Памятники древнетюркской письменности кратко

Обновлено: 17.05.2024

На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.




Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.

Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исторические сведения о тюркских народах. Памятники древнетюркской руническо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исторические сведения о тюркских народах. Памятники древнетюркской руническо.

Вопросы Сведения о тюрках и тюркских языках в летописях. Об этимологии слова.

По древней истории тюрков кое-что можно почерпнуть из китайских, индийских, г.

По древней истории тюрков кое-что можно почерпнуть из китайских, индийских, греческих, ассирийских, еврейских, римских, византийских, армянских, арабских, персидских, тюркских и русских письменных источников. Сведения о тюркских народах поступали в Европу как от послов и путешественников, бывавших в различных регионах, подвластных тюркам-сельджукам, монголам, туркам и другим тюркским народам, так и от европейцев, побывавших на Востоке в качестве пленников. Важными источниками для изучения истории тюркских языков, создания их классификации стали орхоно-енисейские надписи, древнеуйгурские памятники, сочинения средневековых арабоязычных, персоязычных и тюркоязычных авторов. Важные сведения о тюркских племенах и их языках впервые были представлены в труде тюркского филолога Махмуда Кашгари "Дивану лугат ит-тюрк" ("Словарь тюркских языков") XI века. 1. Сведения о тюрках и тюркских языках в летописях

Тюркские каганаты

В фонетической трактовке этнический термин тюрк впервые встречается в 542 год.

Варианты этнонима тюрк зафиксированы в III—II тысячелетии до н.э. в Троаде (г.

Варианты этнонима тюрк зафиксированы в III—II тысячелетии до н.э. в Троаде (греч. Troas), расположенной на востоке Малой Азии, во II тысячелетии до н.э. – в Тракии (греч. Thrakos, рус. Фракия) на востоке Балканского полуострова, в I тысячелетии до н.э. у этрусков на северо-западе Апеннинского полуострова, в виде Turukha в индийских источниках [Кафесоглу И., 1992], в виде турук в ассирийских источниках [Фиридун Агасыоглу, 2000].

Лишь в VI—VII вв. н.э. в период расцвета Первого и Второго тюркских каганатов.

В русских летописях наряду с названиями кочевых объединений берендеев, печене.

Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются с.

Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов. Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в 1894 году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций - переводы 40 енисейских надписей. 2. История открытия и дешифровки древнетюркских рунических памятников


Наиболее существенной для историографического изучения руники является класси.

Наиболее существенной для историографического изучения руники является классификация памятников по их региональной, историко-политической (этнической) и жанровой принадлежности. 3. Памятники древнетюркской рунической письменности и их классификация

Памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек.

Памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. К этой группе относятся крупнейшие из известных рунических текстов — памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина (Кошоцайдамские стелы), памятник Тоньюкуку, Онгинская надпись, памятник в честь Кули-чора, Селенгинский камень, Карабалгасунская надпись, Суджинская надпись, а также 10 надписей Хойто-Тамира, две надписи Ихе Асхет, Кентейская надпись, мелкие над­писи с Хангая и из Гоби. Памятники долины Енисея возможно разделить на две подгруппы — тувинскую и минусинскую. Ленско-Прибайкальская группа памятников насчитывает 37 кратких надписей на скалах, чтение которых крайне затруднительно, и несколько надписей на мелких бытовых предметах/ Алтайские памятники весьма немногочисленны, их несколько десятков на скалах и стелах и несколько надписей на серебряных сосудах, найденных в захоронениях. Памятники Восточного Туркестана включают четыре надписи на стене древней постройки в Турфане и несколько крупных текстов на бумаге из Мирана и Дуньхуана. Среднеазиатская группа памятников может быть разделена на две подгруппы: семиреченскую, к которой относятся надписи на намогильных камнях (14 надписей из долины Таласа), монетах, бытовых предметах и деревянной палочке, и ферганскую, состоящую из нескольких кратких над­писей на керамике и металле. Памятники Восточной Европы также возможно разделить на две под­группы: донецкую, к которой следует отнести надписи на двух баклажках из Новочеркасска, знаки Маяцкого городища, знаки на кирпичах из Саркела, и дунайскую, к которой принадлежат надписи на серебряных сосудах из Надь-Сен-Миклош и некоторые мелкие надписи на металле. По региональному признаку

Памятники Восточнотюркского каганата, к которым относится большая часть надпи.

Памятники Восточнотюркского каганата, к которым относится большая часть надписей Северной Монголии (орхонские тексты) и, возможно, памятники Алтая, относятся к VIII - VII вв. Памятники Кыргызского государства представлены надписями долины Енисея и Суджинской стелой. По Л. Р. Кызласову, они датируются VII-XII вв. Памятники племенного союза курыкан (VIII-X вв.) включают Ленско-Прибайкальскую группу надписей. Памятники Западнотюркского каганата включают как семиреченские, так и ферганские надписи (716-739 гг.) Памятники Уйгурского каганата в Монголии. Памятники Уйгурского государства в Восточном Туркестане, датируемые IX-X вв. Памятники хазаро-булгарской руники Историко-­политическая (этническая) классификация:

Историко-биографические тексты Эпитафийная лирика Памятные надписи на скалах.

Историко-биографические тексты Эпитафийная лирика Памятные надписи на скалах, камнях и строениях, отмечающих какое-либо событие в жизни их автора Магические и религиозные тексты Юридические документы на бумаге из Мирана и Турфана. Метки на бытовых предметах Жанровая принадлежность памятников

Памятник Кюль-Тегину

Памятник Кюль-тегину. VIII в. Кошо-Цайдам. Монголия.

Памятник Кюль-тегину. VIII в. Кошо-Цайдам. Монголия.

Памятник Бильге-кагану. VIII в. Кошо-Цайдам. Монголия.

Памятник Бильге-кагану. VIII в. Кошо-Цайдам. Монголия.

Памятник Тонъюкуку

Памятник Тонъюкуку. VIII в.

Памятник Тонъюкуку. VIII в.



В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным сч.

В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной. Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и, в отличие от согдийского прототипа, был хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся. Читали и писали справа налево, строки располагались горизонтально, сверху вниз. Древнетюркское руническое письмо построено по силлабо-графическому (консонантно-слоговому) принципу: каждый знак обозначает слог или отдельную фонему. В орхонском варианте письма 38 знаков (в надписи Тоньюкука — 40), в енисейском — 39. Четыре знака (в енисейском варианте — пять) передают гласные; каждый знак передает две гласные: а—а (е), i—ы, о—у, ö —ÿ. Большая часть графем служит для передачи согласных фонем Шесть графем использовались для передачи сочетаний гласного с согласным или согласного с согласным (так называемые лигатуры): oq—uq, ok—iik, yk—ik, It, nt, nç. Только в орхонском варианте имеется отдельный знак для ic. 4. Древнетюркская руническая письменность. Общая характеристика рунического письма. Проблема происхождения тюркской рунической письменности

Древнетюркский рунический алфавит

Древнетюркский рунический алфавит



P. I - LVII //Атласъ древностей Монголіи. Изданный по поручению Императорской.

P. I - LVII //Атласъ древностей Монголіи. Изданный по поручению Императорской Академіи Наукъ В.В.Радловымъ. //Труды Орхонской экспедиціи. – Санктпетербургъ, Типография Императорской Академіи Наукъ, 1892. P. LVIII - LXX //Атласъ древностей Монголіи. Изданный по поручению Императорской Академіи Наукъ В.В.Радловымъ. //Труды Орхонской экспедиціи. – Санктпетербургъ, Типография Императорской Академіи Наукъ, 1892. Выпуск второй. (Табл. VI, XXVII, XXXVI, LIII, LXI, LXIII, LXXI-LXXXII. Съ двумя маршрутами Орхонской Экспедиціи) //Атласъ древностей Монголіи. Изданный по поручению Императорской Академіи Наукъ В.В.Радловымъ. //Труды Орхонской экспедиціи. – Санктпетербургъ, Типография Императорской Академіи Наукъ, 1892. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. – М., Ленинград, Издательствно Академии наук СССР, 1951. Радлов В.В., Меліоранскій П.М. Древне-Тюркскіе памятники Кошо-Цайдамъ. Радлов В.В. Предварительный отчет о результатах экспедиции для археологического исследования бассейна р. Орхона //Сборник трудов Орхонской экспедиции, I, Санкт-Петербург, 1892. С. 1-54. Васильев Д.Д. Памятники тюркской рунической письменности азиатского ареала. //Советская тюркология, 1976. – № 1. – С.71-81. Ядринцев Н. Отчет и дневник о путешествии по Орхону и в Южный Хангай в 1891 г. //Сборник трудов Орхонской экспедиции, V, Санкт-Петербург, pp. 1-54. Литература

Краткое описание документа:

Данная презентация предназначена для изучения на уроках родной (крымскотатарской) литературы в 7 - 8 классах. Тема "Древнетюркские письменные памятники" внесена в программу в 2015 году. В старых учебниках её вообще нет, а в новых содержится краткий материал. Презентация содержит достаточные сведения для того, чтобы узнать и понять данные письменные источники.

Презентация содержит сведения о тюркских племенах, классификацию и виды памятников, историю рунического алфавита.

Надеюсь, презентация будет актуальной и востребованной. Ценность данных памятников очень велика, так как они считаются первыми письменными источниками, положившими начало развитию крымскотатарской письменной литературы.

Памятники древнетюркской письменности

Эти рунические письменности найдены в основном на территории Енисея, Монголии и долины Таласа. В них содержатся очень ценные сведения о тюркских народах, в том числе кыргызах. Орхоно-енисейским руническим алфавитом пользовались многие тюркские народы Центральной Азии в течение VI—XI вв. О принадлежности этой письменности существуют различные точки зрения. Не случайно видные тюркологи их относят к енисейским кыргызам. В этой связи С. Е. Малов писал, что он присоединяется к мнению академика В В. Радлова и профессора В. Томсена о принадлежности енисейских рунических памятников кыргызам. Игнорировать высказывания этих видных тюркологов нельзя. Во всяком случае, енисейские кыргызы, как и другие тюркские народы Центральной Азии, пользовались рунической письменностью.

С. Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.

Памятник в честь Кюль-тегина. Этот памятник най-ден в 1889 г. русским исследователем Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон, притока Селенги. Царевич Кюль-тегин (ум. в 731 г.) был братом кагана Восточного Тюркского каганата Бильге (Могиляна).
Текст: (затем) они скончались(1). В качестве плачущих и стонущих (т. е. для выражения соболезнования) (пришли) спереди, из (страны) солнечного восхода, народ степи Беклийской(2), (а также) табгач(3), тибетцы, авары(4) и Рим, киргизы, уч-курыканы(5), отуз- тэтапы:6), кытай и татабийпы(7), столько народов, придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы были они.

Когда Кюль-тегину было (двадцать шесть?) лет, мы предприняли поход на киргизов. Проложив дорогу через снег глубиною с копье и поднявшись на Кёгменскую чернь(13), мы разбили киргизский народ, когда он спал; с их каганом мы сразились в черни Сунга. Кюль-тегин сел на белого жеребца из Байырку, бросился в атаку, одного мужа (т. е. воина) он поразил стрелою, двух мужей заколол (копьем) одного после другого. При этой атаке он погубил белого жеребца из Байырку, сломал ему бедро. Киргизского кагана мы убили и племенной союз его взяли(14). В том (же) году мы пошли против тюргешей, поднявшись в Алтунскую чернь(15) и переправясь через реку Иртыш.

Памятник в честь Тоньюкука.

Этот памятник найден в 1897 г. Д., и Е. Клеменцами на берегу р. Селенга у почтовой станции Налайха. Он поставлен в честь Тоньюкука, полководца и советника трех каганов Восточно¬тюркского каганата,— Кутлугчура (Ильтереса, ум. в ,693 г.), Капагана (Мочжо, ум. в 716 г.) и Бильге (Могиляна, ум. в 734 г.)

Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. и по форме знаков напоминающая германские руны (несколько рун совпадают, имея близкое фонетическое значение).

Содержание

Язык памятников и область распространения

Памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Хотя они к тому времени уже говорили на разных языках или точнее различных диалектах, надписи тюркским руническим письмом сделаны на едином литературном языке (наддиалектном койне) той поры, который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей (назван по первым находкам в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат)). Последний существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов.

Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Монголия. Один из редких рукописных рунических памятников — Книга гаданий.

Система письма

Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен, и, скорее всего, не был традиционно закреплён.

Древнетюркское руническое письмо — буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки (всего 25-26 фонем); около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма — наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и в большинстве случаев — все гласные аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.

Имеет только капительное написание.

Таблица символов

Орхоно-Енисейский алфавит (классический период)
Использование Символы Транслитерация и транскрипция
гласные
A /a/ , /e/

I /ɯ/ , /i/ , /j/

O /u/ , /o/ , /w/

U /ø/ , /y/ , /w/
согласные сочетающиеся с гласными:
(¹) — заднего,
(²) — переднего
рядов


/b/ /b/


/d/ /d/


/g/ /g/


/l/ /l/


/n/ /n/


/r/ /r/


/s/ /s/


/t/ /t/


/j/ /j/
только с (¹) — Q
только с (²) — K


Q /q/ K /k/
с любыми
гласными

/ʧ/

-M /m/

-P /p/

/ʃ/

-Z /z/

-NG /ŋ/
сочетания + гласный
IÇ, ÇI, Ç /iʧ/ , /ʧi/ , /ʧ/

IQ, QI, Q /ɯq/ , /qɯ/ , /q/


OQ, UQ,
QO, QU, Q
/oq/ , /uq/ ,
/qo/ , /qu/ , /q/
ÖK, ÜK,
KÖ, KÜ, K
/øk/ , /yk/ ,
/kø/ , /ky/ , /k/
+ согласный
-NÇ /nʧ/

-NY /ɲ/

-LT /lt/ , /ld/

-NT /nt/ , /nd/
словоразделительный знак
нет
(-) — встречаются только в конце слова

Пример чтения

— отрисовка (направление письма справа налево)
T²NGR²I — транслитерация (эпиграфическая)
teñri — транслитерация (современная тюркская латиница)
/teŋri/ — транскрипция МФА

История письма

Близкие к древнетюркскому письму надписи V—III вв. до н. э. обнаружены в Казахстане — (Иссык — см. иссыкское письмо) и Киргизии — Талас, Балыкчи и др.


Происхождение письма неясно. Отмечают совпадения многих знаков с тамгами, с возможным акронимическим происхождением звуковых значений. Сходство некоторых знаков (а также общий угловатый стиль, направление письма, совпадение фонетических значений), позволило предположить родство с ранними видами семитской письменности: библейской и финикийской.

По предположению ряда учёных, тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Предлагались также гипотезы о происхождении из фонетических знаков китайского письма, либо письма кхароштхи (или наличие, по крайней мере, общего корня).

Ко временам монгольского нашествия (XIII век) алфавит был вытеснен арабицей под мощным арабо-мусульманским давлением и другими видами письма тюркских народов.

Связи с другими письменностями

С азиатской тюркской руникой связывают восточноевропейские рунические надписи 9-10 вв. (гл. обр. из приазовско-донского региона), предполагая их принадлежность тюркоязычным хазарам, булгарам или печенегам. Однако европейские руны лишь в части знаков совпадают с азиатскими. Ввиду своей краткости и отсутствия параллельных текстов на других языках эти надписи не получили окончательной дешифровки и достоверной языковой интерпретации. Кроме связи с тюркской руникой их также рассматривают как особое письмо ираноязычных аланов, возникшее под влиянием греческого письма.

От орхоно-енисейских рун происходят многочисленные другие рунические письменности — в частности, письменность памятников на черепках из Саркела (Хазарский каганат), венгерские руны и др. Есть гипотеза, что болгарские руны тоже имеют связь с орхоно-енисейскими рунами, однако не подверждённая дешифровкой через эти руны, хотя были попытки, более того сами знаки в большинстве другие и интересно то, что болгарские руны равнялись по левому краю и на некоторых надписях первые левые буквы были большими, это указывает что они писались слева направо в отличие от орхоно-енисейских рун, которые пишутся справа налево.

История изучения

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог).

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894-95 годах известный востоковед Радлов.

Литература

  • Аманжолов А. С. История и теория древнетюркского письма. Алматы, 2002.
  • Батманов И. А. Язык енисейских памятников древнетюркской письменности. Фрунзе, 1959.
  • Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003.
  • Кормушин И. В. Древние тюркские языки. Абакан, 2004.
  • Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. М., 1994.
  • Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Ленинград, 1951.
  • Радлов В. В. Атлас древностей Монголии. СПб., 1892-99. Вып. 1-4.
  • Thomsen V. Inscriptions de L ’Orkhon… Helsinhorf, 1896.
  • Щербак А. М. Тюркская руника. СПб., 2001.
  • Orkun H.N. Eski Türk yazıtları. I—IV. İstanbul: 1939—1941.
  • Radloff W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. St.-Petersburg, 1894—1895.

Ссылки

  • Статья Древнетюркская руническая письменность на Центральноазиатском историческом сервере. (нем.) — Предложение по кодировке древнетюркского письма в Юникоде.

См. также

Индийские письменности: Балийское • Батак • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское квадратное письмо • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджанг • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Тюркское руническое письмо" в других словарях:

Письмо — Письмо знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Первоначально для передачи информации применялись другие способы,… … Лингвистический энциклопедический словарь

ПИСЬМО — ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Первоначально для передачи информации применялись др. способы, например… … Литературный энциклопедический словарь

Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Первоначально для передачи информации применялись др. способы, например… … Большая советская энциклопедия

Тюркские языки — Таксон: ветвь Прародина: Южная Сибирь, Алтай Статус: общепризнанная Ареал … Википедия

История Казахстана — История Казахстана … Википедия

Казакстан — Координаты: 48°57′00″ с. ш. 66°14′00″ в. д. / 48.95° с. ш. 66.233333° в. д. … Википедия

Республика Казахстан — Координаты: 48°57′00″ с. ш. 66°14′00″ в. д. / 48.95° с. ш. 66.233333° в. д. … Википедия

Республика Казахстан (РК) — Координаты: 48°57′00″ с. ш. 66°14′00″ в. д. / 48.95° с. ш. 66.233333° в. д. … Википедия

Қазақстан — Координаты: 48°57′00″ с. ш. 66°14′00″ в. д. / 48.95° с. ш. 66.233333° в. д. … Википедия

Читайте также: