Мечеть мухтарова владикавказ история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Однажды чуть более 100 лет назад с прибывшего во Владикавказ поезда сошел мужчина в расцвете лет, нефтепромышленник из Баку по имени Муртаза Мухтаров. И надо было так случиться, что в это же время на перроне совершал намаз генерал-майор Хамбий Асланбекович Туганов собственной персоной. Муртаза, повинуясь порыву, представился и завел разговор. Чем-то он импонировал генералу, и тот пригласил его в дом.
"Начальник кадров кавалерийского запаса генерал-майор Хамби Туганов принял нового бакинского знакомого со всем уважением. "Вот дочери мои: меньшая Алима, средняя Фатима и…"Новый знакомый уже не слушал: как слушать, когда поразил гром? Лиза , старшая Лиза , нежный цветок в вазе из благонравия и отменных манер, яркие живые глаза в пушистой оправе черных, как смоль, ресниц, персиковые щеки, пунцовые губы, тонкий стан… Среди осетинок дурнушку — поискать, во Владикавказе миловидных осетинок полны улицы, красавица на красавице, глазам больно. Но Лиза Туганова ! И Муртуза в тот же момент решил: "Женюсь!"
Если бы случайная вокзальная встреча не привела к знакомству, а затем и взаимному чувству, еще неизвестно когда бы во Владикавказе появилась мечеть. И уж точно не такая изумительно красивая.


Общество Владикавказа ощущало потребность в мечети еще в 1863 году, инициаторами были татары, проходившие здесь воинскую службу. Они обратились с просьбой о строительстве к командиру 9-го линейного батальона, однако, получили отрицательный ответ, так как финансов не нашлось и вопрос затих. И вот, спустя почти 40 лет в городе появляется человек, располагающий деньгами и готовыц на все ради желания жениться на любимой девушке. Отец Лизы не спешил соглашаться на такой брак дочери: ей только-только 19, жениху — уже за 40, разное вероисповедание, она — потомственная княжна, он — простолюдин, хоть и разбогатевший своим умом и трудом. Но со временем, сдался, поверив в счастье дочери. И не ошибся. Это был счастливый брак, нашедший выражение любви во многих проявлениях.




Место для мечети выбирали долго. В городе были сложности с водопроводом, и в итоге выбор пал на участок у Терека, чтобы можно было перед молитвой совершать омовения. Для этого спуск к воде был специально оборудован, выложен такимже красным кирпичем и с соблюдением архитектурного узора мечети.


Сейчас сохранился лишь небольшой участок того строения, ровно под стенами мечети.
Остальное заменили при реконструкции набережной. Мечеть, как и многие религиозные сооружения, была "перепрофилирована" в советское время. Здесь по очереди располагались Дом культуры, рабочий клуб, антирелигиозный музей, музей краеведения. Под куполом был подвешен маятник Фуко – для демонстрации суточного вращения Земли и в качестве антирелигиозной пропаганды. Кстати, еще одна загадка – маятник бесследно исчез, сейчас никто не может сказать, где он находится.


В смутные 30-е годы 20 века здесь произошло событие, которое могло лишить нас возможности любоваться этим архитектурным творением. По приказу тогдашних местных властей в 1934 году мечеть попытались уничтожить. Однако командир одной из татарской рот приказал своим подчиненным встать на защиту здания с оружием в руках, что и отпугнуло представителей Горсовета. Уникальное здание удалось сохранить в качестве памятника архитектуры.


В 1990-х, памятник архитектуры был передан Духовному управлению мусульман Северной Осетии . Сегодня это и дом молитвы для верующих магометан, и одна из главных достопримечательностей всего Владикавказа .
Есть еще одна версия строительства мечети, в ней тоже фигурирует Мухтаров .
Говорят, что проект был привезен из Царьграда Садыком Радимкуловым, который, в свою очередь, получил проект будущий мечети от М. Б. Якубова . Проект этот был весьма амбициозен и не сообразен имеющимся у владикавказских татар средств. Многие верующие продавали последние ценности, влезали в долги, даже закладывали собственные дома ради того, чтобы наконец мечеть была построена. Муфтий мечети Аль-София в Стамбуле предоставил проект здания, даровал Коран в кожаном золоченом переплете и прислал своего архитектора. Через два года после начала строительства возвели оба минарета и купол, но не были позолочены штоки-полумесяцы и изречения из Корана на стенах. Однако, к великому сожалению, средств все равно не хватало. И тогда представители старинных семей отправились на ту сторону Кавказских гор, в богатый город нефтепромышленников — Баку . Там должны были состоятся переговоры о строительстве, а вернее, о спонсировании строительства мечети местным миллионером М. Мухтаровым . Вроде бы договоренностей удалось достичь, но по возвращению делегации домой, оказалось, что Мухтаров ввел некие дополнительные условия, на которые татары пойти не могли. Заключались они в том, что мечеть должна быть названы в честь Лизы Тугановой , которая была православной. Из-за этого пункта сотрудничество было прекращено.


Красно-голубое здание с минаретами, стоящее у воды на фоне далеких горных вершин, — этот вид стал одной из визитных карточек Владикавказа. К Суннитской мечети, или мечети Мухтарова, приходят не только исполнить религиозные обряды — памятник архитектуры федерального значения привлекает своей восточной красотой. Этому необычному сооружению уже больше века, а споры о его происхождении продолжаются до сих пор.

Версия № 1. Влюбленный нефтяной магнат


Один из первых снимков строящейся мечети. Около 1905−1906 гг.

Мусульманский храм на левом берегу Терека — подарок состоятельного бакинского нефтепромышленника Муртазы Мухтарова любимой жене, осетинке Лизе Тугановой. По крайней мере, такова версия историков и краеведов.

Первый камень будущей мечети заложили в 1902 году. К тому времени в многонациональном и многоконфессиональном Владикавказе уже были кирха, множество православных и католических храмов и шиитская мечеть. Мусульмане-сунниты — в основном купцы-азербайджанцы, служившие в Осетии татары и часть осетин — тоже хотели иметь свой молитвенный дом. Они обратились в городскую администрацию, чтобы та выделила им место для строительства.

Место выбирали долго, рассказывает научный сотрудник института истории и археологии Северной Осетии, кандидат исторических наук Феликс Киреев.

— Водопровода не было — мечеть должна была стоять около воды, чтобы прихожане имели возможность перед молитвой ходить на омовение к реке, — объясняет он. — Поэтому строить решили у берега. Берега в то время не отличались благоустройством. В основном у Терека находились бани и мельницы.

Подходящий район, наконец, нашли, и началось строительство. Но собранных денег не хватало, и мусульмане Осетии решили обратиться к известному меценату, нефтяному промышленнику — азербайджанцу Муртазе Мухтарову.

Храм в честь жены


Муртаза Мухтаров с женой. До 1920 года

Мухтаров родился в бедной семье: отец и дед работали батраками и получали гроши. Казалось, такое же будущее ждет и Муртазу, но он оказался сильнее жизненных обстоятельств. Мальчишкой он вычерпывал нефть из нефтяных колодцев, брался за самую тяжелую и грязную работу. Вскоре ему доверили должность мастера, а через какое-то время ни один нефтяной промысел в округе не мог обойтись без талантливого специалиста. Постепенно из мальчика на подхвате Муртаза вырос во владельца собственного предприятия по производству нефтяного оборудования. Когда деловые связи привели его из Азербайджана на Северный Кавказ, он был уже обладателем солидного капитала.

Сумел Муртаза добиться и другой цели — жениться на дочери генерала Хамби Туганова. Осетинку Лизу нефтепромышленник полюбил, как только увидел. И сумел расположить к себе отца девушки, хотя в знатном роду Тугановых было принято родниться только с равными по происхождению фамилиями.

Именно в честь Лизы Муртаза пожертвовал львиную долю средств, требуемых на строительство мечети во Владикавказе. В общей сложности мечеть обошлась в 80 тысяч рублей, 50 тысяч из них — средства Мухтарова.

Немного Египта и шестиконечная звезда

— Муртаза нашел польского архитектора Иосифа Плошко. Он не разочаровал ожидания Мухтарова и хорошо справился со своей задачей, — рассказывает Феликс Киреев. — Настолько хорошо, что позднее Мухтаров доверил ему строительство собственного дома в готическом стиле в Баку.

Сослан Цаллагов
архитектор, заслуженный работник культуры России

— Это одно из красивейших зданий России. С точки зрения архитектуры оно срежиссировано гениально. Строение не давит своим масштабом, и это его преимущество. Добавляет уникальности очень выгодное размещение мечети. Этот вид заслуженно стал открыточным. Ну и, конечно, уникальна сама композиция и пропорциональный строй.

В строительстве культового объекта принимали участие лучшие мастера своего дела. Расписывать здание и создавать интерьер пригласили художника Франца Долежаля. Два года умельцы кропотливо наполняли пространство мечети сакральными символами. Витражные окна редкой красоты, стены, расписанные изречениями из Корана и орнаментом, делают молитвенный дом похожим на драгоценную шкатулку.

Внутренняя отделка выполнена в технике сграффито, прогрессивной для того времени. Слои многослойной цветной штукатурки мастера снимали последовательно, пока не появлялся нужный цвет. Этот художественно-декоративный прием выгодно подчеркнул изысканность внутреннего убранства.

До Суннитской мечети Иосиф Плошко не имел опыта строительства культовых объектов. Специалисты спорят: в каком стиле выполнено здание? Одни считают, что мечеть Мухтарова похожа на каирские, другие убеждают: Плошко использовал лишь некоторые архитектурные элементы египетского стиля и создал неповторимое творение.

Немалые споры вызывает и шестиконечная звезда — этот символ встречается в декорировании здания. По одной из версий, знаки появились после реставрации в 60-х годах: якобы среди рабочих были иудеи. Но ранние снимки опровергают это предположение.

Сами служители мусульманской святыни не удивлены наличием шестиконечной звезды и объясняют, что этот древний символ встречается в разных культурах. У иудеев это звезда Давида, у мусульман — звезда Сулеймана.

История создания

Мечеть в советское время

Мечеть чудом уцелела после революции. В 1934 году городской совет принял решение уничтожить здание. Но на его защиту с оружием в руках встали кавалеристы татарской роты. И новой власти ничего не оставалось, как уступить и присвоить мечети статус памятника архитектуры. В советское время здесь по очереди располагались Дом культуры, рабочий клуб, антирелигиозный музей, музей краеведения. Под куполом был подвешен маятник Фуко — для демонстрации суточного вращения Земли и в качестве антирелигиозной пропаганды. Кстати, еще одна загадка — маятник бесследно исчез, сейчас никто не может сказать, где он находится.

Суннитская мечеть сегодня

С 1996 года Суннитская мечеть снова действующая, она является соборной, в полдень пятницы для коллективной молитвы здесь собираются мусульмане. А туристы с балконов соседней гостиницы не устают фотографировать самый узнаваемый вид Владикавказа — стройный силуэт мечети на фоне величественной Столовой горы.

Впервые вопрос о строительстве суннитской мечети был поднят в феврале 1863 года, когда татары–военные обратились к командиру Кавказского линейного № 9 батальона с просьбой разрешить им построить мечеть и выбрать из своей среды муллу. Они получили отказ, мотивированный отсутствием средств на постройку, а также наличием выделенного им помещения для молитв.

На протяжении XIX века было еще несколько прошений об устройстве мечети во Владикавказе, но по тем или иным причинам прошения отклонялись.

По другой версии, подтвержденной архитекторами-экспертами института архитектуры и искусства РАН, здание мечети сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Гаспаровичем Плошко, который и был автором проекта. Сделал он этот проект по поручению М. Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно. Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети Х-ХII веков и даже знаменитую Аль-Азхар. Оно сооружено из белого известняка, привезенного на место строительства из окрестностей Баку. Согласно этой версии, М. Мухтаров взял на себя большую часть расходов и посвятил мечеть жене Лизе Тугановой.

Как бы то ни было, татары могут по праву гордиться тем, что когда в 1934 году горсовет принял решение уничтожить суннитскую мечеть, командир 25-й татарской роты 84–го кавалерийского полка Я.И. Беткенев отдал приказ воинам-татарам с оружием в руках встать на охрану мечети. Властям пришлось уступить и дать мечети статус памятника архитектуры федерального значения. Первым муллой мечети был ханафит Садык Радимкулов, из казанских татар. В декабре 1908 года в должности муллы Владикавказской суннитской мечети был утвержден шафиит Юсуф Муркиленский, что вызвало недовольство татарской общины.

В советскую эпоху в мечети располагался филиал Музея краеведения. А в 1996 году этот охраняемый государством памятник архитектуры был передан Духовному управлению мусульман Северной Осетии.

В настоящее время финансирование реставрации уникального памятника ведется из федерального бюджета и бюджета республики Северная Осетия.

Читайте также: