Транспорт в туризме кратко

Обновлено: 07.07.2024

Транспортные услуги вначале девятнадцатого века дали мощный толчок к развитию организованного туризма. Именно с появлением в Великобритании железнодорожного транспорта стал возможен первый организованный тур Томаса Кука в 1843 году. В дальнейшем развитие прочих видов транспорта способствовало все нарастающим темпам развития туризма.

Содержание

Введение 3
1 Значение транспорта для сферы туризма 4
2 Связь развития туризма с транспортной инфраструктурой на российском Дальнем Востоке 9
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

916-1 Транспорт в сфере туризма.docx

1 Значение транспорта для сферы туризма 4

2 Связь развития туризма с транспортной инфраструктурой на российском Дальнем Востоке 9

Список использованных источников 21

Введение

Транспортные услуги вначале девятнадцатого века дали мощный толчок к развитию организованного туризма. Именно с появлением в Великобритании железнодорожного транспорта стал возможен первый организованный тур Томаса Кука в 1843 году. В дальнейшем развитие прочих видов транспорта способствовало все нарастающим темпам развития туризма.

Ключевую роль в туризме на сегодняшний день играет авиационный транспорт, способный связать в считанные часы континенты и предоставить возможность занятому человеку попасть в самые отдаленные уголки света. Таким образом, очевидно, что значение транспорта в сфере туризма сложно переоценить. Его сущность и роль необходимо рассматривать более подробно.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность транспорта в составе туристского продукта. Задачи: изучить сущность и особенности транспортных услуг, изучить роль транспорта для развития туризма Дальнего Востока России.

1 Значение транспорта для сферы туризма

В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство и другие. Транспорт является ведущим фактором развития туризма.

Одно из ведущих мест в структуре туристского продукта являются услуги перевозок туристов, что объясняется необходимостью использования транспорта для доставки путешественников к местам отдыха и для возвращения домой.

Обеспечение транспортом – важная составляющая инфраструктуры туризма, входящая в состав основного комплекса услуг, включаемых в структуру туристского продукта [3].

Современные тенденции таковы, что с развитием туризма транспортные пути будут постоянно расширяться, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Получается, что транспорт позволяет расширять географию путешествий, и в результате происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

В настоящее время велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом.

Транспортные услуги – один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %. Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий.

Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест.

Главный конкурент автобусов в групповых перевозках – железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам). Преимуществом железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.

Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристкой инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта.

Транспорт, который применяется для целей туризма, можно разделить на 3 категории:

1. сухопутный транспорт;

2. водный транспорт;

3. воздушный транспорт.

В свою очередь сухопутный транспорт включает в себя автомобильный и железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт можно разделить на:

1. внутренний железнодорожный транспорт, подчиненный расписанию (электрички);

3. железнодорожные поезда специального назначения (медицинские, грузовые поезда).

Автомобильный транспорт в рамках классификации по способам использования в туристской отрасли можно разделить на:

5. прокатные автомобили и микроавтобусы;

Водный транспорт также подразделяется на категории, среди которых:

1. морской транспорт, предназначенный для плаваний в определенном бассейне;

2. круизный транспорт (теплоходы) ;

3. внутренний водный транспорт, предназначенный только для транспортировки (паромы, катера);

4. внутренние водный транспорт, предназначенный для транспортировки пассажиров в условиях повышенного комфорта (яхты);

5. водный транспорт, предназначенный для подводных экскурсий ( батискафы и субмарины).

Классификация воздушного транспорта несколько проще, и включает всего 3 вида:

1. пассажирский транспорт, подчиненный расписанию (регулярные авиаперелеты);

2. чартерные авиаперелеты (чартерные и частные самолеты) ;

3. воздушный транспорт с экипажем (воздушные шары, вертолеты).

Железнодорожный транспорт развит повсеместно – практически все цивилизованны страны имеют разветвленную железнодорожную сеть, которая, помимо всего прочего, позволяет связывать объекты экономики, функционирующие на определенной территории, с транспортной и коммуникационной сетями.

Также широкое распространение железнодорожной сети во всеми мире способствовало росту доступности туристских зон.

Третьим по значимости для туристской отрасли является автомобильный транспорт, который в основном используется для экскурсионной туристической деятельности и для пассажирских перевозок на сравнительно дальние расстояния. Непопулярность данного вида транспорта объясняется дороговизной, невозможностью создать комфортные условия, повышенной длительностью поездок и т.д.

Водный транспорт распространен в тех туристических странах, которые имеют выход в океан, моря или к полноводным рекам, пригодным для судоходства. По всей видимости данный вид туристского транспорта является наиболее дорогим и наименее используемым. В основном водный транспорт задействован при организации экскурсионных туров, но во внутренних морях, таких как Средиземное и Черное, пользуются спросом круизные туры [3].

Каждый из видов транспорта, применяемых в туристской отрасли, исходя из функциональности, целесообразности и возможностей использования занимает собственную нишу.

2 Связь развития туризма с транспортной инфраструктурой на российском Дальнем Востоке

Проблемы развития отдельных видов транспорта

Помимо указанных общих проблем имеются также следующие специфические проблемы развития отдельных видов транспорта:

а) на железнодорожном транспорте:
износ основных производственных фондов достиг 68 процентов, особенно высоким является износ подвижного состава; "узким" местом на сети железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска; недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским транспортом, не находят должного развития мультимодальные перевозки; недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта;

б) в дорожном хозяйстве: по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны; не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока; все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны; низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран; не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием около 50 тыс. населенных пунктов; не урегулированы и требуют решения вопросы сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автомобильного транспорта к городам, и внутригородских улиц и дорог;

в) в гражданской авиации:

парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов; объекты инфраструктуры воздушного транспорта значительно изношены, особенно объекты, находящиеся в федеральной собственности, - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование; нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта;

г) на морском транспорте:

доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, составляет 50 процентов, что недостаточно, обновление этого флота осуществляется низкими темпами - средний возраст судов превышает 20 лет, доля отечественного флота в перевозках российских грузов остается крайне низкой; сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом; специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего почти 20 процентов российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты;
недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания;

You are currently viewing Какой транспорт выбрать для путешествия

Виды транспорта в туризме разнообразны: от суперсовременных самолетов, круизных лайнеров и поездов до рикш, гондол и воздушных шаров. Какой же выбрать?

Первым делом самолеты

Самолет – самый популярный и безопасный вид транспорта в туризме. В нем комфортно: удобные сидения, голодным не останешься, вежливые стюарды всегда рядом и готовы помочь. Немаловажно наличие уборных, особенно при путешествии с детьми. Кстати, за детей можно не платить полную стоимость билета, а дети до двух лет могут лететь на руках у родителей бесплатно.


Даже самый длительный перелет будет короче по времени, чем передвижение на других видах транспорта для отдыха. Например, недельное путешествие на поезде можно завершить за 7– 8 часов с помощью самолета. Все это время придется просидеть фактически без движения, но это ведь несопоставимо с экономией 6 суток жизни в дороге. Если уж совсем невмоготу, то можно прогуляться до уборной или разогнать кровь в конечностях сидя, делая специальные упражнения.

Небольшим минусом авиапрелетов можно назвать риск потери багажа, а также турбулентность. Вопреки общим представлениям, из-за этого явления авиакатастрофы не происходят. Помимо турбулентности, многих одолевает просто боязнь самолетов.

Воздушный шар

Поезд — экономный туризм

Немаловажным фактором, которым руководствуется путешественник, выбирая средство передвижения в туризме, являются деньги. Раньше стоимость авиабилетов была существенно выше аналогичных на поезд. Сейчас же настолько много различных предложений и скидок, что можно лететь с комфортом и за меньшую цену. Билеты экономкласса или лоукостеры в некоторых случаях даже дешевле, чем на поезд. Именно с этим фактом связывают уменьшение количества железнодорожных перевозок.

Тем не менее, железная дорога остается достаточно популярной в туризме. Поезд, как вид транспорта для отдыха, был использован первый раз основоположником организованного туризма пастором Куком. В 1861 году он отправил в прогулку 600 человек именно по железной дороге. В те времена ей не было хорошей альтернативы, да и сейчас многие выбирают этот вид транспорта.

В вагоне можно поспать с относительным комфортом, поесть и посетить ресторан. Можно размять косточки, походив от головы до хвоста состава, завести новые знакомства и провести время беседуя или играя в шахматы. Люди ценят железную дорогу за особый романтизм и шарм, который придается путешествию: равномерный гул колес, покачивание, меняющиеся пейзажи за окном и, конечно, остановки на станциях, во время которых появляется ощущение открытия новых мест.

Если конечная точка вашего пути – маленький городок, то лучше выбирать поезд, ведь направлений железной дороги предостаточно. При посадке в вагон не будет утомительной регистрации и досмотра, как это бывает в аэропорту. Вам не придется доплачивать за дополнительный багаж. Если расписание полетов может меняться, а посадка откладываться, то с поездами такое случается редко. А, значит, вы будете на месте отдыха точно в срок.

Путешествие на автомобиле

Многие люди предпочитают туризм на собственном или арендованном авто. Отправляясь в самостоятельное путешествие, не забудьте, что это накладывает на вас определенную ответственность. Для начала позаботьтесь о транзитной визе, она должна включать все страны, которые вы собираетесь проезжать.

Машину стоит привести в порядок. И это касается не только техобслуживания. Узнайте, нет ли в стране, куда вы едете, запрета на вашу любимую тонировку, например. Иначе придется платить штраф и, возможно, соскребать ее прямо на месте.

Если для иных видов транспорта достаточно просто купить билет и ты едешь, то автотуристу необходимо самостоятельно позаботиться о страховке, бензине, пунктах остановки и дополнительных средствах для решения непредвиденных ситуаций (поломка в пути, авария, дополнительная заправка).


Следует учесть, что один человек может находиться за рулем определенное количество времени, после 12–13 часов вождение становится опасным. Лучше, если кто-то сможет подменять водителя. Немного подготовившись к поездке, вы сможете путешествовать в свое удовольствие, взяв с собой те вещи, которые делают отдых комфортным, а чемоданы громоздкими. Останавливаясь, чтобы полюбоваться пейзажем, запечатлеть его на фото. Или немного съехать с маршрута, увидев по пути знаки с интересными достопримечательностями.

Становятся популярными путешествия в домах на колесах. Это настоящий транспорт для отдыха, с такой машиной можно не тратиться на отели, останавливаясь на стоянках для трейлеров – кемпингах. В такой машине для автотуризма есть спальные места, отопление и кондиционер, холодильник с плитой, мойка, биотуалет с душем. Кто-то использует его как дачу, ставя в разных местах. За рубежом, в странах, где позволяет климат, люди даже живут в таких авто.

Морской транспорт

Пожалуй, самый романтичный транспорт для отдыха – это круизный лайнер. Это не просто корабль, по размерам он больше напоминает город развлечений. Тут есть все: бары и рестораны, кафе, казино, бани и сауны, бассейны, тренажерные залы и салоны красоты, клубы по интересам, театры, библиотеки. Многие из этих услуг абсолютно бесплатны.

Здесь можно оставить ребенка в детском клубе, где его будут развлекать, а самому отправится на каток или в боулинг. Не стоит бояться качки, современные лайнеры оборудованы так, что она не ощущается даже в шторм. Отдыхая на таком курорте, вы еще и путешествуете по разным странам.

Общественный транспорт

Кроме поездок в другие страны, туристам приходится выбирать виды транспорта для перемещения внутри иностранного государства. Как правило, путешествие начинается с вокзала или аэропорта. Обычно стоимость проезда на такси в таких местах значительно выше.

Хорошо будет, если вы заранее узнаете номера телефонов служб вызова такси города. Так вы заплатите строго по счетчику, без переплаты. В большинстве случаев возле вокзалов есть автобусная остановка. Такой переезд значительно дешевле такси. Немногие знают, что в большинстве случаев попасть в город можно, воспользовавшись бесплатным трансфером.

Прогулочный катер

По городу лучше всего путешествовать автобусом или на метро. В некоторых странах метрополитен является уникальным транспортом. Например, в Афинах проезд в подземке можно приравнять к посещению музея. При раскопках было найдено огромное количество экспонатов, которые теперь выставляются тут же. Бангкок знаменит своим надземным метро. Вагоны словно парят в воздухе на уровне 3–7 этажа. Часто транспортная развязка в городах такова, что туда, куда ходит метро, не ездят автобусы, чтобы не пересекаться.

Обзорный транспорт

Выбирая средство передвижения для отдыха, стоит обратить внимание на те, обзор с которых наиболее передает колорит местности. Так, в Венеции грех не прокатиться на гондоле под протяжные напевы и насвистывание гондольеров. Во многих европейских странах распространены экскурсии на воздушном шаре.

Некоторые достопримечательности лучше осматривать с вертолета, например, такие как водопад Виктория или Великая Китайская стена. Пустыню можно осваивать на джипах, квадроциклах или верблюдах. Редко кто возвращается со Шри-Ланки не покатавшись на слоне, а с Японии – на рикше.

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется Всемирной туристской организацией на сухопутный (автомобильный и железнодорожный), водный (подводный и надводный) и воздушный.

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на средние расстояния в комфортных условиях при умеренных ценах. В отдельных случаях железнодорожный транспорт может использоваться как цель туристского путешествия (например, Восточноевропейский экспресс или популярные ранее туристские поезда).

Среди водных транспортных средств различают подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные средства (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты, катера).

В воздушные транспортные средства включаются самые разнообразные транспортные средства — от самолетов гражданской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы, парашюты.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают следующие направления:

♦ туристские перевозки — входят в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур. Это доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно;

♦ трансфер — предоставление транспортных средств для обеспечения встречи и проводов туристов;

♦ транспортное обслуживание программных мероприятий по туру — экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещения по маршруту.

Выбор предприятием транспортных средств для обеспечения туристского путешествия зависит от целого ряда факторов: целевой направленности тура, длительности транспортировки, количества путешествующих, вместимости транспортного средства, программы тура, безопасности передвижения, мобильности транспортного средства и уровня комфорта.

Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобильных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совершать пересадки, а также гибкость в установлении графиков движения.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

♦ организацию автобусных путешествий;
♦ организацию путешествий на личном автотранспорте туристов;
♦ прокат автомобилей.

Объединенные в сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят большее количество людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые. В большинстве стран междугородные и международные автобусные перевозки обслуживаются как автобусами, принадлежащими государственным учреждениям, так и независимым компаниям.

Во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает восемь лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы должны проходить технический контроль каждые шесть месяцев.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с другими транспортными средствами), а также высокая эффективность их использования делают этот вид перевозок привлекательным для туристских предприятий. Использование собственных автобусов позволяет уменьшить издержки туристского путешествия и как следствие этого — снизить его стоимость. Наибольшее применение туристские перевозки собственными автобусами нашли в организации туров, ориентированных на массового потребителя.

Использование арендованного транспорта лишено недостатков, связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий и компаний, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов осуществляется на основании договоров аренды, заключаемых между туристским и транспортным предприятиями. Аренда туристских автобусов позволяет туристскому предприятию выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и поддержание технического состояния транспортного средства.

Использование личного автомобильного транспорта туриста представляет собой особый вид туристских путешествий, называемых автотурами. Их организация требует тщательной подготовки и планирования.

Во многих случаях туристы не хотят привязываться к конкретному маршруту. Они считают самостоятельный путь следования на личном автомобиле более привлекательным; переезжая из мотеля в мотель или из кемпинга в кемпинг, по дороге заезжают в различные города, осматривают достопримечательности и т.д.

Самые распространенные путешествия с использованием личного транспорта туристов — поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В разных странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных, прежде всего, на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилей. Индустрия проката автомобилей развивается с времени изобретения автомобиля. К сожалению, широкого развития в нашей стране она не получила, чего нельзя сказать про зарубежные страны.

Индустрия проката автомобилей в большей степени ориентируется на бизнес-туристов, однако рынок отдыха тоже стремительно разрастается.

Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представительства в городах и пригородах, но большая их часть сконцентрирована в аэропортах. Этим фирмам при расчете стоимости аренды автомобиля приходится учитывать достаточно высокую плату за аренду места в аэропорту. В результате стоимость проката автомобилей у таких компаний обычно выше, чем у тех, которые не имеют представительства в аэропорту. Несмотря на это, потребители ценят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей.

Туристу, отправляющемуся в путешествие с деловыми, оздоровительными, познавательными и другими целями, прежде чем арендовать автомобиль, необходимо поинтересоваться условиями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как в финансовом, так и моральном плане.

Железнодорожные перевозки представляют собой эффективный инструмент транспортного обеспечения в туризме. В системе пассажирских перевозок поезда делятся на вне- рейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом промежутке и графике движения.

Внерейсовые (чартерные) поезда — это специально заказанные поезда, назначаемые вне регулярного расписания. К специальным поездам часто относятся туристско-экскурси- онные поезда, следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным маршрутам и графикам движения, составленным с учетом окон в регулярном расписании, а также с учетом туристско-экскурсионных целей.

Рейсовые поезда делятся на пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест — до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагонах не нумерованы.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Делятся на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Поезда и вагоны также делятся на разные категории.

Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной; категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спальный, вагон-ресторан.

При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рейсовый маршрут в определенном направлении. Поезд в среднем включает до 17 вагонов, при большом потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разделить на три самостоятельные категории: однодневные, непродолжительные (2—3 суток), многодневные (от 5 дней и более).

Организация железнодорожных перевозок осуществляется учреждениями железнодорожного транспорта. Туристская фирма на основании заявки приобретает железнодорожные билеты для перевозки туристов. Железнодорожные билеты, приобретаемые для перевозки туристов, могут быть индивидуальными или групповыми. Помимо этого, железные дороги предоставляют широкий спектр скидок и льгот для различных категорий пассажиров. Организация туристских поездов осуществляется на основании договора по согласованным графику и маршруту движения.

Морские и речные перевозки туристов, как правило, осуществляются в виде пассажирских перевозок, экскурсионных путешествий, путешествий на паромах и круизов. Обеспечение морских и речных перевозок осуществляется специальными компаниями (пароходствами, круизными компаниями), которые в большей части случаев выступают в роли туроператоров.

Основным видом морских и речных перевозок в туризме являются круизы. Индустрия морских круизов начала развиваться на туристском рынке в начале 1970-х гг. и продолжает развиваться в настоящее время. С 1980 г. до 1990 г. более 3 млн дол. США были потрачены на строительство кораблей для круизов, что удвоило мировой флот круизных кораблей.

Стандартная программа круиза содержит несколько главных элементов: питание, деятельность, спорт и т.д.; развлечения; время на берегу. Предпочтение различных элементов зависит от типа круиза. В круизах в теплых водах, например, делается упор на занятия спортом, развлечения. Приключенческий круиз, с другой стороны, акцентирует внимание на времяпрепровождении на берегу. Круизы должны удовлетворять запросам и ожиданиям различных групп пассажиров.

Менеджеры круиза расписывают полную программу занятий на день, когда корабль находится в море. Физическая культура очень популярна среди пассажиров. На больших кораблях есть инструкторы по гольфу, теннису, танцам, иностранным языкам и т.д. После ужина пассажирам предлагаются всевозможные развлечения: ночное музыкальное шоу, танцевальные залы с живой музыкой, дискотеки и ночные клубы, казино.

На цену круиза влияют следующие факторы: его продолжительность, сезон, расположение и размер кают, тип корабля. Цена обычно вычисляется по дневному тарифу. Самые высокие цены во время высокого сезона (зима на Карибах, лето на Аляске) и самые низкие — в низкий сезон. Расположение каюты — важный фактор, влияющий на цену круиза. Каюты, расположенные высоко над водой, достаточно дорогие, так как открывают туристам вид на океан и расположены ближе к местам развлечений, ресторану и др. Цена круиза на некоторых старых судах выше, чем на новых, потому что старые корабли более просторны, имеют низкую плотность пассажиров.

Наглядна и удобна для турагентств и клиентов ценовая классификация круизов. Условно круизы можно разделить на пять категорий: экономичные (75—150 дол. США на человека в день), классические (100—200 дол.), премиум (150—400 дол.), люкс (400—1000 дол.) и эксклюзивные (700 — 1200 дол. США на человека в день).

География круизов — весь Мировой океан. В летний сезон у европейских и российских туристов наиболее популярны маршруты по Средиземноморью, особенно Западному. Такие путешествия начинаются из Венеции, Неаполя, Марселя, Барселоны, Канн, Рима. Летом большой спрос также отмечается на круизы вдоль побережья Западной и Северной Европы и по фьордам Норвегии.

В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор. Кроме того, у туристов есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. По ее территории протекают Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной системой каналов, что дает возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.

Наиболее популярные среди зарубежных туристов маршруты речных круизов проходят по Рейну и Дунаю. На втором месте — Волга, Дон, их притоки, озера и каналы. Спрос на эти маршруты снизился в связи с аварией на Чернобыльской АС, развалом СССР и нестабильной экономической ситуацией в России и странах СНГ.

Речные путешествия широко используются для организации экскурсий, совершаемых на речных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями, продолжительностью не более 24 часов. Такие рейсы совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутригородских зонах. Характерными примерами являются экскурсии по Темзе (Лондон), Сене (Париж), Неве (Санкт-Петербург). Обычно экскурсии по воде осуществляются небольшими прогулочными пароходами, называемыми речными трамваями.

Воздушный транспорт регулируется на трех уровнях:

♦ национальном — лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и международных маршрутах;

♦ межправительственном — регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

♦ международном — тарифы на регулярные рейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.

Авиация делится на транспортную и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров (рейсовые перевозки), грузов и почты.

Авиация общего назначения обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть разделена на шесть категорий: 1) воздушные такси, функционирующие как чартерные; 2) самолеты для перевозки производственного персонала, принадлежащие предприятиям и фирмам, а также вертолеты; 3) специальные самолеты (для аэросъемки, пожарные, медицинские и т.д.); 4) самолеты для тренировки профессиональных пилотов; 5) частные самолеты для бизнеса и путешествий; 6) спортивные самолеты.

Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг, прежде всего, зависит от класса обслуживания. Во всех авиакомпаниях мира существуют три класса обслуживания: первый класс, бизнес-класс, экономический класс.

На борту воздушного судна существуют следующие виды питания.


Пассажиры, летящие первым классом, обслуживаются по высшему разряду. Посуда для напитков из хрусталя и фарфора, льняные салфетки и серебряные ножи, вилки, ложки. Лишь в первых классах подают супы, есть выбор блюд: два вида закусок (мясная или рыбная), горячее, на десерт могут подать торт или щербет. Пассажиры экономического класса в основном довольствуются тем, что подадут.

В рамках организации туристских путешествий существуют несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

♦ бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или через системы бронирования;

♦ договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;

♦ агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

♦ организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

На национальных рынках в качестве компаний, предоставляющих воздушные суда в аренду, выступают большинство национальных авиаперевозчиков, имеющих право выполнения внутренних и международных полетов. В ряде государств созданы специализированные авиакомпании, осуществляющие исключительно чартерные авиаперевозки. География европейских чартерных перевозок распространяется на крупные центры отдыха, в основном в летний период. Основными направлениями являются Испания, Греция, Кипр, Болгария, Италия, Турция и др.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете


РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ.

1 Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (683000, г. Петропавловск-Камчатский. Россия, ул. Вилюйская, 25 )

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.

Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта.

Развитие туризма и транспорта - взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс.

Развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют большое внимание правительства практически всех стран мира.

Использование транспортных средств в туристических путешествиях

Транспортное обеспечение включает в себя:

Туристские перевозки – доставка туристов из места постоянного проживания к месту назначения и обратно;

Трансфер – предоставление транспортных средств для обеспечения встречи и проводов туристов;

Обслуживание программных мероприятий – перемещение по маршруту, экскурсионное обслуживание.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы:

скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибраций, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность. По приоритетам эти требования распределяются в последовательности, безопасность путешествия, стоимость и наличие различных льгот, комфортабельность, скорость доставки, прочие факторы.

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

До определенного времени железные дорогиво всем мире были главным средством передвижения. Спустя годы с расширением возможностей автомобиля доля железных дорог в пассажирских перевозках стала снижаться. Сегодня для путешествий широко используется автомобильный транспорт.

Наряду с автотранспортом широкое распространение получили воздушные перевозки. Здесь и скорость, с которой не могут передвигаться другие транспортные средства, и комфорт, благодаря которому путешественник не испытывает тягот перелета в течение длительного времени.

Особенности организации транспортного обслуживания туристов

Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого, появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения.

Транспортное обеспечение туров основывается на положениях:

законодательных актов, введенных в действие внутри государства;

переездов в (или из) дестинации с целью осмотра, отдыха, развлечений, участия или посещения соревнований и др.

использования транспорта в экскурсионных целях в местах, удаленных от дестинации на значительное расстояние;

перемещения туриста в дестинации и между прилегающими к ней местами туристического интереса на общественном или арендованном транспорте.

Дестинация − это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять различные потребности широкой группы туристов.

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО1995 г.). Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство. Воздушный транспорт как фактор развития туризма в РФ

Согласно классификации ВТО выделяют:

Рейсы, подчиняющиеся расписанию;

Рейсы, не починяющиеся расписанию;

Прочие воздушные перевозки. Самолеты - самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. И этому есть ряд причин:

во-первых, авиация - самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;

во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;

в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.

Воздушный транспорт регулируется тремя способами:

1)национальное регулирование - лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;

2)межправительственное регулирование - когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

3)международное регулирование - когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.

В настоящее время на рынке авиационных перевозок в России работают 315 авиакомпаний. Из них 96 имеют лицензии на выполнение регулярных полетов и перевозят 99% общего объема авиапассажиров.

Водный транспорт как фактор развития туризма в РФ

Пассажирские линии и паромы;

Прочие водные перевозки.

Теплоходное путешествие (круиз) представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна.

Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но тем не менее этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т.д.

Сухопутный транспорт в свою очередь делится на железнодорожный транспорт и автотранспорт.

Железнодорожный транспорт как фактор развития туризма в РФЖелезные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения.

Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки.

В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями, прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам.

Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории:

непродолжительные (2-3 суток);

многодневные (от 5 дней и более).

Железнодорожные туры по России позволяют познакомиться с самыми интересными уголками нашей необъятной страны, ведь очень часто железнодорожный путь пролегает по таким местам, где невозможно проехать на других видах транспорта.

Автотранспорт как фактор развития туризма в РФ

Неподчиняющийся расписанию туристский или чартерный транспорт

Частные автотранспортные средства

Прокат автотранспортных средств

Прочие средства сухопутного транспорта

Междугородние и городские автобусы, общественный транспорт

Регулярный, подчиняющийся расписанию транспорт

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале.

Автомобильный транспорт используется в туризме наиболее широко.

Достоинства автомобильного транспорта

Возможность транспортировки багажа

Недостатки автомобильного транспорта

Загрязнение окружающей среды

Невысокий уровень комфорта при длительных путешествиях

По состоянию на 2014 г. туристских и пассажирских перевозок в мире с достаточной степенью приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами

автомобильные перевозки - 31%

воздушные перевозки - 45%

железнодорожные перевозки - 13%

морские и речные перевозки - 11%

Статистика доходов России и Испании в туристической сфере

Согласно статистике за 2014 год поступления в бюджет Испании благодаря туризму составили65 миллиардов долларов, что составляет более 20% ВВП данной страны, в России же доход колеблется на уровне 10-12 миллиардов долларов, что в 5 раз меньше чем в Испании, хотя наша страна по масштабу больше Испании почти в 34 раза.

В чем же причина отсутствия развития туризма?

1. Отсутствие реальной государственной поддержки

Как показывает международный опыт, наиболее эффективно туризм развивается в тех странах, где есть внятные программы его поддержки на государственном уровне.

2. Неудачная реклама

Большинство иностранцев из российских достопримечательностей знают лишь Москву, Санкт-Петербург и Байкал. Мало кто едет в нашу страну ради знакомства с ее потрясающей, иногда почти нетронутой природой

Необходимо грамотно заниматься пропагандой, в частности, делать удобные интернет-сайты и выпускать путеводители.

Действительно, дело не только в качестве дорожной сети, но и в том, что Россия живет словно в пору феодальной раздробленности. Дороги часто обрываются у границ областей, и чтобы добраться из пункта А в пункт Б, в случае если они расположены друг от друга в нескольких километрах, но в разных регионах, приходится ехать в областной центр.

4. Дорогие и плохие гостиницы

5. Слабое развитие специализированных видов туризма

Религиозный, экстремальный, эко- и фототуризм — все это отдано на откуп даже не мелким компаниям, а самим путешественникам, которые самостоятельно прокладывают маршруты, устраиваются на ночлег, решают проблемы с питанием. Популярнейшие во всем мире агро- и гастрономический туризм в России только начинают развиваться.

6. Плохие дороги

Средняя стоимость строительства 1км полосы автодороги (в млн.руб.)Согласно расчетам Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Можно было бы сказать, что во Франции или Германии дороги гораздо лучше, потому что они вкладывают туда примерно в 3 раза больше чем делает это Россия, однако Испания тратит примерно те же средства и вот что получает.

Причины плохих дорог:

Такая проблема действительно существует, но она не так значительна, как принято считать. Нынешняя система госзакупок на самом деле не дает много возможностей для коррупции. Все нормативы, все объемы работ открыты, контролирующие органы периодически следят за этим. На строительстве дорог, конечно, воруют, но это не основная причина плохих дорог в России.

4. Ненормативные нагрузки на дороги

Устаревшая нормативная документация дорог и регламенты, которые создавалась много лет назад и не соответствует нынешним требованиям и нагрузкам. 3. ГеографияРоссия - огромная страна, вытянутая с востока на запад на тысячи километров. 60% территории - это зона мерзлоты; при строительстве дорог приходится пересекать горы и реки, строить туннели. Все это удорожает строительство. При этом плотность населения невысокая. Поэтому у нас нет дорожной сети как таковой, между городами обычно в лучшем случае одна трасса. Если с ней что-то случается, добраться до места по альтернативным маршрутам невозможно. 2. Отсутствие системного контроляУ чиновников, которые должны следить за состоянием дорог, нет никакого стимула ездить по городу и замерять размеры ям, свою зарплату они получат в любом случае. 1. Некачественное проектированиеПроектируют дороги живые люди, которые учились в российских учебных заведениях. Качество образования не всегда соответствует требуемому уровню, и это касается всех специальностей. Почему у нас часто строят такие страшные дома? Потому что архитектор закончил институт году этак в 1980-м, а его учили те, кто закончили этот же институт в 1950-60е годы. Поэтому выходит так, что в 2014 году строят по стандартам пятидесятилетней давности. То же самое и с дорогами. Мало кто из проектировщиков занимается повышением квалификации, ездит на международные конференции, перенимает мировой опыт. Все пользуются багажом, полученным лет тридцать назад.Люди смотрят на такого проектировщика с уважением, он уже наработал опыт. В проектных институтах сидят оторванные от реальности старые проектировщики. Они не интересуются ничем новым, не хотят учиться, их судят не по знаниям, а по выслуге лет. В целом ситуация с качеством образования улучшается. С развитием технологий появился простой и недорогой доступ к иностранному опыту.

Сколько времени нужно, чтобы проектировщиков научить правильно проектировать? Сложно сказать. Быстрым этот процесс не будет, но через 5-10 лет уже будут выходить реально подготовленные проектировщики. И еще лет десять эти молодые ребята будут объяснять, какие инновационные методы надо применять при строительстве дорог.

В настоящее время развитие туристской индустрии невозможно без предоставления транспортных услуг. Без транспорта нет туризма, если не говорить о пеших экскурсиях и походах, ограниченных как числом туристов, так и расстоянием. Перемещение представляет собой наиболее характерную черту туризма, а транспорт, обеспечивающий это перемещение, является важнейшей отраслью, оказывающей услуги туристского типа.

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение, как для туристов, так и для организаторов путешествий.

Международная практика показывает, что недостаточное развитие транспортных систем на национальном уровне приводит к неоправданно завышенным затратам в сфере производства и предоставления услуг, сдерживанию развития практически всех отраслей хозяйственной деятельности, ограничению социальных гарантий граждан. Рациональное же использование транзитно-транспортных возможностей стимулирует ускоренное развитие сопряженных отраслей и сфер экономики.

Список источников

1.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с .

2.Квартальнов В.А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1998.-142с.

3.Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 1998.

4.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.-787 с

6.Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 463 с.

9.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000.

10.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004.

12.Экономические основы деятельности турфирм. - Институт мировой экономики и международного бизнеса

13.Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДеКа, 2000.

14.Гуляев В.Г. Туристские перевозки. - М.: Финансы и Статистика, 1998.

15.Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и Статистика, 2001.

16.Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. - М.: Турист, 1995

17.Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и Статистика, 2000.

1.Kvartalnov V. A. Tourism: The Textbook. M.: Finance and statistics, 2000. 320 .

2.Kvartalnov V. A., Romanov A. A. international tourism: Policy development: Proc. allowance. - M.: Soviet sport, 1998.-142с.

3.Kolotova E. V. Recreation and resource studies: Proc. allowance. -M.: Soviet sport, 1998.

4.Kotler P., Bowen J., Makes George. Marketing. Hospitality and tourism: Textbook for universities / Ed. from English. M.: YUNITI, 1998.-787

5.Kryuchkov, A. A., History of international and domestic tourism. - M.: WSTG, KNOW "RAY", 1999. - 102.

6.Walker George.R. Introduction to hospitality: a Textbook / Ed. from English. - M.: YUNITI, 1999. - 463 p.

7.Usiskin G. S. essays on the history of Russian tourism. M.-SPb.: Publishing trade house "Gerda", 2000.

8.The Federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" (1996) .

9.Fatkhutdinov R. A. Competitiveness: Economics, strategy, management. - M.: INFRA-M, 2000.

11.Economic aspects of tourism, collection of "Tourist firm". - №18. - 2004. - - Unified tourist information system

12.The economic basis of travel agencies. - Institute of world economy and international business

13.Korotkov E. M. Research of control systems: the Textbook. - Moscow: Deka, 2000.

14.Gulyaev, V. G. Tourism transportation. - M.: finances and Statistics, 1998.

15.Zorin I. V. the Management of tourism. Tourism as an activity. - M.: finances and Statistics, 2001.

Читайте также: