Мартин лютер политические взгляды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для решения поставленной задачи выявления взглядов Мартина Лютера о светской власти считаем целесообразным определить, каково, по его мнению, в немецком обществе соотношение светской власти и власти духовной. Критика папства и деятельности духовенства показала преувеличение полномочий священнослужителей и чрезмерное вмешательство в светские дела, следовательно, необходимо обратиться к произведениям реформатора, которые дают исчерпывающую информацию об этом соотношении и мерах, которые он предлагает как реформатор. Таковым является обращение "К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства".

Произведение относится к числу работ, имевших особый авторитет и раскрывавших суть идеологии, направленной против отягощения христианства, в частности, немецкого общества, духовной властью. Оно вызвало столь же бурный интерес, что и предшествующие ему работы, обозначившие направления реформации как таковой, поэтому документ в полной мере может считаться программным.

Содержание работы сводится к разоблачению и критике деятельности папства и духовенства по отношению к Германии, этому посвящено "нападение на три стены", которые возвели священнослужители, дабы считаться неприкосновенным авторитетом в европейском обществе (приоритет церковной власти над светской, толкование Писания одним лишь папою, равно как и созыв соборов). Мартину Лютеру удалось последовательно изложить эту критику в богословско-политических тезисах, основным из которых стало понятие "всеобщего священства". Провозглашение этого принципа равенства всех христиан означало своего рода защиту светской власти от чрезмерного влияния папства на светские дела и одновременно одобрение на исполнение светскими правителями духовных должностей на правах члена христианской общины, предполагающей равенство всех христиан и исполнение духовных дел на правах всего лишь должностного лица: "Все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме как различия по должности и занятию… Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, … мы должны позволить им быть священниками и епископами и их обязанности рассматривать как службу, которая связана с христианской общиной и полезна ей". (9)

Убеждённый в пользе формирования национальной церкви и национальной государственности, Лютер призывает немецкую нацию и власть самим управлять своими землями без оглядки на папство и защищать материальные и духовные блага от притеснений католической церкви и ее претензии на немецкие земли. "Христианское дворянство немецкой нации" становится объединением всех светских должностей, осуществляющих власть и контроль над общественными делами.

Критика религиозной власти сводится, таким образом, к выдвижению ряда требований духовенству, которые бы стали ограничением произвола по отношению к христианской общине Германии. Основным критерием классификации требований в данном случае является соотношение институтов религиозной и светской власти. Во-первых, это требования относительно устройства духовной власти и системы должностей в Риме. Папа ради спасения своей души обязан отказаться от роскоши, потому что его должны выделять святость и усердие, а не "корона высокомерия", также он должен сократить римскую курию, в которой числится слишком много должностных лиц, и упразднить оффиции, поскольку содержание такой роскоши требует огромных средств, которые собираются с христиан. (9) К этой же тематике относится требование назначать гораздо меньше кардиналов, чтобы они не разоряли христиан, либо чтобы папа содержал их лично. Требуя освободить немецкий народ от разорений, Лютер предлагает последовать примеру объединённых национальных государств, в политике которых имеются ограничения для Рима на право поборов. Он видел пользу в образовании национальной церкви в Германии, потому не раз подчёркивает необходимость обособления от римско-католического гнёта.

Кроме этого, Лютер считал неприемлемым то, что всякие светские дела передавались в Рим, часто минуя светскую власть. Так, одно из требований гласит, что любое светское дело по каноническому закону должно решаться светской властью на месте, а не передавать в Рим на рассмотрение папства, поскольку это не входит в полномочия папы. Также и немецкие земли не могут быть захвачены Римом ни насильственно, ни при возникновении тяжбы.

Сфера влияния религиозной власти сужается также, по мнению реформатора, и путём отмены некоторых взысканий и наказаний канонического права, таких как интердикт и отлучение (за исключением случаев, отмеченных в Писании как незыблемом источнике веры), также сокращение количества праздников, юбилейных лет и различного рода месс и служб. Требование снять запрет на право семьи для священников, необязательность целибата также свидетельствует об ограничении сферы влияния католической церкви и возможности реализации принципа "священного единства".

Полномочия светской власти.

В ходе реформационного движения и критики церкви как политического института Лютер обращается и к власти светской, характеризуя современную систему управления и определяя полномочия светской власти и пределы её компетенции. Одним из основных отличий его учения от учений его современников заключается в том, что оно носит скорее умеренный характер, поскольку Лютер не стремится свергнуть власть или провозгласить абсолютное превосходство Священного Писания над всеми законами общества – наоборот, его задачей является примирить в сознании людей закон Божий и закон мирской. В анализе представлений реформатора о позиции и функционировании светской власти использованы материалы "Открытого увещевания ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа" и работы "О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться".

Будучи интернациональным центром феодальной системы, римско-католическая церковь, "окружила феодальный строй ореолом божественной благодати… прежде чем начать успешную борьбу против светского феодализма в стране, необходимо было разрушить эту его центральную священную организацию". (3) Парадоксальным является то, что именно Мартин Лютер, будучи теологом и глубоко верующим человеком, отстаивал важность подобного мероприятия. "Увещевание…" было написано в ответ на попытку радикальной оппозиции папства ликвидации институтов и культа католической церкви и созданию новой религиозной организации. С нарастанием противоречий с Римом он всё сильнее призывал немецкий народ оставить все конфликты во имя устранения папского господства и феодального строя, рождающего произвол. Тем не менее, он не относил себя к уже сформировавшемуся радикальному крылу реформации, потому "Увещевание…" - призыв избежать мятежа и не впадать в панику.

Реформатор проводит тезис о "духовном" и "светском" правлениях: первое не притязает на политическую власть (оставаясь сферой внутреннего исповедания веры), второе не претендует на духовное учительство, сохраняя за собой чисто светскую функцию подержания правопорядка. Вслед за "Увещеванием…" в марте 1523 года он опубликовал одно из важнейших своих сочинений "О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться", основной идеей которого была разработка уже политико-юридической разработки гражданского мира как условия реформационной войны. Поддержку Лютер искал у князей и его положения довольно сильно были схожи с их интересами.

Лютер мечтал о сильной и стабильной государственной власти. Конечно, власть князей – это далеко не идеал светской власти, но в сложившихся условиях это был, по его мнению, наилучший исход для восстановления мира в немецком обществе. Положения труда "О светской власти" также должны были способствовать снижению народного протеста и применить основные положения реформационного учения уже новым условиям, уже в разгар Крестьянской войны. Но народные массы, которым были адресованы эти работы, уже совершенно по-другому воспринимали поднимаемые им проблемы, следуя за идеологами радикальной реформации. (1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели религиозные и социально - политические взгляды Мартина Лютера. Мы увидели, что поступок Лютера, выразившийся в том, что 31 октября 1517 г. (который в настоящее время отмечается в Германии как День Реформации) он прибил к дверям виттенбергского храма 95 тезисов об индульгенциях, не был просто требованием, чтобы Церковь прояснила свое учение о прощении. Он ознаменовал появление нового богословия о прощении (или, точнее, появление заново старого и, очевидно, забытого богословия спасения), которое грозило лишить официальную Церковь участия в процессе прощения, угрожая, таким образом, материальным интересам папы, большой части духовенства и некоторых князей. Доктрина оправдания одной верой подтверждала то, что Божественное прощение даровалось, а не покупалось, и было доступно всем, независимо от материального и социального положения. Связанная с ней доктрина "священства всех верующих" означала, что верующий, с благодатной помощью Божией, мог сам сделать все, что необходимо для его спасения, не прибегая к помощи ни Церкви, ни священников (хотя сам Лютер считал, что профессиональные проповедники и учреждения Церкви должны играть существенную роль в христианской жизни). Поэтому не вызывает удивления, что взгляды Лютера были с волнением восприняты церковными учреждениями и вызвали такой интерес у многих мирян того времени.

Лютеранская реформация оказала глубокое и длительное воздействие на многие европейские государства. Уже при жизни Лютера его идеи распространились в Швейцарии, Франции и Нидерландах, проникли в Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, Шотландию и Англию, видоизменяясь сообразно общественным условиям этих стран. Лютер оказался посредником между локальными реформациями Джона Уиклифа и Яна Гуса и общеевропейским протестантским движением, способствовавшим становлению буржуазных отношений и институтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Соловьёв Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984 г

2. Алистер МакГрат. Богословская мысль Реформации. 1998

3. Соловьёв Э.Ю. Лютер - выдающийся деятель европейской истории.

4. Мартин Лютер. 95 тезисов, СПб., 2002 г

5. Алистер МакГрат. Введение в христианское богословие. - СПб. 1998 г

6. Соловьёв Э.Ю. Время толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991 г.

7. Порозовская Б.Д. Мратин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность: биографический очерк . 1994 г.

Мартин Лютер (1483-1546) — немецкий теолог и государственный деятель, положивший начало протестантской Реформации, основатель нового немецкого христианского вероисповедания (лютеранства). После окончания Эрфуртского университета (1505) был пострижен в монахи-августинцы, а в 1507 г. посвящен в сан священника. В 1512 г. назначен профессором библейской теологии в основанном в 1502 г. университете Виттенберга.

Когда Папа Лев X (был Папой в 1513-1521) 4 сентября 1517 г. разрешил проповедь индульгенции (папская булла о Великом отпущении грехов за деньги), Лютер прибил к церковным воротам княжеского замка в Виттенберге свои, ставшие вскоре знаменитыми, 95 тезисов, направленные против папской буллы и против проповедника индульгенций Иоганна Тецеля. С этого момента Лютер становится ключевой фигурой протестантского движения против принятого католической церковью кодекса этики, церковного ритуала и литургии.

В 1520 г. он объявляется Папой еретиком и отлучается от церкви. Лютер публично сжигает папскую буллу об отлучении, демонстрируя тем самым полное нравственно-религиозное размежевание с папством. В 1521 г. на диспуте в Вормсском рейхстаге он отстаивает идею свободы совести, критикует все инстанции церковного авторитета и требует замены их высшим авторитетом — Библией.

Отвергнут авторитет папских декретов и посланий, решений соборов. Выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников. Должны быть устранены монашество, прелаты римской курии и вся громоздская иерархия. Единственным авторитетом в вопросах веры является Священное Писание. Мирская деятельность рассматривается как служение Богу.

При разграничении функций светской и духовной власти Лютер допускал вмешательство светской власти в дела веры в случаях, когда кем-либо отрицались догматы Священного Писания или свершалось богохульство. Защищая свободу совести, Лютер выражал свое отношение к инакомыслию и еретическому движению:

Провозглашенные Реформацией протестантские начала не отразились на отношении церкви к государству. Протестантизм уничтожил иерархию и духовенство, призвал всех верующих к участию в церковном управлении и признал одинаковую власть в слове Божьем и в совершении церковных таинств. Церковь превращалась в демократическую общину, члены которой обладали одинаковыми правами. Она не должна вмешиваться в мирские дела, давать указания светским властям, отменять гражданские законы. Протестантские епископы не имеют никакой власти и права свершать суд, кроме отпущения грехов. Духовный мир человека находится вне юрисдикции государства и его законов.

Взгляды Лютера поддержали не только бедные крестьяне южной части Германии, поддержку которых он отверг и восстание которых осудил (1524-1525). Их разделяли и немецкие коммерсанты, и князья — противники немецкого императора, чью помощь Лютер охотно принял. В различных кругах населения Реформация пробудила надежды на близкое водворение евангельского братства и полной свободы, на изменение всех социальных отношений. Недовольство старой церковью перешло в стремление реформировать всю общественную жизнь, включая и государство.

На светскую власть как блюстительницу всех интересов общества возлагалось и попечение о делах веры, допуская современные в одном и том же лице, обязанностей князя и епископа. Лютер выдвинул теорию безусловного повиновения светской власти, утверждая, что Евангелие проповедует страдание и терпение и всякое восстание, несмотря на его справедливый характер, должно быть осуждено как противное христианскому закону, а участников восстания призывал истреблять, как бешеных собак. Это способствовало усилению светской власти и даже вызвало известное ее преобладание над церковной. Держась более закона, нежели церковной нормы, Лютер и его последователи — лютеране не создали особой церковной власти, единой церкви. Их церковь, естественно подчиняясь светской власти, получила вследствие этого монархическое устройство.

Реформация, таким образом, была не только религиозным, но и политическим движением, связанным с коренным преобразованием церковной и светской организаций, признанием самостоятельного значения государственно-политических отношений, пониманием свободы совести как неотчуждаемого права личности.

Читайте также: