Демократизация общественно политической жизни республики казахстан кратко

Обновлено: 05.07.2024

16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал независимое развитие. За последние 17 лет Республика претерпела множество изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана.
Казахстан выбрал путь, направленный на строительство суверенного, демократического, правового государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели.
Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения.
В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.
На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.
В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.
На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах – Маслихаты.
На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.
Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны.
Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.
Для создания полноценного демократического государства обязательным условием является учет интересов всего общества. С этой целью в Казахстане наблюдалось постепенное строительство парламентаризма, основанного на многопартийности. Рассмотрим подробнее путь, который прошел Казахстан от государства с централизованной командно-административной системой власти до современного демократического государства.

72. Политическая деятельность Первого Президента Н.А.Назарбаева.
Деятельность Первого Президента РК Н.А. Назарбаева тесно связана с формированием внешнеполитического курса Республики Казахстан. Его усилия способствовали укреплению международных позиций нашей страны, углублению дружбы и

сотрудничества с зарубежными странами, созданию благоприятных внешних условий для ускоренного развития и процветания нашего государства.

Особое внимание Главой государства уделяется интеграционным процессам в Евразии. Прорывными проектами, осуществленными по инициативе Н.А. Назарбаева, являются Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Благодаря реформам в социально­экономической и политической сферах, Казахстан приобрел высокий международный авторитет.

Признанием этого является председательство нашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 г. и Организации Исламская конференция (ОИК) в 2011 г. В данном сборнике представлены материалы, выступления, статьи и интервью Президента РК Н.А. Назарбаева, посвященные внешнеполитическому курсу нашей

страны в период с 1991 по 2009 г.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся внешней политикой суверенного Казахстана, в том числе государственных служащих, экспертов­международников, политологов, научных работников, преподавателей и студентов

73. Ежегодные Послания Первого Президента народу Республики Казахстан: общее и особенное.
Реализация стратегического плана 2010-важнейший рубеж развития страны

Отклики на Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана продолжают поступать также в МИД, посольства и представительства республики за рубежом.

В письмах, поступающих на имя Главы государства, в газетных и журнальных публикациях, в теле- и радиопрограммах отмечаются несомненные выдающиеся успехи нашей страны во всех сферах, выражается твердая уверенность в том, что Казахстан и дальше будет развиваться быстрыми темпами и выступать оплотом стабильности, мира и согласия в регионе. Говоря о достижениях нашей республики, крупнейшие политики подчеркивают, что успехи Казахстана напрямую связаны с дальновидной политикой, проводимой лидером страны.

Лидеры стран ближнего и дальнего зарубежья, а также известные общественные и политические деятели проявляют большой интерес к новым интеграционным инициативам казахстанского лидера и стратегии ускоренной модернизации нашей республики.

Мировое сообщество отмечает, что Послание знаменует собой начало нового этапа развития Казахстана как рыночного, социального и демократического государства. Это очередное свидетельство того, что в мире поддерживают процессы дальнейшей политической и социально-экономической модернизации казахстанского общества и важные международные инициативы нашего государства.

В настоящей рубрике вниманию читателей представлены отзывы, ряда крупнейших мировых политиков, а также материалы СМИ, мнения известных политических деятелей, ученых о нынешних достижениях республики в свете Послания Главы государства народу страны.

Развитие демократических процессов, введение пропорциональной системы выборов в парламент, результаты выборов по партийным спискам.

Развитие неправительственных организации, профсоюзов- институтов гражданского общества. I Гражданский форум и его значение.

Информационная политика РК, развитие СМИ. Деятельность Национального совета Республики Казахстан. Организация постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества.

Совершенствование деятельности правоохранительных и судебных органов. Пакт о гражданских и политических правах от 2 декабря 2003 года и его реализации.

Духовное возрождение народов

Год национального единства и памяти жертв массовых политических репрессий. 1998 г. Год национальной истории. 1999 г. Год преемственности поколений. 2000 г. Год поддержки культуры.

Формирование новой конфессиональной реальности в Казахстане. Законодательное обеспечение свободы вероисповедания и межконфессионального согласия в Казахстане. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). I – й съезд лидеров мировых и традиционных религий в г. Астане (2003г.). II – й съезд – 12-13 сентября 2006 г., III – й съезд – 1-2 июля 2009 г. Конфессиональная политика Казахстана в контексте вопросов безопасности.

Тема 30. Внешняя политика РК

С международными организациями: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС, и др., а также с МБР, МВФ, ОБСЕ. Роль Казахстана в развитии региональных и общемировых, экономических и политических процессов. Участие РК в интеграционных процессах глобального и регионального масштабов, таких, как ОЭС, ЦАЭС, ОДКБ, ШОС. Вклад Казахстана в развитие межкультурного и межцивилизационного диалога Запад-Восток. Инициативы по укреплению взаимного доверия. Съезды лидеров мировых и традиционных религии. (2003 г.)

Инициативы и борьба Республики Казахстан за ядерную безопасность.

Председательство Казахстана в ОБСЕ и его результаты .Укрепление позиций ОБСЕ, усиление доверия и уважения к этому важнейшей политической организации со стороны мирового сообщества наций. Саммит ОБСЕ 1-2 декабря 2010 года в Астане-событие мирового значения.

Содержание практических занятий

Модуль - 1

Практическая № 1. Введение. Древнейшая история Казахстана и эпоха бронзы. (1 ч).

1. Цель и значение истории Казахстана.

2. Методы и источники изучения истории Казахстана.

3. Первобытное общество на территории Казахстана.

4. Эпоха каменного века, и ее особенности.

5. Особенности эпохи бронзы на территории Казахстана.

6. Андроновская культура эпохи бронзы.

Практическая № 2. Ранние государственные образования. (1 ч)

1.Политическая история, хозяйство и общество саков.

2. Государство Усуни и Кангюй.

3. Политическая история Хунну и Сарматов.

4. Искусство и мифология.

Практическая № 3. Казахстан в средние века (VI- нач. XIIІ вв.). (1 ч)

Западно-тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат.

2. Государства огузов, кимаков.

3. Государства караханидов, киданей (каракитаев).

4. Государства кипчаков, найманов.

Практическая № 4. Казахстан в период монгольского завоевания и средневековые государства (XIIІ-XVвв). (1 ч)

1.Монгольское нашествие. Казахстан в составе Монгольской империи.

2. Ак Орда. Амир Тимур и его завоевания.

3. Государство Могулистан. Ханство Абулхаира. Ногайская Орда.

4. Экономика и культура государств позднего средневековья.

Практическая № 5. Образование казахской народности и Казахское ханство в XV-XVI веках. (1 ч)

1. Этнические процессы на территории Казахстана и формирование казахской народности.

3. Образование и укрепление казахского ханства.

4. Образование казахских жузов, их этнический состав.

5. Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в XVI веке.

2.Нурымбетова Г.Р. О политической конкуренции в РК// Политическая конкуренция и партии в постсоветских государствах.– М.: ИНИОН РАН, 2009.

Демократические преобразования в постсоветском пространстве на рубеже веков открыли несравненно более широкие возможности для реального участия народа в политических процессах. В общественно-политической жизни возросли как численность, так и политический авторитет партий и массовых движений. Впервые за многие годы граждане стали оказывать реальное влияние на власть и принятие управленческих решений различными способами.

Распад СССР и появление новых независимых государств актуализировали изучение в политической науке теории демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, представительная и др.

На основе анализа этих теорий демократии можно дать следующее определение: демократия – это степень реально допустимого участия различных социальных слоев, их объединений и граждан в государственных делах в интересах народа.

Чувство политической меры, то есть умение, не злоупотребляя, пользоваться многообразными формами демократии формируется у народа не несколькими годами суверенитета, а даже веками собственной истории демократии, которая опирается на предшествующую ей прочную экономическую свободу.

Следовательно, для анализа уровня демократичности Ванханен, основываясь на концепции Р.Даля, выбирает две переменные – политическое участие и политическую конкуренцию, и на их основе строит свой индекс демократизации (ИД). Общая формула индекса демократизации следующая: ИД=К´У/100.

Для своего анализа мы взяли итоги и уроки выборов в Мажилис Парламента Республики Казахстан 1999, 2004, 2007, 2012 гг. в связи с тем, что именно в 1999 г. были внесены изменения в избирательный закон, согласно которым состав Мажилиса Парламента расширился на 10 депутатских мандатов, избиравшихся по пропорциональной избирательной системе и единому общенациональному избирательному округу. Партия, преодолевшая 7-ми процентный барьер, имела право быть представленной в Мажилисе Парламента.

Таким образом, мы на основе результатов выборов в Мажилис Парламента 1999 и 2004, 2007, 2012 гг. можем определить электоральную конкуренцию, электоральное участие и индекс демократизации в Казахстане.

По результатам выборов в 1999 г. в Мажилис Парламента уровень электоральной конкуренции составил 31,26 %, уровень электорального участия – 35 %, а индекс демократизации – 10,94 %.

По выборам в Мажилис Парламента в 2004 г. уровень электоральной конкуренции – 20,94 %, уровень электорального участия – 32 %, а индекс демократизации – 6,6 % [2].

Иначе говоря, анализ результатов указанных выше выборов по индексу демократизации Ванханена свидетельствует о том, что Казахстан можно отнести к демократической стране. Но нам нужно обратить внимание на такое противоречие, что, несмотря на высокий уровень электорального участия, уровень электоральной конкуренции остается довольно низким.

На итоги выборов в Мажилис Парламента в 2007 г., а также в 2012 г. несомненно, повлияли внесенные изменения в Конституцию в 2007 г. Был введен новый порядок формирования Мажилиса: из 107 депутатов Мажилиса 98 – избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу на основе пропорциональной избирательной системы. Этот новый порядок повлиял на электоральную конкуренцию и на индекс демократизации в стране.

На фоне развитых демократических стран в Казахстане уровень электорального участия очень высокий. С другой стороны, чем ниже уровень электоральной конкуренции, тем слабее как уровень электорального участия, так и индекс демократизации. Например, в 1999 г., когда уровень конкуренции составлял 31,26 %, индекс демократизации был довольно высоким – 10,94 %. На выборах в 2004 г. уровень конкуренции понизился до 20,93 % соответственно и индекс демократизации понизился до 6,6 %[2]. В 2012 г. электоральная конкуренция по сравнению с 2007 г. повысилась от 11,59 % до 19,07 %, соответственно, индекс демократизации от 4,7 % – до 7,9 %. Следовательно, обнаружилось явное противоречие между политической конкуренцией и политическим участием. Оно отражает, на наш взгляд, активное участие в данном процессе властных структур.

В заключении хотим отметить, что важными составлющими демократии являются политическая активность граждан и политическая конкуренция. Конечно, трансформации 90 гг. ХХ в. продемонстрировали разнообразие путей перехода к демократии. Несмотря на это, мы должны признавать, что переход от тоталитаризма к демократическому обществу в Казахстане состоялся эволюционным путем, без конфликтов и потрясений. В этом процессе не последняя роль принадлежали даже слабым росткам политической конкуренции и участия населения в ней.

Государственный флаг Казахстана

Прогрессивный шаг

В течение последних двух лет в Казахстане последовательно реализуются демократические реформы, инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым.

Ранее действовавший в Казахстане закон, регулировавший область проведения различных митингов, шествий и других мирных собраний, был принят в далеком 1995 году. За это время и система взаимодействия государства и общества, и другие закономерности и взаимоотношения в различных сферах жизни в стране значительно изменились. Старый закон уже не соответствовал требованиям времени, особенно в той части, где утверждался разрешительный порядок проведения мирных собраний. То есть, для того, чтобы провести митинг или шествие, необходимо было подать заявку в акимат и получить разрешение. Добиться этого разрешения было очень сложно, зачастую власти отказывали просто так, на всякий случай. Кроме того, места, где акиматы разрешали проводить митинги и демонстрации, находились на дальних окраинах населенных пунктов, и за счет этого терялся сам смысл выражения народной воли, поскольку народ этого выражения не видел, как, собственно, и представители властей, способные решить проблему, о которой говорили участники митинга.

Эта инициатива вызвала широкий резонанс не только в Казахстане, но и за его пределами. К разработке проекта нового закона присоединились гражданские активисты, представители неправительственных организаций, правозащитники, юристы, правоведы, казахстанские и международные эксперты. Они принимали участие в обсуждении онлайн и в заседаниях рабочих групп Мажилиса Парламента.

Кроме того, разработчики законопроекта уделили большое внимание изучению международного опыта, законодательства Министерство информации и общественного развития РК изучило законодательство США, Швеции, Великобритании, Франции, США, Австралии, Сингапура и других стран. За основу были взяты разработанные ОБСЕ Руководящие принципы свободы мирных собраний.

Главным демократическим шагом стало внедрение вместо разрешительного – уведомительного принципа организации и проведения мирных собраний. Теперь для проведения митинга или пикета достаточно уведомить акимат.

В соответствии с буквой закона, местные исполнительные органы определили места для проведения мирных собраний в центральной части населенных пунктов. Исключением стали пикеты, их разрешено проводить везде, где не запрещено. К местам, где нельзя пикетировать, отнесены кладбища, стратегические военные объекты, территории резиденция Президента и Елбасы. Как отметили международные эксперты, такие ограничения для пикетирования по уровню соответствуют принятым в странах передовой демократии.

Как подчеркнул директор экспертного Института европейского права и прав человека Марат Башимов, новый порядок проведения мирных собраний представляет собой прогрессивную демократическую норму, которая не только соответствует международным стандартам, но и повышает уровень защиты прав и свобод граждан Казахстана.

Эксперты отмечают, что новый закон меняет суть и формат взаимодействия между властью и гражданским обществом не только в том, что касается мирных собраний, но и во многих других сферах. Внесение таких кардинальных изменений является признаком последовательной демократической трансформации, проводимой в Казахстане по инициативе Главы государства.

В сторону гуманизации

Еще одна крайне важная инициатива Президента, получившая свое воплощение в виде нормативного правового акта – это решение давней законодательной проблемы. Долгое время, по отзывам международных экспертов, в Казахстане наказание за клевету было несоразмерным правонарушению, и соответствующая статья 130 находилась в Уголовном кодексе.

Поручение о переводе указанной статьи в КоАП РК Глава государства озвучил на заседании Национального совета общественного доверия в декабре 2019 года.

Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 73, объединенные с обвинением в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно повлекшие тяжкие последствия, влекут штраф на физическое лицо в размере 200 МРП (583 400 тенге) либо арест на 25 суток, на должностное лицо – штраф 750 МРП (2 187 750 тенге) либо арест на 30 суток.

Кроме того, одновременно с декриминализацией статьи за клевету, по инициативе Президента были внесены изменения и в 174 статью Уголовного кодекса (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни).

Как отметил на своей официальной странице в Facebook помощник Президента РК Ерлан Карин, Касым-Жомарт Токаев выдвинул несколько пакетов демократических реформ, которые в комплексе представляют собой серьезный и объемный набор преобразований.

Так, по его словам, первый реформ, представленный на заседании НСОД 20 декабря 2019 года, уже полностью обрел форму нормативных правовых актов и реализован на практике. В частности, снижен регистрационный барьер для создания партий с 40 тысяч до 20 тысяч человек, введена 30-процентная квота для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. Декриминализирована статья за клевету и гуманизирована статья 174 Уголовного кодекса. Принят абсолютно новый закон о митингах. Также Казахстан присоединился ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах, в результате чего в стране была отменена смертная казнь.

В третий пакет реформ вошли изменения выборного законодательства и ряд поправок, направленных на совершенствование системы защиты прав человека, в частности, Глава государства отметил необходимость принятия отдельного закона об омбудсмене и поручил укрепить аппарат Уполномоченного по правам человека.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: