Масляная живопись история возникновения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Масляная живопись подарила человечеству множество великих шедевров изобразительного искусства и до сих пор востребована в профессиональной художественной среде. Картины маслом, написанные художниками в разные исторические эпохи, сегодня можно встретить во всех музеях мира. Интересные факты о различных тонкостях и исторических подробностях написания картин маслом представлены в нашей статье.

Особенности техники написания картин маслом в живописи

Картины маслом создаются с помощью разноцветных красок, изготовленных из сухих красящих пигментов, наполнителей и легко высыхающих в обычных условиях растительных масел. С точки зрения химической науки масляная краска представляет собой стандартную суспензию, в которой твердые частички пигмента находятся во взвешенном состоянии в жидком веществе.

Картины, написанные маслом старинными мастерами живописи, по химическому составу красок несколько отличаются от произведений современных авторов. Основным связующим веществом для производства художественных красок традиционно служит масло, изготовленное по технологии холодной выжимки из семян льна с добавками орехового, макового и других высыхающих экстрактов. Красящие пигменты различных цветов обычно получают из природных минералов, содержащих соединения железа, свинца, цинка и других металлов.

Главное отличие современных масляных красок от исторических аналогов — наличие в их составе большого количества вспомогательных компонентов. Эти вещества используются для улучшения свойств красок, главным образом для ускорения их высыхания и предотвращения расслоения при хранении.

В качестве основы для картин маслом изначально служили деревянные панели, а льняные и хлопчатобумажные холсты для этих целей живописцы начали использовать на несколько столетий позже. Чтобы краска не впитывалась в основу, на поверхность холста или доски наносили слой грунта, изготовленного на основе мела или гипса. В наши дни мастера используют более практичный акриловый грунт, который быстро сохнет и легко окрашивается в разные цвета.

Основным инструментом для написания картин маслом были и остаются кисти разных типоразмеров с деревянной ручкой и ворса из шерсти (щетины) различных животных. Кроме них, живописцы также используют мастихины — особые мастерки с металлической фигурной лопаткой. А знаменитый Тициан (Tiziano), кроме прочего, отличался от своих коллег тем, что предпочитал наносить краску на холст кончиками пальцев.

На финишном этапе картины маслом нередко покрывают специальным лаком, чтобы дополнительно защитить изображение от разрушения под воздействием влаги, солнечных лучей, перепадов влажности и температуры.

Плюсы и минусы создания картин маслом

В профессиональной художественной среде масляная живопись по праву считается одной из наиболее удобной техник. Основные плюсы написания картин маслом:

  • Хорошая смешиваемость красок для получения всевозможных оттенков.
  • Сохранение первоначальных цветов после окончательного высыхания красок.
  • Возможность быстрого удаления мастихином остатков краски при исправлении ошибок.
  • Долговечность готовых произведений искусства.
  • Возможность написания картин разными методами (в один или несколько приемов).

Главный минус масляной живописи — относительная сложность для начинающих художников подбора нужного цвета при смешивании красок. Но этот недостаток преодолевается путем повышения мастерства на практических занятиях.

История развития масляной живописи

Самые ранние образцы масляной живописи археологи обнаружили в горах Афганистана, в Бамианской долине. Здесь, вокруг высеченных из камня статуй Будды, древние художники еще в VII веке расписали стены масляными красками. Буддийские живописцы уже тогда умели не только досконально смешивать разные пигменты, но и научились покрывать их специальным защитным лаком.

В Европе масляная живопись появилась значительно позже. Вплоть до XV века здесь господствовали темперные краски и техника энкаустики. Только в эпоху Раннего Возрождения ситуация начала постепенно меняться. Длительное время считалось, что первооткрывателем масляной живописи в Европе был Ян ван Эйк (Jan van Eyck). Но в наши дни ученые все же пришли к выводу, что гениальный голландец не был пионером этой техники, а только усовершенствовал методики работы с удобными красками и всячески способствовал их популяризации.

Из Голландии масляная живопись распространилась на остальные страны Европы и уже к середине XVI века заняла лидирующее положение среди всех используемых техник. Эта тенденция только усилилась в начале XIX столетия, когда начался массовый выпуск масляных красок в тюбиках. Художники наконец-то получили возможность с комфортом творить не только в своей мастерской, но и на открытом воздухе.

Бурное развитие химической промышленности в начале ХХ столетия способствовало появлению всевозможных разновидностей синтетических красок. Несмотря на это, масляная живопись и в наши дни остается одной из наиболее востребованных техник как среди профессионалов, так и среди начинающих художников.

На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства и приобрести картины маслом, написанные как современными художниками так и старыми мастерами.

Применение масляных красок в Европе началось в 15 веке. До этого самым распространенным средство была яичная темпера, которая не обладала пластичностью красителей, основанных на высыхающих маслах.

Кроме того, масляные краски легко смешивались, ими можно было работать длительное время, придавая изобразительной поверхности различный характер, а их прозрачность подразумевала гораздо более широкую гамму тонов. Все это позволило масляным краскам стать ведущим художественным средством начиная с 15 века и вплоть до наших дней.

Переход от яичной темперы к масляным краскам в Северной Европе, а затем, к концу 15 века, и в Италии ознаменован множеством работ, в которых подмалевок был выполнен темперой, а последующие этапы, в которых основным техническим приемом была тонкая прозрачная лессировка, — масляными красками. До наших дней дошло немало картин, в которых темпера и масляные краски применялись одновременно.

VanIk 221x300 История масляной живописи

Ян Ван Эйк "Портрет четы Арнольфини"

Хотя голландским художникам , братьям Ван Эйк, повсеместно приписывают изобретение в начале 15 века масляной живописи (Ян Ван Эйк, 1390-1441, значительно преуспел в развитии этого художественного средства), однако имеются веские доку ментальные свидетельства, что масляно-смоляные лаки и сохнущие масла использовали уже в 8 веке.

Итальянские живописцы стали перенимать метод голландских мастеров- выполнять подмалевок непрозрачными красками, поверх которого наносить прозрачные лессировочные слои насыщенных тонов.

Развитие масляных красок.

В 15 веке масляные краски были освоены таким художником, как Пьеро дела Франческа (1410-1492), чьи ранние работы выполнены по преимуществу яичной темперой. В Венеции Джованни Беллини (ок.1430-1516) по достоинству оценил глубину и насыщенность тонов, доступных в масляной живописи. Он часто начинал картины с темперного подмалевка – рисунка в манере перекрестно-параллельных штрихов, а применение масляных красок на последующих этапах придавало изображению почти осязаемый объем. Среди других художников, обращавшихся к обоим средства, были Перуджино (ок.1445/50-1523) и Рафаэль (1483-1520). Рафаэлю удалось сохранять чистоту белых и синих мазков в живописи неба, использую в качестве связующего каштановое масло, привносящее в краску меньше желтизны, чем льняное, с которым мастер смешивал остальные цвета.

К первом у десятилетию 16 века в Италии масляные краски повсеместно утвердились в качестве основного художественного средства.

Tician 300x263 История масляной живописи

Тициан "Похищение Европы"

Лаконичная живопись

К 17 веку среди художников вошел в моду лаконичный стиль, письма по тонированной основе (имприматуре), которая служила средними тонами. Светлые части писали кроющими красками, а для теней использовали тонкие лессировочные слои красок. Такие совершенно разные по стилю художники, как Караваджо (1571-1610) и Веласкес (1599-1660), применяли имприматуры, чтобы подчеркнуть особо контрастные участки и добиться впечатляющих эффектов освещения.

Рембрандт (1606-1669) часто использовал двойную грунтовку, в которой нижним слоем был красный болюс (вид глины), или красная охра, а верхним – краска серого или коричневого оттенка. Подобным образом работал и Рубенс (1577-1640): он часто тонировал белый грунт холста слоем желтовато-коричневой краски. Такой подмалевок позволял художнику работать более свободно, придавая его кисти дополнительную силу и выразительность.

Смена направления

На протяжении 19 столетия многие художники отвергли узкие рамки традиционной академической школы и обратились к пленэрной пейзажной живописи. Эта тенденция в сочетании с новыми идеями о цвете и, кроме того, изобретениями новых красителей дала толчок развитию нового движения, известного как импрессионизм. Такие живописцы, как Моне (1840-1926) и Ренуар (1841-1919), создавали полотна, по многим своим характеристикам не уступающие шедеврам прошлого, но отмеченные дотоле неизвестным ощущением новизны манеры и живописной непосредственности. Творческое виден е автора стало неотъемлемой частью работы. Цвет, как никогда, стал центром внимания, причем художникам стали доступны новые красители и в связи с этим более широкая гамма насыщенных основных и дополнительных цветов.

Стиль 20 века.

В 20 столетии масляные краски применялись в самых разнообразных творческих манерах и жанрах, и их роль как одного из главнейших средств живописи снова возросла.

История возникновения и использования техники масляной живописи.

Падение ангелов. Брейгель.

Падение ангелов. Брейгель.

Масляная живопись

Происхождение

Описание техники

Для масляной живописи в качестве связующего для пигментов стали использовать масла из льна, мака и грецкого ореха. Чтобы добиться великолепной блестящей поверхности картины, как, например, у старых голландских художников, необходимо нанести на полотна тонкими слоями специальный лак. Кроме того, эта техника позволяет достичь тонких плавных переходов одного тона к другому. В темперной живописи, напротив, связующим элементом служили яичный желток, белок и гуммиарабик.

Портрет четы Арнольфини. Ван Эйк.

Портрет четы Арнольфини

Краски на полотне высыхали быстрее, но поверхность, если сравнить её с поверхностью картины, написанной маслом и имеющей специальное покрытие, была матовой. Уже давно с помощью научных методов исследования было доказано, что с самого начала XV века художники в своей работе использовали новую смешанную технику, применяя оба типа связующих элементов. В разных мастерских были приняты различные способы растирания пигментов. Техника масляной живописи не регламентировалась строгими правилами, она варьировалась в различных мастерских и кругах художников.

Создание краски

Мастерская. Адриан ван Остаде.

Индивидуальное производство красящих веществ принимает массовый характер с XV века. Художники покупали доски, принадлежности для живописи, как правило, у торговцев красками и изготовителей досок. Но краски стоили не дешево, а некоторые — особенно дорого. Очень ценными, наряду с золотом и серебром, считались чисто синие краски, добываемые из ляпис-лазури. Неудивительно, что Альбрехт Дюрер (1471–1528) во время поездки по Нидерландам записал в своем дневнике, что поменял одну свою картину стоимостью в 12 дукатов на унцию хорошего ультрамарина. Между заказчиком и художником особо оговаривалось необходимое количество чисто синего пигмента, которое потребуется. Использовать второсортный синий шафран вместо высококачественного пигмента, так же, как и сусального золота, было, согласно правилам цеха художников, запрещено под угрозой штрафа.

Положение во гроб. Караваджо.

Положение во гроб

Заключение

К сожалению, картины, написанные маслом, по истечении определенного времени подвержены старению: поверхность тускнеет, на ней образуются тончайшие трещины. Тем не менее со времен Ренессанса масляная живопись постепенно получала все большее распространение в искусстве Европы. Её особая притягательность заключается в том, что художники разными способами смешивали краски и связующие элементы и экспериментировали с ними, поэтому цветовая палитра картин выглядит в каждом случае неповторимо. Ситуация изменяется только в конце XIX века, когда начинается промышленное изготовление краски. Краски в тюбиках позволяли художникам работать по новому, а именно – писать не только в студии, но и на природе.

Это удивительно, но масляная живопись стояла у истоков нашей цивилизации. Самая древняя в мире картина, написанная маслом, была обнаружена в Афганистане в буддийском пещерном монастыре. Однако почти на два тысячелетия о масляных красках было забыто.

Рождение масляной живописи в современном понимании связывают с именем нидерландского художника Яна ван Эйка (Jan van Eyck), который в 15 веке возродил давно забытый метод рисования и усовершенствовал масляные краски. Именно он стал основоположником искусства Раннего северного Возрождения. Благодаря ему живопись маслом стало всеобще признанным, а масляная техника стала традиционной для Нидерландов, затем для Германии, Франции и еще позже для Италии.

Древние наскальные рисунки
Древние наскальные рисунки 1
Древние наскальные рисунки 2

Первые картины маслом на холсте

Что же подтолкнуло Яна ван Эйка к поиску новых красок?
По легенде, он нарисовал очередное полотно темперой (краской на яичном желтке) и выставил его для сушки на открытое пространство. От солнечных лучей великолепная картина вся покрылась трещинами. В отчаянии от увиденного Ян понял, что надо искать краску, которая будет обладать большей пластичностью и сохнуть в тени.

После долгих экспериментов и поисков он сделал смесь скипидара, льняного масла и различных пигментов. Именно такие краски позволили создавать картины, которые не теряли своей яркости со временем и не покрывались трещинами.

Трещины в живописи
Трещины в живописи 2
Художественные кисти

Шедевры живописи маслом

В 15 веке все художники делали краски самостоятельно и каждый использовал свой собственный состав. Дюрер - создатель великолепных картин маслом на холсте - получал краски, пропуская ореховое масло через просеянный уголь.

Тициан готовил смесь, которая вполне могла бы использоваться в качестве изысканного косметического средства. Он добавлял к осветленному на солнце маковому маслу лавандовую эссенцию. Возможно, именно эти чудесные ароматы навевали ему образы прекрасных богинь, нимф и мифических красавиц, которых он изображал на своих картинах. Пышнотелые персонажи Рубенса также были написаны лаком из макового масла, лавандовой эссенции и мякоти кокосового ореха. Необходимость такой работы с красками привязывала художников к мастерской.

Автопортрет Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер 2
Альбрехт Дюрер 3

Создание тюбика для красок. От пленэра к импрессионизму

Импрессионисты стремились передать изменчивость мира и мимолетность явлений. Сделать это в мастерской было почти невозможно. Поэтому многие известные картины маслом на холсте импрессионисты сделали именно на открытом воздухе.

Настоящую революцию в истории живописи сделал обыкновенный тюбик для красок. Именно благодаря тюбику, появилась возможность рисовать в любом месте, не боясь, что краска засохнет. Стала развиваться пленэрная живопись, а вместе с ней импрессионизм. Пьер Ренуар даже высказал идею, что без создания тюбика не было бы импрессионизма!

Пленэр
Пленэр 2
Пленэр 3
Пленэр 4

Современная живопись

Сегодня рисовать можно в любом месте: дома, в студии, на открытом воздухе. Наносить изображение можно кистью, мастихином или даже пальцами, как делал Тициан. В начале творческого пути важно рисовать картины маслом на холсте под руководством опытного преподавателя, который научит различным техникам живописи и раскроет другие секреты мастерства.

Преимущества масляных красок

  • в процессе работы слой не высохшей краски можно убрать мастихином
  • возможность передачи бликов с применением белил
  • при использовании техники лессировки можно достигнуть глубоких переливчатых цветов
  • можно создавать полотна большого формата
  • долговечность картины

Кисти художественные для рисования 2
Кисти художественные для рисования

Подсказки для новичков

  • использовать правильно загрунтованный холст
  • использовать белила в минимальном количестве
  • ограничивать цветовую палитру
  • учиться писать с расстояния вытянутой руки
  • сначала прописывать темные места, а затем - светлые

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Читайте также: