Мартин лютер протестантизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Anonymous message to Vladimir Putin. Справка: Anonymous – это децентрализованная группа хакеров.

Anonymous требуют, чтобы Putin немедленно ушел в отставку, и заявляют, что подготовили для российского президента "специальную операцию".

Это Буча. Мирный город в Киевской области Украины. Мирные люди. Особенно опасная колонна с террористами, обозначенная буквами V. Точнее фарш из этой колонны. Это была рашинская морская пехота. Очень ярко и с треском горела. Спасибо ВСУ, что зап*здили их. И так будет с каждым, кто рыпнется в Украину! Генералы Путина пытаются скрыть свои потери в Украине и сжигают тела погибших в передвижных крематориях. Бойтесь, орки. В Украину прибыла новая партия Javelin и беспилотников Bayraktar! СЛАВА УКРАИНЕ. ГЕРОЯМ СЛАВА.

Bayraktar

Главный раввин Украины Моше Реувен Асман записал видеообращение

Главный раввин Украины Моше Реувен Асман обратился к равинам и евреям России, к русским людям. - Люди остановите войну! Не смотрите, что вам говорят по телевидению! Там врут вам! Российские войска бомбят мирные города — Киев, Харьков, Одессу! - призвал он. Главный раввин также сообщил, что на территорию Бабьего Яра, где находятся массовые захоронения евреев, попали три ракеты. Он сказал, что нельзя оставаться равнодушным, потому что это преступление. - Я никогда не мог представить в страшном сне, что могу погибнуть от русских снарядов! - сказал Моше Реувен Асман. -Я стою со святой Торой. Я на Торе вам говорю — проснитесь!

Ты наверняка часто видишь аккуратных молодых людей в белых рубашках с бейджами и с рюкзаками за спиной. Иногда они даже звонят в твою дверь и читают захватывающие пассажи из Библии. Мы попробовали разобраться, кто их этому надоумил.

Вышеупомянутый Лев предал Лютера анафеме и отлучил от церкви. Лютер в ответ прилюдно сжег отлучение и объявил борьбу за свободу веры главной задачей Германии. Ряд германский князей поддержали его идеи, и они легли в основу протестантизма. Вот они:

Протестанты признают только Библию, а не труды святых отцов. Спасение возможно только через веру, которая даруется Богом. Церковная иерархия упраздняется, а священником может стать любой верующий, выбранный общиной. Кроме того, Лютер упразднил монастыри, культ священных реликвий, икон, святых и Богоматери. Из многочисленных таинств остались только крещение и причастие, а богослужение свелось к проповедям, молитвам и пению псалмов.

В перерывах между визитами Сатаны Лютер занимался переводом библии на немецкий язык, а его коллега и во многом единомышленник Жак Кальвин в это же время занимался аналогичной подрывной деятельностью на территории Франции. Когда 6 протестантских проповедников были сожжены при дворе королевы Марго, он обратил свои взоры на Женеву, которая тогда получила независимость. Кальвин был избран в городской совет Женевы и воспользовался этой возможностью, чтобы превратить город в протестантский концлагерь. За время его правления были закрыты все театры, уничтожались произведения искусства и просто зеркала; десятки людей были изгнаны, подвергнуты пыткам и сожжены, а религиозное учение в целом приобрело больший радикализм, чем в варианте Лютера. По Кальвину, одни люди изначально созданы для вечного блаженства, другие — для вечного проклятия. Это несколько замутняло его в общем-то ясное учение о добродетели как безоговорочном подчинении воле Бога.

Исторически первыми протестантами, появившимися в России, были лютеране — представители самой древней протестантской конфессии. Лютеране придерживаются пяти принципов Реформации, но сохраняют и ряд традиционных черт: они верят в реальность присутствия плоти и крови Христа в хлебе и вине во время причастия, крестят в младенчестве, у них богатые литургические традиции, сохраняются облачения пасторов и даже изображения в церквях (правда, они не являются объектом почитания, и перед ними не молятся).

Главным образом лютеранство распространено в Германии, Скандинавии и США, но и в других странах лютеран тоже много. Еще в XVI веке, при Иване Грозном, пленные немцы-лютеране оказались и в России.

На протяжении XVII века численность проживавших в России немцев, а также голландцев, гугенотов (то есть французских последователей Жана Кальвина) и выходцев из скандинавских стран увеличивалась. Они образовывали особые районы в русских городах — иностранные или немецкие слободы. В этих районах строили протестантские церкви, и протестанты — главным образом лютеране — пользовались религиозной свободой на том условии, что отказывались от обращения в протестантизм православных.

Интерьер эстонской евангелическо-лютеранской церкви в Таллине, 1983 год

Лютеран в России стало намного больше в XVIII веке: сначала при Петре I, когда к России были присоединены Лифляндия, Курляндия, Эстляндия и Ингерманландия (территории современных Латвии, Эстонии и Ленинградской области) с их немецким, латышским, эстонским и финским населением, а затем при Екатерине II, приглашавшей немецких земледельцев и ремесленников и предоставлявшей им земли в Поволжье.

В настоящее время в России действуют несколько лютеранских церквей, из которых самые крупные — это Евангелическо-лютеранская церковь России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (другое название Ингерманландии, то есть территории Ленинградской области). Первая, наиболее многочисленная и распространенная на всей территории России, — немецкого происхождения, вторая, распространенная в основном на Северо-Западе страны, — финского. Между этими церквями много общего, в частности в обеих идет постепенный процесс русификации: службы проходят в основном на русском языке, хотя немецкие и финские богослужения сохраняются. Однако Церковь Ингрии более консервативна: в отличие от Евангелическо-лютеранской церкви России в ней, например, не допускается женское священство.

В России представлены также реформатство и пресвитерианство — два основных направления другой старейшей протестантской конфессии — кальвинизма. Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими — происходящие с Британских островов. Реформаты в России появились в XVII веке, главным образом это были голландцы и французы. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин (кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы), однако в целом последователей кальвинизма в России немного.

Служба в евангелическо-лютеранской церкви в Пушкине, Ленинградская область, 1989 год

Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.

Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.

Обряд крещения у евангельских христиан-баптистов, Москва, 1989 год

Слово "баптист" происходит от греческого "баптидзо" — "окунаю в воду", "крещу". Особенностью баптизма является крещение по вере, т.е. крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно.

В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке (прежде всего в США), а также в Африке, Азии и Океании — всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма — это общие и частные баптисты.

Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.

Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века.

На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям.

С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) — организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху (рядовых верующих никто не спрашивал), тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло.

Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год

В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т.п.

Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию (отсюда и распространенное наименование этих протестующих — баптисты-инициативники). Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.

Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год

В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.

Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили "сверху", так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны.

Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год

Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России — пятидесятничество. Пятидесятники — это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства.

Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть "пробуждения", — движения в американском протестантизме XVIII–XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа (отсюда и название конфессии). Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения "на иных языках", поэтому многие их службы носят экстатический характер. Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих (не младенцев).

Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год

Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения "на иных языках". В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.

В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение — говорение "на иных языках", как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства.

Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках (неохаризматах), появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение "на иных языках" и другие формы экстатических богослужений. Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией.

Пятидесятническое богослужение с говорением "на иных языках" в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США

В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя (и до сих пор называют) христианами евангельской веры или христианами веры евангельской. Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их "официальное" название — "евангельские христиане в духе Апостольском".

После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям. В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения "на иных языках".

Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год

Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма — это адвентисты седьмого дня.

Адвентизм (от лат. adventus — пришествие; имеется в виду второе пришествие Христа) возник в США в 1840-х годах. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782–1849) на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило "великое разочарование" (термин, употребляемый самими адвентистами).

Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его. В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня.

Седьмой день — это суббота, которую адвентисты в соответствии с библейскими заповедями чтут и соблюдают, считая воскресенье привнесенным католиками искажением божественной заповеди. В формировании вероучения адвентистов седьмого дня огромную роль сыграла американка Эллен (Елена) Уайт (1827–1915), которая у адвентистов имеет статус пророчицы и труды которой пользуются значительным авторитетом.

Основные моменты вероучения адвентистов седьмого дня наряду с общими для большинства христиан учением о Троице и признанием божественной природы Иисуса Христа, а также общими для многих протестантов принципами (всеобщее священство всех верующих, осознанное крещение и т.д.) — это почитание субботы и других ветхозаветных заповедей, отрицание бессмертия души (адвентисты считают, что при втором пришествии праведники будут воскрешены для вечной жизни, а грешники будут полностью уничтожены) и др.

Важную роль играет разработанная Эллен Уайт санитарная реформа: адвентисты не едят свинину и мясо других нечистых, согласно Библии, животных, не употребляют табак, алкоголь, другие дурманящие вещества и даже чай и кофе. Многие адвентисты придерживаются пацифистских взглядов. Когда во время Первой мировой войны руководители ряда адвентистских церквей США разрешили службу в армии, в адвентистском движении произошел раскол и появилась Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения, твердо стоящая на принципах пацифизма.

Адвентистское богослужение, Улан-Удэ, 1991 год

Адвентисты во время крещения в водах Авачинской бухты Тихого океана, Петропавловск-Камчатский, 1990 год

В России представлены и другие протестантские конфессии и организации, такие как Объединенная методистская церковь, Армия Спасения, Новоапостольская церковь, но они не столь многочисленны, как конфессии, о которых сказано выше.

В заключение стоит назвать некоторые общие черты современного российского протестантизма. Это высокая религиозная активность верующих, участие в жизни своей церкви, культивирование строгих моральных ценностей, культ семьи (среди протестантов распространены многодетные семьи), поощрение общественной активности. Протестантизм присутствует в России с конца XVI века, он укоренен в российской истории и русской культуре и является важной составляющей современной религиозной жизни России.

Над материалом работали

В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Юрий Венделин, Виктор Рудько, Олег Пороховников, Андрей Соловьев, Леонид Свердлов, Анатолий Кузярин, Сергей Метелица, Владимир Матвиевский, Игорь Вайнштейн), Henry Guttmann/Getty Images, Lawrence Thornton/Archive Photos/Getty Images, ANDREW HOLBROOKE/Corbis via Getty Images, Wikimedia Commons

мартин лютер против папы римского

Кто такой Мартин Лютер

Личность Лютера многими воспринимается неоднозначно.

Тот, кто в тяжелый момент своей жизни просил у Святой Анны помощи, позже прославился тем, что отрекся от культа святых. Тот, кто поклялся принять монашеский обет, вскоре отбросил институт монашества. Бывший верный сын католической церкви перевернул всю структуру средневекового католичества с ног на голову. Будучи преданным слугой Папы, с течением времени он стал отождествлять его с Антихристом. Но в то же время его противоречивая личность пробудила в Европе христианское сознание.

Рождение и детство

10 ноября 1483 в семье Ганса и Маргариты Лютер родился мальчик, которого назвали Мартином. Семья Лютеров была небогатой, но отец был очень трудолюбивым и стремился обеспечить свою семью всем необходимым. Для этого из маленькой саксонской деревушки он переехал в Айслебен, где и родился Мартин, и устроился на работу в медные рудники. После того, как будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, Лютеры перебрались в Мансфельд, где материальное положение семьи резко улучшилось, и Ганс Лютер перешел в статус зажиточного бюргера.

что сделал

Обучение в школе

Первые жизненные трудности настигли Мартина уже в возрасте 7 лет. Родители отправили сына учиться в городскую школу, которая оказалась почти бесполезной для маленького талантливого гения: за 7 лет учебы Мартин научился писать, читать, а также выучил несколько молитв и десять заповедей.

Студенческие годы

Подросток обладал прекрасной памятью, что позволило ему на лету схватывать новые знания. Он легко усваивал сложный материал и вскоре стал популярен среди сверстников.

Получив в 1505 году степень магистра свободных искусств, Лютер начал изучать юриспруденцию. В том же году, вопреки воле отца, он вступил в августинский монастырь в Эрфурте. Этому событию предшествуют несколько легенд. По одной из них, Мартин однажды попал в сильную грозу и в обмен на чудесное спасение пообещал вступить в Августинский орден.

Вторая же гласит, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания собственной греховности.

основатель протестантизма

Служба в монастыре

Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 был возведен в сан священника. Поначалу его деятельность в святом месте была мало связана с богослужением – Мартин прислуживал старшим, сторожил ворота, заводил башенные часы и подметал двор церкви.

Лютер продолжал учиться и развиваться. В 1508 году по рекомендации генерального викария Мартина (на тот момент уже брата Августина) направили в Виттенбергский университет в качестве преподавателя диалектики и физики.

Получив степень библейского бакалавра, Лютер смог преподавать богословие и имел право толковать библейские писания. Чтобы лучше вникнуть в их смысл, священник начал изучать иностранные языки.

В 1511 году, отправившись в Рим по делам ордена, Лютер был сильно впечатлен развращенностью римско-католической церкви, которая выдавала индульгенции за деньги, и с тех пор его отношение к церкви изменилось: священника охватили переживания, сыгравшие большую роль в формировании его взглядов.

С 1512 года Лютер получил должность профессора теологии, читал проповеди, кропотливо изучал Библию, а также исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.


Личная жизнь

Вопреки всем канонам католической церкви, Лютер считал, что Господь не может запрещать людям жить в любви и продолжать свой род. Поэтому 13 июня 1525 года прошло его венчание с Катариной фон Бора, бывшей монашкой, родившей ему в браке шестерых детей. На момент заключения брака протестанту было 42, а его избраннице – всего 26.

Суровое церковное воспитание и принятые супругой аскезы сделали ее характер строгим и суровым, что ярко проявлялось в жизни супругов. В качестве места своего проживания они выбрали заброшенный монастырь августинцев. Никакого имущества у них не было, но их дом всегда был открыт для нуждающихся вплоть до того момента, как он умер.

Болезнь и смерть

Тяжелый труд и эмоциональные переживания подорвали здоровье Лютера. До самой смерти он читал лекции, проповедовал и писал книги, часто забывая о еде и здоровом сне. Болезнь подкрадывалась к нему незаметно, поначалу проявляясь головокружениями и внезапными обмороками, но потом все стало гораздо серьезнее, и доставляемые ею мучения были невыносимыми.

При жизни Мартин признался, что по ночам его часто посещал дьявол и задавал странные вопросы. Так называемая каменная болезнь заставляла его страдать долгие годы, и Лютер отчаянно просил Господа о смерти.

18 апреля 1546 года великого реформатора не стало. Его тело похоронили во дворе той самой церкви, где, согласно легенде, он когда-то прибил свои знаменитые 95 тезисов.

что сделал

Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.

Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

что сделал

Реформаторская деятельность Лютера

Тезисы против Римской церкви

Разочаровавшись в католических учениях, Лютер пишет свои 95 тезисов, а 31 октября 1517 года, вопреки легенде, по которой он прибивает их к воротам церкви в Виттенберге, Мартин отправляет их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Так и началось противостояние Мартина Лютера против Папы Римского.

Речь в тезисах идет о том, что государство не должно зависеть от Церкви, а она не должна выступать в роли посредника между человеком и Богом. Несмотря на то, что попытки противостоять католической церкви были и ранее, тезисы Лютера стали популярны и превратили простого монаха в революционера.

Папа Римский Лев Х приложил много усилий для того, чтобы угомонить непокорного, объявив Мартину анафему, отлучил его от церкви и даже добился того, что в апреле 1521 года реформатора осудил Вормский рейхстаг. Но Лютера это не останавливало, поэтому монах оказался вне закона.

мартин лютер против папы римского

Сжигание папской буллы

Споры, возбужденные Лютером, стали представлять для Церкви большую опасность, поэтому Папа решил поступить резче, и в 1520 году он издал буллу, в которой подвергал Лютера отлучению как еретика, а его сочинения подвергал осуждению.

Выпущенный 26 мая 1521 года Вормский эдикт обвиняет Мартина в ереси, но сторонники его идей помогают спастись своему идейному вдохновителю, инсценировав его похищение. На самом деле Лютера поселили в Вартбургский замок, где он занялся переводом Библии на немецкий.

Перевод Библии

Главным для Лютера оставалась вера в Бога, а ее источником он признавал только Святое Писание. Именно поэтому Лютер решил перевести Библию на немецкий язык, причем не канонизированный ее вариант, так называемую Вульгату, а первоисточник.

Над переводом Библии реформатор работал около двенадцати лет. Первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, опираясь на переводы Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Старого Завета оказалась делом долгим и напряженным.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия получил официальное принятие обществом в 1529 году и поначалу считался одним из течений католицизма, но через несколько лет произошел раскол, разделивший его на два течения: лютеранство и кальвинизм.

Жак Кальвин стал вторым крупнейшим реформатором, который продвигал идею абсолютного предопределения судьбы человека Богом.

мартин лютер против папы римского

Книги проповедника

Распространяя реформационный настрой, Лютер пользовался непопулярными в то время литературными жанрами памфлета, баллады и ксилографии.

Свои 95 тезисов он выпустил в печатном виде в форме памфлетов и листовок, поняв, что это один из лучших и простейших способов распространить собственные идеи. Во многих памфлетах автор призывал читателей обсуждать его содержание и читать вслух тем, кто не знает грамоты.

Виттенбергский священник успешно пользовался и новостными балладами, выполненными в виде описаний событий в стихотворной форме, положенных на уже известную мелодию. В новостных балладах часто объединяли благочестивую мелодию со светскими или даже богохульными текстами.

К основным и самым популярным сочинениям реформатора относятся следующие:


Мартин Лютер – богослов, инициировавший Реформацию. Перевел Библию на немецкий язык, его имя носит одно из религиозных направлений – лютеранство. Создал немецкий литературный язык.

Мартин Лютер оказал большое влияние на мировую историю, можно даже сказать, что он изменил вектор ее развития. Он заставил усомниться в мощи католической церкви, и стал создателем новой религии – протестантизма. Хотя всю жизнь не переставал причислять себя к грешникам.

Детство

Родился Мартин Лютер 10 ноября 1483 года в германском городке Айслебен, куда его отец, простой саксонский рудокоп Ганс Лютер переехал в поисках лучшей судьбы. Ганс был очень трудолюбивым, и, несмотря на это, материальное положение семьи оставалось достаточно трудным. Вначале семья жила в деревеньке Мера, отец вел обычный крестьянский образ жизни. После переезда в Айслебен он нашел работу в местных рудниках, где добывалась медь. Когда Мартину исполнилось полгода, семья снова переезжает. На этот раз они осели в Мансфельде, где Ганса уже считали зажиточным бюргером.

С первыми житейскими трудностями Мартин столкнулся в семилетнем возрасте, когда его отправили на учебу в обычную школу. Там он узнал, что такое постоянные наказания и унижения. Обучение в этом заведении было поставлено так, что талантливый ребенок за семь лет пребывания в его стенах, научился только письму, чтению, нескольким молитвам и десятку заповедей.

Мартин Лютер

В 1497-м, когда Мартину исполнилось 14, он стал учеником францисканской школы Магдебурга, а через год начал посещать школу в Эйзенахе. У него абсолютно не было денег даже на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать пением под окнами богатых горожан. Тогда он решает начать самостоятельно работать в руднике по примеру отца, но у судьбы были на него совсем другие планы.

Однажды они пели возле дома зажиточного горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщине стало жаль этого мальчишку, она решила помочь ему, и предложила переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера дорогой в новую жизнь.

В 1501-м школа осталась позади, и Мартин становится студентом философского факультета Эрфуртского университета. Молодого человека отличала прекрасная память, он стремился к новым знаниям, буквально впитывал их во время лекций. Самый сложный материал давался ему легко, и благодаря этому Лютер занял в вузе лидирующие позиции.

В 1503 году Мартин получил степень бакалавра, и приглашение учить студентов философии. Одновременно с этим он изучает юриспруденцию, потому что такова была воля его отца. Развитие Лютера можно назвать разносторонним, однако больше всего его привлекало богословие, он интересовался трудами великих отцов церкви.

Мартин частенько посещал университетскую библиотеку, и в один из дней он взял в руки Библию. Молодой человек прочел ее полностью, а до этого он был знаком только с отрывками Писания. В те времена считалось, что миряне не должны читать ее полностью, это не обязательно и даже очень вредно. Эта книга перевернула внутренний мир впечатлительного Лютера.

После окончания университета Мартин совершил поступок, неожиданный для всех и в первую очередь для его родителей. Он решил отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Дело в том, что у него умер близкий друг, и Мартин почему-то решил, что он виновен в его смерти, что он грешен и нужно отмаливать у Господа прощение.

Монастырь

В монастыре Мартин брался за любую работу. В его обязанности входило заводить часы на башне, помогать старшим, подметать церковный двор, подменять привратника.

Чтобы помочь Лютеру победить человеческую гордыню, монахи изредка отправляли молодого богослова в город, просить милостыню. Он подчинялся безропотно, в точности соблюдая все их распоряжения. В 1506-м Мартин стал монахом, спустя год – священником. Теперь его звали брат Августин.

Мартин Лютер

В 1511-м Мартин побывал в Риме, куда был отправлен представителями священного ордена. Там он впервые открыл противоречивые факты в католицизме. В 1512 году Лютер занял место профессора теологии, выступал с проповедями, был смотрителем одиннадцати монастырей.

Читайте также: