Мастерская городского ремесленника в средние века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых горо-дах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии — уже в X в., во Франции, Англии, Германии — с XI — начала XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с фео-дальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.
Очевидно, что цехи и другие городские корпорации, их привилегии, весь режим их регламентации были характерными для средневековья общественными организациями. Они соответствовали производительным силам того времени, по характеру были родственны другим феодальным общностям.
Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.
Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления.

Борьба цехов с патрициатом.

Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городского населения: домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же, купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.
Этот верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу — наследственную городскую аристократию (патрициат), которая с трудом допускала в свою среду новых членов. Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство — все находилось в руках городской верхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.
Но по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В XIII—XV вв. эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер. В одних городах, где ремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кельн, Базель, Флоренция и др.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи, управление городом не становилось подлинно демократическим, так как верхушка наиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливала новое олигархическое управление, действовавшее в интересах наиболее богатых горожан (Аугсбург и др.).

Начало разложения цехового строя.


Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин в мастерской не было; все делалось вручную, с помощью простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец клещами вытаскивал из горна кусок раскаленного докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему тяжелым молотом, придавая нужную форму.
Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.
Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Но благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде ремесленники нередко достигали совершенства в своем деле. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники выковывали затейливо украшенные доспехи и мечи.
2. Кто работал в мастерской. Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Мастер закупал сырье и вырабатывал из него изделия. Над изготовлением каждой вещи он работал от начала и до конца. Мастерская часто служила и лавкой, в которой мастер продавал готовые вещи.


Городской ремесленник был собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской. В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.
Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться — от двух до семи лет.
Отдавая сына в обучение, отец оставлял его у мастера на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев.
Главным помощником мастера, его правой рукой был подмастерье — работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но, накопив нужную сумму денег, он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.
3. Цехи — союзы ремесленников. Каждый мастер трудился в своей мастерской, но у ремесленников было много общих интересов. Только вместе они могли защитить себя от притеснений и грабежей феодалов.
Долгое время крестьяне по-прежнему сами производили нужные им вещи. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Городские мастера должны были привлечь в город больше покупателей и оградить себя от соперничества сельских ремесленников. По-этому ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи. Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков и много других.


На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха.
Устав требовал, чтобы все мастера делали вещи высокого качества, по определенному образцу. В правилах указывалось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам переманивать друг у друга заказчиков и покупателей (см. документ).
Какие же цели преследовались цеховыми правилами? Цехи стремились к тому, чтобы мастерские оставались небольшими, чтобы одни ремесленники не обогащались за счет других. Цехи старались создавать для всех мастеров одинаковые условия в производстве и продаже изделий.
Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением устава и строго наказывали тех, кто его нарушал. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. Самым распространённым наказанием были штрафы.
Желая быть полными хозяевами на своем рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

Полноправный ремесленник — мастер — работал в своей мастерской. Он владел всеми секретами профессии и делал вещь от начала до кон­ца — даже такую сложную в изготовлении, как рыцарский доспех. Обычно мастер рабо­тал на заказ. В каждом изделии он стремил­ся показать лучшее, на что был способен. За плату он обучал своей профессии учеников. Через несколько лет ученик становился под­мастерьем — помощником мастера.

Мастера одной специальности, жившие в одном городе, часто объединялись в союзы — цехи, защищавшие городское ремесло от кон­куренции. Чтобы пришлые купцы и ремес­ленники не разоряли местных мастеров, цех запрещал заниматься соответствующим ремес­лом или продавать его продукцию всем, кто не был его членом.

Цех регулировал не только труд мастеров, но и другие стороны их жизни. Они вместе обсуждали дела, пировали по случаю празд­ника или приёма в цех нового члена, участ­вовали в управлении городом. Цехи имели свой герб и знамя.

Чтобы стать членом цеха, нужно было изготовить образцовое изделие (во Франции такое изделие называли шедевром) и устроить за свой счёт пирушку для всех членов цеха.

Со временем цехи стали тормозить разви­тие ремесла. Были случаи, когда члены цеха уничтожали важные изобретения и преследо­вали изобретателей.

Позже многие цехи стали при­нимать в свой состав только сыновей или зятьёв мастеров. Подмастерья лишались возможности стать мастерами. Отстаивая свои права, они добивались от мастеров хотя бы улуч­шения условий труда и повышения его оплаты.

Мастер имел собственную мастерскую (обычно на первом этаже своего дома). Здесь он работал вместе с членами своей семьи, изготавливая вещи на заказ или просто на продажу. Мастер мог принять \(1\)–\(2\) учеников , получая за это плату. Ученики жили в доме мастера и выполняли всё, что им прикажут. За это их кормили и обучали ремеслу.

1745px-Medieval_baker.jpg

Через несколько лет ученик становился подмасте́рьем — специалистом, помощником мастера. Он мог стать и мастером, но для этого нужно было изготовить образцовое изделие — шеде́вр — и устроить пирушку для собратьев по ремеслу.

Мастера одной специальности объединялись в союзы — це́хи . Все члены цеха были обязаны подчиняться уста́ву . Там было прописано, сколько времени можно работать, сколько учеников иметь, сколько и какого качества продукции производить. Нарушение устава строго каралось — большим штрафом или даже исключением. А мастерам, не входившим в цех, торговать в городе не разрешалось. Таким образом, все находились в одинаковых условиях, и никто не мог выделиться.

1440px-Gildehuizen_Antwerpen.jpg

Зато цех помогал своим членам, попавшим в трудную ситуацию. Члены цеха вместе отмечали праздники, вместе обороняли участок городской стены, имели даже свой ряд на городском рынке и участок на городском кладбище.

Читайте также: