Мавзолей констанции в риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня базилика св. Констанции является одной из старейших церквей Рима и одна из двух базилик круглой формы, наряду с ротондой св. Стефания. Считается, что она была построена как мавзолей Константины, дочери императора Константина в 4 веке.

Константина была старшей дочерью императора Константина Великого, того самого, который в 313 году узаконил христианство, сделав его официальной религией Империи и тем самым избавив христиан от гонений. Но на самом деле мавзолей был построен для младшей дочери Константина Елены, и Константина нашла здесь своё последнее пристанище согласно завещанию, согласно которому обе сестры должны были быть похоронены вместе.

Этот мавзолей представляет собой нечто большее, чем просто здание: как и надлежало усыпальнице дочери императора, он был богато украшен. И сегодня это самая настоящая сокровищница раннехристианского искусства в Риме.

Его древние мозаики идеально зафиксировали переход от языческого искусства к христианскому: здесь можно видеть, какие старые традиции перенимали ранние христиане. Такой, к примеру, является сцена сбора винограда.

Кстати, знаете, что это за палочки в руках у людей, которые давят виноград? Это такие специальные крючки, которыми можно было ухватиться за конструкцию на потолке, в случае если работник поскользнётся.

Еще одна интересная вещь в мавзолее - это его форма. Она круглая, с двенадцатью колоннами и двенадцатью арками, которые держат купол с двенадцатью окнами.

После того, как в 1254 году западной церковью Константина была причислена к лику святых, её мавзолей был обращён в храм, освящённый в честь её имени. Мощи самой Константины после канонизации были перевезены в Ватикан и сегодня находятся в базилике св. Петра.

Если вы будете в Риме, обязательно посетите эту базилику. Она находится на пересечении улиц Виа Номентана и Виа ди Сант Агнесе и открыта для посещения. Рядом находится базилика Сант-Агнес-Фуори-ле-Мура и катакомбы святой Агнесы, которые тоже имеет смысл посетить.

Мавзолей Констанции в Риме – это часть комплекса исторических сооружений, в который входят также церковь Святой Агнессы, руины базилики (в переводе с греческого – царский дом) эпохи раннего христианства. Усыпальница IV в. доступна для посещения туристами при их поездке в столицу Италии. Любителям путешествий можно предварительно ознакомиться с историей строительства, архитектурой, внутренним убранством культового здания.

Мавзолей Святой Констанции

История

Св. Агнесса мученически погибла в 304 г. в 12 лет, когда были гонения на христиан при императоре Диоклетиане. Похоронили ее в катакомбной могиле рядом с участком, на котором впоследствии будет возведен мавзолей Святой Констанции – одной из дочерей правителя.

Начинался современный комплекс сооружений Рима во времена правления императора Константина. Первыми на его месте были построены погребальный зал и баптистерий – здание церкви для проведения обрядов крещения. В 314-315 гг. Папа Римский Сильвестр окрестил в святилище дочерей императора Констанцию, Елену. Мавзолей же строился в период 351-370 гг. Хронология событий, связанных со строительством культового сооружения:

  1. Констанция в знак почитания Агнессы настояла на постройке базилики рядом с катакомбами, в которых была могила святой, распорядилась украсить дом изнутри произведениями искусства. Рядом поставили мавзолей: возможно, взамен щедрых даров дочь императора ожидала получить небесную защиту от св. Агнессы.
  2. Первоначально культовое сооружение, построенное императорской семьей, предназначалось для Констанции. Умерла она в 354 г., порфировый саркофаг с ее телом был установлен в мавзолее.
  3. Вторая дочь императора – Елена – скончалась в 360 г., захоронена в том же сооружении.
  4. Папа Римский Николай I спустя 505 лет впервые назвал культовое здание по имени основательницы мавзолея – св. Констанции.
  5. Переименование сооружения в церковь произошло в XIII в. Папа Алессандро IV переложил останки под центральный алтарь, освятил здание в честь Констанции. Случилось это в 1256 г.

Сегодня храм-мавзолей имеет 2 названия: церковь Св. Констанции, мавзолей Св. Констанции. Историческое значение культового сооружения – в сохранившейся архитектурной структуре того времени, в художественной ценности: оформление внутреннего пространства мозаиками раннего христианства.

Архитектура мавзолея

Контуры здания усыпальницы Св. Констанции выполнены в круглой форме диаметром 29 м. Количество многих элементов сооружения принято равным 12, что может символизировать численность непосредственных учеников Христа – апостолов. Здание несколько раз подвергалось реконструкции, но сохранило первоначальную структуру. Отмечаются такие архитектурные особенности мавзолея:

  1. Материал постройки – декоративный бетон. Остов выполнен в виде 2 колец, опирающихся на аркаду из 12 пар колонн. Первое поддерживается рядом столпов, а второе окружает амбулаторий – обходную галерею, образуя цилиндр. Отсюда есть проход к погребальному залу, к базилике.
  2. Количество арок, окон на куполе усыпальницы – по 12.
  3. Купольное каменное покрытие центрального свода храма, конструкции амбулатория украшены богатой мозаикой. Часть украшений была уничтожена при восстановительных работах в 1620 г.

Мозаичный декор свода

В 1992 г. под главной апсидой – выступом алтарной части храма – археологами были проведены раскопки. Они подтвердили ранее установленные факты истории, дали новые сведения о здании мавзолея.

Внутреннее убранство

При входе в храм первое, что бросается в глаза, – мозаики раннехрастианского периода. Под центральным куполом мавзолея находится простой алтарь в окружении 12 парных столпов.

Внутреннее убранство

Напротив входа (восточная сторона усыпальницы) есть большая ниша с саркофагами, которые лишь копируют оригинальные гробницы. Первозданные сооружения перевезены в средневековом периоде на новые места хранения. В 1606 г. переправлен в трансепт базилики Св. Петра саркофаг Констанции, а 1785 г. – время передачи в музей Ватикана гробницы Елены.

Главная особенность внутреннего убранства мавзолея – мозаика, представляющая смешение языческих и христианских знаков, образов. Многие изображения выглядят как простой геометрический рисунок. Наряду с графическими фигурами присутствуют фрагменты с животными, птицами, людьми, телегами в виноградниках. Есть и сюжеты о Христе:

  • купол над гробницей императора Константина – украшен мозаикой, на которой богочеловек находится в окружении своих апостолов;
  • композиция двух апсид – посвящена Христосу с учениками Петром, Павлом в присутствии овец: один из первых рисунков о наставнике, ведущем свою паству;
  • изображение Христа в фиолетово-золотой тунике – цвета божества и императора, на котором он вручает ключи Петру: последний считается первым Папой Римским.

Под зданием усыпальницы находится система катакомб, по коридорам которых также проводятся экскурсии. Мозаичные панно можно подсветить за дополнительную плату: для приема монет установлен спецавтомат.

Время работы и как добраться

Адрес мавзолея Св. Констанции – ул. Номентана, 349, Рим, Италия. Доехать до культового сооружения удобнее на метро: линия В1, ст. S. Agness/Annibaliano. Можно добраться и на автобусах: 36, 60, 90 до остановки Nomentana-Sant’Agnese.

Мавзолей Констанции на карте Рима

Исторические памятники всегда интересны тем, что есть возможность сравнить разные эпохи существования человечества. Культовые сооружения почитают все поколения людей, поэтому и сохраняются церкви, мавзолеи в первозданном виде чаще других сооружений.

Мавзолей святой Констанции в Риме

Санта Костанца (Santa Costanza) – имперский мавзолей в Риме, который спустя некоторое время получил статус церкви, в Италии известен как мавзолей (Mausoleo di Santa Costanza) и как церковь (Chiesa di Santa Costanza).

Потрясающе красивое здание датируется IV веком нашей эры и считается одним из шедевров раннехристианского искусства, сохранившихся до наших дней.

История строительства

Мавзолей Санта Костанца был назван в честь дочери римского императора Константина Великого, Констанции (Constantia), также известной как Константина (Constantina) и Костанца (Costanza). Однако нынешние специалисты в истории утверждают, что на самом деле мавзолей был построен для младшей дочери Констатина Елены, которая умерла в 360-361 году.

Мавзолей святой Констанции в Риме

Также существуют сведения и о том, что Константин также построил в этом месте баптистерий, где впоследствии отцом Сильвестром (Sylvester) были крещены обе его дочери.

Возведение погребального холла и крестильни предположительно началось после 326 года (после визита Константина в Рим) и закончилось к 329-330 году (смерть сестры императора, которая была также крещена здесь). На протяжении некоторого времени историки считали, что сохранившийся до наших дней мавзолей и есть баптистерий, однако раскопки в северной части крестильни показали в 1992 году наличие там триконха (центрической постройки с тремя абсидами).

После смерти дочери императора в 354 году ее тело было погребено где-то на территории владений Константина. Ранее эксперты в истории утверждали, что Констанция захоронена в мавзолее, однако недавно было установлено, что на момент ее смерти строительство здания мавзолея не было завершено. Поэтому существует вероятность того, что дочь главы Римской империи была похоронена либо в баптистерии, либо в апсиде погребального зала.

Круглый по своей форме мавзолей, богатый фасад которого радует жителей и гостей города и по сей день, был построен в 360-х или 370-х годах. Архитекторы здания при оформлении использовали выигрышную комбинацию элементов христианского искусства и более современных в то время мозаик.

Схема мавзолея Констанции в Риме

Мавзолей носит имя дочери императора Констанции, но многие историки верят, что эта величественная постройка была возведена в честь младшей дочери Константина, Елены, которая в последствии стала женой Юлиана Отступника (Iulianus Apostata), правившего в 361-363 годах.

Будучи дочерью, сестрой и женой нескольких императоров, Елена обладала достаточной властью и уважением и заслужила себе достойное место для погребения. Источники указывают на то, что женщина умерла в 360 или в 361 году в Галлии, однако ее тело было возвращено в Рим для захоронения в мавзолее, куда позже перенесли останки Констанции.

Статус церкви

В 865 году Папа Римский Николай I провел в здании мавзолея службу, после чего здание получило свое название – Санта Костанца.

В XIII веке оно получило статус церкви. На протяжении веков Санта Костанца подвергался неоднократным реставрациям, однако раннехристианский стиль постройки был все же сохранен. В 1620 году кардинал Вералли (Veralli) настоял на проведении масштабных реставрационных работ, во время которых, к сожалению, были значительно повреждены мозаики.

Сегодня в церкви проходят церемонии венчания среди католических пар.

Церемония венчания в мавзолее Констанции Рим

На что обратить внимание

Удивительный мавзолей Санта Костанца, датируемый IV веком, – это круглое кирпичное здание, с западной стороны которого расположилась небольшая паперть. Когда-то постройка имела щипцеобразный атриум у входа и масштабную крытую галерею с колоннадами (руины которых и по сей день остаются на близ расположенной площади).

Внутри здания под центральным сводом находится довольно простой алтарь, окруженный 12 римскими колоннами, образующими аркаду.

Алтарь мавзолей святой Констанции в Риме

Основной изюминкой Санта Костанца является сводчатый барельеф, украшенный мозаиками IV века, отражающими символику языческих религий и христианства.

Мозаики в мавзолее святой Констанции в Риме

Историки также считают, что Санта Костанца – пожалуй, единственная церковь в Риме в убранстве которой четко прослеживается переход от язычества к христианству.

Ниша, что расположена к востоку от центрального входа в мавзолей, расписана дивной мозаикой, где на белом фоне изображены черные звезды со следами позолоты. Ниши, таящиеся к северу и к югу от входа в церковь, датируются V или VII веком. Они сохранились не так хорошо, как другие мозаики, однако в разрисованных фрагментах ниши все же прослеживается задумка автора и великолепие исполнения рисунка. На нише, что находится слева от входа, изображена сцена вручения Иисусом Христом ключей от рая Петру (Traditio Clavium).

Фрески на куполе мавзолея Констанции в Риме

Мозаики на куполе, к великому сожалению, не сохранились до наших дней.

Купол мавзолея Констанции в Риме

Однако по сведениям из достоверных источников под крышей мавзолея ранее были изображены сцены из Нового Завета. Стоит отметить и то, что некогда на мозаиках были нарисованы две женщины, что позволяет предположить, что в Санта Констанца все же были похоронены две дочери великого императора: Елена и Констанция.

Здание, в котором некогда располагался погребальный зал, не выдержало испытание временем. Его руины находятся прямо в саду, неподалеку от мавзолея. Посетителям туда вход запрещен. Тем не менее, если вы будете спускаться с холма к площади Аннибалиано (Piazza Annibaliano), вашему взору откроется отличный вид руин.

Как добраться

Мавзолей расположен в Риме по адресу Via Nomentana 349, на пересечении улиц Виа ди Номентана и Виа ди Санта Агнезе (Via di Santa Agnese).


Добраться сюда можно на автобусе № 90 (выходить на остановке Nomentana/ XXI Aprile). Ближайшая станция метро S. Agnese-Annibaliano (Линия B). Дорога от вокзала Термини (Roma Termini) займёт около 20 минут.

Режим работы

Экскурсии

Для желающих более основательно погрузиться в историю мавзолея Констанции, а также посетить катакомбы и базилику святой Агнессы, советую забронировать индивидуальную экскурсию. Стоимость для вашей компании до 4 человек составит 100 евро, продолжительность 1,5 часа.

Мавзолей Констанции, Рим

Мавзолей Констанции или Санта Констанца в Риме (Mausoleo di Santa Costanza) – это гробница дочери знаменитого императора Византии Константина Великого. Усыпальница является одним из краеугольных камней поздней античной архитектуры. Уже в средние века она была преобразована в церковь. Сегодня мавзолей известен среди туристов своими мозаиками 4 века.

История мавзолея

Мавзолей был построен в период 340–345 годов для упокоения дочери императора Византии. Место было выбрано специально возле места захоронения святой Агнессы, которую почитал Константин.

Спустя несколько веков запустения мавзолей стал использоваться в качестве баптистерия церкви святой Агнессы, построенной по соседству. А в 1254 году, после канонизации Констанции, мавзолей стал отдельной церковью, посвященной святой. Это произошло с легкой руки Папы Римского Александра IV.

В 1992 году возле мавзолея были проведены археологические раскопки, после чего церковь и гробница были отреставрированы.

Архитектура

Здание представляет собой некую смесь раннехристианской и поздней римской архитектуры. Она имеет в основе круглый план. Сооружение увенчано куполом диаметром 22,5 метра, под которым расположены 12 окон, обеспечивающие освещение. Купол поддерживается 12 парами колонн, расположенных по кругу и радиально соединенных композитными капителями. Внешний ряд колонн ограничивает кольцевой коридор, покрытый сводами. Такое архитектурное решение дает очень интересную грань между светом и сумерками в храме.

В толстой внешней стене есть множество ниш, в одной из которых и был размещен порфировый саркофаг Констанции. Сегодня последний находится в одном из музеев Ватикана. После превращения мавзолея в баптистерий снаружи был пристроен притвор с двумя небольшими боковыми апсидами. Сейчас сохранилась лишь основа от крестильного шрифта.

Мозаики

Стены барабана здания украшены инкрустациями драгоценного мрамора. Мозаики потолка из-за плохой сохранности были заменены соответствующими фресками. Внешний круг имеет иллюстрации рыбной ловли, а внутренний сцены из Ветхого и Нового Заветов.

2688332_800x600_Mausoleo_di_santa_costan

До наших дней сохранились оригинальные мозаики 4 века, размещенные на стенах кольцевого коридора. Среди них преобладают геометрические, животные и растительные мотивы. Одна из мозаик изображает женщину, и некоторые исследователи считают, что это портрет самой Константины. В двух нишах внешней стены есть типичные мозаики того времени: Апостол Петр и Христос-законодатель. Последняя датируется 360 годом и признана старейшей монументальной мозаикой в Риме.

Как доехать

Мавзолей Санта Констанца расположен на северо-востоке от центра Рима, на одной из самых больших улиц города, Via Nomentana, 349. В некотором удалении от него находится известная вилла Торлония. Возле усыпальницы есть автобусная остановка Nomentana/S. Agnese (маршруты 66, 84, N4).

Время работы: каждый день с 9:00 до 18:00. Телефон для информации (+39) 06 86205456.

DSC_5996

Мне интересно, как традиционные напольные мозаики вдруг оказываются на потолке. Как дежурный белый фон становится "светом".
Интересна вообще необычная пространственная композиция, предполагающая непрерывное движение по кругу.

DSC_1576.jpg

Мозаики галереи довольно хорошо сохранились, а от мозаик центральной части и купола не осталось ничего, кроме рисунков 16 века.
Интересны мощные антропоморфные канделябры, которые образуют конструкцию.
Интересен разный масштаб фигур в сюжетах: мне показалось, что композиции с крупными фигурами чередуются с композициями с мелкими, что усиливает эффект движения по кругу.
Что касается сюжетов - это 6 сцен из Ветхого, и 6 сцен из Нового завета.

1.

DSC_1575.jpg

не возмусь их атрибутировать - получатся только мои догадки. Попробуйте сами.

2.

DSC_1574.jpg

Акварель Франческо д`Оланда. 1538/9 год.
Нижняя часть мозаики - объединяющий все сюжеты "нильский пейзаж".

3.

DSC_1577.jpg

в подкупольном пространстве было мозаичное продолжение архитектурных мотивов.

4.

О мозаиках в нишах галереи.
Западная ниша.

DSC_1578.jpg

Христос здесь как правитель мира, восседающий на небесной сфере, передаёт Петру ключ от Рая.

5.

DSC_6006

Вокруг - райские пальмы.

6.

DSC_6003

Мозаика была частично отреставрирована, и теперь стало трудно однозначно сказать, что именно передаёт Христос Петру. Рука Христа тоже выглядит странно.

7.

DSC_6004

Я нигде в более ранних мозаиках не видел решения фона горизонтальными цветными облаками - примечательно, что это станет традицией.

4.

DSC_5861

Интересно, как набрана пурпурная туника Христа - горизонтальные поочерёдно голубые и красные строчки.

5.

DSC_5843

Здесь уже пришедшие из катакомбной живописи красные опуши, которые тоже стали устойчивой традицией.

6.

DSC_5873

Рассмотрим фрагменты. Кроме цветной лепки формы, здесь интересно, что модуль камня для личного точно такой же, как для фона и одежд.
Интересен, конечно, объемный нимб и синие строчки, прошедшие в волосы и бороду.

7.

DSC_5876

сложно понять, где подлинные и где реставрированные куски.
здесь интересно, как цвет фона проходит внутрь лица Петра.

8.

DSC_5994

интересно, почему верхняя опушь проведена очень криво - было ли так задумано? Провести линию прямо здесь не составило бы никакого труда.

9.

DSC_1579.jpg

вторая, восточная ниша.
здесь Христос-Правитель мира, стоящий на вершине горы, из которой вытекают четыре райские реки.

10.

DSC_5959

Христос передаёт Петру свиток с надписью Dominus pacem dat (Господь даёт мир?)
Слева - апостол Павел.
Довольно странно, что и в предыдущей сцене изображен Петр, но безбородым и юным перед бородатым Христом, а здесь напротив, бородатый Петр перед безбородым Христом.

11.

DSC_5988

эту мозаику было труднее сфотографировать, потому что ниша была загорожена.

12.

DSC_5973

интересна рука Христа, перерастающая в пальму

17.

DSC_5972

структура облаков, слева разреженная, а справа плотная

18.

DSC_5909

моделировка формы в голове и шее Христа подсказывает мне, что это поздняя реконструкция. Не ве-рю!

20.

DSC_5910

Петр получился очень необычный - с очень русским носом. И, почему-то верится в то, что это подлинный фрагмент.
Примечательно, что рисующие и обводные строчки все время немного меняют цвет, "мерцают".

21.

DSC_5907

а здесь какой-то эффект бокового освещения

22.

DSC_5919

Петр совсем растворяется в белом фоне.

23.

DSC_5913

цвета очень немного, иногда всего несколько камней в монохромной строчке

25.

DSC_5912

неподражаемые цветные обводки (овечий хвост)

26.

DSC_5989

В следующем посте на эту тему покажу фотографии мозаичного потолка.

27.

Читайте также: