Местное самоуправление в германии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Система МСУ в Германии – коммунальное управление. Коммунальную модель ФРГ отличает прежде всего то, что за основу МСУ принят район (или город в масштабе района), что исключает проблему становления МСУ в крупных городах, включая города федерального значения. Район одновременно выступает не только как самостоятельная коммунальная единица, но и как центр, объединяющий отдельные территориальные самоуправляемые общины, представитель их интересов вовне. Район при этом является также низовым звеном органов системы государственной власти.

Организационная особенность – устойчивая тенденция к объединению отдельных МО в рамках единого государства. При этом в ФРГ продолжается формирование крупных промышленных центров и образование городских мегаполисов в результате поглощения ими близлежащих населенных пунктов и привлечения на работу в города жителей из окрестных сел и небольших городов. При этом одновременно создается эффективно развитая экономика муниципальной инфраструктуры городского или окружного союза.

Система муниципальных органов ФРГ состоит из муниципальных советов (районных, городских и общинных), включающих в себя представительный (выборный) орган МСУ и местную администрацию. Минимальная численность МО, которая может получать право на избрание представительного органа самоуправления, составляет 200 человек.

Особенностью коммунального управления ФРГ является также наличие четырех типов муниципальной администрации.

Европейская хартия местного самоуправления, провозглашая принцип широкой автономии как основы самодостаточного существования органов МСУ рассматривает его в следующих основных агрегированных аспектах: а) уровень и объем его компетенции; б) правовой порядок осуществления полномочий; в) личная ответственность за результаты реализации функций и задач местного управления и используемых для этого средств.

Европейская хартия МСУ в целом исходит из того, что самоуправление должно отвечать местным потребностям и корпоративным интересам населения МО, а органы МСУ должны иметь право свободного выбора решений, способов, средств их реализации в объеме своих полномочий и под свою личную ответственность.

§ 7. Дозвільна система

§ 7. Дозвільна система Дозвільна система — це регламентований правом порядок виготовлення, придбання, обліку й використання спеціально визначених предметів, матеріалів і речовин, а також відкриття та функціонування окремих підприємств, майстерень і лабораторій з метою

Глава 8. Система права и система законодательства

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

25. Система права, правовая система России

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

8. Система МСУ в ФРГ

8. Система МСУ в ФРГ Система МСУ в Германии – коммунальное управление. Коммунальную модель ФРГ отличает прежде всего то, что за основу МСУ принят район (или город в масштабе района), что исключает проблему становления МСУ в крупных городах, включая города федерального

1.11. Система права и система законодательства

1.11. Система права и система законодательства Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

§ 2. Система преступлений и наказаний по Воинскому Уставу 1715-1716 гг. Воинские преступления и наказания. Система военных судов и судопроизводства в военных судах

§ 2. Система преступлений и наказаний по Воинскому Уставу 1715-1716 гг. Воинские преступления и наказания. Система военных судов и судопроизводства в военных судах Воинский Артикул и Краткое изображение процессов и судебных тяжб (части II и III Воинского устава) можно назвать

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Глава 21. Система права и система законодательства

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

15.3 Система права и система законодательства

15.3 Система права и система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой

Детальное регулирование организации и деятельности местного самоуправления отнесено к ведению субъектов Федерации. В то же время в Основном законе ФРГ закреплены основополагающие начала местного самоуправления.

В германском конституционном праве самостоятельность органов местного самоуправления выражается в так называемых пяти суверенитетах общин. В рамках “финансового суверенитета” каждая община вправе самостоятельно распоряжаться своими доходами и расходами, включая обложение населения определенными налогами. В рамках “суверенитета планирования” общины в соответствии с законом делят свою территорию на промышленные, жилые и зеленые зоны, определяют застройку.

Административно-территориальное устройство страны. В Основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления страны. Эта сфера отнесена к ведению субъектов федерации. Административно-территориальное деление в различных субъектах германской Федерации отличается многообразием. Можно выделить земли с трехзвенной системой территориального устройства и земли с двухзвенной системой территориального устройства (это небольшие по территории земли, например Саар). Особое место занимают так называемые города-республики (города-государства), являющиеся по своему правовому статусу одновременно городом и землей – субъектом Федерации; в деятельности их органов сочетается решение задач субъекта Федерации, общины, города.

При трехзвенной системе административно-территориального устройства земли делятся на округа, которые, в свою очередь, разделяются на районы (или города со статусом района), а районы – на общины (или города со статусом общин). Земли с двухзвенным делением имеют в своем составе уезды (города со статусом уезда), поделенные на общины (города со статусом общин). Города, как правило, выделены из округов, уездов и общин и обладают самостоятельным статусом (город со статусом района, уезда, общины). Названные административно-территориальные единицы являются территориальной основой организации местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления. Модель местного самоуправления в Германии относится к континентальному типу, но имеет особенности, которые позволяют сделать вывод о специфическом коммунальном самоуправлении в ФРГ. Местное самоуправление в полном объеме осуществляется на уровне общин и городов.

Правовой статус общин, взаимоотношения их органов отличаются большим своеобразием, что объясняется историческими традициями, влиянием зарубежного опыта на организацию местного управления и самоуправления и рядом других причин. По такому важному основанию, как взаимоотношения представительного органа с органами управления, различают четыре модели (разновидности) общин.

  • Первая разновидность (так называемое устройство магистрата) существует в землях Гессен, Шлезвиг-Гольштейн (в городах Киль, Франкфурт, Висбаден), в городах-землях Бремене и Гамбурге. Здесь представительный орган общины (общинное представительство, городское собрание депутатов) избирается населением общины. Образуется также коллегиальный исполнительный орган – магистрат, который избирается представительным органом из своего состава. Магистрат состоит из 6-12 членов, включая бургомистра и почетных членов, т.е. лиц, не получающих вознаграждения за свою деятельность. Магистрат решает текущие управленческие дела и представляет общину вовне. В этой модели местного управления заложена возможность противостояния представительного учреждения и исполнительной власти общины.
  • Вторая разновидность – так называемая южногерманская модель, существующая в землях Баден-Вюртемберг и Бавария. В этих землях “представительная корпорация” общины и “верхушка администрации” общины (бургомистр, обер-бургомистр) являются некой единой коллегией – общинным советом (городской совет, городское собрание депутатов). Общинный совет, включающий определенное число советников, пропорциональное численности населения, избирается населением путем прямых выборов; бургомистр – он же председатель совета – также избирается населением из числа профессионалов, выдвигаемых на партийной основе. Для этой разновидности характерно доминирующее положение представительного органа, а бургомистр в нем только “первый среди равных”, хотя в настоящее время он и обладает рядом важных полномочий, например, в планово-финансовой области, в решении кадровых вопросов и т.п. Иногда в литературе эта модель именуется “системой двух корпораций” и, по мнению ряда немецких ученых, она представляет собой определенную противоположность системе прусского устройства магистрата. Похожа эта модель и на американскую “совет–сильный мэр”.
  • Третья разновидность местного управления (так называемое устройство бургомистра) существует в общинах земель Рейнланд-Пфальц и Саар (города и сельские общины), Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины). Представительный орган формируется населением путем прямых выборов; исполнительный орган – бургомистр (в общинах с населением более 50 тыс. чел. он именуется обер-бургомистром) избирается представительным органом, но обладает значительными полномочиями, являясь, как правило, председателем общинного представительства. Бургомистр выполняет единоличные функции, свойственные магистрату, решая текущие проблемы в управлении общиной, руководя ее администрацией и представляя общину вовне. Бургомистр имеет право опротестовать решения совета и в связи с этим приостанавливать их исполнение. Бургомистр считается не только высшим должностным лицом местного управления, но и представителем правительства соответствующей земли. Фактическое положение бургомистра, избираемого советом, здесь зачастую не менее значимо, чем положение бургомистра, избираемого в других германских землях непосредственно населением.
  • Четвертая разновидность, условно называемая северогерманской моделью, действует в землях Северный Рейн – Вестфалия и Нижняя Саксония. Здесь представительный орган (совет, совет общины, городской совет) избирается населением. Исполнительный орган – исполнительный комитет – не является вспомогательным органом совета. Его работой руководит “директор общины” (директор города, обер-директор города), избираемый представительным органом. Комитет занимается подготовкой решений совета, директор решает текущие дела, руководит общинной администрацией, представляет общину вовне. Главы местной администрации (бургомистр или ландрат) при такой системе выполняют преимущественно представительские функции. Такая система управления весьма чужда немецким традициям. Она сложилась после Второй мировой войны не без влияния британских оккупационных властей. Эта модель напоминает англосаксонскую систему “совет-управляющий”.

Указанные разновидности имеют в отдельных землях (а иногда в пределах одной земли) многочисленные вариации; большим разнообразием отличается и организация местной администрации в общинах.




Функции и полномочия общин, округов, городов, а также органов местного самоуправления детально регулируются в уставах общин и уставах округов, городов. Общины принимают решения по вопросам развития инфраструктуры, общинного транспорта, туризма, строительства жилья, детских садов, школ, дорог, больниц, содержания театров, библиотек, музеев, социальных и спортивных сооружений. Общины устанавливают размеры налогов, сборов и т.д.

В германских городах исполнительный аппарат строится на общих для всех земель принципах и все департаменты имеют единую нумерацию. Департаменты создаются по основным направлениям деятельности муниципальных органов. Городская администрация обычно включает департаменты общего управления, финансов, безопасности и поддержания порядка, культуры и образования, по делам молодежи, здравоохранения и социальным проблемам, строительства, управления общественными службами, экономики и транспорта. Каждый департамент возглавляется избираемым или назначаемым руководителем.

Особенность политико-территориального устройства ФРГ – наличие городов, являющихся субъектами Федерации. В этих городах сочетается управление регионального уровня и местное самоуправление.

Детальное регулирование организации и деятельности местного самоуправления отнесено к ведению субъектов Федерации. В то же время в Основном законе ФРГ закреплены основополагающие начала местного самоуправления.

В германском конституционном праве самостоятельность органов местного самоуправления выражается в так называемых пяти суверенитетах общин. В рамках “финансового суверенитета” каждая община вправе самостоятельно распоряжаться своими доходами и расходами, включая обложение населения определенными налогами. В рамках “суверенитета планирования” общины в соответствии с законом делят свою территорию на промышленные, жилые и зеленые зоны, определяют застройку.

Административно-территориальное устройство страны. В Основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления страны. Эта сфера отнесена к ведению субъектов федерации. Административно-территориальное деление в различных субъектах германской Федерации отличается многообразием. Можно выделить земли с трехзвенной системой территориального устройства и земли с двухзвенной системой территориального устройства (это небольшие по территории земли, например Саар). Особое место занимают так называемые города-республики (города-государства), являющиеся по своему правовому статусу одновременно городом и землей – субъектом Федерации; в деятельности их органов сочетается решение задач субъекта Федерации, общины, города.

При трехзвенной системе административно-территориального устройства земли делятся на округа, которые, в свою очередь, разделяются на районы (или города со статусом района), а районы – на общины (или города со статусом общин). Земли с двухзвенным делением имеют в своем составе уезды (города со статусом уезда), поделенные на общины (города со статусом общин). Города, как правило, выделены из округов, уездов и общин и обладают самостоятельным статусом (город со статусом района, уезда, общины). Названные административно-территориальные единицы являются территориальной основой организации местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления. Модель местного самоуправления в Германии относится к континентальному типу, но имеет особенности, которые позволяют сделать вывод о специфическом коммунальном самоуправлении в ФРГ. Местное самоуправление в полном объеме осуществляется на уровне общин и городов.

Правовой статус общин, взаимоотношения их органов отличаются большим своеобразием, что объясняется историческими традициями, влиянием зарубежного опыта на организацию местного управления и самоуправления и рядом других причин. По такому важному основанию, как взаимоотношения представительного органа с органами управления, различают четыре модели (разновидности) общин.

  • Первая разновидность (так называемое устройство магистрата) существует в землях Гессен, Шлезвиг-Гольштейн (в городах Киль, Франкфурт, Висбаден), в городах-землях Бремене и Гамбурге. Здесь представительный орган общины (общинное представительство, городское собрание депутатов) избирается населением общины. Образуется также коллегиальный исполнительный орган – магистрат, который избирается представительным органом из своего состава. Магистрат состоит из 6-12 членов, включая бургомистра и почетных членов, т.е. лиц, не получающих вознаграждения за свою деятельность. Магистрат решает текущие управленческие дела и представляет общину вовне. В этой модели местного управления заложена возможность противостояния представительного учреждения и исполнительной власти общины.
  • Вторая разновидность – так называемая южногерманская модель, существующая в землях Баден-Вюртемберг и Бавария. В этих землях “представительная корпорация” общины и “верхушка администрации” общины (бургомистр, обер-бургомистр) являются некой единой коллегией – общинным советом (городской совет, городское собрание депутатов). Общинный совет, включающий определенное число советников, пропорциональное численности населения, избирается населением путем прямых выборов; бургомистр – он же председатель совета – также избирается населением из числа профессионалов, выдвигаемых на партийной основе. Для этой разновидности характерно доминирующее положение представительного органа, а бургомистр в нем только “первый среди равных”, хотя в настоящее время он и обладает рядом важных полномочий, например, в планово-финансовой области, в решении кадровых вопросов и т.п. Иногда в литературе эта модель именуется “системой двух корпораций” и, по мнению ряда немецких ученых, она представляет собой определенную противоположность системе прусского устройства магистрата. Похожа эта модель и на американскую “совет–сильный мэр”.
  • Третья разновидность местного управления (так называемое устройство бургомистра) существует в общинах земель Рейнланд-Пфальц и Саар (города и сельские общины), Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины). Представительный орган формируется населением путем прямых выборов; исполнительный орган – бургомистр (в общинах с населением более 50 тыс. чел. он именуется обер-бургомистром) избирается представительным органом, но обладает значительными полномочиями, являясь, как правило, председателем общинного представительства. Бургомистр выполняет единоличные функции, свойственные магистрату, решая текущие проблемы в управлении общиной, руководя ее администрацией и представляя общину вовне. Бургомистр имеет право опротестовать решения совета и в связи с этим приостанавливать их исполнение. Бургомистр считается не только высшим должностным лицом местного управления, но и представителем правительства соответствующей земли. Фактическое положение бургомистра, избираемого советом, здесь зачастую не менее значимо, чем положение бургомистра, избираемого в других германских землях непосредственно населением.
  • Четвертая разновидность, условно называемая северогерманской моделью, действует в землях Северный Рейн – Вестфалия и Нижняя Саксония. Здесь представительный орган (совет, совет общины, городской совет) избирается населением. Исполнительный орган – исполнительный комитет – не является вспомогательным органом совета. Его работой руководит “директор общины” (директор города, обер-директор города), избираемый представительным органом. Комитет занимается подготовкой решений совета, директор решает текущие дела, руководит общинной администрацией, представляет общину вовне. Главы местной администрации (бургомистр или ландрат) при такой системе выполняют преимущественно представительские функции. Такая система управления весьма чужда немецким традициям. Она сложилась после Второй мировой войны не без влияния британских оккупационных властей. Эта модель напоминает англосаксонскую систему “совет-управляющий”.

Указанные разновидности имеют в отдельных землях (а иногда в пределах одной земли) многочисленные вариации; большим разнообразием отличается и организация местной администрации в общинах.

Функции и полномочия общин, округов, городов, а также органов местного самоуправления детально регулируются в уставах общин и уставах округов, городов. Общины принимают решения по вопросам развития инфраструктуры, общинного транспорта, туризма, строительства жилья, детских садов, школ, дорог, больниц, содержания театров, библиотек, музеев, социальных и спортивных сооружений. Общины устанавливают размеры налогов, сборов и т.д.

В германских городах исполнительный аппарат строится на общих для всех земель принципах и все департаменты имеют единую нумерацию. Департаменты создаются по основным направлениям деятельности муниципальных органов. Городская администрация обычно включает департаменты общего управления, финансов, безопасности и поддержания порядка, культуры и образования, по делам молодежи, здравоохранения и социальным проблемам, строительства, управления общественными службами, экономики и транспорта. Каждый департамент возглавляется избираемым или назначаемым руководителем.

Особенность политико-территориального устройства ФРГ – наличие городов, являющихся субъектами Федерации. В этих городах сочетается управление регионального уровня и местное самоуправление.

Общая характеристика подхода к местному самоуправлению в Германии

Конституцией Германии не установлены конкретные подробные положения относительно местного самоуправления. Основной закон страны отмечает наличие гарантированного права населения на регулирование в рамках действующего законодательства под свою ответственность всех дел местного сообщества. Кроме того, основной закон наделяет правом самоуправления объединения общин. Округа и общины наделены правом создания представительных органов местного самоуправления, избираемых посредством проведения прямых, всеобщих, равных, свободных и тайных выборов. Активным и пассивным избирательным правом на уровне округов и общин наделены даже лица, являющиеся гражданами государств, входящие в Европейский Союз.

Каждое муниципальное образование, то есть земля, наделена правом самостоятельного определения структуры и полномочий органов местного самоуправления. Правовую основу их деятельности в общих чертах определяют земельные конституции, более подробное правовое регулирование осуществляется специальными законами. В основе построения местного самоуправления на территории Германии находится административно-территориальное деление земель. Административно-территориальное деление большинства земель Германии включает в себя округа, уезды, общины, некоторая часть земель – только уезды и общины. Крупные города по статусу приравнивают к уездам.

Некоторые особенно значимые города, такие как Бремен, Берлин, Гамбург являются одновременно землями. Эти земли отличаются особым административным устройством. Так, в административном отношении Берлин разделен на районы, осуществляющие самоуправление, но не обладающие правами общины, то есть у этих субъектов муниципального управления нет собственных уставов и финансовой самостоятельности.

В свою очередь, Бремен включает в состав 2 общины, выступая при этом землей и объединением общин одновременно. Гамбург одновременно является землей и общиной, которая подразделяется на городские районы.

В округах формируется система местного управления. Ее формирование осуществляется правительством земель, которое выполняется руководство ею путем прямых указаний. Система местного управления округов находится в прямом подчинении правительства земель во всех аспектах своей деятельности.

Местное управление в округах и уездах

На уровне округов управление осуществляется правительственным президентом, назначение которого осуществляется либо правительством, либо премьер-министром земель. Правительственный президент находится в подчинении министра внутренних дел земли. Также создается правительственный президиум, представляющий собой аппарат правительства президента в виде группы чиновников, ориентированных на решение отдельных административных вопросов.

Готовые работы на аналогичную тему

В подчинении правительственных президентов находится главы местной администрации уездного уровня, именуемые уездными директорами или ландратами. Уездные директора и состоящие при них управления является частью государственной администрации на уездном уровне. Одновременно в уездах создаются и органы местного самоуправления. Эти органы имеют выборный характер и представляют уездное население.

Правовую основу формирования органов местного самоуправления уездного уровня составляют положения об уездах, принимаемые каждой землей.

Местное самоуправление в общинах

В соответствии с германским законодательством община признается корпорацией публичного права, наделяемой правом самостоятельного решения местных дел. В сферу самоуправления на уровне общин входят вопросы, определяемые законодательством земель, как правило, это вопросы коммунального хозяйства.

Компетенция общин включает в себя следующие вопросы:

  • во-первых, осуществление управления имуществом общины и предприятиями общины;
  • во-вторых, вопросы местного транспорта и дорожного строительства;
  • в-третьих, вопросы оказания коммунальных услуг;
  • в-четвертых, вопросы местной полиции и пожарной охраны;
  • в-пятых, вопросы организации и функционирования местных культурных учреждений;
  • в-шестых, вопросы организации и содержания социальных учреждений;
  • в-седьмых, вопросы организации и функционирования спортивных учреждений и прочее.

При этом земельные конституции детально не определяют компетенцию общин в решении указанных вопросов.

Особенностью общинного управления является то, что его органы одновременно являются самостоятельными политическими органами, занятыми решением вопросов самоуправления, и исполнительными государственными органами.

Общинное самоуправление нацелено на активизацию проживающих на территории общины граждан в вопросах решения общественных дел. Общинное управление практикует осуществление демократии на низовом уровне власти.

Порядок осуществления общинного самоуправления устанавливается положением об общинах, принимаемым в виде земельного закона. В целом германские земли стремятся к унификации общинного устройства, однако практика показывает значительное расхождение его форм. Например, в землях Северной Германии коллегиальный принцип действия положен в основу не только представительного, но исполнительного органов власти на местном уровне. При этом председатель магистрата, то есть исполнительного органа, выполняет, как правило, только почетные функции. В землях Южной Германии проводятся выборы общинных советов, являющихся представительными органами местного самоуправления, и бургомистров, выступающих в качестве единоличного главы исполнительной власти. В Рейнской области глава исполнительной власти действует по найму. Выборный общинный совет принимает решение относительно кандидатур глава исполнительной власти и наделяет это должностное лицо полномочиями по формированию и управлению местной администрации.

Помимо этого, большое разнообразие форм местного самоуправления встречается зачастую в рамках одной и той же земли.

Германия - федеративное государство, состоящее из 16 федеральных земель. В соответствии с Основным Законом (Конституцией) местное самоуправление в Германии отнесено к компетенции федеральных земель.

Поэтому специальное законодательное регулирование местного самоуправления на уровне Федерации отсутствует. В то же время гарантия местного самоуправления и правовая основа для его регулирования на уровне федеральных земель установлена Основным Законом и конституциями ее земель. В части 1 ст.28 Основного закона говорится: В землях, районах и общинах народ должен иметь представительство, созданное путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Часть 2 ст. 28 Основного Закона гласит: «Общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объединения общин в рамках установленной законами компетенции также обладают правом самоуправления.

Таким образом, на федеральном уровне установлены только основные права и гарантии местного самоуправления.

Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных органов власти. При этом во всех землях приняты и действуют сходные законы, регулирующие деятельность МС. Базовыми среди них в каждой земле являются Положение об общинах (Gemeindeordnung) и Положение о районах (Landkreisordnung). Кроме того, во всех землях существуют также специальные законы о муниципальных выборах. Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность федеральных земель в регулировании местного самоуправления, с течением времени произошла значительная унификация законодательства земель. В целом этот процесс следует расценивать как объективный, поскольку, во-первых, происходит все большее выравнивание условий проживания людей в различных землях, во-вторых, со временем выделяются наиболее эффективные, успешные модели местного самоуправления, которые затем перенимаются другими землями как лучший опыт.

Территориальная организация.

Каждая земля самостоятельно определяет статуса каждого муниципалитета и круг его полномочий.

В качестве основного критерия федеральные земли используют в первую очередь численность населения соответствующего поселения. Естественно, что федеральные земли, отличающиеся высокой плотностью населения, как правило, устанавливают более высокий минимальный порог численности населения, необходимый для формирования самостоятельного муниципалитета. Кроме того, при формировании территорий и установлении статуса муниципалитетов учитываются и другие факторы, в первую очередь исторические особенности и традиции как земли в целом, так и конкретных поселений. Так, к примеру, в южных немецких землях традиционно сильны были небольшие сельские общины, а также торговые поселения, каждое из которых имело свои сформировавшиеся веками особенности, индивидуальность, высокую степень самоидентификации жителей.

Общины представляют собой сельские населенные пункты или их группы и города.

Общины формируют объединения – районы (Landkreise). Таким образом, во всех субъектах сформирована устойчивая двухуровневая система местного самоуправления.

Районы в Германии являются объединением общин и одновременно государственной административной единицей нижнего уровня. Распределение компетенции между районами и общинами осуществляется по принципу, согласно которому задачи, которые не могут быть выполнены общинами, осуществляются главным образом районами, т.е. остаточная компетенция по принципу “снизу вверх”. Таким образом, районы в Германии скорее являются надмуниципальным уровнем, чем нижним “этажом” государственной власти. Основной задачей этого уровня управления является координация межобщинного взаимодействия и решение совместными усилиями вопросов, выходящих за пределы возможностей отдельных общин.

Также на территории земель могут выделяться самостоятельные города вне районов (городские округа, kreisfreie Staedte) (так называемые города земельного значения).

Хотя отнесение города к категории городских округов (городов вне районов) не дает ему автоматически никаких преимуществ перед городами в составе районов, тем не менее оно повышает его шансы с точки зрения территориального планирования и развития.

в 1970-е гг в западных землях, во второй половине 1990-х гг в восточных землях прошла административная реформа, направленная на укрупнение общин и частично районов, а также уменьшение числа городов вне районов.

Высшим органом власти на местах являются городской совет или совет общины. Это - муниципальное собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, так называемый “коммунальный парламент”. Избирателями могут быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство и прожившие в городе (общине) не менее трех месяцев. На первом заседании из нескольких кандидатур избираются председатель совета и его заместители (обербургомистр и бургомистры), которые занимают свои должности в течение срока полномочий совета.

Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета.

Земельные инстанции могут осуществлять только правовой надзор за действиями органов муниципальной власти при выполнении этих задач, но не контролировать целесообразность их действий. Эти задачи местного самоуправления в свою очередь подразделяются на обязательные (организация энерго- и водоснабжения, пожарной охраны, содержание зданий начальных школ, управления дорогами и т.п.) и добровольные(их община ставит перед собой сама с учетом своих финансовых возможностей, например, строительство спортивных сооружений, парков, музеев и т.п.).

Наряду с задачами самоуправления общины могут также решать вопросы государственного уровня. Государству иногда выгоднее вместо подключения своих инстанций использовать административные возможности и местные преимущества общин. На выполнение государственных поручений распространяется неограниченный правовой и предметный надзор вышестоящих органов. При постановке задач перед общинами государство имеет обязанности по их финансированию. (обеспечение строительного надзора, регистрация места жительства граждан и оповещение населения о грозящей опасности).

Полномочия делятся на 4 группы:

1) полномочия в сфере финансово-экономической деятельности;

2) полномочия в области охраны общественного порядка;

3) полномочия муниципальных органов в области коммунального обслуживания, застройки и благоустройства территорий и охраны окружающей среды (ОС);

Читайте также: