Эволюционная эпистемология с тулмина кратко

Обновлено: 03.07.2024

От имени принципиально иной методологической установки, а имен­но эволюционной эпистемологии, выступал американский философ Сти­вен Тулмин (1922-1997). Общий смысл данного направления состоит в том, что оно изучает познание как момент эволюции живой природы и вскрывает механизмы познания в эволюционном ключе.

Эволюционная эпистемология основывалась на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса и опиралась на пред­ставление о том, что познавательный аппарат человека— это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Поэтому по­знавательный процесс и развивается по типу эволюционного и, соответ­ственно, может быть понят на основе современной теории эволюции.

Таким образом, в качестве основного теоретического ресурса эволю­ционной эпистемологии выступает концепция органической эволюции.

Следует различать два значения эволюционной эпистемологии. Во-пер­вых, попытку объяснения развития средств, форм и методов познания (органов познания) с привлечением эволюционной схемы. Во-вторых, стремление к эволюционному объяснению самого содержания знания (появления информации). Значение приобретают известные понятия из­менчивости, отбора и закрепления.

Вместе с тем на фоне биоэпистемологии Лоренца, которую многие оценивали как нефундаменталистскую теорию, Жан Пиаже предложил свою теорию генетической эпистемологии. Пиаже был уверен, что «если эпистемология не хочет замкнуться в чистые спекуляции, она должна быть всегда обращена к анализу стадий научного мышления и объясне­нию интеллектуального механизма, используемого различными ветвями науки в завоевании реальности. Генетическая эпистемология стремится объяснить знание на основе особенностей психологического происхождения представлений и операций, на которых оно зиждется.

Таким образом, общим для всех концепций эволюционной эпистемо­логии оказывается использование понятийного аппарата теории органи­ческой эволюции, а также стремление обнаружить сходные черты позна­вательной активности животных и человека (опосредованность, подвер­женность ошибкам, креативность). Вместе с тем эволюционная эпистемология толкуется как одна из альтернативных моделей роста знания по отношению к другим познавательным концепциям.

От имени принципиально иной методологической установки, а имен­но эволюционной эпистемологии, выступал американский философ Сти­вен Тулмин (1922-1997). Общий смысл данного направления состоит в том, что оно изучает познание как момент эволюции живой природы и вскрывает механизмы познания в эволюционном ключе.




Эволюционная эпистемология основывалась на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса и опиралась на пред­ставление о том, что познавательный аппарат человека— это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Поэтому по­знавательный процесс и развивается по типу эволюционного и, соответ­ственно, может быть понят на основе современной теории эволюции.

Таким образом, в качестве основного теоретического ресурса эволю­ционной эпистемологии выступает концепция органической эволюции.

Следует различать два значения эволюционной эпистемологии. Во-пер­вых, попытку объяснения развития средств, форм и методов познания (органов познания) с привлечением эволюционной схемы. Во-вторых, стремление к эволюционному объяснению самого содержания знания (появления информации). Значение приобретают известные понятия из­менчивости, отбора и закрепления.

Вместе с тем на фоне биоэпистемологии Лоренца, которую многие оценивали как нефундаменталистскую теорию, Жан Пиаже предложил свою теорию генетической эпистемологии. Пиаже был уверен, что «если эпистемология не хочет замкнуться в чистые спекуляции, она должна быть всегда обращена к анализу стадий научного мышления и объясне­нию интеллектуального механизма, используемого различными ветвями науки в завоевании реальности. Генетическая эпистемология стремится объяснить знание на основе особенностей психологического происхождения представлений и операций, на которых оно зиждется.

Таким образом, общим для всех концепций эволюционной эпистемо­логии оказывается использование понятийного аппарата теории органи­ческой эволюции, а также стремление обнаружить сходные черты позна­вательной активности животных и человека (опосредованность, подвер­женность ошибкам, креативность). Вместе с тем эволюционная эпистемология толкуется как одна из альтернативных моделей роста знания по отношению к другим познавательным концепциям.

1)постулат реальности (существует реальный мир, независимый от восприятия и сознания);

2)постулат структурности (реальный мир представляет собой структуры);

3)постулат непрерывности (между областями действительности существует непрерывная исторический и каузальная связь);

4)постулат о чужом сознании (существуют другие индивиды, тоже обладающие восприятием и сознанием);

5)постулат взаимодействия (наши органы аффициируются реальным миром);

6)постулат о функции мозга (мышление и сознание есть функция мозга, естественного органа);

7)постулат объективности (научные высказывания должны быть объективными).

Пиаже разработал концепцию стадиального развития мышления. Психолог выделял пять стадий в развитии мышления: сенсорно-моторную, символическую, допонятийную, интуитивную, конкретно-операциональную и формальную. Начало формирования интеллекта происходит на первой стадии, которая приходится на первые 1,5 – 2 года жизни. К четырем годам допонятийное мышление трансформируется в интуитивное, которое развивается вплоть до семи лет. С 8 до 11лет происходит формирование конкретно-операционного мышления. С 12 лет развивается формально-логическое мышление. Таким образом, в процессе развития мышления Пиаже обнаруживает четыре формы мысли: символ, предпонятие, конфигуративный образ и понятие.

В центре внимания Тулмина вопрос о том, каким путем развиваются и изменяются, передаются от поколения к поколению понятия, концептуальные системы. Он считает, что концептуальный аппарат напрямую зависит от конкретной исторической ситуации. Какими понятиями человек пользуется, какие стандарты рационального суждения он признает, как он организует свою жизнь и интеризует свой опыт, зависит, как считает Тулмин, от того, когда человеку пришлось родиться и где ему довелось жить.

Таким образом, Тулмин стремится создать эволюционную модель развития науки, которая строится на следующих положениях:

Во-первых, интеллектуальное содержание научной дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой – обнаруживает явную преемственность.


Резюме

Концепция и история

Прекурсоры

Версия Карла Поппера

Опровержение индуктивизма

Априорный характер идей

Программа метафизических исследований

Эпистемологический эволюционизм у Поппера - это метафизическое или умозрительное приложение теории эволюции, однажды изложенной натуралистом Чарльзом Дарвином . Когда эволюция в биологии касалась органических персонажей, эволюционистская интерпретация науки добавляет, что гипотезы (и вообще все, что принадлежит миру идей) также подчиняется законам эволюции (случайность появления новых персонажей и естественный отбор). Это означает, что идеи случайным образом появляются у людей, которые их изобретают, а затем те, которые неэффективны, опровергаются экспериментированием. Неопровержимые идеи сохраняются наукой до тех пор, пока новые факты не опровергнут их, а другие идеи не заменят их.

Вклад Куайна: натурализация эпистемологии

Версия Стивена Тулмина

Английский философ Стивен Тулмин , ученик Людвига Витгенштейна , также разрабатывает эволюционную (или эволюционную , от английского эволюционного ) модель эпистемологии в Human Understanding (1972) в ответ на модель парадигм и революций Томаса Самуэля Куна ( The Structure научных революций , 1962 г.).

Таким образом, Тулмин защищает тезис об историчности рассуждений: последние не основаны на абсолютных идеях, как считал Платон . Он также критикует предполагаемый релятивизм из Томаса Самюэля Куна , ищет золотую середину между Платоном и Куна. [исх. нужно]

Меметика

Точно так же меметика применяет дарвиновскую схему эволюции к культурам ( обществам , религиям , наукам . ). Один из главных ее сторонников и теоретиков - Ричард Докинз .

«Хотя данное описание характеризует рост третьего мира, оно, однако, может быть интерпретировано и как описание биологической эволюции – говорит Поппер . – Животные и даже растения — решатели проблем. И решают они свои проблемы методом конкурирующих предварительных, пробных решений и устранения ошибок.

Рассматриваемая в этом свете жизнь есть решение проблем и совершение открытий — открытий новых фактов, новых возможностей путем опробования (trying out) возможностей, порождаемых в нашем воображении. На человеческом уровне это опробование производится почти всецело в третьем мире путем попыток изобразить более или менее успешно в теориях этого третьего мира наш первый мир и, возможно, наш второй мир, путем стремления приблизиться к истине — к истине более полной, более совершенной, более интересной, логически более строгой и более соответствующей (релевантной) нашим проблемам.

В главе 8 будет оценена эффективность этой модели для описания развития физического знания.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки. Главный тезис эволюционной эпистемологии (или, как ее обычно называют в германоязычных странах, эволюционной теории познания и знания) сводится к допущению, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание (включая его наиболее утонченные аспекты) направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции. В отличие от многих других эпистемологических школ и направлений эволюционная эпистемология исходит из предположения, что биологическая эволюция человека не завершилась формированием Homo sapiens – она не только создала когнитивную основу для возникновения человеческой культуры, но и, по-видимому, оказалась непременным условием ее удивительно быстрого прогресса за последние 10 тыс. лет.

В 1980-х гг. в эволюционной эпистемологии сформировались две различные исследовательские программы. Первая программа ориентирует на исследование характеристик когнитивных механизмов у животных и людей путем интенсивного распространения биологической теории эволюции на те аспекты или особенности живых организмов, которые являются биологическими субстратами когнитивной активности. Другая программа пытается изучать эволюцию идей, научных теорий и культуры вообще с помощью моделей и метафор, заимствованных из эволюционной биологии. Различия между этими программами относительны – представители всех направлений в эволюционной эпистемологии разделяют убеждение, что эволюционный подход может быть распространен на теоретико-познавательную проблематику, на эпистемические действия людей. Тем не менее в эволюционной эпистемологии выделяются два относительно независимых уровня исследований. Первый уровень эволюционной эпистемологии – это скорее биологическая теория когнитивных процессов (Лоренц, Кэмпбелл, Р.Ридль и др.) и различные концепции когнитивной эволюции живых организмов (включая человека). Ко второму уровню можно отнести те методологии и метатеории, которые реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей эволюционные модели (Поппер, С.Тулмин, И.Лакатос и др.)

Современные теории генно-культурной коэволюции (Э.Уилсон, Ч.Ламсден) наметили новые точки соприкосновения между этими относительно обособленными до последнего времени направлениями исследований в эволюционной эпистемологии, которые выходят далеко за пределы традиционных метафор и аналогий. С позиций этих теорий не только эволюция познания, но даже такие ее утонченные стороны, как, напр., исследовательские стратегии или рост научно-теоретического знания, могут успешно изучаться как аспект универсального процесса информационного развития. Основная задача эволюционной эпистемологии, как ее понимает подавляющее большинство исследователей, состоит прежде всего в разработке всестороннего и максимально исчерпывающего подхода к развитию познания, который существенно выходит за пределы классических философских традиций. Реально этот подход может быть только междисциплинарным, т.к. он базируется на результатах, полученных в самых различных науках (прежде всего в когнитивной науке), если эти результаты имеют хотя бы некоторое отношение к проблемам познания.

Литература:

2. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996;

3. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1998;

4. Campbell D.Т. Evolutionary Epistemology. – The Philosophy of Karl Popper, ed. by P.A.Schilp, Open Court, La Salle (Il), 1974, p. 413–463;

5. Popper K. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. Oxf., 1979;

6. Wuketits F. Evolutionary Epistemology and Its Implication for Humankind. N. Y., 1990.

Читайте также: