Медицинское обслуживание это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждому из нас могут потребоваться услуги врача — от несчастных случаев или болезней не застрахован, к сожалению, никто. У каждого из россиян есть закрепленное в Конституции РФ право на медицинскую помощь — но многие предпочитают не связываться с государственными клиниками, чтобы не тратить своих нервов или времени.

Лекарства становятся все дороже — а о стоимости стоматологических услуг, например, вообще лучше не знать, чтобы лишний раз не расстраиваться. Но не все так уж печально — хотя проблем в этой отрасли предостаточно, конечно. Права пациента предусматривают довольно обширный список бесплатных услуг — нужно только знать, в каких случаях можно рассчитывать на их получение.

Выбор поликлиники: имеет ли значение прописка?

Многие ошибочно полагают, что имеют право обращаться только в медучреждение, закрепленное за районом по месту прописки. На самом деле один раз в год можно выбирать совершенно любую из поликлиник вашего или даже чужого города, если вы отправились, например, на учебу или в длительную командировку. Если вам подходит обслуживание ближе к вашей работе или институту или даже даче, вы можете самостоятельно поменять место медицинского обслуживания.

Для того чтобы совершенно официально и бесплатно получить право наблюдаться в выбранной вами поликлинике, нужно обратиться в регистратуру с заявлением на имя главного врача учреждения.

Бесплатная реабилитация после тяжелых болезней

Реабилитация — это комплекс мер, которые помогают восстановлению всех функций организма, нарушенных в результате тяжелых болезней. Ее программу обычно составляет лечащий врач, и она предполагает бесплатное получение целого комплекса медицинских процедур и услуг.

Сюда могут входить необходимое количество сеансов массажа, психотерапии и рефлексотерапии, лечебная физкультура и физиолечение, диетическое питание и даже санаторно-курортное лечение, за которое платит государство, а не пациент.

Врачи по разным причинам могут не афишировать наличие такое возможности бесплатной реабилитации, поэтому за направлением можно и нужно обращаться самостоятельно, если вы считаете, что вам необходимо дополнительное восстановительное лечение. Первое обращение должно быть к участковому терапевту или лечащему врачу — они скажут, какие документы необходимо собрать — возможно, придется сдать дополнительные анализы.

Выбор и смена лечащего врача

Многие жалуются на то, что их лечащий врач уделяет им слишком мало времени, не отвечает внятно и подробно на вопросы и ведет себя не лучшим образом с пациентами. Никто не обязан терпеть подобное к себе отношение — даже если понимать, что врачи в наше время действительно завалены работой и тоже могут уставать, как и любой из нас. Любого лечащего врача в любой момент можно заменить — при условии, что в поликлинике есть специалист такого же профиля, в противном случае нужно будет менять и поликлинику — об этом написано в пункте выше.

Заявление о смене врача пишется в регистратуре на имя главного врача — в обращении нужно указать причину замены и имя того медика, к которому вы хотели бы перевестись. Стоит учитывать, что и врач может отказаться от пациента точно таким же образом — поэтому нужно, в свою очередь, держать себя в руках при получении медицинского обслуживания, вести себя корректно и вежливо и не рассчитывать, что специалистов можно менять до бесконечности.

Бесплатная диспансеризация

Каждый из россиян может рассчитывать на профилактический медосмотр, который проводится с целью выявления заболеваний на ранних стадиях. Тем из соотечественников, кому исполнилось от 18 до 39, можно обследоваться раз в три года, после этого возраста — ежегодно.

Диспансеризация проводится в два этапа: во время первого проводится полное стандартное обследование всех жизненных систем и функций организма, проверяются анализы. При выявлении любых отклонений от нормы и подозрении на начало заболевания профильный специалист направляет на дополнительное обследование, во время которого уточняется возможный диагноз и определяется тактика лечения.

Для получения направления на бесплатную диспансеризацию нужно обратиться к районному терапевту или по месту выбора поликлиники, если есть кабинет доврачебной помощи, то можно получить консультацию в нем. Если вам отказывают в проведении диспансеризации, можно смело обращаться к любому из юристов и подавать иск на медучреждение в суд.

Получение бесплатных услуг в частных клиниках

Практически во всех частных коммерческих клиниках существует квота на бесплатное обслуживание пациентов по полису ОМС. Точнее, оплату медикаментов и труда специалистов медучреждение все же получит, но не от самого пациента, а от фонда медицинского страхования. Не нужно стесняться обращаться в частные клиники — информация о возможности получения консультации или лечения у профильных специалистов по полису есть на сайте учреждения или при личном обращении в регистратуре. Некоторые из них проводят и реабилитации — существует, например, и возможность совершенно бесплатно вылечить зубы в частной стоматологической клинике.

Клиникам это довольно выгодно — ведь при таком сотрудничестве с государством и обслуживании пациентов по полису ОМС оплату они все равно получают, но вместе с этим — положительную, как правило, рекламу и новых пациентов.

Компенсация за неправильное или некачественное лечение

Врачи должны отвечать за качество лечения, которое они предоставили пациентам. Если в результате их манипуляций или процедур вам стало хуже — вы можете обратиться в ту страховую компанию, к которой вы прикреплены. Специалисты в ней определят, каким образом можно урегулировать в досудебном порядке конфликт с клиникой.

Если вы считаете, что вы получили некачественное лечение в частной больнице, вы тоже вправе рассчитывать на компенсацию и покрытие расходов на дополнительное лечение в этом же или другом медицинском учреждении. Вам потребуется получить консультацию и заключение о состояние вашего здоровья у независимого эксперта — например, в поликлинике, к которой вы прикреплены. С этим заключением нужно писать претензию на имя главного врача той клиники, в которой вы лечились ранее — и остались недовольны результатами.

Компенсация может включать в себя не только потраченную на лечение сумму, но и возмещение утраченного за время болезни заработка, морального вреда и затрат на приобретение лекарств. Лучше, если все необходимые справки, выписки из истории болезни и чеки из аптек будут у вас на руках для подтверждения вашей правоты. Медучреждение обязано в письменной форме отреагировать на ваше устное или письменное обращение или жалобу — если же этого не произошло, следует обратиться в суд.

Бесплатные лекарства

Все, кто получают лечение в условиях стационара, должны получать все необходимые для лечения лекарства совершенно бесплатно. Если вас вынуждают или заставляют купить какой-то препарат самостоятельно, вы должны написать заявление или жалобу на имя главного врача больницы с указанием имени лечащего врача и перечня препаратов, которые вас обязывают приобрести за свои деньги.

Вне больницы бесплатные лекарства могут получить в любых аптеках ветераны ВОВ, члены семей погибших военнослужащих, пострадавшие от чернобыльской катастрофы, инвалиды и дети, не достигшие возраста 3 лет. В эту же группу входят диабетики, болеющие красной волчанкой, болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом, восстанавливающиеся после инфаркта миокарда.

Возврат средств за платные услуги в государственных и частных клиниках

Экстренная помощь

В случае катастроф, аварий, переломов рук или ног, ожогов или других неприятных ситуаций вам должны оказывать медицинскую помощь в любой из государственных клиник, даже если у вас нет с собой вообще никаких документов, включая паспорт и полис. Это же касается внезапных или преждевременных родов.

Детям до года не имеют права отказать ни в одной из государственных поликлиник, даже если у родителей нет ни одного документа — паспорта с пропиской или полиса ОМС. Если вашего ребенка отказывается принимать в подобном случае специалист любого профиля, смело обращайтесь с жалобой на имя главврача учреждения с указанием имени специалиста и описанием экстренного случая, при котором вам или вашему ребенку было отказано в помощи и лечении.

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ в пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

Информация об изменениях:

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 22 с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ

22) телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 23 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ

23) клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена частью 2 с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

В современной Российской Федерации полноценно функционируют три системы здравоохранения, которые прочно закреплены и дополняют друг друга, работая на благо общества:
* муниципальная;
* государственная
* частная.

В последние годы активно внедряется медреформа, призванная максимально сократить бесплатные медицинские услуги и оптимизировать систему здравоохранения. Согласно новым правилам большинство мелких поликлиник и сельских больниц будут ликвидированы, а их пациенты переведены в крупные областные больницы, где им смогут предоставить полный спектр услуг и качественное обслуживание.

Медицинская реформа предполагает повышение качества работы и обслуживания, предоставляемого пациентам, за счет повышения деятельности учреждений и медработников, повышения их квалификации и оптимизации процесса.

На фоне всего этого активно развивается альтернатива бесплатной медицины – частные клиники и кабинеты медицинской помощь, где уровень обслуживания на порядок выше, чем в государственных. Из-за наличия альтернативы, цены в частных поликлиниках остаются демократичными, нет резких скачков. Кроме того стремительно развиваются технологии, связанные со сферой здравоохранения. В настоящее время в большинстве крупных больниц доступны высокотехнологичные услуги, анализы и обследования.

Чтобы получить медицинскую помощь, гарантированную страховым полисом, граждане России должны получить у своего лечащего врача соответствующее направление. Согласно закону, при наличии необходимого оборудования, больница обязуется провести все анализы и обследования бесплатно, за счет страховой компенсации.

Система здравоохранения России подразумевает под собой не только качественную медицинскую помощь, но и качество питания людей, их безопасность, условия жизни и труда, состояние окружающей среды. Все эти вопросы ложатся на Министерство здравоохранения и местные федеральные органы.

Российская медицина активно развивается, ориентируясь на опыт западных стран. В настоящее время страна выходит на мировой рынок, разработки российских техников, ученых и медиков экспортируются в другие страны. Так Япония закупила разработанных в России роботов, на которых японские студенты-медики будут учиться и проводить опыты.

Медицинское обслуживание следует рассматривать как элемент системы охраны здоровья граждан.

В соответствии со ст.1 Основ законодательства об охране здоровья граждан охрана здоровья рассматривается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Анализ положений действующего законодательства, а также мнений, высказываемых в литературе, позволяет выделить ряд объективных признаков явления, которое принято именовать медицинской помощью:

1.Это внешнее воздействие на организм пациента субъектом (врачом), имеющим специальные познания и право практически осуществлять их в области медицины. В данном случае под правом практически осуществлять соответствующие действия понимается наличие у лица необходимых знаний и подтверждающих их документов (дипломов, лицензий и т.п.), определяемых действующим законодательством РФ.

2.Данное воздействие имеет целью предупреждение расстройства либо сохранение (восстановление) здоровья человека. При этом необходимо учитывать, что воздействие может быть различным по содержанию, имея профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и другую направленность в зависимости от характера, степени и длительности расстройства здоровья (в том числе предполагаемого или прогнозируемого).

3.Воздействие реализуется пациентом в силу объективной невозможности самостоятельно (т.е. лично, без внешнего участия) осуществить указанные мероприятия в связи с опасностью наступления либо свершившимся фактом расстройства здоровья. Данный признак отражает то, что медицинская помощь оказывается лишь в случаях, когда исчерпаны возможности для самолечения (самопомощи).

4.Воздействие оказывается, как правило, совершением определенных действий (процедур), удовлетворяющих потребности пациента применительно к предупреждению расстройства здоровья либо его сохранению (восстановлению).

Анализ последнего признака позволяет ответить на вопрос о том, что является объектом соответствующего правоотношения. Поскольку воздействие заключается, как правило, в совершении определенных процедур в отношении предупреждения расстройства здоровья либо его сохранения, стало быть, объектом возникающего правоотношения являются не материальные объекты, а сам процесс осуществления указанного воздействия, т.е. услуга.

Следовательно, воздействие на организм осуществляется посредством оказания услуг, т.е. данные явления соотносятся как содержание (воздействие) и форма (медицинская услуга).

Таким образом, медицинская помощь должна рассматриваться как система общественных отношений, возникающих в области оказания врачом внешних воздействий (профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных и т.п.) на организм пациента посредством оказания медицинских услуг в целях предупреждения расстройства либо сохранения (восстановления) его здоровья.

Исходя из этого, медицинское обслуживание надо понимать как правоотношение, возникающее между пациентом и медицинской организацией, связанное с оказанием врачом этой организации медицинских услуг пациенту в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Читайте также: