Меры борьбы с шумом обж 8 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Для уменьшения уровней шума применяются технические, строительно-акустические и организационные мероприятия, а также средства индивидуальной защиты (ГОСТ 12. 4. 051-87 - Средства индивидуальной защиты органа слуха).

К этим мерам относятся :

1. Подавление шума в источниках

а)замена ударных взаимодействий деталей безударными;

б)замена возвратно-поступательных движений вращательными;

в)создание форм деталей, плавно обтекаемых воздухом;

г)замена подшипников качения подшипниками скольжения;

д)замена штамповки прессованием;

з)заменять прямозубые шестерни на косозубые, шевронные;

и)повышать класс точности обработки деталей, шестерен;

к)заменять зубчатые и цепные передачи клиноременными или зубчато-ременными;

л)применять принудительное смазывание трущихся поверхностей;

м)применение "малошумящих" материалов (капроновые, текстолитовые - менее шумные);

н)статическая и динамическая балансировка деталей;

о)применение глушителей шума, звукоизолирующих кожухов ( 32).

Рис. 32 Звукоизолирующий кожух.

2. Предупреждение распространения шума - звукоизоляция и звукопоглощение.

При звукоизоляции уменьшается уровень шума, который распространяется за счет колебания преграды. Для звукоизоляции применяются плотные, жесткие, массивные перегородки. При этом ослабление зависит от массы перегородки, а не от ее материала. Большее ослабление достигается при слоистых перегородках, с воздушными промежутками между слоями.

При звукопоглощении звук ослабляется за счет поглощения звуковой энергии в порах материала перегородки (войлок, вата, пемза). Наряду с пористыми материалами для звукопоглощения применяются специальные мастики, которыми покрываются перегородки и отдельные части машин.

3. Строительные и организационные меры :

а)увеличение расстояния от источника шума - концентрация цехов с большим уровнем шума и удаление их от других производственных помещений.

Так как интенсивность шума в помещениях зависит не только от прямого, но и от отраженного звука, который может быть уменьшен за счет увеличения площади звукопоглощения помещения, т. е. необходимо применять :

б)покрытие внутренних поверхностей помещения звукопоглощающими облицовками;

в)размещение в помещениях штучных звукопоглощателей ( 33) (объемные тела, заполненные звукопоглощающим материалом иподвешенные к потолку).
Рис. 33

г)закрытие машин звукоизоляционными кожухами;

д)устройство экранов (с покрытием их звукоизолирующими материалами) между машиной и рабочим местом;

е)устройство звукоизолированных машин;

ж)рациональный режим труда и отдыха;

з)сокращение времени нахождения в шумовых условиях;

и)контроль уровней шума на рабочих местах.

В качестве звукопоглощающего материала применяют ультратонкое стекловолокно, капроновое волокно, минеральную вату, древесноволокнистые и минераловатные плиты, пористый полтвинилхлорид и др. Толщина облицовок составляет 20-200 мм. В низких помещениях облицовывают только потолок, т. к. стены в них практически не влияют на отражение звука, а в высоких и вытянутых помещениях - облицовывают как стены, так и потолок. При некоторых производственных процессах, например, как клепка, обрубка, штамповка, зачистка трудно или невозможно эффективно снизить шум.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок ОБЖ Шум и его воздействие на человека

Человек воспринимает звук посредством органа слуха, костей черепа, а при особенно интенсивном звуке – всем телом.

В настоящее время существует отрасль науки, изучающая влияние звука на организм человека, учеными ведутся многоплановые исследования в этой области.

Шум — это совокупность апериодических звуков различной частоты и интенсивности (шелест, дребезжание, скрип, визг и т. п.).

По физической сущности шум – это волнообразное движение частиц упругой среды (газовой, жидкой или твердой), характеризующееся амплитудой колебания, частотой, скоро- стью распространения и длиной волны. Характер негативного воздействия на органы слуха и подкожный рецепторный аппарат человека зависит еще и от таких показателей шума, как уровень звукового давления и интенсивность (громкость), причем важны не абсолютные их значения, а отношения к пороговым величинам.

За единицу измерения уровней звукового давления и интенсивности звука принят децибел (дБ). Диапазон звуков, воспринимаемых органом слуха человека, колеблется от О до 140 дБ. Важной характеристикой звука является его частота – количество колебаний воз- душной среды в единицу времени. Частота измеряется в герцах (Гц) – количестве колебаний в секунду.

Громкость звука определяется субъективным восприятием слухового аппарата чело- века. Порог слухового восприятия зависит еще и от диапазона частот. Так, ухо менее чув- ствительно к звукам низких частот (до 20 Гц).

Органы слуха человека воспринимают звуки в диапазоне частот 16-20 000 Гц. Выделяют следующие звуковые диапазоны:

• низкочастотный (20–400 Гц);

• среднечастотный (400–1000 Гц);

• высокочастотный (свыше 1000 Гц).

Звуковые волны с частотой менее 20 Гц называются инфразвуковыми, а с частотой более 20 000 Гц – ультразвуковыми. Инфра– и ультразвуковые колебания органами слуха человека не воспринимаются.

Характер производственного шума зависит от вида его источников:

• механический шум возникает в результате работы различных механизмов с неурав- новешенными массами вследствие их вибрации;

• аэродинамический шум образуется при движении воздуха по трубопроводам, вен- тиляционным системам;

• шум электромагнитного происхождения возникает вследствие колебаний элемен- тов электромеханических устройств (ротора, статора, сердечника и пр.) под влиянием пере- менных магнитных полей;

• гидродинамический шум является следствием процессов, которые происходят в жидкостях (гидравлические удары, турбулентность потока и т. д.).

Существующие источники шума в условиях городской жилой среды можно подраз- делить на две основные группы: расположенные в свободном пространстве (вне зданий) и находящиеся внутри зданий. Источники шума, расположенные в свободном пространстве, делятся на подвижные и стационарные, то есть постоянно или долговременно установлен- ные в каком-либо месте.

Внутренние источники шума можно подразделить на несколько групп:

• техническое оснащение зданий (лифты, трансформаторные подстанции);

• санитарное оснащение зданий (водопроводные сети, смывные краны туалетов, душевые и пр.);

• технологическое оснащение зданий (морозильные камеры магазинов, оборудова- ние небольших мастерских и т. п.);

• бытовые приборы (холодильники, пылесосы, миксеры, стиральные машины и т. п.);

• аппаратура для воспроизведения музыки, радиоприемники и телевизоры, музы- кальные инструменты.

В последние годы отмечается рост шума в городах, что связано с резким увеличением движения транспорта (автомобильного, рельсового, воздушного).

Уровень различных шумов зависит не только от транспортного потока, но и от плани- ровочных решений (профиль улиц, высота и плотность застройки), элементы благоустрой- ства (дорожное покрытие, зеленые насаждения).

Диапазон колебаний между фоновыми и максимальными (пиковыми) уровнями звука в примагистральной территории в дневное время составляет в среднем 20 дБ, а в ночное время снижается в 2–2,5 раза.

В условиях городского шума происходит постоянное напряжение органов слуха, при- водящее к утомлению, снижению остроты слуха. Под влиянием шума нарушается состо- яние центральной нервной системы, снижаются внимание, работоспособность, особенно умственная.

При уровне шума свыше 60 дБ снижаются объем кратковременной памяти, умственная работоспособность, реакция на различные жизненные ситуации.

Такой шум вызывает:

• органическое расстройство слухового анализатора;

• функциональное расстройство слухового восприятия;

• функциональное расстройство нейрогуморальной регуляции;

• функциональные расстройства двигательной функции и функции чувств;

• расстройства эмоционального равновесия.

Большинству людей доставляют удовольствие звуки природного происхождения – шум моря, листвы, щебетание птиц. Звуки технического происхождения (станки, оборудо- вание, транспорт и пр.) вызывают чувство раздражения и негативно действуют на организм человека – утомляют, вызывают головную боль, снижают внимание и скорость реакции. А при длительном воздействии и высоком уровне отрицательно воздействующий звук спосо- бен вызвать раздражение, переходящее в психоэмоциональный стресс, который может при- вести к психическим и физическим патологическим изменениям в организме человека.

Воздействие шума на организм человека

Воздействие шума на организм человека вызывает негативные изменения прежде всего в органах слуха, нервной и сердечно-сосудистой системах. Степень выраженности этих изменений зависит от параметров шума, стажа работы в условиях воздействия шума, длительности действия шума в течение рабочего дня, индивидуальной чувствительности организма.

Воздействия шума на человека можно условно подразделить на две группы:

• специфические (слуховые) – воздействия на слуховой анализатор, которые выра- жаются в слуховом утомлении, кратковременной или постоянной потере слуха, расстрой- ствах четкости речи и восприятия акустических сигналов;

• системные (внеслуховые) – воздействия на отдельные системы и организм в целом (на заболеваемость, сон, психику).

Уровни коммунального шума почти всегда значительно ниже предела, установленного для рабочей зоны (85–90 дБ). Снижению остроты слуха способствуют коммунальные шумы, максимальные значения которых достигают указанного верхнего предела (от телевизора, ударных музыкальных инструментов, транспорта).

Изучение влияния шума на жителей разного пола и возраста показало, что более чув- ствительны к нему женщины и лица старших возрастных групп. Данные категории насе- ления, проживающие в шумных районах, чаще жалуются на раздражение, нарушение сна, головные боли, боли в области сердца. Выявлены тенденции к повышению артериального давления, изменения отдельных показателей электрокардиограммы, нарушения функции центральной и вегетативной нервной системы, снижение слуховой чувствительности.

В целом установлено, что воздействие шума на человека двоякое. Поэтому здесь важна субъективная реакция на шум. Установлено, например, что люди умственного труда, люди с развитой чувствительностью (представители творческих профессий) ощущают воздействие шума острее, чем представители других форм занятости. Поэтому с субъективной точки зрения шум можно определить как всякий нежелательный, мешающий, вредный звук.

Основными источниками шума в жилых и общественных помещениях являются в пер- вую очередь жизнедеятельность людей (разговоры, крики, игра на музыкальных инструмен- тах, топот, передвижение мебели и пр.) и работа радиоприемников, магнитофонов, электри- ческих приборов, эксплуатация инженерного и санитарно-технического оборудования.

Человек за шумовой стресс расплачивается преждевременным старением и смертью.

По данным австралийских ученых, шум сокращает жизнь человека на 8–12 лет.

Уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь.

Установлена зависимость между повышением уровня шума в квартире с 35 до 50 дБ и значительным увеличением как периода засыпания, так и коэффициента двигательной активности.

Уровень шума в ночное время (с 22 до 7 ч утра) не должен превышать 35 дБ. На шум 35–40 дБ реагирует 13% спящих, а на 45 дБ – 35%. Пробуждение наступает при уровне шума 50,3 дБ (изменение стадии сна – при 48,5 дБ).

По характеру нарушения физиологических функций шум разделяется на несколько категорий:

• раздражающий (96–114 дБ) – препятствует языковой связи, вызывает нервное напряжение, бессонницу, потерю аппетита и вследствие этого снижение работоспособности, общее переутомление;

• вредный (115–120 дБ) – нарушает физиологические функции на длительный период и вызывает развитие хронических заболеваний, которые непосредственно связаны со слу- ховым восприятием: ухудшение слуха, гипертония, туберкулез, язва желудка;

• травмирующий (до 150 дБ) – резко нарушает физиологические функции организма человека; человек его практически не переносит;

• смертельный (180 дБ) – приводит к летальному исходу.

Данные об уровнях звука различных бытовых шумов приведены в табл. 26.

Уровни звуков в зависимости от источника шума и расстояния

Негативное воздействие на организм человека оказывает и инфразвук (до 20 Гц), вызы- вая утомление, чувство страха, головные боли, головокружение, а также снижение остроты зрения. Особенно неблагоприятно воздействие на организм человека звуковых колебаний с частотой 4–12 Гц.

Поскольку шум является вредным фактором среды обитания человека, сани- тарно-гигиенические нормы устанавливают его предельно допустимые уровни (ПДУ). Величина ПДУ зависит от вида деятельности или отдыха человека. В табл. 27 приведены некоторые значения ПДУ в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях застройки.

Предельно допустимые уровни (ПДУ) шума в помещениях жилых, общественных зданий и территорий застройки

Методы борьбы с шумом

В Российской Федерации превышение допустимых санитарными нормами уровней звука на территории жилой застройки составляет 15–25 дБ, а в помещениях жилых зданий

– 20 дБ и более, что требует разработки и проведения эффективных шумозащитных меро- приятий. Борьба с шумом сводится в основном к законодательным, научно-техническим и профилактическим мерам.

Для борьбы с шумом в помещениях проводятся мероприятия технического, техноло- гического и медицинского характера:

• устранение причины шума, то есть замена шумящего оборудования, механизмов на более современное, не шумящее оборудование;

• изоляция источника шума от окружающей среды (применение глушителей, экра- нов, звукопоглощающих строительных материалов);

• ограждение шумящих производств зонами зеленых насаждений;

• применение рациональной планировки помещений;

• использование дистанционного управления при эксплуатации шумящего обору- дования и машин;

• использование средств автоматики для управления и контроля за технологическими производственными процессами;

• использование индивидуальных средств защиты (беруши, наушники, ватные там-

• проведение периодических медицинских осмотров с прохождением аудиометрии;

• соблюдение режима труда и отдыха;

• проведение профилактических мероприятий, направленных на восстановление

Интенсивность звука определяется по логарифмической шкале громкости (от 0 до 140 дБ). Для измерения силы и интенсивности шума применяют различные приборы: шумо- меры, анализаторы частот, спектрометры и др.

Оздоровление жилой среды городов и других населенных пунктов тесно связано со снижением отрицательного воздействия на человека шума от внешних источников.

Снижение шума в источнике его возникновения является действенным и самым эффек- тивным путем борьбы с шумом. Поэтому мероприятия по снижению шума должны прово- диться в процессе конструирования машин и оборудования.

Значительное влияние на шумовой режим микрорайонов оказывает ширина защитной территориальной полосы до источника интенсивного внешнего шума, степень ее озелене- ния. При увеличении расстояния от точечного источника шума вдвое понижение уровня шума составляет 3 дБ.

Большое значение имеет использование рациональных планировочных приемов гра- достроительства, обоснованное решение объемно-пространственной композиции жилой территории, учет особенностей рельефа местности и пр.

10.2. Состояние систем жизнеобеспечения в России

В жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны задействовано около 4200 пред- приятий коммунальной энергетики, действуют около 2370 водопроводных и 1050 канали- зационных насосных станций, свыше 72 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет примерно 373 тыс. км, тепловых в двухтрубном исчислении – 150 тыс. км, воздушных и кабельных электросетей – около 400 тыс. км.

Существующие мощности систем жизнеобеспечения практически во всех регионах и населенных пунктах России недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Их дефицит равен: по водоснабжению – 9,6 млн т в год, по канализации – 8,3 млн т в год, по теплоснабжению – 13 тыс. Гкал/ч.

Нестабильная работа технических объектов коммунального хозяйства создает особые угрозы населению и территориям при сильных холодах и ветрах. За последние 10 лет физи- ческий износ этих объектов возрос в 1,7 раза и в большинстве городов и сельских населен- ных пунктов достиг критической величины – 50–70%. Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной опасности возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Существенно возросло количество ветхих сетей теплоснабжения (до 20%), требующих незамедлительной замены. Увеличилось количество оборудования, отработавшего расчет- ный срок службы: по котлам – более 31%; по сосудам, работающим под давлением, – 12%; по трубопроводам пара – 13%. Коэффициент обновления по промышленности в целом сни- зился за последнее десятилетие с 7,5 до 1,12%. Средний фактический срок службы обору- дования перевалил за 2,5 от нормативного срока и составляет 30 и более лет (вместо 12 лет). В развитых странах средний срок работы оборудования составляет 10 лет, а нормативный срок – 6 лет.

Еще в 2004 году по прогнозам специалистов МЧС в России уровень износа основных фондов технологического оборудования достиг своего пика. В этой ситуации техногенные происшествия могут обернуться гибелью людей и огромными материальными потерями.

В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснаб- жения, каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.

В 1996–2006 годах на объектах жилого, социального и культурного назначения еже- годно происходило около 300 аварий. В 2006 году в жилищно-коммунальном хозяйстве про- изошло 168 крупных ЧС, материальный ущерб составил 3,6 млрд руб. Наиболее часто они возникали в осенне-зимний период с наступлением отопительного сезона на системах тепло- снабжения городов, поскольку объекты предзимних работ по подготовке к эксплуатации были выполнены лишь на 1/3 (из-за отсутствия финансовых и материальных средств на ремонт и профилактику).

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства?

2. Охарактеризуйте источники опасностей жилищно-коммунального хозяйства страны.

3. Какие меры повышают устойчивость объектов жизнеобеспечения?

4. Какие требования предъявляются к помещениям, где устанавливаются газовые при- боры?

5. Какими опасными свойствами обладают углеводородные соединения?

6. Каковы основные правила при эксплуатации газовых приборов?

7. Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?

8. Каковы причины электротравматизма?

9. От каких факторов зависит степень поражения электрическим током?

10. Какие источники электромагнитных полей вы знаете?

11. Каково действие электромагнитных полей на организм человека?

12. Назовите основные методы защиты от электромагнитных излучений.

13. Перечислите основные опасные и вредные производственные факторы, действую- щие на пользователя компьютера.

14. Как правильно организовать компьютеризированное рабочее место?

15. На какие группы подразделяются средства бытовой химии по степени потенциаль- ной опасности?

16. Охарактеризуйте правила техники безопасности при хранении и применении средств бытовой химии.

17. Как правильно оказать первую помощь при отравлении ядовитыми средствами бытовой химии?

Для уменьшения уровней шума применяются технические, строительно-акустические и организационные мероприятия, а также средства индивидуальной защиты (ГОСТ 12. 4. 051-87 — Средства индивидуальной защиты органа слуха).

К этим мерам относятся :

1. Подавление шума в источниках

а)замена ударных взаимодействий деталей безударными;

б)замена возвратно-поступательных движений вращательными;

в)создание форм деталей, плавно обтекаемых воздухом;

г)замена подшипников качения подшипниками скольжения;

д)замена штамповки прессованием;

з)заменять прямозубые шестерни на косозубые, шевронные;

и)повышать класс точности обработки деталей, шестерен;

к)заменять зубчатые и цепные передачи клиноременными или зубчато-ременными;

л)применять принудительное смазывание трущихся поверхностей;

н)статическая и динамическая балансировка деталей;

о)применение глушителей шума, звукоизолирующих кожухов ( 32).

Рис. 32 Звукоизолирующий кожух.

2. Предупреждение распространения шума — звукоизоляция и звукопоглощение.

При звукоизоляции уменьшается уровень шума, который распространяется за счет колебания преграды. Для звукоизоляции применяются плотные, жесткие, массивные перегородки. При этом ослабление зависит от массы перегородки, а не от ее материала. Большее ослабление достигается при слоистых перегородках, с воздушными промежутками между слоями.

При звукопоглощении звук ослабляется за счет поглощения звуковой энергии в порах материала перегородки (войлок, вата, пемза). Наряду с пористыми материалами для звукопоглощения применяются специальные мастики, которыми покрываются перегородки и отдельные части машин.

3. Строительные и организационные меры :

а)увеличение расстояния от источника шума — концентрация цехов с большим уровнем шума и удаление их от других производственных помещений.

Так как интенсивность шума в помещениях зависит не только от прямого, но и от отраженного звука, который может быть уменьшен за счет увеличения площади звукопоглощения помещения, т. е. необходимо применять :

б)покрытие внутренних поверхностей помещения звукопоглощающими облицовками;

в)размещение в помещениях штучных звукопоглощателей ( 33) (объемные тела, заполненные звукопоглощающим материалом иподвешенные к потолку).
Рис. 33

г)закрытие машин звукоизоляционными кожухами;

д)устройство экранов (с покрытием их звукоизолирующими материалами) между машиной и рабочим местом;

е)устройство звукоизолированных машин;

ж)рациональный режим труда и отдыха;

з)сокращение времени нахождения в шумовых условиях;

и)контроль уровней шума на рабочих местах.

В качестве звукопоглощающего материала применяют ультратонкое стекловолокно, капроновое волокно, минеральную вату, древесноволокнистые и минераловатные плиты, пористый полтвинилхлорид и др. Толщина облицовок составляет 20-200 мм. В низких помещениях облицовывают только потолок, т. к. стены в них практически не влияют на отражение звука, а в высоких и вытянутых помещениях — облицовывают как стены, так и потолок. При некоторых производственных процессах, например, как клепка, обрубка, штамповка, зачистка трудно или невозможно эффективно снизить шум.

Способы борьбы с шумом обж

При проектировании новых предприятий, производственных помещений необходимо принимать меры, чтобы шум в помещениях не превышал допустимых значений. Разработке мероприятий по борьбе с шумом должен предшествовать акустический расчет. Его задачами являются:

— определение уровня звукового давления в расчетной точке (РТ), когда известен источник шума и его шумовые характеристики;

— расчет необходимого снижения шума.

В качестве методов борьбы с шумом используются следующие:

Борьба с шумом в источнике (посредством уменьшения уровня звуковой мощности Lp) является наиболее рациональной. Конкретные мероприятия здесь зависят от природы шума (механический, аэрогидродинамический, электромагнитный). Так уменьшение механического шума может быть достигнуто путем совершенствования технологических процессов и оборудования. Для уменьшения аэрогидродинамического шума следует стремиться к уменьшению скоростей обтекания тел потоком среды (газовой или жидкой), к улучшению аэродинамических качеств обтекаемых тел. Снижение электромагнитного шума достигается путем конструктивных изменений в электрических машинах. Например, в трансформаторах необходимо применять более плотную прессовку пакетов, использовать демпфирующие материалы.

2.2. Изменение направленности излучения шума

Этот способ следует применять при проектировании установок с направленным излучением шума, соответствующим образом ориентируя эти установки по отношению к рабочим местам или жилым массивам.

2.3. Рациональная планировка предприятий и цехов

При планировке наиболее шумные цехи должны быть сконцентрированы в одном-двух местах. Расстояние между шумными цехами и помещениями, где должен поддерживаться низкий уровень шума (конструкторское бюро и т.п.) должно быть достаточным для обеспечения необходимого снижения шума. Если предприятие расположено в черте города, шумные цехи должны находиться в глубине его территории.

2.4 Акустическая обработка помещений

Этот метод основан на том факте, что интенсивность шума в помещениях зависит не только от прямого, но и от отраженного звука. В случаях, когда нет возможности уменьшить прямой звук, для снижения шума можно уменьшить энергию отражаемых волн. Это достигается увеличением эквивалентной площади звукопоглощения путем размещения на его внутренних поверхностях звукопоглощающих облицовок, а также установки в помещениях штучных звукопоглотителей.

Процесс поглощения звука происходит за счет перехода энергии колеблющихся частиц воздуха в теплоту за счет потерь на трение в порах материала. Поэтому для эффективного звукопоглощения материал должен обладать пористой структурой, причем поры должны быть открыты со стороны падения звука и быть незамкнутыми, чтобы не препятствовать проникновению звуковой волны в толщу материала.

Свойствами звукопоглощения обладают все строительные материалы. Однако звукопоглощающими материалами и конструкциями принято называть только те, у которых коэффициент звукопоглощения a на средних частотах больше 0,2. Это прежде всего такие материалы как ультратонкое стекловолокно, минеральная вата, древесноволокнистые плиты, пористый поливинилхлорид, различные пористые жесткие плиты на цементной вяжущей основе и др.

Рис. Штучные звукопоглотители 1 — защитный перфорированный слой,

2 — защитная стеклоткань, 3 — звукопогло-

щающий материал, 4 — воздушный проме-

Рис. Звукопоглощающая облицовка

У таких материалов как кирпич, бетон коэффициент звукопоглощение маn (a = 0,01 ¸ 0,05).

2.5 Уменьшение шума на пути его распространения

Этот путь предусматривает применение звукоизолирующих ограждений (стены, перегородки, экраны, кожухи, кабины и т.п.). Сущность звукоизоляции ограждения состоит в том, что падающая на него звуковая энергия отражается в гораздо большей мере, чем проникает за ограждение. Звукоизолирующие свойства ограждения характеризуются коэффициентом звукопроницаемости t

Способы борьбы с шумом обж

Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно –планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим миром.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жилье и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов.

Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна.

Наиболее целесообразна свободная застройка, защищенная от стороны улицы зелеными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум близ расположенной территории.

В случае если результаты акустических измерений сигнализируют о слишком высоких и превышающих допустимые пределы уровнях шума, необходимо принимать все соответствующие меры по их снижению. Хотя методы и средства борьбы с шумом часто сложны, ниже кратко описываются соответствующие основные мероприятия:

1. Уменьшение шума в его источнике, например, применением специальных технологических процессов, модификацией конструкции оборудования, дополнительной акустической обработкой деталей, узлов и поверхностей оборудования или применением нового и менее шумного оборудования.

2. Блокировка путей распространения звуковых волн. Этот метод,

основывающийся на применении дополнительных технических средств, заключается в снабжении оборудования звуконепроницаемым покрытием или акустическими экранами и его подвеске на амортизаторах вибраций. Шум на рабочих местах можно уменьшать покрытием стен, потолка и пола поглощающими звук и уменьшающими отражения звуковых волн материалами.

3. Применение средств индивидуальной защиты там, где другие методы по той или иной причине не эффективны. Однако применение этих средств нужно считать только временным решением проблемы.

4. Прекращение эксплуатации шумного оборудования является самым радикальным и последним методом, принимаемым в учет в специальных и серьезных случаях. На данном месте нужно подчеркнуть возможность сокращения времени эксплуатации шумного оборудования, перемещения шумного оборудования в другое место, выбора рационального режима труда и отдыха и сокращения времени нахождения в шумных условиях.

Результаты исследований

Среди обучающихся и педагогов школы было проведено анкетирование, с помощью которого мы попытались выявить влияние шума на организм человека. Для проведения социологического опроса была разработана анкету. (Приложение 7).

В анкетировании приняли участие обучающиеся 5-11 классов (347 чел.) и учителя (15 чел.).

Результаты анкетирования представлены в виде гистограммы. (Приложение 8, 9).

На вопросы анкеты обучающиеся дали следующие ответы:

1. Рядом с нашей школой проходит автодорога. Мешает ли тебе шум автотранспорта?

1) да, он меня отвлекает — 100 чел. – 29 %

2) нет, я к нему привык – 37 чел. – 11 %

3) не знаю, не обращаю внимания – 210 чел. – 60 %

2. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень – 201 чел. – 58 %

2) нет, у нас на уроках не шумно – 73 чел. – 21 %

3) не знаю, не обращаю внимания – 73 чел. – 21 %

3. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает – 152 чел.- 44 %

2) нет, на переменах не так уж и шумно – 150 чел. – 43 %

3) не знаю, не обращаю внимания – 45 чел. – 17 %

4. Какое, на твой взгляд, оптимальное количество обучающихся в классе, при котором на уроках не будет шумно?

1) 10-15 человек – 19 чел. – 5,5 %

2) 15-20 человек – 151 чел.- 43,5 %

3) 20-25 человек — 38 чел. – 11 %

4) не знаю, это не влияет на уровень шума в классе.- 139 чел.- 40 %

На вопросы анкеты учителя дали, следующие ответы:

1. Рядом с нашей школой проходит автодорога.

Мешает ли шум автомобилей учебному процессу?

Иногда мешает – 1 чел.- 7 %

Отвлекаются обучающиеся на шум машин – 3 чел.- 20 %

2. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?

Иногда – 4 чел. – 27 %

3. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?

4.Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на

уроках не будет шумно?

15 чел.- 9 чел.- 60 %

20 чел.- 5 чел. – 43 %

25 чел. – 1 чел. – 7 %

Проанализировав ответы обучающихся и учителей, были сделаны следующие выводы:

  • проходящая рядом со школой дорога мешает учебному процессу, шум машин отвлекает и мешает сосредоточиться на уроках;
  • шум на уроках оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает;
  • наполняемость класса — нередко главный фактор в формировании уровня шума на уроке, это отражено в ответах и учителей, и обучающихся/

Экспериментальное определение уровня шума возле дома

1.На территории своего квартала, где располагается Гимназия и где проживает большая часть участников исследовательской работы, были выбраны контрольные посты (точки наблюдения).

Номер точки Местоположения точки
1 Перекресток напротив дома
2 Окно квартиры, выходящее на дорогу

2. Было установлено конкретное время исследования шума (утро, день, вечер) и периодичность измерений (раз в неделю). Выбранное время наблюдения не изменялось, оно заносилось в журнал мониторинга для каждого конкретного поста.

Неделя Утро
(7:30 – 7:40)
Утро
(7:30 – 7:40)
День
(13:50 – 14:00)
День
(13:50 – 14:00)
Вечер
(17:00 – 17:10)
Вечер
(17:00 – 17:10)
Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины
1 73 223 62 243 81 249
2 69 231 64 260 75 255
3 84 227 70 257 73 240

II этап. Анализ проделанной работы. Определение шумового загрязнения.

Закончив подсчет автомобилей на контрольных точках, определил их плотность на участке дороги, прилегающей к дому, длиной 150 метров.

1. Среднее количество автомобилей, проезжающих за 10 минут наблюдения утром, днем и вечером за 3 недели

2. Время наблюдения

t = 10 мин = 600 с

3. Так как на данном посту наблюдения находится светофор, то скорость движения автотранспорта будет не одинаковой. Можно предположить, что

V = 35 км/ч = 10 м/с

4. Находим время нахождения на данном участке пути одной машины:

t 1 маш. = 150 м/10 м/с = 15 с

5. Находим общее время, которое данное количество машин N находится на данном участке S:

t общ = 15с * 315 ед. = 4725 с

6. Находим время, за которое 1 автомобиль находится на данном участке:

t = 4725 с/600 с = 8 с

7. Находим количество автомобилей, движущихся на данном участке последовательно:

N 1 = 8 с * 315 ед. = 2520 ед.

8. Находим среднее количество автомобилей, находящихся на данном участке S во время наблюдения

N 2 = 2520 ед./600с = 4 ед.

Учитывая то, что 1 автомобиль создает шум равный 60-70 дБ, получается, что в целом шум на дороге примерно равен 250-280 дБ.

Контрольные посты находились на расстоянии 25 м от дороги. Следовательно, мы постоянно испытываем воздействие шумового загрязнения от проезжающих мимо машин.

Заключение

В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема даже быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.

Мы почти не затронул проблемы воздействия шума на окружающую среду, а эта проблема так же сложна и многогранна, как и проблема воздействия шума на человека. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.

Планы на будущее:

  • Иметь в пользовании Гимназии профессиональный шумомер для более углубленной работы над проектом;
  • Проверить остроту слуха у обучающихся и учителей;
  • Составить рекомендации для обучающихся по защите от вредного воздействия звуков и шума.

Разные способы © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Для защиты от шума могут применяться следующие основные методы:
1) технические устранение причин шумообразования или ослабление его в источнике возникновения;
2) планировочные снижение уровня шума по пути его распространения;
3) организационные или административные.

Наиболее радикальны технические меры, которые направлены на источники шума. Однако эффективность мероприятий по снижению шума эксплуатируемых машин, механизмов и оборудования довольно мала. Снижения или устранения шума в источнике следует добиваться прежде всего в процессе проектирования.

Уменьшение уровней шумов, проникающих в помещения от внутренних источников, должно обеспечиваться рациональной планировкой помещения, соблюдением мероприятий по звукоизоляции ограждающих конструкций (стен, потолка и пола), санитарно-технического и инженерного оборудования зданий.

Защита территории жилой застройки от внешних шумов должна осуществляться рациональными градостроительными средствами. В этом случае средствами защиты от городских шумов являются расстояние и применение экранирующих средств.

Организационные меры направлены на предотвращение или регулирование во времени эксплуатации тех или иных источников шума. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров от мусора и снега должны начинаться не ранее 7 часов утра и заканчиваться не позднее 23 часов.

Большое значение имеют административные меры. К ним относятся ограничение звуковых сигналов уличного транспорта, упорядочение движения грузовых и легковых машин на определенных улицах, ограничение шума громкоговорителей, расположенных на улицах и площадях и т. д.


В 1959г. была создана Международная организация по борьбе с шумом. Борьба с шумом - это сложная комплексная проблема, требующая больших усилий и средств. Тишина стоит денег и не малых. Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее, акустическая наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом.

Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно –планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим миром.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жилье и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.


Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов.

Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна.

Наиболее целесообразна свободная застройка, защищенная от стороны улицы зелеными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум близ расположенной территории.

В случае если результаты акустических измерений сигнализируют о слишком высоких и превышающих допустимые пределы уровнях шума, необходимо принимать все соответствующие меры по их снижению. Хотя методы и средства борьбы с шумом часто сложны, ниже кратко описываются соответствующие основные мероприятия:

1. Уменьшение шума в его источнике, например, применением специальных технологических процессов, модификацией конструкции оборудования, дополнительной акустической обработкой деталей, узлов и поверхностей оборудования или применением нового и менее шумного оборудования.

2. Блокировка путей распространения звуковых волн. Этот метод,

основывающийся на применении дополнительных технических средств, заключается в снабжении оборудования звуконепроницаемым покрытием или акустическими экранами и его подвеске на амортизаторах вибраций. Шум на рабочих местах можно уменьшать покрытием стен, потолка и пола поглощающими звук и уменьшающими отражения звуковых волн материалами.

3. Применение средств индивидуальной защиты там, где другие методы по той или иной причине не эффективны. Однако применение этих средств нужно считать только временным решением проблемы.

4. Прекращение эксплуатации шумного оборудования является самым радикальным и последним методом, принимаемым в учет в специальных и серьезных случаях. На данном месте нужно подчеркнуть возможность сокращения времени эксплуатации шумного оборудования, перемещения шумного оборудования в другое место, выбора рационального режима труда и отдыха и сокращения времени нахождения в шумных условиях.

Результаты исследований

Среди обучающихся и педагогов школы было проведено анкетирование, с помощью которого мы попытались выявить влияние шума на организм человека. Для проведения социологического опроса была разработана анкету. (Приложение 7).

В анкетировании приняли участие обучающиеся 5-11 классов (347 чел.) и учителя (15 чел.).

Результаты анкетирования представлены в виде гистограммы. (Приложение 8, 9).

На вопросы анкеты обучающиеся дали следующие ответы:

1. Рядом с нашей школой проходит автодорога. Мешает ли тебе шум автотранспорта?

1) да, он меня отвлекает - 100 чел. – 29 %

2) нет, я к нему привык – 37 чел. – 11 %

3) не знаю, не обращаю внимания – 210 чел. – 60 %

2. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень – 201 чел. – 58 %

2) нет, у нас на уроках не шумно – 73 чел. – 21 %

3) не знаю, не обращаю внимания – 73 чел. – 21 %

3. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает – 152 чел.- 44 %

2) нет, на переменах не так уж и шумно – 150 чел. – 43 %

3) не знаю, не обращаю внимания – 45 чел. – 17 %

4. Какое, на твой взгляд, оптимальное количество обучающихся в классе, при котором на уроках не будет шумно?

1) 10-15 человек – 19 чел. – 5,5 %

2) 15-20 человек – 151 чел.- 43,5 %

3) 20-25 человек - 38 чел. – 11 %

4) не знаю, это не влияет на уровень шума в классе.- 139 чел.- 40 %

На вопросы анкеты учителя дали, следующие ответы:

1. Рядом с нашей школой проходит автодорога.

Мешает ли шум автомобилей учебному процессу?

Иногда мешает – 1 чел.- 7 %

Отвлекаются обучающиеся на шум машин – 3 чел.- 20 %

2. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?

Иногда – 4 чел. – 27 %

3. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?

4.Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на

уроках не будет шумно?

15 чел.- 9 чел.- 60 %

20 чел.- 5 чел. – 43 %

25 чел. – 1 чел. – 7 %

Проанализировав ответы обучающихся и учителей, были сделаны следующие выводы:

  • проходящая рядом со школой дорога мешает учебному процессу, шум машин отвлекает и мешает сосредоточиться на уроках;
  • шум на уроках оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает;
  • наполняемость класса — нередко главный фактор в формировании уровня шума на уроке, это отражено в ответах и учителей, и обучающихся/

Экспериментальное определение уровня шума возле дома

1.На территории своего квартала, где располагается Гимназия и где проживает большая часть участников исследовательской работы, были выбраны контрольные посты (точки наблюдения).

Номер точки Местоположения точки
1 Перекресток напротив дома
2 Окно квартиры, выходящее на дорогу

2. Было установлено конкретное время исследования шума (утро, день, вечер) и периодичность измерений (раз в неделю). Выбранное время наблюдения не изменялось, оно заносилось в журнал мониторинга для каждого конкретного поста.

Неделя Утро
(7:30 – 7:40)
Утро
(7:30 – 7:40)
День
(13:50 – 14:00)
День
(13:50 – 14:00)
Вечер
(17:00 – 17:10)
Вечер
(17:00 – 17:10)
Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины
1 73 223 62 243 81 249
2 69 231 64 260 75 255
3 84 227 70 257 73 240

II этап. Анализ проделанной работы. Определение шумового загрязнения.

Закончив подсчет автомобилей на контрольных точках, определил их плотность на участке дороги, прилегающей к дому, длиной 150 метров.

1. Среднее количество автомобилей, проезжающих за 10 минут наблюдения утром, днем и вечером за 3 недели

2. Время наблюдения

t = 10 мин = 600 с

3. Так как на данном посту наблюдения находится светофор, то скорость движения автотранспорта будет не одинаковой. Можно предположить, что

V = 35 км/ч = 10 м/с

4. Находим время нахождения на данном участке пути одной машины:

t 1 маш. = 150 м/10 м/с = 15 с

5. Находим общее время, которое данное количество машин N находится на данном участке S:

t общ = 15с * 315 ед. = 4725 с

6. Находим время, за которое 1 автомобиль находится на данном участке:

t = 4725 с/600 с = 8 с

7. Находим количество автомобилей, движущихся на данном участке последовательно:

N 1 = 8 с * 315 ед. = 2520 ед.

8. Находим среднее количество автомобилей, находящихся на данном участке S во время наблюдения

N 2 = 2520 ед./600с = 4 ед.

Учитывая то, что 1 автомобиль создает шум равный 60-70 дБ, получается, что в целом шум на дороге примерно равен 250-280 дБ.

Контрольные посты находились на расстоянии 25 м от дороги. Следовательно, мы постоянно испытываем воздействие шумового загрязнения от проезжающих мимо машин.

Заключение


Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема даже быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.

Мы почти не затронул проблемы воздействия шума на окружающую среду, а эта проблема так же сложна и многогранна, как и проблема воздействия шума на человека. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.

Читайте также: