Медицина древней греции кратко

Обновлено: 04.07.2024

image

Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.

Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.

image


Статуя Асклепия

Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

image


Статуя Гигейи

В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.

Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.

Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.

Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

image


Жертвоприношение Асклепию

Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

image


Ахилл, перевязывающий руку Патроклу

Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

image


Гиппократ

Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

image


Алкмеон Кротонский

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

В Древней Греции богом медицины и здоровья был Асклепий.

Согласно греческой мифологии, Асклепий был сыном Аполлона и Корониды, дочери царя Фессалии. Воспитание младенца было поручено кентавру Хирону, который был хорошо знаком с медициной, свои знания и любовь к медицине он передал Асклепию.

В асклепионах, кроме поклонению богу врачевания, происходило лечение, где пациентам назначали лекарственные средства на растительной основе, давали рекомендации для правильного питания и проводили хирургические процедуры.

В святилище Асклепия в Эпидавре были найдены первые медицинские инструменты


Кроме того, в медицине Древней Греции применяли кровопускание, возможно, при отеке легких и некоторых других болезнях, таких как болезни сердца и нефропатия.

Древнегреческие врачи

Основателем медицины в Древней Греции принято считать врача и философа, ученика Пифагора, Алкмеона (Ἀλκμαίων, VI–V вв. до н.э.), родом из греческой колонии в Италии, Кротона. В древности медицина была неотъемлемой частью философии.

Алкмеон первым описал евстахиеву трубу в ухе и зрительный нерв, он установил, что мозг является центром чувств и функций организма. Алкмеон разработал хирургические инструменты и провёл операции на головном мозге. Алкмеон основал медицину, а позже Гиппократ привел ее в науку.

Вклад Эмпедокла в медицину также важен. Эмпедокл (Ἐμπεδοκλῆς,494 - 434 гг. до н.э.) был из Акраганды (греческая колония на Сицилии). Он был музыкантом, физиком и врачевателем, который первый исследовал развитие человеческого организма. Эмпедокл установил, что органы человека, начиная с его рождения, подвергаются процессу, в котором они прогрессивно развиваются и совершенствуются, как это обычно происходит со всеми тканями человеческого тела.

Значительным вкладом в медицину были исследования Диогена Аполлонийского (Διογένης ὁ Ἀπολλωνιάτης), который был философом и врачом в V веке до н.э. Диоген жил в Афинах во времена Сократа, он одним из первых описал систему кровообращения человека.

Гиппократ

Гиппократа (Ἱπποκράτης,, 460 - 377 гг. до н.э.) греческий врач, он является одним из самых выдающихся личностей в истории медицины. Знаменитый целитель жил на острове Кос, первоначально был учеником своего собственного отца, который был врачом Асклепиона. После обучения медицине, Гиппократ начал практиковать на Косе в качестве врача, но вскоре понял, что нужно продолжать обучение, совершив научные поездки на остров Делос, Тасос, Фракию и Смирну.

Его исследования демистифицировали болезнь, которая до того времени рассматривалась как наказание Богов. По словам Гиппократа, причина заболевания кроется в самом пациенте и врач должен тщательно провести осмотр, чтобы найти причину заболевания. Гиппократ основал клиническое обследование пациента (обзор, воздействие, прослушивание, пальпацию) и приступил к применению инновационных методов лечения настоями и отварами трав. Он написал 59 книг, где описал острые формы болезней, хронические заболевания, многие симптомы заболеваний, таких как пневмония, плеврит, лихорадка, летаргия, жар (высокая температура) и т. д.

Гиппократ занимался анатомией, он разработал специальные хирургические инструменты и выполнял сложные хирургические процедуры.

Гиппократ написал знаменитую клятву, прошедшую тысячелетия и актуальную до сегодняшних дней. Во многих странах, клятву дают выпускники медицинских школ.


Гиппократ ввёл понятие медицинской конфиденциальности, врачебной тайны и этики.

Репутация Гиппократа была огромной, она повлияла на всех последующих медицинских философов и врачей.

Гален

После Гиппократа величайшим доктором древности был Клавдий Гален (Γαληνός, 129 -201 гг. нашей эры), основатель экспериментальной физиологии и анатомии.

Гален был греком, он родился в Пергаме (бывшее эллинистическое царство в Малой Азии, которое перешло к римлянам), в знатной и богатой семье архитектора. Получив прекрасное образование, Гален начал свои медицинские исследования в Пергаме, затем продолжил в Смирне (греческая колония), в Коринфе и в Александрии.

В 161 году нашей эры Гален отправился в Рим, чтобы исцелить аристотелевского философа Евдимоса (Εύδημο). До этого ни один врач не мог его вылечить, молодой врач из Пергама помог больному, после этого философ познакомил Галена с местными аристократами, вскоре он стал знаменит во всех знатных кругах. На протяжении десятков лет, Гален был врачом императоров.

Гален прочитал много лекций и написал большое количество книг, многие из которых были уничтожены пожаром.

В анатомии, за столетия до Дарвина, он обнаружил сходство между человеком и обезьяной. Учёный использовал свиней и обезьян для анатомических исследований и дал обширные сведения по их анатомическому строению.

Гален изучал клапаны сердца, анатомию печени и матки, офтальмопатии, грудную клетку и процесс дыхания. Он отделил артерии от вен и сказал, что в первой циркулирует чистая кровь.

Гален говорил, что большая часть крови находится в аорте, кровь поступает в аорту из левого желудочка. Он также говорил о мышечных тканях, сперме, опухолях, раке легких, циррозе печени, эпилепсии и конвульсиях, туберкулезе, страшном бреде, камнях в желчном пузыре. Он занимался диетологией, проводил операции и производил лечебные экстракты и настои.

Медицина древней Греции

В древнегреческой медицине болезнь изначально рассматривалась как божественное наказание и исцеление, буквально как дар богов. Однако к V веку до н. э. были предприняты попытки определить материальные причины болезней, а не духовные, и это привело к переходу от суеверия к научному исследованию, хотя в действительности оба этих подхода никогда не были полностью разделены. Таким образом, греческие врачи стали проявлять все больший интерес к самому организму и изучать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения.

Греческие взгляды на здоровье

Греческая медицина – это не единая совокупность знаний и практик, а скорее разнообразная совокупность методов и убеждений, которые зависели от таких общих факторов, как география и период времени, а также от более конкретных факторов, таких как местные традиции и пол и социальный класс пациента. Тем не менее, общие темы, проходящие через греческую медицинскую мысль, включали озабоченность положительными и отрицательными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может что-то сделать со своим недугом, в отличие от фаталистического и духовного мышления более ранних времен. Также у древних греков существовал уже широкий список различных врачебных рекомендация, например, что делать при изжоге, как вылечить ту или иную хворь.

Однако различие между духовным и физическим мирами часто размыто в греческой медицине, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления, но также и высококвалифицированным практикующим врачом. Пациенты в его различных святилищах (особенно в Эпидавре) призывали бога давать советы по исцелению во сне. Благодарные пациенты на месте часто оставляли памятники, раскрывающие некоторые проблемы, которые необходимо было лечить, например слепоту, червей, хромоту, укусы змеи и афазию.

бог Асклепий

Асклепий – бог медицины в древней Греции.

Было установлено, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод и травма, являются важными факторами здоровья людей и могут смягчать или усугублять симптомы болезней. Было также признано, что физическое состояние человека также может влиять на тяжесть или подверженность болезни. Также было стойким убеждение, что лучшее понимание причин симптомов болезни может помочь в борьбе с самой болезнью. С большим познанием в анатомии также пришло убеждение, что баланс различных жидкостей в теле человека может быть причиной того или иного заболевания. На основе подобных убеждений впоследствии формировалась народная медицина, скажем, те же народные средства от изжоги вполне возможно что идут корнями еще от древнегреческих представлений о балансе жидкостей в организме.

Греческие медицинские труды

Гиппократ

Труды Гиппократа касаются всевозможных медицинских тем, но могут быть сгруппированы по основным категориям: диагностика, биология и анатомия, лечение и общие рекомендации для врачей.

Другим важным источником наших знаний о древнегреческой медицине являются фрагментарные тексты из греческого корпуса натурфилософии, датируемые VI-V в. до н. э. Философы в целом, видя пользу хорошего здоровья для ума и души, часто были прямо или косвенно связаны с человеческим телом и медициной. Среди знаменитых греческих философов, имеющих отношение к медицине можно выделить Платона (того самого знаменитого ученика Сократа и учителя Аристотеля), Эмпедокла Акрагского, Филистимского Локри и Анаксагора.

Врачи и практики

Медицина древней Греции

Знаменитая клятва Гиппократа была на самом деле религиозным документом, гарантирующим, что врач действует в рамках общественных ценностей. Помимо этого практикующий врач клялся Аполлоном, Гигиеной и Панацеей уважать своего учителя, не навредить намеренно, никоим образом не оскорблять пациентов, не использовать нож и не нарушать конфиденциальность между пациентом и врачом.

В лечении часто использовались натуральные растения, такие как травы и корни, но также могли быть использованы различные амулеты и брелки. Хирургии, как правило, избегали, поскольку она считалась слишком рискованной, но могли быть выполнены незначительные операции, особенно в отношении солдат, раненых в бою.

Медицинские услуги во время войны

Раненые солдаты на самом деле были одним из лучших способов для античного врача расширить его знания о человеческом теле и его внутренней работе. Вероятно, также был меньший риск возникновения проблем в случае неудачного лечения, что могло случиться с частными пациентами. Помимо проблем со здоровьем, которые могли также затронуть гражданских лиц, таких как недоедание, обезвоживание, переохлаждение, лихорадка и брюшной тиф, врачам, которые лечили солдат, приходилось иметь дело с ранами, нанесенными мечами, копьями и стрелами. Врачи знали, как важно удалять инородные тела, такие как наконечники стрел, из раны и что необходимо правильно очищать рану (именно поэтому наконечники стрел стали делать заколотыми, чтобы их было труднее удалить и, следовательно, они были более смертоносными).

Медицина древней Греции

Греческие врачи знали, что важно предотвратить чрезмерную потерю крови как можно быстрее. Хирургия в древней Греции также могла включать использование опия в качестве анестезирующего средства, хотя применение анестетика в то время все-таки было редким.

После операции раны закрывали швами из льняной нити, а рану перевязывали льняными повязками или губками, иногда пропитанными водой, вином, маслом или уксусом. Листья также могли быть использованы для той же цели. Было также сформировано послеоперационное лечение – древние греки отлично знали важность правильной диеты и здорового питания.

Открытия и разработки

Греческая медицинская практика, разумеется, включала ошибки, возможно даже смертельные, но именно греческие врачи стоят в основе современной медицины в ее привычном виде.


Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.




Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.


На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.


Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.


В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.

Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.


В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий, сын Аполлона гиперборейского, был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.


Как основная богиня деторождения наряду с Артемидой, Илифия имела множество святилищ во многих местах Греции, начиная с неолита и кончая римскими временами, что указывает на то, что она была чрезвычайно важна для беременных женщин и их семей. Дочери Геры и Зевса Илифии молились и оставляли богатые приношения призывая её для помощи при родах, оставляли вотивные дары благодарности за успешные роды. Археологические свидетельства терракотовых статуэток с изображением детей, найденных в святилищах Илифии, предполагают, что родители молились ей о защите и заботе о своих детях. Акушерки играли важную роль в древнегреческом обществе, женщины всех классов могли быть акушерками, причем многие из них были рабынями, получив лишь эмпирическую подготовку или некоторую теоретическую подготовку в акушерстве и гинекологии.
Более образованных акушерок, обычно из высших классов, называли ятренами , отсюда происходит слово «Педиатрия«.

Роженицы молились богине Илифии, чтобы облегчить боль при родах и ускорить роды. Каллимах записал гимн:

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. До н.э.) - первая акушерка

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. до н.э.) — первая акушерка

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.


Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.


Древнегреческие врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, клистиры.

Прогревающие процедуры в древней Греции.

грелки

В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.

грелка для рук

Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.

Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям тела: руки, ступни, колени, уши.

грелка для ног

Предполагается, что в глиняные грелки заливали тёплую жидкость, вероятно, горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.


Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично. Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.



Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам храма, и жрецы Асклепия использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было природным и естественным, и выражалось в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков. С помощью природных факторов, воздействующих на больного, древнегреческий врач пытался разбудить в больном внутренние силы организма, способные победить болезнь и помочь больному излечиться.


Подобно тому, как с словом баять сочеталось понятие лечения, так сочеталось оно и с корнем vid (ведать) в санскрите: vaidya — медик и мудрец, vaidya — лекарство, литов. waistas — то же, waistitojis — медик, серб. видати — лечить, вида — лекарь, илл. is-vidati, is-vidagne — лечить, леченье, русск. вещетинье (Волог. губ.) — лекарство, англос. wita, witega, сканд. vitkr, др.-нем. wizago — чародей, пророк (== ведун). Слово врач от санскр. bri — говорить (звук б изменился на в, как это случается довольно часто: бой и вой-на, болий и велий и пр.), кельт. bri — слово, brudiwr — предсказатель, пророк; от того же корня образовались в русском глаголы: врукати (ворчать, бормотать) и врати (первоначальный смысл: говорить, издавать звуки); серб. врач — колдун, заклинатель, предвещатель, как у нас в старину врачевать означало: колдовать. Лекарь (от лек, серб. лиjек — лекарство), лит. lekorus, готск. lekeis, др.-вер.-нем. lahhi — medicus, сканд. la’eknir, шв. lakare, дат. lage, анг. leech — знахарь, ср.-вер.-нем. lachenaere, lachenaerinne — колдун и колдунья.


Народное врачевание издревле и доныне совершается чрез заговоры и нашептывания; греки, по свидетельству Гомера, лечили заговорами, римляне употребляли против болезней carmina; песням и музыке славянское поверье приписывает целебные свойства от телесных и душевных недугов. Ипатьевская летопись упоминает о гудце, который мог привораживать зельем (озелить — околдовать) и песнями:

“по смерти же Володимере, оставшю у Сырьчана единому гудьцю… посла и во Обезы, река: Володимер умерл есть, а воротися, брате! пойди в землю свою; молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия, оже ти не восхочет, дай ему поухати зелья именем евшан”.

В Патерике Печерском читаем: “и много от врачев, волхвов же помощи искаше”. То же сопоставление встречаем в старинной песне, где жена, притворяясь больною, посылает своего мужа: “ты поди дохтуров добывай, волхви-то спрашивати”. Муж приводит к ней скоморохов. В псковской летописи доктор Бомелий назван волхвом.

Молитвы, следовательно, возглашались и при вечерней заре и ночью при восходе месяца и возжении блестящих звезд, причём, следуя старинному обряду. Нашептывание заговоров появилось, вероятно, позднее, когда в них стали видеть таинственное, заповедное знание, которое должно быть скрыто от всех непосвященных.

В архаическое и классическое время истории древней Греции хоровая торжественная песнь в честь Аполлона-Пеана использовалась в различных религиозных, политических событиях в жизни общины, и личной жизни: в битве, во время празднования победы, на праздниках частного и семейного характера и др.; общие предназначения хорового песнопения состоят в создании диалога между божеством и человеком, который обращался к богу с просьбой или благодарил божество за благополучие и спасение.


Основными поводами для исполнения такого рода гимнов были: религиозный праздник в честь Аполлона; ситуация болезни или эпидемии (например, чумы), когда Аполлон рассматривался в его ипостаси целителя (Il., I, 473); военные действия (Il., XXII, 391, Aesch. Sept., 635); симпосиальный контекст – на симпосиях пеаны исполнялись в унисон после возлияний (Alcman., fr. 98, 2; Aeschyl. Ag., 247; Plat. Symp., 176a; Athen., IV, 31, p. 149c); на официальных общественных мероприятиях, например при заключении мирного договора (Xen. Hell., VII, 4, 36). Пеаны могли посвящаться не только Аполлону, но и другим богам – Зевсу (Xen. Anab., III, 2, 9), Посейдону (Xen. Hell., IV, 7, 4), Дионису, Асклепию и Гигее.

Читайте также: