Медицина древнего востока кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Врачевание в странах Древнего Востока (4 тыс. до н. э. – сер. 5 в. н.э.)

2. Врачевание в странах Древнего мира имело общие черты:

изобретение письменности (с 4-3 тысячелетия до н.э.) и создание
первых текстов медицинского содержания
формирование 2-х направлений врачебной деятельности:
эмпирического и культового врачевания
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих
школах при храмах)
создание санитарно-технических сооружений, развитие
гигиенических навыков
развитие классового подхода к врачеванию
формирование основ врачебной этики
развитие взаимных влияний в области врачевания

3. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (Шумер, Вавилон, Ассирия) (3 тыс. – середина 1-го тыс. до н.э.)

земли населяли многочисленные народности
территория составляла не более 15 тыс. км.
население около 1 млн. человек
• знали:
гончарное мастерство, прокладывали каналы и орошали поля
строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы
заложили основы арифметики, геометрии и астрономии;
научились исчислять время
создали первую в истории человечества письменность –
клинопись

4. Основные источники по истории врачевания

Клинописная табличка врачевателя из
г. Ниппур (содержит 15 прописей для
приготовления лекарств – древнейшая
фармакопея)
Печать врачевателя и её оттиск
на глиняной табличке
(изображают инструменты
врачевания и сосуды для лекарств)

Кубок правителя г. Лагаш – Гудеа
( изображён посох, обвитый двумя змеями и
охраняемый двумя демонами, сжимающими в
лапах меч)
Тексты асуту и ашипуту на глиняных
табличках ( содержат прописи лекарственных
средств, наставления врачевателю, заклинания)
Письма Мукаллима (переписка врачевателя
с правителями города; о лечении знатных особ,
служителей храмов и рабов)
Амулеты с изображением демонов болезней

Библиотека Ашшурбанипала
великого царя Ассирии
Самое большое хранилище клинописных текстов
(сохранилось более 30 тысяч). Царь велел снимать копии со
всех документов – глиняных табличек (официальных и
частных коллекций) во всех, подвластных ему
территориях. Благодаря переписчикам собрание рецептов
хранилось и копировалось в библиотеке в течение многих
столетий. В последствие часть из них была переведена и
включена в средневековые учебники по медицине.

9. Гигиенические традиции формировались, отражая особенности климата и географическое положение

не пить воды из не чистой посуды, не простирать к
богам немытые руки, ограничивать себя в пище
определённого рода
строгие правила предъявлялись к жрецам: должен
быть вымыт и выбрит с головы до пят
(предупреждение педикулёза)
сооружались колодцы, система водоснабжения;
был широко распространён шистосомоз, в связи с чем
было запрещено пить воду из каналов и рек

Основные направления врачевания:
Строение тела человека не изучали, вскрытия тел не
проводили
Рассечение жертвенных животных давало общее
представление о внутренних органах (печени, сердце,
почках, кишечнике, желудке)
Родовспоможением занимались женщины; для
спасения живого младенца разрешалось рассечение
живота лишь только умершей роженицы
Оперативное врачевание касалось только лечения ран
и травм
Заложены правовые аспекты деятельности
врачевателей (Законы Хаммурапи)

11. Сформировались два основных направления врачевания

Асуту (врачеватели)
Ашипуту (заклинатели)
Врачи-практики, знатоки
лечебных трав и снадобий;
Шаманы, знахари, служители
культа;
Связывали возникновение
болезней с естественными
причинами (нездоровая
пища, влияние погоды, не
соблюдение правил
здорового образа жизни;
Связывали возникновение
болезней со сверхъестественными причинами: кара
богов, злые чары и т.п; При
лечении использовали все
методы асу , заклинания и
магические обряды;
Причина неудачного исходаволя богов
Причины неудачного исхода
лечения – вина врача

12. Лекарственные средства

средства растительного происхождения (лечебные травы, коренья,
семена, овощи, листья и плоды деревьев и др.)
минерального происхождения (нефть, смола, соль, сера и др.)
продукты животного мира (молоко, органы змей, панцирь черепахи,
шерсть, воск, рыбий жир, кожа козла и ягнёнка и др.)
Готовили лекарства на меду, пиве, уксусе, воде или жире
При перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом
Использовали при обмываниях, применяли в виде мазей, порошков,
вводили с клизмами
При лечении болезни зубов применялись обезболивающие пасты,
содержащие белену

13. Врачебная специализация и положение врачевателей

В клинописях сохранились свидетельства о врачебной
специализации:
упоминалась женщина-врач, лечившая женские болезни
врачеватели, лечившие болезни глаз
целители скота и ослов, которые производили кастрацию не
только волов, но и евнухов
Свободно практикующих врачей было немного.
Престиж асу падал, при дворе служили только заклинатели
ашипу
Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу
посвящённых

14. Врачевание в Древнем Египте (4-1 тыс. до н.э.)

В истории врачевания выделяют три периода:
царский, византийский и греко-римский
Достижения:
- Изобретена система иероглифического письма
- Изобретён папирус как материал для письма
- Сформировались религиозные представления (культ мёртвых)
- Сооружение пирамид

15. Источники по истории врачевания

16. Папирусы медицинского содержания

В 1822 г. французский учёный Ж. Ф. Шампольон открыл тайну
иероглифического письма
В настоящее время известно более 10 папирусных свитков частично или
полностью посвящённых врачеванию:
Папирусы из Рамессеума
(ок. 1700 г. до н.э.)
Папирус Хёрста (ок. 1450г. до н.э.)
Папирус Бругша (ок. 1450г. до н.э.)
Папирус Г.Эберса (ок. 1500г. до н.э.)
Папирус Э.Смита (ок. 1550г. до н.э.)
Лондонский папирус (1300г. до н.э.)
Лейденский папирус (1250г. до н.э.)
Берлинский папирус (1200г. до н.э.)
Бруклинский папирус (ок. 300г. до
н.э.

17. Самые известные папирусы

18. Мифология и врачевание

Все открытия в медицине приписывались богам
Бог Тот – изобретатель
иероглифической
письменности
и медицины
Богиня Тауэрт (Таурт) –
Покровительница родов,
материнства и семьи
Статуи львиноголовой богини
Сохмет – покровительницы
врачевателей

19. Врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами

20. Процесс мумификации

21. Развитие медицинских знаний

22. Зубоврачевание

Болезни зубов и дёсен описаны в папирусах
разрушение и боль объясняли
присутствием червя, который
растёт в зубе;
лечение заключалось в прикладывании
к больному зубу или дёснам лечебных
паст и растворов;
Не лечили кариозных зубов и не знали
оперативного зубоврачевания, в
результате чего были широко
распространены заболевания
надкостницы, приводившие к
изменению челюсти

23. Причины болезней

естественные
Нездоровая пища
Кишечные паразиты
Влияние природных
факторов
сверхъестественные
Вселение злого духа в
тело заболевшего
Лечение заключалось в очищении желудка, приёмом
слабительных и рвотных средств и применением клизм

24. Гигиенические требования

25. Выводы:

в Древнем Египте уже существовала врачебная специализация;
Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в
Древнем мире;
Заложены основы этики врачевателей: несоблюдение
установленных норм каралось вплоть до смертной казни;
передача медицинских знаний осуществлялась в специальных
школах и храмах, а также по наследству – от отца к сыну;
принимали в ученики состоятельных иностранцев, что
способствовало широкому распространению медицинских знаний в
других странах

26. Врачевание в Древней Индии (3 тыс. до н.э. – IV в. н.э.)

История врачевания включает четыре основных периода:
Индийская цивилизация (23-18 вв. до н.э.)
Ведийский период (13-6 вв. до н.э.)
Буддийский период (5-3 вв. до н.э.)
Классический период (2 в. до н.э. - 5 в. н.э.)
Древняя Индия - центр торговых маршрутов и
высокой культуры, подъём развития врачевания.
Основные религии: индуизм и буддизм

27. Источники по истории врачевания

29. Чарака и Сушрута – выдающиеся деятели традиционной индийской медицины, врачеватели, авторы трактатов

ЧАРАКА-САМХИТА
(терапевтический)
Описаны 600
лекарственных средств
Лечение ран
Болезни головы
Психические заболевания
Детские болезни
Противоядия
Элексиры молодости
Средства, повышающие
половую активность и др.
СУШРУТА-САМХИТА
(хирургический)
Описано более 300
операций и около 650
лекарственных средств
76 глазных болезней
Более 120 хирургических
инструментов
способы ринопластики
Методы диагностики
Признаки воспаления

30. Представления о строении тела были самыми полными, т.к. не было запрета на вскрытия

Мацерация – от лат. Maceratio - размягчаю, размачиваю
Труп на 7 дней помещали в проточную воду и, после
размягчения соскабливали мягкие ткани щётками или
корой , наблюдали разложение трупа в воде
Индийские врачеватели считали, что тело человека состоит из:
6 членов ( головы, туловища, 4-х конечностей)
7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок,
90 сухожилий, 300 костей, 107 суставов,
40 главных сосудов и 700 их разветвлений,
24 нервов, 9 органов чувств и 3 жидкостей
Значение головного мозга не определялось , сердце считалось
вместилищем разума

31. Искусство оперативного лечения было самым высоким в древнем мире

32. Родовспоможение считалось самостоятельной областью врачевания

В трактате Сушруты изложены советы беременным о
соблюдении правильного образа жизни и гигиены, описаны
отклонения от нормального течения родов, уродства плода
Кесарево сечение применялось
только после смерти роженицы для
спасения младенца
Проводилась операция поворота
плода на ножку и эмбриотомия при
угрозе жизни матери
Рельеф, изображающий процесс родов
Древняя Индия. Бхаткал. XII в. до н.э.

33. Представления о причинах болезни

Человек рассматривался в тесной связи с
окружающим миром, который состоял из 5 стихий:
огонь
воздух
эфир
земля
вода
Здоровье понималось как результат равновесия 3-х
субстанций: воздуха, огня, воды (желчи, слизи), нормального
состояния органов чувств и ясности ума;
Болезнь рассматривалась как нарушение этих соотношений и
отрицательного воздействия на человека времён года,
климата, нездоровой пищи и воды

34. Все болезни подразделялись на :

естественные
сверхъестественные
Связанные с природой:
Посылаемые богами:
Воздух вызывает - 80
болезней
Желчь – 40 болезней
Слизь -30 болезней
проказа, венерические
и другие заразные
болезни , причины
которых понять было
невозможно

35. Диагностика заболеваний

36. Санитарно-гигиенические традиции определялись религией и климатом

37. Обучение врачебному искусству

Важную роль в развитии врачевания играли монастыри,
среди монахов было много лекарей
Заниматься врачеванием имели право лишь представители
высших сословий (брахманы, кшатрии и вайшьи)
Подготовка врачевателей велась в храмовых школах и светских
учебных заведениях (г.Таксила, г.Варанаси)
Требования к обучающимся: высокий интеллект, крепкое
здоровье, худощавое телосложение, нормальная психика
В программу подготовки входило обязательное посещение
больных, учебная хирургия на муляжах (восковых досках, плодах
и луковицах)
Обучающийся медицине должен был владеть всеми
гранями врачебного искусства
По окончании обучения давали клятву

Ты должен жить, соблюдая целомудрие, говорить правду, не
употреблять мяса, способствовать развитию ума, не испытывать
зависти, не носить оружия…
Ты должен двигаться лишь с моего (учителя) разрешения, и ни в
походке, ни в движениях твоих не должно быть гордыни, а лишь
внимательность, сосредоточенность, смирение и постоянная
бдительность
Ты должен прилагать все усилия для сохранения здоровья пациента
всеми возможными способами
Ты не должен покидать пациента или плохо думать о нём даже ценой
своей жизни
Даже в мыслях своих ты не должен желать чужой жены или чужого
имущества
Ты не должен злоупотреблять спиртными напитками, совершать грехи
и общаться с неправедными людьми
Ты не должен разглашать ничего из увиденного в доме пациента

39. Врачебная этика

40. Врачевание в Древнем Китае (сер. 2 тыс. до н.э. – 3 в. н.э.)

История врачевания делится на 2 периода:
период становления традиционного
китайского искусства врачевания
философские концепции, шло
становление традиционной китайской
медицины и преобладала устная
традиция
период империи Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.),
когда записывались медицинские
сочинения и составлялись хроники
Ханьской династии
(время наивысшего расцвета)

41. Источники по истории врачевания

42. Религиозно-философские основы китайской медицины

Конфуцианство и даосизм
Согласно учению Конфуция,
тело человека нельзя
уродовать после смерти
Конфуцианство надолго
затормозило становление и
развитие анатомии и
хирургии
натурфилософия

43. Основой теории врачевания послужило натурфилософское учение о 5 стихиях, определяющих появление всего живого на Земле

вода
металл
огонь
земля
дерево
Все стихии рождены от борьбы
женского (ИНЬ) и мужского (ЯН)
начал, сотворившихся из
начальной материи
Нарушение гармонии между ИНЬ и ЯН приводит к
болезням, восстановление – означает выздоровление

44. Причины болезней

Выделяют две группы симптомов:
Синдром избытка
ЯН
Синдром недостатка
ИНЬ
долгое пребывание в одном эмоциональном
состоянии (гнев, злость, печаль, размышление,
огорчение, страх)
взаимодействие организма с окружающим миром
особенности самого организма

45. Диагностика основывалась на методах обследования больного:

осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;
определение общего состояния и настроения;
выслушивание звуков, возникающих в теле;
определение его запахов;
подробном опросе больного;
ощупывание (исследовании пульса и давление на
активные точки)

46. Учение о пульсе и круговом движении крови

47. Традиционная китайская медицина включает 6 основных методов:

традиционный метод терапии
(иглоукалывание и прижигание)
систему дыхательных упражнений
точечный массаж
лекарственное врачевание
диететику
традиционную китайскую
гимнастику

48. Метод иглоукалывания (акупунктуры)

49. Метод прижигания

50. Лекарственное врачевание

51. Методы предупреждения болезней


Болезни существуют столько же, сколько и человечество, а значит, во все времена люди нуждались в помощи знающего специалиста. Древняя медицина развивалась постепенно и прошла долгий путь, исполненный больших ошибок и робких проб, порой основываясь только на религии. Лишь единицы из массы древних людей смогли вырвать свое сознание из лап невежества и подарить человечеству великие открытия в области врачевания, описанные в трактатах, энциклопедиях, папирусах.

Медицина Древнего Египта

Древнеегипетская медицина стала колыбелью знаний для врачей Древнего Рима, Африки и стран Ближнего Востока, но ее истоки ведут к Месопотамии, в которой уже в 4000 году до нашей эры были свои врачи-практики. Древняя медицина в Египте сочетала в себе религиозные верования и наблюдения за человеческим организмом. Первым врачом и основоположником считают Имготепа (2630-2611 гг. до н. э.), хотя египтологи только недавно доказали реальность его существования: многие века он считался вымышленным богом. Этот человек был гением своего времени, как Леонардо да Винчи в Средние века. Базовые познания о строении человека египтяне получили благодаря бальзамированию умерших – уже тогда они знали, что сердце и мозг являются самыми главными органами.

древняя медицина

Все болезни в древней медицине Египта разделялись на два лагеря: естественные и демонические (сверхъестественные). К первой категории относились заболевания, связанные с полученными травмами, плохим питанием и некачественной водой, кишечными паразитами или неблагоприятными погодными условиями. Пристальное внимание уделялось гигиене тела: по закону, каждый человек обязан был пройти раз в три месяца курс промывания пищеварительной системы (клизмы, рвотные и слабительные средства).

Сверхъестественными причинами считались одержимости злыми духами, демонами и вмешательством богов: методы экзорцизма среди низших слоев населения пользовались большим спросом и существовали благодаря жрецам. Также использовались различные рецепты с горькими травами - считалось что это отгоняет духов. Всего древних рецептов на вооружении медиков было около 700, и практически все они были природного происхождения:

- растительные: лук, финики и виноград, гранат, мак, лотос;

- минеральные: сера, глина, свинец, селитра и сурьма;

- части животных: хвосты, уши, тертые кости и сухожилия, железы, иногда использовались насекомые.

Уже тогда были известны лечебные свойства полыни и касторового масла, семени льна и алое.

Основными источниками для исследований древней медицины Египта считаются папирусы, надписи на пирамидах и саркофагах, мумии людей и животных. До нашего времени в оригинальном состоянии сохранились несколько папирусов о медицине:

  • Папирус Бругша – это самый древний манускрипт по педиатрии. Включает в себя учение, повествующее о здоровье детей, женщины и методах лечения их болезней.
  • Папирус Эберса – рассказывает о заболеваниях разных органов, но при этом содержит множество примеров применения молитв и заговоров (более 900 рецептов от болезней пищеварения, дыхательной и сосудистой систем, болезнях глаз и ушей). Этот научный труд долгое время считался медицинской энциклопедией древних врачевателей.
  • Кахунский папирус – включает в себя трактат по гинекологии и ветеринарии, при этом, в отличие от других свитков, практически не содержит религиозного подтекста.
  • Папирус Смита – его автором считают Имготепа. В нем описано 48 клинических случаев травматологии. Информация разная – от симптомов и методов исследования до рекомендаций по лечению.

В древней медицине Египта применялись первые скальпели и пинцеты, маточные зеркала и катетеры. Это говорит о высоком уровне и профессионализме врачей- хирургов, пусть даже они и уступали в мастерстве индийским лекарям.

Основная медицина Индии

Индийская медицина древних времен опиралась на два авторитетных источника: свод законов Ману и науку Аюрведу, которая берет начало из Вед – древнейших священных текстов на санскрите. Наиболее точный и полный пересказ на бумаге был написан индийским лекарем Сушрутой. В нём описываются причины заболеваний (дисбаланс трех дош и гун, из которых состоит тело человека), рекомендации к лечению более 150 недомоганий различного характера, кроме того, описано около 780 лекарственных трав и растений, изложена информация по их применению.

медицина древнего востока

Особое внимание при диагностике обращали на строение человека: рост и вес, возраст и характер, место проживания, сферу деятельности. Индийские врачеватели считали своим долгом не лечить болезнь, а искоренять причины ее возникновения, что ставит их на вершину медицинского Олимпа. При этом хирургические знания были далеки от совершенства, несмотря на удачные операции по удалению желчных камней, кесаревому сечению и ринопластике (что пользовалось спросом благодаря одному из наказаний – отрезанию носа и ушей). Около 200 хирургических инструментов достались в наследство современным специалистам именно от врачевателей из Индии.

Индийская традиционная медицина разделяла все средства по их воздействию на организм:

- рвотные и слабительные;

- возбуждающие и успокаивающие;

- наркотические (применялись в качестве обезболивающего в хирургии).

Анатомические познания лекарей были недостаточно развитыми, но при этом лекари разделяли человеческое тело на 500 мышц, 24 нерва, 300 костей и 40 ведущих сосудов, которые, в свою очередь, делились на 700 ветвей, 107 суставных соединений и более чем 900 связок. Очень много внимания уделялось также психическому состоянию больных - аюрведа считала, что большая часть всех болезней идет от неправильной работы нервной системы. Настолько обширные познания - как для древней медицины Индии - делали врачевателей этой страны очень популярными за ее пределами.

Развитие медицины в Древнем Китае

чем лечили в древности

Для лечения различных болезней медики уже тогда применяли камфару, чеснок, имбирь и лимонник, из минеральных пород особо приветствовались сера и ртуть, магнезия и сурьма. Но на первом месте стоял, конечно, женьшень – этот корень боготворили и изготавливали на его основе множество различных препаратов.

Также Китай – родина точечного прижигания и иглоукалывания. Исторические тексты рассказывают о целителях Бьянь-цио и Фу Вэне, авторах трактатов, посвященным этим методам. В своих трудах они описывают несколько сот биологически активных точек на теле человека, влияя на которые, можно полностью излечить любую болезнь.

Единственно слабое звено в древней медицине Китая – это хирургия. В Поднебесной империи практически не использовались методы лечения переломов (пораженное место просто помещали между двух деревянных дощечек), не практиковали кровопускание и ампутацию конечностей.

Отец медицины

медицинские школы

Гиппократ в поисках разных успешных методов лечения объездил множество стран Востока, а вернувшись домой, основал первую медицинскую школу, поставив во главе угла науку, а не религию.

Самые известные врачи старого мира

Множество величайших врачей древней медицины внесли в эту науку что-то свое, давая своим предкам идеи для размышлений, наблюдений и исследований.

3. Харун ар-Рашид – арабский правитель, первым построивший государственную больницу в Багдаде.

4. Парацельс (1493-1541) – швейцарский врач, которого считают основоположником современной химической медицины. Критически относился к Галену и всей древней медицине в целом, считая ее малоэффективной.

 медицина древнего мира

8. Асклепиад Вифинский – греческий врач, живший в 1 веке до нашей эры. Основоположник физиотерапии (физкультура, массаж) и диетологии, призывал современников и потомков поддерживать равновесие между здоровьем тела и духа. Делал первые шаги в молекулярной медицине, для того времени являвшейся чем-то фантастическим.

Как и чем лечили в древности

Медицина древнего мира, невзирая на всю гениальность известных лекарей, была довольно устрашающей. Впрочем, судите сами. Вот лишь несколько интересных фактов о методах лечения:

2. В Египте при царе Хаммурапи медицина была довольно опасным делом, так как один из законов царя обещал смерть врачевателю, если его больной умрет на операционном столе. Поэтому чаще использовались заклинания и молитвы, которые были описаны на 40 глиняных табличках.

3. Египетские жрецы оставляли больного спать в храме, во сне к нему должно было явиться божество и огласить метод лечения, а также грех, за который его наказали болезнью.

4. Не менее впечатляла и хирургия Древней Греции. Здесь устраивали целые представления из операций, в которых загримированный лекарь изображал бога медицины Асклепия. Иногда в процессе действа пациенты умирали – скорее от длинных высокопарных тирад, чем от недостаточного умения горе-врача.

6. В Египте и Месопотамии часто сверлили дырки в черепе (иногда даже несколько), чтобы избавить больного от мигрени, вызванной злым духом.

7. Туберкулез лечили снадобьями, изготовленными из легких лисиц, и мясом змеи, вымоченным в опии.

8. Панацеей от всех болезней считался териак (напиток из 70 составляющих) и философский камень.

врачи древней медицины

Средневековье: упадок медицины

Влияние религии на медицину

В Китае и Индии вера в богов особо не мешала развитию медицинского дела: прогресс основывался на естественных наблюдениях за человеком, влиянии растений на его состояние, популярны были методы активных аналитических опытов. В странах Европы, напротив, суеверия, страх перед гневом божьим рубили на корню все попытки ученых и медиков спасти людей от невежества.

Церковные гонения, проклятия и походы против ереси имели гигантские масштабы: любого ученого, попытавшегося высказаться в пользу разума и против божественной воли относительно исцеления, подвергали жестоким пыткам и различным видам казни (широко было распространено аутодафе) - для устрашения простых людей. Изучение анатомии человека считали смертельным грехом, за который полагалась казнь.

Где обучались врачи в древние века?

Первые медицинские школы в Китае появились только в 6 веке нашей эры, до этого искусство врачевания передавалось только от учителя к ученику в устной форме. Школа государственного уровня впервые открылась в 1027 году, ее ведущим учителем был Ван Вэй-и.

медицина древнего китая

В Индии метод устной передачи от учителя к ученику сохранялся вплоть до 18 века, при этом критерии отбора были крайне жесткими: лекарь должен был являть собою образцом здорового образа жизни и высокого уровня интеллекта, знать в совершенстве биологию и химию, идеально ориентироваться в лекарственных растениях и методах приготовления снадобий, быть примером для подражания. Чистоплотность и опрятность стояли на первом месте.

В Древнем Египте врачеванию обучали жрецы в храмах, при этом зачастую применялись телесные наказания для нерадивых учеников. Параллельно с медициной шло обучение каллиграфии и риторике, причем каждый обучающийся лекарь принадлежал к особой касте и храму, который и получал в будущем гонорар за лечение больного.

Массовое обучение медицине масштабно развернулось в Древней Греции и разделилось на две ветви:

1. Кротонская врачебная школа. Ее основной идеей был следующие тезис: здоровье – это баланс противоположностей, и болезнь должна лечиться противоположным по сути (горькое – сладким, холодное – теплым). Одним из учеников этой школы был Акмеон, открывший миру слуховой канал и зрительные нервы.

2. Книдская школа. Ее основные знания были схожими с учениями Аюрведы: физическое тело состоит из нескольких элементов, дисбаланс которых приводит к болезни. Эта школа продолжала совершенствовать наработки египетских лекарей, так образовалось учение о симптомах болезни и диагностика. Эврифон, ученик этой школы, был современником Гиппократа.

Клятва врача

Впервые клятва была записана на бумаге в 3 веке до нашей эры Гиппократом, а до этого довольно долго передавалась устно из поколения в поколение. Считается, что первым ее произнес Асклепий.

Современная клятва Гиппократа уже далека от оригинала: ее слова многократно менялись в зависимости от времени и национальной принадлежности, последний раз ее сильно исказили в 1848 году, когда в Женеве был оглашен новый вариант речи. Практически половина текста была вырезана:

- об обещании никогда не делать абортов и процедур кастрации;

- ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназии;

- обещание никогда не иметь интимной связи с пациентом;

- ни при каких обстоятельствах не ронять своего достоинства, воздерживаясь от незаконных действий;

- часть своих доходов пожизненно отдавать учителю или школе, обучившей врача медицинскому делу.

Из этих пунктов видно, насколько современная медицина снизила морально-этическую планку врача как высокодуховного человека, оставив лишь базовые функции - оказание помощи страждущим.

Глава 4

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ВОСТОКА

Две великие цивилизации – Индии и Китая – уходят корнями в очень далекое прошлое. Общность фундаментальных трактовок и феноменология методов лечения, застывших в своем развитии, не позволяют уверенно считать поступательный, накопительный путь появления знаний единственным. Нельзя исключить привнесенности знаний от более развитых цивилизаций. Свами Васвани* считает родиной Хатха – йоги Лемурию (огромный древний материк – цивилизация, погибшая около 30 – 50 тыс. лет назад); Лайа – йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа – йога была внесена в Индию древними арийскими племенами и завоевателями.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III – II тыс. до н. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги [44].

Не менее расплывчато датировано создание Вед – древнейших священных текстов, лежащих в основе философско-религиозной системы индуизма. Это 6 – 2-е тысячелетия до н. э. Гимны, прославляющие древних богов, разнообразны; космогонические и астрономические сведения, формулы, заклинания с пояснениями к ним объединены в 1028 гимнов Ригведы, 1549 песнопений Самаведы. Не менее обширны Яджурведа и Ахтарваведа.

Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены.

В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.

Здесь же, в Аюрведе, излагается учение о двух энергиях: Паруша – мужской и Пракрити – женской. Концепция пяти элементов, впервые или также как в Китае или Греции, составляющая основу как диагностики, так и лечения, представляет собой три доша: вата (эфир и воздух), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля). Гармония трех дошей – здоровье, дисгармония – болезнь. Разумеется, считать Аюрведу исключительно медициной – значит, существенно ограничивать ее первоначальные задачи.

Рекомендации оздоровления, заботы о физическом теле не отделимы здесь от морально-нравственных и религиозных аспектов. Однако Аюрведа, вобравшая в себя предписания по сохранению и восстановлению здоровья, носила достаточно прикладной, бытовой характер в отличие от учения йоги.

Указания по практике йоги в древних источниках являются частью синкритического (не разделенного, не дифференцированного) учения с известными трудностями истолкования. Индологи полагают, что уровень методического знания древней ведийской йоги был весьма высоким; скорее всего, знание передавалось изустно от учителя к ученику.

Внешнее и внутреннее очищение является основным правилом ниямы. Если праведность мыслей для человека западной цивилизации в массе своей декларативна, то водные гигиенические процедуры, детализированные в йоге, питье воды, процедуры очищения носа и придаточных пазух, очистка желудка и кишечника, уход за полостью рта являются эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями, давшими направление более современным* лечебным процедурам.

Фундаментально проработаны вопросы питания, лечебного голодания, режима труда и отдыха. Следует иметь в виду, что эта диетическая терапия разрабатывалась в вечнозеленой стране с огромным выбором дешевых растительных продуктов в любое время года.

Особенностью траволечения является использование составов приготовленных фруктов, трав и ряда минеральных веществ; этим формулам нет эквивалента в обычной Западной медицине [67]. Это могут быть настойки, чаи, компоты, пилюли или порошки. Расаяна может содержать от десяти до двадцати отдельных трав, каждая из которых содержит сотни и тысячи химических компонентов. Согласно учению аюрведы, при использовании комбинированных травяных форм, в которые иногда входит растение целиком, достигается синергическая работа различных химических компонентов, что позволяет избежать вредных побочных эффектов.

Панчакарма – процесс интенсивной детоксикации – проводится в течение нескольких дней, одновременно она предусматривает комфорт и глубокий отдых.

Положение тела есть то, которое твердо и приятно. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном положение тела становится твердым и приятным. Раз овладев сидением, противоположности перестают мешать.

На Западе йога появилась сравнительно недавно. Так, в США она проникла в середине 1800 годов. Примерно в это же время, усилиями интеллектуалов, интересовавшихся эзотерическими философиями Востока, о йоге узнали в Европе и России. Свами Вивекананда в 1893 г. зажег немеркнущий интерес к йоге на Всемирной выставке в Чикаго. Методы йоги достаточно широко распространены во всем мире, проходя известные пики популярности. В СССР ажиотаж вокруг совершенно неизвестного в стране экзотического, сразу овеянного невероятными слухами метода пришелся на начало 70-х годов. Сейчас в секциях йогов можно найти истинных энтузиастов русского происхождения, отдавших многие годы практическому применению метода. В самой Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, йогоцентры, йогоашрамы. Их работой руководят профессионалы; обучают йоге и лечат больных. Большинство из них – врачи, прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней – Аюрведу, так и современную медицину.

В Индии йога введена для обязательного изучения в армии, полиции и учебных заведениях страны. В ряде государств она является обязательной в физической подготовке военнослужащих, прежде всего летчиков и подводников [44].

Этическое развитие, психо-эмоциональная чистота личности лежат в основе великих религий и систем трансформации личности. И им, безусловно, придавалось значение большее, чем физическому совершенствованию. Западный ум в своем неуемном стремлении все разложить по классификационным признакам сумел и в данном варианте из цельного мировоззрения сделать рекламный сленг на основе лаконичности, якобы понятности и, на деле, сомнительной лечебной эффективности. Решение возникших перед человеком душевных проблем и заболеваний, по мнению ряда авторов [37,47,99], возможно через раскрытие какой-то (или нескольких) из 7 чакр. В индуизме, где, собственно, рождалось учение о энергетических центрах - чакрах, они вообще рассматривались как взаимосвязанное продолжение ума, отвечающие за свой уровень осознания.

Методов работы по раскрытию/стимуляции чакр достаточно много, также как взглядов на их функцию. Считается, что первая (чакра) ответственна за семейную безопасность, удовлетворение жизненных потребностей; вторая – за силу отношений, секс, власть, творчество; третья связана со страхом и уверенностью в себе, ответственностью в принятии решений; четвертая – центр любви, ненависти, горя, гнева, сострадания, надежды, доверия; пятая является волевым центром, с ней связаны выбор и воплощение цели, способность принимать решения; шестая – интеллектуально-творческий центр, интуитивизм и седьмая – этика, гуманность, духовность, вдохновение. Каждому центру соответствуют отдельные части тела и органы, где сердце, без всякого сомнения, принадлежит 4 чакре, а мозг – шестой, и, главное для нас – болезни соответствующих органов и систем.

Однако, как бы там ни было – все это вечный процесс ментальной переработки известной информации под требование времени. Так, С.Д. Джагдиш [37] приводит оригинальную классификацию человеческих типов в зависимости от преобладания в их энергетике того или иного центра. И где К. Юнг с его некогда революционной характеристикой психологических типов?

Для прижигания* использовали накаленную докрасна металлическую палочку, зажженный порошок серы. Наиболее широкое распространение получило применение так называемого полынного цзю. Трава представляла собой похожий на шерсть материал, очень плотно спрессованный в виде конуса или шарика. Иногда к шерстневидному пуху полыни прибавляли лекарственные вещества: сухой имбирь, чеснок и др.

Считали, что залогом успеха является образование пузырей, при отсутствии которых эффект не наступает. Частое нагноение в области ожогов привели к модификации метода в более щадящий [129].

В качестве игл использовали острые концы камней (бяньши), осколки фосфора, иглы из бамбука. Железные, серебряные и золотые иглы появились в VI в. до н. э. Считалось, что золотая игла оказывает на организм возбуждающее, а серебряная – успокаивающее действие.

Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику. Ныне это называется статическим и динамическим цигуном [95].

Это все динамические и статические упражнения, дыхательные упражнения и массаж (аньмо). При этом предпочтение отдавалось самомассажу, позволявшему сделать более подвижным все тело.

Цигун – целостный метод самолечения, укрепляющий все тело, признавался как более эффективный по сравнению с лекарствами.

В более поздних источниках времен династии Хань (206 г. до н. э. – 250 г. н. э.) приводятся многочисленные примеры и комментарии по дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика отождествляется с приемом ци, но с гораздо более выраженным эффектом.

Те, кто питается ци, долголетни, и не умирают, хотя не зерном насыщаются – наполнены ци [95].

Зародышевое дыхание (тайси) – это метод очень слабого дыхания, главное в котором – закрыть ци (не дышать). Пища зародыша – проглоченная слюна [95].

Эти компрессы, натирания, иглы и камни не есть истинное средство, введите саморегуляцию посредством ведения и привлечения*, сегодняшнее прибавляйте к завтрашнему.

Мысль – водитель ци, куда приходит мысль, туда приходит ци. В каждом месте тела, где не спокойно, происходит микрозапирание ци. Мыслью привлекают ци в больное место и нападают на него: необходим посланец [95].

К методам дыхания, массажа, даоинь и аньмо как основным методам лечения и самозакалки обращаются практически все авторы периодов Цзинь, Юань, династий Мин и Цин.

Большое внимание уделяется методу так называемого тихого сидения. Поэт Лу Ю пишет:

Сердце как вода в пучине, нет ветерка, сидишь и считаешь тысячу дыханий.

Собирать тело и сердце – это находиться в спокойствии.

Поражает количество дошедших до нас литературных медицинских источников либо комментариев к ним с упоминанием не сохранившихся, свидетельствующих о высокой значимости медицины и ее широком практическом применении.

Развитие методов иглоукалывания и прижигания отражено в работах Ян Сюйчжоу и великого врача Ли Шичженя. Этот удивительный человек оставил описание 10 тысяч рецептурных прописей, многие из которых признаны как традиционной, так и современной китайской медициной [111].

Чэнь Цзяжу, живший в то же время, говорил:

Занятия ведением и привлечением в сто раз (эффективнее) медицины и лекарств, нельзя не знать (эту систему), нельзя не стараться овладеть*.

Развитие методов традиционной терапии в последующие века не носило поступательного характера. Это были периоды гонений, упадка и вновь вспыхнувшего интереса в середине XX века. Запад более жадно воспринимал, пытался осмыслить и трансформировать традиционные методы лечения. Так, появление акупунктуры в Европе в XVII в. привлекло внимание исследователей, и метод со временем получил широкое распространение*, особенно во Франции и России. Во Франции P.Nogiee, 1969 [129], был развит метод аурикулотерапии.

Интересным фактом является методическое отличие применения метода в Японии. Здесь были сформированы собственные теоретические концепции.

В 1955 году в Пекине был создан научно-исследовательский институт методов чжень-цзю терапии в составе Академии китайской народной медицины. Метод преподается во всех средних и высших медицинских заведениях Китая.

Еще более широкое и глубокое распространение получил метод во Франции и России*.

Развиваясь (или создаваясь?) в непосредственном соприкосновении с медициной Древнего Китая и Индии, она сохранила (или приобрела?) собственное лицо. Возможным определяющим фактором в формировании теоретической основы (и уж точно мировоззренческой!) следует считать буддизм, являющийся религией Тибета, Монголии и Бурятии.

Выделяли четыре этапа в развитии болезни, а всего различали 404 болезни.

Условиями развития заболевания считали возраст, неблагоприятный сезон, неблагоприятное психическое состояние и неверный образ жизни [22]. Также как и в Индии, правда, в оригинальном варианте, были выдвинуты три доша организма: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь), в которые сводились все органы и системы. По мнению современных исследователей, рлунг соответствует нервной системе, мкхрис – гуморальной и кроветворной и бадкан – гуморальной и эндокринной. Преобладание того или иного доша определяет его темперамент и предрасположенность к болезням.

Классификация лекарственных средств по принципу аналогии основана на выявлении общности между частями лекарственных растений, частями тела человека и его отдельными органами. Считается, что корни, ветви и стебли излечивают болезни костей, мяса и сосудов. Листья, млечный сок и побеги используются при болезнях полых органов. Цветки, плоды и колосья – при болезнях глаз, лица, головы. Еще более оригинально представление о рвотном или слабительном предназначении лекарства: весной, когда растения тянутся вверх, соки тоже движутся вверх, поэтому растения вызывают рвоту. Осенью, когда соки движутся вниз, растения вызывают понос [26].

Классификация по вкусам исходит из представления о пяти стихиях. Досконально описаны свойства лекарств в зависимости от вкуса, показания к применению. Лекарства из животного сырья подразделялись на 13 видов: рога, кости, мясо, кровь, желчь, жир, мозг, кожа, когти, волосы, моча, как и средства из целого органа. Употребляли в виде зольных препаратов.

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Читайте также: