Мерло понти временность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сочинения:

1. La structure du comportement. P., 1967;

2. Phénoménologie de la perception. P., 1945;

3. Humanisme et terreur. P., 1947;

4. Sens et non-sens. P., 1948;

5. Éloge de la philosophie. P., 1953;

6. Les sciences de l’homme et la phénoménologie. P., 1953;

7. Les aventures de la dialectique. P., 1955;

8. Signes. P., 1960;

9. Le visible et l’invisible. P., 1964;

10. La prose du monde. P., 1969;

11. Око и дух. M., 1992;

12. Человек и противостоящее ему. – В кн.: Человек и общество. Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе, Вып. 4. М., 1992;

13. В защиту философии. М., 1996.

Литература:

1. Вдовина И.С. Феноменология во Франции, обзор французской литературы 70-х годов. – В кн.: Природа философского знания, ч. II, Современная феноменология, т. 1. М., 1977;

2. Она же. Философские проблемы общения: феноменологический подход. – В кн.: Философия и мировоззрение. М., 1988;

3. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М., 1991;

4. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.,1980;

5. Пиворюс В. Перцептуальное сознание в феноменологии М.Мерло-Понти.– В кн.: Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983;

6. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. М., 1974;

7. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме, М., 1977;

Файл "M. Мерло-Понти. Временность" внутри архива находится в папке "M. Мерло-Понти. Временность". Документ из архива "M. Мерло-Понти. Временность", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "философия" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "философия" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "M. Мерло-Понти. Временность"

Текст из документа "M. Мерло-Понти. Временность"

M. Мерло-Понти

Время это смысл жизни (смысл как

говорят о смысле течения воды, смысле

фразы, смысле ткани, смысле аромата)

Клодель. Поэтическое искусство

Der Sinn des Daseins ist die Zeitlichkeit   .

Heidegger Sein und Zeit S 331

все проблемы концентричны. Анализировать время означает не извлекать следствия из предустановленной концепции субъектив­ности, но проникать, через время, в ее конкретную структуру. Если нам удастся понять субъекта, то не в его чистой форме, но отыскивая его в пересечении его измерений. Нам нужно, следова­тельно, рассмотреть время само по себе, и только таким образом, следуя его внутренней диалектике, мы придем к переработке нашей идеи субъекта.

Чтобы улучшить проверяемость статьи, а также ее энциклопедический интерес , просьба цитировать первоисточники посредством анализа вторичных источников, указанных в сносках ( редактировать статью ).

Изображение в информационном окне.

Резюме

биография

Учитель


После завершения среднего образования в лицее Луи-ле-Гран в Париже , Морис Мерло-Понти стал студентом Высшей школы Парижа одновременно с Жан-Полем Сартром (с которым он поддерживал дружеские отношения) и учился. занял второе место в рейтинге философии в 1930 году .

Мерло-Понти также вовлечен в политическую жизнь, поэтому он является частью национального офиса картеля Союза демократических сил (UFD), созданного для выборов в законодательные органы 1958 года и объединившего некоммунистических и антиголлистских левых .

Клод Лефорт - исполнитель его работы. Его жена Сюзанна Жолибуа, психиатр, умерла в 2010 году в возрасте 96 лет. Они поженились в 1940 году, у них родилась дочь Марианна (1941-2019) и потомство.

Разрыв с Сартром

Философия

Предисловие к Феноменологии восприятия

Первое положение утверждает, что феноменология характеризуется эссенциализмом, следовательно, она не заинтересована в эмпирической интерпретации явлений, но что она хочет пролить свет на основы восприятия, сознания и телесности. Следовательно, это также философия фактичности.

Второе предположение состоит в том, что феноменология хочет быть трансцендентальной, поэтому пытается отразить условия возможностей опыта и познания, отказываясь от наших мирских метафизических предпосылок, чтобы критически их оценить.

Третье предложение объясняет, что феноменология хочет быть строго научной, но также пытается говорить о донаучном опыте мира, времени и пространства.

Четвертое положение устанавливает, что феноменология часто понимается как чисто описательная дисциплина и стремится описать опыт как данность, ее не интересует биологическое или нейробиологическое происхождение, даже если Гуссерль ближе к концу своей жизни имеет дело с важностью развития генетическая феноменология.

Затем Мерло-Понти объясняет, что было бы соблазнительно просто сопоставить работы Гуссерля и его трансцендентальную философию как философию, полностью отличную от философии Хайдеггера , который вместо этого занимается феноменологией существования и герменевтикой . Однако это слишком упрощенно для Мерло-Понти, эти точки зрения не обязательно противоречат друг другу, при тщательном анализе они могут быть включены. Вот почему в предисловии Мерло-Понти пытается установить общие точки феноменологии в целом, а не конкретно доктрины, специфической для каждого философа, говорящего о феноменологической традиции.

Примат восприятия

Однако, изучая посмертные рукописи Эдмунда Гуссерля , который остается одним из его главных влияний, Мерло-Понти замечает, что в своей эволюции его работы сами обновляют данные, которые нельзя отнести к ноэтико-ноематической корреляции. Это особенно верно в отношении данных о теле (которое одновременно является телом-субъектом и телом-объектом), о субъективном времени ( осознание времени не является ни актом сознания, ни актом сознания. Объект мысли) и другие (первые соображения других у Гуссерля привели к солипсизму ).

Телесность


Таким образом, развитие его работы устанавливает анализ, отмечающий признание как телесности сознания, так и телесной интенциональности, что контрастирует с дуалистической онтологией категорий тела / разума Рене Декарта , философа, которому оставался Мерло-Понти. внимательны, несмотря на важные различия между ними. Затем он начинает исследование воплощения человека в мире, пытаясь преодолеть альтернативу между чистой свободой и чистым детерминизмом , точно так же, как раскол между телом для себя и телом для других.


Затем он внимательно рассматривает язык как ядро ​​культуры, в частности, исследуя связи между развертыванием мысли и смыслом , обогащая при этом свою точку зрения не только путем анализа усвоения языка и языковой выразительности тела, но также принимая во внимание учитывать патологии языка, а также живописи , кино , литературного использования языка и поэзии .

Как указано в его резюме курса в университете Сорбонны, в течение этого периода он поддерживал диалог между феноменологией и различными работами, проводимыми в психологии, одновременно возвращаясь к изучению овладения языком в детстве, не говоря уже о том, чтобы быть одним из них. из первых философов, широко использовать вклад лингвистических работ в Фердинанда де Соссюра и к работе над понятием структуры через обсуждение работ в психологии , в лингвистике и социальной антропологии .

Искусство


Важно указать, что внимание, которое Мерло-Понти уделяет различным формам искусства (визуальному, пластическому, литературному, поэтическому и т. Д.), Не зависит от оспаривания прекрасного и не ориентировано на разработку нормативных критериев Изобразительное искусство. Таким образом, мы не находим в его работах теоретических попыток определить, что могло бы быть шедевром, произведением искусства или даже ремеслом. Его цель - прежде всего проанализировать структуры, лежащие в основе выразительности, которые оказываются инвариантными, путем обогащения соображений о языке , уделяя внимание творчеству художников , поэтов и писателей .

Именно речь, то есть первое выражение, интересует Мерло-Понти и привлекает его внимание, когда он имеет дело с природой производства и восприятия выражений, предметом, в котором также переплетаются анализ действия, интенциональности и восприятия. , а также взаимосвязь между свободой и внешними детерминантами.

История и интерсубъективность

И его работы о телесности, и о языке раскрывают важность для понимания выразительности укоренения человека в живом мире. Однако это укоренение переплетается между измерениями историчности и интерсубъективности , которые затем стараются сделать понятными. В качестве отправной точки для рассмотрения истории и интерсубъективности он отмечает, что индивид не является их субъектом, поскольку он принимает участие в социокультурной и лингвистической вселенной, которая уже структурирована, но что он этого не делает. участвует в нем и влияет на институты, используя его, в том числе в отношении установленного языка, который кажется ему образцом исследования для понимания этих феноменов, как он отметил в досье, которое он представил для своего назначения в Коллеж де Франс.

В этом смысле Мерло-Понти является противником смысла истории , гегелевской концепции, хотя влияние Гегеля, безусловно, больше присутствует в его более поздних работах.

Психология

Хотя верно то, что Мерло-Понти внимательно относился к работе в области психологии, большинство специалистов по истории этой дисциплины признают, что в равной степени верно и то, что его собственная работа оказала реальное влияние на уровень исследований в психологии. Структура поведения ( 1942 ) рассматривает широкий спектр экспериментальных исследований того времени, показывая при этом ряд трудностей, с которыми сталкиваются некоторые из этих работ, в частности работы бихевиоризма, из-за онтологических предпосылок, на которых они неявно основаны. . Но, наоборот, он также показывает, что экспериментальные данные психологии высвечивают определенные проблемы эпистемологии и философии науки того времени.

Мерло-Понти также был внимателен к работе гештальт-психологии и пытался интерпретировать точки совпадения и расхождения психоанализа с феноменологией , в дополнение к своим соображениям по психосоциологии и работам Жана Пиаже .

Социология и антропология

Плоть и хиазм / Видимое и невидимое

Представления о плоти и хиазме, а также сопутствующие понятия о видимом и невидимом появляются в основном в The Visible and the Invisible и в сопровождающих его Рабочих заметках (помните, что это посмертная работа, которая все еще продолжается). а также в примечаниях к курсу в Коллеж де Франс за период 1959-1961 годов - и очень кратко в Предисловии к Знакам и в некоторых других местах. Из-за неполной формулировки этих понятий не всегда легко определить, что именно Мерло-Понти хотел под этим подразумевать, но, не вдаваясь в вопросы интерпретации, тем не менее есть определенные указания, которые обычно разделяются специалистами в области медицины. поле, которое можно отметить.

Политика

Политическая мысль Мерло-Понти не находится ни на уровне теоретической разработки собственно политической философии , ни на уровне хроники текущих событий и политических событий. Развитие его политической мысли происходит в постоянном движении между этими уровнями, это не вопрос, по крайней мере, в соответствии с его собственными желаниями, и не вопрос о теории событий, заставляя следовать действиям, которые должны быть предприняты, начиная с политического / моральных принципов, ни реагировать на каждое событие, как если бы оно само по себе составляло единое целое без философского измерения. Два собеседника из философской традиции будут играть особую роль в разработке наброска политической философии, рискуя столкнуться с историческими потрясениями, в которые погрузился убежденный мыслитель: Макиавелли и Маркс .

Романист Мерло-Понти

Чтобы улучшить проверяемость статьи, а также ее энциклопедический интерес , просьба цитировать первоисточники посредством анализа вторичных источников, указанных в сносках ( редактировать статью ).

Изображение в информационном окне.

Резюме

биография

Учитель


После завершения среднего образования в лицее Луи-ле-Гран в Париже , Морис Мерло-Понти стал студентом Высшей школы Парижа одновременно с Жан-Полем Сартром (с которым он поддерживал дружеские отношения) и учился. занял второе место в рейтинге философии в 1930 году .

Мерло-Понти также вовлечен в политическую жизнь, поэтому он является частью национального офиса картеля Союза демократических сил (UFD), созданного для выборов в законодательные органы 1958 года и объединившего некоммунистических и антиголлистских левых .

Клод Лефорт - исполнитель его работы. Его жена Сюзанна Жолибуа, психиатр, умерла в 2010 году в возрасте 96 лет. Они поженились в 1940 году, у них родилась дочь Марианна (1941-2019) и потомство.

Разрыв с Сартром

Философия

Предисловие к Феноменологии восприятия

Первое положение утверждает, что феноменология характеризуется эссенциализмом, следовательно, она не заинтересована в эмпирической интерпретации явлений, но что она хочет пролить свет на основы восприятия, сознания и телесности. Следовательно, это также философия фактичности.

Второе предположение состоит в том, что феноменология хочет быть трансцендентальной, поэтому пытается отразить условия возможностей опыта и познания, отказываясь от наших мирских метафизических предпосылок, чтобы критически их оценить.

Третье предложение объясняет, что феноменология хочет быть строго научной, но также пытается говорить о донаучном опыте мира, времени и пространства.

Четвертое положение устанавливает, что феноменология часто понимается как чисто описательная дисциплина и стремится описать опыт как данность, ее не интересует биологическое или нейробиологическое происхождение, даже если Гуссерль ближе к концу своей жизни имеет дело с важностью развития генетическая феноменология.

Затем Мерло-Понти объясняет, что было бы соблазнительно просто сопоставить работы Гуссерля и его трансцендентальную философию как философию, полностью отличную от философии Хайдеггера , который вместо этого занимается феноменологией существования и герменевтикой . Однако это слишком упрощенно для Мерло-Понти, эти точки зрения не обязательно противоречат друг другу, при тщательном анализе они могут быть включены. Вот почему в предисловии Мерло-Понти пытается установить общие точки феноменологии в целом, а не конкретно доктрины, специфической для каждого философа, говорящего о феноменологической традиции.

Примат восприятия

Однако, изучая посмертные рукописи Эдмунда Гуссерля , который остается одним из его главных влияний, Мерло-Понти замечает, что в своей эволюции его работы сами обновляют данные, которые нельзя отнести к ноэтико-ноематической корреляции. Это особенно верно в отношении данных о теле (которое одновременно является телом-субъектом и телом-объектом), о субъективном времени ( осознание времени не является ни актом сознания, ни актом сознания. Объект мысли) и другие (первые соображения других у Гуссерля привели к солипсизму ).

Телесность


Таким образом, развитие его работы устанавливает анализ, отмечающий признание как телесности сознания, так и телесной интенциональности, что контрастирует с дуалистической онтологией категорий тела / разума Рене Декарта , философа, которому оставался Мерло-Понти. внимательны, несмотря на важные различия между ними. Затем он начинает исследование воплощения человека в мире, пытаясь преодолеть альтернативу между чистой свободой и чистым детерминизмом , точно так же, как раскол между телом для себя и телом для других.


Затем он внимательно рассматривает язык как ядро ​​культуры, в частности, исследуя связи между развертыванием мысли и смыслом , обогащая при этом свою точку зрения не только путем анализа усвоения языка и языковой выразительности тела, но также принимая во внимание учитывать патологии языка, а также живописи , кино , литературного использования языка и поэзии .

Как указано в его резюме курса в университете Сорбонны, в течение этого периода он поддерживал диалог между феноменологией и различными работами, проводимыми в психологии, одновременно возвращаясь к изучению овладения языком в детстве, не говоря уже о том, чтобы быть одним из них. из первых философов, широко использовать вклад лингвистических работ в Фердинанда де Соссюра и к работе над понятием структуры через обсуждение работ в психологии , в лингвистике и социальной антропологии .

Искусство


Важно указать, что внимание, которое Мерло-Понти уделяет различным формам искусства (визуальному, пластическому, литературному, поэтическому и т. Д.), Не зависит от оспаривания прекрасного и не ориентировано на разработку нормативных критериев Изобразительное искусство. Таким образом, мы не находим в его работах теоретических попыток определить, что могло бы быть шедевром, произведением искусства или даже ремеслом. Его цель - прежде всего проанализировать структуры, лежащие в основе выразительности, которые оказываются инвариантными, путем обогащения соображений о языке , уделяя внимание творчеству художников , поэтов и писателей .

Именно речь, то есть первое выражение, интересует Мерло-Понти и привлекает его внимание, когда он имеет дело с природой производства и восприятия выражений, предметом, в котором также переплетаются анализ действия, интенциональности и восприятия. , а также взаимосвязь между свободой и внешними детерминантами.

История и интерсубъективность

И его работы о телесности, и о языке раскрывают важность для понимания выразительности укоренения человека в живом мире. Однако это укоренение переплетается между измерениями историчности и интерсубъективности , которые затем стараются сделать понятными. В качестве отправной точки для рассмотрения истории и интерсубъективности он отмечает, что индивид не является их субъектом, поскольку он принимает участие в социокультурной и лингвистической вселенной, которая уже структурирована, но что он этого не делает. участвует в нем и влияет на институты, используя его, в том числе в отношении установленного языка, который кажется ему образцом исследования для понимания этих феноменов, как он отметил в досье, которое он представил для своего назначения в Коллеж де Франс.

В этом смысле Мерло-Понти является противником смысла истории , гегелевской концепции, хотя влияние Гегеля, безусловно, больше присутствует в его более поздних работах.

Психология

Хотя верно то, что Мерло-Понти внимательно относился к работе в области психологии, большинство специалистов по истории этой дисциплины признают, что в равной степени верно и то, что его собственная работа оказала реальное влияние на уровень исследований в психологии. Структура поведения ( 1942 ) рассматривает широкий спектр экспериментальных исследований того времени, показывая при этом ряд трудностей, с которыми сталкиваются некоторые из этих работ, в частности работы бихевиоризма, из-за онтологических предпосылок, на которых они неявно основаны. . Но, наоборот, он также показывает, что экспериментальные данные психологии высвечивают определенные проблемы эпистемологии и философии науки того времени.

Мерло-Понти также был внимателен к работе гештальт-психологии и пытался интерпретировать точки совпадения и расхождения психоанализа с феноменологией , в дополнение к своим соображениям по психосоциологии и работам Жана Пиаже .

Социология и антропология

Плоть и хиазм / Видимое и невидимое

Представления о плоти и хиазме, а также сопутствующие понятия о видимом и невидимом появляются в основном в The Visible and the Invisible и в сопровождающих его Рабочих заметках (помните, что это посмертная работа, которая все еще продолжается). а также в примечаниях к курсу в Коллеж де Франс за период 1959-1961 годов - и очень кратко в Предисловии к Знакам и в некоторых других местах. Из-за неполной формулировки этих понятий не всегда легко определить, что именно Мерло-Понти хотел под этим подразумевать, но, не вдаваясь в вопросы интерпретации, тем не менее есть определенные указания, которые обычно разделяются специалистами в области медицины. поле, которое можно отметить.

Политика

Политическая мысль Мерло-Понти не находится ни на уровне теоретической разработки собственно политической философии , ни на уровне хроники текущих событий и политических событий. Развитие его политической мысли происходит в постоянном движении между этими уровнями, это не вопрос, по крайней мере, в соответствии с его собственными желаниями, и не вопрос о теории событий, заставляя следовать действиям, которые должны быть предприняты, начиная с политического / моральных принципов, ни реагировать на каждое событие, как если бы оно само по себе составляло единое целое без философского измерения. Два собеседника из философской традиции будут играть особую роль в разработке наброска политической философии, рискуя столкнуться с историческими потрясениями, в которые погрузился убежденный мыслитель: Макиавелли и Маркс .

Романист Мерло-Понти

Читайте также: