Где и когда возник иудаизм кратко
Обновлено: 04.07.2024
Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями.
Содержание
Возникновение иудаизма
На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.
Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни [1] .
Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.
По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (`Сущий`, `Существующий`). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.
Конфессии в иудаизме
В международном справочнике `Религии мира` указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.
В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.
Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово `караим` означает `чтец`, `читающий`. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.
Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово `хасид` означает `благочестивый`, `примерный`, `образцовый`. Хасиды требуют от своих приверженцев `горячей молитвы`, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.
Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.
Иудаизм в России
Вероучение
В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:
- о священных книгах,
- о сверхъестественных существах,
- о Машиахе (Мессии),
- о пророках,
- о душе,
- о загробной жизни,
- о пищевых запретах,
- о субботе.
Священные книги
Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - `Закон`).
Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (`Изучение`).
Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - `В начале`). Вторая: Веэлле Шемот (`И вот имена`). Третья: Вайикра (`И воззвал`). Четвертая: Бемидбар (`В пустыне`). Пятая: Элле-гадебарим (`И вот слова`).
Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (`Пророки`) - входит семь книг, в третью - Хтувим (`Писания`) - входит двенадцать книг.
Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:
- Мишну,
- палестинскую Гемару,
- вавилонскую Гемару.
Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.
Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.
В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.
Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом `седер` (`порядок`). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.
Учение о душе
Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.
Учение о загробной жизни
Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.
Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом `шеол` (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.
Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (`ган эден`). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова `шеол` и `геенна`. (`Геенной` называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли `гоями`) навсегда.
Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.
Пищевые запреты
Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют `кашерным` (`кашер` с иврита переводится как `подходящий`, `правильный`). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.
Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс.
Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.
Возникновение и развитие
Согласно представлениям иудаистов, иудаизм возник во II-м тысячелетии до н. э. в среде западно-семитского скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой иудаизм как целостная религия формировался на протяжении 1-й половины I-го тысячелетия до н. э.
Последователи иудаизма считают, что первым евреем был патриарх Авраам авину (Авраам, отец наш), с которым Бог заключил брит (договор, союз; в христианской традиции - завет) о том, что Он умножит потомство Авраама, будет его потомству Господом и защитником и даст ему во владение Страну Израиля (т. н. Землю обетованную), а потомки Авраама возьмут на себя миссию исполнения предписанных Богом заповедей (мицвот) (Быт. 15:1-21). В соответствии с предсказанием, данным во время заключения брита, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их чудесным образом вывел пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Во время Исхода из египетского рабства (за которым последовало 40-летнее странствие по пустыне, где должны были умереть все бывшие рабы, чтобы только люди, рождённые свободными, вошли в Землю обетованную) Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу Боговдохновенную Тору (Закон), известную как Пятикнижие Моисеево.
Этот акт, т. н. Синайское откровение, знаменует собой, согласно иудейской традиции, начало существования еврейского народа и принятие им иудаизм. На протяжении последующих более чем тысячи лет, в период образовавшейся еврейской государственности, центром развития иудаизма и единственным разрешённым местом культового служения был Иерусалимский храм (Первый храм просуществовал с X века до н. э. до 586 года до н. э.; Второй храм - с конца VI века до н. э. до 70 года н. э.). В этот период сформировались основы храмового иудаизма как религиозной системы и завершилось написание священной книги иудаизм - Танаха (в христианстве Танах почитается как Ветхий Завет Библии). В период существования Первого храма от ещё не окончательно сформировавшегося иудаизма отделилось учение самаритян, признающих в качестве священных книг только Пятикнижие и Книгу Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина).
В иудаизме наряду с нормативным направлением возникли мистические школы, известные под общим названием каббала (наследие). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином иудаизма Лурия, или Ари, сложился в XVI веке в городе Цфат в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений стал хасидизм. Зародившийся в XVIII веке в Подолии и вскоре охвативший значительную часть приверженцев иудаизма в Восточной Европе, он с конца XIX века распространился практически по всей еврейской диаспоре, а с середины XVIII века и в Палестине.
В современной России иудаизм представлен тремя крупными течениями: ортодоксальным, хасидизмом, реформистским (или прогрессивным; первая реформистская община в СССР возникла в 1989 году), объединяющимися в две наиболее влиятельные организации - Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), в который входят ортодоксальные и реформистские общины, и действующую под эгидой любавичского хасидизма Федерацию еврейских общин России (ФЕОР). И. официально признан одной из четырёх традиционных религий России.
Вероучение
При сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять заповеди, которые выражают идею добра и регулируют правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя т. н. Семь заповедей сынов Ноя, универсальных для всего человечества. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых необязательно для др. народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевые правила (кашрут), хозяйственные установления, правила ритуальной чистоты (устаревшие в изгнании), гигиенические нормы, запреты на смешение несовместимых сущностей (килаим) - льна и шерсти, молока и мяса, злаков и бобовых, двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д. Специальные предписания касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Особо выделяется т. н. Декалог, или Десять заповедей, содержащий универсальные религиозные, этические и поведенческие нормы: единобожие, запрет идолопоклонства, запрет на произнесение имени Бога всуе, соблюдение святости субботы, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения.
Монизм определяет характер иудаистской теодицеи, в которой зло рассматривается как недостаток добра, вызванный стихийным действием человеческой свободы воли. Вместе с тем мистические течения в иудаизме склонны к большему дуализму и признанию отдельной сферы зла (ситра ахара), которая в конечном счёте также имеет Божественное происхождение. Тема свободного выбора доминирует и в теологеме договора (брит), т. е. двустороннего свободного выбора: Богом - еврейского народа для несения им универсальной миссии священства и евреями - Бога для служения Ему. Договор порождает концепцию избранничества еврейского народа, понимаемого как готовность к следованию договору и выполнению заповедей. Отклонения от заповедей, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в земной жизни. Т. о., справедливость, этическая и социальная, заключённая в заповедях, становится одним из императивов иудаистской догматики.
Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение, восходящее к эсхатологическим течениям рубежа эр. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихозы, т. е. переселения душ (гилгул).
Религиозные практики
Праздники иудаизма приурочены к определённым датам еврейского лунно-солнечного календаря (имеющего 19-летний цикл: 12 лет по 12 месяцев и 7 високосных лет по 13 месяцев); в то же время считается, что празднуемые события - это явления трансцендентного мира, не зависящие от человека.
На Суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Не восходящие непосредственно к тексту Торы зимний праздник Ханука (начинается 25 кислева и длится 8 дней) в память Маккавейских войн и весенний - Пурим (14 адара), отмечающий чудесное спасение евреев царицей Эстер от неминуемого истребления, пользуются популярностью, с ними связаны специальные обычаи (зажигание ханукальных огней, карнавалы и мистерии пуримшпил на Пурим и др.). Праздник Симхат Тора (Радость Торы) знаменует завершение годового цикла чтения Торы. Существует ряд менее значительных праздников и постов.
Организация общин
Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей - коаним (жрецы) и левиим (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты; например, коаним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и др. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (рав), в сефардских общинах - хахам, дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины, входить в состав религиозного суда, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский статус и за женщинами. В общине выделялись следующие статусы: габай - глава общины, хазан (кантор) - руководитель общественной молитвы, даян - судья, шамаш - служка, шохет - резник, резавший скот и птицу в соответствии с предписаниями кашрута, моэль, проводивший обрезание.
Центром религиозной и общественной жизни, местом для коллективной молитвы, изучения Торы, проведения общественных собраний является синагога. Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы (арон акодеш), помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене (мизрах). В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или располагаются на разных уровнях. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений (миква). Синагога находится, как правило, в собственности и распоряжении общины (кеила), состоящей не менее чем из 10 мужчин старше 13-летнего возраста (миньян).
Традиционно кеила была единственной формой организации иудаистов после разрушения Второго храма. В Новое время нередко под давлением властей стали предприниматься попытки создания более крупных объединений. В Речи Посполитой в XVI-XVIII веках существовали т. н. ваады (комитеты), координировавшие организационную и фискальную деятельность общин. В XIX веке в европейских странах стали возникать признанные государством религиозные объединения иудаистов в масштабах страны - консистории. В Израиле действует введённый в начале XX века британскими мандатными властями Верховный раввинат, государственное учреждение, возглавляемое двумя верховными раввинами - ашкеназским и сефардским.
Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они - евреи по этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются, но вступление иноверцев в иудаистскую общину допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (геры), прошедшие ритуал обращения (гиюр), по законам иудаизма становятся евреями, им запрещается напоминать об их нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени своё отличие от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Зимбабве, Уганда, ЮАР), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония, Филиппины), Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в США и др. странах. Потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, но продолжавших тайно сохранять элементы иудаизма, назывались криптоиудеями. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники, и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией.
Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозная принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его территории странах, - только национальная принадлежность. Организованные общины последователей иудаизма имеются в 110 странах мира. Религиозные объединения иудаистов численностью более 100 тыс. человек существуют (по мере убывания) в США, Франции, Канаде, Великобритании, России, Аргентине, Германии, Австралии, Бразилии, Украине.
Искусство
Иудейское искусство, основанное на древних традициях и обрядности, восходящих к периоду расцвета Иудейского царства и Израильского царства, было аниконическим, т. е. неизобразительным. Оно чутко воспринимало веяния времени и в античную и ранневизантийскую эпохи мало чем отличалось от искусства др. ближневосточных религий. Тем не менее при внешней стилевой общности были выработаны типы зданий, формы художественных изделий, композиции и мотивы орнамента, связанные исключительно с иудаизмом и отражающие стремление евреев сохранить собственную древнюю цивилизацию, противостоять экспансии эллинистических идеологии и культуры.
Деятельность художников времён царя Ирода I Великого более всего была связана с оформлением грандиозного Иерусалимского храма, перестройка которого, заранее подготовленная, началась около 20 года до н. э. и длилась 46 лет. Прямоугольная платформа на вершине горы Мориа, где некогда стоял Первый храм, или Храм Соломона, а затем небольшое святилище времён возвращения евреев из вавилонского плена (конец VI века до н. э.), была удвоена из-за сооружения вокруг горы огромных каменных опорных стен; от них сохранилась лишь небольшая часть, известная как Западная стена, или Стена Плача. В соответствии с еврейской традицией, храм представлял собой комплекс помещённых один в другой дворов, в т. ч. общественных - Двор Израиля с большим алтарём, бойней для заклания жертвенных животных и столами пожертвований; огромный Двор женщин с угловыми залами (для верующих, принявших обет воздержания; для больных проказой; для хранения лампадного масла).
В 70 году н. э. римляне, закрепив разрушением Храма свою победу над восставшей Иудеей, среди трофеев увезли в Рим и менору, известную лишь по изображению на арке Тита в сцене триумфального шествия римских воинов. С ликвидацией иудейской государственности менора стала одним из главных и наиболее часто изображаемых символов иудаизма. Обычно она представляет собой металлический светильник на пирамидальном или коническом основании, с 7 (в ханукальной меноре - с 9) лампадами (из глины или стекла), венчающими на одном уровне 7 (или 9) ветвей [центральную и по 3 (или 4) боковых, симметрично примыкающих с каждой стороны]; ветви образуют 3 или 4 подобных, обращённых кверху полукружия или полуквадрата.
Со II-III веков важнейшую роль в религиозной жизни и искусстве иудаизма стала играть синагога. В ранних синагогах ориентированный на Иерусалим фасад нередко обильно украшали каменной резьбой, в то время как интерьер был почти лишён декора; синагога в Дура-Европос (244-245 годы) в этом смысле была исключением. С конца III века внутри синагоги, на стороне, обращённой к Храмовой горе, стали устанавливать киот для хранения свитков Торы, т. н. Ковчег Торы (Ковчег Святыни), который в ранних постройках предположительно находился в отдельном помещении и вносился в зал во время службы. Ковчег Святыни занимал почётное место у стены либо был заключён в эдикулу (в римское время), нишу (с III века) или апсиду (с конца VI века), в полу которой устраивалось место для генизы - архива вышедших из употребления свитков Торы и религиозных книг. Перед нишей или апсидой возводилась каменная платформа - бима, возможно предназначавшаяся для чтения Торы. В поздних постройках (V-VII века) Ковчег Святыни и главный вход размещались на противоположных торцовых сторонах. Некоторые синагоги имели примыкающий к основному зданию перистильный двор.
Иллюстрации:
Западная стена (Стена Плача)в Иерусалиме – часть платформы разрушенного Иерусалимского храма. Взято с архива БРЭ.
Свиток Книги пророка Исайи. 100 до н. э. Израильский музей (Иерусалим). Взято с архива БРЭ.
Футляры со свитками Торы. Иран. 1873–1913. Израильский музей (Иерусалим). Взято с архива БРЭ.
Молитва в синагоге любавичских хасидов. Московский еврейский общинный центр. Взято с архива БРЭ.
Иудаизм является родоначальником всех религий авраамического типа, в которых провозглашается поклонение единому Богу (монотеизма). Со временем от него отпочковались христианство и ислам. История данной религии неразрывно связана с еврейской нацией и углубляется в древность не менее чем на 3 тысячи лет.
Из-за значительной длительности своего существования иудаизм разделяется на 3 этапа, в каждом из которых формировались культовые обряды, с течением времени ставшие стандартной процедурой для всех евреев. Однако иудеи добавили к истории своей религии еще один этап – библейский.
Библейский период
Начинается от момента сотворения мира (по еврейскому календарю почти 6 тысяч лет назад) и продолжавшийся до прихода в Израиль после своего ухода из Египта. В этот период сформировались многие еврейские традиции, которые заметно отделяли еврейскую нацию от египтян. Вера и почитание единого Бога, правила воспитания детей, почитание родителей и стариков и т.п.
Храмовый период
Данный этап начинается после того, как в ХI в. до н.э. евреи прекратили блуждания по Синайской пустыне и основали собственное государство, назвав его Израиль. Длился он порядка полутора тысяч лет, завершившись лишь во II в. до н.э. Именно в данный период религия получила собственное название – иудаизм. Это случилось около 100 года до н.э., благодаря говорящим по-гречески евреям, пожелавшим отделись собственную религию от древнегреческой. Для названия было выбрано имя Иуды (Ехуды), 4 сына Иакова, потомки которого совместно с потомством колена Вениамина стали создателями Иудейского царства, после того как древний Израиль прекратил существование.
В этом периоде выделяются времена Первого и Второго Храма. Первый длился с 950 по 586 года до н.э., завершившись после нашествия вавилонского войска, во время которого Первый Храм был разрушен, а значительная часть жителей подверглась пленению и переселению из родных мест. Второй начался в 516 году до н.э. с момента возвращения евреев из вавилонского пленения, а закончился в 70-х н.э. после разгрома Иудеи римлянами.
В данное время евреи возродили Иерусалимский храм, а при царе Ироде перестроили, по-новому украсив его. Конец храмовой эпохе положило поражение в 1-й иудейской войне, после которой Второй Храм разрушили, а еврейский народ подвергся массовому выводу в рабство в Европу.
Талмудический период
Он длился во II – VI ст. н.э. В те времена иудейский культ подвергся обстоятельной систематизации, а также ритуализации. Он трансформировался из священнодействия в обязательный набор предписаний, которые праведные иудеи должны исполнять в каждодневной жизни. После того, как появилась Тора прошло много времени, но благодаря усердной работе мудрецов, начавших переосмысление текста Писания, фактически был создан современный иудаизм. Сначала они сформировали Мишну (устную Тору), сделав ее письменный вариант под угрозой ее уничтожения. Позже они создали Гемару – свод толкований разделов Мишны. Соединение Мишны и Гевары в итоге дало Талмуд, ставший для евреев главным собранием установок религиозного, правового, этического характера.
Раввинистический период
Начиная с VI ст., талмудический иудаизм сменился очередным этапом – раввинистическим. К этому моменту полностью успела сформироваться европейская диаспора евреев. Для данного периода характерен переход от храмового богослужения к собраниям с чтением молитв в синагогах, которыми руководили раввины – толкователи Торы и Талмуда. Эти люди как подлинные знатоки религиозных ценностей проникли во все сферы общественной жизни: стали духовными гуру общин, вошли в религиозные суды, начали обучать в религиозных заведениях.
Чтобы стать раввином, требовалось получить образование в духовных школах йешивах. При этом данную должность могли занимать исключительно лица мужского пола. Благодаря раввинам жизнь еврейских общин стала регулироваться Галаха – сводом религиозных обычаев и прав, а они сами приобрели стандартную форму организации – кегиллу. Моментом окончания раввинистического иудаизма принято считать 1750 год, после чего началась эпоха современного иудаизма.
Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии
Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.
Проблема определения [↑]
Иудаизм — религия? [↑]
Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.
На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге
В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.
Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).
Базовые принципы иудаизма [↑]
1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.
2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.
3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.
4. Б-г первый, и Он же последний.
5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.
6. Всё, что сказали пророки — истина.
8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.
9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.
10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.
11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.
12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.
13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.
Избранность евреев [↑]
По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит
Иудейские символы [↑]
Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]
Влияние иудаизма на другие религии [↑]
Влияние иудаизма на современную культуру [↑]
Читайте также: