Болонская академия художеств кратко

Обновлено: 02.07.2024

Болонская школа Карраччи. — Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Карраччи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese и Jacopo Avanzi, а в XV — Lorenzo Costa и Francia подарили миру замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте, сделаем здесь исключительно обзор школы Карраччи.

Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их учеников.


СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы - академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений - академий художеств и художественных школ.

Государственные академии художеств имели возможность привлекать к педагогической работе специалистов узкого профиля — рисовальщиков для ведения класса рисунка, живописцев, композиторов, скульпторов, методистов по отдельным научным дисциплинам. Эффективность академической системы художественного образования и воспитания стала очевидной, а ее метод научного подхода к искусству доказывал правильность взятого направления в обучении.

Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника — это результат научного познания и серьезного труда.

Самая прославленная Болонская академия художеств была основана Людовико Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале между 1585 и 1588 годами.

Лодовико Карраччи (1555-1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале Карраччи, новую школу живописи, "академию направленных на путь" (degli Incamminati), которая вскоре стала в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов.

Агостино Карраччи (1557-1602), живописец и гравер, ученик П. Фонтаны, Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К. Обладая большою начитанностью, он взял на себя в академии чтение лекций по теории искусства. А также преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом, касался всего того, в чём художник может черпать сюжеты для своего вдохновения.

Аннибале Карраччи - живописец и гравер, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджо, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Принимал деятельное участие в педагогической и художественной деятельности Болонской академии и преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве.

Братья Карраччи считали, что достижение высот в искусстве живописи прежде всего зависит от правильного научного обоснования отдельных положений рисунка и живописи. Они впервые стали рассматривать рисование как серьезный и самостоятельный учебный предмет. Они тщательно разработали методику преподавания рисунка, живописи, композиции.

Исследование пособия Карраччи показывает, что здесь уже закладываются методические принципы контурного рисования с последующей тушевкой и система последовательного усложнения учебных заданий (от рисунка частей человеческого лица, фигуры, торса к изображению обнаженной и одетой фигуры), которые в дальнейшем получают свое развитие в академической системе обучения в в XVIII веке.

Академическая школа Карраччи давала хорошие результаты. Каждый окончивший ее прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и пластическую анатомию.

Это убедительно доказывают работы учеников Карраччи — Гвидо Рени, Франческо Альбани, Доминикино, Гверчино и других.

Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.

В академии была разработана настолько стройная и эффективная система обучения и воспитания молодых художников, что по ее примеру стали открываться государственные академии: Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648 г.), Академия художеств в Риме (1660 г.), в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-Фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.) и Академия художеств в Лондоне (1768 г.).

В истории развития учебного рисунка и методов преподавания рисования академическая школа братьев Карраччи и другие государственные академии сыграли положительную роль. С момента открытия государственных академий художеств рисование становится самостоятельной дисциплиной, имеющей свою методику обучения.

Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.

Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.

Мастера искусств об искусстве. М., 1967. Т.3. С.25.

Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. Москва-Ростов-на-Дону, 2003.

Содержание Что такое Болонская школа? • Кто были его самыми известными членами? • Происхождение, история и характеристики • Галерея Фарнезе • Влияние Аннибале Карраччи и Болонской школы • Другие художники Болонской школы • Дополнительные ресурсы

ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВАПодробнее о направленияхи стилях в искусстве см.: История искусства.Чтобыузнать о датах, см.: Хронология истории искусства.

Происхождение, история и характеристики

Болонская школа процветала в начале 1580-х годов в классической маньеристской живописи, которую практиковала в Болонье семья Карраччи, как показано в цикле фресок по истории основания Рима (около 1589, Палаццо Маньяни, Болонья), который также руководил небольшой академией прогрессивных искусств под названием Accademia dei Desiderosi , позже переименованной в Академию прогрессистов ( Accademia degli Incamminati ). В соответствии с продвижением эстетики Высокого Возрождения , упор на рисование фигур и, прежде всего, натурализм были одними из основных характеристик Болонской школы: черты, которые вскоре должны были привлечь ряд важных покровителей в Риме.

В начале 14 века Болонья была интеллектуальным центром международного масштаба. Влияние рукописных миниатюр во французском стиле можно увидеть в некоторых оригинальных фресках, написанных такими художниками, как Витале да Болонья и Томмазо да Модена, поскольку в них отсутствует тосканское влияние.

Болонская школа живописи

Приматиччо, картина "Одессей и Пенелопа", около 1545 г., масло, холст, Музей искусств Толедо

Лодовико никогда не ездил в Рим, однако оставшись в Болонье, продолжал писать до конца своих дней. В 1622 году Гвидо Рени вернулся в Болонью и стал там ведущим художником. После его прибытия болонской школой правил умеренный классицизм Рени.

Ведущим живописцем Болоньезе первой половины XVIII века был Джузеппе Мария Креспи. На него значительно повлияли Карраччи и Гверчино, а также поездки в Венецию, Парму, Пезаро и Урбино. Его светотени и теплая палитра усилили очень личное чувство формы и распространенное обращение к сюжетам.

Читайте также: