Медицинский факультет императорского московского университета кратко

Обновлено: 30.06.2024

В Московском университете в первые десятилетия его существования набор студентов проводился не ежегодно, а примерно раз в 3 года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2—3 лет и лишь по окончании его начинал новый для нового состава слушателей. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета в первые десятилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей. С. Г. Зыбелии, преподавая внутренние болезни, эпизодически показывал больных и лишь в конце XVIII века смог в небольшом объеме поставить клиническое обучение.

Во второй псовине XVIII века Московский университет являлся центром, вокруг которого сосредоточивались видные представители отечественной медицинской науки, как русской науки и общественной мысли в целом.

Огромной заслугой учёного явилось основание Московского университета. В нём функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке. Заслугой Ломоносова было то, что университет не являлся привилегированным учебным заведением, весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобождён от политического надзора, сборов, имел свой суд. Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединённых идеей служения на “пользу и славу Отечества”: 1 - развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); 2 - популяризации научных знаний (через печаль, библиотеку, лекции, диспуты); 3 - решение передовых задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). Ломоносов был убеждён в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России.

Привлекая внимание общественности к педагогическим проблемам, защищая интересы русского народа, Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно настроенных учёных, своих учеников. Уже в те годы начали формироваться отличительные черты русского общественно педагогического движения: опора на народную педагогику, борьба против угнетения личности, стремление к всенародному просвещению. Наиболее ярко они проявились в педагогических воззрениях революционеров-демократов. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедряя классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Он не противопоставил воспитательный опыт наций и народностей, входивший в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нём. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в передовой области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодёжи. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назовут новым периодом русской образованности.

Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на пути развития страны, экономики России, науки, промышленности. Однако, если рассматривать отдельные направления, Россия находилась на одном уровне с цивилизованными странами и даже начинала обгонять их. Только в XVIII в., а именно в 1755 г., в России был открыт первый университет. Это было сделано во многом благодаря русскому ученому М. В. Ломоносову, а также человеку, поддерживающему его, – И. И. Шувалову (кстати сказать, Шувалов был фаворитом царицы Елизаветы).

С самого начала факультет давал общее образование не только будущим врачам, но впоследствии среди его студентов начали появляться те, кто посвятил всю свою жизнь медицине. Со временем, кроме Керштенса, на медицинском факультете стали работать профессор Эразмус, прозектор (проректор) Керестури, а также отечественные профессора, которые вернулись из-за границы – П. Д. Вениаминов, С. Я. Зыбелин. С 1768 г. лекции стали читать на русском языке. Таким образом, в России начала формироваться база для подготовки врачей-специалистов. Медицинский университет давал качественное общее образование будущим врачам, однако, не обеспечивал их практической подготовки (это произойдет значительно позже). Практические навыки будущие врачи получали в госпитальных школах. Здесь обучение проходило непосредственно около постели больных, в госпиталях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины

ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий

2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления

2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления Дело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных

ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в

ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в 1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода Начнем рассмотрение исторического периода с сословий, имевшихся в России в начале XIX в. Сословие – это замкнутая группа людей с определенными

4. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период

4. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период С 1941 по 1945 гг. шла Великая Отечественная война, ставшая самой кровопролитной за всю историю человечества. Более 27 млн солдат и мирных жителей погибло. Но многие и выжили, и выжили

1. Развитие здравоохранения в конце XX – начале XXI вв

1. Развитие здравоохранения в конце XX – начале XXI вв То ли в силу политической обстановки в стране, то ли в силу каких-либо других причин система здравоохранения в годы перехода страны с социалистического на демократическо-капиталистический строй претерпела сильные

18. Развитие медицины в XV в

18. Развитие медицины в XV в Монастырские больницы и их рольДело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных и

23 Русские доктора медицины XV–XVIII в. Открытие Академии наук

23 Русские доктора медицины XV–XVIII в. Открытие Академии наук В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы, которые занимали доминирующее положение. Среди зарубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу, можно встретить достаточно известных

26. Развитие медицины в начале XVIII в

26. Развитие медицины в начале XVIII в Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на

52. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период

52. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период С 1941 по 1945 гг. шла Великая Отечественная война, ставшая самой кровопролитной за всю историю человечества. Более 27 млн солдат и мирных жителей погибло. Но многие и выжили, и выжили

53. Развитие здравоохранения в конце XX – начале XXI вв

53. Развитие здравоохранения в конце XX – начале XXI вв Система здравоохранения в годы перехода страны с социалистического на демократическо-капиталистисческий строй претерпела сильные преобразования, ко-торые изначально не лучшим образом сказались на здоровье

3. Возникновение и развитие судебной медицины в России

3. Возникновение и развитие судебной медицины в России В допетровское время имеются лишь отдельные указания на врачебные освидетельствования, носившие судебно-медицинский характер. В XVII в. осмотры ран, увечий и трупов убитых производились должностными лицами с

Ирина Дмитриевна Дунаева (кандидат педагогических наук, доцент кафедры оркестрового дирижирования московского государственного университета культуры и искусств)

Ирина Дмитриевна Дунаева (кандидат педагогических наук, доцент кафедры оркестрового дирижирования московского государственного университета культуры и искусств) С замечательной семьей Стрельниковых я познакомилась в 1976 г. случайно. Я в то время работала

Глава 1 Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе

Глава 1 Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытно-общинного строя

Фасад первого здания Императорского Московского университета, где находился медицинский факультет (XVIII век)

Медици́нский факульте́т Моско́вского университе́та — старейший в Российской империи медицинский факультет, один из первых трёх факультетов Московского университета, основанных согласно Проекту об учреждении Московского университета в 1755 году. Преподавание на факультете началось в 1758 году.

После реорганизации Императорского Московского университета в 1917 году медицинский факультет вошёл в состав Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ).

В 1930 году факультет был отделён от МГУ и преобразован в Первый медицинский институт.

Первый мед: Главархив — об истории Сеченовского университета

Старейшее и крупнейшее медицинское учреждение столицы было образовано на базе медицинского факультета Императорского Московского университета.

В Главархиве Москвы хранится фонд Императорского Московского университета, в том числе документы, связанные с историей его медицинского факультета — предшественника Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.

Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова — старейшее и крупнейшее медицинское учреждение. Он возник на базе медицинского факультета Императорского Московского университета. Занятия там начались в 1758 году, вскоре после создания самого учебного заведения. В те времена в университете обучалось мало человек, в основном это были дворяне.

Новое университетское здание, построенное Матвеем Казаковым на Моховой улице, освятили в 1793 году. Оно вместило в себя и медицинский факультет, и первый в Москве музей — он был посвящен натуральной истории. Организовал его ординарный профессор Федор Политковский.

Во время Отечественной войны 1812 года преподаватели и студенты медицинского факультета вступали в армию для оказания медицинской помощи. Война коснулась и самого университета — его не миновали знаменитые московские пожары. Помимо редчайших рукописей и книг, в огне исчезли и экспонаты богатейшего в Европе музея натуральной истории. От здания осталась лишь выгоревшая коробка с рухнувшими перекрытиями.




Большая заслуга в восстановлении и расширении медицинского факультета сразу после ухода наполеоновских войск из Москвы принадлежала декану факультета Матвею Мудрову, профессорам Ефрему Мухину и Христиану Лодеру.

Факультетское обещание выпускников медицинского факультета университета. Начало ХХ века. Главархив Москвы

До 1917 года медицинский факультет Московского университета окончило много студентов, ставших впоследствии выдающимися представителями российской медицины. Сложившиеся традиции продолжил и медицинский факультет 1-го МГУ (так вуз назывался с 1918 по сентябрь 1930 года). В 1930 году медицинский факультет вывели из состава вуза и сделали самостоятельным учебным заведением — 1-м Московским медицинским институтом (1-й ММИ). Сейчас это Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова.

Читайте также: