских коммун составила 42000 крон на 1 жителя (5652 долл.).

В конституции Швеции местное (коммунальное) самоуправление названо одной из основ функционирования политической системы страны. Ныне действующий закон о самоуправлении 1991 года вводит двухуровневую систему самоуправления: на уровне коммун и на уровне губерний (ленов). В коммунах избираются особые уполномоченные, из которых составляется собрание коммуны, формирующее правление коммуны. Население лена выбирает своих уполномоченных, из которых формируются ландстинги, а последние создают правление лена. Срок полномочий органов самоуправления в Швеции на всех уровнях составляет 4 года.

В основном деятельность органов местного самоуправления направлена на решение задач местного строительства, водоснабжения, социальной поддержки уязвимых слоев населения, здравоохранения.

Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется риксдагом через омбудсменов, в задачу которых входит мониторинг деятельности представителей коммунальных органов власти и проверка её соответствия закону.

В начале 1990-х годов в Швеции создано особое представительство коренного меньшинства страны — саамов. Это представительство наделено полномочиями в сфере школьного образования и культуры.

Внутреннее строение Земли и планет
Издание 1983 года. Сохранность хорошая. В книге популярно и то же время строго .

Практикум по физической географии материков и океанов
Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических .

Химические элементы Земли и Космоса
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

старший преподаватель кафедры гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин МИИГУ им. П.А. Столыпина, старший преподаватель кафедры муниципального права Российского университета дружбы народов

Местное самоуправление в Швеции имеют длительную историю формирования, и играет важную роль в социальном обеспечении населения, так как большая часть общественных благ обеспечивается муниципальными органами. В статье рассматриваются основы местного самоуправления в Швеции, правовое обеспечение деятельности органов муниципалитетов, система коммун и ландстингов и их отличительные особенности. Анализируется опыт развития местного самоуправления, разделение компетенций между коммунами и ландстингами, финансирование и контроль деятельности местных органов.

Швеция, местное самоуправление, коммуна, ландстинг, местное самоуправление, Швеция, история, теория, практика.

Швеция является унитарным государством с историей активного участия населения в общественных делах. Местное самоуправление сыграло важную роль в системе социального обеспечения. Шведские граждане в целом позитивно оценивают местное самоуправление Швеции и, частично, из-за важных политических и административных обязанностей местных властей, на местных выборах наблюдается высокая явка, хотя в последние годы наблюдается некоторая тенденция по снижению интереса населения к местному самоуправлению. Конституция Швеции, которая вступила в силу в январе 1974 год, обеспечивает гарантированность местному самоуправлению, что было дополнительно зафиксировано в Акте о местном самоуправлении, который вступил в силу в январе 1992 года [4].

Современное местное самоуправление в Швеции имеет в своей основе богатый многовековой опыт самостоятельного решения населением вопросов местного значения. В XIV веке в Конституции, провозглашенной королем Магнусом Эрикссоном, были закреплены гарантии личной и экономической свободы крестьян и их возможность оказывать воздействие на решение государственных вопросов [1].

В 1862 году был принят закон о местном управлении, который разделил церковные и светские дела. Изначально основной единицей был приход и крестьяне сообща, под руководством священника, решали как вопросы местного значения, так и церковные дела. С принятием законодательства лютеранская церковь продолжила решать свои вопросы в рамках прихода, а для решения светских вопросов были установлены новые, специальные городские и сельские муниципалитеты – коммуны. На уровне региона был создан институт ландстингов, которые обладали достаточно широкими полномочиями. Ландстинги осуществляли свою деятельность в границах ленов (округов), на которые было поделено всё государство.

В результате в 1862 году было сформировано 2400 сельских коммун и 89 городских. В дальнейшем, после скачка индустриального развития, количество сельского населения начало резко снижаться из-за постоянного оттока в города. В связи с этим многие сельские коммуны стали испытывать серьезные проблемы и не могли самостоятельно решать многие вопросы. В середине XX века была проведена реформа, основной целью которой было объединение малолюдных коммун на добровольной основе. Уже к концу XX века число коммун было значительно сокращено [1].

На сегодняшний день, Швеция имеет три уровня государственного управления: национальный, региональный и местный. На национальном уровне шведский народ представлен Риксдагом (парламентом Швеции), который имеет законодательные полномочия. Предложения по новым законам представляются правительством, которое также осуществляет решения, принятые Риксдагом.

На региональном уровне Швеция делится на 21 лен (округ). Местный уровень в Швеции насчитывается 290 коммун или муниципалитетов. В каждом муниципалитете есть избранный муниципальный совет, который принимает решения по муниципальным делам. Муниципальный совет назначает муниципальный исполнительный совет, который ведет и координирует работу муниципалитета [3].

Основы местного самоуправления содержатся в Конституции Швеции, которая состоит из четырех отдельных нормативно-правых актов: Акт о форме правления 1974 года, Акт о престолонаследовании 1810 года, Акт о свободе печати 1949 года и Акт о свободе выражения взглядов 1991 года. Например, Акт о форме правления закрепляет существование коммун и ландстингов и определяет форму принятие ими решений – через выборное собрание. Так же устанавливается право взимания налогов для обеспечения муниципальных нужд [1].

Помимо Конституции в Швеции существует единый Акт о местном самоуправлении, принятый в 1992 году. Закон регулирует деятельность коммун и ландстингов, условия функционирования собраний и комитетов. Большинство задач местных органов власти регулируются тем, что известно как специальное законодательство. Например, предоставление социальных услуг регулируется Законом о социальных услугах 2001 года, здравоохранение и медицинское обслуживание Законом о здравоохранении и медицинском обслуживании 1982 года, экологическое и общественное здравоохранение Экологическим кодексом 1998 года и дошкольное, начальное школьное и среднее образование Законом об образовании 1985 года.

Некоторые специальные акты - это так называемые рамочные законы, которые правительство или правительственные учреждения могут дополнять через постановления. Например, Национальный совет по здравоохранению и социальному обеспечению регулирует вопросы здравоохранения и медицинских услуг путем постановления, который содержит более подробные положения, чем Закон о здравоохранении и медицинском обслуживании.

Основные полномочия в принятии решений лежат на выборных советах. Совет – единственный местный орган власти, который избирается непосредственно гражданами. Члены советов избираются на всеобщих выборах, которые проходят одновременно с выборами в Риксдаг каждые четыре года. Сам совет решает, какой будет его численность, руководствуясь положениями законодательства. Количество членов зависит от того, сколько жители коммуны или ландстинга имеют право голоса. Как отмечает Д. Попеску - малые муниципалитеты должны иметь не менее 31 члена, в то время как крупные советы графств и столица Стокгольм должны иметь не менее 101[4].

Каждая коммуна и ландстинг должны иметь исполнительный комитет и избирательную комиссию. Исполнительный комитет координирует и управляет делами местных органов власти и контролирует деятельность других комитетов. Ввиду своей руководящей и координирующей роли исполнительный комитет можно назвать чем-то вроде правительства для местных властей. Исполнительный комитет определяет, в каком порядке осуществляются проекты, принятые на собрании. Стоит отметить, что хоть исполнительный комитет и имеет контролирующее полномочия по отношению к иным комитетам, в их дела вмешиваться он не может. Совет решает, какие иные комитеты необходимы для муниципалитета.

Специализированные комитеты несут ответственность за реализацию решений советов в рамках специфики своего комитета. Это означает, что они несут ответственность за повседневные операций, необходимые для успешной реализации решений собрания. Комитет по образованию, культуре и досугу, окружающей среде, по социальному обеспечению – наиболее часто встречающиеся комитеты.

Для Швеции является характерным четкое разделение полномочий между коммунами и ландстингами, они так же имеют различные источники формирования денежных средств. Для ландстингов основной задачей является область здравоохранения и медицинского обслуживания. В эту область входит не только содержание и строительство медицинских учреждений, но и проведение прививок, подготовка медицинских сестер, оплата больничных листов в случае с временной нетрудоспособностью, обеспечение работы хосписов, диспансеров, организация женских консультаций и забота о пожилом населении. Население имеет возможность лечиться в частных медицинских учреждениях, однако, ландстингом будет оплачиваться средняя шкала расходов. В рамках опять-таки средней шкалы расходов ландстингом оплачивается дорога к месту лечения и обратно, а так же лекарства, выписанные врачом. Помимо здравоохранения на ландстингах лежит энергообеспечение, транспортная инфраструктура.

Коммуны занимаются социальными вопросами и образованием, за исключением высшего, и все иные вопросы, которые касаются населения коммуны: местные магазины и рынки, коммунальные дороги, строительство и содержание спортивных сооружений, охрана окружающей среды, пожарная охрана, планирование застройки. Закон о местном самоуправлении запрещает коммунам использовать местные средства и создавать коммунальные предприятия для извлечения прибыли. Целью их деятельности должно быть только обслуживание интересов жителей коммун.

Для местно самоуправления в Швеции характерен гражданский контроль за работой представительных и исполнительных органов. Население оповещается о подготовке проектов решений и любой из членов коммуны имеет возможность присутствовать на собраниях коммунальных уполномоченных и высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Граждане так же вправе обжаловать принимаемые решения и требовать внесения в них изменений.

Швеция является унитарным государством, но с сильной системой местной автономии, которая применяет многие принципы местного самоуправления, содержащиеся в Европейской хартии местного самоуправления. Существует конституционная гарантия местного самоуправления, а также как конституционное признание права местных властей взимать налоги для выполнения своих задач. Принцип финансирования гласит, что центральное правительство будет предоставлять адекватные финансовые ресурсы, если от муниципалитетов потребуется решение дополнительных задач. На практике шведские местные власти сыграли очень важную роль в системы социального обеспечения и имеют высокий статус в глазах населения. Долгое время перед местным властям стояла задача объединить людей в определенной области для продвижения своих общих интересов. Сегодня местные власти в Швеции сталкиваются с серьезными проблемами, такими как обеспечение равного доступа к услугам по всей стране, независимо от того, что местные органы власти часто различаются по налоговой базе, возрастной структуре населения и миграции и миграции. Растущая доля пожилых людей должна быть социально обеспечена за счет меньшей долей экономически активных людей. Другая проблема заключается в том, чтобы удовлетворить потребность в квалифицированном персонале в местных органах власти. Шведское членство в ЕС также создает новые вызовы для местных властей.

[1] Фатеев В.С. Местное самоуправление и региональная политика в Швеции // Белорусский экономический журнал. 2007. № 4.

[4] Popescu D. System of local goverment in Sweden // Challenges of the Knowledge Society. Public Law. 2013. No. 1.

Шведская конституционно-правовая модель местного самоуправления является социально ориентированной, основные принципы которой развивались с учетом исторических, культурных и правовых традиций этой страны. Многие важные социальные задачи, решение которых во многих европейских странах возложено на государство, в Швеции реализуются исключительно органами местного самоуправления.

Специфика модели местного самоуправления в Швеции заключается в том, что, с одной стороны, шведское законодательство детально регламентирует многие процедурные вопросы деятельности органов местного самоуправления (в частности, порядок внесения вопросов на рассмотрение представительного органа, принятие решений и процедура голосования по ним), а с другой стороны, муниципальным образованиям предоставлено полномочие самостоятельно определять собственную систему органов власти и должностных лиц (в связи с чем она существенно различается в муниципальных образованиях).

Одной из отличительных черт конституционно-правовой модели местного самоуправления в Швеции является то, что решения представительного органа муниципального образования не подлежат прямому контролю со стороны государства даже по вопросам принципиального характера, имеющим наиболее важное значение для развития муниципального образования (определение целей и направлений деятельности, бюджет, налоги, назначение референдума и др.), за исключением их судебного обжалования жителями муниципального образования, а также контроля государства за реализацией муниципальными образованиями полномочий, возложенных на них Парламентом Швеции или Правительством Швеции. Подобная система предоставляет муниципалитетам и муниципальным округам большую свободу деятельности См.: Гришин В.В. Конституционно-правовая модель местного самоуправления в Швеции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Науч. рук. В.А. Виноградов // М., 2008. .

Особенностью финансового обеспечения местного самоуправления в Швеции является то, что основная часть расходной части бюджетов муниципальных образований покрывается за счет доходов от муниципальных налогов. Таким образом, зависимость муниципальных бюджетов от внешних источников финансирования значительно сокращается, поскольку финансовая обеспеченность муниципальных образований осуществляется за счет привязки муниципальных бюджетов к системе муниципальных налогов и повышения экономической значимости последних.

Роль государства в Швеции в системе финансового развития местного самоуправления заключается в выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет так называемого отрицательного трансферта, выражающегося в перераспределении средств муниципальных образований, а также за счет предоставления им государственных дотаций. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов и муниципальных округов обусловлено необходимостью предоставления населению, проживающему на их территории, одинакового объема услуг независимо от доходов муниципального образования, а также других существенных факторов, значительно варьирующихся по стране.

Еще одной из отличительных особенностей модели местного самоуправления в Швеции служит наличие на местном уровне большого количества муниципальных партий, чья деятельность, с одной стороны, в шведском законодательстве специально не регламентирована, с другой стороны, их роль в формировании органов местного самоуправления является ключевой, так как выборы на местном уровне проходят только по пропорциональной избирательной системе, а состав всех органов местного самоуправления, избираемых представительным органом местного самоуправления, формируется на партийно-пропорциональной основе. Также отличительной чертой конституционно-правовой модели взаимоотношений политических партий и муниципальных образований в Швеции служит то, что муниципальные образования (наравне с государством) наделены правом финансировать деятельность политических партий, тем самым напрямую оказывая влияние не только на их деятельность, но и на политическую ситуацию в стране.

Взаимодействие муниципальных образований с государственной властью в основном происходит через национальные ассоциации муниципальных образований, которые заключают с Правительством Швеции соглашения по различным вопросам и имеют своих представителей в большинстве центральных органов государственной власти.

Ассоциации муниципальных образований, действующие на правах общественных объединений, напрямую не влияют на решение отдельными муниципальными образованиями вопросов местного значения, так как акты этих ассоциаций имеют рекомендательный характер. Однако поскольку рекомендации национальных ассоциаций разрабатываются при участии Правительства Швеции, то на практике все муниципальные образования всегда придерживаются рекомендаций таких объединений.

Первый уровень местного самоуправления в Швеции представлен 290 муниципалитетами (коммунами) и осуществляется на местном уровне публичной власти, а второй уровень местного самоуправления представлен 20 муниципальными округами (ландстингами) и осуществляется на региональном уровне публичной власти.

В связи с тем, что государственное управление в Швеции в большой степени децентрализовано, основная часть ответственности в области социального обеспечения, здравоохранения, образования, экологии и других сферах ложится на муниципальные образования. В данных сферах государство осуществляет общее законодательное регулирование и частичное финансирования в рамках системы государственных трансфертов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Многие важные социальные задачи, решение которых во многих европейских странах возложено на государство, в Швеции реализуются исключительно органами местного самоуправления.

Отличительной чертой контрольно-ревизионной деятельности в муниципальных образованиях Швеции является то, что она осуществляется не профессиональными аудиторами, а членами собрания уполномоченных, избранными в качестве аудиторов. Таким образом, в определенной степени эта деятельность является инструментом внутреннего демократического контроля.

В пределах политической системы на национальном, региональном и местном уровнях в Швеции политические партии являются важнейшим объединяющим фактором для реализации национальной и местной политики. Как правило, на региональном и местном уровне общенациональные политические партии имеют свои отделения, представляющие партийные интересы в муниципальных образованиях. Политические программы общенациональных партий включают в себя специальные разделы, посвященные местному самоуправлению, в которых четко излагаются основные направления политики на местах и особые стратегии развития местного самоуправления.

Деятельность муниципальных партий, с одной стороны, в шведском законодательстве специально не регламентирована, а с другой стороны, их роль в формировании органов местного самоуправления Швеции является ключевой, так как выборы на местном уровне проходят только по пропорциональной избирательной системе, а состав всех органов местного самоуправления, избираемых представительным органом местного

4. Соотношение местного самоуправления и государственной

власти в Норвегии

Законодательная власть осуществляется стортингом (165 депутатов), избираемым всеобщим равным и тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, в качестве высшего совещательного органа, остальные составляют одельстинг. Исполнительная власть формально принадлежит королю, который назначает Государственный совет (правительство), формируемый, как правило, из партий парламентского большинства. Вся полнота исполнительной власти на практике принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром.

Управление в фюльке (провинциях) осуществляет назначаемый королём фюлькесман (губернатор), при нём имеется фюлькестинг (областной совет), состоящий из председателей советов сельских и городских коммун. В каждой коммуне имеется выборный орган местного самоуправления - собрание представителей.

Норвегия разделена на 19 округов и 434 муниципалитета. Окружные власти и муниципальные советы самоуправления делегируются государством, их права и обязанности представлены законодательством, а не Конституцией.

Государственная власть на местном уровне напрямую представлена окружными губернаторами.

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Они несут ответственность за систему начального и среднего образования, социальные услуги, муниципальные дороги, водообеспечение и канализационную систему, а также районирование территорий. Старшие классы средней школы и некоторые технические службы подчиняются окружной администрации. Каждый из этих уровней власти финансируется посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет отчислений центральных органов власти и других государственных институтов.

Округи представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен Средневековья и викингов, когда местные окружные советы (“fylkesting”) обладали значительной властью. Система местного самоуправления, сложившаяся в Средневековье, начала постепенно разрушаться после того, как Норвегия стала единым государством. При вступлении в унию с Данией власть, возглавляемая королем, стала централизованной. В 1837 году было вновь введено местное самоуправление в муниципалитетах См.: Ковешников Е.М. Муниципальное право // Норма - Инфра М, Москва, 2000. .

Во главе округов и муниципалитетов находятся выборные советы. Выборы проходят раз в четыре года. Избирательные мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85.

Советы возглавляются исполнительными комитетами, включающими в себя представителей всех партий соответствующего совета и мэра. Исключениями являются города Берген и Осло, форма правления является парламентской, а следовательно, они представляют собой пример партийного местного управления.

18 окружных администраций Норвегии (Осло традиционно не является округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного уровня власти между государством и муниципалитетами.

После реформы по слиянию, проведенной в 1967 году, количество муниципалитетов составляет примерно 420-440.

5. Основные особенности местного самоуправления в

рассматриваемых странах в сравнении друг с другом и с

некоторыми другими государствами

Местное самоуправление в скандинавских странах имеет давние традиции. В Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта между норвежским парламентом и королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии - в период с 1865 по 1873 год. В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции. Во всех этих странах структуры местного самоуправления могли опереться на традиции самоорганизации, прежде всего в сфере управления делами церковных общин. Некоторых сторонников введения местного самоуправления вдохновляли либеральные ценности См.: Черкасов А. Правовое регулирование местного управления в странах современного мира // М., 2000. .

В Швеции сотрудничающие муниципалитеты объединились вокруг городов на основе освоения межселенных территорий. Окончательное муниципальное деление закрепило сложившуюся систему блоков.

В отличие от Дании и Норвегии в Финляндии нет органов регионального самоуправления, избираемых населением. Основным аргументом против их создания является тот, что их создание потребует введения дополнительных налогов. А налоговое бремя финских налогоплательщиков считается одним из наиболее тяжелых в европейских странах.

Представительный орган местного самоуправления обычно избирается населением соответствующей административно-территориальной единицы путем прямых выборов. От числа жителей зависит и количественный состав местного совета.

В Бельгии численность муниципальных советов колеблется от 5 до 55 членов, в Италии - от 15 до 80, в Голландии - от 7 до 45, в Норвегии - от 13 до 85, в Дании - от 5 до 35.

Срок полномочий органов местного самоуправления может составлять один год (некоторые канадские провинции), два (Мексика, Боливия), три (Швеция, Эстония), четыре (Норвегия, Венгрия, Япония) года, пять (Турция, Кипр) или же шесть (Франция, Бельгия, Люксембург) лет.

По-разному регулируется вопрос о совмещении депутатских мандатов: от решения совмещать сразу несколько мандатов (в Дании - на местном, региональном и парламентском уровне), а также системы двойного мандата на местном и региональном уровне (Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Ирландия, Голландия, ФРГ), до одного депутатского мандата (Австрия, Бельгия, Франция).

Срок полномочий депутатского корпуса органов местного самоуправления различен. В ряде кантонов Швейцарии он составляет 3-4 года, Швеции, Норвегии, Португалии, Испании, Великобритании, Дании, Голландии, ФРГ (ряд земель) - 4 года, в Ирландии, Турции, Италии, на Кипре - 5 лет, в ряде земель ФРГ, Австрии - 5-6 лет, в Бельгии, Франции, Люксембурге - 6 лет См.: Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. С. 106-115. .

Небольшой срок полномочий обычно позволяет электорату осуществлять достаточно строгий контроль за деятельностью своих избранников с помощью права голоса. В то же время за короткий срок местные советники зачастую не успевают войти в курс дела, должным образом познакомиться с особенностями муниципальной работы, ее процедурами. Частые выборы обходятся недешево и являются ощутимой нагрузкой на местные бюджеты и налогоплательщиков. Более длительный срок деятельности советов экономичнее с финансовой точки зрения и позволяет его членам не думать постоянно о своем переизбрании, хотя в то же время утрачивает определенные достоинства демократического характера и снижает общий динамизм политического процесса.

В Финляндии коммунальный представительный орган - собрание уполномоченных - избирает коммунального руководителя (мэра), являющегося высшим должностным лицом коммуны и отвечающего преимущественно за ведение ее хозяйственных дел. Исполнительным органом коммуны считается, однако, не мэр, а коллегиальный орган - коммунальное правление, также избираемое собранием уполномоченных. До 1977 г. председателем правления был коммунальный руководитель, однако затем посты председателя правления и мэра были разделены в целях децентрализации властных полномочий и демократизации коммунальной администрации. Коллегиальные исполнительные органы местных советов функционируют также в Бельгии, Голландии, Швеции, Финляндии, крупных городах Дании.

В странах с континентальной моделью местного управления важную роль в осуществлении надзора за деятельностью местных властей играют представители государственной администрации на местах. Общий административный контроль над местными органами осуществляется центральным правительством или правительством соответствующего субъекта федерации (в лице, как правило, одного или нескольких министров). В Норвегии этими органами ведает министерство по муниципальным делам, во Франции, Италии, Новой Зеландии и ряде других государств - министерство внутренних дел.

Читайте также: