Массовые беспорядки это кратко

Обновлено: 02.07.2024

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — это совершаемые большой группой людей посягательства на общественную безопасность, сопровождающиеся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Объектом преступления являются интересы безопасности.

Объективно преступление выражается в деяниях таких видов, как:

1) организация массовых беспорядков;

2) участие в массовых беспорядках;

3) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.

Организация массовых беспорядков выражается в действиях организатора по объединению толпы или руководстве ею для осуществления насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителям власти.

Способы организации массовых беспорядков могут быть самыми разнообразными: обращение к толпе, создание групп людей для разжигания массовых беспорядков и подстрекательства к их совершению и т. д.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом действий организатора, участников массовых беспорядков, лиц, призывающих к неподчинению представителям власти, к массовым беспорядкам и насилию над гражданами, они осознают, что совершают общественно опасные деяния, и желают их совершения.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 278.

Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Содержание

Формы участия в МБ

  • Организация массовых беспорядков — действия, направленные на сбор толпы, доставка и распространение в толпе оружия, разжигание в толпе агрессивных настроений, руководство толпой в ходе погромов, поджогов, применения насилия, сопротивления органам власти и управления.
  • Участие в массовых беспорядках — непосредственное участие в массовых беспорядках, то есть совершение погромов, поджогов, актов насилия лично.

Силы и средства, привлекаемые к ликвидации массовых беспорядков

В случае возникновения массовых беспорядков в населенном пункте, к локализации, пресечению МБ, выявлению и задержанию зачинщиков привлекаются следующие силы:

Согласно действующему законодательству большинства республик бывшего СССР, к ликвидации массовых беспорядков запрещается привлекать армию. Данное решение было принято руководством страны после событий в Тбилиси в 1989 году, когда в ходе ликвидации массовых беспорядков были привлечены воздушно десантные части, что повлекло необоснованно высокие жертвы среди мирного населения. Данный факт обусловлен тем, что армия, в отличие от внутренних войск имеет совершенно иную подготовку и личный состав нацелен, прежде всего, на уничтожение противника. Внутренние войска, в свою очередь, проходят обучение и имеют специальные средства для ликвидации МБ с наименьшим ущербом для вреда здоровью участникам.

В ходе ликвидации МБ, личный состав использует следующие средства:

См. также

Примечания

Ссылки

  • Административное право
  • Безопасность
  • Чрезвычайная ситуация
  • Конституционное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Массовые беспорядки" в других словарях:

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением… … Юридический словарь

Массовые беспорядки — это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия к гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием… … Официальная терминология

массовые беспорядки — Нарушения общественного порядка на определенной территории, носящие массовый характер, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, дезорганизующие работу предприятий, учреждений и организаций, либо направленные на разрушение или уничтожение… … Справочник технического переводчика

Массовые беспорядки — (англ. mass riots) по уголовному законодательству РФ преступление против общественной безопасности. Лица, виновные в организации М.6., сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением … Энциклопедия права

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация М.б., сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия … Юридическая энциклопедия

Массовые беспорядки — иное государственное преступление, заключающееся в посягательстве массы людей (толпы) на деятельность органов государственной власти или управления. Как государственное преступление квалифицируется организация массовых беспорядков,… … Контрразведывательный словарь

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация М.б., сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия … Энциклопедический словарь экономики и права

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — действия большого скопления народа, массы людей, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженным сопротивлением представителям власти.… … Энциклопедия юриста

массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением… … Большой юридический словарь

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, заключающееся в 1) организации М. б., сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также… … Словарь-справочник уголовного права

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, заключающееся в 1) организации М. б., сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, 2) участии в М. б., 3) призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к М. б., а равно призывах к насилию над гражданами (ст. 212 УК РФ).Организация М. б. выражается в действиях организатора по объединению толпы либо руководстве ею для осуществления насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также для оказания вооруженного сопротивления представителю власти. Способы осуществления организационных действий могут быть разнообразными: обращение к толпе, оглашение различных петиций, листовок, воззваний, распределение ролей среди своих "помощников", разработка плана действий толпы с учетом настроения людей, накопившихся обид и т. д. Преступление окончено с момента осуществления организационной деятельности и не зависит от последующего наступления (или ненаступления) вредных последствий. Участие в М. б. означает совершение действий, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 212 УК РФ. Насилие представляет собой причинение вреда здоровью различной тяжести либо побоев и истязаний. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийства квалифицируются по совокупности преступлений. К М. б. относятся факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы либо арестованных, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. Под погромами понимаются насиль-ственные посягательства на материальные ценности и граждан. Применение оружия и т. п. предметов означает их использование по назначению (выстрел на устрашение, на поражение и т. д.). Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций путем использования оружия участником М. б. Это может выражаться в угрозах его применения, выстрелах на поражение, вверх и других манипуляциях, направленных на устрашение представителей власти. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к М. б., а равно к насилию над гражданами, означают обращение к толпе с целью воздействия на сознание, волю, эмоции присутствующих, чтобы побудить их к совершению указанных действий. Субъективная сторона М. б. харак-теризуется прямым умыслом действий организатора, участника и лица, осуществляющего призывы. Психическое отношение участника массовых беспорядков к наступившим вредным последствиям может выражаться и в косвенном умысле. Мотивы и цели преступления могут быть различными (националистические, корыстные, политические и т. д.). Субъектом М. б. могут быть лишь организаторы, участники и лица, осуществляющие призывы, вменяемые и достигшие 16-летнего возраста. Иные лица, находящиеся в толпе, несут ответственность лишь за те конкретные деяния, которые они фактически совершили в условиях М.б.

преступление против общественной безопасности, заключающееся в 1) организации М. б., сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, 2) участии в М. б., 3) призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к М. б., а равно призывах к насилию над гражданами (ст. 212 УК РФ).Организация М. б. выражается в действиях организатора по объединению толпы либо руководстве ею для осуществления насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также для оказания вооруженного сопротивления представителю власти.Способы осуществления организационных действий могут быть разнообразными: обращение к толпе, оглашение различных петиций, листовок, воззваний, распределение ролей среди своих "помощников", разработка плана действий толпы с учетом настроения людей, накопившихся обид и т. д. Преступление окончено с момента осуществления организационной деятельности и не зависит от последующего наступления (или ненаступления) вредных последствий. Участие в М. б. означает совершение действий, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 212 УК РФ. Насилие представляет собой причинение вреда здоровью различной тяжести либо побоев и истязаний. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийства квалифицируются по совокупности преступлений. К М. б. относятся факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы либо арестованных, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. Под погромами понимаются насиль-ственные посягательства на материальные ценности и граждан. Применение оружия и т. п. предметов означает их использование по назначению (выстрел на устрашение, на поражение и т. д.). Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций путем использования оружия участником М. б. Это может выражаться в угрозах его применения, выстрелах на поражение, вверх и других манипуляциях, направленных на устрашение представителей власти. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к М. б., а равно к насилию над гражданами, означают обращение к толпе с целью воздействия на сознание, волю, эмоции присутствующих, чтобы побудить их к совершению указанных действий. Субъективная сторона М. б. харак-теризуется прямым умыслом действий организатора, участника и лица, осуществляющего призывы. Психическое отношение участника массовых беспорядков к наступившим вредным последствиям может выражаться и в косвенном умысле. Мотивы и цели преступления могут быть различными (националистические, корыстные, политические и т. д.). Субъектом М. б. могут быть лишь организаторы, участники и лица, осуществляющие призывы, вменяемые и достигшие 16-летнего возраста. Иные лица, находящиеся в толпе, несут ответственность лишь за те конкретные деяния, которые они фактически совершили в условиях М.б.

действия большого скопления народа, массы людей, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженным сопротивлением представителям власти. Призывы к М.б. представляют собой публичное обращение к широкому кругу людей, к толпе с целью оказать на них соответствующее воздействие. Организатор М.б. собирает и сплачивает толпу, объединяет ее и руководит преступными действиями. М.б. - преступление против общественной безопасности (предусмотрено ст. 212 УК.

М.б. дезорганизуют работу транс-порта, препятствуют нормальному функционированию органов власти и управления, нарушают общественный порядок и общественную безопасность М.б. могут совершаться в одной из еле дующих форм: организация: участие призывы к активному неподчинению за конным требованиям представителей властей.

Преступление является оконченным с момента организации М.б., участия в них или с момента обращения с призывами. Насилие, уничтожение или повреждение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, вооруженное сопротивление представителям власти охватывается

составом М.б., и дополнительная квалификация не требуется. Если же в ходе М.б. совершается убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, бандитизм, хищение чужого имущества и т.д., то такие действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Организатор М.б. и лицо, обратившееся с призывом к М.б.. действуют с прямым умыслом. Участие в М.б. возможно как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Высокая степень общественной опасности массовых беспорядков определяется рядом обстоятельств: во-первых, самим фактом существования трудно поддающейся внешнему контролю большой массы людей, что уже влечет за собой значительную психологическую напряженность в определенном регионе или районе проживания людей, во-вторых, стихийным характером поведения участников толпы, который сопряжен с массовым уничтожением и повреждением имущества, причинением физического вреда здоровью, а нередко и смерти значительному числу людей, дезорганизацией деятельности органов власти и управления, транспорта, иных жизнеобеспечивающих сфер общества, в-третьих, неблагоприятной тенденцией массовых беспорядков к росту, особенно в условиях общей экономической, политической, социальной и психологической неустойчивости и нестабильности общества.

Массовые беспорядки – это нарушение установленного порядка в публичных местах, совершаемое множеством лиц (толпой). Соответствующий порядок поведения устанавливается законами РФ и субъектов Федерации, разрабатываемыми местными органами власти и управления правилами поведения в местах массового скопления людей. Массовые беспорядки связаны, прежде всего, с действиями толпы (множества лиц), которая применительно к анализируемому составу в специальной литературе практически не рассматривается.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что теория российского уголовного права не связывает понятие толпы с каки ми-либо количественными характеристиками. Полагаем, что невозможно формализовать количественные критерии толпы и, соответственно, состава преступления массовых беспорядков. Конечно, в зависимости от того, насколько велика толпа, может быть причинен больший или меньший вред правоохраняемым объектам. Однако с содержательных позиций более важным представляются другие свойства толпы. Во-первых, относительная связанность какой-либо общей идеей, что придает толпе определенную направленность, возможность быстро реагировать на новые призывы и достаточно легко менять свой интерес. Во-вторых, в целом стихийный характер сбора людей, что не исключает наличия и организационных моментов, но они, как правило, касаются не всей толпы, а ее костяка, который по сравнению с толпой может быть весьма немногочисленным. В-третьих, трудноуправляемость большого массива людей, что может привести к потере контроля со стороны ее руководителей над поведением толпы и, соответственно, к стихийному развитию событий, быть может, даже выходящих за пределы первоначально задуманного. Все эти обстоятельства в совокупности и лежат, прежде всего, в основе криминализации массовых беспорядков и определяют их высокую общественную опасность.

Вместе с тем следует иметь в виду, что простое нарушение общественного порядка массой людей еще не составляет преступления, предусмотренного ст. 212 УК. Такого рода действия могут образовывать административное правонарушение, наказуемое в соответствии со ст. 20.2 КоАП РФ. Для применения норм УК РФ необходимо, чтобы массовые беспорядки сопровождались насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Второй характерной чертой массовых беспорядков является то обстоятельство, что они выступают в качестве реакции на определенные действия органов власти. Следует отметить, что этот признак был выделен уже в ст. 77 УК РСФСР 1922 г. и специально подчеркивался исследователями того периода[147]. В последующие годы это обстоятельство как бы ушло в тень и нередко игнорировалось судебной практикой. Статья 212 УК РФ 1996 г. предусматривает в качестве условия ответственности за массовые беспорядки невыполнение законных требований представителей власти. Правда, это положение содержится не в описании традици онного простого состава массовых беспорядков, а в ч. 3, где предусматривается ответственность за призывы к неподчинению власти, массовым беспорядкам и насилию над гражданами. В целях ясного и недвусмысленного понимания массовых беспорядков было бы более предпочтительным предусмотреть этот обязательный признак при описании именно организационной деятельности и участия в массовых беспорядках. Вместе с тем даже такая формулировка закона, на наш взгляд, дает вполне достаточные основания для вывода о привлечении к уголовной ответственности по ст. 212 лишь при условии законного характера действий органов власти. Незаконность предъявляемых требований к участникам и организаторам толпы должна влечь за собой освобождение их от уголовной ответственности по ст. 212 УК.

Объект преступления – совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества.

Объективная сторона массовых беспорядков выполняется только путем активных действий, выражающихся в нарушении множеством лиц (толпой) установленного порядка в публичных местах, сопровождаемых насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти (ч. 2) либо в организации соответствующих массовых беспорядков (ч. 1), либо в призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно в призывах к насилию над гражданами (ч. 3).

Законодатель дифференцирует ответственность за массовые беспорядки в зависимости от характера и степени общественной опасности совершаемых виновными лицами действий: организаторы массовых беспорядков привлекаются по ч. 1 ст. 212, участники беспорядков – по ч. 2, а по ч. 3 привлекаются лица, призывающие к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами.

Подготовительная деятельность к массовым беспорядкам охватывает весьма широкий комплекс действий, направленных на то, чтобы собрать толпу и подготовить программу ее действий. Она включает в себя выбор места и времени совершения беспорядков, определение из числа участников массовых беспорядков лиц, ответственных за отдельные акции, подготовку агитационных плакатов и призывов, разработку планов действий, организацию связи, снабжения оружием, транспортом, другими подручными средствами, созыв участников массовых беспорядков и т. п.

Характерной особенностью этой формы организационной деятельности является то обстоятельство, что действия организаторов связаны с воздействием на неопределенно большой круг людей. В связи с этим возникает принципиально важный вопрос об отграничении организации от подстрекательства и пособничества. В теории уголовного права по этому поводу высказываются различные точки зрения. Согласно первой подстрекатели, пособники (и укрыватели в соответствующих случаях) в совершении погромов и других преступлений, совершенных во время массовых беспорядков, должны нести ответственность по соответствующим статьям за посягательство на личность, имущество и т. д. (М. П. Карпушин). Другие авторы считают, что лица, призывающие группу людей, толпу к совершению противоправных действий (если не установлено иных признаков их организаторской деятельности), должны привлекаться к уголовной ответственности за соучастие в массовых беспорядках в форме подстрекательства. Лица, непосредственно не участвовавшие в погромах, поджогах и иных подобных действиях, но своими усилиями способствовавшие их совершению (например, предоставлением транспортных средств, оружия, сведений о местонахождении объектов посягательств, укрытием орудий, предметов преступлений и т. п.) либо склонявшие путем угроз, просьб отдельных членов толпы к участию в массовых беспорядках, должны признаваться пособниками или подстрекателями (Ю. Н. Демидов).

Лицо, которое непосредственно не принимает участия в погромах, поджогах и иных подобных действиях, но содействует участникам массовых беспорядков во время их совершения путем предоставления каких-либо средств совершения преступления (оружие, транспорт, продукты и т. п.), устранения препятствий либо советами или содействует таким же образом руководителям совершения массовых беспорядков, должно привлекаться к ответственности за пособничество массовым беспорядкам. Более сложным представляется решение вопроса о квалификации действий лиц, которые содействовали указанными способами организаторам массовых беспорядков на стадии совершения подготовительных действий. В таких случаях по отношению к организаторам лицо выступает в качестве пособника, но относительно участников массовых беспорядков оно, в силу своих действий, выполняет организующую роль – создает необходимые условия для совершения погромов, поджогов и иных подобных действий. Мы полагаем, что в этом случае действия виновного лица должны квалифицироваться как организация массовых беспорядков.

Вторая форма организационной деятельности выражается в непосредственном руководстве совершением массовых беспорядков. К ним относятся действия, сопряженные с отдачей конкретных распоряжений по выполнению каких-либо необходимых мероприятий (доставка пищи, воды, медикаментов, спиртного, оружия, перекрытие путей движения для подразделений охраны безопасности, внутренних войск, совершение конкретных актов погромов, поджогов и других подобных действий), вербовка новых лиц в состав участников беспорядков, распределение людей на группы с постановкой им конкретных задач, направление движения толпы в определенное место и тому подобные действия. Виновное лицо при этом может принимать участие и в конкретных актах беспорядков, т. е. быть исполнителем (участником) массовых беспорядков. Однако это обстоятельство не меняет оценки его деятельности как организатора и не может служить основанием для квалификации его действий по совокупности ч. 1 и 2 ст. 212 УК. Вместе с тем это должно учитываться при назначении наказания.

В соответствии с законом массовые беспорядки должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. При этом совершение всех указанных действий не является обязательным для наличия состава массовых беспорядков. В отличие от УК РСФСР 1960 г. в новом Уголовном кодексе перечень действий, сопровождающих массовые беспорядки, изложен исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.

Насилие как обязательный фактор, сопутствующий нарушению установленного порядка в публичных местах и совершаемый множеством лиц (толпой), может быть как психическим, так и физическим.

Под физическим насилием следует понимать совершение действий, связанных с ограничением свободы передвижения, причинением физической боли либо повлекших за собой последствия, предусмотренные ст. 112 и 115 УК. Относительно причинения смерти или тяжкого вреда здоровью представляется, что они выходят за пределы насилия, предусматриваемого массовыми беспорядками, и должны квалифицироваться по совокупности с соответствующими статьями УК. Такой вывод следует из сопоставления санкций ст. 212 и 105, 111 УК.

Таким образом, в содержание погромов, если иметь в виду, что законодатель выделил насилие и уничтожение имущества наряду с погромами, входит лишь похищение имущества. Однако и в этом случае полной ясности нет, поскольку хищение не всегда включается в понятие погромов. Например, Ю. Н. Демидов считает, что преступное завладение имуществом в процессе погрома целесообразно рассматривать как часть единого преступного деяния, без дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за совершение имущественных преступлений, если при этом не было противоправных действий в отношении жизни и здоровья собственников. Если же в ходе учиненного погрома отдельные участники массовых беспорядков тайно или открыто с насилием над личностью присваивают себе имущество разграбляемого жилища, то в таких случаях их действия следует квалифицировать по совокупности преступлений[151]. По нашему мнению, сущность погромов связана с применением насилия и причинением имущественного вреда в процессе массовых беспорядков. Но эти признаки уже указаны законодателем в диспозиции ст. 212 в качестве самостоятельных, поэтому выделение погромов как еще одного самостоятельного признака теряет смысл и ничего не добавляет к пониманию сущности массовых беспорядков.

Поджоги как характеризующий массовые беспорядки признак – это совершение различных действий, приведших к возгоранию строений, транспортных средств, имущества, иных материальных ценностей. Под уничтожением имущества понимается приведение полностью в непригодное состояние сооружений, транспорта, коммуникаций, жилищ, предметов обихода и т. п. Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств в уголовном праве понимается использование их поражающих свойств для причинения физического вреда потерпевшим, разрушения различных объектов либо создания реальной возможности наступления таких последствий или устрашения населения. О понятии огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств говорилось выше при анализе терроризма и бандитизма.

Оказание вооруженного сопротивления представителю власти выражается в активном противодействии законной деятельности представителей власти по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо в принуждении этих лиц к выполнению явно незаконных действий, совершаемом с применением оружия, когда создается угроза их жизни или здоровью. Вооруженность означает наличие любого оружия (огнестрельного, холодного, метательного либо газового).

Ответственность за непосредственное участие в массовых беспорядках предусматривается в ч. 2 ст. 212 УК. Таким образом, законодатель дифференцированно подходит к оценке характера и степени общественной опасности, учитывая различную функциональную роль организаторов и участников массовых беспорядков. Под участием в массовых беспорядках следует понимать непосредственное совершение участниками толпы во время нарушения установленного порядка актов насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженного сопротивления представителям власти. Совершение перечисленных действий вне нарушения толпой установленного порядка исключает наличие массовых беспорядков, и виновные лица в таких случаях должны привлекаться к ответственности за совершение соответствующих преступлений (против личности, собственности, порядка управления и т. д.). С другой стороны, не могут квалифицироваться по ст. 212 УК и действия лиц (участников толпы), которые находились в районе совершения массовых беспорядков, но не выполняли вышеуказанных действий. Они могут привлекаться к ответственности только на общих основаниях, т. е. когда в их действиях есть признаки иных, помимо массовых беспорядков, составов преступлений.

В ч. 3 ст. 212 УК предусматривается специфическая форма массовых беспорядков: призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами. Строго говоря, к массовым беспорядкам относится только лишь один вид действий, названных в этой части статьи, – призывы к массовым беспорядкам. Что же касается призывов к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и призывов к насилию над гражданами, то они по существу являются конкретными видами призывов к массовым беспорядкам. Вместе с тем следует отметить, что они могут быть и не сопряжены с массовыми беспорядками, поэтому законодатель и выделил их наряду с призывами к массовым беспорядкам. Как уже ранее отмечалось, по своим существенным свойствам данные действия есть не что иное, как подстрекательство к массовым беспорядкам.

Законодатель сформулировал ч. 1 и 3 ст. 212 по принципу формальных составов, и поэтому эти преступления будут окончены с момента организации беспорядков либо с момента оглашения призывов. В отличие от сказанного преступление, предусмотренное ч. 2 рассматриваемой нормы, будет окончено с момента совершения указанных в ней действий – применения насилия, совершения погромов, поджогов и т. д.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Однако содержание умысла у виновных лиц может быть различным. Организатор и подстрекатель всегда действуют только с прямым умыслом. В специальной литературе было высказано мнение, что организатор может руководствоваться и косвенным умыслом (Ю. Н. Демидов). Нам представляется, что такая позиция противоречит общей теории соучастия. Законодателем организационная и подстрекательская деятельность признается оконченным преступлением с момента организации массовых беспорядков или подстрекательства к ним. Волевое отношение виновного лица к факту организации массовых беспорядков при этом выражается только в желании их организации. Совершение в процессе массовых беспорядков актов насилия, погромов, поджогов и иных подобных действий находится за пределами состава этого преступления и, следовательно, не может влиять на оценку субъективного отношения виновных лиц. Однако для вменения в вину организаторам последующих актов насилия, погромов и т. д. необходимо установить, что они охватывались их умыслом. Таково требование ч. 5 ст. 35 УК. Волевое отношение в этом случае может выражаться как в желании, так и в сознательном допущении таких последствий или в безразличном отношении к ним.

Участники массовых беспорядков могут действовать как с прямым, так и с косвенным умыслом. Характер целей и мотивов, которыми руководствуются организаторы и участники беспорядков, в законе не описывается. Следовательно, они могут быть различными, в том числе и у разных субъектов. Исключением являются лишь цели антигосударственного характера. В реальности это могут быть, как уже ранее отмечалось, недовольство социально-экономическими условиями жизни, деятельностью государственных органов, хулиганские побуждения, национальная неприязнь и т. п.

Субъект массовых беспорядков общий, т. е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Участники массовых беспорядков, совершившие конкретные акты насилия, погромы, поджоги и т. д., могут привлекаться к ответственности и по достижении 14 лет, если в соответствии с законом ответственность за эти конкретные преступления установлена с данного возраста.

Массовые беспорядки являются сложным преступлением. По подсчетам А. Абдульманова, в ходе массовых беспорядков может совершаться более 20 видов преступлений, которые являются результатом различной направленности антиобщественной деятельности участников массовых беспорядков[154]. Поэтому возникает вопрос об отграничении рассматриваемого деяния от смежных составов преступлений и квалификации по совокупности. Поскольку насилие над гражданами и представителями власти, уничтожение и повреждение имущества, применение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств являются обязательными признаками объективной стороны массовых беспорядков, постольку названные действия охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 212 УК, и не требуют дополнительной квалифика ции. Совершение иных преступлений (бандитизм, незаконный оборот оружия или радиоактивных материалов, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды и т. д.) требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Как ранее отмечалось, выходит за пределы массовых беспорядков и причинение смерти и тяжкого вреда здоровью.

psihologija-tolpy-vozhd Массовые беспорядки с точки зрения Конституции и УК РФ Антитеррор Люди, факты, мнения

Процессы демократизации современного общества, формирование правового государства обусловили преодоление
отчуждения индивида от власти и собственности, при этом на первый план в современном правосознании выходят права человека, формирование новой модели правового положения человека, создание эффективного механизма
реализации основных прав и свобод гражданина. Все это, в свою очередь, повлекло негативные последствия, такие как появление в обществе на почве экономических, политических, правовых, идеологических, национальных,
религиозных и других интересов ожесточенности, столкновение интересов и социальные конфликты.

Изменения, которые происходят в жизни граждан Российской Федерации, накладывают определенный отпечаток как на процессы борьбы с преступностью в целом, так и на состояние общественной безопасности в регионах. В связи с этим значительно возросли общественно-политическая активность населения и желание граждан реально принимать участие в решении проблем, которые касаются их общих интересов. Это проявляется в различных сферах
общественной жизни и, в частности, в участии граждан в деятельности политических партий, проведении предвыборных кампаний, митингов, демонстраций, пикетирований, шествий и др.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., определила основные принципы и направления построения суверенного, независимого, многонационального, светского, демократического, социального и правового государства. В частности, в ст. 31 определено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Считаем что, для наиболее успешного проведения массовых мероприятий важна организация охраны общественного порядка, т.е. комплекса мероприятий, осуществляемых правоохранительными и другими государственными органами.

Итак, актуальность общественных проблем, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права собираться мирно, без оружия, на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а так-
же на другие публичные мероприятия, обусловлена повышенной общественной опасностью преступлений, административных правонарушений и чрезвычайных ситуаций, которые нередко возникают во время их проведения. В то же время возрастает необходимость научного анализа практики осуществления и усовершенствования деятельности органов внутренних дел при ликвидации массовых беспорядков.

Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Другими словами, публичные мероприятия – это совокупность организованных, санкционированных или несанкционированных форм активных действий или явлений социальной жизни групп людей или индивидуальные действия лиц в общественных местах с целью выражения их воли, защиты своих прав и свобод, законных интересов, удовлетворения потребностей в экономической, политической,
социально-культурной, других сферах, а также социальная форма общения людей между собой и способ разработки единства установок гражданина, группы людей и всего общества.

psihologija-tolpy Массовые беспорядки с точки зрения Конституции и УК РФ Антитеррор Люди, факты, мнения

Организаторами публичных мероприятий могут выступать как один гражданин, так и несколько граждан Российской Федерации, политические партии, региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Определение этих мероприятий требует уточнения.

Так, собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрацией является организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Как
правило, участники, устраивая демонстрации, ставят своей целью привлечь внимание общественности, органов государственной власти к тем или иным вопросам либо проблемам и добиться исполнения выдвигаемых требований.

Шествия – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях
привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – форма демонстрации, публичного выражения мнения, в основном в близком к административным зданиям органов государственной власти и местного самоуправления, дипломатических представительств и т.д. расположении, с целью привлечь внимание к тем или иным проблемам общественно-политического характера или выдвижение протеста против чего-либо. Участники предпочитают использовать транспаранты, плакаты и
другие средства наглядной агитации.

Религиозные – мероприятия религиозного характера (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники), дни памяти умерших (погибших).

Культурно-зрелищные – народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.

Спортивные – олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.

Специальные мероприятия – траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану.

Смешанные мероприятия – несколько видов мероприятий, объединенных в одно (например, национальные праздники субъектов Российской Федерации: Хыдырлез-байрам и др.).

Отметим, что проведение публичных мероприятий того или иного характера порождает риск возникновения между присутствующими как случайных конфликтных ситуаций, так и преднамеренных, т.е. заранее cпланирован-
ных. Данные действия могут повлечь за собой массовые беспорядки, столкновение интересов и другие негативные последствия, которые являются опасными для окружающих.

Таким образом, одной из основополагающих основ построения правового государства является охрана общественного порядка и моральных принципов как гражданина в отдельности, так и общества в целом, в том числе уголовным законодательством. В связи с этим в разд. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации собраны преступления, которые посягают на общественную безопасность и общественный порядок. В частности, ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность за массовые беспорядки.

Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к другим лицам, погромах (т.е. разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, оказании вооруженного (т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти.

Одним из основных условий успешного проведения публичного мероприятия (общественно-политического, культурно-зрелищного, спортивного и др.) является готовность органов внутренних дел к организационным, квалифицированным действиям в сложных (экстремальных) условиях (ситуациях) и четком, грамотном управлении этими действиями.
При проведении публичного мероприятия существует большой риск попадания экстремистски настроенных людей в ряды митингующих, что влечет за собой дестабилизацию обстановки, разжигание конфликтов, вспышки негативного, а порой и неадекватного поведения. Ими, как правило, являются преступные элементы, которые целенаправленно нарушают общественный порядок и правила сосуществования.

В основном, они и возглавляют действия разъяренной толпы. Важной структурной характеристикой толпы является ее социально-психологический состав – это самостоятельный показатель, который в значительной степени влияет на его формирование, развитие и, что особенно важно, на переход его участников к активным действиям:

1) активные участники – это люди, которые находятся в различной степени эмоционального возбуждения; такое эмоциональное состояние дает готовность к активным действиям любого характера, формируются совместные
установки, реакция на то или иное поведение, высказывание на фоне эмоционального возбуждения, возрастает тесная степень общения между людьми, интенсивность (насыщенность) обмена информацией; при высоком эмоциональном возбуждении человек теряет контроль над собой, своими чувствами и эмоциями, тем самым им легко управлять;

2) подстрекатели – основной задачей их деятельности в толпе при проведении массовых мероприятий является побуждение к действиям, а именно к насилию, путем распространения ложных, провокационных слухов, изречений, высказываний, снабжение людей оружием, предметами и средствами, которые могут нанести вред здоровью человека, его имуществу, строениям и др;

3) наблюдатели – пассивные, спокойные участники массовых мероприятий, у которых отсутствует эмоциональное возбуждение; данные люди не связаны друг с другом, не обмениваются информацией, хаотично передвигаются, не проявляют интерес к агрессивным действиям;

4) случайные – неорганизованные скопления людей, которые образовались в результате неожиданно возникшего события; к происходящим действиям относятся безразлично, возможно, даже осуждающе, но при этом их присутствие значительно увеличивает численность толпы.

Создание агрессивной толпы становится возможным при умышленном, преднамеренном обострении обстановки подстрекателем (провокационные выкрики, обращения к присутствующим и др.), совершении агрессивных
действий заранее подготовленными и проинструктированными людьми (битье окон, препятствия в осуществлении движения транспорта, применение силы в отношении иных лиц, работников полиции), принятии уже эмоционально возбужденными присутствующими ложной, непроверенной информации, которая поступает со стороны, также этому способствует присутствие неуравновешенных, склонных к агрессивному поведению людей, лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подростков с антисоциальными настроениями. Как правило, присутствие таких людей не является случайным.

В результате указанных условий скопления граждан превращаются в агрессивную толпу, в которой многие начинают действовать иначе, чем в повседневной жизни, – они берут за образец поведение окружающих, даже если это противоречит их моральным принципам и привычкам. Существенно возрастает агрессивность людей, в их высказываниях и действиях появляется жестокость.

Для правильного осуществления охраны общественного порядка, расстановки сил и средств необходимо учитывать место проведения массового мероприятия, время года, суток, события, цели митингующих, количество участников, их контингент. Немаловажным является и психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков рассмотрены в исследованиях М.Х. Машекуашевой.

Также следует учитывать, что при проведении массовых мероприятий на данной территории создается особая обстановка, которая нарушает обычный ритм жизни населения, в одном месте сосредоточивается большое количество людей, тем самым граждане могут попасть под влияние толпы, в условиях чего существенно усложняется оперативная обстановка.

Во избежание стремительного развития активных, агрессивных действий толпы необходимы незамедлительные и профессиональные действия сотрудников правоохранительных органов (своевременно переориентировать внимание участников на другой объект или событие, изъять ядро столкновения). Своевременное применение в соответствии с действующим законодательством силовых мер гарантирует пресечение массовых беспорядков. Возможные в этом случае жертвы не идут ни в какое сравнение с теми тяжкими последствиями, которые могут произойти при неприятии этих мер.

Непосредственным объектом преступления (массовые беспорядки) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных угроз общеопасного характера. Объективная сторона преступления состоит в организации массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Организация массовых беспорядков – созыв людей в толпу тем или иным образом; подстрекательство толпы к насилию, погромам, поджогам и т.п. путем распространения провокационных, клеветнических измышлений; разработка плана предполагаемых преступных акций; снабжение людей оружием, другими
орудиями и средствами (например, бутылками с зажигательной смесью).

Под массовыми беспорядками, сопровождающимися насилием, понимается нанесение толпой случайным потерпевшим, представителям органов власти, местного самоуправления побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание потерпевших.

Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.

Поджоги – это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов,
автомобилей и другого транспорта.

Уничтожение имущества означает приведение его в состояние, непригодное для использования, которое невозможно или экономически нецелесообразно восстановить. Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения, повреждения имущества, а также угроза немедленного применения.

Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.п., независимо от последствий акта массовых беспорядков. Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона определяется прямым или косвенным умыслом; мотивы преступления не влияют на квалификацию.

Таким образом, массовые беспорядки могут возникнуть как в одном месте, так и в нескольких местах (населенные пункты, производственные объекты, объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта) одновременно либо последовательно, в зависимости от целей его организаторов. Эффективность действий и мероприятий по охране
общественного порядка должна достигаться благодаря реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности, системой мер нормативного, организационного, политического, социального, информационного и другого характера, корреспондирующих основным правам и свободам человека и гражданина, законным интересам общества и государства.

Исходя из вышесказанного, основой обеспечения, в частности подготовки к обеспечению, общественной безопасности, а также предотвращения и ликвидации массовых беспорядков являются прогнозирование, оценка и моделирование руководителем сводного отряда обстановки, которая может возникнуть во время проведения публичного мероприятия.
Сюда входят изучение и анализ информации о месте, времени и численности (масштабе) публичного мероприятия, целях и причинах проведения, поведения и настроения участников и организаторов, отношении к проведению мероприятия разных групп населения, а также изучение возможных изменений в масштабах и
порядке проведения. Требует особого внимания изучение сведений о состоянии криминогенной обстановки в том или ином месте, районе, где планируется проведение публичного мероприятия, возможного круга (контингента) людей, которые будут присутствовать. От всех этих факторов будут зависеть вариант несения службы, численность задействованного личного состава правоохранительных органов, характер распоряжений, отданных руководителем.

Источник: Скребец Елизавета Сергеевна. Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков. — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ● 2015 ● № 3 (29).

Читайте также: