Мастерство писателя бежин луг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Писатель И. С. Тургенев очень правдоподно расписывал пейзажи путем русского языка. Хорошо "рисовал" он и портреты людей при помощи слова.

Мастерство Ивана Сергеевича в описании портретов и пейзажей можно увидеть на примере рассказа "Бежин луг".

Портрет главного героя рассказа Паши. Павел являлся крестьянским мальчиком, из небогатой семьи.

Это видно по его одежде. Она состояла из одной замашной рубахи, да из штанов, на которых было поставлено много заплат. Он не следил за своей внешностью, волосы у мальчугана были всклоченные, чёрного цвета. Глаза серого цвета, но писатель замечает, что у мальчика очень умный и прямой взгляд.

У Павлуши широкие скулы, что является признаком большой силы воли. Но голова большая. Писатель даже сравнивает её с пивным котлом. Лицо же у мальчика — бледное, рябое и на нем выделялся большой рот. Тело мальчугана — приземистое, неуклюжее. По словам писателя, малый был неказистый, но все же он понравился Тургеневу больше всех.

Мальчик был умный, наблюдателиный и смелый. Эти черты характера понравились писателю. Именно Паша рассказал мальчикам, что в ночи кричит цапля, а не кто-то другой. Когда он услышал посторонние шорохи, то не побоялся в ночное время проверить причину их. Хотя сам же и сказал, что это могли быть волки.

Очень оригинально писатель описывает ночь в рассказе. Он показывает как она торжественно и царственно главенствует. Сырая свежесть позднего вечера сменяется на полуночную сухую теплынь. Ночи летом длинные и автор подчеркивает, что ещё долго лежать теплому воздуху мягким пологом на уснувших полях. Золотые звезды у писателя текут, мерцая непрерывно к Млечному пути. Тургенев чувствует стремительный, безостановочный бег земли. Ночь в рассказе писателя кажется живым существом.

Затем, в конце рассказа автор описывает рассвет. Потоки горячего света от всходящего солнца у него льются, вначале алые, потом красные и золотые. Они полились по зазеленевшим холмам, обагрили кусты. Всё проснулось в природе, зазеленело и запело. Начинался новый день.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тургенев Бежин луг – сочинения + анализ

Анализ рассказа Бежин луг

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.


История создания

Знакомство с авторитетным литературным критиком Белинским вдохновило Ивана Тургенева на создание рассказа о жизнедеятельности простых крестьян и русской природе.

В то лето писатель часто наведывался в деревню, чтобы изучить жизненный уклад обычного народа, попытаться понять мировоззрение крестьян, погрузиться в их быт. Бывал там и на охоте.

Тургенев проводил досуг с деревенскими детишками, общался с женщинами и мужчинами. Затем начал вести дневник с заметками, периодически дополняя его новыми фактами или внося поправки. А осенью 1850 года писатель принялся за работу над литературным творением.



Роль пейзажа в рассказе

Роль пейзажа в рассказе

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.


Рассказчиком является сам автор. Он начинает повествование с истории об охоте с собакой. Они заплутали в лесу и бродили там до глубоких сумерек. Затем ему удалось разглядеть равнину, находящуюся под оврагом. Местные называли эту равнину Бежин луг.

На том месте рассказчик увидал пять крестьянских мальчиков, поменьше и постарше. Как оказалась, дети всю ночь охраняли пасущихся лошадей. Автор рассказал ребятам, что случайно заплутал и попросился к ним на ночлег. Сначала мальчишки насторожились, но вскоре спокойно общались с незнакомцем у костра.

Потом автор устроился вдалеке от мальчиков под кустом и наблюдал за ними. Дети делились друг с другом старинными деревенскими преданиями и легендами, обсуждали суеверные байки. Некоторые истории казались довольно устрашающими. Потом один из ребят начал рассуждать о судьбе, говоря, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Все персонажи задумались и затихли.


Этапы работы


Писать это произведение Иван Сергеевич начал осенней порой 1850 года в Германии, по окончании охотничьего сезона, а уже в конце зимы 1851 года работа была полностью завершена.

Название, по признанию автора, не несет никакого литературного и смыслового значения, что нетипично для литературных произведений того времени. Писатель просто выбрал среди местных названий одно из самых симпатичных ему.

Он кропотливо выписывал образы детей, включая самого маленького среди них, Вани, которому едва исполнилось семь лет. Дети, сидящие у костра, происходят из разных по достатку семей. Например, Федя — сын самых богатый крестьян. Он отправился в ночное не потому, что семья нуждалась. Мальчик мечтал о приключениях в ночном. Павлушины родители — самые бедные. Это видно из описания одежды мальчика. По слишком взрослому выражению лица можно судить, что ребенку приходится выполнять тяжелую работу постоянно, наравне со взрослыми.

Главные герои и характеристики

  1. Павлуша – парень с очень умными серыми глазами и сильным голосом. Авторитет среди друзей, смельчак. Приметам и легендам не доверяет, образованный.
  2. Федя – обеспеченный, красавец, мало говорит и много слушает. Понимающий и добрый, нежадный.
  3. Ильюша – неприметный, работящий, ответственный. Трусоват и суеверен.
  4. Костя – грустный, болезненный, немного боязливый, жалостливый. Из бедной семьи.
  5. Ваня – спокойный, милосердный, с возвышенными взглядами.

Жанр, направление

Примечания

  1. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 26.
  2. Богословский, 1961, с. 136.
  3. Богословский, 1961, с. 138.
  4. Богословский, 1961, с. 137.
  5. Богословский, 1961, с. 148.
  6. Тургенев И. С.
    Записки охотника / под ред. В. В. Львов, В. П. Боткин, Н. Х. Кетчер — 1-е изд. — М.: Университетская типография, 1852. — 628 с.
  7. Ю. В. Лебедев.
    Иван Сергеевич Тургенев. — М.: Просвещение, 1989. — С. 112. — 207 с. — ISBN 5-09-001167-2.
  8. В. Г. Белинский.
    Собрание сочинений в трёх томах / Ф. М. Головченко. — М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 3. — С. 832—833.
  9. М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Полное собрание сочинений. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1940. — Т. 15. — С. 612—613.
  10. 12
    Чалмаев, 1986, с. 135.
  11. Н. А. Некрасов.
    Полное собрание сочинений и писем. — М.: Гослитиздат, 1952. — Т. 10. — С. 236.
  12. Творчество Тургенева, 1959, с. 10.
  13. А. Фет.
    Заметки о вольнонаёмном труде // Русский вестник. — 1862. — № 5. — С. 246.
  14. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 11.
  15. Творчество Тургенева, 1959.
  16. Творчество Тургенева, 1959, с. 12.
  17. Белинский В. Г.
    Письма. Редакция и примечания Е. А. Ляцкого. — СПб., 1914. — Т. 3. — С. 337.
  18. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 39.
  19. Творчество Тургенева, 1959, с. 42.
  20. Творчество Тургенева, 1959, с. 43.
  21. Творчество Тургенева, 1959, с. 50.
  22. Творчество Тургенева, 1959, с. 53.
  23. Творчество Тургенева, 1959, с. 24.
  24. 12
    Пигарёв, 1972, с. 84.
  25. Пигарёв, 1972, с. 85.
  26. Творчество Тургенева, 1959, с. 17.
  27. Пигарёв, 1972, с. 99.

Художественные особенности

Образы героев

Язык и стиль


Точно так же протестовал против употребления диалектизмов публицист Иван Аксаков ; его претензии касались не только Тургенева, но и других авторов :

Григорович , желая вывести на сцену русского мужика, заставляет его говорить рязанским наречием, вы — орловским, Даль — винегретом из всех наречий. Думая уловить русскую речь, вы улавливаете местное наречие.

Отмечено также тяготение писателя к поэтическим метафорам («Начинал сеяться и шептать

Образ рассказчика

Пейзаж

Тургенев Иван Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Единство человека и природы.

Проблема:Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.

Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.

Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.

2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.

Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.

3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.

Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие - сентиментальный пафос произведения.

С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.

Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Читайте также: