Эмоции и личность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.

Существенная характеристика эмоций – их субъективность. Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.

Сегодня хорошо известно, что в структуру эмоций входит субъективный и познавательный компоненты, поэтому обусловленность эмоций двойная – потребности человека, с одной стороны, определяющие его отношение к объекту эмоций и, способность отразить и понять свойства этого объекта – с другой стороны.

Эмоции человека отличаются большим разнообразием и каждая из них своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям, способам регуляции.

Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные.

По критерию мобилизации ресурсов организма человека выделяются стенические и астенические эмоции, действующие противоположным образом. Если стенические эмоции вызывают прилив энергии, подъем и активность, то астенические вызывают противоположные чувства.

Различаются эмоции и по потребностям – низшие эмоции, вызывающие общие ощущения, например, голод, жажду, ощущение холода или тепла и высшие эмоции, связанные с общественными отношениями.

По поводу того, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности человека, мнения ученых разделились.

Для эмоций характерны свои признаки:

  • человек реагирует на ситуацию возникновением эмоции, а не на раздражитель;
  • заблаговременная реакция на ситуацию и её оценка;
  • дифференцированная оценка разных ситуаций;
  • механизм адекватной и заблаговременной подготовки к ситуации;
  • механизм закрепления отрицательного и положительного опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме признаков эмоции имеют свои функции – мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную, защитную, которая возникает моментально и позволяет защититься от опасностей.

Глубина внутренней жизни человека выражается в эмоциональных проявлениях, а одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные и непохожие реакции.

Взаимодействие между людьми не может обойтись без эмоциональных проявлений, поэтому коммуникативная функция эмоций относится к одной из важнейших. Посредством эмоций человек показывает свое отношение к действительности, к другим людям.

Эмоциональные свойства личности

Проявляющееся у человека эмоциональное реагирование является эмоциональным свойством, определяющим его эмоциональность – это совокупность свойств человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности связаны со стержневыми параметрами личности – мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей, базовыми представлениями и др. Динамическими свойствами эмоциональности являются особенности возникновения, протекания, прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

И.П. Павлов считал, что эмоциональность зависит от типа нервной системы. Многие психологи согласны, что эмоциональность необходимо рассматривать как составляющую темперамента, а это значит, что они подтверждают мысль о том, эмоциональность определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.

Структура эмоциональности довольно сложная, а основными её компонентами являются эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, которую определяют два фактора – время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем эмоциональная устойчивость будет выше) и сила эмоциогенного воздействия (чем она больше, тем выше эмоциональная устойчивость).

Разные люди из основных эмоций чаще всего переживают какую-то одну, поэтому в зависимости от выраженности эмоциональности различают эмоциональные типы людей, которые относятся к разным типам темперамента.

Эмоциональные типы людей выделяются по сочетанию эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-), по первичности и вторичности (П и В).

На основании этого выделяется восемь типов характеров:

  1. нервный тип Э+, А-, П;
  2. сентиментальный тип Э+, А-, В;
  3. очень деятельный, бурный тип Э+, А+, П;
  4. страстный тип Э+, А+, В;
  5. сангвиник Э-, А-, П;
  6. флегматик Э-,А-, В;
  7. беспечный, аморфный тип Э-, А+, П;
  8. апатичный тип Э-, А+, В.

Для эмоционального типа личности характерна легкость возникновения эмоционального состояния и его интенсивность.

Активность отражает потребность в каком-либо действии, необходимость осуществления задуманного плана. Человек с высокой активностью не может выносить безделья и простоя, в то время как другие долго думают, прежде чем что-то начать, он всегда ищет и находит себе занятие.

Эмоциональная сфера личности

Оставаться равнодушным к окружающему миру довольно сложно и, человек, взаимодействуя с ним, может радоваться, печалиться, испытывать возмущение и гнев, хорошее или плохое настроение, а это есть различные эмоциональные процессы.

От того, какое значение для человека имеют разные предметы, как полно они удовлетворяют его потребности, будет зависеть характер его переживаний. Определенные чувства и, надо сказать, не всегда приятные, вызывает даже собственное его поведение.

Случается так, что человека начинает мучить совесть за какие-то поступки. У человека не возникнет никакая эмоциональная реакция, если он абсолютно безразлично к чему-то относится. К.Д. Ушинский считал, что только чувствования человека ясно и верно выражают его отношение к миру.

Если в мыслях можно себя обмануть, то чувствования говорят о том, что такое человек есть на самом деле. С появлением эмоции происходит изменение, как внешнего вида человека, так и деятельности его внутренних органов, обменных процессов, состояния нервной системы.

При плохом настроении, человеку кажется всё серым и невыразительным, а с приходом радостного настроения, мир окрашивается во все цвета радуги.

Отношение к поступкам и поведению других проявляется в эмоциях и чувствах человека, когда что-то нравится, возникает положительная эмоция. При безразличии ко всему, становится скучно, человек раздражается, а это уже эмоция.

Экспериментальным путем было установлено – человеку для благополучного существования необходимо действие на мозг трех видов раздражителей – 35% раздражителей, вызывающих положительные эмоции, 5% раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции и 60% – эмоционально-нейтральных раздражителей.

Понятно, что на жизненный тонус человека положительные эмоции оказывают благотворное влияние, но и отрицательные эмоции тоже необходимы, но их доза должна быть небольшой.

Компоненты эмоциональной сферы человека взаимосвязаны и образуют сложную систему, к ним относятся: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.

Эмоции – это непосредственное переживание в данный момент, а чувства – это постоянные, устоявшиеся эмоциональные отношения человека.

Чувства не всегда предметны, и они свойственны только человеку, потому что они социально обусловлены, например, чувство долга, чувство гордости, чувство собственного достоинства и др. Эмоции характерны и для животных. Эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 27.05.2021

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Эмоции и личность: Психология Книга 1, Немов Роберт Семёнович, 1995 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров.

Эмоции и личность

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и ' обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т. е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и , предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).

Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно. Увы, ситуация в нашей стране, когда пишется данный учебник, такова, что бездуховность реальных человеческих отношений по причине многолетних отклонений в нравственности, связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном поведении тех, кто ее пропагандировал, стала нормой повседневной жизни.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б. Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спиноза (приведем точные цитаты из его произведений, поскольку они как нельзя лучше выражают заложенную в них мысль):

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность,— это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не свидится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. п.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема I. Виды и роль эмоций в жизни человека.

1. Значение эмоций в жизни человека.

2. Основные функции эмоций.

3. Виды эмоциональных состояний.

4. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.

Тема 2. Психологические теории эмоций.

1. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

2. Психоорганические теории Джемса — Ланге и Кеннона — Барда.

3. Активационная теория Линдсея — Хебба.

4. Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера.

5. Информационная теория П. В. Симонова.

Тема 3. Эмоции и личность.

1. Связь эмоций с потребностями человека.

2. Эмоции и человеческая индивидуальность.

3. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

4. Проявление эмоций в художественном творчестве.

5. Любовь как нравственное чувство.

6. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

7. Развитие эмоциональной сферы у человека.

Темы для рефератов

1. Функции и виды эмоций у человека.

2. Теории эмоций.

3. Эмоции и современное художественное творчество.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.

2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

3. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальное и творческих личностей.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976.

(Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78—85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.)

Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни

человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)

Изард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52—71, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.)

Психология эмоций: Тексты.— М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б. Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В. Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У. Макдауголл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф. Крюгер): 108—119. Очерк теории эмоций (Ж.-П. Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р. У. Липер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235—237.)

Селье Г. Стресс без дистресса.— М., 1982. (Что такое стресс: 25—31.

Развитие концепции стресса: 31—51. Мотивация и стресс: 52—83.)

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.—М., 1981. (Что такое эмоция: 10—39.)

Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990. (Классификация основных эмоций: 12—20.)

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64—72.)

Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.— Казань, 1987. (Эмоции: 28—140.) Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Развитие эмоций: 116—125.)

Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.— Л., 1989. (Теоретические подходы к определению эмоций: 7—19.)

Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Типология переживаний: 78—155.)

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976. (Эмоциональный процесс: 61—77.)

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.— М., 1990. (Мотивация и эмоции: 82—216.)

Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Эмпатия и ее природа: 10—22.)

Изард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Методы изучения эмоций:

92—116. Радость: 210—243. Удивление: 244—250. Горе, страдание, депрессия: 251— 289. Гнев, отвращение, презрение: 290—312. Страх и тревожность: 313—338. Стыд и застенчивость: 339—368. Вина, совесть, мораль: 370—397.)

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.— М., 1983. (Концепция стресса Г. Селье: 5—20. Психология стресса: 21—44. Психологические и поведенческие признаки стресса: 58—89.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. (О сущности стресса:5-27.)

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975).

(Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)

Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения.—Л.,

1983. (Психологический стресс: 12—20.)

Ольшанникова А. Е. Эмоции и

Общая ПСИХОЛОГИЯ.— М., 1986. (Чувства: 366—384.)

Ренковский Я. Экспериментальная психология эмоций.— М., 1979. (Эмоциональный процесс: 39—132. Влияние эмоций на поведение: 133—178. Эмоции и познавательные процессы: 179—232. Эмоции и поведение человека: 233—300.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. II.—М., 1989. (Эмоции: 147—182.)

Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии.— М., 1987. (Отражательно-оценочная и регуляторная функции эмоций: 61—86.)

Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма.— М., 1988. (Что такое стресс: 6—24. Признаки стресса: 25—28. Подходы к изучению стресса:

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. V.— М., 1975. (Эмоции: 111—195.)

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.— М., 1990. (Система и уровни эмоциональной регуляции: 4—32.)

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10—18.)

Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Стресс: 33—36.)

Веккер Л. М. Психические процессы.—Т. 3.—Л., 1981. (Эмоции:

Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984.

(Развитие эмпатии: 23—29.)

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987.

(Психология симпатий: 44—92. Психологический анализ любви: 110—130.)

Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.—М., 1990.

Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Развитие эмоциональной

сферы: 53—57. Любовь, вдохновение, счастье: 117—134.)

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.— М., 1983. (Поведение людей

при различных видах стресса: 89—139. Познавательные процессы при стрессе: 202—271. Общение в стрессовых ситуациях: 272—323. Индивидуальные различия поведения людей при стрессе, их объяснение: 324—339.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом.—М., 1989. (Управление стрессом:27—42.)

Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения.—М., 1980.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии.—Л., 1987. (Эмоции и регуляция памяти: 325—351.)

Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12. Явления нервно-психического напряжения: 24—48. Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.)

Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск, 1989. (Психологическая характеристика любви: 18—22.)

Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма.— М., 1988. (Реакция организма на стресс: 32—54. Стресс и связанные с ним заболевания:

75—105. Управление стрессорными реакциями: 105—117.)

Тихомиров О. К. Психология мышления.—М., 1984. (Эмоции и мышление: 87—106.)

Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.—М., 1990.

Психология Книга 1

Психология Книга 1

Комментарии, рецензии и отзывы

Эмоции и личность: Психология Книга 1, Немов Роберт Семёнович, 1995 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, судят об их личностных качествах.

Формирование эмоциональной сферы. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни личности человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоции, как многие другие присущие ему психологические явления, развивается вместе с личностью.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и касаются разных классов эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов, а значит обучаем в этом плане. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по линии усиления волевого контроля своих чувств, а также включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект лекций по ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

преподаватель: Орлова Л.А.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

1. Темперамент

История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств.

Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Характеристики четырех типов темперамента:

Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник . Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов.

2. Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.).

Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.).

Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

3. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, специальные,

в) учебные и творческие. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения и т. д.

4. Чувства и эмоции . Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности.

Чувство - это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию.

Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

4. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два взаимосвязанных понятия, одним являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Эти формы психического отражения свойственны всем живым существам. И выражаются во внутренних переживаниях, и в виде телесных проявлений (мимики лица, жестов, позы, нарушения частоты дыхания и сердцебиения).

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Для эмоционального насыщения человеку нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

1. Эмоциональный тон . Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.

2. Настроение . Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.

3. Страсть . Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.

4. Аффекты . Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.

5. Воодушевление . Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.

6. Амбивалентность . Это противоречивость переживаемых эмоций.

7. Апатия . Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.

8. Депрессия . Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.

9. Стресс . Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.

10. Фрустрация . Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка.

Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:

1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;

3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.

Воля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, с мотивами и потребностями. Могучим двигателем воли являются чувства. Глубока связь воли и с мышлением.

Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия.

В волевом действии можно выделить две основные стадии:

В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.

В сложном волевом действии этапов значительно больше:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Характеристика воли свидетельствует о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам.

Можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли:

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и воспитание чувства долга.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу.

4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

Эмоции — почти самое важное в человеке и присущее только ему. Это психическое состояние, связанное с нервной системой, вызванное химическими изменениями, которые по-разному связаны с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.

В настоящее время нет точного научного определения. Эмоции часто переплетаются с настроением, темпераментом, личностью, характером и мотивацией. Они придают нашей жизни краску, описывая чувства грусти, радости, одиночества, веселья и другие.

Что такое эмоции — определение и значение

эскиз-эмоций

Эмоции человека — это психический процесс, который возникает в соответствии с происходящими ситуациям. Проявление эмоций может быть различной направленности, и имеют как негативную, так и позитивную окраску. Это зависит от субъективного оценочного мнения каждого человека

Таким образом это некоторый процесс, при котором человек не находится в нейтральном состоянии: он оценивает ситуацию с неким чувством переживания.

Данное состояние настигает человека изнутри. Снаружи проявляются такие признаки как:

  • мимика;
  • жесты и положение тела;
  • голос;
  • общее поведение.

Например, вы поскользнулись на улице. В такой ситуации в голове человека мгновенно возникает множество мыслей: «Как скользко! Теперь у меня болит нога! Придется идти в травмпункт.

Серые будни скрашиваются различными чувствами. Эмоции помогают нам жить. Без них человеческая жизнь была бы похожа на существование робота. Чувства и есть то, что отличает нас от других существ и предметов.

Эмоции и чувства чем отличаются друг от друга

разные-эмоции

Эмоции и чувства — это неотъемлемая часть личности. Благодаря эмоциям, люди могут отличать хорошее от плохого, создают потрясающие картины, песни, или рассказы. Эмоциональная насыщенность делает нашу жизнь разнообразной и интересной. Без эмоций и чувств, человек не сможет любить и сожалеть. Все наши чувства и эмоции иногда могут вызвать желание нерациональных поступков

Очень часто чувства и эмоции используются как синонимы. Отчасти это верно, но между данными определениям есть некоторые отличия:

  1. Эмоции, как правило, длятся небольшое количество времени. К примеру, вы купили машину, которую давно желали купить. Вы будете радоваться некоторое количество времени. Возможно, даже целый день. Но постепенно эмоция утихнет, и вы станете подключать фантазию и мечтать уже о другом. Если дело касается негативного ключа, например, если вам на ногу кто-то наступит, вы станете злиться, но вскоре сможете забыть про данный инцидент, так как серьезной угрозы вашему здоровью нет;
  2. Чувства же носят долгосрочный характер. Их также называют эмоциями, которые зарождаются в человеке длительный промежуток времени. К примеру, Вы можете проявлять эмоцию любви к своему ребенку с самого его рождения. Или же всю жизнь злиться на человека, разбившего Вам сердце. В данных случаях любовь и злость присутствуют в жизни человека очень долго, данный факт и делает их чувствами.

Эмоции могут становиться чувствами. Если говорить о спектре эмоций положительной направленности, то ничего плохого нет. Хроническая радость — не болезнь. Однако, когда люди долгое время хранят в себе негативные образы, они начинают разрушать себя изнутри, что очень вредит духовному и физическому состоянию человека.

Это может привести в апатии, депрессии. Это происходит вследствие того, что в какой-либо момент времени мы не дали эмоции выйти наружу. К примеру, если человека в школьном возрасте обижал одноклассник и он ничего ему не мог сделать, в глубине души у него отложатся не выплеснутые эмоции. Они заставят его вспоминать эту ситуацию снова и снова в своих мыслях, и он будет раздражаться сильнее.

эмоциональность-человека

Не стоит держать все свои эмоции внутри. Все что вы чувствуете обладает сильной энергией, которая способна навредить вашему здоровью. Чтобы этого не произошло, нужно проявлять свои эмоции. Проявляя свои чувства, помните, что от ваших действий могут пострадать ваши близкие или окружающие вас люди, поэтому старайтесь реагировать на ситуации в рамках принятого приличия

Эмоции обязательно нужно выводить наружу и не держать в себе, ведь отрицательные эмоции могут значительно испортить жизнь человека. Негативные эмоции, которые испытывает человек длительное время, могут спровоцировать депрессивное состояние. Сильный удар по нервной системе нанесет большой ущерб здоровью, и станет причиной эмоциональной нестабильности.

Зачем человеку нужны эмоции (основные функции эмоций)

Сигнальная. Пожалуй, самая главная функция. Ее суть — изъявить желание человека. Она помогает понять то, что человек хочет в данный момент времени. Благодаря ей, человек может выстраивать свои будущие шаги.

Мотивационно-регулирующая. Во многом схожа с сигнальной. Отличие ее в том, что она помогает выстроить план шагов на долгосрочную перспективу, в то время как сигнальная помогает принять решение немедленно в стрессовой ситуации.

Коммуникативная. Конечно, эмоции играют важную роль в общении. Благодаря им, мы можем видеть, в каком настроении находится наш собеседник. Мы сможем отчетливо видеть такие эмоции как грусть или гнев и, исходя из полученной информации, будем понимать, как выстроить общение.

Защитная. В некоторых ситуациях эмоции могут сохранить нас от каких-либо внешних воздействий. К примеру, страх и трусость уведут нас из опасного места и спасут нам жизнь и нервные клетки.

Эмоции во многом зависят от человека и его мыслей. Если он думает о позитивных вещах, то его не будут мучить негативные чувства. А если человек зациклен на плохом, то и все плохое, что происходит вокруг, он будет воспринимать на свой счет.

Почему человек испытывает эмоции

выражение-эмоций

Эмоции возникают спонтанно, однако для их возникновения необходимы определенные факторы. Например, если человеку очень больно, тогда на его лице можно увидеть соответствующую мимику, кроме этого он может еще закричать. У каждого человека есть свой эмоциональный порог восприимчивости. Поэтому каждый человек по-разному реагирует на одинаковые ситуации

У нас, вероятно, есть эмоции, потому что они помогают нам выжить. Но они также могут свести нас с ума, когда слишком сильно управляют нами.

Есть и другая причина, по которой в нас развиты эмоции. Она заключается в том, что эмоции помогают строить отношения и связывать сообщества людей. Мы не смогли бы так хорошо координировать свои цели, если бы не любили, не боялись, не доверяли и не испытывали чувства гордости.

Человек предрасположен к тому, чтобы испытывать некоторые чувства, которые нужны не только для выживания и построения отношения, но и для повседневной жизни. Без эмоций мы бы жили как роботы. Работа была бы монотонной, как и вся жизнь. Эмоции же раскрашивают наш мир.

Какие виды эмоций бывают

Существует большое количество эмоций, благодаря которым у нас есть возможность лучше воспринимать наш мир. До недавнего времени ученые считали, что основных чувств всего 7. Однако недавние исследования доказали, что эмоций во много раз больше, около 27.

колесо-эмоций

Глобально их делят на три части: положительные, нейтральные и отрицательные. По степени проявления они могут быть стеническими (проявляться очень активно) и нестеническими (почти не проявляться).

Несмотря на то, что в глобальном смысле всего 3, их подтипов намного больше:

  1. Базовые. Данные эмоции присущи каждому человеку. Они не зависят от пола, возраста, национальности. Все умеют грустить и быть веселыми;
  2. Вариативные. Обусловлены территориальным признаком;
  3. Врожденные. Эмоции, с которыми мы родились. К примеру, страх высоты;
  4. Приобретенные. Эмоции, которые мы приобретаем в течение жизни. К примеру, после автомобильной аварии, люди могут начать бояться ездить на личном транспорте;
  5. Элементарные. Нейтральные. В основном эмоции спокойствия;
  6. Составные. Являются комбинацией элементарных;
  7. Натуральные. Заложены в человеке природой
  8. Культурные. Эмоции, полученные в процессе обучения у своих родителей или наставников;
  9. Когнитивно простые. Такие эмоции мы испытываем вследствие мгновенных реакций на какой-либо раздражитель;
  10. Когнитивно сложные. В отличие от когнитивно простых, такие эмоции рождаются после глубокого осмысления произошедшего.

Благодаря расширенной системе классификаций наших функций, у нас есть много возможностей выражения эмоциональности.

Положительные эмоции

Как уже говорилось выше, эмоции могут быть негативными и позитивными. Большинству людей нравится чувствовать себя хорошо, а положительные эмоции помогают нам чувствовать себя в приподнятом настроении с большим комфортом. Для положительных эмоций обычно не нужна причина, мы чувствуем их непроизвольно.

Переживание таких эмоций, как счастье, волнение, радость, надежда и вдохновение, жизненно важно для всех, кто хочет вести счастливую и здоровую жизнь. К счастью, вам не нужно испытывать их все время, чтобы пожинать плоды положительных эмоций.

Эти моменты, часто мимолетные, могут быть тем, что сделает Вашу жизнь лучше и ярче. Помимо просто хорошего самочувствия, положительные эмоции также являются важной составляющей счастья. Более того, счастливые люди живут дольше и работают лучше.

Отрицательные эмоции

Отрицательные эмоции или аффекты — это переживание отрицательных эмоций, таких как гнев, разочарование, вина, нервозность и страх. Вызывать негативные эмоции у ваших знакомых, когда они бесятся от вашего поведения один из способов вывести их из себя.

Следовательно, важно научиться предотвращать негативное влияние на вас и вместо этого вызывать положительные эмоции. Для этого достаточно не быть раздражителем других людей и вести себя правильно в определенных ситуациях. Важно понимать, насколько Ваше поведение будет принято обществом в нужный момент времени.

Список всех эмоций (самые частые)

Среди всех известных эмоций человека, самыми сильными являются эмоции из списка ниже:

Чтобы ваше эмоциональное состояние не навредило вам и вашему окружению, нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции. Несмотря на то, что эмоции возникают сами по себе их вполне реально обуздать. В любой сложившейся ситуации, нужно трезво смотреть на обстоятельства, чтобы не допустить плохих последствий.

Как научиться контролировать свои эмоции

Во избежание всплеска эмоций, стоит сделать несколько простейших шагов для успокоения своего взбушевавшегося духа и беспокойного ума. Когда ситуация минует, поверьте, вы скажете спасибо самому себе за то, что смогли удержать свои эмоции в узде и стать самому себе хозяином.

Полное управление собой эмоционально требует умственной дисциплины и жертв. Для тех, кто в первую очередь знаком со своим сентиментальным(чувствительным) опытом, управление эмоциями может стать одним из самых трудных аспектов жизни.

Наличие надежного метода в вашем арсенале — переломный момент. Мы собираемся поделиться техникой, которую используют многие известный люди, чтобы постоянно контролировать свое состояние и освободить свой ум от постоянной снисходительности в обширной эмоциональной палитре, предлагаемой всем нам.

Каждый испытывает негативные и непродуктивные мысли, и большинство из нас могут вспомнить те, которые оставили нас в замешательстве, задаваясь вопросом, из какой альтернативной вселенной или реальности они произошли.

Вы не всегда можете контролировать сумасшедшие вещи, которые приходят вам в голову, но вы можете контролировать, как долго эта мысль остается неизменной, позволяете ли вы ей пустить корни, влиять на ваши чувства и, в конечном счете, диктовать свои действия. Хотя абсолютного контроля над чувствами иметь нельзя, вы можете проконтролировать их часть, путем замкнутого действия.

Путь замкнутого действие — явление, при котором человек зажимает чувства в себе на определенный срок. Например, лучше сдержать в себе гнев, если вы сидите в кабинете у начальника.

карта-тела-во-время-эмоциональности

В зависимости от того какие эмоции испытывает человек. Внутренняя энергия в теле концентрируется в таком виде как показано на рисунке. Понимая это, можно направлять потоки этой энергетической заряженности в нужное русло и научиться контролировать себя в любой ситуации

Как нужно выражать эмоции

Многим людям трудно выразить свои эмоции. Некоторые люди чрезмерно выражают то, что они чувствуют, а другие не делятся совсем. Знание того, как точно выразить свои эмоции, поможет вам в личной, социальной и профессиональной жизни. Есть много теорий и техник, которые учат, как подавлять или контролировать эмоции. Было доказано, что этот подход на самом деле не эффективен.

Эмоции и чувства являются спонтанными и автоматическими, и должны ощущаться и выражаться. На научном уровне доказано, что их избегание и подавление может иметь негативные психологические последствия. Современные методы лечения, такие как принятие, приверженность и другие методы, такие как осознанность, могут помочь вам принять ваши чувства и узнать, как их восстановить.

Ваши эмоции являются частью вас, и о них нужно заботиться. Для правильного выражения эмоций обязательно нужно понимать, в какой ситуации Вы находитесь.

Нужно научиться распознавать чувства. Нужно видеть грань между местами, где можно вести себя без ограничений, а где обязательно нужно себя контролировать.

Польза и вред эмоционального состояния

Порой эмоциональное состояние может привести к настоящей катастрофе. Так происходит из-за того, что всегда нужен баланс между негативными и позитивными эмоциями. Если вы будете слишком счастливы, почти до состояния эйфории, вы не сможете сконцентрироваться на работе или учебе и в последствие получите плохие результаты.

Данный факт называется компенсацией. Также вред мы получаем от негативных чувств, мы можем грустить настолько долго, что впадем в депрессию. Также мы можем извлечь и пользу из эмоционального состояния. Благодаря некоторым фактам, которые нас радуют, мы чувствуем себя увереннее и смелее.

Вы можете обратиться за консультацией к целителям, которые раскжут о вашей проблеме и помогут предотвратить дальнейшее разрушение энергетической оболочки.

Подведение итогов

Итак, эмоции – важный химический процесс внутри мозга человека, регулирующий психологическую часть его жизни.

Чувства помогают нам реагировать на какие-либо раздражители внешнего мира. Как правило, они сопровождаются какими-либо изменениями в организме. Их делят на несколько типов и у них много функций. Они скрашивают нашу жизнь и, без всякого сомнения, являются нашими внутренними ориентирами, помогающими выбрать нам верный шаг в какой-либо ситуации.

Людям нужно обязательно уважать свои эмоции и не держать их в себе, так как это может быть опасно, в связи с возможностью впасть в депрессию и получить другие психические заболевания.

Читайте также: