Марксизм о государстве кратко

Обновлено: 25.06.2024

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – это концепция, созданная на базе взглядов философского, экономического и политического учения, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи

  • постоянное развитие общества привело к тому, что увеличилась мобильность населения, связано это было также с тем, что развивались экономические отношения. Поскольку человек уже не был привязан к своему роду, то он мог реализовать свои права и обязанности в том государстве, которое бы было наиболее благоприятным для поселения;
  • создание аппарата публичной власти, цель которой – контроль над гражданами и принуждение их к соблюдению установленных правил и законов путем создания органов по надзору, которых ранее не было в обществе. Также появляется особый класс – управленческий аппарат, целью которого является управление исключительно государственными делами;
  • с целью поддержания текущей власти необходим сбор средств у населения – налоги, но с течением времени этого становится недостаточно и государство совершает займы, образуется государственный долг. Все это связано с растущим количеством населения и нарастанием противоречий между классами в обществе;
  • советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости;
  • усложнение общества – результат экономического развития. Производительные и распределительные производные общества также претерпевают изменения. По мере того, как совершенствовались орудия труда и росла производительность, возник избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Неизбежным последствием этого стала борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

Основоположники марксистской теории (классовой теории)

Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).

По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.


Что же представляла собой родоплеменная система самоуправления? Например, у американских индейцев род выбирал старейшину для мирного времени и вождя (военного предводителя). Род по своему усмотрению смещал старейшину и военного вождя. Род имел совет – демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса. Он был верховной властью в роде. Постоянной армии не было. Защита и нападение осуществлялись самим вооружённым народом. Несколько родов образовывали фратрию, а несколько фратрий объединялись в племя. Племена могли вступать в союз. Органом союза был союзный совет старейшин, равных по положению и авторитету, этот совет выносил окончательные решения по всем делам союза. Голосование производилось по племенам, так что каждое племя и в каждом племени все члены совета должны были голосовать единодушно, чтобы решение считалось действительным. Заседания происходили в присутствии собравшегося народа, каждый мог взять слово, решение же выносил только совет. В союзе не было никакого единоличного главы, никакого лица, возглавлявшего исполнительную власть. Зато союз имел двух высших военных вождей.

У греческих племён и мелких народностей постоянным органом власти также был совет и народное собрание. Собранию принадлежала верховная власть в последней инстанции. Избирался военачальник. Таковы были основные черты родоплеменного управления, которое ещё не знало разделения населения по территориям. Не знало оно и публичной власти чиновничьей бюрократии, опирающейся на аппарат насилия: постоянную армию, полицию и суды. Не знало оно и идеологической поддержки власти духовенством.

Но на известной ступени развития в силу известных объективных причин родовая система оказалась более неспособной управлять обществом без отделённой от общества власти, как организованного насилия, идеологически поддерживаемого церковью. На смену родовому строю пришло государство.

В рассматриваемом произведении Энгельс перечисляет отличительные признаки государства. «По сравнению со старой родовой организацией, указывает он, – государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям…


По Марксу, для осуществления своих функций государственная (т. е. публичная) власть располагает правительственной бюрократией, постоянной армией и полицией, в том числе и политической, судейским сословием и духовенством, построенными по принципу систематического и иерархического разделения труда. Итак, признаками государственной власти являются: правительственной бюрократия, постоянная армия и полиция, судейское сословие и духовенство, как идеологическая поддержка власти.

На прошлых лекциях мы уже рассматривали, как в результате длительного исполнения управленческих функций – в результате разделения управленческого и исполнительского труда – формировался господствующий класс управленцев; как власть верховного военачальника, равно как и подчинённых ему военачальников, переходила в наследственную власть, которую сначала терпели, затем требовали и, наконец, узурпировали; как закладывались основы наследственной королевской власти и наследственной знати.

Он отмечал, что Афины на момент образования общей государственной территории располагали лишь народным войском и флотом, которые выставлял непосредственно народ. Войско и флот были защитой от внешних врагов. Они держали в повиновении рабов, которые уже тогда составляли значительное большинство населения.


Публичная власть усиливалась по мере того, как обострялись классовые противоречия внутри государства. Раскрывая сущность чиновников-управленцев, представляющих публичную (государственную) власть, Энгельс показал то, как их развращала власть, что обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становились как органы общества, над обществом. Они приобретали особую святость и неприкосновенность за счёт исключительных законов.

Классики обоснованно считали, что любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, что бюрократия превращает правительственные должности в свою частную собственность (Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Маркс К. и Энгельс Ф. Собр.Соч. Т 1. С. 273).

Таким образом, буржуазное государство существует ради буржуазной частной собственности. Истинность этого положения доказана общественно-исторической практикой. Время его не изменило и до наших дней.


Далее Энгельс даёт характеристику власти в форме буржуазной демократической республики. Эта характеристика также остаётся актуальной. «Высшая форма государства, – пишет он, – демократическая республика, становящаяся в наших современных общественных условиях всё более и более неизбежной необходимостью и представляющая собой форму государства, в которой только и может быть доведена до конца последняя решительная борьба между пролетариатом и буржуазией, эта демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, но зато тем вернее: с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников – классическим образцом является Америка, с другой стороны, в форме союза между правительством и биржей, который осуществляется тем легче, чем больше возрастают государственные долги и чем больше акционерные общества сосредоточивают в своих руках не только транспорт, но и самое производство и делают своим средоточием ту же биржу…

В данном случае Энгельс имеет в виду насильственное взятие рабочими власти для коммунистических преобразований, которые только и могут избавить рабочих от эксплуатации. Пролетариат сделать этого без своего государственного аппарата не сможет. Поэтому пролетариат в ходе революции вначале должен сломать буржуазную государственную машину, а затем создать новую, совершенно иную. Но какую?


Чем же должна быть заменена буржуазная государственная бюрократически-военная машина? Маркс увидел прототип новой пролетарской государственности в конструкции Парижской коммуны. Маркс писал: «Коммуна была прямой противоположностью французской империи. Лозунг „социальной республики”, которым парижский пролетариат приветствовал февральскую революцию, выражал лишь неясное стремление к такой республике, которая должна была устранить не только монархическую форму классового господства, но и самое классовое господство. Коммуна и была определённой формой такой республики.

Париж мог сопротивляться только потому, что вследствие осады он избавился от армии и заменил её национальной гвардией, главную массу которой составляли рабочие. Этот факт надо было превратить в установленный порядок, и потому первым декретом Коммуны было уничтожение постоянного войска и замена его вооружённым народом.

Коммуна образовалась из выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны и в любое время сменяемы. Большинство их состояло, само собой разумеется, из рабочих или признанных представителей рабочего класса. Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы.

Полиция, до сих пор бывшая орудием центрального правительства, была немедленно лишена всех своих политических функций и превращена в ответственный орган Коммуны, сменяемый в любое время. То же самое – чиновники всех остальных отраслей управления.

Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег на представительство высшим государственным чинам исчезли вместе с этими чинами. Общественные должности перестали быть частной собственностью ставленников центрального правительства. Не только городское управление, но и вся инициатива, принадлежавшая доселе государству, перешла к Коммуне.

По устранении постоянного войска и полиции, этих орудий материальной власти старого правительства, Коммуна немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, „силу попов”, путём отделения церкви от государства и экспроприации всех церквей, поскольку они были корпорациями, владевшими имуществом. Священники должны были вернуться к скромной жизни частных лиц, чтобы подобно их предшественникам-апостолам жить милостыней верующих.

Все учебные заведения стали бесплатными для народа и были поставлены вне влияния церкви и государства. Таким образом, не только школьное образование сделалось доступным всем, но и с науки были сняты оковы, наложенные на неё классовыми предрассудками и правительственной властью.

Баррикада на углу бульваров Ришар Леноир и Вольтера. Париж, 18 марта – 28 мая 1871 г.

Итак, Маркс полагал, что государство переходного к полному коммунизму периода должно обладать следующими признаками:

  1. Государство – коммуна должна быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы.
  2. Выборы центральных и местных органов власти должны осуществляться на основе всеобщего избирательного права по избирательным округам. Депутаты должны избираться из рабочих или признанных представителей рабочего класса. Они должны быть сменяемы в любое время с простейшей процедурой отзыва той организации, которая их избирала. Депутаты должны строго придерживаться mandat imperatif (точной инструкции) своих избирателей.
  3. Все руководители должны избираться и сменяться в любое время той организацией, которая их избрала. Высших государственных чинов не должно быть. Зарплата чиновника любого ранга не выше зарплаты рабочего, без всяких привилегий и выдачи денег на представительство.
  4. Постоянного войска и полиции не должно быть. Они замещаются национальной гвардией, в основном, состоящей из рабочих, а в сельской местности – народной милицией с самым непродолжительным сроком службы.
  5. Судейские чины должны избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми.
  6. Церковь должна быть отделена от государства, а школа от церкви с экспроприацией всех церквей, поскольку они являются корпорациями, владевшими имуществом. Священники должны вернуться к скромной жизни частных лиц, чтобы подобно их предшественникам-апостолам жить милостыней верующих.
  7. Все учебные заведения должны быть бесплатными для народа и вне влияния церкви и государства.

«Парижская Коммуна, – разъяснял он далее, – разумеется, должна была служить образцом всем большим промышленным центрам Франции. Если бы коммунальный строй установился в Париже и второстепенных центрах, старое централизованное правительство уступило бы место самоуправлению производителей и в провинции. В том коротком очерке национальной организации, который Коммуна не имела времени разработать дальше, говорится вполне определённо, что Коммуна должна была стать политической формой даже самой маленькой деревни и что постоянное войско должно быть заменено и в сельских округах народной милицией с самым непродолжительным сроком службы. Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания в свою очередь должны были посылать депутатов в национальную делегацию, заседающую в Париже; делегаты должны были строго придерживаться mandat imperatif (точной инструкции) своих избирателей и могли быть сменены во всякое время.

Немногие, но очень важные функции, которые остались бы тогда ещё за центральным правительством, не должны были быть отменены, – такое утверждение было сознательным подлогом, – а должны были быть переданы коммунальным, то есть строго ответственным, чиновникам.

Единство нации подлежало не уничтожению, а, напротив, организации посредством коммунального устройства. Единство нации должно было стать действительностью посредством уничтожения той государственной власти, которая выдавала себя за воплощение этого единства, но хотела быть независимой от нации, над нею стоящей. На деле эта государственная власть была лишь паразитическим наростом на теле нации. Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти, её же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам общества.

Однако это не так. Маркс утверждал: «Коммунальное устройство вернуло бы общественному телу все те силы, которые до сих пор пожирал этот паразитический нарост „государство”, кормящийся на счёт общества и задерживающий его свободное движение. Одним уже этим было бы двинуто вперёд возрождение Франции…


Марксизм о государстве как паразитическом наросте на теле общества: 2 комментария

– а разве в античных империях типа Древнего Рима не было централизованной государственной власти, с указанными органами?

Абсолютные монархии в античных империях только закладывались.

Окончательно они сложились в период феодализма. В марксизме речь идет в основном о буржуазной государственности.

В учении о государстве и праве общество Маркс рассматривал в единстве базиса и надстройки при определяющей роли базиса. Базис – производственные отношения, определяемые уровнем развития производительных сил, в основе которых лежит определенная форма собственности. Над базисом возвышается политическая и юридическая надстройка – определенные формы общественного сознания. Государство и право – части надстройки, имеют классовую природу, так как выражают волю и интерес господствующего класса.

Маркс и Энгельс подчеркивали классовую сущность государства и права. В рамках исторического материализма Маркс различал азиатский, античный феодальный и буржуазный способы производства и соответственно, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую социально-экономические эксплуататорские формации. Смена формаций неизбежна в результате развития средств производства. Освобождение труда произойдет лишь в рамках коммунистической формации, когда пролетариат захватит средства производства и труд станет непосредственно общественным. Для капитализма характерно противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост производственными отношениями. С одной стороны производственные отношения имеют общественный характер. С другой – сохраняется частное присвоение, основанное на частной собственности на средства производства. Проявление этого несоответствия – экономические кризисы. Сила, способная разрушить противоречия между производительными силами и производственными отношениями при капитализме, – пролетариат.

Несколько более сложной представлялась судьба права. Право – это воля господствующего класса, выраженная в законе. В буржуазном обществе права и свободы существуют для тех, кто имеет собственность, принадлежит к господствующему классу.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ В марксизме-ленинизме нашли свое отражение идеи Карла Маркса (1818–1883) и Владимира Ильича Ленина (1870–1924). Маркс полагал, что действия людей и общественные институты экономически детерминированы и что классовая борьба является основным инструментом

6. АНАРХИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ

6. АНАРХИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ Анархизм – политическое учение, отрицающее необходимость государства, пропагандирующее замену его общественным самоуправлением. Возникло в сер. XIX в. Видные деятели анархизма – Прудон, Бакунин.Естественная форма жизни людей по Прудону –

В грибном царстве, да в хитиновом государстве.

Неладно что-то в датском государстве

Неладно что-то в датском государстве см. Прогнило что-то в датском

Прогнило что-то в Датском государстве

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ - идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый

МАРКСИЗМ - ЛЕНИНИЗМ

МАРКСИЗМ - ЛЕНИНИЗМ - самообозначение правящих идеологий в странах социализма в 20 в. Первоначально характеризуемые в персонифицирующей стилистике (учение "Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина" и т.п.), эти конгломераты идей под воздействием процессов "преодоления культа

О ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕ

О ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕ Власть не развращает людей; но дураки, забравшиеся на вершины власти, развращают власть.* * *Воздушные замки – отрасль строительной индустрии, монополизированная правительством.* * *Когда правительство портит деньги, чтобы расплатиться со своими

Марксизм

Марксистская теория — философское, экономическое и политическое учение. Главной идеей является мнение о том, что государство — закономерный результат развития общества. Экономический прогресс рассматривается как главная причина социально-классовых изменений.

Основоположники

Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные положения теории

Основные положения теории затрагивают процесс образования государства и влияющие на это факторы. Представители теории считали, что государство существовало не всегда. Изначально были общества, которые не нуждались в государственной власти. Экономическое развитие вызвало раскол общества на классы с противоречивыми экономическими интересами, между ними началось противостояние. Во избежание коллапса появилась необходимость в стоящей над обществом силе, которая бы устраняла столкновения и наводила порядок. Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, и есть государство.

Критерии теории

Марксистская теория выделяет три формы появления государства:

  • Согласно афинской форме государство возникает из противостояния и борьбы среди общества.
  • Согласно римской форме родовое общество становится аристократией, которая впоследствии изолируется от остального бесправного населения. Население разрушает родовую аристократию и создает государство.
  • Германская форма подразумевает завоевание новых территорий и создание за счет них государства.

Плюсы и минусы

Достоинства

Некоторые положения теории являются неоспоримыми. Они сыграли важную роль в формировании понятий о теориях происхождения государства.

  1. Материальные условия общества сыграли значительную роль.
  2. Изменение форм деятельности в области труда и ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства.
  3. Переход от потребляющей к производящей экономике создает разделение людей по существенному признаку.

Недостатки

Основной недостаток теории — однобокость. Представители не учитывали психологический, нравственный и этнический факторы. Именно поэтому им не удалось объяснить причины и этапы становления государственных образований.

Е. Дюринг имел претензии к теории, ссылаясь на психологический фактор. Он писал о психологии человека и его тяге к войне. Энгельс игнорировал этот фактор, ссылаясь исключительно на экономику, как главную движущую силу истории.

С. С. Алексеев и В. М. Корельский не спорили, что классовая борьба повлияла на возникновение государства. Однако полагали, что возникновение классов не может служить единственной причиной его появления. Ученые ссылались на примеры появления государства в доклассовом обществе и считали, что на процесс образования государства влияют и другие факторы.

Читайте также: