Материалистическое и идеалистическое решения проблемы сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема сознания является одной из ключевых в философии. Всем известен спор между материалистами и идеалистами о том, что первично материя или дух, сознание?

Для философии вопрос о сознании важен из-за того, что подходы к его определению определяют широкий спектр мировоззренческих и методологических основных проблем философских школ и направлений. Они в разной степени понимали под сознанием или внутренний мир человека, или инструмент для регуляции своей деятельности, поведения в мире, или основание механизма управления им.

В вопросе определения природы сознания философия формирует своего рода фундаментальное как теоретическое, так и методологическое учение, на котором основываются специальные науки (психология, педагогика, социология и др.) в своих трактовках сознания. Проблема сознания имеет тесную связь и с современным научно-техническим прогрессом (например, вопрос возможности создания искусственного интеллекта).

Сознание – это единство умственных и чувственных образов человека. Современная точка зрения на природу сознания предполагает следующие утверждения: сознание точно существует, оно имеет идеальную природу (на это указывают и материалисты, для которых основой идеальности является материя).

Три модели сознания

В истории философии можно выделить три основных модели сознания: космоцентрическую, теологическую и антропоцентрическую.

Космоцентрическая модель человеческого сознания связана с философией Древней Греции. Здесь сознание предстает как реально существующее, наравне с вещами мира, явление. Оно выражается в онтологически самостоятельном мире – Логосе. Сознание человека устанавливает связь с этим трансцендентным миром, отражает его.

Человек космоцентрической модели не знает самосознания. Его сознание – это часть космического, всеобщего сознания.

Теологическая модель сознания относится к эпохе европейского Средневековья. В указанную эпоху появляется индивидуальное сознание. Кроме того, понятие души начинает в большей степени носить персоналистический характер. Здесь посредством сознания утверждается связь человека с Богом. Сознание после смерти человека не исчезает, человек как индивидуальность сохраняется.

Готовые работы на аналогичную тему

Человек в теологической модели обладает самосознанием, которое является одним из ключевых свойств его внутренней жизни. Посредством него он развивается духовно.
Сознание в указанной модели имеет темпоральное измерение. Оно оказывается тем местом, в котором происходит ощущение и понимание будущего, настоящего и прошлого. При этом в полной мере сознание способно осознать прошлое и настоящее, будущее же возможно лишь предугадывать.

Антропоцентрическая модель сознания имеет связь с философией Нового времени. Ее основателем считается Р. Декарт. Он переосмысливает средневековую концепцию человеческой души и сознания.

Философия Нового времени стоит на положении, что сознание нужно изучать средствами науки, т.к. оно является формой психической деятельности и имеет тесную связь с телом. Человек по преимуществу телесен, чем духовен.

В середине$ XIX века$ появляется учение о соотношении бытия и сознания К. Маркса. По его мнению, бытие первично, сознание же свойство высокоорганизованной материи и, кроме того, порождается обществом.

В современной философии сложились следующие подходы к определению сознания: информационный, энергетический, идеалистический, вульгарно-материалистический.

Материализм и идеализм в философии

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Все многообразные решения проблемы сознания в истории философии и психологии тяготеют к двум основным полюсам — к материалистическому и идеалистическому его пониманию. Проблема сознания всегда являлась пробным камнем материалистической или идеалистической философской позиции того или иного мыслителя. Именно в этой проблеме особенно сильны чуждые последовательно научному мировоззрению идеалистические, а также примитивные, механистические концепции.

В идеализме разум помещается где-то над бытием, определяя его. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир — как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание или как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Они отрицают независимость бытия материального мира и мистифицируют сознание. Идеалисты утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живет своей собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории.

Материализм всегда боролся против этих положений, утверждая; разум не может быть демиургом мира, потому что сам он является продуктом высшей формы его организации. Домарксистский материализм, справед-

ливо отвергая идеалистические и дуалистические представления о сознании как особой субстанции, противостоящей материальному миру, рассматривал сознание как познавательный образ, как отражение мира в мозгу человека, как атрибут, функцию особым образом организованной материи. Если идеализм всегда так иди иначе вырывал пропасть между сознанием и миром, то материализм всегда искал общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального, рассматривая бытие как определяющее и первичное по отношению к сознанию. Поднимание сознания в материалистической философии и психологии исходило, таким образом, из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.

От понятия души к категории сознания

Как и во вселенной, в человеке происходит колебание между воспламенением и угасанием, чередование сухих и влажных испарений, которым объясняют смены сна и бдения, здоровья и болезни, жизни и смерти. Границы индивидуальной души теряются в общем разумном начале. С точки зрения Гераклита, мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к порядку бытия, поступать сообразно с ним. Гераклит подчеркивал единство челове-

Позднее явления духовного мира мыслились либо как частицы материального, либо как высшая духовная сила (логос или нус). Согласно, например, Анаксагору, нус противостоит всему материальному, которое он преобразует из инертного хаоса в активно подвижный и упорядоченный космос.

Согласно атомистическим воззрениям, душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение. От всех предметов происходит истечение токов, которые, попадая в их тело через посредство определенных органов чувств, порождают в них ощущения и восприятия. Так, Демокрит объясняет зрение при помощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы, которые через глаза проникают в тело человека. Точно так же объясняются и другие впечатления. Весь мир наполнен образами вещей. Сновидения, ясновидение, телепатические явления получают естественное объяснение при помощи этих образов. Так, сновидение проистекает от проникновения в тело образов, блуждающих в атмосфере. В бодрствующем состоянии люди воспринимают наиболее энергичные действия образов. А во сне, когда поры тела закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей.

Типичным для всей ранней философии было еще безличное понимание души; душа была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, философский интерес все больше перемещается в эту сферу,

Встал вопрос о том, как человек познает мир. Формировалась потребность в субъективном самоуглублений;. Новая тенденция наиболее ярко проявилась в философии софистов и особенно Сократа. От критического обсуждения ограниченности и ошибок индивидуального разума он переходит к анализу разума вообще.

сивно, а ум интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их изменение.

Таким образом, руководящим принципом у Платона выступает идея, а не чувственное знание. Центральным в его учении является положение об идеях, как о самостоятельно существующей субстанциональной действительности, определяющей собою и всю материальную реальность. Так в истории европейской философской культуры впервые был сформулирован тезис о примате идеального начала над материальным.

В своей общей философской концепции Аристотель стремится преодолеть дуализм Платона. Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя; душа — организующий принцип органической жизни. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Тело — это организм, поскольку оно — совокупность органов или орудий души, душа — сущность тела. Поэтому учение о душе для Аристотеля — это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как и сознательную жизнь. В соответствии с такой трактовкой души Аристотель первый отчетливо формулирует идею развития применительно к психике. Он различает три вида души — растительную, животную и разумную. Каждую из них он относит к определенному уровню органической жизни: первая специфична для растений; вторая — для животных; третья — для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Являясь, с одной стороны, последовательными формами развития психики у растений, животных и человека, они, по Аристотелю, вместе с тем все связаны у чело-

Характерная особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее и по материалу, и по способу организации как отражения жизни космоса, т. е. как пассивного по своей сущности процесса. Что бы человек ни думал и ни чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. В тех случаях, когда разум мыслится в качестве материального процесса, как это имело место у атомистов, сознание толковалось как подчиненное общим законам физического движения. Даже сама возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса. При таком подходе не могла возникнуть сама проблема внутренней активности разума.

Если античный разум космичен и является обобщением действительного мира, выступая как синоним универсальной закономерности, проявляющейся каждый раз по-разному в психической деятельности индивидов, то в средние века разум рассматривается уже как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Подлинный разум толкуется как атрибут бога, а человеку оставляется лишь крохотная искорка величественного пламени божественного разума.

1 См. М. Г. Ярошевский. История психологии. М., 1966.

было использовано религией для проповеди его исключительности и несовместимости с бренным телом. Из формы, способа организации материального тела душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности.

В XVII—XVIII вв. оживленно обсуждалась проблема отношения человека к обществу, культуре, государству. Но социальные факторы зачастую рассматривались тогда как чисто внешнее дополнение индивидуалистически понимаемого личного сознания. Роль этих факторов сводилась к тому, что они либо мешают образованию в сознании верной картины мира, либо выступают как источник знаний.

Основные понятия: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, СОЗНАНИЕ, ПРИРОДА.

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей.

ПРИРОДА – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам.

Используемая литература:
Учебник Матяш Т.П. Основы философии: учебник.-Ростов н\Д.: Феникс, 2018

Интернет-источники:

4. philosophy.ru – портал "Философия в России". Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии, справочники; Программы курсов; Госстандарты; Философские организации и центры.

5. intencia.ru – сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Книги.

Весь конспект необходимо прочитать. Выделенное – записать. Конспект и ответы на задания - сфотографировать и выслать мне.

Ход урока

1. Организационный этап
Над тайной сознания учёные и философы бьются с незапамятных времён, весьма актуальна эта проблема и сегодня.

2.Основная часть.

План изучения:
1. Происхождение и сущность сознания.

Сознание и язык.

Идеалистическое и материалистическое понимание сознания.

Характерной чертой, отличающей человека от животных, ученые считают наличие сознания.

Сознание делает человека способным выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя ему как субъекта объекту. Непосредственной основой сознания является трудовая деятельность. Оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Деятельность же – свойство только человеческое, а значит, и сознанием в философском смысле этого слова обладает только человек.

Так или иначе, сознание человека отличается от психики высших животных. Среди основных отличий принято называть способность к абстракции и наличие языка. Способность к абстракции проявляется в первую очередь в творческом характере мышления человека. Если животное только приспосабливается к окружающему миру, то человек его активно преобразует. Насколько мы можем утверждать сейчас, в животном мире изобретений не бывает.

Существуют две точки зрения на сущность сознания в философии.

Первая основана на том, что сознание первично и самодостаточно: оно, вместе с Вселенной и Человеком, создано Творцом – Богом. Это точка зрения религии.

На этих же позициях стоя и объективные идеалисты. Они утверждают, что существует некий абсолютный разум, который является источником существования мира. Вечно существует космос, вечно сознание, вопрос о его происхождении снимается. Основные положения объективного идеализма:

а) сознание исторически предшествует материи, любым её предметам, состояниям и отношениям;

б) духовное составляет сущность бытия, всех его атрибутов;

в) сознание вечно, абсолютно, существует независимо от материи.

Сознание и язык.

Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начала возникновения философии. Сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышление понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве).

В общем, язык обычно определяют, как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Наконец, язык – это специфически человеческая форма сознания. У животных есть определенные способы передачи информации, но они, во-первых, не развиваются, а во-вторых, предназначены только для распространения информации определенного типа. Одна собака может передать другой свою эмоцию, а одна пчела может своеобразным танцем показать другим пчелам, где растут те или иные цветы, но объяснить таким языком второй закон термодинамики или философию Гегеля невозможно. Универсальным характером обладает только человеческий язык. Кроме того, язык социально обусловлен – он появляется и может развиваться только в обществе. Не случайно люди, попадавшие в условия социальной изоляции (например, на необитаемый остров), теряли речевые навыки.

Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Идеалистическое и материалистическое понимание сознания.

Весь философский материализм объяснял и объясняет природу сознания естественными факторами, отталкиваясь от центральной идеи о первичности материи.

Сознание – это продукт эволюции материи, оно представляет из себя функцию мозга..

Диалектический материализм продолжил традиции материалистической трактовки сознания, но при этом попытался выйти за рамки его механистического толкования. Опираясь на науку XIX, а затем и ХХ столетий, диалектический материализм выдвинул следующее решение проблемы сознания, его происхождения и сущности:

1. Существует органическое единство сознания и материи, но в этом единстве материя первична, а сознание вторично:

а) как продукт закономерного исторического развития материи;

б) как её свойство, функция мозга;

в) как форма отражения, субъективный образ объективного мира.

2. Истоки сознания связаны со свойством отражения, которым обладает вся материя. Отражение, как всеобщее свойство материи, определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Развитие форм отражения, усложнение их при переходе от неживой природы к живой и от неё к социально организованной рассматривается как генетическая предпосылка сознания.

3. Качественный скачок от психики животных к сознанию человека осуществляется под воздействием трёх главных факторов: труда, языка и общества (общения). В результате возникает мышление как сознательная форма отражения, как обобщённое отражение действительности в форме понятий, суждений, умозаключений и т.п.

4. Сознание неразрывно связано с языком. Благодаря языку (речи) мышление (сознание) существует и развивается как общественное явление.

5. Сознание – это функция высшим образом организованной материи – человеческого мозга, а мозг – это орган сознания. Мыслит, творит не мозг сам по себе, а человек, наделённый нормальным мозгом и выступающий как субъект общественно-исторической практики.

Даже явные противники философии диалектического материализма признают последовательность, обоснованность и логичность выше приведённых положений о сознании, его происхождении и сущности. Вместе с тем критический подход к этой концепции позволяет заметить, что она исходит из абсолютизации интеллектуальных форм деятельности духовного, в результате чего огромные пласты духовного, не связанные с деятельностью разума, долгие годы оказывались исключёнными (частично или полностью) из философского анализа.

Обобщение материала

Таким образом общественная природа сознания оказывает огромное влияние на психическое состояние индивида, на его профессиональную деятельность и не только.

Домашнее задание.

Читайте также: