Менталитет украинского народа кратко

Обновлено: 07.07.2024

— Первый шаг, который меня подвинул к этой теме, — это обычное любопытство. Раньше мы все были советскими людьми. Некоторые из нас такими и остались, советская общность никуда не делась. Но в 2004 году, когда началась Оранжевая революция, многие из нас задумались: один ли у нас, украинцев, менталитет, или есть какие-то различия? В чем, собственно, проявляется украинский менталитет?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я стал искать литературу. Обнаружил, что научно-популярных изданий по украинскому менталитету практически не существует. Те, что есть, условно говоря, можно разделить на три типа.

И третий вариант публикаций — глубокомысленные философские трактаты, в которых что-либо понять затруднительно.

Оказывается, даже сейчас, в XXI веке, в украинской культуре нет четкого представления о том, что такое национальный менталитет. Скажем прямо: мы себя не знаем. А не зная — не понимаем.

Не найдя ответа на этот вопрос, решил ответить на него сам. Постарался быть непредвзятым, не выдвигать каких-то собственных гипотез, а объективно (насколько это возможно) описать то, что есть. Несколько лет перелопачивал историческую и психологическую литературу.

В своей книге я сравниваю не только русский и украинский менталитет, а также так называемый европейский. Я очень близко связан с Россией, бываю там каждый год, поэтому могу сказать, что знаю русский менталитет. В конце-концов, мама у меня русская, а папа — украинец. Живу в Украине, а работаю в Венгрии

Если говорить о европейском менталитете, то он, конечно же, различен. Италию и Норвегию населяют совершенно, казалось бы, разные люди. Однако и в Европе есть некая общность. В конце-концов, менталитет жителей Москвы и Сибири — тоже отличается. Менталитет галичан и жителей востока Украины разный, но есть и общие моменты.

Для того чтобы понимать, что такое менталитет, на что он влияет, нужно просто осознать механизмы его формирования. Менталитет формируется в первую очередь природными условиями, местом, где народ живет достаточно долгое время.

Считаю, что советского менталитета не существует, потому что это всего лишь период каких-то 70 лет. За это время менталитет сформироваться не может. Карл Юнг, швейцарский психиатр, первый подметил, что менталитет формируют так называемые архетипы. Архетипы — это то, что формировалось в определенной нации в течение долгого-долгого времени, тысячелетий.


Украинская нация — оседлая нация. Достаточно редкий феномен в мире. Украинский менталитет начал формироваться, на мой взгляд, с того времени, когда наши предки начали заниматься сельским хозяйством, с времен Триполья. Когда перешли от собирательства, выращивания животных к земледелию. Украинский чернозем, который является уникальным, позволял нашим предкам себя прокормить и никуда особо не мигрировать. Кроме того, в структуру этой земли вливались и скифы, и сарматы, и греки, и северные народы, и венгры прошли через нас. Все эти вливания приносили свой вклад, который нужно рассматривать, чтобы найти стержень.

В России нет такого чернозема (лишь кое-где возле Украины). Предки современного российского человека вынуждены были куда-то мигрировать, кого-то завоевывать, быть более агрессивными, для того чтобы обеспечить себе условия проживания. Украинцу не нужно никого завоевывать, агрессия не в его натуре. Если его никто не трогает, он ни на кого не нападает. Конечно, защищаться нужно, но завоевывать нет необходимости.

Россия еще более мозаична, чем Украина. Российский менталитет более агрессивный, это особенность этой общности. Никуда от этого не денешься. Это необязательно плохо: если спортивная команда не ведет себя агрессивно, она никогда не выиграет. Скажем так: если украинец добрее россиянина — это не хорошо и не плохо. Это данность.

Несмотря на эти особенности, российская агрессия стала для меня неожиданной. Я считаю, что на Украину не нападала Россия. На Украину напали некоторые представители, находящиеся у власти. Не нужно путать страну с государством. Российское общество не является до такой степени агрессивным, чтобы напасть на братский народ. Это отдельные девиации (отклонения в чем-то) у отдельных руководителей.

Недавно я посмотрел фильм о Судетах в Чехословакии. Был поражен, насколько это напоминает события, которые происходили в Луганской и Донецкой областях. Соответствующие настроения людей подогревались очень грамотными психологами, пропагандистами, у которых были свои цели. Человек — существо, которое можно индуцировать (направлять куда-либо). Индуцирование его настроениями, желаниями (может быть, получать больше пенсию, говорить на русском языке) — все это искусственно усиливалось нашими соседями.

Главное отличие украинца от россиянина: украинец много знает о своей стране, может быть, не исторически, а в житейском плане, например, какие люди живут в каких областях, чем отличаются. Я полжизни провел в России. Россияне о самих себе знают намного меньше, чем о том, что делать с Кавказом, Прибалтикой, Беларусью, Украиной и т. п.

Россия — цивилизационный экстраверт. Все ее действия направлены вовне. Украинцы — интроверты. У России более мужское начало, у Украины — более женское.

Важны объективные моменты. Например, в Москве собрана прекрасная школа востоковедения. Существуют интерфейсы, люди, которые могут интерпретировать события. Вовлекать людей в повестку дня, соответственно, катализировать это любопытство, интерес ко всему происходящему далеко за пределами страны. Один из моментов, над которым нам нужно поработать, — создать украинскую школу востоковедения. Коран, например, только недавно перевели на украинский язык.

Мне кажется, одна из проблем нашей сегодняшней ситуации в том, что россияне считают, будто есть какая-то общность, стержень, за который они борются. Если же признать, что на самом деле мы — разные общности, которые имеют полноценную мифологию, культуру, которая может только дополнять друг друга, тогда многие вопросы снимутся. Россияне пытаются найти какую-то славянскую общность, а нас пытаются при этом разделить. Но мы же не боремся за общие ценности, например, с японцами? Мы понимаем, что это другая цивилизация. Нужно признать, что Украина сделала другой цивилизационный выбор. Такое бывает. Противоположная точка зрения — она ни плохая ни хорошая. Просто другая.

Украинский менталитет, который формировался тысячелетиями, феерично быстро приобрел новые черты за годы независимости. Несмотря на отсутствие экономических реформ, в Украине за последние годы произошли колоссальные изменения. Словно тихий хутор проснулся от летаргического сна и начал возводить на месте сельсовета, памятника Ленину и недостроенного клуба небоскребы, супермаркеты, банки, картинные галереи. Освободившись от коммунистических иллюзий, украинцы, с одной стороны, устремились к фарватеру мировой цивилизации, а с другой, вернулись к своим извечным ценностям и архетипам. Вместе с обломками советской империи остались в прошлом ее утопические упования, надежда на даровое светлое будущее, имитация трудовой деятельности, тотальный дефицит, повальное пьянство.

Украинец по своей натуре больше консерватор. Стремится не найти что-то новое, а сохранить уже созданное. Это определяет его неумение, а может, и нежелание идти в ногу со временем.

Украинская ментальность не имеет доминанты закона — это видно хотя бы в поведении первых лиц государства.

Любая экономическая деятельность является следствием стремления к собственной выгоде. У наших сограждан этого стремления более чем достаточно. Однако сегодня это качество парадоксальным образом является не катализатором, а тормозом развития экономики. Поясню, что имею в виду. Мир украинца всегда был ограничен его собственной усадьбой. В переносном смысле он ею ограничен и теперь. Это означает, что украинцу в принципе плевать на все, что не касается непосредственно его: собственные интересы намного выше интересов страны. Это объяснимо, ведь страны у него никогда не было. Стоит ли удивляться, что политики, которые дорвались до власти, тоже проникаются лишь собственными интересами? Патриотизм для них лишь случайный аксессуар. К тому же не хватает государственного мышления. Оно у них клановое. В отличие, скажем, от мышления лидеров Японии или стран ЕС, где есть глубокие корни государственности. Незаинтересованность украинских политиков в реформах является одним из главных тормозов развития экономики.

Миролюбие, неагрессивность, умение избегать столкновений — это фактор стабильности. А стабильность — залог доверия со стороны инвесторов, хорошая возможность для размещения в Украине производств западных корпораций.

Возвращаем свою собственность и свободу воли народа!

Община

Однако украинская нация советского и постсоветского образца — это два абсолютно разных этноса, хотя их и составляют в основном одни и те же люди.

Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?

1. В отличие от соседей-кочевников, в том числе дpевних венгров и болгар, украинский этнос кpисталлизовался и до сих поp существует в собственном этно аpеале и вокpуг него. Такое постоянство геогpафического окpужения пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту, что не могло не найти отpажения в ментальных установках.

Днепp и Десна, Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг — для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окpужение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто — поэтические обpазы и элементы мифологии.

Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно — склонность к воле и анаpхии.

3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением.

Земледельческий обpаз жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность или пpовинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе — индивидуализм. В чувстве собственного достоинства, значимости коpенится остpое, даже болезненное чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие укpаинца к пеpманентному поиску пpавды.

4. На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу.

Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности.

Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда — трагический характер.

Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы.

Большинство политиков, в т.ч. и президент, — продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути — его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу.

Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки.

Менталитет отечественного хуторянина описан в произведениях украинской художественной классики. Кратко обрисуем его характерные черты:

Следует учесть и неравномерность распространения описанных выше факторов по территории Украины, ибо она отнюдь неоднородна ни по хронологическим, ни по региональным признакам.

Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод, что на Западе мы получим совершенно иные результаты, чем в Восточных или Южных областях страны.

В разных регионах разное отношение к историческому прошлому, культурному наследию, языку, религии, перспективам развития и т.д.

Разницу украинского и российского менталитета используют даже рекламисты.

Для украинца скорее авторитетом будет удачливый сосед, а не сценическая дива.

Обобщая сказанное, еще раз отметим основные черты украинского менталитета.

Во-вторых , верховенство индивидуализма над коллективизмом, что отмечают практически все исследователи данного феномена. Как писал А. Кульчицкий, «наш персонализм гораздо более, чем в Западной Европе, был направлен в сторону интровертного углубления, во внутренний мир личностного переживания.

В-четвертых , определенный социальный фатализм, то есть вера в автоматичность исторического процесса, откуда вытекает постоянный уход в малые группы, в семью воздержание от участия в решении серьезных социально-политических проблем.

Действительно, не только большой удельный вес украинцев среди сержантского и офицерского состава Советской армии — факт общеизвестный, но и огромное количество хозяйственных и партийных руководителей разных рангов, разбросанных по всем областям и странам бывшего Союза, свидетельствуют о:

а) высокой самоидентификации украинцев со всем советским народом;

б) хозяйственность и стремление к обособлению.

  • С одной стороны, мы имеем общие с западноевропейской цивилизацией корни и вплоть до XVII века развивались в общеевропейском контексте, что нашло отражение в ментальных созвучиях украинской и европейской мировоззренческих принципов.
  • С другой стороны, за последние 350 лет и в ментальности украинцев, и в ментальностях европейцев произошли коренные изменения, связанные с различными путями исторического развития. Мы больше не представляем с ними единой ментальной общности, зато у многих украинцев пока очень высокий уровень идентификации с событиями недавнего советского прошлого.

Есть такая притча. Англичанина спросили: сложно ли вырастить газон? — Очень просто, — ответил тот. — Нужно обработать землю, посеять хорошие сорта, регулярно поливать и подрезать траву. — И все? — В основном все. Пройдет триста лет — и получится отличный газон…

Несколько поколений людей родились и прожили в условиях расслабленного состояния, психология у них и их детей сформировалась потребительская, нетребовательная ни к себе, ни к людям, ни к качеству жизни.

Запись опубликована автором admin в рубрике Без рубрики, Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.


Первое, что сразу бросается в глаза, украинцы гораздо более открыты, обаятельны, можно сказать, проникают в душу. С ними быстро становишься приятелями. Есть в устройстве их характера что-то нежное, беззащитное, а это подкупает.

Русские, прямо скажем, на порядок угрюмее, серьезнее, дружбу с ними надо заслужить, пуд соли вместе съесть. Поэтому друзьями, как правило, становятся с детства, или вместе поработавшие на трудной работе люди, или в армии.


Третье. Украинки невероятные болтушки. В работе ловкие и быстрые. Эмоции у них меняются, как в калейдоскопе, могут одновременно смеяться и плакать. Русские девушки просто мраморные статуи, по сравнению с ними. Здесь, видно, сказывается разность северного и южного темпераментов.

Четвертое, русские любят науку и умеют в ней добиваться успехов. Геологи все русские. Украинцы — золотоискатели и нефтяники, они любят длинный рубль.

Русские вместе с украинцами освоили Сибирь. Украинцы даже немного больше освоили Сибирь, по крайней мере, на Чукотке в основном видел украинцев, потому что там можно было хорошо заработать.

Пятое, украинцы умеют рождать таких гениев, как Гоголь, который писал одновременно и самые страшные, и самые веселые рассказы. Русские рождают Толстого и Достоевского, которые меняют саму литературу, которых зачитывается весь мир.

Шестое, исторически сложилось, что у русских психология осажденной крепости, а украинцы, если очередная заварушка, думают, к кому выгоднее примкнуть.

Украинцы пассивны, беззаботны, хотя и склонны к анархии. Мечтательность и чувственность - это те качества, которыми обладает типичные граждане этой страны.


Все, что проходило во время Речи Посполитой, Литовского княжество и т.д., отразилось на украинском менталитете. Борьба за независимость породила противоречивые друг другу ментальные качества. Украинский человек является вольнолюбивым индивидуалистом, но при этом у него развито чувство поддержки и взаимопомощи.


Практически все политические личности - это продукт этого самого хуторянства, его воплощения, то есть его классический образ.

  1. Он считается себя умным, а иногда даже мудрым. Эти черты проявляются в его хитрости, а также способности вовремя уйти от риска, избегая ненужной работы и опасности.
  2. Такой человек сам себе на уме. Он может люто ненавидеть какого-то представителя власти, переносить гнев на близких, но при личной встрече с чиновников подобострастно нагибается.
  3. Хуторянин живет по принципу: “моя хата с краю”.
  4. Он остерегается инициативных и смелых личностей, так как видит в них скрытую опасность для своего благополучия.


Россияне - щедры, прямолинейны, ленивы, упрямы и участливы. Украинцы - жадные, лукавые, скрытные, трудолюбивые, гибкие, изворотливые и равнодушные к тому, что их не касается. Нетерпимость, большая склонность к криминалу, насилию, агрессии, социальная активность – все это свойственно русскому человеку. Терпимость, социальный фатализм, толерантность к разным нациям и сообществам - это свойственно украинцу.

Отметим, что вышеописанные факторы неравномерно распределяются по украинской территории, так как она неоднородна, причем как по региональным, так и по хронологическим признакам. В Южной и Западной части результаты будут совершенно разные. В каждом регионе страны иначе относятся к языку, религии, историческому прошлому, перспективам и т.д.

Подведем итоги сказанного, сделаем небольшой вывод, выделим основные черты украинского менталитета в обобщенном виде:


У граждан Украины эмоциональность главенствует над рациональностью, а чувства над интеллектом, то есть "сердце" над "головой".

У украинцев двойственный внутренний мир, в котором совмещаются и активный, и пассивный психологические типы.

Еще одно качество граждан этой страны - всеобщая уравнительность. Причина появления этого качества кроется в отношениях в семье, традициях политсаморегуляции и религиозной жизни.

Читайте также: