Мендельсон фортепианное творчество кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фортепианное наследие Мендельсона

Фортепианные произведения Мендельсона – высокохудожественные претворения образов бытовой музыки. При жизни Мендельсона его фортепианные пьесы пользовались наибольшей популярностью и распространением в музыкальном быту, среди любителей музыки.

Особенности творческого облика Феликса Мендельсона рельефно отразились в его обширном фортепианном наследии, куда входят 100 сочинений разного масштаба, от циклических сонат до одночастных пьес-миниатюр.

Интересным творческим опытом Мендельсона, связанным с его деятельностью по изучению и выражению искусства полифонистов, были также и 6 прелюдий и фуг op .35. В большинстве своем развитые по форме и фактуре, они представляют собой значительные образы.

Феликс Мендельсон создал в своих произведениях типично романтические образы – музыкальные моменты, опережающие состояния внутреннего мира художника, и также одухотворенные картинны природы и быта.

IV . Исполнительско-педагогический анализ пьес

Форма пьесы – простая трехчастная с динамической репризой и кодой. Изучать ее училище, так как, несмотря на небольшой объем (две страницы), проработка и качественное исполнение насыщенной фактуры будет представлять значительную сложность.

Первая часть состоит из трех предложений (4+4+4).

Кульминационная зона первого раздела пьесы находится в последнем четырехтакте. Фразировать длинную мелодическую линию ученику поможет слышание и сопряжение гармонической вертикали. Переход на второй раздел должен быть отмечен с помощью прослушивания разрешения D в T и небольшим замедлением движения.

Вторая часть (4+4+6) вносит некоторое напряжение в общее созерцательное состояние пьесы. Эта часть изложена с помощью аккордовой фактуры с синкопированным ритмом в тихой динамике.

Ярким кульминационным моментом пьесы является построение в репризном разделе, основанное на уменьшенной гармонии.

Кода же завершает пьесу интонациями первой части на органном тоническом пункте.

Форма пьесы – простая двухчастная с кодой. Трудность данной миниатюры состоит в исполнении многоуровневой фактуры. Именно поэтому изучать эту пьесу можно с продвинутыми учениками школы или на первом курсе колледжа.

Ученику необходимо вести фразу цельно, по 8 тактов. Объединить ее поможет слышание логики гармонического развития. Для этого фактуру пьесы можно собрать в аккорды и послушать, как происходит смена гармонии.

Широкие интервалы в мелодии (к примеру, 14-15тт.) необходимо прослушать и выразительно проинтонировать.

Кульминация всей пьесы приходится на заключительное кадансирование в конце пьесы, что подчеркивается не только авторской динамикой ff , но и отклонением в VI ступень, которое происходит дважды. Композитор словно откладывает окончание пьесы и лишь в третий раз (будто третья попытка) доминанта разрешается в тонику.

Короткая кода в конце – это своего рода успокоение природы после бури.

Форма этой миниатюры – сложная трехчастная со вступлением и кодой. Эта пьеса виртуозного плана может изучаться со студентами колледжа.

Как и в предыдущих пьесах, на протяжении всей формы в партии правой руки – двухголосие, включающее мелодический голос и непрерывные шестнадцатые, что составит значительную трудность исполнителю. В сопровождение необходимо добиться прослушанного, неукоснительно ровного, четкого звучания всех шестнадцатых.

Вторая часть повторяет материал первой части, но с другим гармоническим развитием, которое необходимо проанализировать и услышать.

Третья часть – кульминация всей пьесы, которая звучит на тоническом органном пункте.

Динамические оттенки, придающие выразительность и неуловимость образа, следует выполнять точно. Отметим, что контрастное противопоставление p и f на границе двух тактов или crescendo , приводящее к p , отсылает нас к подобной смене динамики в музыке Бетховена.

Педаль в этой пьесе преимущественно прямая, для окраски звучания.

Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Вып. 1 и 2. М.: Музгиз, 1962.

Андреева Н.А. Музыкальное чудо // Музыкальная жизнь. 2009. – № 2.- С.24-26

Асмус В.Ф. Музыкальная эстетика философского романтизма // Советская музыка. 1934. – № 1 .- С.57-62

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.

Брюшков Ю.В., Светлый гений // Музыкальная жизнь. 1997. – №11. С.36

Ворбс Г.К. Феликс Мендельсон – Бартольди // Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний современников. М.: Музыка, 1966.

Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 3. М.: Музыка, 2008.

Городчанина О.В. Первый музыкант // Музыка в школе : науч. - метод. журн. 2009. –№4.С. 3-10

Конен В.Д. История зарубежной музыки. Выпуск 3. М.: Музыка, 1984.

Курцман А.С. Феликс Мендельсон. М.: Музыка, 1999.

Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972.

Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М.: Классика – XXI , 2003.

Мейлих Е.И. Феликс Мендельсон – Бартольди. М.: Музыка, 1973.

Музыкальная энциклопедия, том 3. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976.

Погорелов А. Е. Песни без слов Мендельсона. Аспекты стиля и работа над кантиленой // Вопросы фортепианной педагогики. Воронеж: ВГИИ, 1989.

Соллертинский И. И. Романтизм, его общая музыкальная эстетика // Исторические этюды. М.: Музгиз, 1956.

Хуберт М. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации. М: Классика-XXI, 2009.

Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М .; Музыкальное государственное издательство, 1953.

Штейнпресс Б. С. Феликс Мендельсон // Советская музыка. – 1959. – № 2.

Шуман Р. Воспоминания о Мендельсоне // Музыкальная академия. – 1999. – № 3.

Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз, 1956.

Юрова Т.В. Начальное обучение на фортепиано студентов педагогической практики. – Воронеж, 1995.

Юрова Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре. М.: Музыка, 2010.

Феликс Мендельсон

Феликс Мендельсон

Краткую биографию Феликса Мендельсона и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мендельсона

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в состоятельной и влиятельной семье еврейского банкира. Его отцом был Авраам Мендельсон, а дедом Моисей Мендельсон, основоположник движения еврейского Просвещения, философ и проповедник идеи веротерпимости. Спустя пару лет после рождения мальчика его семья обратилась в лютеранство, после этого события к главному семейному имени добавилось второе – Бартольди. С малых лет Феликс воспитывался в благоприятной обстановке, способствующей просвещению, созданной для детей их любящими родителями. Он получил отличное разностороннее образование, имел возможность общаться со знаменитыми представителями интеллигенции, в доме частенько гостили выдающийся философ современности Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.

место рождения Феликса Мендельсона

Мама маленького Феликса первой заметила склонность к музыке у будущего композитора и его родной сестры Фанни. Именно она стала их первым преподавателям, привила детям чувство прекрасного и заложила основы нотной грамоты. Когда Леа поняла, что дала все, что могла, отдала детей на обучение к выдающемуся берлинскому преподавателю музыки Людвигу Бергеру. Теорией с ними занимался сам Цельтер. Также мальчик пожелал осваивать скрипку, в чем ему тоже помогали первоклассные преподаватели, а затем перешел на альт, который в будущем станет его любимым музыкальным инструментом.

Творчество Мендельсона

Творчество Мендельсона

На творчество и взгляды Мендельсона, помимо образования и общения с умнейшими людьми той эпохи, всегда оказывали влияния путешествия. Родители всегда старались показывать мальчику свет, и когда тому исполнилось 16 лет, отец Авраам взял его с собой в деловую поездку в Париж.

В то время город считался культурным центром Европы, в нем жили и творили известнейшие композиторы – Россини, Мейербер. Руководитель консерватории в Париже дал наивысшую оценку его успехов, однако на самого Мендельсона французские музыкальные традиции не оказали особого впечатления. Об этом говорит его личная переписка с друзьями и записи его сестренки Фанни. Тем не менее полезные связи в высшем обществе творческой интеллигенции Феликсу удалось завести.

Мендельсон и Бах

Концертная деятельность

Визит в Англию стал лишь началом гастрольной деятельности композитора, которую спонсировал его отец, после нее он отправляется покорять Италию, а по дороге наведался в гости к Гете. В 1830 году Мендельсону поступило предложение занять вакантную должность при Берлинском университете, где ранее обучался, но он отвергает его в пользу тура.

Невероятный успех Мендельсона

Сесиль, жена Феликса Мендельсона

Вскоре после кончины отца, матушка Феликса берет с него обещание найти себе подходящую жену, и уже осенью 1836 года он сочетается браком с девушкой из зажиточной семьи – Сесилией Жан-Рено. В семейной жизни Мендельсон обрел долгожданную гармонию. Жена его не отличалась особым умом, но была заботливой и хозяйственной, к тому же он не раз заявлял, что высокообразованные дамы из высшего общества ему глубоко отвратительны. В браке родилось пятеро детей, а окрыленный Мендельсон черпал в семейном счастье новые творческие замыслы. В 1840 году ходатайствует об учреждении в Лейпциге первой в Германии консерватории, которая затем была основана спустя три года.

В 1841 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV вызывает Мендельсона в Берлин, которому по его задумке была уготована честь стать главным музыкальным центром всей Германии. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Мендельсон решительно берется за дело, но его деятельность натыкается на такой яростный отпор со стороны берлинской творческой интеллигенции, что он оставляет попытки и покидает Берлин.

Феликс Мендельсон подпись

Последний период жизни и творчества Феликса Мендельсона

Феликс Мендельсон
Мендельсон биография

Феликс Мендельсон краткая биография
Феликс Мендельсон биография

Интересные факты о Феликсе Мендельсоне

Фанни Мендельсон

Феликс Мендельсон с сестрой Фанни

  • При нацистском режиме во время Второй Мировой Войны имя Мендельсона, еврея по происхождению, было вычеркнуто из страниц истории немецкой музыки, а памятник, установленный перед зданием Лейпцигской консерватории, снесли и продали на металл.
  • При жизни репутация композитора была очень высока. Его уважали коллеги и ученики. Однако, после смерти Мендельсона на все его творчество с резкой критикой обрушился Рихард Вагнер, который называл произведения музыканта "бессмысленным бренчанием". Он порицает его за бессмысленное копирование великих классиков, а тщетность претензий на гениальность связывает с его еврейским происхождением. Впрочем, современники не раз отмечали, что Вагнер был не вполне искренним в своих нападках, а его истинное мнение часто расходилось с его напыщенными словами.

Свадебный марш Мендельсона

Мендельсон свадебный марш

Музыка Мендельсона в фильмах

Музыку Мендельсона можно встретить во многих кинолентах и мультфильмах. Режиссеры многих стран и десятилетий довольно часто обращались к творчеству композитора.

Музыка Мендельсона в фильмах

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Феликсе Мендельсоне

Мендельсон – один из выдающихся музыкантов Германии первой половины XIX века. Среди современных ему романтиков он занимает особое место. Его музыка, развиваясь в русле романтизма, теснейшим образом связана с классическими традициями. Классическое и романтическое начала составляют в ней удивительно гармоничный сплав, который проявляется в каждом конкретном случае по-своему. И именно это единство определило образный строй его произведений – уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный. Для Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность, в его творчестве нет ощущения непримиримого разлада с окружающей действительностью. Его искусство освещено верой в человека и человеческий разум.

В музыке Мендельсона множество типично романтических образов:

Вместе с тем, будучи преемником Шуберта и Вебера в романтизме, Мендельсон многое воспринял от венской классической школы. О близости к эпохе Просвещения, к классической традиции говорят:

  • ясный, уравновешенный тон мендельсоновской лирики;
  • стремление к воплощению объективных, устойчивых идеалов;
  • стройные пропорции форм;
  • доходчивость, демократичность тематизма, который основан на обобщенных, устоявшихся интонациях.

Сын богатого просвещенного банкира, щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом. В родном доме будущий композитор мог общаться с самыми блестящими представителями научной и художественной элиты – Гегелем, Гете, Гейне, Вебером, Паганини. Стойкому интересу к классической музыке, не угасавшему в течение всей жизни Мендельсона, способствовал сам характер полученного им образования. Его учителем был Цельтер – руководитель Берлинской певческой капеллой, где часто исполнялась музыка И.С. Баха.

В 16 лет Мендельсон получает персональное приглашение от Керубини, директора Парижской консерватории, учиться там. Он ответил отказом, поскольку современная музыкальная культура Франции казалась ему далекой от идеалов отечественной классики.

Личность Мендельсона можно считать воплощением античного идеала гармонично развитого, совершенного человека. Он свободно владел несколькими языками, включая латынь и древнегреческий. Прекрасно рисовал, занимался верховой ездой и плаванием. Увлекался литературой, театром, бытом и историей стран, где ему довелось побывать. Интересно, что в литературных пристрастиях композитора также наблюдалось своеобразное соединение классического и романтического: его любимыми авторами были одновременно Гете, Шекспир и романтик Жан Поль.

Вся многогранная деятельность Мендельсона как композитора, дирижера, пианиста, педагога была проникнута просветительскими идеями. Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба: в 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту музыкального профессионализма в Германии. На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве – Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

Действительно, искусство Мендельсона далеко от порывистой страстности Шумана, национального патриотизма Шопена, радикальной смелости Берлиоза и Вагнера. Героика, трагедийность и острая конфликтность – не его сфера. Он был лириком по преимуществу. Мендельсоновская лирика отмечена стремлением к ясности, уравновешенности, тонкой поэтичности, нередко ей присуща элегичность тона. Она покоряет искренностью, тонкой поэтичностью, безукоризненным вкусом, отсутствием чисто внешней эффектности. Характерна также опора на бытовые формы музицирования и близость к немецкой народной песне.

Многие типично романтические мотивы были чужды Мендельсону – внутренняя раздвоенность, разочарованность, мировая скорбь, туманная мистика.

Творческое наследие Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть – это инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями, сонатами для разных инструментов (в т.ч. органа), фортепианными сочинениями.

Главное открытие Мендельсона в симфонической области – его концертные программные увертюры область, в которой он выступил смелым новатором.

Характер всех остальных тем экспозиции вполне реальный: это и празднично-приподнятая, маршеобразная вторая тема главной партии (E-dur), сопровождаемая ликующими фанфарами, и три лирические темы в побочной партии (H-dur), и бойкая, задорная заключительная партия с неожиданными скачками и резками акцентами.

Контраст фантастики и реальности в увертюре дан не в противопоставлении. Наоборот, все образы спаяны единым эмоциональным настроением беззаботной жизнерадостности.

Будучи уже зрелым мастером, Мендельсон снова обратился к образам комедии Шекспира, написав к ней несколько больших симфонических номеров (в том числе знаменитый Свадебный марш), два хора и музыку к мелодрамам.

Программность в увертюрах Мендельсона имеет обобщенный характер. Он не стремился к последовательной сюжетности, к фиксации отдельных подробностей содержания. Кроме того, в отличие от Берлиоза и Листа Мендельсон избегал развернутых литературных предисловий и ограничивался одними заголовками, которые, к тому же, нередко менялись даже после премьеры.

МЕНДЕЛЬСОН, ФЕЛИКС (Mendelssohn, Felix) (1809–1847), немецкий композитор, в течение своей недолгой жизни создал выдающиеся произведения почти во всех основных музыкальных жанрах.

Успешно прошли встречи молодого композитора с выдающимися музыкантами той эпохи, особенно с И.Мошелесом, однако отец Феликса все еще не был уверен в том, что сыну предназначено стать профессиональным музыкантом, и в 1825 он отвез мальчика в Париж, чтобы показать его Л.Керубини, крупнейшему музыкальному авторитету Франции и человеку, известному своей язвительностью и консервативными взглядами. Вопреки ожиданиям, Керубини весьма благосклонно отнесся к Феликсу и предрек ему большое будущее. К этому времени Мендельсон стал автором уже вполне самостоятельных сочинений, в том числе знаменитого Рондо-каприччиозо. В 1825 появился октет для струнных ми-бемоль мажор и в 1826 – увертюра к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum) – настоящие шедевры, самые яркие образцы творчества композитора. Мендельсон успешно выступал как пианист и приобрел некоторый дирижерский опыт. Четвертая опера Мендельсона Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho) была поставлена в Берлине в 1827; успех она имела средний в сравнении с теми восторженными похвалами, к которым автор привык с детства, и Мендельсон тяжело переживал нападки критики. Настоящий триумф пришел к нему спустя два года, когда он продирижировал в Лейпциге Страстями по Матфею И.С.Баха – первым исполнением сочинения после смерти композитора. Через несколько недель он впервые посетил Англию, где приобрел множество друзей и выступил весьма успешно как на музыкальном, так и на общественном поприще. Мендельсон побывал также в Шотландии и в Уэльсе. В конце года он вернулся в Берлин, но вскоре возобновил странствия. В 1830 он посетил Рим, где встретился с Берлиозом и начал работу над двумя симфониями – Четвертой ля мажор (Итальянской, 1833) и Третьей ля минор (Шотландской, 1842); в 1832 снова побывал в Париже, где приобрел новых друзей (среди них – Шопен). Разочарование принесла премьера Пятой симфонии ре мажор (Реформационной) в 1831. Вскоре Мендельсон принял должность музик-директора Дюссельдорфа, но в результате конфликтов и интриг вынужден был уйти; в 1835 он получил пост руководителя лейпцигского оркестра Гевандхаус.

Умер Мендельсон в Лейпциге 4 ноября 1847.

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН Conservatorio de Leipzig, Alemania

ТВОРЧЕСТВО

Оркестровые сочинения.

Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Увертюры Сон в летнюю ночь и Гебриды, или Фингалова пещера (Hebrides, oder Die Fingalshöhle, первая редакция 1830, вторая 1832) – безусловные шедевры, блестящие по оркестровому письму, самобытные по тематическому материалу и в смысле драматургии гораздо более интересные, чем подавляющая часть более поздних опусов. Не уступают им увертюры Морская тишь и счастливое плавание (Meerstille und die glückliche Fahrt, 1832) и Сказка о прекрасной Мелузине (Das Märchen von der schönen Melusine, 1833). Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония до минор (1824) удачна по форме, но не оригинальна; Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская: она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична. Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов; в этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль минор, 1831 и Второй, ре минор, 1837), зато скрипичный концерт ми минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.

Камерные жанры.

Лучшим камерно-инструментальным сочинением композитора стал ранний струнный октет ми-бемоль мажор – роскошная партитура для ансамбля, дающего возможность наслаждаться красотой звучания. И это не удивительно, ведь Мендельсон блестяще владел всеми возможностями оркестра. Струнные квартеты композитора иногда вызывают желание услышать их в оркестровом переложении, но и они содержат немало прекрасной музыки. Ранние квартеты ми-бемоль мажор (1829) и ля мажор (1827) интересны по форме; последний квартет фа минор, написанный вскоре после кончины любимой сестры композитора, отмечен необычной и глубоко трогающей выразительностью. Из двух струнных квинтетов Мендельсона ранний, ля-мажорный (первая редакция 1826, вторая 1832) – восхитительное сочинение, в позднем, си-бемоль-мажорном квинтете (1845) композитор как бы пытается вернуться, и не особенно удачно, к восторженному настроению струнного октета. Среди камерно-инструментальных ансамблей с фортепиано – два трио (ре минор, 1839; до минор, 1845) и две сонаты для виолончели и фортепиано (си-бемоль мажор и ре мажор); в этих сочинениях виртуозность фортепианной партии доведена до пределов возможного, и звучат они очень эффектно. Фортепианная музыка Мендельсона содержит немало превосходных страниц. Наиболее содержательны Серьезные вариации ре минор (Variations sérieuses, 1841) и цикл из шести прелюдий и фуг; этот цикл отличается напряженностью развития и доказывает, что в зрелом возрасте Мендельсон обладал редким для 19 в. умением, не впадая в архаичность, сочинять полифонические пьесы. Соната ми мажор (1826) и фантазия фа-диез минор (1833) – прекрасные и незаслуженно редко исполняемые сочинения; хороши также пьесы в жанре скерцо и, конечно, Песни без слов: несмотря на некоторую сентиментальность, другие образцы этого жанра пленяют редкой красотой, и в целом мендельсоновские Песни без слов гораздо разнообразнее, чем обычно полагают. Среди органных произведений – прелюдии и фуги и шесть сонат, некоторые из них представляют значительный интерес.

В области вокальной музыки важным достоинством Мендельсона является приятная, легко текущая мелодика, однако эмоциональный диапазон его сочинений ограничен, кроме того, у него не было того интуитивного ощущения поэтического слова, которое отличает великих мастеров вокального письма. Все песни и хоры Мендельсона представляют собой крепкую в профессиональном смысле музыку, но лишь немногие из них (например, Новая любовь, Песня ведьм, Ночная песнь) выделяются на несколько монотонном фоне. Среди ораторий Мендельсона самая удачная, несомненно, Илия: в ней, особенно в первой части, есть по-настоящему выразительные драматические эпизоды. Оратория Св. Павел, красивая в отдельных фрагментах, менее жизнеспособна как целое, а симфония-кантата Хвалебный гимн (1840) есть не что иное, как неудачная попытка вступить в соревнование с финалом Девятой симфонии Бетховена. Среди разнообразных произведений на тексты псалмов наиболее удачен Псалм 94; яркая, волнующая музыка – кантата на текст Гете Первая Вальпургиева ночь (первая редакция 1832; вторая 1843). Ранняя опера Свадьба Камачо написана живо, но ей недостает оригинальности; зингшпиль Сын и странник (1847) – восхитителен. Однако, лучшим сценическим произведением Мендельсона остается его музыка к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (1842), которая замечательно соответствует по духу написанной ранее увертюре.

Читайте также: