Местное самоуправление в казахстане кратко

Обновлено: 08.07.2024

Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Статья 86

1. Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

2. Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

3. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата.

4. К ведению маслихатов относится:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

5. Полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске.

6. Компетенция маслихатов, порядок их организации и деятельности, правовое положение их депутатов устанавливаются законом.

Статья 87

1. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

2. К ведению местных исполнительных органов относится:

1) разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

2) управление коммунальной собственностью;

3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики.

3. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства Республики.

4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.

5. По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

6. Компетенция местных исполнительных органов, организация и порядок их деятельности устанавливаются законом.

Статья 88

1. Маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Проекты решений маслихатов, предусматривающие сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии положительного заключения акима.

3. Решения маслихатов, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены в судебном порядке.

4. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Казахстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.

Статья 89

1. В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций.

3. Организация и деятельность местного самоуправления в Казахстане регулируются законом.

4. Гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.

Общий подход к организации местного самоуправления в Казахстане

Как отмечают специалисты, в последние годы Казахстан предпринимает попытки реформирования системы местного самоуправления. Основание данной реформы составляет понимание местного самоуправления как уровни власти, максимально приближенного к населению. Причем это близость обусловлена не только местом муниципального управления в иерархии власти, а скорее теми задачами и функциями, которые призвана реализовать местная власть. Основная цель функционирования муниципального управления состоит в решении вопросов, имеющих местную значимость, в интересах местного населения. В соответствии с законодательством Казахстана эффективная реализация муниципального управления требует формирования представительных органов муниципальной власти, кроме тех случаях, когда их функции возлагаются на сход населения.

Содержание деятельности органов муниципального управления в Казахстане

Органы муниципального управления в Казахстане призваны решать широкий спектр задач, включающий в себя следующие составляющие:

  1. обеспечение рационального использования земель муниципальных образований;
  2. осуществление комплексного социально-экономического развития территорий муниципальных образований и их объединений;
  3. организация и развития жилищно-коммунального хозяйства, осуществление благоустройства муниципальных территорий;
  4. организация и поддержка функционирования муниципального транспорта и дорожного хозяйства;
  5. осуществление бытового и торгового обслуживания;
  6. организация дошкольного, школьного и профессионального образования сообразно государственным образовательным стандартам;
  7. организация развития сферы физической культуры и спорта, а также туризма;
  8. обеспечение охраны общественного порядка;
  9. обеспечение охраны природной окружающей среды;
  10. обеспечение охраны исторического и культурного наследия муниципального образования и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Органы муниципального управления Казахстана отвечать следующим требованиям:

  • во-первых, структура и состав органов должны соответствовать отображению подлинных интересов и нужд местного населения;
  • во-вторых, организация органов муниципального управления должна строиться на принципе экономии средств и ресурсов, то есть при минимальных затратах обеспечивать максимально эффективное решение проблем муниципального образования;
  • в-третьих, исполнительные должности в органах местного самоуправления должны занимать опытные и ответственные люди, для эффективной деятельности которых формируются максимально благоприятные условия работы.

Реализация основной задачи деятельности органов муниципального управления, состоящей в комплексном социально-экономическом развитии территорий муниципальных образований, обеспечивается через систему коммунальных служб, призванных удовлетворять потребности населения в различных услуг, а также систему предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Интерес бизнеса в сотрудничестве с муниципальными властями заключается в получении благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территории муниципального образования.

Организационные аспекты муниципального управления в Казахстане

Поправки, внесенные в Конституцию Казахстана, определили формы осуществления местного самоуправления как непосредственное участие населения в данном процессе, так и наличие возможности осуществления такого управления через систему маслихатов и иных органов муниципального управления, создаваемых на территориях компактного проживания населения.

Маслихаты представляют собой муниципальные представительные органы управления, наделяемыми соответствующими государственными полномочиями.

Новый конституционный статус данного органа предполагает реализацию муниципальной власти через систему маслихатов, а также соединение в руках акима государственных полномочий и функций муниципального управления.

При этом местная государственная власть не рассматривается в качестве отдельной власти. Муниципальные органы управления призваны осуществлять реализацию определенной государственной функции и нести ответственность перед муниципальными представительными органами.

На сегодняшний день основным недостатком, определяющий особенности функционирования муниципальной власти в Казахстане, является высокий уровень непрозрачности и отсутствия конкретного разделения функций между уровнями власти. По мнению специалистов, требуется проведение тщательного анализа правовых норм и законодательное закрепление функционального назначения различных уровней власти, в том числе и муниципального.

Местное самоуправление - это способ организации и осуществле­ния власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется населением непосредст­венно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые создаются в сельских и городских сообществах граждан. Мест­ные сообщества представляют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов горо­да.

Выборным органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского местного сообщества. Выбо­ры в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установлен­ном законодательством о выборах в Республике Казахстан. Торага (пред­седатель местного самоуправления) избирается кенесом из числа его чле­нов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправле­ния определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Законом гарантируется самостоятельность органов местного само­управления в пределах их полномочий. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством Республики Ка­захстан.

Местные представительные и исполнительные органы должны ока­зывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их компетенции.

Органы местного самоуправления наделены широкими пол­номочиями.

Ведению местного самоуправления подлежат:

- принятие и изменение Устава местного сообщества;

- организация работ по содержанию и благоустройству мест общего пользования (парков, скверов, бульваров, пляжей, водоемов, зон отдыха и иных объектов);

- организация благоустройства и озеленения соответствующей террито­рии;

- осуществление контроля за тепло -, электро -, газо -, водоснабжением населения организациями;

- поддержка и оказание содействия в развитии учреждений дошкольного, среднего и профессионального образования, учреждений социально-культурной сферы;

- содействие в организации транспортного обслуживания населения;

- защита и помощь социально уязвимым гражданам, проживающим на территории сообщества;

- содействие развитию предпринимательства на территории местного со­общества;

- содействие поддержанию общественного порядка на территории мест­ного сообщества;

- организация оказания юридической помощи гражданам, проживающим на территории местного сообщества.

- Местное сообщество вправе принимать к своему ведению иные вопро­сы, касающиеся жизнедеятельности местного сообщества, не отнесен­ные законодательством к компетенции местных представительных и исполнительных государственных органов.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения, которые являются обязательными для исполнения гражданами, проживающими на данной территории.

Решения органов местного самоуправления могут быть отменены самими органами местною самоуправления либо в судебном порядке. Ре­шения органов местного самоуправления, принятые но вопросам, выходя­щим за пределы их полномочий, могут быть отменены акимом соответст­вующей административно-территориальной единицы.

Выборный орган местного самоуправления наделен определенными

полномочиями. Выборный орган местного самоуправления (кенес):

- принимает и изменяет Устав местного сообщества;

- рассматривает отчеты председателя местного самоуправления (торага) об использовании имущества местного сообщества;

- даст согласие па создание председателем местного самоуправления коммерческих организаций;

- утверждает схему управления местным сообществом;

- принимает решения о ликвидации или реорганизации местного сообще­ства.

Местное сообщество принимает Устав, который содержит:

- общие положения: цели, правовые основы, описание границ террито­рии, состав сообщества;

- предметы ведения местного сообщества;

- порядок образования, структуру и формы деятельности, основания и порядок реорганизации и ликвидации выборных и иных органов мест­ного самоуправления;

- полномочия и сроки деятельности органов, нрава и обязанности их чле­нов и должностных лиц;

- характеристику экономической основы местного сообщества;

- характеристику финансовой основы местного сообщества;

- порядок внесения изменений и дополнений в Устав местного сообщест­ва;

- иные вопросы организации и деятельности местного сообщества.

Типовой Устав местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.

Местное самоуправление в Республике Казахстан

Одной из ключевых проблем современного Казахстана, которые являются важными для дальнейшего демократического развития страны, является создание местного самоуправления. Провозглашенные Конституцией 1995 года права граждан на местное самоуправление до сих пор остаются не реализованными. За последние годы предпринималось несколько попыток разработать проект закона о местном самоуправлении. Главным препятствием является отсутствие единства в понимании местного самоуправления среди политичесих и общественных кругов страны.

Таком образом, создана основа для формирования в Казахстане современной системы местного самоуправления на базе действующих местных представительных органов – маслихатов с соответствующими государственными полномочиями. Учитывая установленный Конституцией статус маслихатов, законопроектом предлагается осуществление местного самоуправления через маслихаты соответствующих административно-территориальных единиц, а акиму осуществление наряду с функциями государственного управления функций органов местного самоуправления.

Учитывая большое значение органов местного самоуправления, представляется целесообразным рассмотрение основных этапов реформирования местного самоуправления в современном Казахстане.

В то же время местное государственное управление не должно представлять отдельную власть внутри страны. Местные государственные органы реализуют определенные государственные функции и несут ответственность перед правительством и местным представительным органом. Казахстанское законодательство в настоящее время слишком широко и зачастую непрозрачно, и негибко определяет те или иные функции и полномочия центральных и местных уровней управления. Необходимо провести тщательный анализ для уточнения и законодательного закрепления функций различных уровней власти.

Таким образом, в Казахстане активно формируется правовая база модели местного самоуправления. Ее внедрение в решающей степени зависит от совместных скоординированных действий Правительства РК и общественных организаций.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

1. Законодательство о государственной службе в Республике Казахстан. / Сост. Р.А.Подопригора. - Алматы: Юрист, 2005.

2. Государственная служба в Республике Казахстан: Сборник нормативных правовых актов / Под ред. А.М. Байменова. - Астана: Фолиант, 2000.

3. Государственная служба в Республике Казахстан: по сост. на 1 июня 2003 года. - Алматы: Юрист, 2003.

4. Турисбеков З.К. Совершенствование государственной службы в Республике Казахстан. - Астана, 2002.

5. Государственная служба Республики Казахстан. - Астана, 2004.

6. Государственная кадровая политика и механизм реализации. - Москва, 1998.

7. Байтелесов Ж. Общественная палата при Мажилисе обсудит поправки о политических партиях, выборах и СМИ / Человек и Закон. № 34.10 декабря 2008 года.

Читайте также: