Иоанн лествичник житие кратко
Обновлено: 02.07.2024
Краткая биография святого
Всю жизнь старец прожил на горе Синай. Первое житие преподобного составил инок Даниил из Раифского монастыря, с которым Иоанн дружил при жизни. Безымянный современник и ученик отшельника оставил воспоминания о наставнике. Даниил включил его записки в свое сочинение.
Происхождение
Родина Иоанна Лествичника — Византия или Южная Палестина. По легенде, его родители — святые Ксенофонт и Мария. Они принадлежали к знатному сословию, но отличались душевной добротой и набожностью. В преклонных летах супруги приняли иночество и обрели дар прозорливости.
Если Ксенофонт и Мария — действительно родители Иоанна Лествичника, в житии упоминали бы о его брате Аркадии или о службе в иерусалимском монастыре. Но преподобный всю жизнь провел в пустыне. У него был родной брат, тоже монах и настоятель Синайского монастыря. Но безымянный современник старца называет его Георгием. Поэтому версия о святых родителях не доказана.
Житие
По стопам праведных родителей или по собственному желанию, но в 16 лет юноша ушел жить на гору Синай. Первые 4 года он ходил в послушниках у старца Мартирия, а в 20 лет принял постриг. В день принятия иночества старец Стратигий предвидел, что Иоанн послужит на благо церкви и войдет в историю православия.
19 лет инок был учеником старца Мартирия. После смерти наставника Иоанн совершил поездку в Египет. Месяц он прожил среди монахов одного из Пахомиевых монастырей и побывал в Скитской пустыне. Впоследствии в своем поучительном произведении он изобразил игумена египетской обители как образцового пастыря.
Иоанн Лествичник вел умеренно аскетический образ жизни. Он не изнурял себя голоданием, а ел пищу, разрешенную в пост, сколько ему требовалось. Святой отец не проводил бессонные ночи в молитвах. Он отводил на сон достаточно времени для ясности разума.
Иоанн славился мудростью, и к нему часто приходили люди за советом. У старца был ученик, но имя его неизвестно. Встречались и недоброжелатели. Иоанна упрекали в многословии и тщеславии. Чтобы не искушаться, он целый год хранил обет молчания. Но советы его очень ценили. Поэтому люди, упрекавшие старца, сами попросили его вновь вернуться к наставническим беседам.
В 75 лет Иоанн по приглашению возглавил Синайский монастырь и управлял обителью 4 года. Потом он передал дела родному брату Георгию, снова вернулся к отшельничеству и жил в уединении до своей кончины.
Чудеса преподобного
Старец Иоанн с теплотой и пониманием встречал людей, нуждавшихся в его наставлении. Слава о мудром монахе разошлась среди церковных и простых людей. Отшельник не гордился своими чудесами и искал уединения в пещере.
В начале иночества
Иоанн с учителем Мартирием пришли к преподобному Анастасию Синоиту. Великий подвижник спросил Мартирия, кто постриг его ученика. Тот указал на себя. Анастасий с удивлением указал на новообращенного, как на игумена Синайской горы. Другой старец, Иоанн Савваит, в присутствии своего ученика Стефана омыл ноги юному Иоанну, но не Мартирию. Стефан спросил об этом Савваита, и тот ответил, что омыл ноги Синайскому игумену, а не отроку.
В отшельничестве
Чудесный случай произошел с его учеником. По просьбе отца Иоанна инок трудился в саду в знойный день. В полдень он устал и прилег отдохнуть. Старец же сидел в своей келье. Вдруг отцу Иоанну явился дух почтенного старца-подвижника и сказал, что его ученику грозит опасность. Иоанн стал молиться об ученике.
Когда вечером инок вернулся, наставник спросил его, хорошо ли прошел его день. Тот ответил, что в полдень он отдыхал от работы и увидел сон. Иоанн звал ученика во сне. Инок проснулся и хотел бежать на помощь учителю. Но когда он немного отбежал от места отдыха, туда упал камень со скалы.
Иоанн помог брату Исаакию избавиться от беса. Исаакий пришел к мудрецу и рассказал о тяжкой борьбе с нечистым. Иоанн призвал несчастного к молитве. Не успели они закончить моление, как бес покинул Исаакия и бросился бежать от братьев, будто подгоняемый невидимым хлыстом. Спасенный монах возблагодарил Бога и прославившего Его Иоанна.
В старости
Чудесное явление случилось, когда отец Иоанн стал игуменом монастыря Святой Екатерины на Синае. Братья очень настаивали, чтобы мудрый отшельник возглавил их обитель, и тот согласился, хоть и был уже стар. Его называли новым Моисеем.
В день посвящения в должность среди шестисот гостей в монастыре заметили паломника в грубой тоге, коротко стриженного. После торжества он исчез. Никто из братьев не знал его. Только прп. Иоанн проявил чудо прозорливости и понял, что это господин Моисей пришел послужить им в святом месте.
В засуху к настоятелю пришли местные жители и попросили его помочь молитвой о дожде. После молитвы преподобного на землю пролилась влага.
Самое главное чудо Иоанна Лествичника — смирение, сила воли и наблюдательность, благодаря которым он сам смог подняться по лестнице благочестия и помочь другим.
Смерть
Точная дата кончины святого Иоанна Лествичника неизвестна. Предположительно называют 649 год. Накануне кончины преподобный дал последние наставления монахам. В последние минуты с ним пребывал отец Георгий. Родной брат печалился от того, что остается один стеречь монастырскую паству. Он надеялся покинуть земную юдоль первым, и чтобы Иоанн отпускал его. Но преподобный успокоил Георгия, обещал молиться о нем пред Богом и предрек кончину менее, чем через год. Его предсказание сбылось — брат почил через 10 месяцев.
Творческое наследие
В произведении автор описывает 30 ступеней духовного развития, соответствующие годам Христа. Человек, преодолевший все ступени духовной лестницы, спасет душу и войдет в Царство Божие. После восхождения на последнюю ступень человек по чистоте души сравняется с Иисусом. Но главным условием для обретения душевного совершенства старец называл отречение от мирской жизни.
Иконография
Иоанна Лествичника изображали двумя способами:
На портретах видны индивидуальные черты лица старца:
- аскетическая угловатость;
- морщины на лбу;
- длинная широкая борода;
- залысины.
Одеяние святого отца:
- хитон;
- мантия;
- схима с куколем;
- аналав.
Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.
Преподобного можно найти в системах росписи и на фресках в русских церквях: в Великом Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Переславле-Залесском.
Гимнография
По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.
Почитание в православии
Священнослужители почитают святого Иоанна Лествичника за его вклад в благоустройство монашеского уклада жизни.
В честь преподобного получил имя старший сын Ивана Грозного. После рождения царевича Иоанна написали мерную икону покровителя. Сыновья царя Иоанна IV увековечили память о святом отце в построенных и освященных в его честь церквях Московского Кремля и Белозерского Кириллового монастыря.
О чем просят перед образом
Перед иконой славят святого в день памяти и просят об укреплении в вере. Специальной молитвы преподобному не составили. Его подвиг состоит в духовном труде. Поэтому обращаются к старцу своими словами, предварительно прочитав хвалебный гимн.
Тексты молитвы
Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1:
Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 8:
Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4:
Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4:
Ин кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1:
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал. "
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся. и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат. " Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения. от земного во святая. во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный. на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные. Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его. Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему. Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие. Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Степени "Лествицы" – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12).
10 апреля 2016 г., в неделю (воскресенье) 4-ю Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта краткое житие святого подвижника.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Епископ Якутский и Ленский Роман
Нет мощей, но есть память
Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая!
Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он.
Лестница приоритетов
Узнать в себе монаха
Собственно говоря, кто такой монах и чем он отличается от мирянина? Он не женится? Но любой женатый человек когда-то жил вне брака, а благочестивым христианином уже был. Монах больше молится? Но любой христианин призван к непрестанной молитве.
Все просто — монах посвящает себя Богу и Церкви. Подобным образом посвящают друг другу себя люди, вступающие в брак. Целиком и полностью, безоговорочно, как уже было сказано — оставляя отца и мать.
Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет (таковых будет немного), но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей. Человек понимает, что такое жить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога.
Монастырь святой Екатерины на Синае, фото Compfight
Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн. Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее. Не говоря уже о том, что сейчас существует такое немыслимое для прошедших веков явление как монах — приходской священник.
В какой-то степени сегодняшним монахам сложнее, чем их предшественникам. Сегодня тот, кто искреннее желает послужить Богу, точно так же должен отказаться от радостей мира (от греховного стяжания до добродетельного семейного счастья), но при этом не защищен от него ничем, кроме собственной воли: нет ни пустыни, ни высоких монастырских стен (в крупный городской монастырь, особенно представляющий культурную ценность, за день приходит значительно больше светских людей, чем вечером на дискотеку!).
Так что форма монашества, как и условия жизни мирянина ныне не те, что в Византии времен Иоанна Лествичника. Но суть остается прежней. Вверх по лестнице: от отречения от мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.
Читайте также: