Механизмы межличностного влияния кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Челдышова

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

1) авторитетность источника информации;

2) доверие к нему;

3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Отличительные особенности внушения:

1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);

2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;

3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

3) убеждение является последовательным и доказательным;

4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Отличительные особенности убеждения:

1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

Виды подражания:

1) логическое и вне логическое;

2) внутреннее и внешнее;

3) подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Способы подражания:

1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Стратегии влияния на человека

Основные стратегии воздействия на человека:

  • императивное воздействие,
  • манипулятивное воздействие.

Для первого из них характерна функция контроля поведения и установок человека, включая процесс их подкрепления и направления в нужное русло. Сюда же входит функция принуждения в отношении объекта воздействия.

Манипулятивная стратегия относится в целом к феномену межличностного влияния. Это один и тот же одномерный, объектный, монологический взгляд на человеческую природу. В нем людям в целом отводят пассивную роль, при этом обезличивая их уникальную сущность.

Что это такое?

Под психологическим воздействием понимают оказание влияния на психическое состояние человека, на его мысли и чувства.

Подобные действия могут основываться на навязывании определенных установок и мыслей, манеры поведения.

В этом случае влияние оказывается на внутренний мир личности. Также человеком управляют и внешние обстоятельства. Например, физическая боль, болезнь, финансовые трудности, межличностные конфликты или социальные изменения могут повлиять на сознание индивида.

Существует заблуждение, что психологическое влияние носит исключительно отрицательный характер. В ряде случаев подобное психотерапевтическое влияние приводит к положительным результатам, способствует развитию способностей, выработке навыков и преодолению страхов.

Мера положительного или отрицательного воздействия на сознание человека зависит от эффективности применения различных механизмов.

Средства

Средства, которые применяются с целью оказания психологического влияния на массы или отдельных представителей общества:

  • военные средства (разработка новейших орудий, подготовка армии, угроза вмешательства);
  • экономические санкции (оказание давления через финансовую сферу);
  • СМИ (газеты, журналы, телевидение, интернет).

Средства массовой информации в настоящее время являются основным оружием людей, стремящихся оказать психологическое воздействие на окружающих.

Каноны красоты, критерии успеха, мода, нормы поведения — все это незаметно навязывается обществу средствами массовой информации.

В межличностном общении применяются вербальные и невербальные сигналы (мимика, пантомимика, жесты и т.д). Слова, интонации, жестикуляция, взгляд — все это важные атрибуты манипулирования.

Методы и способы

Помимо вышеперечисленных трех ключевых инструментов применяются и другие методы влияния на людей:

  1. Просьба. Это мягкий и наиболее мирный способ получения желаемого от объекта.
    Достаточно в вежливой форме попросить удовлетворить имеющуюся потребность.
  2. Принуждение. При отсутствии у собеседника желания по собственной воле удовлетворить обращенную к нему просьбу, применяется более агрессивный вид воздействия. В этом случае человека насильно заставляют делать то, что он не хочет.
  3. Игнорирование. Этот тип поведения является одновременно и способом влияния и вариантом защиты от нежелательного воздействия. Игнорирование проявляется в демонстративном отсутствии внимания к оппоненту.
  4. Нападение. Это негативное, агрессивное поведение, при котором желание удовлетворяется при помощи нанесения психологического вреда объекту.
  5. Поощрение уподобления. Манипулятор может использовать склонность человека подражать какому-то идеалу.
  6. Установление доверительных отношений. Между субъектом и объектом устанавливаются добрые, доверительные отношения.
  7. Деструктивная критика. Высмеивание, оскорбление человека. Деструктивное воздействие приводит к подавлению личности, в результате чего индивид становится легко управляемым.

Механизмы влияния

В межличностном общении применяются три ключевых механизма влияния:

Убеждение

Этот способ (убеждение) реализуется при помощи трех последовательных этапов: тезис, аргументы, демонстрация.

Изначально собеседник высказывает своему оппоненту какой-либо тезис.

Затем он приводит доказательства того, что именно этот тезис имеет право на существование, является наиболее подходящим в данной ситуации.

Далее демонстрируются факты, подтверждающие позицию субъекта. Наибольшего успеха можно добиться, если использовать предельно простые и понятные собеседнику понятия. При этом сам субъект должен в полной мере разбираться в вопросе, производить впечатление знатока.

Применяемые факты должны соответствовать действительности и быть исключительно правдивыми. Во время демонстрации важно не делать упор на высокопарные фразы и несбыточные обещания, а использовать исключительно реальную информацию.

Также важно во время беседы опираться на личность собеседника. Для одного человека наибольшее значение имеют сухие факты, тогда как на другого производит впечатление красочная демонстрация.

Внушение

Иначе подобный инструмент называется суггестивное воздействие.

В отличие от прошлого метода внушение основывается не на аргументах и убедительных сведениях, а на навязывании своей позиции оппоненту.

Это обращение к его эмоциям, бессознательным желаниям, установкам, впечатлениям. Инициатор подобного взаимодействия стремится навязать своему собеседнику собственную точку зрения, заставить его изменить мнение.

Внушение может быть прямым или косвенным. В первом случае субъект общения напрямую высказывает своему оппоненту позицию по какому-либо вопросу и ждет положительной ответной реакции в виде подчинения, послушания.

Подобное поведение демонстрируют родители, учителя. При косвенном внушении воздействие на объект происходит ненавязчиво, незаметно для него самого.

В настоящее время подобный прием активно используют маркетологи, влияющие на выбор потребителей незаметно для последних.

Часто из-за навязчивой рекламы люди совершают спонтанные покупки, которые впоследствии не могут логически объяснить. Результативность механизма внушения напрямую зависит от возраста, уровня интеллекта, социального статуса, психологического типа личности и т.д.

Заражение

Этот механизм психологического воздействия применяется для подчинения больших групп людей, а не отдельных индивидов. Типичный пример — религиозные секты, фан-клубы.

Иначе подобный метод управления сознанием масс называют феномен толпы. Редкий индивид находит в себе силы, чтобы пойти против массы или толпы.

Люди, находящиеся под влиянием инструмента заражения, теряют способность логически мыслить и самостоятельно принимать обдуманные решения. Они снимают с себя ответственность за собственные действия, перекладывают ее на избранного лидера.

При таком поведении значение приобретают только сиюминутные желания и потребности, на которые направляются все мысли и чувства. Доводы разума и собственные желания отходят на второстепенный план.

Как психологически воздействовать?

Мужская психика принципиально отличается от женской, поэтому эффективность отдельных методов напрямую зависит от пола объекта.

На мужчину

Для мужчин огромное значение имеют их достижения и успехи. Признание женщиной заслуг мужчины и его авторитета является лучшим способом эффективного воздействия.

Достаточно дать понять партнеру, что существует задача, которую может решить только такой мужчина, как он. Желая оправдать доверие своей второй половины, мужчина обязательно выполнит то, что от него требуется.

Также выработать у мужчины полезные навыки помогает постоянное поощрение. Любая положительный поступок должен вызывать волну одобрения со стороны партнерши. Это будет стимулировать мужчину все чаще совершать то, что от него ждут.

Чтобы предыдущие приемы работали, важно изначально настроить мужчину на положительный лад.

Он будет прислушиваться к мнению той женщины, которая дарит ему тепло, ласку и заботу.

Поэтому важным элементом воздействия является проявление внимания к потребностям любимого человека. В таком случае женщина становится источником позитивных эмоций, ценность ее мнения значительно возрастает.

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену инфор­мацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществлять­ся на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, ис­полнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эф­фективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологиче­ской подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности—неуспешности воз­действия;

- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объек­та на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стре­мится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет воз­можность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не со­глашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, пос­ле чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффектив­ность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, обра­зование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, фор­мы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это спосо­бы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воз­действия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение * и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть ре­чевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного харак­тера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляет­ся). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — дока­зательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.).

* Слово убеждение используется в двух смыслах: как метод и как процесс.

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которы­ми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.) *. В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизио­логических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуще­ствлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

* Проблема критериев в научной литературе разработана недостаточно.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участ­ников, на которых оказывается воздействие.




Вопросы для повторения

1. Какие особенности субъекта влияют на восприятие людей?

2. Что входит в воспринимаемый облик объекта?

3. Каким образом влияют механизмы познания и искажающие механизмы на адекватность образа воспринимаемого человека?

4. Как влияют основные характеристики процесса психологического воздействия на его эффектив­ность?

5. Каким образом субъект учитывает свои характеристики и особенности объекта для организации эффективного воздействия?

6. Дайте одно из определений межличностного общения.

7. Раскройте содержание методологического принципа общения в социальной психологии.

8. Что такое структура общения?

9. Перечислите основные классификационные схемы функций общения и раскройте их содержание.

10. Опишите основные механизмы взаимопонимания в процессе общения.

11. Как влияют основные характеристики процесса психологического воздействия на его эффектив­ность?

12. Каким образом субъект учитывает свои характеристики и особенности объекта для организации эффективного воздействия?

Рекомендуемая литература

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994. — 235 с.

Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987. — 255 с.

Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. - 295 с. - С. 79.

Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. — 73 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989. - 449 с.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.

Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 136 с.

Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН; Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.-280 с.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. - 687 с. - С. 516-523.

Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М.: Academia, 1996. — 219 с.

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену инфор­мацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществлять­ся на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, ис­полнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эф­фективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологиче­ской подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности—неуспешности воз­действия;

- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объек­та на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стре­мится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет воз­можность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не со­глашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, пос­ле чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффектив­ность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, обра­зование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, фор­мы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это спосо­бы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воз­действия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение * и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть ре­чевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного харак­тера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляет­ся). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — дока­зательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.).

* Слово убеждение используется в двух смыслах: как метод и как процесс.

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которы­ми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.) *. В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизио­логических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуще­ствлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

* Проблема критериев в научной литературе разработана недостаточно.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участ­ников, на которых оказывается воздействие.

Вопросы для повторения

1. Какие особенности субъекта влияют на восприятие людей?

2. Что входит в воспринимаемый облик объекта?

3. Каким образом влияют механизмы познания и искажающие механизмы на адекватность образа воспринимаемого человека?

4. Как влияют основные характеристики процесса психологического воздействия на его эффектив­ность?

5. Каким образом субъект учитывает свои характеристики и особенности объекта для организации эффективного воздействия?

6. Дайте одно из определений межличностного общения.

7. Раскройте содержание методологического принципа общения в социальной психологии.

8. Что такое структура общения?

9. Перечислите основные классификационные схемы функций общения и раскройте их содержание.

10. Опишите основные механизмы взаимопонимания в процессе общения.

11. Как влияют основные характеристики процесса психологического воздействия на его эффектив­ность?

12. Каким образом субъект учитывает свои характеристики и особенности объекта для организации эффективного воздействия?

Рекомендуемая литература

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994. — 235 с.

Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987. — 255 с.

Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. - 295 с. - С. 79.

Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. — 73 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989. - 449 с.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.

Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 136 с.

Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН; Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.-280 с.

Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. - 687 с. - С. 516-523.

Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М.: Academia, 1996. — 219 с.

Механизмы общения – это социально-психологические процессы, возникающие при взаимном влиянии собеседников друг на друга и оказывающие определенное воздействие на коммуникативную активность, характер и эффективность коммуникативного поведения.

Данное определение частично схоже с общепринятой трактовкой термина механизм, применяемой как для природных, так и социальных явлений. Оно применимо для таких определений, как психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и т.д.

Специфика механизмов общения, отличающая их от иных психологических механизмов, состоит в том, что они воплощают силу и потенциал внутриколлективных взаимоотношений субъектов друг с другом.

Механизмы общения, как правило, не осознаваемы и спонтанны.

К одним из главных особенностей процесса общения относят возможности оказать влияние на участников общения.

Психологическое влияния представляет собой воздействие на психическое, эмоциональное состояние, мысли и действия субъекта с использованием психологических вербальных или невербальных средств, которое предполагает предоставление возможности и времени на ответное воздействие.

Виды механизмов воздействия в процессе общения

Существуют следующие механизмы влияния на субъект в процессе общения:

Заражение.

Заражение представляет собой передачу своего состояния или отношения другому субъекту или группе субъектов, которые, в свою очередь, принимают это состояние. Базисом возникновения данного механизма служит эмоциональное воздействие при коммуникации субъектов. При заражении большая группа людей необъяснимым образом начинает переживать определенное психологическое состояние. Существуют такие формы заражения, как массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз;

Внушение.

Внушением является сознательное или неосознанное воздействие на субъект (или группу субъектов), которое предполагает изменение его психологического состояния, отношения к чему-либо, расположения к различным действиям. Оно выражается, как правило, вербальным действием, и рассчитано не на логическое мышление субъекта, а на эмоциональные переживания и готовность получить установку к определенным действиям. Неуверенность субъекта в себе и преобладание определенного психического состояния служат предпосылкой для внушения человеку какой-либо информации. Факторами внушения является авторитет субъекта, который доносит информацию, наличие доверия к нему и отсутствие сопротивления у объекта, которому что-то внушают;

Убеждение.

Под убеждением понимают сознательное воздействие на субъект или группу субъектов, которое направлено на изменение суждений, отношений, намерений или решений путем аргументации. При убеждении его суть должна четко осознаваться субъектом, который оказывает влияние, и быть донесена до субъектов, подвергающихся влиянию. Перед тем как начать убеждать, субъект должен получить согласие собеседника его выслушать. Процесс убеждения представляет собой совокупность логических рассуждений и доказательств, эмоций, которая направлена на критически настроенного человека;

Подражание.

Подражание является способностью субъекта воспроизводить различные образцы поведения, имеющие определенную эмоциональную окраску, и стремление быть подобным кому-либо. Подражание может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Наиболее ярким примером подражания является мода. Она представляет собой определенную и постоянно меняющуюся форму поведения общества, которая возникает быстро и бурно под влиянием преобладающих в обществе настроений, вкусов и увлечений.

Просьба.

Просьба представляет собой обращение к субъекту с целью склонить его к удовлетворению потребности либо желания просящего. При этом субъект имеет свободу выбора выполнить эту просьбу или отказаться. Любая просьба подразумевает получение возможного отказа. Отказ – это выражение несогласия субъекта выполненить просьбу собеседника;

Принуждение.

Готовые работы на аналогичную тему

Под принуждением понимают угрозу, которая основана на необходимости применения контролирующих возможностей, для получения определенного поведения от субъекта. Контролирующие возможности представляют собой полномочия субъекта лишить принуждаемого определенных благ или изменить условия его трудовой или обыденной жизнедеятельности. Одной из грубых форм принуждения является угроза жизни и здоровью принуждаемого. Принуждение осознается субъектами как давление.

Самопродвижение.

Самопродвижение представляет собой объявление целей и позиции, предоставление доказательств компетенции и квалификации субъекта для оценки обществом. С помощью самопродвижения субъект может получить преимущества в каком-либо конкурсе, выборах и т.д.

Формирование благосклонности.

Благосклонность формируется при привлечении субъектом к себе непроизвольного внимания, которое может быть основано на его привлекательности, хороших высказываний о личности, подражании или предоставлении ему определенных услуг.

Деструктивная критика.

Разрушительная критика представляет собой агрессивное поведение, выражение своего пренебрежения, высказывание оскорблений либо осмеяние действий определенного субъекта. Она требует от субъекта сосредоточения на подавлении своих негативных эмоций.

Манипуляция.

Под манипуляцией понимают скрытое воздействие на субъекта, которое приводит к переживанию им определенных состояний, принятию решений или выполнению каких-либо действий, в которых заинтересован манипулятор.

Выделяют психологически конструктивное влияние и неконструктивное влияние.

Психологически конструктивное влияние не приводит к разрушению личностей субъектов и их взаимоотношений, грамотно применимо и удовлетворяет требования обеих сторон.

К неконструктивному психологическому влиянию относят игнорирование, деструктивную критику, манипуляцию и принуждение.

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Челдышова

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

1) авторитетность источника информации;

2) доверие к нему;

3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Отличительные особенности внушения:

1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);

2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;

3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

3) убеждение является последовательным и доказательным;

4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Отличительные особенности убеждения:

1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

Виды подражания:

1) логическое и вне логическое;

2) внутреннее и внешнее;

3) подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Способы подражания:

1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Механизмы воздействия людей друг на друга: заражение, внушение, подражание

Психологическое влияние — применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.

К видам психологического воздействия прежде всего относятся убеждение, заражение, внушение, подражание, мода, слухи. Убеждение — метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.

Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, на ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их хода мнение гораздо глубже, чем та, которая возникла за пассивного восприятия информации.

Заражение. Массовый способ интеграции групповой деятельности возникает у значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.. Одним из его признаков является стихийность.

Заражение — психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание в таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событиям, информации, поступающей из различных источников. Психология объясняет заражения как неосознаваемую, непроизвольное склонность человека к определенным психическим состояниям. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других энергетики психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия.

Внушение.В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание.

Внушение, или суггестия, — метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением ее критичности к информации, поступающей отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.

Эффективно внушение лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения достаточно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др.. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а в его готовности принять распоряжение, приказ, совет и соответственно к ним действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние. Важным фактором, обусловливающим эффективность внушения является авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества сугестора (источника воздействия), его уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация.

Сознательно применяют его в медицине (гипноз, психотерапия). Одновременно внушение может иметь и негативное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.

Формами внушения могут быть: гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение относится к сознательного саморегулирования, внушение себе определенных представлений, чувств, эмоций.

Подражание.Самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь посредством обучения и воспитания. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира, его психологические механизмы подражания значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, так как срабатывает критичность личности. Следование во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство).

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Челдышова

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

1) авторитетность источника информации;

2) доверие к нему;

3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Отличительные особенности внушения:

1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент);

2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;

3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

3) убеждение является последовательным и доказательным;

4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Отличительные особенности убеждения:

1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

Виды подражания:

1) логическое и вне логическое;

2) внутреннее и внешнее;

3) подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

2) низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Способы подражания:

1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Механизмы воздействия людей друг на друга: заражение, внушение, подражание

Психологическое влияние — применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.

К видам психологического воздействия прежде всего относятся убеждение, заражение, внушение, подражание, мода, слухи. Убеждение — метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.

Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, на ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их хода мнение гораздо глубже, чем та, которая возникла за пассивного восприятия информации.

Заражение. Массовый способ интеграции групповой деятельности возникает у значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.. Одним из его признаков является стихийность.

Заражение — психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание в таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событиям, информации, поступающей из различных источников. Психология объясняет заражения как неосознаваемую, непроизвольное склонность человека к определенным психическим состояниям. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других энергетики психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия.

Внушение.В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание.

Внушение, или суггестия, — метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением ее критичности к информации, поступающей отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.

Эффективно внушение лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения достаточно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др.. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а в его готовности принять распоряжение, приказ, совет и соответственно к ним действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние. Важным фактором, обусловливающим эффективность внушения является авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества сугестора (источника воздействия), его уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация.

Сознательно применяют его в медицине (гипноз, психотерапия). Одновременно внушение может иметь и негативное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.

Формами внушения могут быть: гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение относится к сознательного саморегулирования, внушение себе определенных представлений, чувств, эмоций.

Подражание.Самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь посредством обучения и воспитания. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира, его психологические механизмы подражания значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, так как срабатывает критичность личности. Следование во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство).

Читайте также: