Мавзолей констанции в риме кратко
Обновлено: 02.07.2024
Сегодня базилика св. Констанции является одной из старейших церквей Рима и одна из двух базилик круглой формы, наряду с ротондой св. Стефания. Считается, что она была построена как мавзолей Константины, дочери императора Константина в 4 веке.
Константина была старшей дочерью императора Константина Великого, того самого, который в 313 году узаконил христианство, сделав его официальной религией Империи и тем самым избавив христиан от гонений. Но на самом деле мавзолей был построен для младшей дочери Константина Елены, и Константина нашла здесь своё последнее пристанище согласно завещанию, согласно которому обе сестры должны были быть похоронены вместе.
Этот мавзолей представляет собой нечто большее, чем просто здание: как и надлежало усыпальнице дочери императора, он был богато украшен. И сегодня это самая настоящая сокровищница раннехристианского искусства в Риме.
Его древние мозаики идеально зафиксировали переход от языческого искусства к христианскому: здесь можно видеть, какие старые традиции перенимали ранние христиане. Такой, к примеру, является сцена сбора винограда.
Кстати, знаете, что это за палочки в руках у людей, которые давят виноград? Это такие специальные крючки, которыми можно было ухватиться за конструкцию на потолке, в случае если работник поскользнётся.
Еще одна интересная вещь в мавзолее - это его форма. Она круглая, с двенадцатью колоннами и двенадцатью арками, которые держат купол с двенадцатью окнами.
После того, как в 1254 году западной церковью Константина была причислена к лику святых, её мавзолей был обращён в храм, освящённый в честь её имени. Мощи самой Константины после канонизации были перевезены в Ватикан и сегодня находятся в базилике св. Петра.
Если вы будете в Риме, обязательно посетите эту базилику. Она находится на пересечении улиц Виа Номентана и Виа ди Сант Агнесе и открыта для посещения. Рядом находится базилика Сант-Агнес-Фуори-ле-Мура и катакомбы святой Агнесы, которые тоже имеет смысл посетить.
Мавзолей Констанции в Риме – это часть комплекса исторических сооружений, в который входят также церковь Святой Агнессы, руины базилики (в переводе с греческого – царский дом) эпохи раннего христианства. Усыпальница IV в. доступна для посещения туристами при их поездке в столицу Италии. Любителям путешествий можно предварительно ознакомиться с историей строительства, архитектурой, внутренним убранством культового здания.
История
Св. Агнесса мученически погибла в 304 г. в 12 лет, когда были гонения на христиан при императоре Диоклетиане. Похоронили ее в катакомбной могиле рядом с участком, на котором впоследствии будет возведен мавзолей Святой Констанции – одной из дочерей правителя.
Начинался современный комплекс сооружений Рима во времена правления императора Константина. Первыми на его месте были построены погребальный зал и баптистерий – здание церкви для проведения обрядов крещения. В 314-315 гг. Папа Римский Сильвестр окрестил в святилище дочерей императора Констанцию, Елену. Мавзолей же строился в период 351-370 гг. Хронология событий, связанных со строительством культового сооружения:
- Констанция в знак почитания Агнессы настояла на постройке базилики рядом с катакомбами, в которых была могила святой, распорядилась украсить дом изнутри произведениями искусства. Рядом поставили мавзолей: возможно, взамен щедрых даров дочь императора ожидала получить небесную защиту от св. Агнессы.
- Первоначально культовое сооружение, построенное императорской семьей, предназначалось для Констанции. Умерла она в 354 г., порфировый саркофаг с ее телом был установлен в мавзолее.
- Вторая дочь императора – Елена – скончалась в 360 г., захоронена в том же сооружении.
- Папа Римский Николай I спустя 505 лет впервые назвал культовое здание по имени основательницы мавзолея – св. Констанции.
- Переименование сооружения в церковь произошло в XIII в. Папа Алессандро IV переложил останки под центральный алтарь, освятил здание в честь Констанции. Случилось это в 1256 г.
Сегодня храм-мавзолей имеет 2 названия: церковь Св. Констанции, мавзолей Св. Констанции. Историческое значение культового сооружения – в сохранившейся архитектурной структуре того времени, в художественной ценности: оформление внутреннего пространства мозаиками раннего христианства.
Архитектура мавзолея
Контуры здания усыпальницы Св. Констанции выполнены в круглой форме диаметром 29 м. Количество многих элементов сооружения принято равным 12, что может символизировать численность непосредственных учеников Христа – апостолов. Здание несколько раз подвергалось реконструкции, но сохранило первоначальную структуру. Отмечаются такие архитектурные особенности мавзолея:
- Материал постройки – декоративный бетон. Остов выполнен в виде 2 колец, опирающихся на аркаду из 12 пар колонн. Первое поддерживается рядом столпов, а второе окружает амбулаторий – обходную галерею, образуя цилиндр. Отсюда есть проход к погребальному залу, к базилике.
- Количество арок, окон на куполе усыпальницы – по 12.
- Купольное каменное покрытие центрального свода храма, конструкции амбулатория украшены богатой мозаикой. Часть украшений была уничтожена при восстановительных работах в 1620 г.
В 1992 г. под главной апсидой – выступом алтарной части храма – археологами были проведены раскопки. Они подтвердили ранее установленные факты истории, дали новые сведения о здании мавзолея.
Внутреннее убранство
При входе в храм первое, что бросается в глаза, – мозаики раннехрастианского периода. Под центральным куполом мавзолея находится простой алтарь в окружении 12 парных столпов.
Напротив входа (восточная сторона усыпальницы) есть большая ниша с саркофагами, которые лишь копируют оригинальные гробницы. Первозданные сооружения перевезены в средневековом периоде на новые места хранения. В 1606 г. переправлен в трансепт базилики Св. Петра саркофаг Констанции, а 1785 г. – время передачи в музей Ватикана гробницы Елены.
Главная особенность внутреннего убранства мавзолея – мозаика, представляющая смешение языческих и христианских знаков, образов. Многие изображения выглядят как простой геометрический рисунок. Наряду с графическими фигурами присутствуют фрагменты с животными, птицами, людьми, телегами в виноградниках. Есть и сюжеты о Христе:
- купол над гробницей императора Константина – украшен мозаикой, на которой богочеловек находится в окружении своих апостолов;
- композиция двух апсид – посвящена Христосу с учениками Петром, Павлом в присутствии овец: один из первых рисунков о наставнике, ведущем свою паству;
- изображение Христа в фиолетово-золотой тунике – цвета божества и императора, на котором он вручает ключи Петру: последний считается первым Папой Римским.
Под зданием усыпальницы находится система катакомб, по коридорам которых также проводятся экскурсии. Мозаичные панно можно подсветить за дополнительную плату: для приема монет установлен спецавтомат.
Время работы и как добраться
Адрес мавзолея Св. Констанции – ул. Номентана, 349, Рим, Италия. Доехать до культового сооружения удобнее на метро: линия В1, ст. S. Agness/Annibaliano. Можно добраться и на автобусах: 36, 60, 90 до остановки Nomentana-Sant’Agnese.
Исторические памятники всегда интересны тем, что есть возможность сравнить разные эпохи существования человечества. Культовые сооружения почитают все поколения людей, поэтому и сохраняются церкви, мавзолеи в первозданном виде чаще других сооружений.
Санта Костанца (Santa Costanza) – имперский мавзолей в Риме, который спустя некоторое время получил статус церкви, в Италии известен как мавзолей (Mausoleo di Santa Costanza) и как церковь (Chiesa di Santa Costanza).
Потрясающе красивое здание датируется IV веком нашей эры и считается одним из шедевров раннехристианского искусства, сохранившихся до наших дней.
История строительства
Мавзолей Санта Костанца был назван в честь дочери римского императора Константина Великого, Констанции (Constantia), также известной как Константина (Constantina) и Костанца (Costanza). Однако нынешние специалисты в истории утверждают, что на самом деле мавзолей был построен для младшей дочери Констатина Елены, которая умерла в 360-361 году.
Также существуют сведения и о том, что Константин также построил в этом месте баптистерий, где впоследствии отцом Сильвестром (Sylvester) были крещены обе его дочери.
Возведение погребального холла и крестильни предположительно началось после 326 года (после визита Константина в Рим) и закончилось к 329-330 году (смерть сестры императора, которая была также крещена здесь). На протяжении некоторого времени историки считали, что сохранившийся до наших дней мавзолей и есть баптистерий, однако раскопки в северной части крестильни показали в 1992 году наличие там триконха (центрической постройки с тремя абсидами).
После смерти дочери императора в 354 году ее тело было погребено где-то на территории владений Константина. Ранее эксперты в истории утверждали, что Констанция захоронена в мавзолее, однако недавно было установлено, что на момент ее смерти строительство здания мавзолея не было завершено. Поэтому существует вероятность того, что дочь главы Римской империи была похоронена либо в баптистерии, либо в апсиде погребального зала.
Круглый по своей форме мавзолей, богатый фасад которого радует жителей и гостей города и по сей день, был построен в 360-х или 370-х годах. Архитекторы здания при оформлении использовали выигрышную комбинацию элементов христианского искусства и более современных в то время мозаик.
Мавзолей носит имя дочери императора Констанции, но многие историки верят, что эта величественная постройка была возведена в честь младшей дочери Константина, Елены, которая в последствии стала женой Юлиана Отступника (Iulianus Apostata), правившего в 361-363 годах.
Будучи дочерью, сестрой и женой нескольких императоров, Елена обладала достаточной властью и уважением и заслужила себе достойное место для погребения. Источники указывают на то, что женщина умерла в 360 или в 361 году в Галлии, однако ее тело было возвращено в Рим для захоронения в мавзолее, куда позже перенесли останки Констанции.
Статус церкви
В 865 году Папа Римский Николай I провел в здании мавзолея службу, после чего здание получило свое название – Санта Костанца.
В XIII веке оно получило статус церкви. На протяжении веков Санта Костанца подвергался неоднократным реставрациям, однако раннехристианский стиль постройки был все же сохранен. В 1620 году кардинал Вералли (Veralli) настоял на проведении масштабных реставрационных работ, во время которых, к сожалению, были значительно повреждены мозаики.
Сегодня в церкви проходят церемонии венчания среди католических пар.
На что обратить внимание
Удивительный мавзолей Санта Костанца, датируемый IV веком, – это круглое кирпичное здание, с западной стороны которого расположилась небольшая паперть. Когда-то постройка имела щипцеобразный атриум у входа и масштабную крытую галерею с колоннадами (руины которых и по сей день остаются на близ расположенной площади).
Внутри здания под центральным сводом находится довольно простой алтарь, окруженный 12 римскими колоннами, образующими аркаду.
Основной изюминкой Санта Костанца является сводчатый барельеф, украшенный мозаиками IV века, отражающими символику языческих религий и христианства.
Историки также считают, что Санта Костанца – пожалуй, единственная церковь в Риме в убранстве которой четко прослеживается переход от язычества к христианству.
Ниша, что расположена к востоку от центрального входа в мавзолей, расписана дивной мозаикой, где на белом фоне изображены черные звезды со следами позолоты. Ниши, таящиеся к северу и к югу от входа в церковь, датируются V или VII веком. Они сохранились не так хорошо, как другие мозаики, однако в разрисованных фрагментах ниши все же прослеживается задумка автора и великолепие исполнения рисунка. На нише, что находится слева от входа, изображена сцена вручения Иисусом Христом ключей от рая Петру (Traditio Clavium).
Мозаики на куполе, к великому сожалению, не сохранились до наших дней.
Однако по сведениям из достоверных источников под крышей мавзолея ранее были изображены сцены из Нового Завета. Стоит отметить и то, что некогда на мозаиках были нарисованы две женщины, что позволяет предположить, что в Санта Констанца все же были похоронены две дочери великого императора: Елена и Констанция.
Здание, в котором некогда располагался погребальный зал, не выдержало испытание временем. Его руины находятся прямо в саду, неподалеку от мавзолея. Посетителям туда вход запрещен. Тем не менее, если вы будете спускаться с холма к площади Аннибалиано (Piazza Annibaliano), вашему взору откроется отличный вид руин.
Как добраться
Мавзолей расположен в Риме по адресу Via Nomentana 349, на пересечении улиц Виа ди Номентана и Виа ди Санта Агнезе (Via di Santa Agnese).
Добраться сюда можно на автобусе № 90 (выходить на остановке Nomentana/ XXI Aprile). Ближайшая станция метро S. Agnese-Annibaliano (Линия B). Дорога от вокзала Термини (Roma Termini) займёт около 20 минут.
Режим работы
Экскурсии
Для желающих более основательно погрузиться в историю мавзолея Констанции, а также посетить катакомбы и базилику святой Агнессы, советую забронировать индивидуальную экскурсию. Стоимость для вашей компании до 4 человек составит 100 евро, продолжительность 1,5 часа.
Мавзолей Констанции или Санта Констанца в Риме (Mausoleo di Santa Costanza) – это гробница дочери знаменитого императора Византии Константина Великого. Усыпальница является одним из краеугольных камней поздней античной архитектуры. Уже в средние века она была преобразована в церковь. Сегодня мавзолей известен среди туристов своими мозаиками 4 века.
История мавзолея
Мавзолей был построен в период 340–345 годов для упокоения дочери императора Византии. Место было выбрано специально возле места захоронения святой Агнессы, которую почитал Константин.
Спустя несколько веков запустения мавзолей стал использоваться в качестве баптистерия церкви святой Агнессы, построенной по соседству. А в 1254 году, после канонизации Констанции, мавзолей стал отдельной церковью, посвященной святой. Это произошло с легкой руки Папы Римского Александра IV.
В 1992 году возле мавзолея были проведены археологические раскопки, после чего церковь и гробница были отреставрированы.
Архитектура
Здание представляет собой некую смесь раннехристианской и поздней римской архитектуры. Она имеет в основе круглый план. Сооружение увенчано куполом диаметром 22,5 метра, под которым расположены 12 окон, обеспечивающие освещение. Купол поддерживается 12 парами колонн, расположенных по кругу и радиально соединенных композитными капителями. Внешний ряд колонн ограничивает кольцевой коридор, покрытый сводами. Такое архитектурное решение дает очень интересную грань между светом и сумерками в храме.
В толстой внешней стене есть множество ниш, в одной из которых и был размещен порфировый саркофаг Констанции. Сегодня последний находится в одном из музеев Ватикана. После превращения мавзолея в баптистерий снаружи был пристроен притвор с двумя небольшими боковыми апсидами. Сейчас сохранилась лишь основа от крестильного шрифта.
Мозаики
Стены барабана здания украшены инкрустациями драгоценного мрамора. Мозаики потолка из-за плохой сохранности были заменены соответствующими фресками. Внешний круг имеет иллюстрации рыбной ловли, а внутренний сцены из Ветхого и Нового Заветов.
До наших дней сохранились оригинальные мозаики 4 века, размещенные на стенах кольцевого коридора. Среди них преобладают геометрические, животные и растительные мотивы. Одна из мозаик изображает женщину, и некоторые исследователи считают, что это портрет самой Константины. В двух нишах внешней стены есть типичные мозаики того времени: Апостол Петр и Христос-законодатель. Последняя датируется 360 годом и признана старейшей монументальной мозаикой в Риме.
Как доехать
Мавзолей Санта Констанца расположен на северо-востоке от центра Рима, на одной из самых больших улиц города, Via Nomentana, 349. В некотором удалении от него находится известная вилла Торлония. Возле усыпальницы есть автобусная остановка Nomentana/S. Agnese (маршруты 66, 84, N4).
Время работы: каждый день с 9:00 до 18:00. Телефон для информации (+39) 06 86205456.
Мне интересно, как традиционные напольные мозаики вдруг оказываются на потолке. Как дежурный белый фон становится "светом".
Интересна вообще необычная пространственная композиция, предполагающая непрерывное движение по кругу.
Мозаики галереи довольно хорошо сохранились, а от мозаик центральной части и купола не осталось ничего, кроме рисунков 16 века.
Интересны мощные антропоморфные канделябры, которые образуют конструкцию.
Интересен разный масштаб фигур в сюжетах: мне показалось, что композиции с крупными фигурами чередуются с композициями с мелкими, что усиливает эффект движения по кругу.
Что касается сюжетов - это 6 сцен из Ветхого, и 6 сцен из Нового завета.
1.
не возмусь их атрибутировать - получатся только мои догадки. Попробуйте сами.
2.
Акварель Франческо д`Оланда. 1538/9 год.
Нижняя часть мозаики - объединяющий все сюжеты "нильский пейзаж".
3.
в подкупольном пространстве было мозаичное продолжение архитектурных мотивов.
4.
О мозаиках в нишах галереи.
Западная ниша.
Христос здесь как правитель мира, восседающий на небесной сфере, передаёт Петру ключ от Рая.
5.
Вокруг - райские пальмы.
6.
Мозаика была частично отреставрирована, и теперь стало трудно однозначно сказать, что именно передаёт Христос Петру. Рука Христа тоже выглядит странно.
7.
Я нигде в более ранних мозаиках не видел решения фона горизонтальными цветными облаками - примечательно, что это станет традицией.
4.
Интересно, как набрана пурпурная туника Христа - горизонтальные поочерёдно голубые и красные строчки.
5.
Здесь уже пришедшие из катакомбной живописи красные опуши, которые тоже стали устойчивой традицией.
6.
Рассмотрим фрагменты. Кроме цветной лепки формы, здесь интересно, что модуль камня для личного точно такой же, как для фона и одежд.
Интересен, конечно, объемный нимб и синие строчки, прошедшие в волосы и бороду.
7.
сложно понять, где подлинные и где реставрированные куски.
здесь интересно, как цвет фона проходит внутрь лица Петра.
8.
интересно, почему верхняя опушь проведена очень криво - было ли так задумано? Провести линию прямо здесь не составило бы никакого труда.
9.
вторая, восточная ниша.
здесь Христос-Правитель мира, стоящий на вершине горы, из которой вытекают четыре райские реки.
10.
Христос передаёт Петру свиток с надписью Dominus pacem dat (Господь даёт мир?)
Слева - апостол Павел.
Довольно странно, что и в предыдущей сцене изображен Петр, но безбородым и юным перед бородатым Христом, а здесь напротив, бородатый Петр перед безбородым Христом.
11.
эту мозаику было труднее сфотографировать, потому что ниша была загорожена.
12.
интересна рука Христа, перерастающая в пальму
17.
структура облаков, слева разреженная, а справа плотная
18.
моделировка формы в голове и шее Христа подсказывает мне, что это поздняя реконструкция. Не ве-рю!
20.
Петр получился очень необычный - с очень русским носом. И, почему-то верится в то, что это подлинный фрагмент.
Примечательно, что рисующие и обводные строчки все время немного меняют цвет, "мерцают".
21.
а здесь какой-то эффект бокового освещения
22.
Петр совсем растворяется в белом фоне.
23.
цвета очень немного, иногда всего несколько камней в монохромной строчке
25.
неподражаемые цветные обводки (овечий хвост)
26.
В следующем посте на эту тему покажу фотографии мозаичного потолка.
27.
Читайте также: