Материалистическая картина мира астрономия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, сле­довательно, и сознания. Познание определяется в данном определе­нии как отражение материи. Материя, по словам В. И. Ленина, "копи­руется, фотографируется, отображается ощущениями". На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, ко­торые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с рацио­нальной стороной под воздействием окружающего мира формиру­ется эмоционально-волевая компонента сознания. Сознание же в це­лом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось челове­чество. Таким образом категория материив диалектическом мате­риализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бы­тия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления.

Движение как абсолютный способ существования материи су­ществует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Философия же рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значит признать, что материя находится в процессе непрерывного изменения. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, чтоисточник движения следует искать не вне материи, ив ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляет как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность.

Таким образом, на основе субстанционального истолкования материи, диалектический материализм рассматривает все многооб­разие бытия во всех его проявлениях под углом зрения егоматериального единства. Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Выработка конкретного представления о материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в компетен­цию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира.

Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой;

2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов;

3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естест­венном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также поло­жение о естественном происхождении в процессе этой эволюции че­ловека.

Эти открытия способствовали утверждению идеи о матери­альном единстве мира. Эта идея вскоре получила дополнительное естественнонаучное обоснование, когда химики синтезировали мо­чевину, находимую ранее только в животных организмах, показали, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. Живое может возникать из неживого. Дру­гим, не менее важным выводом из этих открытий следовало призна­ние принципа всеобщности эволюции и развития и, следовательно, истолкования единства мира как саморазвивающейся системы.

1) Каждая форма движения связана с определенным матери­альным носителем: механическое — движение тел, физическое — атомов, химическое — молекул, биологическое — белков, социаль­ное — индивидов и социальных общностей.

2) Все формы движения материи связаны друг с другом, но от­личаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным фор­мам движения.

3) При определенных условиях формы движения материи пе­реходят друг в друга.

Наука ХХ в. открыла новые формы физического движения, неизвестные в ХIХ столетии: процессы микромира и мегамира. По-новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения. С одной стороны, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, а с другой – является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам. В новом свете предстала также проблема соотношения механического и физического движения. Оказалось, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Много нового внесла современная наука и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни выделены ДНК и РНК. Будущий прогресс науки, несомненно, приведет к открытию новых форм, как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. И в процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться.

Даже обыденное человеческое мышление способно констатировать, что существуют различные типы движения материи. Один тип – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качественной определенности. В предметах, явлениях всегда происходят определенные изменения, и они никогда не бывают абсолютно тождественными самим себе. Однако при всех их изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, которые позволяют говорить о них как о данных, определенных предметах, отличных друг от друга либо от других предметов. Итак, первый тип движения – это движение, когда сохраняется качество предмета.

Второй тип движения связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета (рождение, размножение, смена формаций, смена научных представлений и т.д.). Процесс перехода от одного качества к другому, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и не развернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуется как развитие. Итак, развитие – это качественно необратимое, направленное изменение. Следовательно, всякое развитие есть движение (ибо оно тоже есть изменение), но не всякое движение есть развитие.

Можно, в свою очередь, выделить две разновидности развития. Первая – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации (развитие отдельного организма: растения, животного, человека). Например, в неживой природе – эволюция звезд, в живой - образование новых видов растительных и животных организмов, в социальной жизни – развитие и смена формаций, (культур, цивилизаций). Вторая разновидность процесса развития – это процессы перехода от одного уровня организации материи к другому (например, формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганических форм организации материи к органическим формам, становление человека и его общественной жизни). В зависимости от направленности выделяют прогрессивное, регрессивное и циклическое развитие.

В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но для диалектического материализма остается неизменным лишь признаниепринципа материального единства мира.

Религиозно-идеалистическая картина мира:

эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

Диалектико-материалистической картине мира в определенной степени противостоитрелигиозно-идеалистическая интерпрета­ция мироздания. Основные принципы этой интерпретации были изложены нами при рассмотрении христианского мировоззрения. Однако реализация этих принципов в конкретных философско-теологических системах существенно разнится. И это различие нахо­дится в определенной зависимости от личных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опирается в своих философско-теологических исследованиях.

П. Тейяр де Шарден (1881-1953) — француз по происхожде­нию, католический священник, член ордена иезуитов, закончил Окс­фордский университет, где прослушал циклы естественнонаучных и теологических дисциплин, является видным ученым палеонтологом, археологом, биологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности наук биологического цикла, оказало существенное влияние на его философско-теологическое мышление и способствовало формированию концепции «эволюционно-космического христианства".

С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, но замыслам Тейяра, завершается первая часть его философско-теологической системы в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобо­жия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать мо­нотеизму христианский характер. Образ Бога — Омеги в этой части системы уступает место образу Христа -универсального, Христа эволюционера. Здесь Тейяр стремится обосновать положение, что богочеловек — Иисус Христос в силу механизма Воплощения обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр всего Универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Христос, по утверждению Тейяра, есть внутреннее содержание мира, укорененное в него по самое сердце наиболее маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. — всех реальностей, от которых мы зависим физически.

Христос представляется Тейяром как неисчерпаемый синтез элементов и системы, единства и множественности, духа и мате­рии, бесконечного и личного. Таким образом, Христос предстает как органический центр гармонизации всего универсума. Он накладывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Универ­сум определяется его выбором, воодушевляется его формой. В нем сходятся все линии мира, созидается целостно материя и дух. Он придает всем свою консистенцию и, следовательно, в нем находит­ся вершина творения, завершающая и достигающая наивысшей точки в универсальных измерениях, в сверхъестественных глуби­нах. ВсяВселенная представляет собой, по Тейяру, ничто иное, как тело Иисуса Христа — Божественную среду. Все члены этого тела находятся в определенной связи друг с другом, взаимообуславливают друг друга.

Подводя итог в изложении данной темы, следует констатиро­вать, что все три типа картины мироздания: философский, научный и религиозный имеют свои специфические черты, но вместе с тем, на каждом конкретном историческом этапе развития культуры увяза­ны друг с другом. Особенно наглядно это демонстрирует современ­ная наука, философия и теология.

Метагалактика и космология. Галактики, подобно к звездам, бывают двойными, кратными, образовывают группы и сосредоточение. Большинство галактик сосредоточенно в сосредоточениях. Сосредоточение галактик, как и сосредоточение звезд, бывают рассеянными и пулевыми, содержат десятки, иногда тысячи членов. Наиближе к нам сосредоточение галактик находится в созвездии Девы (рис.) на расстоянии около 20 млн. пк (20 Мпк).

Наибольший каталог (составленный в России) содержит около 30 000 галактик, яскравіших 15-от ї звездной величины. С помощью мощного телескопа можно сфотографировать много сотен миллионов галактик к 25-ї звездной величины, из которых найвіддаленіші тяжело отличить от слабых звезд; расстояние к ним - миллиарды световых років.

В последние годы выяснилось, что в пространственном распределении галактик и их сосредоточений наблюдается определенная закономерность - чарунково-стільникова структура. Стенки этих ячеек, которые состоят из множества галактик, имеют толщину 3-4 Мпк, а размеры самых ячеек около 100 Мпк. Большие сосредоточения галактик образовывают узлы этих чарунок.

Вся наблюдаемая система галактик и их сосредоточений называется Метагалактикой. Метагалактика - часть безграничной Вселенной.

Мал. Часть сосредоточения галактик в созвездии Девы.

Наука, которая изучает Вселенная как единое целое, называется космологией. Большинство существующих космологических теорий грунтується на теории тяготения, физике элементарных частичек, общей теории относительности и других фундаментальных физических теориях и, конечно, на астрономических наблюдениях. В космологии широко используется метод моделирования, ученые строят теоретические модели Вселенной, ищут наблюдательные факты, на основе которых можно проверить правильность теоретических выводов. Применение ЭВМ дает возможность выполнять нужны при этом расчеты. В частности, такие расчеты показали, что под действием гравитационных сил практически однородное в самом начале среда конец концом за миллиарды лет приобрело структуру, которая наблюдается во Вселенной в наше время. Реальная Вселенная, как оказалось, хорошо описывается моделями расширяемой Вселенной, из которых вытекает, что прежде галактики были в среднем ближе одна до одной, чем теперь, а 10-15 млрд. лет тому средняя плотность материи во Вселенной была настолько большой, температура настолько высокой, что вещество могло существовать только в виде элементарных частичек. В процессе расширения образовывались химические элементы и постепенно формировались галактики, зрении и другие объекты. Теория расширения Вселенной дает возможность объяснить наблюдаемое соотношение содержимого водорода и гелия в звездах. Излучение, осуществленное горячим газом миллиарды лет тому, еще к образованию галактик, доходит к нам из больших расстояний и до сих пор, поэтому й названное реликтовым. Существование его было теоретически предусмотрено задолго к выявлению. Энергия реликтового излучения максимальная в участке очень коротких (миллиметровых) радиоволн. Это излучение поступает равномерно по всем направлениям неба. Принимая его с помощью радиотелескопов, мы получаем информацию о физических свойствах вещества на ранних этапах расширения Вселенной, когда ее плотность была в сотне миллионов раз высшая, чем в наше время. Открытие реликтового излучения подтвердило выводы теории о том, что вещество тогда было горячим и распределялась равномерно.

Что представлял собой Вселенная к началу расширения, на найраніших его этапах, и или изменится в будущем расширения сжиманием? Это очень сложные вопросы, над решением которых работают ныне ученые.

На протяжении веков человек стремился разгадать тайну Великой Вселенной, которую древнегреческие философы и назвали Космосом. Первые представления об окружающей нас Вселенной были сформулированы древнегреческими философами еще в 7-5 вв. до н. э.

Их учения, опирались на приобретенные и накопленные ранее астрономические знания египтян, шумеров, вавилонян, арийцев, но отличались именно объяснением гипотез, стремлением проникнуть в саму суть Вселенной и тайный механизм всех ее явлений.

Накопленные веками знания о природе вплоть до технического и житейского опыта были объединены, систематизированы, логически развиты в первой обобщенной картине мира, которую создал в 4 веке до н. э. величайший древнегреческий философ Аристотель. Он впервые отделил мир земных явлений от мира небесного, от собственно Космоса с его законами и природой.

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

В ХХ веке в астрономии произошла революция. В современном мире благодаря космическим телескопам и другим достижениям в науке и технике, удалось достичь более высокого качества в составлении звездных карт, а так же упростить и сделать более доступным изучение космоса и представления, что же все-таки такое астрономическая картина мира.

Современные телескопы позволяют наблюдать галактики, удаленные от Земли на расстояние 13, 5 миллиардов световых лет. В настоящее время учеными и астрономами зафиксированы впервые совершенно новые космические объекты и процессы.

До 1995 года Вселенная представлялась безводной пустыней. Исследования, проведенные в 1996-1998 годах, показали, что вода присутствует во всех частях Вселенной и, видимо, помогает газопылевым облакам конденсироваться, отводя от них тепло и способствуя образованию планет. С каждым годом, изучая новые неизведанные ранее уголки и механизмы Вселенной, астрономы приходят к утверждениям, которые могут колоссально отличаться от представлений их предшественников в древние времена, всё благодаря тому, что прогресс не стоит на месте.

Современная астрономия открыла в глубинах космоса помимо нетрадиционных и известных ранее процессов, совершенно новые. Так, например, гамма-всплески. Эти секундные катастрофы метагалактического масштаба имеют мощность излучения, сравнимую с мощностью излучения всех звезд видимой Вселенной. Энергия, выделяемая при гамма-всплесках, колеблется от 1051 до 1054 эрг. Такой всплеск способен истребить жизнь в радиусе десятков, а то и сотен световых лет. Ученым Трофименко А.П. выдвинуто предположение, что это вспышки антиколлапсирующирующих отонов – объектов общей теории относительности.

Во второй половине XX в. и в начале XXI в. получение информации о Вселенной осуществляется по четырем каналам.

Первый канал, это электромагнитные волны, причем не только в оптическом диапазоне. Наблюдения проводятся на всех диапазонах электромагнитных волн. В настоящее время свыше 60% информации о космических объектах и процессах несут в себе неоптические диапазоны электромагнитных волн, начиная с самых длинных радиоволн и заканчивая самым коротким гамма-диапазоном. Очень велико значение информации, которую несут, в частности, рентгеновские и гамма-лучи. Рентгеновские телескопы предоставляют сведения о черных дырах, фоновом излучении и др.; гамма-астрономия — о вспышках на Солнце, пульсарах, нейтронных звездах и др.

Второй канал — космические лучи. На Землю из глубин космоса, а также от Солнца непрерывно льются потоки лучей. Некоторые из них достигают поверхности Земли, другие взаимодействуют с ее атмосферой.

Третьим каналом служит нейтринная астрономия. Нейтрино очень слабо взаимодействует с веществом и трудно регистрируется. Зато оно несет ценнейшую информацию о процессах, протекающих внутри звезд, Солнца, в глубинах Вселенной, вспышках сверхновых звезд и др.

И, наконец, четвертый канал — это гравитационные волны, которые возникают в результате грандиозных взрывов звезд. Существует немало данных, свидетельствующих о существовании таких волн и перспективности гравитационной астрономии.

ВЫВОД

Таким образом, можно сказать, что во второй половине XX в. астрономия открыла три новых окна во Вселенную, а старое раскрыло настежь. Другим словами, современная астрономия использует уже известные ранее факты, совершенствует их путем новых технологий, а так же делает новые открытия, отвевающие на многие вопросы о Вселенной.

Совершенствование астрономии, как науки привело к значительному расширению наблюдаемой области Вселенной и открытию целого ряда необычных явлений и астрономических объектов. Так же, открытие информационно-фазового состояния материальных систем существенно дополняет и во многом изменяет существующие представления о мироустройстве.

Весьма важную роль в формировании новой научной картины мира играет теория самоорганизации. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем, которые включают в себя: электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, человек, сообщества людей. Современные концепции самоорганизации позволяют разрешить противоречие между теорией биологической эволюции и термодинамикой.

Наука и техника всё же не стоит на месте, поэтому можно предположить, что с годами будет меняться астрономическая картина мира. Ученые находят новые способы, чтобы ответить на множество вопросов, связанных с космосом. Находят они эти способы путем технического прогресса, а новейшее оборудование помогает им в этом. Если человеку будет интересно еще что-то неизведанное, находящиеся в самых глубинах космоса, он сможет найти способ, чтобы изучить это. Современный мир показывает нам широкий спектр наших возможностей в изучении чего-либо, в том числе, Вселенной.

Аристотель. Метафизика 1-3.983 в 6. Большинство первых фи­лософов полагали начала, относящиеся к разряду материи, един­ственными началами всех вещей; из числа все сущее [вещи] состо­ят, из чего, как из первого они возникают и во что, как в последнее они уничтожаются. Это они полагают элементом и это началом сущих [вещей].

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С.

АНАКСИМАНДР

Симплиций. Phys. 24, 11. Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало]. Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементов сущих [вещей] полагал бесконечное, первым ввел это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. А из каких [начал] вещам рождены, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, как он об этом сам говорит довольно поэтическими словами. Ясно, что подметив взаимопревращение четырех элемен­тов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отлич­ное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [качест­венным превращением] первоэлемента, но определением противо­положностей вследствие вечного движения. Поэтому Аристотель и поставил его в один ряд с философами типа Анаксагора.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С.

АНАКСИМЕН

Симплиций. Phys. 24, 26. Анаксимен, сын Эвристата, милетец, ко­торый был учеником Анаксимандра, так же, как и он, полагал, что субстратная естественная субстанция одна и бесконечна, но в от­личие от него [считает ее] не неопределенной, а [конкретно] опреде­ленной, полагая ее воздухом. Сущностные различия он свел к раз­реженности и плотности. Разрежаясь [воздух] становится огнем, сгущаясь – ветром, потом облаком, [сгустившись] еще больше – водой, потом землей, потом камнями, а из них – все остальное. Движение же, так же [как и Анаксимандр] полагает вечным и счи­тает его причиной изменения.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

Климент Strom V, 105. Этот космос тот же самый для всех, не со­здал никто из богов, не из людей, но он всегда был, есть и будет веч­но живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Максим Тирский XII, 4. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля – смер­тью воды.

Ипполит Refut. IX, 10. Грядущий огонь все обоймет и все рассудит.

Аэций 17, 22. Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же – логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений [27]. Гераклит: все про­исходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью.

Арий Дидим у Евсевия. Praep Nang XV, 20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны.

Ипполит Refut IX, 9. Признак мудрости – согласиться не мне, но логосу внемля, что все едино.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С

ЛЕВКИПП и ДЕМОКРИТ

Аристотель. Метафизика 1.4. 985: в 4. АЛевкипп и его последова­тель Демокрит признают элементами полноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим, а именно: полное и плотное – сущим, а пустое [разряженное] – не-сущим (поэтому они и говорят, что су­щее существует нисколько не больше, чем не-сущее, потому что и тело существует нисколько не больше, чем пустота), а материальной причиной существующего они называют и то, и другое. И так, как те, кто признает основную сущность единой, а не остальные выводят из ее свойств, принимая разряженное и плотное за основания (archai) свойств [вещей, так и Левкипп и Демокрит утверждают, что отличия [атомов] суть причины всего остального. А этих отличий они указы­вают три: очертания, порядок и положение.




Аристотель. Phys. 1, 5. 265 в 24. Они говорили, что атомы трясутся во всех направлениях, и они не только приписывали эле­ментам первичное движение, но и исключительно лишь это движе­ние, прочие же [виды, движения приписываются им] тем [сложным видам], которые сами возникают из элементов.

Ипполит Rex hack. 1,13. Миры [по мнению Демокрита] бес­численны и различны по величине. В некоторых из них нет ни Солн­ца, ни Луны, в других – Солнце и Луна больше по размерам наших, а в некоторых их большее число. Расстояния между мирами не рав­ны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие уже находятся в расцвете, третьи разру­шаются, и в одно и то же время в одних местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют ни животных, ни растений и вовсе лишены влаги. Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать в себя что-либо извне.

Аэций 1,25 ч. Ни одна вещь, писал Левкипп, не возникает беспричинно, но все [появляется] на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Аэций 1,3,2. Мир не одушевлен и не управляется провидени­ем, но будучи образован из атомов, он управляется некоторой неразумной природой.

Диоген Лаэрций, IX, 45. Все совершается по необходимости, так как вихрь является причиной возникновение всего земного, и этот вихрь Демокрит называет необходимостью.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С

АРИСТОТЕЛЬ

Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена личность), она уничтожается сама по себе (так как исчезающим здесь будет лишенность); если же рассматривать ее как возможность (приобретения формы), она (не только) сама по себе не уничтожается, но ей необходимо быть неисчезающей и невозникающей. Ведь если бы она возникла, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникла, но как раз в том и заключается ее природа, так что (в таком случае) она существовала прежде (всего) возникновения. Ведь я называю материей первичный субстрат каждой (вещи), из которого (эта вещь) возникает не по совпадению, а потому что он ей внутренне присущ. А если (материя) уничтожается, то именно к этому субстрату она должна будет прийти в конце концов, так что она окажется исчез­нувшей еще до своего исчезновения.

Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 3. Физика. С. 80, 81.

Н. КУЗАНСКИЙ

К понятию этой материи,или возможности, они (древние) пришли так же, как к понятию абсолютной необходимости только умоза­ключая в обратном порядке, то есть абстрагируя форму телеснос­ти от тела и мысля тело нетелесно. Таким образом они постигали материю через одну ее непознаваемость; в самом деле, как понять бесформенное и нетелесное тело? Материя, говорили они, по при­роде предшествует всякой вещи… Они не утверждали, однако, что материя совечна богу, поскольку она – от него.

Материя не есть ни нечто, ни ничто, ни одно, ни множество, ни это, ни то, ни сущность, ни качество, но возможность ко всему и ничего актуально.

Кузанский Н. Об ученом незнании // Сочинения. Т.1. С. 118.

ДЖ. БРУНО

. Когда мы стремимся и устремляемся к началу и субстанции вещей, мы продвигаемся по направлению к неделимости; и мы ни­когда не думаем, что достигли первого сущего и всеобщей субстанции, если не дошли до этого единого неделимого, в котором охваче­но все. Благодаря этому лишь в той мере мы полагаем, что достигли понимания субстанции и сущности, поскольку сумели достигнуть понимания неделимости.

. Отсюда следует, что мы необходимо должны говорить, что субстанция по своей сущности не имеет числа и меры, а поэтому едина и неделима во всех частных вещах; последние же получают свое частное значение от числа, то есть от вещей, которые лишь относятся к субстанции.

Бруно Дж. О причине, начале и едином // Диалоги.

М., 1949. С. 289-290

П. ГОЛЬБАХ

Вселенная это колоссальное соединение всего существую­щего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокуп­ность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам неизвестны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин.

Гольбах П. Система природы // Избранные

произведения: в 2-х т. Т. 1. М.,1963. С. 59-67.

Л. ФЕЙЕРБАХ

Фейербах Л. Сущность религии //

Из­бранные философские произведения.

М., 1955. Т. 2. С. 441

А. БЕРГСОН

Бергсон А. Сочинения. Т. 1. С. 160.

В. ЛЕНИН

Материя есть философская категория для обозначения объектив­ной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущения­ми, существуя независимо от них.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм //

ПСС. Т. 18. С. 131.

ФАЛЕС

Аристотель. Метафизика 1-3.983 в 6. Большинство первых фи­лософов полагали начала, относящиеся к разряду материи, един­ственными началами всех вещей; из числа все сущее [вещи] состо­ят, из чего, как из первого они возникают и во что, как в последнее они уничтожаются. Это они полагают элементом и это началом сущих [вещей].

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С.

АНАКСИМАНДР

Симплиций. Phys. 24, 11. Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало]. Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементов сущих [вещей] полагал бесконечное, первым ввел это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. А из каких [начал] вещам рождены, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, как он об этом сам говорит довольно поэтическими словами. Ясно, что подметив взаимопревращение четырех элемен­тов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отлич­ное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [качест­венным превращением] первоэлемента, но определением противо­положностей вследствие вечного движения. Поэтому Аристотель и поставил его в один ряд с философами типа Анаксагора.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С.

АНАКСИМЕН

Симплиций. Phys. 24, 26. Анаксимен, сын Эвристата, милетец, ко­торый был учеником Анаксимандра, так же, как и он, полагал, что субстратная естественная субстанция одна и бесконечна, но в от­личие от него [считает ее] не неопределенной, а [конкретно] опреде­ленной, полагая ее воздухом. Сущностные различия он свел к раз­реженности и плотности. Разрежаясь [воздух] становится огнем, сгущаясь – ветром, потом облаком, [сгустившись] еще больше – водой, потом землей, потом камнями, а из них – все остальное. Движение же, так же [как и Анаксимандр] полагает вечным и счи­тает его причиной изменения.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

Климент Strom V, 105. Этот космос тот же самый для всех, не со­здал никто из богов, не из людей, но он всегда был, есть и будет веч­но живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

Максим Тирский XII, 4. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля – смер­тью воды.

Ипполит Refut. IX, 10. Грядущий огонь все обоймет и все рассудит.

Аэций 17, 22. Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же – логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений [27]. Гераклит: все про­исходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью.

Арий Дидим у Евсевия. Praep Nang XV, 20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны.

Ипполит Refut IX, 9. Признак мудрости – согласиться не мне, но логосу внемля, что все едино.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С

ЛЕВКИПП и ДЕМОКРИТ

Аристотель. Метафизика 1.4. 985: в 4. АЛевкипп и его последова­тель Демокрит признают элементами полноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим, а именно: полное и плотное – сущим, а пустое [разряженное] – не-сущим (поэтому они и говорят, что су­щее существует нисколько не больше, чем не-сущее, потому что и тело существует нисколько не больше, чем пустота), а материальной причиной существующего они называют и то, и другое. И так, как те, кто признает основную сущность единой, а не остальные выводят из ее свойств, принимая разряженное и плотное за основания (archai) свойств [вещей, так и Левкипп и Демокрит утверждают, что отличия [атомов] суть причины всего остального. А этих отличий они указы­вают три: очертания, порядок и положение.

Аристотель. Phys. 1, 5. 265 в 24. Они говорили, что атомы трясутся во всех направлениях, и они не только приписывали эле­ментам первичное движение, но и исключительно лишь это движе­ние, прочие же [виды, движения приписываются им] тем [сложным видам], которые сами возникают из элементов.

Ипполит Rex hack. 1,13. Миры [по мнению Демокрита] бес­численны и различны по величине. В некоторых из них нет ни Солн­ца, ни Луны, в других – Солнце и Луна больше по размерам наших, а в некоторых их большее число. Расстояния между мирами не рав­ны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие уже находятся в расцвете, третьи разру­шаются, и в одно и то же время в одних местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют ни животных, ни растений и вовсе лишены влаги. Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать в себя что-либо извне.

Аэций 1,25 ч. Ни одна вещь, писал Левкипп, не возникает беспричинно, но все [появляется] на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Аэций 1,3,2. Мир не одушевлен и не управляется провидени­ем, но будучи образован из атомов, он управляется некоторой неразумной природой.

Диоген Лаэрций, IX, 45. Все совершается по необходимости, так как вихрь является причиной возникновение всего земного, и этот вихрь Демокрит называет необходимостью.

Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1965. С

АРИСТОТЕЛЬ

Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена личность), она уничтожается сама по себе (так как исчезающим здесь будет лишенность); если же рассматривать ее как возможность (приобретения формы), она (не только) сама по себе не уничтожается, но ей необходимо быть неисчезающей и невозникающей. Ведь если бы она возникла, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникла, но как раз в том и заключается ее природа, так что (в таком случае) она существовала прежде (всего) возникновения. Ведь я называю материей первичный субстрат каждой (вещи), из которого (эта вещь) возникает не по совпадению, а потому что он ей внутренне присущ. А если (материя) уничтожается, то именно к этому субстрату она должна будет прийти в конце концов, так что она окажется исчез­нувшей еще до своего исчезновения.

Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 3. Физика. С. 80, 81.

Н. КУЗАНСКИЙ

К понятию этой материи,или возможности, они (древние) пришли так же, как к понятию абсолютной необходимости только умоза­ключая в обратном порядке, то есть абстрагируя форму телеснос­ти от тела и мысля тело нетелесно. Таким образом они постигали материю через одну ее непознаваемость; в самом деле, как понять бесформенное и нетелесное тело? Материя, говорили они, по при­роде предшествует всякой вещи… Они не утверждали, однако, что материя совечна богу, поскольку она – от него.

Материя не есть ни нечто, ни ничто, ни одно, ни множество, ни это, ни то, ни сущность, ни качество, но возможность ко всему и ничего актуально.

Кузанский Н. Об ученом незнании // Сочинения. Т.1. С. 118.

ДЖ. БРУНО

. Когда мы стремимся и устремляемся к началу и субстанции вещей, мы продвигаемся по направлению к неделимости; и мы ни­когда не думаем, что достигли первого сущего и всеобщей субстанции, если не дошли до этого единого неделимого, в котором охваче­но все. Благодаря этому лишь в той мере мы полагаем, что достигли понимания субстанции и сущности, поскольку сумели достигнуть понимания неделимости.

. Отсюда следует, что мы необходимо должны говорить, что субстанция по своей сущности не имеет числа и меры, а поэтому едина и неделима во всех частных вещах; последние же получают свое частное значение от числа, то есть от вещей, которые лишь относятся к субстанции.

Бруно Дж. О причине, начале и едином // Диалоги.

М., 1949. С. 289-290

П. ГОЛЬБАХ

Вселенная это колоссальное соединение всего существую­щего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокуп­ность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. Другие нам неизвестны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин.

Гольбах П. Система природы // Избранные

произведения: в 2-х т. Т. 1. М.,1963. С. 59-67.

Л. ФЕЙЕРБАХ

Фейербах Л. Сущность религии //

Из­бранные философские произведения.

М., 1955. Т. 2. С. 441

А. БЕРГСОН

Бергсон А. Сочинения. Т. 1. С. 160.

В. ЛЕНИН

Материя есть философская категория для обозначения объектив­ной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущения­ми, существуя независимо от них.

Читайте также: