Паола волкова мост над бездной кратко

Обновлено: 07.07.2024

У Паолы Дмитриевны огромное количество поклонников, которые зачитываются ее книгами, где история искусств преподносится как сказки о великой любви, душераздирающих жертвах и гениях-творцах, которые всю свою жизнь посвятили искусству.

Однако любому серьезному исследователю понятно, что книги и рассказы Паолы Волковой – это не настоящее искусствоведение. Давайте сегодня разберемся, почему.

Кто такая Паола Волкова?

Чем занималась Паола Дмитриевна?

Рассказывая студентам об искусстве, Паола Дмитриевна разыгрывала настоящие театральные представления, только главными действующими лицами были не актеры, а персонажи картин. Они оживали и даже общались сквозь столетия, ведь лектор постоянно проводила параллели между художниками разных эпох.

Вот некоторые примеры ее описаний:

В книгах Паолы Волковой множество фактических ошибок, а каждое описание произведений искусства – это лишь субъективное эмоциональное впечатление, а не исследование творческого метода автора, анализ композиции и исторического контекста.

Чем занимается настоящий искусствовед?

Подобный подход, когда автор не дает читателям объективный анализ, а лишь высказывает свою точку зрения, не подкрепляя ее фактами и исследованиями, бросает тень на всю науку. Читая такие книги, люди приходят к выводу, что быть искусствоведом – это уметь искусно фантазировать и поэтично описывать сюжет произведения. Но на деле это совершенно не так.

Настоящий исследователь черпает информацию не из собственных впечатлений и представлений, а из архивов, библиотек и исследований коллег. В случае Паолы Дмитриевны, когда количество изданных книг перевалило за полсотни, и они продолжают выходить и после смерти искусствоведа, закрадываются сомнения в серьезности проделанной работы и глубине материала.

И это не претензия к автору: Паола Дмитриевна – великолепный лектор и оратор, который умел увлекать своим эмоциональным рассказом. Вопрос в качестве тех книг, которые продолжают выходить под ее именем. То, что можно простить лектору, нельзя простить напечатанному тексту (неточности, фактические ошибки, излишняя субъективность).

В современном мире искусствовед – это специалист широкого профиля, которому необходимы знания не только истории и теории искусства, но и философии, эстетики, культурологии, социологии и др. Историк искусства проводит исследование, а не просто делится своими рассуждениями на тему, хотя умение описать произведение искусства – тоже важный, но не ключевой навык.

Стоит ли читать книги Паолы Волковой?

А вы читали книги Паолы Волковой? Нравится ли вам ее манера говорить об искусстве?

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!


"Мост над бездной" - авторская программа Паолы Волковой. Сегодня многие посетители музеев и галерей проходят по ним, практически не останавливаясь около картин. Если и рассматривают что-то, то на бегу, лишь ненадолго задерживаясь около того или иного произведения. Но шедевры потому и являются шедеврами, что в них заложено нечто большее, чем то, что изображено, чем то, что мы можем увидеть пресловутым "первым взглядом". Великие картины полны тайных знаков, посланий, которые может прочитать лишь посвященный, лишь тот, кто знает шифр. Историк искусства Паола Волкова помогает зрителю подобрать ключи к загадкам старых полотен.

Рублев Андрей. Троица (15 в.)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына (1668 г.)

Пикассо Пабло. Герника (1937 г.)

Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи (1524-1533 гг.)

Малевич Казимир Северинович. Черный квадрат (1915 г.)

Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом (1510 г.)

Читать блог пользователя

Фильм об Аркадии Ваксберге на канале КУЛЬТУРА. Аркадий Ваксберг - фигура для советских людей легендарная, хотя сейчас несколько подзабытая. Может, оттого, что последние годы своей жизни провел в Париже; умер Ваксберг в Москве в 2011-м.

74078_original.jpg

Аркадий Ваксберг

1a415df4a4a356ccb8fcd4ea47bc5f81e2bc53d2.jpg


Сравнивая ту ситуацию с нынешней, можно сказать одно: ситуация кардинально изменилась в пользу коррупционеров. Если раньше власть, хотя и не часто, и с неохотой, но все же разрешала печатать материалы, порочащие социально ей близких номенклатурщиков, то в наше время она однозначно стоит на их стороне.

Раньше можно было их судить, приговаривать к срокам, конфисковывать нечестно нажитое, сегодня же – они судят тех, кто выступает с обличениями. Отдельные члены общества решаются поднять голос против мошенников, обманывающих и обкрадывающих государство. У всех на слуху имя погибшего в тюрьме Магнитского. Его судей повысили в чинах и наградили.

Кто сегодня не знает борца с коррупционерами Навального! Алексей, только благодаря поддержке общества, получил условный, а не реальный тюремный срок. А впереди у него еще одно дурацкое судебное разбирательство, инициированное властью. Сергей Пархоменко регулярно оповещает читателей сайта ЭХА МОСКВЫ о новых и новых мошенниках, укравших свои кандидатские и докторские диссертации и разоблаченных активистами ДИССЕРНЕТА.

Но вот незадача: общественные активисты их разоблачают, а власть стоит за них горой. Плагиаторы, укравшие свои кандидатские и докторские, занимают высокие чиновничьи места в Рособразовании.

Государство-коррупционер и фальсификатор поддерживает коррупцию и фальсификации во всех сферах.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Фильм: "Прецедент Ваксберга"


Завещание Паолы Волковой

VOLKOVA_Paola_Dmitrievna9.jpg

Паола Волкова

Когда Паола Волкова говорит о какой-то картине, кажется, что она сама ее написала.

Ощущение, что она знает такое, чего никто не знает. И нам - одним нам – она открывает эту жгучую тайну, этот ведомый только ей секрет. При этом голос у нее тих, но полон вибраций, глаза загораются, и вся эта немолодая женщина становится пленительно хороша, словно фея из страны Искусства.

В рассказе об Эль Греко (Доменико Теотокопулосе, ХУ I век), греке, учившемся у мастеров Итальянского Возрождения, но осевшем в Испании, поразило многое.

Picture9aa.jpg

 Похороны графа Ораса (фрагмент картины)

Одна деталь без Паолы Волковой от меня точно бы ускользнула.

Я бы пропустила на картине маленького мальчика, Хорхе Эммануэля, сына художника. Чудесное точеное личико, глубокий вопрошающий взгляд, обращенный на нас; мальчик выступает на холсте посредником между далеким прошлым и тем будущим, которое еще неведомо.

Странные мистические похороны. Хоронят одни мужчины.

И там тоже есть мальчик, смотрящий на зрителя. Вспоминал ли русский художник из послевоенного поколения картину Доменико Теотокопулоса? Вряд ли. Но она оказалсь в чем-то ему созвучной.

Реквием по человеку и человечеству. Ведь действительно, жизнь каждого – микрокосм, и с уходом одного что-то исчезает в мире, меняется его состав, и, оплакивая ушедшего, мы оплакиваем и себя, и наших детей.

Во второй передаче Паола Волкова рассказала еще об одном греке, но греке византийском, ставшем своим на Руси конца Х I У - начала ХУ вв. Говорю о Феофане Греке. Современнике Сергия Радонежского и Андрея Рублева (в фильме Андрея Тарковского яростного старика-художника играет Сергеев), возможном свидетеле Куликовской битвы, исихасте-аскете, живописце величайшей силы и напора.

Поразилась смелости Паолы Волковой, которая в третьей передаче сравнила, казалось бы, несравнимое: Огюста Ренуара и Николая Ярошенко. Но сравнила она не самих художников, а портреты двух знаменитых актрис, написанные примерно в одно время (1870-1880-е годы) - Жанны Самари и Пелагеи Стрепетовой.

И ведь действительно, оба портрета каждый по-своему великолепны, и запечатлели они определенный женский тип, и эпоху, и эстетический идеал художника.

Picture7a.jpg

Ренуар - Портрет Жанны Самари. Ярошенко - Портрет актрисы Стрепетовой

Горько, что больше Паола Волкова ничего нам не расскажет, не откроет тайн, известных ей одной. Мне показалось, что в последних программах она много говорила о непознанном, об ожидающем человека в другой жизни. Может, было у нее предчувствие? Паола Волкова ушла от нас 15 марта 2013 года. Помянем же удивительную и неповторимую Паолу Дмитриевну словами восхищения и благодарности!

Мост над бездной. Эль Греко

Свободу Ходорковскому и Лебедеву!

Свободу узникам Болотной!

800px-Paola_Volkova_2 (466x700, 358Kb)

Биография Паолы Дмитриевны Волковой

Паола Дмитриевна Волкова родилась 23 июля 1930 года в Москве. Советский и российский искусствовед, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991 г.), доктор искусствоведения (2000 г.).

В 1960–1987 гг. преподавала во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИКЕ) курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры.

В 1970–1980 гг. организовывала лекции философа Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990 гг.), историка Натана Яковлевича Эйдельмана (1930–1989 гг.), культуролога и литературоведа Георгия Дмитриевича Гачева (1929–2008 гг.), историка-этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912–1992 гг.) и других мыслителей.

Имела более 50 публикаций в журналах, книгах, периодической печати по вопросам современного искусства и отдельным проблемам, связанным с творчеством кинорежиссера и сценариста Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986 гг.); считается одним из основных специалистов с мировым именем в области его творчества. Она нашла общее между режиссером Андреем Тарковским и поэтом Серебряного века Велимиром (Виктором Владимировичем) Хлебниковым (1885–1922 гг.). С 1989 г. Паола Дмитриевна Волкова – директор Фонда Андрея Тарковского в Москве (ныне не существует). За время своей работы Фонд провел больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссера в Юрьевце, а также установил надгробье на его могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. П.Д. Волкову неоднократно приглашали для чтения курса лекций, на церемонии открытия ретроспективных показов его фильмов, а также для интервью о его творчестве западной прессе.

Паола Дмитриева умерла в Москве 15 марта 2013 года.
Знаменитый телевизионный цикл искусствоведа Паолы Волковой "Мост над бездной", посвященный истории европейской живописи. 18 серий по полчаса.

Знаменитый телевизионный цикл искусствоведа Паолы Волковой "Мост над бездной", посвященный истории европейской живописи. 18 серий по полчаса.
В Сети это всё разбросано, многие ссылки неработающие… я свёл серии из youtube в одно место.

Читайте также: