Где и когда возник иудаизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями.

Содержание

Возникновение иудаизма

На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни [1] .

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (`Сущий`, `Существующий`). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

Конфессии в иудаизме

В международном справочнике `Религии мира` указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово `караим` означает `чтец`, `читающий`. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово `хасид` означает `благочестивый`, `примерный`, `образцовый`. Хасиды требуют от своих приверженцев `горячей молитвы`, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

Иудаизм в России

Вероучение

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

  • о священных книгах,
  • о сверхъестественных существах,
  • о Машиахе (Мессии),
  • о пророках,
  • о душе,
  • о загробной жизни,
  • о пищевых запретах,
  • о субботе.

Священные книги

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - `Закон`).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (`Изучение`).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - `В начале`). Вторая: Веэлле Шемот (`И вот имена`). Третья: Вайикра (`И воззвал`). Четвертая: Бемидбар (`В пустыне`). Пятая: Элле-гадебарим (`И вот слова`).

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (`Пророки`) - входит семь книг, в третью - Хтувим (`Писания`) - входит двенадцать книг.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

  • Мишну,
  • палестинскую Гемару,
  • вавилонскую Гемару.

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.

В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом `седер` (`порядок`). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Учение о душе

Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом `шеол` (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (`ган эден`). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова `шеол` и `геенна`. (`Геенной` называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли `гоями`) навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Пищевые запреты

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют `кашерным` (`кашер` с иврита переводится как `подходящий`, `правильный`). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие

Со­глас­но пред­став­ле­ни­ям иу­даи­стов, иудаизм воз­ник во II-м тысячелетии до н. э. в сре­де западно-се­мит­ско­го ско­то­вод­че­ско­го и зем­ле­дель­че­ско­го на­се­ле­ния Восточного Сре­ди­зем­но­мо­рья. В на­учной литературе су­ще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой иудаизм как це­ло­ст­ная ре­ли­гия фор­ми­ро­вал­ся на про­тя­же­нии 1-й половины I-го тысячелетия до н. э.

По­сле­до­ва­те­ли иудаизма счи­та­ют, что пер­вым ев­ре­ем был пат­ри­арх Ав­ра­ам ави­ну (Ав­ра­ам, отец наш), с ко­то­рым Бог за­клю­чил брит (до­го­вор, со­юз; в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции - за­вет) о том, что Он ум­но­жит по­том­ст­во Ав­раа­ма, бу­дет его по­том­ст­ву Гос­по­дом и за­щит­ни­ком и даст ему во вла­де­ние Стра­ну Из­раи­ля (т. н. Зем­лю обе­то­ван­ную), а по­том­ки Ав­раа­ма возь­мут на се­бя мис­сию ис­пол­не­ния пред­пи­сан­ных Бо­гом за­по­ве­дей (миц­вот) (Быт. 15:1-21). В со­от­вет­ст­вии с пред­ска­за­ни­ем, дан­ным во вре­мя за­клю­че­ния бри­та, по­том­ки Ав­раа­ма по­па­ли в раб­ст­во в Еги­пет на 400 лет, от­ку­да их чу­дес­ным об­ра­зом вы­вел про­рок Мо­ше ра­бей­ну (Мои­сей, ве­ли­кий наш). Во вре­мя Ис­хо­да из египетского раб­ст­ва (за ко­то­рым по­сле­до­ва­ло 40-лет­нее стран­ст­вие по пус­ты­не, где долж­ны бы­ли уме­реть все быв­шие ра­бы, что­бы толь­ко лю­ди, ро­ж­дён­ные сво­бод­ны­ми, во­шли в Зем­лю обе­то­ван­ную) Бог на го­ре Си­най че­рез Мои­сея да­ро­вал еврейскому на­ро­ду Бо­го­вдох­но­вен­ную То­ру (За­кон), из­вест­ную как Пя­ти­кни­жие Мои­сее­во.

Этот акт, т. н. Си­най­ское от­кро­ве­ние, зна­ме­ну­ет со­бой, со­глас­но иудей­ской тра­ди­ции, на­ча­ло су­ще­ст­во­ва­ния еврейского на­ро­да и при­ня­тие им иудаизм. На про­тя­же­нии по­сле­дую­щих бо­лее чем ты­ся­чи лет, в пе­ри­од обра­зо­вав­шей­ся еврейской го­су­дар­ст­вен­но­сти, цен­тром раз­ви­тия иудаизма и един­ст­вен­ным раз­ре­шён­ным ме­стом куль­то­во­го слу­же­ния был Ие­ру­са­лим­ский храм (Пер­вый храм про­су­ще­ст­во­вал с X века до н. э. до 586 года до н. э.; Вто­рой храм - с конца VI века до н. э. до 70 года н. э.). В этот пе­ри­од сфор­ми­ро­ва­лись ос­но­вы хра­мо­во­го иудаизма как ре­лигиозной сис­те­мы и за­вер­ши­лось на­пи­са­ние свя­щен­ной кни­ги иудаизм - Та­на­ха (в хри­сти­ан­ст­ве Танах по­чи­та­ет­ся как Вет­хий За­вет Биб­лии). В пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния Пер­во­го хра­ма от ещё не окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся иудаизма от­де­ли­лось уче­ние са­ма­ри­тян, при­знаю­щих в ка­че­ст­ве свя­щен­ных книг толь­ко Пя­ти­кни­жие и Кни­гу Йео­шуа (хри­сти­ан­ская Кни­га Иису­са На­ви­на).

В иудаизме на­ря­ду с нор­ма­тив­ным на­прав­ле­ни­ем воз­ник­ли мис­тические шко­лы, из­вест­ные под об­щим названием каб­ба­ла (на­сле­дие). Влия­тель­ный центр каб­ба­ли­стического уче­ния во гла­ве с рав­ви­ном иудаизма Лу­рия, или Ари, сло­жил­ся в XVI веке в городе Цфат в Га­ли­лее. Од­ним из наи­бо­лее из­вест­ных мис­тических на­прав­ле­ний стал ха­си­дизм. За­ро­див­ший­ся в XVIII веке в По­до­лии и вско­ре ох­ва­тив­ший зна­чительную часть при­вер­жен­цев иудаизма в Восточной Ев­ро­пе, он с конца XIX века рас­про­стра­нил­ся прак­ти­че­ски по всей еврейской ди­ас­по­ре, а с середины XVIII века и в Па­ле­сти­не.

В современной Рос­сии иудаизм пред­став­лен тре­мя круп­ны­ми те­че­ния­ми: ор­то­док­саль­ным, ха­си­диз­мом, ре­фор­ми­ст­ским (или про­грес­сив­ным; пер­вая ре­фор­ми­ст­ская об­щи­на в СССР воз­ник­ла в 1989 году), объ­е­ди­няю­щи­ми­ся в две наи­бо­лее влия­тель­ные ор­га­ни­за­ции - Кон­гресс еврейских религиозных ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний в Рос­сии (КЕРООР), в ко­то­рый вхо­дят ор­то­док­саль­ные и ре­фор­ми­ст­ские об­щи­ны, и дей­ст­вую­щую под эги­дой лю­ба­вич­ско­го ха­си­диз­ма Фе­де­ра­цию еврейских об­щин Рос­сии (ФЕОР). И. офи­ци­аль­но при­знан од­ной из че­ты­рёх тра­диционных ре­ли­гий Рос­сии.

Ве­ро­уче­ние

При со­тво­ре­нии Бог на­гра­дил че­ло­ве­ка сво­бо­дой во­ли и вы­бо­ра, но по­ве­лел ис­пол­нять за­по­ве­ди, ко­то­рые вы­ра­жа­ют идею доб­ра и ре­гу­ли­ру­ют пра­виль­ное по­ве­де­ние. Пер­вый за­вет, за­клю­чён­ный Бо­гом с пра­от­цем че­ло­ве­че­ст­ва Но­ем, вклю­ча­ет в се­бя т. н. Семь за­по­ве­дей сы­нов Ноя, уни­вер­саль­ных для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Они со­сто­ят из за­пре­тов идо­ло­по­клон­ст­ва, бо­го­хуль­ст­ва, кро­во­про­ли­тия, во­ров­ст­ва, кро­во­сме­си­тель­ных свя­зей, упот­реб­ле­ния в пи­щу мя­са, от­ре­зан­но­го от жи­во­го жи­вот­но­го, и по­ве­ле­ния жить по за­ко­нам. При­ня­тие То­ры еврейским на­ро­дом со­про­во­ж­да­лось воз­ло­же­ни­ем на ев­ре­ев осо­бых 613 за­по­ве­дей, со­блю­де­ние ко­то­рых не­обя­за­тель­но для др. на­ро­дов. Боль­шин­ст­во из них оп­ре­де­ля­ет нор­мы бы­то­во­го по­ве­де­ния, пи­ще­вые пра­ви­ла (каш­рут), хо­зяйственные ус­та­нов­ле­ния, пра­ви­ла ри­ту­аль­ной чис­то­ты (ус­та­рев­шие в из­гна­нии), ги­гие­нические нор­мы, за­пре­ты на сме­ше­ние не­со­вмес­ти­мых сущ­но­стей (ки­ла­им) - льна и шер­сти, мо­ло­ка и мя­са, зла­ков и бо­бо­вых, двух раз­ных тяг­ло­вых жи­вот­ных в од­ной уп­ряж­ке и т. д. Спе­ци­аль­ные пред­пи­са­ния ка­са­ют­ся куль­то­вой сфе­ры, со­блю­де­ния празд­ни­ков. Осо­бо вы­де­ля­ет­ся т. н. Де­ка­лог, или Де­сять за­по­ве­дей, со­дер­жа­щий уни­вер­саль­ные ре­лигиозные, этические и по­ве­ден­че­ские нор­мы: еди­но­бо­жие, за­прет идо­ло­по­клон­ст­ва, за­прет на про­из­не­се­ние име­ни Бо­га всуе, со­блю­де­ние свя­то­сти суб­бо­ты, по­чи­та­ние ро­ди­те­лей, за­прет убий­ст­ва, пре­лю­бо­дея­ния, во­ров­ст­ва, лже­сви­де­тель­ст­ва и ко­ры­ст­но­го во­ж­де­ле­ния.

Мо­низм оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер иу­да­ист­ской тео­ди­цеи, в ко­то­рой зло рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­дос­та­ток до­б­ра, вы­зван­ный сти­хий­ным дей­ст­ви­ем че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды во­ли. Вме­сте с тем мис­тические те­че­ния в иудаизме склон­ны к боль­ше­му дуа­лиз­му и при­зна­нию от­дель­ной сфе­ры зла (сит­ра аха­ра), ко­то­рая в ко­неч­ном счёте так­же име­ет Бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние. Те­ма сво­бод­но­го вы­бо­ра до­ми­ни­ру­ет и в тео­ло­ге­ме до­го­во­ра (брит), т. е. дву­сто­рон­не­го сво­бод­но­го вы­бо­ра: Бо­гом - еврейского на­ро­да для не­се­ния им уни­вер­саль­ной мис­сии свя­щен­ст­ва и ев­рея­ми - Бо­га для слу­же­ния Ему. До­го­вор по­ро­ж­да­ет кон­цеп­цию из­бран­ни­че­ст­ва еврейского на­ро­да, по­ни­мае­мо­го как го­тов­ность к сле­до­ва­нию до­го­во­ру и вы­пол­не­нию за­по­ве­дей. От­кло­не­ния от за­по­ве­дей, воз­ни­каю­щие вслед­ст­вие дей­ст­вия прин­ци­па сво­бо­ды во­ли, рас­смат­ри­ва­ют­ся как гре­хи и вле­кут за со­бой воз­дая­ние не толь­ко в по­тус­то­рон­ней, но и в зем­ной жиз­ни. Т. о., спра­вед­ли­вость, эти­че­ская и со­ци­аль­ная, за­клю­чён­ная в за­по­ве­дях, ста­но­вит­ся од­ним из им­пе­ра­ти­вов иуда­и­ст­ской дог­ма­ти­ки.

Кон­цеп­ция бес­смер­тия ду­ши, су­ще­ст­во­ва­ния за­гроб­ной жиз­ни и гря­ду­ще­го вос­кре­се­ния мёрт­вых не от­ра­же­на не­по­сред­ст­вен­но в То­ре и име­ет в иудаизме от­но­си­тель­но позд­нее про­ис­хо­ж­де­ние, вос­хо­дя­щее к эс­ха­то­ло­гическим те­че­ни­ям ру­бе­жа эр. Мис­тические на­прав­ле­ния в иудаизме при­ни­ма­ют по­ня­тие ме­тем­пси­хо­зы, т. е. пе­ре­се­ле­ния душ (гил­гул).

Ре­ли­ги­оз­ные прак­ти­ки

Празд­ни­ки иудаизма при­уро­че­ны к оп­ре­де­лён­ным да­там еврейского лун­но-сол­неч­но­го ка­лен­да­ря (имею­ще­го 19-лет­ний цикл: 12 лет по 12 месяцев и 7 ви­со­кос­ных лет по 13 месяцев); в то же вре­мя счи­та­ет­ся, что празд­нуе­мые со­бы­тия - это яв­ле­ния транс­цен­дент­но­го ми­ра, не за­ви­ся­щие от че­ло­ве­ка.

На Сук­кот стро­ят специальные ша­ла­ши с от­кры­той кры­шей, в ко­то­рых жи­вут и едят все дни празд­ни­ка. Не вос­хо­дя­щие не­по­сред­ствен­но к тек­сту То­ры зим­ний празд­ник Ха­ну­ка (на­чи­на­ет­ся 25 кис­ле­ва и длит­ся 8 дней) в па­мять Мак­ка­вей­ских войн и ве­сен­ний - Пу­рим (14 ада­ра), от­ме­чаю­щий чу­дес­ное спа­се­ние ев­ре­ев ца­ри­цей Эс­тер от не­ми­нуе­мо­го ис­треб­ле­ния, поль­зу­ют­ся по­пу­ляр­но­стью, с ни­ми свя­за­ны специальные обы­чаи (за­жи­га­ние ха­ну­каль­ных ог­ней, кар­на­ва­лы и мис­те­рии пу­рим­шпил на Пу­рим и др.). Празд­ник Сим­хат То­ра (Ра­дость То­ры) зна­ме­ну­ет за­вер­ше­ние го­до­во­го цик­ла чте­ния То­ры. Су­ще­ст­ву­ет ряд ме­нее зна­чительных празд­ни­ков и по­стов.

Ор­га­ни­за­ция об­щин

Свя­щен­ст­во су­ще­ст­во­ва­ло толь­ко в хра­мо­вом иудаизме, где вы­де­ля­лись две ка­те­го­рии свя­щен­но­слу­жи­те­лей - коа­ним (жре­цы) и ле­ви­им (ле­ви­ты). Их по­том­ки до сих пор вы­пол­ня­ют спе­ци­фические ри­ту­аль­ные функ­ции и со­блю­да­ют до­пол­нительные за­пре­ты; например, коа­ним не долж­ны на­хо­дить­ся под од­ной кры­шей с мёрт­вым те­лом, же­нить­ся на вдо­ве или раз­ве­дён­ной и др. Цен­траль­ной фи­гу­рой в рав­ви­ни­сти­че­ском иудаизме яв­ля­ет­ся рав­вин (рав), в се­фард­ских об­щи­нах - ха­хам, ди­пло­ми­ро­ван­ный зна­ток ре­лигиозной тра­ди­ции, имею­щий пра­во быть ду­хов­ным на­став­ни­ком об­щи­ны, вхо­дить в со­став ре­лигиозного су­да, пре­по­да­вать в религиозном учи­ли­ще. В ор­то­док­саль­ном иудаизме рав­ви­на­ми мо­гут быть толь­ко муж­чи­ны, не­ор­то­док­саль­ные на­прав­ле­ния с не­дав­не­го вре­ме­ни при­зна­ют пра­во на рав­вин­ский и кан­тор­ский ста­тус и за жен­щи­на­ми. В об­щи­не вы­де­ля­лись сле­дую­щие ста­ту­сы: га­бай - гла­ва об­щи­ны, ха­зан (кан­тор) - ру­ко­во­ди­тель об­ще­ст­вен­ной мо­лит­вы, да­ян - су­дья, ша­маш - служ­ка, шо­хет - рез­ник, ре­зав­ший скот и пти­цу в со­от­вет­ст­вии с пред­пи­сания­ми каш­ру­та, моэль, про­во­див­ший об­ре­за­ние.

Цен­тром ре­лигиозной и об­щественной жиз­ни, ме­стом для кол­лек­тив­ной мо­лит­вы, изу­че­ния То­ры, про­ве­де­ния об­щественных со­б­ра­ний яв­ля­ет­ся си­на­го­га. Её ста­тус оп­ре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем спе­ци­аль­но­го кио­та для хра­не­ния свит­ков То­ры (арон ако­деш), по­ме­щае­мо­го в об­ра­щён­ной к Ие­ру­са­ли­му сте­не (миз­рах). В ор­то­док­саль­ных си­на­го­гах муж­чи­ны и жен­щи­ны от­де­ле­ны друг от дру­га пе­ре­го­род­кой, сте­ной или рас­по­ла­га­ют­ся на раз­ных уров­нях. В ре­фор­ми­ст­ских и кон­сер­ва­тив­ных си­на­го­гах, на­зы­вае­мых час­то хра­ма­ми, муж­чи­ны и жен­щи­ны си­дят вме­сте. При си­на­го­гах обыч­но име­ет­ся спе­ци­аль­ное по­ме­ще­ние для ри­ту­аль­ных омо­ве­ний (ми­к­ва). Си­на­го­га на­хо­дит­ся, как пра­ви­ло, в соб­ст­вен­но­сти и рас­по­ря­же­нии об­щи­ны (кеи­ла), со­стоя­щей не ме­нее чем из 10 муж­чин стар­ше 13-лет­не­го воз­рас­та (минь­ян).

Тра­ди­ци­он­но кеи­ла бы­ла един­ст­вен­ной фор­мой ор­га­ни­за­ции иу­даи­стов по­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го хра­ма. В Но­вое вре­мя не­ред­ко под дав­ле­ни­ем вла­стей ста­ли пред­при­ни­мать­ся по­пыт­ки соз­да­ния бо­лее круп­ных объ­е­ди­не­ний. В Ре­чи По­спо­ли­той в XVI-XVIII веках су­ще­ст­во­ва­ли т. н. ваа­ды (ко­ми­те­ты), ко­ор­ди­ни­ро­вав­шие ор­га­ни­за­ци­он­ную и фис­каль­ную дея­тель­ность об­щин. В XIX веке в ев­ропейских стра­нах ста­ли воз­ни­кать при­знан­ные го­су­дар­ст­вом ре­лигиозные объ­е­ди­не­ния иу­даи­стов в мас­шта­бах стра­ны - кон­си­сто­рии. В Из­раи­ле дей­ст­ву­ет вве­дён­ный в начале XX века британскими ман­дат­ны­ми вла­стя­ми Вер­хов­ный рав­ви­нат, государственное уч­ре­ж­де­ние, воз­глав­ляе­мое дву­мя вер­хов­ны­ми рав­ви­на­ми - аш­ке­наз­ским и се­фард­ским.

Адеп­ты иудаизма рас­се­ле­ны по все­му ми­ру. Поч­ти все они - ев­реи по эт­нической при­над­леж­но­сти. Ак­тив­ный про­зе­ли­тизм и мис­сио­нер­ст­во не прак­ти­ку­ют­ся, но всту­п­ле­ние ино­вер­цев в иу­даи­ст­скую об­щи­ну до­пус­ка­ет­ся, хо­тя и за­труд­не­но. Про­зели­ты (ге­ры), про­шед­шие ри­ту­ал об­ра­ще­ния (ги­юр), по за­ко­нам иудаизма ста­но­вят­ся ев­рея­ми, им за­пре­ща­ет­ся на­по­ми­нать об их не­ев­рей­ском про­ис­хо­ж­де­нии. Тем не ме­нее су­ще­ст­ву­ет ряд пе­ри­фе­рий­ных групп, осоз­наю­щих в той или иной сте­пе­ни своё от­ли­чие от ев­ре­ев. Это от­но­сит­ся к ка­раи­мам и са­ма­ри­тя­нам, различным груп­пам иу­дей­ст­вую­щих в Аф­ри­ке (Эфио­пия, Зим­баб­ве, Уган­да, ЮАР), Юго-Восточной Азии (Мьян­ма, Ин­дия, Япо­ния, Фи­лип­пи­ны), Латинской Аме­ри­ке (Мек­си­ка, Бра­зи­лия, Пе­ру), в США и др. стра­нах. По­том­ки ев­ре­ев, на­силь­ст­вен­но об­ра­щён­ных в хри­сти­ан­ст­во или ис­лам, но про­дол­жав­ших тай­но со­хра­нять эле­мен­ты иудаизма, на­зы­ва­лись крип­то­иудея­ми. В Рос­сии жи­вут иу­дей­ст­вую­щие сек­тан­ты, из­вест­ные как суб­бот­ни­ки, и ге­ры, час­тич­но об­ла­даю­щие не­ев­рей­ской эт­нической иден­ти­фи­ка­ци­ей.

Су­ще­ст­вую­щая государственная ста­ти­сти­ка да­ёт воз­мож­ность лишь ори­ен­ти­ро­воч­но оп­ре­де­лить чис­лен­ность по­сле­до­ва­те­лей иудаизма. В не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах пе­ре­пи­си учи­ты­ва­ют имен­но ре­лигиозная при­над­леж­ность (боль­шин­ст­во западных стран), в дру­гих же слу­ча­ях, в ча­ст­но­сти в СССР и воз­ник­ших на его тер­ри­то­рии стра­нах, - толь­ко национальная при­над­леж­ность. Ор­га­ни­зо­ван­ные об­щи­ны по­сле­до­ва­те­лей иудаизма име­ют­ся в 110 стра­нах ми­ра. Религиозные объ­е­ди­не­ния иу­даи­стов чис­лен­но­стью бо­лее 100 тыс. человек су­ще­ст­ву­ют (по ме­ре убы­ва­ния) в США, Фран­ции, Ка­на­де, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии, Ар­ген­ти­не, Гер­ма­нии, Ав­ст­ра­лии, Бра­зи­лии, Ук­раи­не.

Ис­кус­ст­во

Иу­дей­ское искусство, ос­но­ван­ное на древ­них тра­ди­ци­ях и об­ряд­но­сти, вос­хо­дя­щих к пе­рио­ду рас­цве­та Иу­дей­ско­го цар­ст­ва и Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва, бы­ло ани­ко­ни­че­ским, т. е. не­из­об­ра­зи­тель­ным. Оно чут­ко вос­при­ни­ма­ло вея­ния вре­ме­ни и в ан­тич­ную и ран­не­ви­зан­тийскую эпо­хи ма­ло чем от­ли­ча­лось от искусства др. ближ­не­во­сточ­ных ре­ли­гий. Тем не ме­нее при внеш­ней сти­ле­вой общ­но­сти бы­ли вы­ра­бо­та­ны ти­пы зда­ний, фор­мы ху­дожественных из­де­лий, ком­по­зи­ции и мо­ти­вы ор­на­мен­та, свя­зан­ные ис­клю­чи­тель­но с иудаизмом и от­ра­жаю­щие стрем­ле­ние ев­ре­ев со­хра­нить собственную древ­нюю ци­ви­ли­за­цию, про­ти­во­сто­ять экс­пан­сии эл­ли­ни­сти­че­ских идео­ло­гии и куль­ту­ры.

Дея­тель­ность ху­дож­ни­ков вре­мён ца­ря Иро­да I Ве­ли­ко­го бо­лее все­го бы­ла свя­за­на с оформ­ле­ни­ем гран­ди­оз­но­го Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма, пе­ре­строй­ка ко­то­ро­го, за­ра­нее под­го­тов­лен­ная, на­ча­лась около 20 года до н. э. и дли­лась 46 лет. Пря­мо­уголь­ная плат­фор­ма на вер­ши­не го­ры Мо­риа, где не­ко­гда сто­ял Пер­вый храм, или Храм Со­ло­мо­на, а за­тем не­боль­шое свя­ти­ли­ще вре­мён воз­вра­ще­ния ев­ре­ев из ва­ви­лон­ско­го пле­на (конец VI века до н. э.), бы­ла уд­вое­на из-за со­ору­же­ния во­круг го­ры ог­ром­ных ка­мен­ных опор­ных стен; от них со­хра­ни­лась лишь не­боль­шая часть, из­вест­ная как За­пад­ная сте­на, или Сте­на Пла­ча. В со­от­вет­ст­вии с еврейской тра­ди­ци­ей, храм пред­став­лял со­бой ком­плекс по­ме­щён­ных один в дру­гой дво­ров, в т. ч. об­ще­ст­вен­ных - Двор Из­раи­ля с боль­шим ал­та­рём, бой­ней для за­кла­ния жерт­вен­ных жи­вот­ных и сто­ла­ми по­жерт­во­ва­ний; ог­ром­ный Двор жен­щин с уг­ло­вы­ми за­ла­ми (для ве­рую­щих, при­няв­ших обет воз­дер­жа­ния; для боль­ных про­ка­зой; для хра­не­ния лам­пад­но­го мас­ла).

В 70 году н. э. рим­ля­не, за­кре­пив раз­ру­ше­ни­ем Хра­ма свою по­бе­ду над вос­став­шей Иу­де­ей, сре­ди тро­фе­ев увез­ли в Рим и ме­но­ру, из­вест­ную лишь по изо­бра­же­нию на ар­ке Ти­та в сце­не три­ум­фаль­но­го ше­ст­вия римских вои­нов. С ли­к­ви­да­ци­ей иу­дей­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти ме­но­ра ста­ла од­ним из глав­ных и наи­бо­лее час­то изо­бра­жае­мых сим­во­лов иудаизма. Обыч­но она пред­став­ля­ет со­бой ме­тал­лический све­тиль­ник на пи­ра­ми­даль­ном или ко­ни­че­ском ос­но­ва­нии, с 7 (в ханукальной ме­но­ре - с 9) лам­па­да­ми (из гли­ны или стек­ла), вен­чаю­щи­ми на од­ном уров­не 7 (или 9) вет­вей [цен­траль­ную и по 3 (или 4) бо­ко­вых, сим­мет­рич­но при­мы­каю­щих с каж­дой сто­ро­ны]; вет­ви об­ра­зу­ют 3 или 4 по­доб­ных, об­ра­щён­ных квер­ху по­лу­кру­жия или по­лу­квад­ра­та.

Со II-III веков важ­ней­шую роль в ре­лигиозной жиз­ни и искусстве иудаизма ста­ла иг­рать си­на­го­га. В ран­них си­на­го­гах ори­ен­ти­ро­ван­ный на Ие­ру­са­лим фа­сад не­ред­ко обиль­но ук­ра­ша­ли ка­мен­ной резь­бой, в то вре­мя как ин­терь­ер был поч­ти ли­шён де­ко­ра; си­на­го­га в Ду­ра-Ев­ро­пос (244-245 годы) в этом смыс­ле бы­ла ис­клю­че­ни­ем. С конца III века внут­ри си­на­го­ги, на сто­ро­не, об­ра­щён­ной к Хра­мо­вой го­ре, ста­ли ус­та­нав­ли­вать ки­от для хра­не­ния свит­ков То­ры, т. н. Ков­чег То­ры (Ков­чег Свя­ты­ни), ко­то­рый в ран­них по­строй­ках пред­по­ло­жи­тель­но на­хо­дил­ся в отдельном по­ме­ще­нии и вно­сил­ся в зал во вре­мя служ­бы. Ков­чег Свя­ты­ни за­ни­мал по­чёт­ное ме­сто у сте­ны ли­бо был за­клю­чён в эди­ку­лу (в римское вре­мя), ни­шу (с III века) или ап­си­ду (с конца VI века), в по­лу ко­то­рой уст­раи­ва­лось ме­сто для ге­ни­зы - ар­хи­ва вы­шед­ших из упот­реб­ле­ния свит­ков То­ры и религиозных книг. Пе­ред ни­шей или ап­си­дой воз­во­ди­лась ка­мен­ная плат­фор­ма - би­ма, воз­мож­но пред­на­зна­чав­шая­ся для чте­ния То­ры. В позд­них по­строй­ках (V-VII века) Ков­чег Свя­ты­ни и главный вход раз­ме­ща­лись на про­ти­во­по­лож­ных тор­цо­вых сто­ро­нах. Не­ко­то­рые си­на­го­ги име­ли при­мы­каю­щий к основному зда­нию пе­ри­стиль­ный двор.

Иллюстрации:

За­пад­ная сте­на (Сте­на Пла­ча)в Ие­ру­са­ли­ме – часть плат­фор­мы раз­ру­шен­но­го Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма. Взято с архива БРЭ.

Сви­ток Кни­ги про­ро­ка Исайи. 100 до н. э. Из­ра­иль­ский му­зей (Ие­ру­са­лим). Взято с архива БРЭ.

Фут­ля­ры со свит­ка­ми То­ры. Иран. 1873–1913. Из­ра­иль­ский му­зей (Ие­ру­са­лим). Взято с архива БРЭ.

Мо­лит­ва в си­на­го­ге любавичских хасидов. Мо­сков­ский ев­рей­ский об­щин­ный центр. Взято с архива БРЭ.

Иудаизм. Основы иудаизма. Краткая история иудаизма

Иудаизм является родоначальником всех религий авраамического типа, в которых провозглашается поклонение единому Богу (монотеизма). Со временем от него отпочковались христианство и ислам. История данной религии неразрывно связана с еврейской нацией и углубляется в древность не менее чем на 3 тысячи лет.

Из-за значительной длительности своего существования иудаизм разделяется на 3 этапа, в каждом из которых формировались культовые обряды, с течением времени ставшие стандартной процедурой для всех евреев. Однако иудеи добавили к истории своей религии еще один этап – библейский.

Библейский период


Начинается от момента сотворения мира (по еврейскому календарю почти 6 тысяч лет назад) и продолжавшийся до прихода в Израиль после своего ухода из Египта. В этот период сформировались многие еврейские традиции, которые заметно отделяли еврейскую нацию от египтян. Вера и почитание единого Бога, правила воспитания детей, почитание родителей и стариков и т.п.

Храмовый период


Данный этап начинается после того, как в ХI в. до н.э. евреи прекратили блуждания по Синайской пустыне и основали собственное государство, назвав его Израиль. Длился он порядка полутора тысяч лет, завершившись лишь во II в. до н.э. Именно в данный период религия получила собственное название – иудаизм. Это случилось около 100 года до н.э., благодаря говорящим по-гречески евреям, пожелавшим отделись собственную религию от древнегреческой. Для названия было выбрано имя Иуды (Ехуды), 4 сына Иакова, потомки которого совместно с потомством колена Вениамина стали создателями Иудейского царства, после того как древний Израиль прекратил существование.

В этом периоде выделяются времена Первого и Второго Храма. Первый длился с 950 по 586 года до н.э., завершившись после нашествия вавилонского войска, во время которого Первый Храм был разрушен, а значительная часть жителей подверглась пленению и переселению из родных мест. Второй начался в 516 году до н.э. с момента возвращения евреев из вавилонского пленения, а закончился в 70-х н.э. после разгрома Иудеи римлянами.

В данное время евреи возродили Иерусалимский храм, а при царе Ироде перестроили, по-новому украсив его. Конец храмовой эпохе положило поражение в 1-й иудейской войне, после которой Второй Храм разрушили, а еврейский народ подвергся массовому выводу в рабство в Европу.

Талмудический период


Он длился во II – VI ст. н.э. В те времена иудейский культ подвергся обстоятельной систематизации, а также ритуализации. Он трансформировался из священнодействия в обязательный набор предписаний, которые праведные иудеи должны исполнять в каждодневной жизни. После того, как появилась Тора прошло много времени, но благодаря усердной работе мудрецов, начавших переосмысление текста Писания, фактически был создан современный иудаизм. Сначала они сформировали Мишну (устную Тору), сделав ее письменный вариант под угрозой ее уничтожения. Позже они создали Гемару – свод толкований разделов Мишны. Соединение Мишны и Гевары в итоге дало Талмуд, ставший для евреев главным собранием установок религиозного, правового, этического характера.

Раввинистический период


Начиная с VI ст., талмудический иудаизм сменился очередным этапом – раввинистическим. К этому моменту полностью успела сформироваться европейская диаспора евреев. Для данного периода характерен переход от храмового богослужения к собраниям с чтением молитв в синагогах, которыми руководили раввины – толкователи Торы и Талмуда. Эти люди как подлинные знатоки религиозных ценностей проникли во все сферы общественной жизни: стали духовными гуру общин, вошли в религиозные суды, начали обучать в религиозных заведениях.

Чтобы стать раввином, требовалось получить образование в духовных школах йешивах. При этом данную должность могли занимать исключительно лица мужского пола. Благодаря раввинам жизнь еврейских общин стала регулироваться Галаха – сводом религиозных обычаев и прав, а они сами приобрели стандартную форму организации – кегиллу. Моментом окончания раввинистического иудаизма принято считать 1750 год, после чего началась эпоха современного иудаизма.

Стена Плача в Иерусалиме — один из символов иудаизма

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения [↑]

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Тора — главная книга в иудаизме

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма [↑]

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев [↑]

Иудей в тфилине и талите

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудейские символы [↑]

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

Влияние иудаизма на другие религии [↑]

Влияние иудаизма на современную культуру [↑]

Читайте также: