Медицина тибета чжуд ши кратко

Обновлено: 04.07.2024

ББК 53.59 457

В чем секрет долголетия тибетцев? Может быть, в том, что они жили и живут, не теряя связи с Природой?

Сезонное питание, выбор своих, индивидуальных методик оздоровления в зависимости от конституции, возраста, образа жизни и причин, вызывающих болезни.

От редакции

Теперь у вас есть возможность не только ознакомиться с первоисточником, но и применить эти древние знания на практике. Надеемся, что этот уникальный трактат поможет вам лучше понять собственный организм, уберечься от болезней и достигнуть долголетия.

Тибетская медицина занимает в ряду восточных медицинских систем особое место. Так сложилась история этого государства, что здесь соприкоснулись две древнейшие культуры — Индии и Китая. Тибетские врачи не только восприняли эти две медицинские традиции, но смогли интегрировать их в единую медицинскую систему, развив и обогатив ее собственным практическим опытом, соотнеся ее с географическими и климатическими особенностями своей страны. Тибетская медицина — это своеобразная, не сводимая ни к одному из своих источников система, которой доверяют миллионы людей. Тысячелетиями ее услугами пользовались не только тибетцы, но и жители Индии, северо-западной части Китая, Монголии, юго-восточной части Туркестана, бурятских и калмыцких степей.

Огромное влияние на становление тибетской медицины оказали китайская и индийская (Аюрведа) практики. В начале 5 века политические и культурные связи между соседями были довольно тесными. Именно в этот период времени в Тибете распространяется буддистское учение.

тибетский трактат чжуд ши

Авторство памятника средневековой тибетской культуры до сих пор вызывает споры. По одной из версий трактат составил целитель Чандрананда, по другой – будда Шакьямуни. Некоторые учёные приписывают авторство коллективу выдающихся врачей того временного периода (5 век н.э.).

Канон тибетской медицины состоит из нескольких частей:

Основные положения

Традиционная медицина редко находит время на детальное общение с пациентом. Аллопаты не расспрашивают о предпосылках заболевания, об обстоятельствах его возникновения, об эмоциональном состоянии самого больного. В ходе определения ведущей симптоматики врач назначает соответствующее лечение. При высокой температуре пациенту рекомендуют жаропонижающее средство, при высоком давлении – гипотензивные препараты, кожные проявления устраняются стероидными гормонами. Подобный подход часто приводит к хронизации болезни. Речь не идёт о реанимационных мероприятиях, когда требуются неотложные меры (операция, высокие дозы антибиотиков, специальная аппаратура). В статье говорится о вялотекущих заболеваниях с периодами их обострения.

Проблема усугубляется отсутствием комплексного подхода. Каждый западный врач мыслит в рамках исключительно своей специальности, направляя больного к другому врачу при появлении новых жалоб. Тибетская методика диагностики рассматривает организм как цельную структуру. Тело человека неделимо с его эмоциями, мыслями, привычками, что обязательно учитывается целителями Востока.

Учение о доша

Трактат тибетских врачевателей основан на теории о трёх конституциях. У каждого человека природные начала (доша) должны пребывать в гармонии. Дисгармония (возмущение) одной из доша приводит к болезням.

Зона конституции Ветер (лунг) – сердце, легкие, нервная регуляция. Возмущение происходит вследствие глубоких душевных привязанностей, повышенной тревожности, склонности к депрессиям.

Об организме человека

Восточная медицина и философия рассматривает человеческий организм как совокупность энергий и систем. Поддержание жизнедеятельности зависит от ряда факторов: от собственных процессов теплообмена, жизненного пространства. Важным считается взаимодействие солнечной и земной энергий с элементами почвы, воды и воздуха.

Согласно исследованиям восточных целителей, беременность длится около 270 дней (38 недель). Западные врачи считают этот срок длиннее на 10-15 дней (40 недель).

О фундаментальных знаниях

Анатомия и физиология – остов медицинской науки. Классический трактат тибетских врачевателей также посвятил им немало глав. Представление Востока в корне отличается от западного восприятия.

Мозг в традиционной медицине – орган нервной регуляции, для оценки которого важны вес, объёмы, качество извилин. Врачи Тибета уделяют минимум внимания перечисленным факторам. По мнению целителей, жизнеспособность мозга зависит от количества жидкости. Чем меньше воды, тем энергичней и деятельней человек. Чем более упругим и плотным будет мозг, тем лучше для организма. Внимание уделяют и анатомической состоятельности затылочных, височных, теменных, лобных мышц, связанных со швами черепа.

Человеческое естество напрямую связано с силами природы и Вселенной. Гармоничный энергообмен осуществляется следующими чувствами: восприятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, удалением и очищением) отделением. Равновесие 6 чувств и постоянства теплоты организма надежно обеспечивают человека здоровьем и долголетием.

О болезнях

Поддержание жизненного тепла достигается рациональным отношением ко всему окружающему: рациональный образ жизни (мыслей), питания. Авторы Чжуд-ши подробно останавливаются на трактовке этой догмы.

Согласно тибетскому трактату, оптимальное поведение :

  1. Сохранять спокойствие в любых жизненных ситуациях.
  2. Концентрироваться на делах, а не на мыслях.
  3. Научиться прощать. Умение абстрагироваться от обид – одно из действенных средств от бессонницы.
  4. Беседовать без суеты. Тщательно строить фразы. Помните: молчание – золото.
  5. Отказ от чрезмерных амбиций. Уход от честолюбивых идей выведет на новый уровень сердечную силу.
  6. Держать ноги и шею в тепле. Следить, чтобы не произошел перегрев: в подобном случае возмущается доша Желчь.

Важно! Тибетский канон гласит: во всем необходима умеренность. Обилие неуемных положительных эмоций также может привести к истощению организма. Только умеренность поможет достичь душевного и физического баланса.

Правильное питание

тантра объяснений

Достаточно внимания трактат уделяет и важности воды. Авторы называют наиболее полезными вариантами жидкости дождевую, снежную и колодезную воду.

Тибетская фармакология

Одной из ведущих тибетских техник лечения считается фитотерапия. Все лекарственные вещества разделены на 8 подгрупп:

  1. Металлы: золото, серебро, олово.
  2. Минералы: малахит, кораллы, жемчуг.
  3. Землистые элементы: мхи, смолы, глина.
  4. Кустарники и деревья: лимонное и мускатное деревья, виноград, яблоня.
  5. Отвары из ягод, коры деревьев, кореньев.
  6. Соки, получаемые из животных, деревьев, трав.
  7. Травы: ромашка, мята, мелисса.
  8. Элементы животного происхождения: мускус, кровь, жир, шерсть.

Грамотное сочетание элементов поможет организму внутренне очиститься, восстановить энергетические потоки.

В диагностических целях проводится пульсометрия. Возмущенная доша определяется с помощью анализа пульсовых характеристик. Для диагностики болезней наряду с пульсометрией используют опрос и осмотр пациента. Древняя методика поможет выявить причину заболевания, составить план лечебных процедур.

Тибетская медицина на протяжении нескольких тысячелетий создавалась во благо человеку. Целебные процедуры направлены на укрепление здоровья и продления молодости.

Автор статьи: Чойжинимаева Светлана Галсановна - Врач-терапевт, кандидат медицинских наук, член Международной Ассоциации врачей тибетской медицины, основатель и главный врач клиники "Наран".


Чжуд-ши состоит из четырех томов, или тантр. Будда не принимает участия в процессе изложения, перед каждой тантрой он погружается в созерцание и выходит из него после завершения тантры. На вопросы Маносиджи по очереди отвечают остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела Будды и рассказывают по одной тантре.

В заключении трактата приводятся наставления о непрерывной передаче искусства врачевания, о подготовке и отборе учеников.

chgud-shi

О том, почему сегодня так популярна тибетская медицина, о важности правильного питания и грамотного выбора лекарства, об особенностях нетрадиционного лечения, читайте далее.

В чем популярность тибетской медицины?

Современный человек ищет лечение, которое его не только в буквальном смысле поставит на ноги, избавит от диагнозов и связанных с ними проблем, но и придаст сил, эмоционально успокоит. Тибетская медицина направлена на стимуляцию внутренних сил и собственной энергии организма. Это то, что сегодня принято называть мягким воздействием. Тибетская медицина – лечение без грубого вмешательства, постепенное, плавное, но эффективное воздействие.

chgud-shi

Классическая медицина не только не отрицает методы восточной медицины, но и готова их изучать и применять

Восточные медицинские традиции не обещают быстрых результатов. Вам не дадут таблетку, которая тут же снимет боль или заставит приглушить симптомы. Но лекари помогут найти причину недуга, предупредить его прогрессирование.

Классический подход тибетской медицины это:

  • Внутренний метод – прежде всего, это изменение питания. Продукты человек (по подсказке врача) выбирает в зависимости от того, какая система испытывает проблемы. Учитывается здесь и совместимость продуктов, и, бесспорно, умеренность в еде. Относится к внутреннему методу и фитотерапия. Все лекарства основаны на натуральных компонентах, пропорции которых выверены математически.
  • Внешний метод. Это рефлексотерапия и физиотерапия. В первом случае специалист воздействует на биологически активные точки (иглами, точечным массажем, моксотерапией). Физиотерапия предполагает вакуумный и лечебный массаж, стоун-терапию и т.д.

Наиболее эффективна тибетская медицина, по мнению экспертов, в лечении неврозов, депрессии, тревожности. Может помочь она и в похудении. Лечат с ее помощью астму, суставные патологии, межпозвоночные грыжи и т.д.

Стоит отметить, что классическая медицина не отрицает такого лечения, но считает, что следует и дальше изучать тибетские методы, пытаясь дать им научное обоснование. И, конечно, доказательная медицина рекомендует не отказываться от классического лечения, когда действенной альтернативы ему нет.

О тайнах и секретах тибетской медицины, вы узнаете из представленного документального фильма.

Что такое Чжуд-ши?

Так называют знаменитый трактат, который можно назвать настольной книгой тибетского врача. Чжуд-ши сегодня это и название клиники, которая предлагает лечиться тибетскими методами. Интересно, что полезным этот труд будет и для того, кто лечит, и для того, кто лечится. Можно сказать, что эта книга рассказывает о том, как сохранить здоровье.

В ней описывается сезонное питание, подбор методик оздоровления. И зависят они от пола и возраста, от конституции тела, от причин, которые вызывают болезнь.

Много споров ходит относительно авторства трактата. Есть мнение, что этот труд – не более чем компиляция китайских и индийских медицинских источников. Но говорить так не совсем правильно. Безусловно, эти выкладки в трактате есть, но мощной его частью является и народная тибетская медицина. В ней описано использование тех лекарственных средств, которые растут именно в Тибете, описаны и диеты, аналогов которых нельзя встретить более нигде.

chgud-shi

Правильный образ жизни

Главное и основополагающее правило тибетской медицины – избегание неподходящего питания и поведения. И все они, в принципе, знакомы большинству людей.

chgud-shi

Тибетская медицина неотделима от философии буддизма

Для здоровья и долголетия нужно:

  • воздерживаться от алкоголя;
  • не бывать подолгу на солнце;
  • не переохлаждаться;
  • не носить одежду не по сезону и не по погоде;
  • не говорить то, что разрушает нас и окружающее (не лгать, не сплетничать, не сквернословить, не болтать попусту);
  • избегать неблагоприятных последствий мысли – алчности, ревности, зависти и т.д.;
  • умеренно пользоваться органами чувств (не перенапрягать, но и не лишать работы);
  • избегать опасных ситуаций;
  • не заменять ночной сон дневным и т.д.

Таких предписаний очень много, вместе они выстраиваются в стройную и понятную систему.

В основе тибетской медицины – 4 истины буддизма. Первая говорит о том, что в жизни спутником человеком неминуемо будут страдания от болезней. Вторая истина – причина этих телесных недугов в неблагоприятных состояниях сознания. Третья истина – чтобы преодолеть болезнь, нужно победить эти неблагоприятные состояния сознания. Наконец, четвертая истина – человеку нужна нравственная установка, которая реализуется рядом методов.

Человек должен определенным образом питаться, правильно выстраивать образ жизни, грамотно выбирать лекарства и знать 5 методов нелекарственной терапии.

Правильное питание

Тибетская медицина секреты правильного питания не скрывает, а подробно поясняет, что, кому и как нужно есть. И именно питанием она предлагает лечить хронические заболевания.

chgud-shi

Отношение к пище на Востоке основывается на древних учениях

Основные принципы питания:

  1. Ориентация на время года. Зимой есть стоит больше, чем летом. Летом норма питания значительно урезается, осенью и весной просто сокращается. Зимой и в дождливую погоду еда должна быть, главным образом, согревающей, летом и в теплое время – нейтральной или охлаждающей. Весной имеет смысл есть грубую и сухую пищу.
  2. Знать меру. Тяжелой пищи нужно съедать вдвое меньше, чем легкой. Нельзя есть, прежде чем не переварилась еда предыдущей трапезы. Тибетские лекари считали, что после еды половина желудка должна быть наполнена основной едой, четверть – жидкость, а еще одна четверть должна оставаться пустой.
  3. Не есть несовместимое. Например, нельзя сочетать в одной трапезе рыбу и мясо, свинину и гречку, фрукты и молоко. Яйца не должны сочетаться с молочными продуктами, рыба с молоком и т.д.
  4. Есть только свежее. Если говорить кратко, готовьте на один раз, не заполняйте холодильник готовой пищей. Не ешьте перезрелое, недозрелое, пережаренное и т.д.
  5. 4 часа перерыв. Между приемами пищи не должно быть менее 4 часов. Можно в этот промежуток только пить.
  6. Есть разную еду в разное время суток. Например, завтрак должен быть питательным, достаточно калорийным. Оптимальные пропорции – завтра 40% всего рациона, обед – 35%, ужин – 25%.
  7. Нет вегетарианству. В тибетской медицине мясо является важной частью рациона, и отказ от него не приветствуется.

Очевидно, что питаться так не сложно, и что многие современные диеты, ПП, рекомендации популярных диетологов строятся на постулатах тибетских врачевателей.

Лекарства

Тибетские лекарства – это классические травяные пилюли, которые отличает четкая сбалансированность ингредиентов. Тибетская медицина, рецепты пилюль созданы на основе рекомендаций лам. Те же делают пилюли по древнетибетским трактатам. Можно сказать, что качество этих рецептов проверено столетиями.

chgud-shi

В современном тибетском врачевании используется от полутора до пяти тысяч видов целебных растений. Строго отслеживается технология сбора, сушки, хранения растительного сырья. Важно не только угадать с сезоном, но и с определенным днем лунного месяца (ориентация на тибетский астрологический календарь). Важно даже, на южной или на северной стороне горы растет будущее лекарство.

Примеры тибетских лечебных средств:

  • Агар 35 – лечит сердечнососудистую систему, гипертонию, успокаивает ЦНС, улучшает память, восстанавливает жизненную энергию;
  • Гаруда 5 – натуральный антибиотик, который справляется с разными инфекциями, воспалениями, болью (очищает организм от паразитов, помогает при гайморитах и фронтитах);
  • Солнечная мандала 7 – помогает при задержке мочи, мочевыделительных недугах, отеках, подагре, суставных болях;
  • Сверция 8 — способствует выздоровлению при патологиях желчи, лихорадке, нервном возбуждении, тошноте, вялости и сонливости;
  • Ревень 5 – в домашних условиях лечит болезни женской репродуктивной системы, прочищает овокулярные каналы, помогает преодолеть бесплодие.

И такие травяные комплексы имеют разное назначение – одни помогают побороть геморрой, другие – восстанавливают печень и способствуют лечению алкоголизма, третьи – лечат псориаз и т.д. При болезнях позвоночника, щитовидной железы, для общей чистки организма используются тибетские рецепты. А достичь большей эффективности лечения помогают особые процедуры.

Лечебные процедуры

Холодные и горячие компрессы, ванны, массаж, втирание – все это физические действия, лечебные процедуры, не требующие применения лекарства внутрь.

chgud-shi

В составе комплексной терапии используются следующие процедуры:

  • Иглорефлексотерапия – важный и эффективный способ регуляции энергосистемы человека. В его тело вводятся особые иглы, они проникают в специальные точки на теле. Так происходит стимуляция самоисцеления.
  • Глубокий точечный массаж – это синтез приемов рефлекторного и механического воздействия (вибрация и давление), которые применяет специалист вручную.
  • Моксотерапия – это прижигание или прогревание специальными лечебными сигарами, прессованным углем.
  • Стоун-терапия – лечение камнями, массаж природными камнями. Такая терапия активизирует обменные процессы, восстанавливает нормальную работу внутренних органов.
  • Гирудотерапия – врачевание с использованием медицинских пиявок.
  • Мануальная терапия – комплекс действий, помогающих восстановиться опорно-двигательному аппарату человека.

Если вы попадаете в современную клинику тибетской медицины, вам предложат лечебно-оздоровительную программу. Она основана на четырех традиционных методах восточного врачевания. Это изменение образа жизни, питания, фитотерапия и сами лечебные процедуры.

Четыре традиционных метода восточного врачевания: изменение образа жизни, питания, фитотерапия и лечебные процедуры.

Тибетская медицина занимается очищением организма, общим оздоровлением, диагностикой, предлагает клиентам клиник индивидуальный подход. Но так как такое лечение нельзя назвать дешевым, нужно строго отслеживать, кто вас лечит. Это должно быть лицензированное учреждение, а его работники должны иметь классическое медицинское образование. И только имея диплом медвуза можно проходить дополнительное обучение, перепрофилирующее медицинского работника в отрасль восточной медицины.

Рекомендуем посмотреть видео, где врач восточной медицины Жимба Данзанов подробно рассказывает о процедуре иглоукалывания.

Сколько длится лечение по системе Чжуд-ши?

Длительность лечения всегда индивидуальна. Зависит она, прежде всего, от чувствительности пациента, особенностей его организма. Например, проходя курс иглорефлексотерапия, уже третья процедура будет определяющей: если положительной динамики нет, нужно подбирать другой метод лечения.

В целом же успех терапии зависит от особенностей организма человека, от того, соблюдает ли он все рекомендации врача. Травяные сборы нужно пить по графику, пропускать процедуры нельзя, нарушать условия нового, скорректированного типа питания тоже нельзя.

Так как в тибетской медицине человек рассматривается как микрокосм, врач лечит не только его тело, но и его дух, разум. Потому невозможно заняться лечением суставов в тибетской медицине, если пациент скептически относится к методу терапии, если не верит в него, не хочет менять образа жизни и питания. Во всем прослеживается четкая взаимосвязь.

Чжуд-ши клиника, к примеру, может совмещаться с традиционным лечением: одно другому не мешает. Но ваш врач должен знать, какие тибетские препараты вы употребляете. Если же вы пришли в клинику с целью омоложения, борьбы с курением или лишним весом, тоже будьте готовы к серьезной работе над собой. А это и ритм жизни, и питание, и мысли, и режим.

Отзывы

Отзывы о тибетской медицине многочисленны, в каждом случае это чей-то индивидуальный опыт. Он зависит от начального запроса пациента, от его готовности меняться, от уровня специалистов, которые с ним работали.

chgud-shi

Елена Бережкова: Аутентичная тибетская медицина, Чжуд-ши – это очень интересное древнее направление. Но любой врач, который ею занимается, скажет вам, что все подряд она не лечит. Например, сложную грыжу моей маме клиника тибетской медицины не вылечила, пришлось делать операцию. А вот мое аутоиммунное заболевание прошло, и думаю, курс в клинике этому очень поспособствовал.

Илья: Медленно, системно, безопасно – так мне сказал знакомый врач о тибетской медицине. Считаю, что серьезные болезни лечить там нельзя, время уйдет. Но разные там хондрозы, боли в спине, неврозы можно и результат будет хорошим. Хотя цены, конечно, кусаются.

Тибетская медицина – не панацея. И она не претендует на свое превосходство. Для многих людей это способ лучше узнать свое тело, избавиться от эмоционального напряжения, подлечить хронические недуги, взбодриться, наполниться энергией. Но при таком приятном и расслабленном лечение не забывайте о стандартной диспансеризации, своевременной сдаче анализов и т.д.

Тибетская медицина

Тибетская медицина… Произнося эти слова, невольно представляешь нечто таинственное… Что-то чуждое нашему сознанию и почти недоступное пониманию.

Восток — это всегда тайна, мистика. Оттуда, с Востока, явился свет современной цивилизации: арифметические (арабские) цифры, многие философские учения и, наконец, врачебная наука Тибета.

Вот что поражает: учение тибетских мудрецов, их на­ставления и советы несут собой практическую ценность и сегодня, несмотря на примитивные по современным меркам средства и способы лечения: травами, минералами, очищенной водой.

Основоположник тибетской медицины в России

Науку Чжуд-ши, созданную трудами и мудростью обри­тых наголо людей, добровольно заточивших себя в мона­стырях и отгородившихся от остального мира, чтобы дать свет знания всему миру, расшифровал, адаптировал и сделал достояни­ем врачебной науки России Петр Александрович Бадмаев.

Роль старшего брата

Человек этот был незаурядный и, без преувеличения сказать, легендарный. Судьба даро­вала ему великие почести, судьба же бросала его в сырые большевистские тюрьмы. Впрочем, все по порядку.

В детстве его звали Жамсараном, и был он седьмым сыном Засоголы Батмы, монгольского скотовода среднего достатка, который вел свой род от Добо Мергэна, отца великого Чингисхана. Жамсаран с раннего отрочества пас овец, очень любил их и был чрезвычайно горд тем, что занимался столь нужным и почетным делом.

Вскоре Сультим Батма принял православие, а вместе с ним новое имя — Александр, в благодарность за царскую милость, прояв­ленную к скромному монголу императором Александром.

Через некоторое время Александр Александрович открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарственных трав и занялся врачеванием. Еще перед отъездом в Петербург он ходатай­ствовал, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классиче­скую гимназию, которую впоследствии мальчик закончил с золотой медалью. Старшему брату нужен был помощник и продолжатель дела, и им стал Жамсаран.

Младший брат поступил на восточный факультет Санкт-Петербургского университета и параллельно начал посещать лекции в Медико-хирургической академии. Он успевал не только отлично учиться, но и пе­ренимать у старшего брата тайны врачебной науки Тибета. Даже в 60 и 70 лет великий врач будет трудиться по 16 часов в сутки. Однако трудовой день он строил мудро: выработал в себе привычку — через 3-4 часа работы засыпать на 7-10 минут, благодаря чему всегда был бодр и внимателен.

Получение права на врачевание

Закончив университет и академию, Жамсаран получил право на врачевание. К этому времени он принял правосла­вие, взяв имя Петр, в честь своего кумира Петра Великого, а отчество — по имени наследника-цесаревича Александра III. Так два русских царя, настоя­щий и будущий, дали свои имена как отцы своим верным подданным и любящим детям России — монголам Бадмае­вым. Как видим, положение братьев, прибывших из Забай­калья, было высоким.

Вскоре брат Александр умер, ап­тека и врачебная практика перешли к Петру Александровичу. В 70-х годах прошлого века он много путешествовал, побывал в Китае, Монголии, встречался с тибетскими лекарями, стремясь перенять их опыт и знания. Фамилия Бат­ма и принадлежность к одной из ветвей рода Чингисхана открывали ему все двери.

В 1893 году П. А. Бадмаев получает генеральский чин действительного статского советника, но после смерти Александра III в 1894 году уходит в отставку, посвятив себя тибетской медицине и достигнув в этой сфере огромных высот и славы.

Чудесный исцелитель

Попасть на прием к чудесному исцелителю стремился и бедный люд, с которого Петр Александрович денег не брал, и миллионеры, оставлявшие за визит 25 рублей золотом. Деньги, что говорить, немалые! Надо, однако, учесть, что и лекарства обходились Бадмаеву дорого: большинство их составных частей — травы, редкие плоды, минералы — при­ходилось доставлять из Бурятии, Монголии, Китая. Отлича­лась аптека Бадмаева и тем, что лекарства не имели про­тивопоказаний и не вызывали побочных эффектов и осложнений.

Точность диагнозов тибетских целителей впечатляет. И что особенно удивительно, они способны не только констатировать наличие болезни, но и за год, а то и два, предсказать ее появление. А главное, следуя их советам и принимая назначенные лекарства, настои трав, можно предотвратить развитие хвори.

Много пройдет еще времени и много трудов придется положить будущим историкам Русского государства, что­бы справедливо и по достоинству оценить эти исторические фигуры — Николая II, Распутина, Бадмаева. Нам же кажет­ся маловероятным, что сказанное великим князем соот­ветствует действительности. Люди Востока всегда покорны до раболепия своим повелителям, а Петр Александрович еще и докажет много раз в жизни свою признательность и верность монарху.

Приход советской власти: гонения и смерть

В 1919 году, находясь в заключении в Чесменском лаге­ре, Бадмаев дал пощечину коменданту лагеря за то, что тот грубо с ним обращался. Если бы знать тому коменданту, что перед ним гордый потомок Чингисхана… Комендант отправил узника в карцер — ка­менный мешок, где можно было только стоять… по щико­лотку в ледяной воде. Вскоре Петр Александрович заразился тифом. Его положили в тюремный лазарет, и его жена Елизавета Федоровна Юзбашева (которая много лет была его секре­тарем, помощником и даже заведовала аптекой тибетских лекарственных трав в имении Бадмаева на Поклонной горе) выхлопотала право быть при больном муже. Однако, вер­ный врачебному долгу и своей натуре, Петр Александро­вич потребовал, чтобы в часы приема больных Елизавета Федоровна была на Литейном, 16, где располагалась при­емная Бадмаева. Волнения за близких, тюрьмы, допросы подорвали железное здоровье Бадмаева. Он не согласился прислуживать новой власти, как и не захотел покинуть Россию, испив до дна всю чашу разочарований и крушения надежд.

После смерти П. А. Бадмаева на его могиле в Санкт-Петербурге еще долгие годы можно было видеть свежие цветы благодарности от вылеченных им пациентов.

Труды, да и само имя Бадмаева, уже в первые годы советской власти были запрещены, последователи его репрессированы, а трактаты по тибетской медицине сожжены.

И лишь в начале апреля 1990 года был создан Научно-исследо­вательский центр тибетской медицины имени Петра Бадмаева, ставящий своей целью возрождение его лечебной школы, а также издание трудов.

Проникновение тибетской медицины в Россию

В Россию тибетская медицина проникла из Монголии и получила широкое распространение в Калмыкии и Забайкалье. Бурятские ламы с самого раннего возраста обуча­лись ее тайнам в монгольских и тибетских монастырях, а затем — при дацанах (буддийских хра­мах) на территории Бурятии.

Человеческий организм как живая единица

Зародыш получает свою основу из почвы (земли), так как костная ткань и мышцы чрезвычайно богаты веще­ствами, содержащимися в почве.

По исследованиям тибетских врачей, продолжительность беременности женщины равняется 38 неделям, то есть 266-277 дням (в то время как европейская медици­на приняла иной срок: 10 лунных ме­сяцев, или 280 дней).

Тибетские врачи считали, что в зародыше, воспроизве­денном при участии почвы, воды, воздуха, теплоты, света и пространства, вследствие соединений материй отца и ма­тери происходит процесс брожения, способствующий развитию частиц тканей и органов зароды­ша. Европейская медицина и христианская религия утверж­дают, что зародыш — это уже будущая личность, обладаю­щая всеми правами разумного существа, имеющая право на жизнь, и общество (в лице врачебной науки) обязано бороться за ее жизнь с 20-ой недели развития плода.

Представления о физиологии

Человеческое существо целиком и полностью зависит от Вселенной и своей способности восприятия: уподобления, всасывания, усвоения, удаления, очищения, расходования воздуха и жидких и твердых пищевых ве­ществ. Жизненные процессы определяются постоянством теплоты организма и управляются шестью чувствами: восприятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, выделением и отделением.

Причины недугов

Поддержание жизненно живой теплоты в организме базируется на правильном образе жизни, разумном отношении к еде и питью, а также учете смены времен года. Важно не допускать расстройства питания, изучать свой организм и врачебную науку, а также обладать позитивным настроем (истинной добротой) и уметь обуздывать свои страсти.

При строгом образе жизни нормальное состояние организма обеспечивается теплой пищей и питьем, теплым помещением, теплым кли­матом и временем года.

Умеренный образ жизни и все прохладное поддерживают нормальное состояние жизненных процессов желчи. Все жаркое (пища, питье, помещение, одежда, кли­мат, время года) причиняет рас­стройство жизненных процессов желчи, а все холодное — расстройство всех жизнен­ных процессов организма.

Лечение болезней

Врачебная наука Тибета утверждает, что все окружающее нас может слу­жить лекарством. Но нужно соблюдать умеренность, так как в малых дозах эффективность лекарств выше.

Вот как советуют тибетские врачи питаться при различ­ных заболеваниях: «Для субъектов с расстройством про­цессов желчи в организме: кислое молоко, кефир из ко­ровьего и козьего молока, свежее масло, мясо диких коз, козлятина, свежее мясо буйвола, вареные зерна ржи, во­обще жидкие супы и соусы (овсянка), кипяченая холодная вода.

Все лекарственные вещества делятся на 8 родов или групп, действие которых на организм изучено тибет­ской фармакологией.

  • Металлы: золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть.
  • Минералы: малахит, жемчуг, жемчужная раковина, простая раковина, коралл, ляпис-лазурь.
  • Землистые вещества: глина различных сортов, сер­ный цвет, каменный мох, горная смола и разного рода со­ли.
  • Деревья и кустарники: камфорное дерево, лимон­ное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускатное дерево, гранат, барбарис, акация, виноград, яблоня, перец различных сортов, гру­ша, вишня.
  • Травы: шафран, горечавка, мята, ромашка, гвозди­ка.
  • Соки, добываемые из трав, деревьев и животных.
  • Отвары, получаемые из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, из цветов, из ягод и пло­дов.
  • Вещества, добываемые из животного царства: мясо, кровь, жир, кость, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус.

Секрет здоровья и долголетия

Такова она, тибетская медицина, на которой зиждятся верования ее восточных Гиппократов. Конечно, для нас это нетрадиционная медицина. Но поскольку она направлена на гармонизацию отношений человека с внешним миром, то заслуживает нашего изучения. И именно по этой причине снискала популярность во всем мире.

Читайте также: