Положение дворянства городского населения и духовенства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сословные реформы Екатерины II – это реформы, проводимые Екатериной II с целью изменения сословной структуры общества.

Российское общество XVIII в. делилось на несколько сословий:

  • дворянство;
  • горожане;
  • крестьянство;
  • духовенство.

Дворянская и городская политика

  1. Освобождение дворянства от обязательной государственной службы;
  2. Запрет телесных наказаний дворянства, а также лишения их жизни, чести и имущества;
  3. Закрепление полных прав собственности, наследования любого вида имущества, свободы предпринимательской деятельности;
  4. Разрешение судить дворянина только дворянским судом;
  5. Запрет конфисковать имения дворян за уголовные преступления, но разрешалось передавать земли законным наследникам;
  6. Право иметь свои сословные организации – дворянские собрания.

Лишение дворянского звания могло произойти в прописанных в грамоте случаях, будь то измена, ложь, уголовные преступления, но на деле происходило это крайне редко, ибо дворяне зачастую откупались от своих злодеяний. К тому же, дворянин в своем имении имел фактически неограниченную власть. Ярким примером может служить деятельность помещицы Дарьи Салтыковой, которая замучила и убила большое количество своих крепостных и долгое время оставалась безнаказанной. Когда все раскрылось, Екатерина предала это дело огласке, поэтому над Салтыковой была проведена гражданская казнь, ее лишили дворянского звания и заточили в тюрьму. Однако это один из редких известных случаев – неизвестных же было множество, за которые дворяне не понесли наказания.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на расширение прав, седи дворян увеличилось имущественное неравенство.

Согласно грамоте городское население было разделено на шесть разрядов:

  • городские обыватели – домовладельцы;
  • купцы 1-3 гильдии;
  • ремесленники, записанные в цеха;
  • иностранные и иногородние купцы;
  • именитые граждане – купцы с капиталом больше 50 тыс. руб., банкиры с капиталом более 100 тыс. руб., городская интеллигенция;
  • посадские – рабочие по промыслам.

Ремесленников и посадских называли мещанами. Купцы 1 и 2 гильдии и именитые граждане не могли подвергаться телесным наказаниям.

Крестьянство

Крестьянство было самой многочисленной частью населения, составляя 95 % от общего количества населения. Они делились на крепостных (помещичьи, монастырские, дворцовые и пр.) и лично свободных (государственные). Согласно реформе Екатерины II крестьяне на нечерноземных землях платили оброк, а на черноземных – отрабатывали барщину. В этот период положение крестьян было наиболее трудным, фактически сравнимое с положением рабов. Увеличение прав дворянство отрицательным образом сказалось на положении крестьян, права которых регулярно нарушались. Огромных масштабов достигла торговля крестьянами (помещик мог их продать на рынках или по объявлению в газете, купить, выиграть или проиграть в карты, подарить, насильно женить или выдать замуж). Крестьяне не имели права принимать присягу, отъехать от деревни больше, чем на 30 верст без разрешения помещика или властей, брать откупа и подряды.

Крепостной крестьянин полностью был во власти помещика: тот лишь не имел права его убить, но мог замучить, что не было предусмотрено законом. Это давало возможность для произвола помещиков – кроме того, они не несли за это наказания. Екатерина II выпустила несколько указов, которые еще более ухудшали крестьянское положение:

  • помещик мог сослать крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, а срок ссылки устанавливал сам помещик (1765 г.);
  • обязанность содержания войсковых команд для подавления крестьянских восстаний возлагалась на крестьян (1763 г.);
  • крестьянам запрещалось жаловаться на своего хозяина (1767 г.);
  • введение крепостного права в Малороссии (1783 г.), Новороссии (1796 г.), ужесточение крепостничества в Правобережной Украине, Белоруссии, Литве, Польше.

Кроме того, Екатерина II проводила массовые раздачи государственных крестьян (за все время правление было роздано более 800 тыс. крестьян) помещикам и дворянам, в результате чего первые переходили в положение крепостных. Вместе с тем положение монастырских крестьян было улучшено, поскольку после секуляризации церковных земель их перевели в ведение Коллегии экономии, а их повинности были заменены денежным оброком, что давало им больше самостоятельности.

Духовенство

Положение духовенства так же не улучшилось в правление Екатерины II. Высшее духовенство было лишено независимости и автономного существования после 1764 г., когда императрица перевела все церковные земли в государственную собственность (провела секуляризацию земель). Ранее это владение землями предоставляло монастырям существовать без помощи от государства, теперь же институт церкви стал быть зависимым от государства, что подчиняло его государственному контролю.

Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.

Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Тем не менее, и в среде землевладельцев имелось расслоение определявшееся разделением правового статуса вотчины, в основном являвшейся привилегией старой родовой знати, крупных землевладельцев (бояр и потомков удельных князей), и поместья, дававшегося служилым людям (дворянам) за службу и на время службы.

В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела и вышеупомянутая Табель о рангах, установившая строгую систему государственных чинов. Жесткие требования по прохождению службы вызывали у дворян недовольство, поэтому Анна Иоанновна, взойдя на престол, сделала несколько уступок дворянству. Она учредила Кадетский корпус для дворянских детей от 13 до 18 лет, после окончания которого им присваивались офицерские звания. Кроме того, установленное Петром требование обязательной и пожизненной службы дворян в 1736 году была заменено 25-летним сроком, который начинался с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

Православное духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковно-служители).

Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Дети священно-церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность. Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.




В XVIII крестьянство в полной мере испытало на себе обратную сторону консолидации сословия феодалов (дворян) – усилившуюся крепостную зависимость. Они составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Петровскими переписями были учтены и безземельные люди (холопы, задворные, вольные люди).

Помещичьи крестьяне в пользу хозяина обязаны были нести такие повинности как барщина, оброк, а также бремя рекрутских наборов (ежегодное направление одного рекрута с каждых 20 дворов на пожизненную (вплоть до 1793 года, когда срок был сокращен) военную службу). В отношении своих крестьян помещики обладали широкими полномочиями, начиная от рассмотрения мелких уголовных дел, осуществления суда над ними и заканчивая распоряжением самими крестьянами и их имуществом как своей собственностью. Более того, по Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и ссылки на каторгу.

Государственные крестьяне также были феодально-зависимыми. Их экономическое положение было не менее тяжелым, чем положение помещичьих крестьян, однако в целом их статус был несколько лучшим. Как мы отмечали выше, из их среды избирали заседателей в нижние и верхние расправы. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян в рассматриваемый период постоянно сокращалось в основном за счет их раздачи вместе с землями дворянству в награду за службу.

В 1721 г. появилась особая группа крестьян, называемая посессионными, которых купцы имели право покупать вместе с имениями и приписывать к мануфактурам. Такие мануфактуры продавались вместе с приписанными к ним посессионными крестьянами.

В результате изъятия земель у церкви появилась особая категория крестьян – экономических, названных так по наименованию специально созданной Коллегии экономии, призванной управлять ими. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Была и отдельная категория крестьян, принадлежащих исключительно императорскому двору – Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне. По своему правовому положению они были близки к государственным крестьянам.

Необходимость регулирования правового статуса городского населения определялась ростом городов, усилившимся в XVIII веке. Первым в череде наиболее значимых документов, касающихся этого вопроса, следует назвать регламент Главного магистрата 1721 г.

Данным законом посадское городское население делилось на три категории:

- знатные, регулярные граждане состояли в двух гильдиях. В первую гильдию включались банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы и ремесленники;

Гильдиям предписывалось иметь свои органы – гильдейские сходы, в которых выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали цехи во главе с альдерманами (старшинами).

1) владельцы домов и земель в черте города;

2) купцы всех трёх гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

6) все остальное посадское население.

Основная тяжесть государственных повинностей ложилась на ремесленников и посадских: они являлись податными сословиями, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, нести натуральные повинности. Купцы не платили податей, не несли рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий кроме того освобождались и от телесных наказаний. Привилегией горожан считались свои сословные суды (магистраты), а также органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума.

Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.

Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Тем не менее, и в среде землевладельцев имелось расслоение определявшееся разделением правового статуса вотчины, в основном являвшейся привилегией старой родовой знати, крупных землевладельцев (бояр и потомков удельных князей), и поместья, дававшегося служилым людям (дворянам) за службу и на время службы.

В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела и вышеупомянутая Табель о рангах, установившая строгую систему государственных чинов. Жесткие требования по прохождению службы вызывали у дворян недовольство, поэтому Анна Иоанновна, взойдя на престол, сделала несколько уступок дворянству. Она учредила Кадетский корпус для дворянских детей от 13 до 18 лет, после окончания которого им присваивались офицерские звания. Кроме того, установленное Петром требование обязательной и пожизненной службы дворян в 1736 году была заменено 25-летним сроком, который начинался с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

Православное духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковно-служители).

Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Дети священно-церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность. Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

В XVIII крестьянство в полной мере испытало на себе обратную сторону консолидации сословия феодалов (дворян) – усилившуюся крепостную зависимость. Они составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Петровскими переписями были учтены и безземельные люди (холопы, задворные, вольные люди).

Помещичьи крестьяне в пользу хозяина обязаны были нести такие повинности как барщина, оброк, а также бремя рекрутских наборов (ежегодное направление одного рекрута с каждых 20 дворов на пожизненную (вплоть до 1793 года, когда срок был сокращен) военную службу). В отношении своих крестьян помещики обладали широкими полномочиями, начиная от рассмотрения мелких уголовных дел, осуществления суда над ними и заканчивая распоряжением самими крестьянами и их имуществом как своей собственностью. Более того, по Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и ссылки на каторгу.

Государственные крестьяне также были феодально-зависимыми. Их экономическое положение было не менее тяжелым, чем положение помещичьих крестьян, однако в целом их статус был несколько лучшим. Как мы отмечали выше, из их среды избирали заседателей в нижние и верхние расправы. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян в рассматриваемый период постоянно сокращалось в основном за счет их раздачи вместе с землями дворянству в награду за службу.

В 1721 г. появилась особая группа крестьян, называемая посессионными, которых купцы имели право покупать вместе с имениями и приписывать к мануфактурам. Такие мануфактуры продавались вместе с приписанными к ним посессионными крестьянами.

В результате изъятия земель у церкви появилась особая категория крестьян – экономических, названных так по наименованию специально созданной Коллегии экономии, призванной управлять ими. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Была и отдельная категория крестьян, принадлежащих исключительно императорскому двору – Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне. По своему правовому положению они были близки к государственным крестьянам.

Необходимость регулирования правового статуса городского населения определялась ростом городов, усилившимся в XVIII веке. Первым в череде наиболее значимых документов, касающихся этого вопроса, следует назвать регламент Главного магистрата 1721 г.

Данным законом посадское городское население делилось на три категории:

- знатные, регулярные граждане состояли в двух гильдиях. В первую гильдию включались банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы и ремесленники;

Гильдиям предписывалось иметь свои органы – гильдейские сходы, в которых выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали цехи во главе с альдерманами (старшинами).

1) владельцы домов и земель в черте города;

2) купцы всех трёх гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

6) все остальное посадское население.

Основная тяжесть государственных повинностей ложилась на ремесленников и посадских: они являлись податными сословиями, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, нести натуральные повинности. Купцы не платили податей, не несли рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий кроме того освобождались и от телесных наказаний. Привилегией горожан считались свои сословные суды (магистраты), а также органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума.

Сословие – это большая социальная группа, члены которой имеют ряд определённых формально закрепленных прав и обязанностей. Статус наследуется и затрудняет социальную мобильность. Впервые сословия условно стали выделяться в Средневековье и исторически делятся на две категории: привилегированные (дворяне, духовенство и т.д.) и не привилегированные (крестьяне, ремесленники и т.д).

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй.

Основные сословия

    – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  1. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  2. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  3. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

soslovija

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Права и привилегии

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

Основными направлениями внутренней политики Петра 1 были:

1) Развитие промышленности – организация мануфактур, основание заводов, закладка верфей, строительство каналов.

3) Военная реформа – создание военного флота, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых военных уставов, конная артиллерия, изменение тактики ведения войны. 4) Государственная реформа – основание правительствующего Сената, Указ о единонаследии, создание Коллегий центральных округов отраслевого управления. Табель о рангах.

5) Образование и культура – Реформа календаря, Навигацкая школа, реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно – инженерная школа. Основание Академии наук и университета в рамках Академии. 6) Церковная реформа Политика Петра 1 выражала интересы своей страны. Петр Великий желал видеть свою страну не отсталой, а процветающей.

Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование.

Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф.

(приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.

Правящим классом оставалось дворянство.

период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назна­чении на руководящие государственные посты.

Дворянство стало единственным служилым сословием, а служ­ба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по служ­бе недворян.

Неоднократно предпринимались попыт­ки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Земельная собственность оставалась экономической основой суще­ствования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать служ­бу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательнос­тью государственной службы как таковой.

Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспре­деление поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги.

В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли при­дворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы.

Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

Табель о рангах впервые разделила службу на военную и граждан­скую, а последнюю — на статскую и придворную.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Классы и сословия при Петре I

Государство и право Российской империи в период абсолютизма

крестьяне Крепостное право продолжало ук­репляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказа­ния за побег, в 1758 г. на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.

Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться век­селями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.

Указами 1729 и 1752 гг. беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепост­ную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции — крепостное право превращалось в дворян­скую монополию.

ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению.

В целом она являлась податным сосло­вием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, рас­положенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен по­лучали другие, отдаленные имения.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предо­ставили торговым людям посада право свободной торговли.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, ико­нописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По евро­пейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профес­сиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые сти­мулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления но­вых буржуазных и капиталистических начал.

Они уживались с крепост­ничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборо­та. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

Сословные реформы Петра I

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство

Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю.

Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г. упразднен).

Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную).

Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин).

При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной.

В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г.
  • освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
  • Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство

Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство

До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус.

Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов.

Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
  • введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  • подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  • постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе).

Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных.

Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население

Около 3-4% населения страны составляло городское население.

По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов).

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство. Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю. Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную). Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин). При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;

2. Воинский устав 1716 г. освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);

3. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство. Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство. До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов. Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);

2. введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);

3. подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;

4. постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население. Около 3-4% населения страны составляло городское население. По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

Читайте также: