Мартин лютер и томас мюнцер кратко

Обновлено: 07.07.2024

Между Мартином Лютером и Томасом Мюнцером было много общего. Оба происходили из Саксонии, оба в молодом возрасте избрали духовный путь, оба в свое время увлекались христианской мистикой и аскетикой. Кстати, именно с этого увлечения и выросла одна из фундаментальных реформационных идей — возможность личного общения с Богом, без использования церкви и духовенства в качестве посредников. Их пути пересеклись в Виттенберге. Лютер занимался здесь преподавательской деятельностью еще с 1508 года. Ревностный в своем посвящении Богу (а он был священником августинского ордена), он видел немало злоупотреблений в церкви. К открытому же выступлению с протестом Лютера побудила деятельность монаха Иоганна Тецеля, который продавал по городам Германии индульгенции для сбора средств на строительство собора Святого Петра.

Лютер. Реформация

Если еще в 1517 году протест был просто взрывом эмоций, то теперь реформатор уже предлагает конкретные шаги. Лютер безжалостно критикует папскую власть и превышение ею своих духовных полномочий. Он защищает национальные интересы Германии, утверждая, что церковная система паразитирует на ресурсах европейских государств. Опять же, он не против церкви как духовного института, он скорее выступает за ее обновление. Римская курия не должна вмешиваться в светские дела, присваивать себе функцию тотального контроля над обществом. Это приводит Лютера, как мы уже заметили, к программе национального развития:

Мюнцер. Революция

Идея равенства прав всех людей, к которой европейское общество дорастет гораздо позже, вылилась в сознании Мюнцера в стремление изменить существующий порядок с помощью революции. Он присутствовал на уже упоминавшемся нами Лейпцигском диспуте 1519, горячо соглашался с сомнениями Лютера в непогрешимости папства и слышал, как Иоганн Экк обвинил реформатора в соблюдении еретических взглядов Уиклифа и Гуса [2, с. 285]. Мюнцер в тот момент мог вспомнить гуситские войны, что полыхали в Богемии столетие назад (1419-1434), как вдохновенный пример вооруженного сопротивления власти официальной церкви. А город Цвиккау было близко к границе с Богемией, поэтому здесь подобные ассоциации могли упасть на благодатную почву. Именно от времени служения в Цвиккау мистика и революция стали определяющими векторами мировоззрения Томаса Мюнцера.

Мартин Лютер (1483—1546) – немецкий теолог, идеолог Реформации (реформация католицизма). Он сформулировал основные тезисы, сплотившие на раннем этапе сторонников Реформации.

Главный тезис Мартина Лютера – спасение только в вере. Вера человека это его личный священник, только ей можно оправдаться оказавшись перед богом. Отсюда следует, что церковь более не нужна верующему. Бог не знает разграничений между чернью и знатью, между мирянами и церковниками – все равны перед ним. Это утверждение, наверное, одна из ранних идей равноправия.

Такая идея равноправия опирается на естественно-правовую природу, как производная от божьей воли. При этом, естественное право это право светское, то, что помогает правителям управлять внешним – собственностью, поведением людей. Отсюда принцип разумности и целесообразности управления человеческими отношениями государством. Однако, есть и божественное право вне юрисдикции государства – отвечающее за все то, что внутри человека, за его духовный мир.

При этом, такое равноправие в теории Мартина Лютера не является причиной установления демократических принципов. Напротив, деятель Реформации призывал к подчинению монарху и терпению чинимого им произвола.

Мартин Лютер проповедовал отделение церкви от государства. Папская власть в его воззрениях может только помогать укреплять авторитет монарха. Это сработало на укрепление абсолютизма светской власти. Для политического сознания Германии того времени вообще была присуща идея всепроникающей веры в светское государство. А то, что Мартин Лютер ратовал за внутреннюю религиозность только укрепило его позиции.

Таким образом, то, за что выступал первый деятель Реформации, не сыграло на руку его учению. Еще больше стало царить бюргерство, религиозный фанатизм, эксплуатация крестьян.

Деятельная и радикальная Реформация — Томас Мюнцер

Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) напротив, возглавил радикальную реформацию, крестьянско-плебейский её сектор. Это движение вело свою войну против всякой эксплуатации и неравенства.

Кульминацией стала Крестьянская война в Германии (1524—1526).

По мысли Томаса Мюнцера стоило передать власть простому народу, в коем он видел людей, свободных от эгоизма. Этот деятель яростно осуждал Мартина Лютера в его утверждении светского государства и видел в этом узурпацию власти узкой прослойкой людей. При этом, главной целью виделось сбросить безбожников с трона, воспользоваться силой крестьян.

Томасом Мюнцером точно не описывалось каким должно быть это государство общей пользы. Мы не найдем в его учении ни формы устройства, ни описания процесса управления. Можно просмотреть только зачатки демократических идей. Но отчетливо просматривается необходимость обеспечения охраны основ государства, контроль его населением.

Жан Кальвин: божественное предопределение

Из главного тезиса следует стремление каждого кальвиниста отдавать себя своему профессиональному пути без остатка, бережливо вести хозяйство и отрицать наслаждение. Таким образом, сословные разделения и привилегии не важны.

Немаловажное значение было и у реформы устройства церкви, задуманной Жаном Кальвином. Церковная община стала возглавляться пресвитерами, избираемыми из наиболее успешных людей и проповедниками без церковного сана, которые образовали консисторию.

Именно эта реформа была воспринята политическими деятелями для развития республиканских программ. Однако, рассуждая о власти Жан Кальвин с одной стороны ругал знать за произвол надо подданными и беззаконием, угрожал ей карой с небес, с другой призывал каждого верующего к подчинению.

Конечно, право на сопротивление у народа есть, но с двумя оговорками. Во-первых, творимые насилие и произвол должны стать более нестерпимыми. Во-вторых, должны быть исчерпаны мирные методы борьбы.

Несмотря на все указанное, наихудшая форма правления по Кальвину – демократия, лучшая – олигархическая.

Кроме того, учение Кальвина характеризуется нетерпимостью к другим религиозным взглядам и крестьянским ересям. Рассматриваемый деятель, в период руководства консисторией в Женеве, подчинил ей магистрат города, установил слежку за простыми горожанами, жестко регламентировал все стороны жизни. За отступление от правил следовало жесткое наказание, казни еретиков стали обыденностью.

Оценивая роль этой идеологии в истории стоит упомянуть, что большое значение она имела в первой буржуазной революции, установлению республики в Нидерландах, формированию республиканских партий в Англии. Кальвинизм стал кормом мировоззрения буржуазии.

И Мартин Лютер, и Томас Мюнцер были великими людьми, религиозными реформаторами. Но, к сожалению, оба натворили множество нехороших дел. Да, они враждовали друг с другом. Но это было столкновение служителей зла, от которого произошли великие беды в Германии.

Реформация - это было переломное время для Германии. Было непонятно, что дальше - падение в пропасть, или выход всё- таки есть. В определённой степени ситуация напоминает ту, что сейчас в России и на Украине: власти обнаглели и выжимали из простого народа все соки.

Томас Мюнцер, духовный предводитель Крестьянской войны в Германии, к сожалению был манихеем. Он смешивал зло и добро.
Есть очень хорошая книга " Социализм, как явление мировой истории ". Автор - великий русский мыслитель, академик, общественный деятель Игорь Шафаревич.
В этой книге очень большое внимание уделено протестантизму. В первой части, во второй главе "Социализм ересей " научно, убедительно, и в то же время красочно, с запахом эпохи описывается протестантизм, его влияние на жизнь и историю, дана биография Томаса Мюнцера.
О знаменитом воинственном протестанте Томасе Мюнцере, которого ненавидел инициатор Реформации, лидер протестантизма в Германии Мартин Лютер, убедительно пишется в книге А. Штекли " Томас Мюнцер" [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Основные противоречия между Лютером и Мюнцером:

Мюнцер выступал не просто за полное отделение от католической церкви. Его взгляды, как пишет Ф. Энгельс, временами соприкасались с атеизмом.
А Лютер был за определённый компромисс с католической церковью.

Мюнцер считал, что богослужение должно проводиться на немецком языке. Для этого он переводил богослужебные тексты на немецкий. До сих пор в Германии протестанты пользуются его переводами.
Мартин Лютер, к сожалению, при переводе исказил Библию. Что способствовало расколу христианства, отделению протестантской конфессии.

Мюнцер выступал за передачу власти простому народу ( на словах). И. Р. Шафаревич пишет, что захваченный крестьянами в результате восстания ". монастырь иоаннитов с большими угодьями, забрал себе Томас." ("Социализм как явление мировой истории")
Томас Мюнцер использовал справедливое недовольство крестьян своим невыносимым положением, и пытался установить социалистический строй ( прикрытый религиозной фразелогией ) в Германии.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолическое) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией.

К началу 16в. в жизни Европы происходят важные изменения. Великие географические открытия привели к развитию торговли и росту богатства, особенно среди жителей торговых городов. Разбогатевшие на торговле люди не желали, чтобы их деньги доставались возглавляемой римским папой католической церкви в виде многочисленных платежей и поборов.

В эпоху возрождения появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

. В то же время начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. Возрождение интереса к человеческим эмоциям, форме, различным отраслям человеческого разума, зачастую следование древнегреческим образцам явилось источником вдохновения в различных областях творчества и заключало в себе вызов традициям средневековья.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители стремились подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Причины реформации в Германии..

Доказано, что причиной реформации являлось зарождение капиталистических отношений в Европе.

Католическая же церковь выросла на феодальной почве западной Европы . Она учила, что мир и весь существующий в нём порядок, в том числе и общественный строй, созданы Богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям.

Папский Рим не без основания считал себя оплотом существующего строя. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже крупных светских феодалов, но в значительно большей степени — жителей. городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология. В XV и XVI вв. притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь государственной централизаций. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Правда, некоторые германские князья к началу XVI в. начали понемногу ставить в зависимость от себя среднее духовенство своих княжеств. Один из князей даже утверждал, что он сам является папой в своих землях. Не случайно впоследствии значительная часть князей активно поддержала Реформацию.

Однако в непосредственно подвластных ему территориях высшее духовенство Германии обладало и значительной светской властью. Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру — прежде всего духовных князей и всякого рода сборщиков. Это обстоятельство в немалой степени содействовало тому, что реформационное движение, почва для которого подготовлена была и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения.

Реформация и Мартин Лютер.

Специфика экономического, социального и политического развития ряда германских земель, переживаемая в начале XVI в. эра бурного экономического и социального подъема в сочетании с неблагоприятными условиями общего национального развития были причиной того, что Реформация - событие, общее для многих европейских стран, — приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала первой крупной битвой против феодализма в Европе.

С началом реформационного движения было связано выступлением Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебе (Саксония) — одном из крупных в то время центров медной промышленности. Его отец был состоятельным владельцем плавилен и меднорудных разработок. Лютер вырос в среде недовольного своим положением бюргерства, обстановке нараставшей общей оппозиции католическому духовенству. В восемнадцать лет он поступил в Эрфуртский университет, близко познакомился с членами радикального кружка гуманистов и одно время находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер поступил в августинский монастырь, там окончательно и сложилось его мировоззрение. Затем он перебрался в недавно основанный университет в столице и получил вскоре степень доктора богословия.

Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счёте производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел - и это очень важно для понимания её теоретического значения, - что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский “управитель должен считать себя слугой, а не господином народа”.

М. Лютер, однако, был чрезвычайно далёк от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, её независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, “работала” на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом - всё это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания.

Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покончить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала "Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютёра потерпели полную неудачу. На состоявшемся летом 1519 г. Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом, профессором богословия Экком, Лютер в ответ на обвинение его в гуситской “ереси” заявил что в учении Гуса имелись истинно христианские положения и что решения соборов не обязательно выражают божественную волю. Это был уже полный разрыв со всей католической традицией. Лютер писал, что если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих кардиналов, пап свору римского Содома.

15 июня 1520 г. папа Лев Х издал буллу с угрозой отлучить Лютера. В ответ на это 10 декабря перед городскими воротами Виттенберга Лютер при помощи студентов университета устроил костер из книг некоторых схоластов, сборников канонического права, работ Экка. В пламя полетел и один из печатных экземпляров буллы. В начале января 1521 г. Лютер вместе со всеми своими сторонниками был отлучен от церкви. Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в центр общенародного движения против католического духовенства.

В 1521г. Лютеру пришлось столкнуться с императорской властью. Император Священной Римской империи Карл V стремился превратить империю во всемирную католическую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опасное для его планов движение. На Вормсском рейхстаге 1521 г. на котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения. Но Лютер занял твердую позицию и, согласно легенде, решительно заявил: “На этом я стою и не могу иначе”.

Уже после официального закрытия рейхстага, был издан эдикт, провозглашающий над Лютером имперскую опалу. От действия Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский, тайно укрыв его в своем замке Вартбург близ Эзенаха.

С этого времени все больше и больше выявлялось стремление Лютера связать судьбу Реформации с интересами князей. По мере того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших к Реформации социальных групп, Лютер, отражавший настроения консервативной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных слоев бюргерства нарастало недовольство намерением Лютёра ограничить Реформацию, лишь областью религиозного учения и держаться в стороне от политической борьбы.

Крестьянская война Томаса Мюнцера .

Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы ее народное направления. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер.

Мюнцер прожил недолгую, но яркую жизнь. Родился он в городе Штольберге в 1489 г, в семье ремесленника, мастера по чеканке монет. Вскоре отец Томаса перебрался в Кведлинбург. Его монетная мастерская находилась в монастыре, аббатиса которого разрешала любознательному мальчику читать книги из монастырской библиотеки. Юношей он отправляется в Лейпциг, слушает лекции в университете. Особенно увлекали его теология, философия и медицина.

Лютер встречает эти идеи холодно. А после того как Мюнцер решительно осудил выступления Лютера, они становятся врагами.

И вот наконец произошло то, чего с таким нетерпе­нием ждал Мюнцер долгие годы. Восстание! В феврале и марте 1525 г. поднялись крестьяне Верхней Швабии, Саксонии, Шварцвальда; в конце апреля к ним присое­динились народные массы Тюрингии. На огромных про­странствах Германии разгорелось пламя народной войны.

И, конечно, пророк мести и борьбы был с народом. Он приветствует крестьянские требования об отмене кре­постного права, о ликвидации прав господ на пашни, леса, реки и другие угодья, об отмене несправедливых поборов.

Томас Мюнцер благословляет святое дело расправы с господами и их слугами. Он постоянно проповедует беспощадную борьбу как выполнение воли божьей, не­устанно предупреждает против благодушия. Томас пре­красно знает двуличие господ. Не верьте их обещаниям, предупреждает он крестьян. Нельзя оставаться в своей деревне и сторожить свое поле, взывает Мюнцер, надо идти на помощь своим братьям в других деревнях и других районах страны. Только сообща, единой армией народ сможет окончательно победить господ…

Опасения Томаса Мюнцера имели основания. Кре­стьянин - это мелкий собственник. Он не представляет себе жизни вне клочка своей земли. Чувство классовой солидарности развито у него слабо. Поэтому восстание развивалось медленно, было плохо объединено и централизовано. Первая растерянность господ прошла. Кня­зья организовались и начали решительную борьбу с вос­ставшими.

Ожесточение борьбы нарастало. Мюнцер звал к ре­шительному сражению. Князья, стремясь расколоть силы восставших, предложили переговоры. Тем временем со всех сторон к Франкенхаузену, где были сосредоточены силы повстанцев, подтягивались наемники, подвозилась артиллерия, двигались отряды ландскнехтов. Томас Мюн­цер понимал, что враги стремятся выиграть время, чтобы обрушить на восставших свой удар. Он едет в лагерь восставших под Франкенхаузеном, призывает народ не верить князьям.

Мюнцер рассылает письма к городским общинам, к крестьянам Саксонии, Баварии. Он зовет их идти к Франкенхаузену, чтобы сообща сокрушить силы зла. Но время шло, а крестьяне и бюргеры медлили. Они боялись бросить свои общины. Тем временем князья, получив подкрепления, начали наступление. Артиллерия неожиданно обрушила страшный огонь на крестьянский лагерь. Повстанцы были застигнуты врасплох. Неприятельская конница ворвалась, в ряды крестьян…

Томаса Мюнцера, израненного, больного, нашли на чердаке одного из домов Франкенхаузена. Его долго мучили, прежде чем предать казни. Во время пыток он продолжал повторять только одно: дело восставших - выполнение, воли божьей..

Его казнили утром 27 мая. Казнь была тайной, ибо палачи боялись, что Мюнцер обратится к народу и вы­зовет новое, возмущение. Ему отрубили голову и выста­вили на шесте на вершине холма блиа Мюльхаузена…

Реформации в Германии после смерти Лютера

Разгром радикального крыла Реформации во главе с Мюнцером способствовал дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр Тевтонского ордена Альбрехта. Весной 1525 г. он распустил Орден, провел секуляризацию своего княжества и принял титул герцога Прусского.

Князья, поддерживавшие Реформацию, стали решительно проводить секуляризацию. Их пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рейхстаге 1529 г. потребовало прекратить секуляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестантами .

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза. В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг, который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим — соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки.

Писав свои 95 тезисов, Мартин Лютер не мог знать какое количество всевозможных христианских сект и ересей они породят.. Отчасти они санкционировали кровавые выступления Крестьян при поддержке Томаса Мюнцера. тысячи духовных убийц скрывающиеся под личиной христианства которые наводнили нашу страну обязаны своим появлением Лютеру и Европейской реформации.

В то же время, в экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство.

В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики.

. Всемирная история: ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г

Егер О. Всемирная история в 4т.; ООО "Издательство АСТ", М., 2000г

Похожие страницы:

Философия Возрождения о Человеке и Боге

. Помпонацци и Мартин Лютер, Симоне Порцио и Жан Кальвин, Томас Мюнцер и Джулио . Реформации - широкого социального движения - плод усилий Мартина Лютера, . Мартин Лютер и его время. М.1984. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии .

Философия эпохи Возрождения (11)

Развитие феодальных отношений в Германии

. Крепостное право в Германии Реформация и Крестьянская война . строя. Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в . Реформации был Томас Мюнцер (около 1490—1525). До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера .

Философские и духовные искания в эпоху реформации

. Центральной Европы, прежде всего, в Германии, в конце ХV - начале . Гуса - предшественников эпохи Реформации, Томаса Мюнцера - вождя народной Реформации, Жана Кальвина и . . 6. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. .

Раннее Новое время

. Германия. Начало Реформации положил профессор Виттенбергского университета теолог Мартин Лютер ( . предопределено. Реформация антифеодальное и антикатолическое движение XVI века М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж. . власть, фактически тоталитаризм. Томас Гоббс (1588 – 1679 .

Читайте также: