Матвеев скульптор биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931), доктор искусствоведения и профессор (1939).

Учился: Боголюбовское рисовальное училище, у В.В. Коновалова и Т.П. Сальвини-Баракки, студия живописи при Саратовском обществе любителей изящных искусств (1896-99), МУЖВЗ (1899-1902), у С.М. Вол-нухина, С.И. Иванова, П.П. Трубецкого. Занимался в частных студиях Парижа (1906-07).

Преподавал: МУЖВЗ, ЦУТР (заведовал скульптурным отделением) и ГСХМ в Петрограде (1917-20), ИЖСА (1932-48), директор 1932-34; МГХИ (1940-48).

Награды ведомственные и другие: Малая Серебряная медаль и премия С.М. Третьякова (1901), Золотая медаль Всемирной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925), Почётный диплом XIV Всемирной выставки в Венгрии (1925),


Благодаря существовавшим в городе Радищевскому музею и Боголюбовскому рисовальному училищу Саратов на рубеже XX века был своеобразным питомником молодых дарований. В Саратове начинали живописцы Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Уткин, Петров-Водкин. Как и они, Матвеев первоначальное художественное воспитание получил в Боголюбовском училище. К концу пребывания в училище вполне определилось призвание молодого Матвеева.

В 1899 году он переезжает в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он познакомился с С. И. Мамонтовым и стал работать в его мастерских. В 1902-1904 годах на выставках появляются его первые самостоятельные работы.

В начале 1906 года Матвеев отправляется в Париж. Здесь он знакомится с искусством недавно умершего Гогена, с живописью Матисса, со скульптурами Родена и Менье.

В годы учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества и в первые годы самостоятельности Матвеев находится под влиянием импрессионистской манеры. В ней создает он большинство своих работ: портретные статуэтки и бюсты Шаляпина, Мусатова, Трубецкого, Мамонтова.

Первые годы по возвращении из Парижа Матвеев посвящает преодолению импрессионизма, поискам устойчивой композиции. Он стремился к статике цельной и органичной – динамическое примирение объема с пространством. Он искал секрет где-то в изначальных родниках полусознания, полудремы. Может быть, поэтому он лепил юношей. В зыбкости и неуверенности их движений, их форм, их мышления он нащупывал путь к совершенству, к уравновешенности, к гармонии. Но это ему не всегда удавалось. Часто формы его наполняла тревога, отчаяние, страх.

Пробуждающийся

Его целиком поглощает интерес к появляющимся формам. Он следил только за тем, чтобы его творение не лгало. Он старался наполнить его тем мягким светом, который, ритмично пульсируя, равно соответствует молчанию и торжеству, солнцу и ночи.

Работая статую, Матвеев мыслил ее как часть мира природы, мечтая, чтобы резец его бороздил камень, как реки землю, как ветер создает причудливые формы скал.

Также талантливо, правдиво и поэтично выполнено надгробие Борисову-Мусатову. Под сенью берез на удлиненном, простой формы пьедестале покоится фигура обнаженного спящего мальчика. Образ чрезвычайно простой, но очень проникновенный, говорящий о безмерной печали по безвременно умершему другу.

Надгробие Борисову-Мусатову

Памятник возвещал о покое. Покой и сон. Трепет летней листвы. Неподвижность земли. Фигура уснувшего мальчика. Красный гранит. Горельеф, обращенный к небу. И венки. Кольца венков. Символ завершенности, символ совершенства, окаймленный полевыми цветами.

Юноша

Революция 1917 года вызвала в художнике прилив новых творческих сил. Основной работой Матвеева первых лет революции стала статуя Карла Маркса, воздвигнутая перед Смольным в 1918 году. В памятнике Марксу скульптор обратился к новой для себя задаче. Мастер продуманных работ несколько замкнутого характера теперь решил выйти на площадь, говорить с людьми ясным, понятным языком, идейно и эмоционально воздействовать на них. И он справился с этой трудной задачей. К сожалению, воздвигнутая из временного материала статуя Маркса простояла недолго.

Октябрь

Женская фигура

Автопортрет

Для любителей подводной охоты естественным будет подводное ружье Зелинка купить по приемлемой цене. Такое ружьё вкупе с прочим снаряжением обеспечит море удовольствия от подводного сафари.



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько



Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,



Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан



Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться



Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур



Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена



Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе



Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца



Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

Едоки картофеля



Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора



Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь



На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия



Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд



Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь



Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,



Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

Матвеев Александр Терентьевич ( 13 (25) августа 1878 ( 18780825 ) , Саратов — 22 октября 1960, Москва) — русский, советский ваятель, искусствовед; мастер и педагог, оказавший своим творчеством заметное влияние на развитие современного пластического искусства. Один из организаторов, идейных вдохновителей и активных участников многих творческих объединений первой трети XX века. Профессор: ЦУТР в Петрограде (1917), Академия Художеств (1918—1948; директор 1932—1934). Доктор искусствоведения (1939). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). [1]

Содержание

Биография









Творчество

Годы учёбы



Все мы, саратовцы, у него учились. Он в совершенстве владел преподавательским методом Чистякова, да и сам он был человек темпераментный, способный воодушевить молодёжь.

Эта строгая школа чистяковского рисунка очень пригодилась Александру Матвееву. В Саратове он начал заниматься мелкой пластикой (к этой камерной форме скульптор будет возвращаться постоянно, при любых жизненных обстоятельствах такое самовыражение позволит ему пребывать в непрерывном творческом процессе) — режет из алебастра фигурки и группы, вкомпановывает их в небольшие осколки дымчато-прозрачного камня; лепит из глины портреты, а в 1899 по примеру своего старшего друга, В. Э. Мусатова, пеоступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.





Особый смысл в сложении мировоззрения художника приобретает в это время диалог с В. Э. Борисовым-Мусатовым, который, конечно, во многом определял умонастроения всей саратовской, и не только саратовской — художественной молодёжи того времени. Виктор Эльпидифович, возможно, был самым первым, кто заметил самобытные черты дарования А. Т. Матвеева; этот проникновенный живописец, тонкий колорист будет в дальнейшем способствовать пониманию его таланта — уже в пору завершения московского ученичества А. Т. Матвеева он в своей неформальной рекомендации скажет [2] :

Учится он в Московской школе у Трубецкого. Самый его рьяный последователь и любимец. Талантливый очень. Мне кажется, из него будет прок большой. У него есть несколько бюстов портретов недурных. [13]

Копировать натуру я могу выучить любого дурака в три месяца.

Метод





А. Матвеев. Памятник В. Э. Борисову-Мусатову в Тарусе. 1909. Гипсовый отливок с гранитного оригинала.

Когда искусство в муках осознало
Природу формы и её строенье,
Сперва оно дало ей преломленье
В модели из любого матерьяла.

Затем, чтоб в грубом камне мысль предстала,
Резец и молот проявляют рвенье
И порождают дивное творенье,
Изъяв из глыбы вечные начала.

Кикерино. Крым. Петербург



В 1912 году, после гибели Н. Сапунова пустовала его мастерская на Васильевском острове в доме Майкова, А. Т. Матвеев переезжает в Санкт-Петербург.

Принципы









Матвеев — враг канонов, пригодных на все случаи жизни. Возвышенные глазом и осязаемые рукой пропорции его произведений неповторимы, ибо зарождаются они в ходе ваяния с натуры, подсказываются сочувствием к человеку, сознанием содержательности его внутреннего мира [2] .

Однако творчество А. Т. Матвеева также опирается на опыт. Реминисценции у скульптора не выглядят воспроизведением или реконструкцией, имитацией великих образцов. Не обращаясь к указанию и детальному сопоставлению всех этих матвеевских прочтений, — они лежат на поверхности, но живут самостоятельной жизнью, подчинённой той самой логике построения, — можно видеть эту творческую преемственность не в форме, а в совершенствовании принципа.





После 1917-го













А. Матвеев. Сидящий мальчик. 1909. Гипс окрашенный. ГРМ. Бронзовый отлив установлен на могиле скульптора.

Школа



А. Т. Матвеев оказал глубокое влияние на развитие русской и советской скульптуры и творчеством, и своей преподавательской деятельностью. Если учесть, что начало тому было положено ещё до окончания скульптором Боголюбовского училища (занятия лепкой со слепыми детьми), то для Александра Матвеева педагогический опыт измеряется полувековым сроком, а официальный — тридцатью годами. Но несмотря на то, что эта практика была безосновательно и бесцеремонно прервана именно в то время, когда в ней, как в носительнице лучших творческих традиций, испытывала особую потребность высшая школа [26] , связь поколений не замерла полностью — уже воспринявшие и хорошо осознавшие её, этой традиции принципы, ученики мастера развивали их и со своими подопечными и в собственном творческом поиске, обращаясь к учителю за советом в минуты исканий и сомнений.

Искусствовед Е. Б. Мурина указывает на то, что А. Т. Матвеев не оставил никаких теоретических трудов, которые могли бы явиться ключом к его творчеству. Сами его произведения — это всё, чем исчерпывается возможность получить представление о его взглядах, о тех же частных профессиональных соображениях скульптора на этот счёт. Сохранившиеся в записках и воспоминаниях учеников разговоры с ним, его высказывания — всё это имеет отношение только к задачам преподавания, к мировоззрению его как педагога. [12]





1-й план: Н. М. Чернышев, З. Я. Мостова-Матвеева, А. Т. Матвеев; 2-й план: И. Н. Никонова, А. М. Игнатьев, Г. А. Шульц, Б. Е. Каплянский. 1-й съезд художников. Москва. 1957

Работа с натуры — основная и чрезвычайно важная часть этой системы. Шаг за шагом, от преодоления пассивного копирования к процессу осмысленного видения натуры, от построения фигур во фронтальном положении, в ротации, с разным числом точек опоры, — к поиску композиционного равновесия и соответствия её задачам выразительности, интонациям и так далее — скульптуры как интеграции всех этих факторов, использованных осознанно художником. Александр Матвеев говорит [14] :

Я учу, что работать надо не рукой и не глазом, а головой. Не изменять надо натуру, а осмысливать.

К школе Александра Терентьевича Матвеева принадлежат скульпторы: А. В. Андреева-Петошина, М. К. Аникушин, М. Ф. Бабурин, Р. Г. Бадова, А. И. Бассехес [20] , Е. Ф. Белашова, Л. Л. Берлин, И. Ф. Блюмель, В. Ф. Богатырёв, В. Я. Боголюбов, Н. В. Богушевская, А. Д. Бржезицкая, М. А. Вайнман, Б. Я. Воробьёв, М. Р. Габе, Е. А. Гендельман, Э. Ш. Герценштейн, К. П. Дёмина, К. Ф. Зале, Л. К. Ивановский, А. М. Игнатьев, В. В. Исаева, Б. Е. Каплянский, Р. С. Кириллова, И.. А. Классеп, И. И. Козловский, Н. А. Кольцов, Е. П. Крупина, Т. С. Кучкина, Г.-Н. А. Лавинский, Г. П. Левицкая, М. Т. Литовченко, А. Л. Малахин, Л. Р. Малько, Ж. Я. Меллуп, Л. А. Месс, С. М. Миренская, Н. С. Могилевский, Н. Б. Никогосян, В. П. Николаев [27] , И. Н. Никонова, С. Л. Островская, С. Ф. Пилипейко, Ю. П. Поммер, А. И. Посядо, Г. Б. Пьянкова-Рахманина, С. Л. Рабинович, В. Л. Рыбалко, К. С. Рыжов [28] , Н. Л. Рябинин, П. В. Сабсай [29] , Н. Н. Савватеев, В. А. Синайский, В. Г. Стамов, Г. С. Столбова, А. А. Стрекавин, И. И. Суворов, М. М. Суцкевер, А. П. Тимченко, А. П. Файдыш-Крандиевский, А. Н. Филиппова-Рукавишникова, М. М. Харламова, Н. И. Хлестова, Л. М. Холина, Л. Я. Хортик, А. Н. Чернецкий, Б. Р. Шалютин, В. Б. Шелов-Коведяев, Г. А. Шульц, Л. Ю. Эйдлин, В. В. Эллонен, О. Г. Эльдаров, Г. Д. Ястребницкий, Г. Н. Ясько и другие. [3] [30] [31] .

Память

В 1980 году к 100-летию мастера был открыт небольшой [32] мемориальный музей-мастерская А. Т. Матвеева в Москве. В экспозиции представлено несколько подлинников и гипсовые отливы произведений скульптора. Отливы, включённые в коллекцию музея сделаны под руководством учеников А. Т. Матвеева и при непосредственном участии их, составивших Комиссию по его наследию — Ю. Поммера, Г. А. Шульца, Р. Бадовой и В. Шелова. По требованию Комиссии в музей были возвращены, ранее взятые Русским музеем из мастерской скульптора для перевода в бронзу гипсы портретов М. Лермонтова и В. Станюковича. [33]

Скульптор Матвеев

А. Матвеев. Портрет В. Э. Борисова-Мусатова. Гипс. 1900.

Скульптор Матвеев Александр Терентьевич

Замечательный мастер советского изобразительного искусства Александр Терентьевич Матвеев работал мастером- лепщиком на керамическом предприятии С. И. Мамонтова, затем в мастерской при заводе П. К. Ваулина, неподалеку от Петербурга.
Разнообразное художественное наследие Матвеева—прекрасная школа пластического мастерства.
Сегодня мы знакомим читателей с рассказом одного из ведущих наших скульпторов, Юрия Чернова, о творчестве А. Т. Матвеева, его роли в развитии советского искусства, а также с высказываниями Матвеева об искусстве скульптуры.

Я всегда делал, что думал. А. Матвеев

Почти у каждого скульптора в мастерской стоят на полке одна-две фигурки работы Матвеева. Сами по себе они вроде бы не составляют чуда пластики, изобретательности, виртуозности, но в них есть главное — умение мастера передать непосредственность конкретного события и ощутить при этом всю землю, все человечество. Может, это несколько возвышенно, но суть искусства Матвеева именно в этом.
Как же можно проверить звучность, действенность скульптуры?
Представьте себе, что вы стоите на улице около скульптурной работы и смотрите на нее, а она, предположим, смотрит на вас и улыбается. И, к сожалению, может оказаться, что у этой работы отсутствует внутренний мир, есть только внешний. Произведение строится только на контакте со зрителем, своего же мира не имеет.
Произведения Матвеева живут своей особой внутренней жизнью. Их можно представить и в одиночестве, в музее, без посетителей. Каждый скульптор стремится достичь подобного. Правда, такое бывает не часто.
Человек видит, чувствует другого человека. Посредством кисти или резца, красок или мрамора, глины, гранита или графических средств художник пытается воплотить свои ощущения в предмете, который затем передает их зрителю. Для этого мало почувствовать человека, надо его хорошо знать, уважать, любить.

А. Матвеев. Каменотес. Дерево. 1912.

А. Матвеев. Каменотес. Дерево. 1912.

А. Т. Матвеев (1878—1960). Автопортрет.

А. Т. Матвеев (1878—1960). Автопортрет.

А. Матвеев. Юноша. Мрамор. 1911.

А. Матвеев. Юноша. Мрамор. 1911.

А. Матвеев. Октябрь. Бронза. 1927.

А. Матвеев. Октябрь. Бронза. 1927.

A. Матвеев. Заснувший мальчик. Этюд к надгробию B. Э. Борисову-Мусатову в Тарусе. Гипс тонированный. 1910.

A. Матвеев. Заснувший мальчик. Этюд к надгробию B. Э. Борисову-Мусатову в Тарусе. Гипс тонированный. 1910.

Как-то в студенческие годы я работал над этюдом фигуры. В студии стояла девушка. Я никак не мог понять, почему у меня не получается. Делаю все последовательно, и не копирую, и вроде что-то знаю… Смотрел на маленькую фигурку работы Матвеева и понимал — нужно суметь понять главное. А что главное? Натура воздействует движением, красотой, пластикой, цветом. Умение найти в этом многообразии необходимое для создания скульптуры — вот основное! И уже потом постепенно обогащать какими-то своеобразными обертонами, побочными звучаниями. Так учил Матвеев, к этому он всегда стремился сам. Его подход к натуре — пример, на котором можно и должно учиться.
Однажды я делал большой этюд. Очень старался. Дошел до середины работы, увидел, что это или неловкая попытка обобщения, которая приводит к геометризации, или попытка создать иллюзию почти натуралистического характера. Выбраться было трудно. В таких случаях, советует в своих заметках Матвеев, лучше оставить на несколько дней работу. Я так и делал. Шел в Музей изобразительных искусств, смотрел скульптуру греков, Донателло. В Третьяковке изучал того же Матвеева. Встречался с художниками в мастерских. Потом возвращался к своей работе, пытаясь найти то неуловимое видение модели, которое мне никак не удавалось…
Если бы мы сразу видели в модели главное, то не нужны были бы дни, недели и месяцы мучений, потому что слепить, физически прикоснуться к каждому куску поверхности недолго. Гораздо важнее понять, а потом сделать. Этому учил Матвеев.
Попробуем суммировать, что же такое учитель, что такое учеба художника. Говорят, научить нельзя, научиться можно. Учимся мы у жизни, натуры. Учат нас наши педагоги. Причем в эту категорию можно внести и коллег, с которыми рядом работаешь. Учимся мы у истории искусства. Как говорила Анна Семеновна Голубкина, художник учится всю жизнь, и всю жизнь его сопровождают открытия, большие или малые — неважно, но он знает им цену.
Мне пришлось бывать в Греции, Италии, других странах. Постоянно хожу в наши музеи. Смотрю, что делают мои коллеги. У каждого из них с годами появляется новое. И в этом непосредственная жизнь, развитие искусства. Александр Терентьевич Матвеев стоял на высоком уровне современной ему культуры, чувствовал время, знал искусство, его историю, предложил свою прекрасную конструктивную систему пластики. Но нельзя остановиться только на одной этой системе. Он предлагал ее как учебную, как умение понимать натуру, как образ мышления. Само же художественное мышление должно быть разнообразным, иначе развитие искусства вообще прекратится…
Я всю жизнь учился и учусь. У меня было много педагогов, мнение которых для меня и сейчас ценно. Несмотря на то, что я непосредственно не учился у Матвеева, считаю его одним из своих учителей.

Один из выдающихся скульпторов нашего времени — А. Т. Матвеев родился в Саратове. Учеба в рисовальном училище, любительская студия при Саратовском обществе изящных искусств, общение с талантливой творческой молодежью, в числе которой были ставшие впоследствии известными художниками В. Э. Борисов-Мусатов, П. В. Кузнецов, К. С. Пвтрое-Водкин, определили круг художественных интересов Матвеева, его устремления в искусстве. Свое мастерство он совершенствовал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899—1902), где учился у известных скульпторов П. П. Трубецкого и С. М. Волнухина.




А. Т. Матвеев. Сидящий мальчик.
1909. Гипс окрашенный.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Бронзовый отлив этой скульптуры
установлен на могиле скульптора.

А. Т. Матвеев. Сидящий мальчик.
1909. Гипс окрашенный.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Бронзовый отлив этой скульптуры
установлен на могиле скульптора.

Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Матвеев был в первых рядах деятелей искусства, ставших на сторону Октября. Выполняя ленинский план монументальной пропаганды, он работает над памятником К. Марксу, который был установлен в 1918 г. перед зданием Смольного (памятник не сохранился, так как был исполнен из временных материалов). Простота, мужественность, устремленность в будущее были воплощены в этом скульптурном образе.



А. Т. Матвеев. Октябрь.
1927. Гипс (бронзовый отлив — 1958).
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Матвеев был выдающимся педагогом. За время многолетней плодотворной педагогической деятельности им воспитан большой ряд художников-скульпторов, чье творчество оказало заметное влияние на развитие нашего искусства.

Огромные творческие усилия вложил скульптор в создание портретных образов лучших людей, в которых проявился русский самобытный характер. Одно небольшое перечисление расскажет о многом: А. И. Герцен, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А Волошин, А. С. Пушкин (над образом поэта он работал не одно десятилетие), М. Ю. Лермонтов, А. М. Горький, А. П. Чехов, М. Н. Ермолова Многие годы скульптор посвяти, раскрытию образа В. И. Ленина как своего современника. В этой плодотворной работе воплощены лучшие достижения Матвеева — реализм, пластическое совершенство и психологическая проникновенность.

Творческое наследие А. Т. Матвеева — образец высокого мастерства, вдохновенного служения советскому народу и его искусству.

Читайте также: