Иоанн лествичник житие кратко

Обновлено: 02.07.2024

Краткая биография святого

Всю жизнь старец прожил на горе Синай. Первое житие преподобного составил инок Даниил из Раифского монастыря, с которым Иоанн дружил при жизни. Безымянный современник и ученик отшельника оставил воспоминания о наставнике. Даниил включил его записки в свое сочинение.

Происхождение

Родина Иоанна Лествичника — Византия или Южная Палестина. По легенде, его родители — святые Ксенофонт и Мария. Они принадлежали к знатному сословию, но отличались душевной добротой и набожностью. В преклонных летах супруги приняли иночество и обрели дар прозорливости.

Если Ксенофонт и Мария — действительно родители Иоанна Лествичника, в житии упоминали бы о его брате Аркадии или о службе в иерусалимском монастыре. Но преподобный всю жизнь провел в пустыне. У него был родной брат, тоже монах и настоятель Синайского монастыря. Но безымянный современник старца называет его Георгием. Поэтому версия о святых родителях не доказана.

иоанн лествичник

Житие

По стопам праведных родителей или по собственному желанию, но в 16 лет юноша ушел жить на гору Синай. Первые 4 года он ходил в послушниках у старца Мартирия, а в 20 лет принял постриг. В день принятия иночества старец Стратигий предвидел, что Иоанн послужит на благо церкви и войдет в историю православия.

19 лет инок был учеником старца Мартирия. После смерти наставника Иоанн совершил поездку в Египет. Месяц он прожил среди монахов одного из Пахомиевых монастырей и побывал в Скитской пустыне. Впоследствии в своем поучительном произведении он изобразил игумена египетской обители как образцового пастыря.

Иоанн Лествичник вел умеренно аскетический образ жизни. Он не изнурял себя голоданием, а ел пищу, разрешенную в пост, сколько ему требовалось. Святой отец не проводил бессонные ночи в молитвах. Он отводил на сон достаточно времени для ясности разума.

Иоанн славился мудростью, и к нему часто приходили люди за советом. У старца был ученик, но имя его неизвестно. Встречались и недоброжелатели. Иоанна упрекали в многословии и тщеславии. Чтобы не искушаться, он целый год хранил обет молчания. Но советы его очень ценили. Поэтому люди, упрекавшие старца, сами попросили его вновь вернуться к наставническим беседам.

иоанн лествичник

В 75 лет Иоанн по приглашению возглавил Синайский монастырь и управлял обителью 4 года. Потом он передал дела родному брату Георгию, снова вернулся к отшельничеству и жил в уединении до своей кончины.

Чудеса преподобного

Старец Иоанн с теплотой и пониманием встречал людей, нуждавшихся в его наставлении. Слава о мудром монахе разошлась среди церковных и простых людей. Отшельник не гордился своими чудесами и искал уединения в пещере.

В начале иночества

Иоанн с учителем Мартирием пришли к преподобному Анастасию Синоиту. Великий подвижник спросил Мартирия, кто постриг его ученика. Тот указал на себя. Анастасий с удивлением указал на новообращенного, как на игумена Синайской горы. Другой старец, Иоанн Савваит, в присутствии своего ученика Стефана омыл ноги юному Иоанну, но не Мартирию. Стефан спросил об этом Савваита, и тот ответил, что омыл ноги Синайскому игумену, а не отроку.

В отшельничестве

Чудесный случай произошел с его учеником. По просьбе отца Иоанна инок трудился в саду в знойный день. В полдень он устал и прилег отдохнуть. Старец же сидел в своей келье. Вдруг отцу Иоанну явился дух почтенного старца-подвижника и сказал, что его ученику грозит опасность. Иоанн стал молиться об ученике.

Когда вечером инок вернулся, наставник спросил его, хорошо ли прошел его день. Тот ответил, что в полдень он отдыхал от работы и увидел сон. Иоанн звал ученика во сне. Инок проснулся и хотел бежать на помощь учителю. Но когда он немного отбежал от места отдыха, туда упал камень со скалы.

иоанн лествичник

Иоанн помог брату Исаакию избавиться от беса. Исаакий пришел к мудрецу и рассказал о тяжкой борьбе с нечистым. Иоанн призвал несчастного к молитве. Не успели они закончить моление, как бес покинул Исаакия и бросился бежать от братьев, будто подгоняемый невидимым хлыстом. Спасенный монах возблагодарил Бога и прославившего Его Иоанна.

В старости

Чудесное явление случилось, когда отец Иоанн стал игуменом монастыря Святой Екатерины на Синае. Братья очень настаивали, чтобы мудрый отшельник возглавил их обитель, и тот согласился, хоть и был уже стар. Его называли новым Моисеем.

В день посвящения в должность среди шестисот гостей в монастыре заметили паломника в грубой тоге, коротко стриженного. После торжества он исчез. Никто из братьев не знал его. Только прп. Иоанн проявил чудо прозорливости и понял, что это господин Моисей пришел послужить им в святом месте.

В засуху к настоятелю пришли местные жители и попросили его помочь молитвой о дожде. После молитвы преподобного на землю пролилась влага.

Самое главное чудо Иоанна Лествичника — смирение, сила воли и наблюдательность, благодаря которым он сам смог подняться по лестнице благочестия и помочь другим.

Смерть

Точная дата кончины святого Иоанна Лествичника неизвестна. Предположительно называют 649 год. Накануне кончины преподобный дал последние наставления монахам. В последние минуты с ним пребывал отец Георгий. Родной брат печалился от того, что остается один стеречь монастырскую паству. Он надеялся покинуть земную юдоль первым, и чтобы Иоанн отпускал его. Но преподобный успокоил Георгия, обещал молиться о нем пред Богом и предрек кончину менее, чем через год. Его предсказание сбылось — брат почил через 10 месяцев.

иоанн лествичник

Творческое наследие

В произведении автор описывает 30 ступеней духовного развития, соответствующие годам Христа. Человек, преодолевший все ступени духовной лестницы, спасет душу и войдет в Царство Божие. После восхождения на последнюю ступень человек по чистоте души сравняется с Иисусом. Но главным условием для обретения душевного совершенства старец называл отречение от мирской жизни.

Иконография

Иоанна Лествичника изображали двумя способами:

иоанн лествичник икона

На портретах видны индивидуальные черты лица старца:

  • аскетическая угловатость;
  • морщины на лбу;
  • длинная широкая борода;
  • залысины.

Одеяние святого отца:

  • хитон;
  • мантия;
  • схима с куколем;
  • аналав.

Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.

Преподобного можно найти в системах росписи и на фресках в русских церквях: в Великом Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Переславле-Залесском.

Гимнография

святая икона

По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.

Почитание в православии

Священнослужители почитают святого Иоанна Лествичника за его вклад в благоустройство монашеского уклада жизни.

В честь преподобного получил имя старший сын Ивана Грозного. После рождения царевича Иоанна написали мерную икону покровителя. Сыновья царя Иоанна IV увековечили память о святом отце в построенных и освященных в его честь церквях Московского Кремля и Белозерского Кириллового монастыря.

О чем просят перед образом

иоанн лествичник

Перед иконой славят святого в день памяти и просят об укреплении в вере. Специальной молитвы преподобному не составили. Его подвиг состоит в духовном труде. Поэтому обращаются к старцу своими словами, предварительно прочитав хвалебный гимн.

Тексты молитвы

Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1:

Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 8:

Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4:

Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4:

Ин кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1:

Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник по­чи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как ве­ли­кий по­движ­ник и ав­тор за­ме­ча­тель­но­го ду­хов­но­го тво­ре­ния, на­зы­ва­е­мо­го "Ле­стви­цей", по­это­му пре­по­доб­ный и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на по­чти не со­хра­ни­лось све­де­ний. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он ро­дил­ся око­ло 570 го­да и был сы­ном свя­тых Ксе­но­фон­та и Ма­рии, па­мять ко­то­рых празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 26 ян­ва­ря. Шест­на­дца­ти лет от­рок Иоанн при­шел в Си­най­ский мо­на­стырь. На­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем пре­по­доб­но­го стал ав­ва Мар­ти­рий. По­сле че­ты­рех лет пре­бы­ва­ния на Си­нае свя­той Иоанн Ле­ствич­ник был по­стри­жен в ино­че­ство. Один из при­сут­ство­вав­ших при по­стри­ге, ав­ва Стра­ти­гий, пред­ска­зал, что он станет ве­ли­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви Хри­сто­вой. В те­че­ние 19-ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в по­слу­ша­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле смер­ти ав­вы Мар­ти­рия пре­по­доб­ный Иоанн из­брал от­шель­ни­че­скую жизнь, уда­лив­шись в пу­стын­ное ме­сто, на­зы­ва­е­мое Фо­ла, где про­вел 40 лет в по­дви­ге без­мол­вия, по­ста, мо­лит­вы и по­ка­ян­ных сле­зах. Не слу­чай­но в "Ле­стви­це" пре­по­доб­ный Иоанн так го­во­рит о сле­зах по­ка­я­ния: "Как огонь со­жи­га­ет и уни­что­жа­ет хво­рост, так чи­стая сле­за омы­ва­ет все нечи­сто­ты, на­руж­ные и внут­рен­ние". Силь­на и дей­ствен­на бы­ла его свя­тая мо­лит­ва, об этом сви­де­тель­ству­ет при­мер из жи­тия угод­ни­ка Бо­жия.

У пре­по­доб­но­го Иоан­на был уче­ник, инок Мо­и­сей. Од­на­жды на­став­ник при­ка­зал сво­е­му уче­ни­ку на­но­сить в сад зем­ли для гря­док. Ис­пол­няя по­слу­ша­ние, инок Мо­и­сей из-за силь­но­го лет­не­го зноя при­лег от­дох­нуть под те­нью боль­шо­го уте­са. Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник на­хо­дил­ся в это вре­мя в сво­ей кел­лии и от­ды­хал по­сле мо­лит­вен­но­го тру­да. Вне­зап­но ему явил­ся муж по­чтен­но­го ви­да и, раз­бу­див свя­то­го по­движ­ни­ка, с упре­ком ска­зал: "По­че­му ты, Иоанн, спо­кой­но от­ды­ха­ешь здесь, а Мо­и­сей на­хо­дит­ся в опас­но­сти?" Пре­по­доб­ный Иоанн тот­час про­бу­дил­ся и стал мо­лить­ся за сво­е­го уче­ни­ка. Ко­гда его уче­ник воз­вра­тил­ся ве­че­ром, пре­по­доб­ный спро­сил, не слу­чи­лось ли с ним что-ли­бо пло­хое. Инок от­ве­тил: "Нет, но я под­верг­ся боль­шой опас­но­сти. Ме­ня ед­ва не раз­да­вил боль­шой об­ло­мок кам­ня, ото­рвав­ший­ся от уте­са, под ко­то­рым я в пол­день уснул. К сча­стью, мне пред­ста­ви­лось во сне, что ты зо­вешь ме­ня, я вско­чил и бро­сил­ся бе­жать, а в это вре­мя с шу­мом упал огром­ный ка­мень на то са­мое ме­сто, с ко­то­ро­го я убе­жал. "

Об об­ра­зе жиз­ни пре­по­доб­но­го Иоан­на из­вест­но, что пи­тал­ся он тем, что не за­пре­ща­лось уста­вом пост­ни­че­ской жиз­ни, но – уме­рен­но. Не про­во­дил но­чей без сна, хо­тя спал не бо­лее то­го, сколь­ко необ­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния сил, чтобы непре­стан­ным бодр­ство­ва­ни­ем не по­гу­бить ума. "Я не по­стил­ся чрез­мер­но, – го­во­рит он сам о се­бе, – и не пре­да­вал­ся уси­лен­но­му ноч­но­му бде­нию, не ле­жал на зем­ле, но сми­рял­ся. и Гос­подь ско­ро спас ме­ня". При­ме­ча­те­лен сле­ду­ю­щий при­мер сми­ре­ния пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. Ода­рен­ный вы­со­ким про­ни­ца­тель­ным умом, умуд­рен­ный глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том, он с лю­бо­вью по­учал всех при­хо­див­ших к нему, ру­ко­во­дя их к спа­се­нию. Но ко­гда яви­лись неко­то­рые, по за­ви­сти упре­кав­шие его в мно­го­сло­вии, ко­то­рое они объ­яс­ня­ли тще­сла­ви­ем, то пре­по­доб­ный Иоанн на­ло­жил на се­бя мол­ча­ние, чтобы не по­да­вать по­во­да к осуж­де­нию, и без­молв­ство­вал в те­че­ние го­да. За­вист­ни­ки осо­зна­ли свое за­блуж­де­ние и са­ми об­ра­ти­лись к по­движ­ни­ку с прось­бой не ли­шать их ду­хов­ной поль­зы со­бе­се­до­ва­ния.

Скры­вая свои по­дви­ги от лю­дей, пре­по­доб­ный Иоанн ино­гда уеди­нял­ся в пе­ще­ре, но сла­ва о его свя­то­сти рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы ме­ста по­дви­гов, и к нему непре­стан­но при­хо­ди­ли по­се­ти­те­ли всех зва­ний и со­сто­я­ний, жаж­дав­шие услы­шать сло­во на­зи­да­ния и спа­се­ния. В воз­расте 75-ти лет, по­сле со­ро­ка­лет­не­го по­движ­ни­че­ства в уеди­не­нии, пре­по­доб­ный был из­бран игу­ме­ном Си­най­ской оби­те­ли. Око­ло че­ты­рех лет управ­лял пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник свя­той оби­те­лью Си­ная. Гос­подь на­де­лил пре­по­доб­но­го к кон­цу его жиз­ни бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний.

Во вре­мя управ­ле­ния мо­на­сты­рем по прось­бе свя­то­го Иоан­на, игу­ме­на Ра­иф­ско­го мо­на­сты­ря (па­мять в Сыр­ную суб­бо­ту), и бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ны­ми зна­ме­ни­тая "Ле­стви­ца" – ру­ко­вод­ство для вос­хож­де­ния к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Зная о муд­ро­сти и ду­хов­ных да­ро­ва­ни­ях пре­по­доб­но­го, Ра­иф­ский игу­мен от ли­ца всех ино­ков сво­ей оби­те­ли про­сил на­пи­сать для них "ис­тин­ное ру­ко­вод­ство для по­сле­ду­ю­щих неуклон­но, и как бы ле­стви­цу утвер­жде­ну, ко­то­рая же­ла­ю­щих воз­во­дит до Небес­ных врат. " Пре­по­доб­ный Иоанн, от­ли­чав­ший­ся скром­ным о се­бе мне­ни­ем, сна­ча­ла сму­тил­ся, но за­тем из по­слу­ша­ния при­сту­пил к ис­пол­не­нию прось­бы ра­иф­ских ино­ков. Свое тво­ре­ние пре­по­доб­ный так и на­звал – "Ле­стви­ца", объ­яс­няя на­зва­ние сле­ду­ю­щим об­ра­зом: "Со­ору­дил я ле­стви­цу вос­хож­де­ния. от зем­но­го во свя­тая. во об­раз трид­ца­ти лет Гос­под­ня со­вер­шен­но­ле­тия, зна­ме­на­тель­но со­ору­дил ле­стви­цу из 30 сте­пе­ней, по ко­то­рой, до­стиг­нув Гос­под­ня воз­рас­та, ока­жем­ся пра­вед­ны­ми и без­опас­ны­ми от па­де­ния". Цель это­го тво­ре­ния – на­учить, что до­сти­же­ние спа­се­ния тре­бу­ет от че­ло­ве­ка нелег­ко­го са­мо­от­вер­же­ния и уси­лен­ных по­дви­гов. "Ле­стви­ца" пред­по­ла­га­ет, во-пер­вых, очи­ще­ние гре­хов­ной нечи­сто­ты, ис­ко­ре­не­ние по­ро­ков и стра­стей в вет­хом че­ло­ве­ке; во-вто­рых, вос­ста­нов­ле­ние в че­ло­ве­ке об­ра­за Бо­жия. Хо­тя кни­га бы­ла на­пи­са­на для ино­ков, лю­бой хри­сти­а­нин, жи­ву­щий в ми­ру, по­лу­ча­ет в ней на­деж­но­го пу­те­во­ди­те­ля для вос­хож­де­ния к Бо­гу, и стол­пы ду­хов­ной жиз­ни – пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит (па­мять 11 но­яб­ря и 26 ян­ва­ря), Сер­гий Ра­до­неж­ский (па­мять 25 сен­тяб­ря и 5 июля), Иосиф Во­ло­ко­лам­ский (па­мять 9 сен­тяб­ря и 18 ок­тяб­ря) и дру­гие – ссы­ла­лись в сво­их на­став­ле­ни­ях на "Ле­стви­цу" как на луч­шую кни­гу для спа­си­тель­но­го ру­ко­вод­ства.

Со­дер­жа­ние од­ной из сте­пе­ней "Ле­стви­цы" (22-я) рас­кры­ва­ет по­двиг ис­треб­ле­ния тще­сла­вия. Пре­по­доб­ный Иоанн пи­шет: "Тще­сла­вие вы­ска­зы­ва­ет­ся при каж­дой доб­ро­де­те­ли. Ко­гда, на­при­мер, хра­ню пост – тще­слав­люсь, и ко­гда, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю на пи­щу, опять тще­слав­люсь – бла­го­ра­зу­ми­ем. Одев­шись в свет­лую одеж­ду, по­беж­да­юсь лю­бо­че­сти­ем и, пе­ре­одев­шись в ху­дую, тще­слав­люсь. Го­во­рить ли ста­ну – по­па­даю во власть тще­сла­вия. Мол­чать ли за­хо­чу, опять пре­да­юсь ему. Ку­да ни по­вер­ни это тер­ние, оно всё станет спи­ца­ми квер­ху. Тще­слав­ный. на взгляд чтит Бо­га, а на де­ле бо­лее ста­ра­ет­ся уго­дить лю­дям, чем Бо­гу. Лю­ди вы­со­ко­го ду­ха сно­сят оби­ду бла­го­душ­но и охот­но, а слу­шать по­хва­лы и не ощу­щать ни­ка­кой при­ят­но­сти мо­гут толь­ко свя­тые и непо­роч­ные. Ко­гда услы­шишь, что ближ­ний или друг твой в гла­за или за гла­за зло­сло­вит те­бя, по­хва­ли и по­лю­би его. Не тот по­ка­зы­ва­ет сми­ре­ние, кто сам се­бя бра­нит: как быть неснос­ным са­мо­му се­бе? Но кто, обес­че­щен­ный дру­гим, не умень­ша­ет сво­ей люб­ви к нему. Кто пре­воз­но­сит­ся при­род­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми — счаст­ли­вым умом, вы­со­кой об­ра­зо­ван­но­стью, чте­ни­ем, при­ят­ным про­из­но­ше­ни­ем и дру­ги­ми по­доб­ны­ми ка­че­ства­ми, ко­то­рые лег­ко при­об­ре­та­ют­ся, тот ни­ко­гда не при­об­ре­та­ет да­ров сверхъ­есте­ствен­ных. Ибо кто в ма­лом не ве­рен, тот и во мно­гом бу­дет не ве­рен и тще­сла­вен. Ча­сто слу­ча­ет­ся, что Сам Бог сми­ря­ет тще­слав­ных, на­сы­лая неожи­дан­ное бес­че­стие. Ес­ли мо­лит­ва не ис­тре­бит тще­слав­но­го по­мыс­ла, при­ве­дем на мысль ис­ход ду­ши из этой жиз­ни. Ес­ли и это не по­мо­жет, устра­шим его по­зо­ром Страш­но­го су­да. "Воз­но­сяй­ся сми­рит­ся" да­же здесь, преж­де бу­ду­ще­го ве­ка. Ко­гда хва­ли­те­ли, или луч­ше – льсте­цы, нач­нут хва­лить нас, тот­час при­ве­дем се­бе на па­мять все без­за­ко­ния свои и най­дем, что во­все не сто­им мы то­го, что нам при­пи­сы­ва­ют".

Этот и дру­гие при­ме­ры, на­хо­дя­щи­е­ся в "Ле­стви­це", слу­жат об­раз­цом той свя­той рев­но­сти о сво­ем спа­се­нии, ко­то­рая необ­хо­ди­ма каж­до­му че­ло­ве­ку, же­ла­ю­ще­му жить бла­го­че­сти­во, а пись­мен­ное из­ло­же­ние его мыс­лей, со­став­ля­ю­щих плод мно­гих и утон­чен­ных на­блю­де­ний его над сво­ей ду­шою и глу­бо­ко­го ду­хов­но­го опы­та, яв­ля­ет­ся ру­ко­вод­ством и ве­ли­ким по­со­би­ем на пу­ти к ис­тине и доб­ру.

Сте­пе­ни "Ле­стви­цы" – это пре­хож­де­ние из си­лы в си­лу на пу­ти стрем­ле­ния че­ло­ве­ка к со­вер­шен­ству, ко­то­рое не вдруг, но толь­ко по­сте­пен­но мо­жет быть до­сти­га­е­мо, ибо, по сло­ву Спа­си­те­ля, "Цар­ство Небес­ное си­лою бе­рет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его" (Мф.11:12).

10 апреля 2016 г., в неделю (воскресенье) 4-ю Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта краткое житие святого подвижника.

Скры­вая свои по­дви­ги от лю­дей, пре­по­доб­ный Иоанн ино­гда уеди­нял­ся в пе­ще­ре, но сла­ва о его свя­то­сти рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы ме­ста по­дви­гов, и к нему непре­стан­но при­хо­ди­ли по­се­ти­те­ли всех зва­ний и со­сто­я­ний, жаж­дав­шие услы­шать сло­во на­зи­да­ния и спа­се­ния. В воз­расте 75-ти лет, по­сле со­ро­ка­лет­не­го по­движ­ни­че­ства в уеди­не­нии, пре­по­доб­ный был из­бран игу­ме­ном Си­най­ской оби­те­ли. Око­ло че­ты­рех лет управ­лял пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник свя­той оби­те­лью Си­ная. Гос­подь на­де­лил пре­по­доб­но­го к кон­цу его жиз­ни бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний.

Епископ Якутский и Ленский Роман

Епископ Якутский и Ленский Роман

Нет мощей, но есть память

Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая!

Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он.

Лестница приоритетов

Узнать в себе монаха

Собственно говоря, кто такой монах и чем он отличается от мирянина? Он не женится? Но любой женатый человек когда-то жил вне брака, а благочестивым христианином уже был. Монах больше молится? Но любой христианин призван к непрестанной молитве.

Все просто — монах посвящает себя Богу и Церкви. Подобным образом посвящают друг другу себя люди, вступающие в брак. Целиком и полностью, безоговорочно, как уже было сказано — оставляя отца и мать.

Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет (таковых будет немного), но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей. Человек понимает, что такое жить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога.

Монастырь святой Екатерины на Синае, фото Compfight

Монастырь святой Екатерины на Синае, фото Compfight

Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн. Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее. Не говоря уже о том, что сейчас существует такое немыслимое для прошедших веков явление как монах — приходской священник.

В какой-то степени сегодняшним монахам сложнее, чем их предшественникам. Сегодня тот, кто искреннее желает послужить Богу, точно так же должен отказаться от радостей мира (от греховного стяжания до добродетельного семейного счастья), но при этом не защищен от него ничем, кроме собственной воли: нет ни пустыни, ни высоких монастырских стен (в крупный городской монастырь, особенно представляющий культурную ценность, за день приходит значительно больше светских людей, чем вечером на дискотеку!).

Так что форма монашества, как и условия жизни мирянина ныне не те, что в Византии времен Иоанна Лествичника. Но суть остается прежней. Вверх по лестнице: от отречения от мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.

Читайте также: