Луи рено биография кратко

Обновлено: 28.06.2024

Существует мнение, что обладатели золотых медалей и красных дипломов, несмотря на свое усердие, редко могут похвастаться известностью и богатствами, а уж гениями и подавно редко становятся. Такие люди существуют по четким правилам из учебников, а гении чаще идут против правил в поисках чего-то нового и интересного. Это причина, по которой большинство известных ученых и первооткрывателей не имели в аттестатах большого количества отличных отметок, а склонности или страсти к определенной сфере деятельности у них возникали достаточно спонтанно, независимо от окружающих их людей или от принципов воспитания.

Отличным примером в данном случае является Луи Рено – гений, проживший тяжелую жизнь с трагической концовкой. Начал свой путь этот удивительный человек обычным сорванцом, о котором нельзя было даже подумать о том, что он что-то значит для мировой истории. Но за свою жизнь он добился звания “спасителя нации”, которого боготворила страна, и затем, как ни странно, был совершенно незаслуженно забыт гражданами государства.

Луи Рено – яркий пример того, насколько может быть обманчивой судьба. Это история о том, как простой ленивый подросток способен менять историю, и добиться невероятного успеха, резко изменив тенденции в промышленной сфере своей страны.

Этому человеку выпало судьбой родиться в Париже в 1877 году, в достаточно спокойные и благостные времена для всей страны. Буржуазная семья Рено была достаточно типичной и спокойной, и не нуждалась никогда в деньгах, поскольку отец имел в собственности торговый центр и фабрику галантерейных изделий, а мама имела корни благородного рода Франции. В итоге Луи вырос достаточно избалованным и непослушным мальчиком, которого всегда окружали заботливые родители и старшие сестры и братья. Плохие оценки парня тогда не волновали совершенно, поскольку он в семье был любимцем, и никогда никто не требовал от него особого усердия в учебе.

Все, что интересовало этого ребенка – это техника, и отец поддерживал интересы мальчика в этом. В результате у парня был в распоряжении даже целый сарай с инструментами, где Луи имел возможность круглосуточно изучать работу двигателя, и различные возможности технологий. Впрочем, для конца 19 века подобное увлечение техникой и электричеством было нормальным, поскольку в этот период ученые сообщали постоянно о различных открытиях или новых удивительных изобретениях, и это было захватывающе.

Молодой Луи Рено

Но роль обычного наблюдателя Луи не устраивала совершенно, поскольку он хотел глубже вникнуть в эту науку, и пытался творить что-то самостоятельно. Воистину, лень – двигатель прогресса, и уже в 11 лет мальчик создал свое первое необычное изобретение: гальваническая батарея позволяла включить в комнате освещение при помощи обычной веревочки, для чего не нужно было вставать с кровати. Когда человек тянул за веревку, специальные пластины опускались в кислоту, после чего начиналась выработка электроэнергии.

Если отец выполнил свою часть сделки, то Луи Рено выполнить свои обязательства не удалось, поскольку он не смог сдать вступительные экзамены. В результате парень, который еще не был никому известен, поступил на службу во французскую армию. Когда он вернулся из армии домой, его увлечение не просто не прошло – оно стало еще сильнее. Рено на длительное время запирался в собственном сарае, чтобы свободно изучать работу современных на тот момент моторов, и приступил к изучению механизма работы автомобиля в целом.

Когда в 1898 году ему удалось накопить достаточно большую сумму средств, Рено приобрел “самодвижущийся экипаж”, разработанный компанией De Dion-Bouton. Это приобретение сподвигло его на целую серию реконструкционных работ и усовершенствования. Основное изменение, которое в итоге стало историческим изобретением, касалось трансмиссии, имеющей кулачковый тип зацепления – такую трансмиссию до сих пор нередко используют в автомобилях, предназначенных для гонок.

De Dion-Bouton, модернизированный Рено

Далее ученый избавил автомобиль от цепного привода и шестеренок, популярных тогда, и вместо них установил более современный карданный вал. Новшеством стала и трехступенчатая коробка передач, имеющая задний ход и прямую третью передачу, что позволяет передавать мощность двигателя напрямую на колеса без особых потерь. Уже через год изобретение было запатентовано Луи Рено, и это стало толчком для дальнейшей работы в сфере автомобилестроения.

Сарай, который выделил ученому в детстве его отец, был переоборудован в небольшой полноценный завод, а со временем стал отдельным заводским комплексом. Правда, эта метаморфоза заняла много лет.

В 1898 году все друзья Луи смеялись над ученым и его изобретением, поскольку были уверены, что в этом нет ничего, чем можно было бы гордиться – автомобиль внешне мало отличался от других аналогичных моделей, и изменения не были очевидны. Однажды друзья с Рено заключили спор, что если ему удастся на своем авто преодолеть самую сложную и крутую улочку Парижа в районе Монмартр, то Луи получит от друзей немалую сумму. К слову, на тот момент спор был весьма актуален, потому что автомобили того времени не были способны подняться на крутую гору из-за слабой мощности и недостаточно высоких возможностей механизмов и двигателей.

Но автомобиль Луи отлично справился с поставленной задачей, и в результате ученый не только получил неплохую сумму, но и 12 заказов на аналогичную переделку других автомобилей. Кроме того, сама машина, которую Рено назвал Voiturette, была после этого триумфа немедленно продана, а в Париже на той самой улице по сей день проводятся ежегодные соревнования на спортивных авто.

Фабрика Renault Freres / Братья Рено

В начале 20 века компания ежегодно выпускала сотни новых автомобилей, несмотря на достаточно высокую стоимость машин. На тот момент фирма Renault могла предложить в своих каталогах несколько различных моделей, включая варианты представительского класса с запатентованным Рено закрытым автомобильным кузовом.

В модельных рядах компании довоенного периода можно было выделить около десятка основных платформ, которые имели различные модификации кузова или комплектации двигателей. Наиболее популярными среди покупателей стали AR и CG с установленным 6-цилиндровым двигателем – они представляли собой идеальное сочетание цены, возможностей и качества. Впрочем, первым автомобилем, получившим распространение в народе благодаря небольшой стоимости, стал вариант АХ с 2-цилиндровым двигателем. В то время в компании над разработкой автомобилей трудились лучшие конструкторы, привлеченные Рено по всей стране. К 1913 году на заводах Рено было обеспечено 5200 рабочих мест. Заводы регулярно производили более 1 000 машин за месяц, постоянно расширяя каталоги.

Renault AX

Осознав, что расширение сферы деятельности компании приведет к еще большему коммерческому успеху, Рено инициировал производство и разработку двигателей для самых разных приборов и машин. В итоге экспериментов ученого родился автобус и такси с повышенной вместительностью, получившее популярность в годы Первой мировой войны. К слову, одно из этих такси выставлено в Музее военной истории, поскольку в годы войны эти машины использовались для переброски на фронтовую линию тысяч солдат Франции, что способствовало победе над германскими войсками и позволило предотвратить оккупацию Парижа немцами.

Однако всемирная слава к владельцу компании Луи Рено пришла уже после победы в Первой мировой войне, когда его заводами были выпущены 15 тысяч двигателей для французских военных самолетов. Считается, что именно эти современные двигатели сделали возможным удерживать регулярно преимущество перед немцами в воздушном пространстве. В тот же период медицинские автомобили компании Рено спасали раненых, позволяя их вывозить с поля боя. В те годы заводы Рено изготавливали все, начиная от машин и аксессуаров, и завершая снаряжением и носилками. Луи оказался с невероятной коммерческой жилкой, и отлично чувствовал, что требуется обществу и стране.

Отличной рекламой для популярной компании стал и облегченный танк FT-17, который был на вооружении армии Франции не только во время Первой, но и в годы Второй мировой войны, благодаря превосходным качествам и маневренности. Такие танки сыграли решающую роль в ходе битвы, завершившей Первую мировую войну для французов в 1918 году. После завершения войны компания Луи Рено стала наиболее популярной на территории Франции, и именно тогда основатель компании получил свое прозвище “спаситель нации” от благодарных французов.

Танк Renault FT-17

Единственное, в чем никогда не везло Луи Рено, это личная жизнь. Со своей будущей супругой Кристиной Буллер изобретатель познакомился в 1914 году, но лишь через 4 года им удалось встретиться снова. На тот момент Луи был уже 41 год. Уже через 2 месяца после этого пара поженилась, но ни один из двоих не смог прервать отношения на стороне, потому семейные годы для них были полны ревности и измен. Единственной радостью для Луи стал его сын, которому он планировал передать собственное дело.

Модели Reinastella, Vivastella и Nervastella

Владелец компании был уверен, что мир вскоре потрясут невероятные изменения, и уже перед началом Второй мировой на территории Берлинского автосалона Луи провел встречу с Гитлером и Порше. Именно после этой встречи с немецким лидером Рено принял решение, что нужно готовиться к грядущей войне, и после возвращения в Париж он основал линию более дешевых автомобилей, поскольку Францию ожидали непростые годы для граждан. Тогда и появился среди прочих бюджетный вариант двухдверной Juvaquatres с четырехцилиндровым двигателем.

Renault Juvaquatre

Когда немецкие войска в начале войны оккупировали территорию страны, завод Рено не смог на сей раз помочь Франции в кровопролитных битвах, а по стране поползли слухи о том, что Луи предал свою страну, согласившись на сотрудничество с оккупационными войсками в обмен на сохранение собственных заводов. Однако на самом деле Рено официально отказался от любых предложений от нацистов, и в итоге компанию реквизировали, оставив Рено лишь зицпредседателем. При этом руководили компанией в те годы представители компании Daimler-Benz, а сам Рено уже много болел, что совершенно нормально, учитывая его возраст. После того, как в 1942 году 80% производственных корпусов завода компании были разрушены в результате бомбежек, у Луи проявились признаки афазии – нарушения речи из-за необратимых разрушений в мозгу изобретателя.

Тюремная медсестра, которая перед смертью виделась с Луи Рено, рассказала о том, что старик просил представителей властей об одолжении: в обмен на все, кроме одного цеха завода, освободить его, оставив ему возможность заниматься любимым делом. При этом старик готов был отказаться от богатства, поскольку его интересовала только его работа, придающая ему силы и являющаяся настоящим смыслом его жизни.

Супруга Луи Кристина ежедневно навещала заключенного, и давала обещания помочь ему поскорее покинуть стены тюрьмы, но никто не успел ничего сделать. Даже адвокат не имел возможности навещать Луи, и он мог только через окошко наблюдать за ним. Держаться старику больше было не за что, и, несмотря на 19 суток борьбы за жизнь, он умер.

Бывший герой потерял популярность во Франции, и его быстро забыли. Однако после окончания войны по всей стране жители с наслаждением катались в Juvaquatres, выпущенных национализированными заводами Рено.

Родной сын Рено Жан-Луи, единственный его наследник, в 1967 получил от государства небольшую денежную компенсацию за то, что Рено был лишен собственных крупнейших заводов. Несмотря на множество различных свидетельств, репутация Луи осталась неоднозначной, и его так и не реабилитировали официально, несмотря на то, что его заводы работают по сей день. А лучшим памятником этому человеку стали миллионы автомобилей, колесящих по всему миру под его фамилией.

Луи Рено

Статья опубликована 30.06.2014 13:38 Последняя правка произведена 09.07.2014 16:26

Биография.

Родился Рено в Париже в 1877 году. Это было благостные времена для Франции. Семья была довольно типичной и буржуазной, в ней царил покой, порядок и достаток. Отец Луи Альфредо, был успешным галантерейным мастером и коммерсантом – он владел торговым центром и фабрикой. Мать мальчика, Луиза, происходила из знатного французского рода. Луи рос избалованным мальчишкой и сорванцом, был окружен гиперопекой родителей, множества слуг и своих старших братьев и сестер. Поэтому неудовлетворительные оценки его совершенно не беспокоили, и являлись нормой. Он был в семье любимцем, и ему этого было достаточно.

Луи Рено

Единственное, что увлекало ребенка – это техника. Увидев это, отец поддержал интерес сына и выделили ему специальный сарай, обеспечил инструментами, и там Луи проводил дни напролет, изучая двигатель.

В это время Рено уже оканчивал школу. Как-раз настало время задуматься о будущем. Отец увидел, что младший сын однозначно не будет продолжать его дело, и поэтому он предложил ему следующий вариант: он покупает для экспериментов Луи старый мотор созданный фирмой Panhard, а также знакомит с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле. В свою же очередь парень должен получить техническое образование.

Луи Рено

Рено убрал цепной привод и шестеренки, которые тогда всюду устанавливали, а вместо них поставил карданный вал, а также трехступенчатую коробку передач с прямой третьей передачей и задним ходом. Это позволило передавать на колеса мощность двигателя без потерь. Через год, это свое изобретение Рено запатентовал.

Луи Рено

Выделенный ранее отцом сарай был превращен в настоящий завод, а еще чуть позже - в заводской комплекс. Но до этого еще было много лет.

Эпоха Рено-автопроизводителя.

С этого момента и началась эпоха Рено-автопроизводителя. Понимая, что к такому дело нужно подходить с максимальной серьезностью Рено обращается за помощью к своим старшим братьям – Фернанду и Марселю, предлагая им организовать совместное предприятие. Накануне нового века, в 1899 году втроем они регистрируют новую автомобильную компанию Renault Freres. В ней коммерческую и административную части берут под свою опеку братья, ведь у них уже был опыт такой работы на отцовской фирме. Луи же всецело посвящает себя работе с автомобилем. Но, уже через десять лет Рено пришлось взяться за правление компанией самолично, из-за трагической гибели братьев.

Уже в первые годы нового века предприятие братьев-Рено получало ежегодные заказы на изготовление сотен автомобилей, и это при том, что некоторые стоили неимоверно дорого – 3000 франков, а это 10 лет работы со средней зарплатой по стране. Фирма Renault предлагает несколько моделей, в том числе и модели представительского класса с созданным и запатентованным Луи закрытым кузовом.

В 1913 году заводы Рено дали ни много ни мало - 5200 рабочих мест, и на них производилось почти 1000 автомобилей ежемесячно.

Первая мировая война.

Рено понимает - чем шире сфера деятельности его завода, тем больший коммерческий успех получится завоевать. И он начинает активно разрабатывать двигатели для чего только можно. Таким образом, появляется автобус, а также вместительное такси с кузовом ландоле, в свое время прославившееся во время Первой мировой войны. Имея в своем арсенале всего несколько сот таких такси, парижский автопарк в кратчайшие сроки перебросил на линию фронта четыре тысячи французских солдат-резервистов, что помогло одержать над немцами первую победу, благодаря чему была предотвращена оккупация столицы. Одно из этих такси до сих пор стоит в Музее военной истории.

Настоящая слава и признание пришли к Луи Рено после аэро-содействия в победе в Первой мировой. Он выпустил 15 тысяч авиационных двигателей, которые помогали французской авиации, и авиации союзников, удерживать превосходство над немцами в небе. Кроме того, медицинские автомобили Рено спасли сотни жизней раненых солдат. Мало того, в период войны Рено начал изготавливать практически все – начиная от снаряжения, и заканчивая носилками. Луи занял позиции всюду, где только нужно было что-либо создавать.

FT17

У Рено был только один фронт, на котором он терпел вечные поражения – это личный. Кристину Буллер, свою будущую жену, он встретил случайно перед началом войны, когда в 1914 году заходила по делам в военное ведомство. Но тогда состоялся только обмен взглядами. Лишь спустя четыре года он, будучи на благотворительном аукционе, 41-летний Луи встретил ее вновь. Люди сразу узнали друг друга, и решили не тратить время, поженились через два месяца после знакомства. Но, эти отношения были для обоих крайне болезненными. Ни Луи, ни Кристина не могли попрощаться со своими любовниками и любовницами, поэтому постоянно терзали друг друга изменами и ревностью. Единственное, что радовало уставшего от всего Луи – это его сын.

Nervastella и Reinastella

Луи словно догадывался, что мир ожидают очередные коренные изменения. Уже перед началом Второй мировой войны он был в Берлинском автосалоне, в котором повстречался с Гитлером и Фердинандом Порше. Пообщавшись с фюрером рено понял, что Европе не избежать очередной войны. Сразу же вернувшись в Париж, автопроизводитель начал создавать дешевые автомобили, объявив, что Францию ждет непростые времена. Таким образом, появился малогабаритный двухдверный Juvaquatres, оснащенный литровым четырехцилиндровым двигателем.

Уже вначале войны немецкие войска очень быстро оккупировали Францию. Главный поставщик французской армии в прошлой войне в этот раз ничем не смог помочь Родине. Некоторые говорят, что он предал страну, обменяв ее на свои заводы, согласился на сотрудничество с оккупантами. Но Рено, на самом деле, отказался от предложения нацистов производить военную технику для нужд немцев, из-за что его собственность попросту реквизировали, в то время ка Рено оставили лишь в качестве зицпредседателя. Ключевые позиции на предприятиях Франции заняли люди из Daimler-Benz. Кроме того, сильно ухудшилось состояние здоровья уже не молодого Рено. Особенно на него повлиял 1942 год, когда авиация союзников разбомбила более 80% всех производственных мощностей его компании. После этого у Луи проявилась афазия – из-за необратимых поражений мозга появились нарушения речи.

семья Луи Рено

Луи Рено, жена Кристиана Буллер и сын Жан-Луи Рено: болезненные отношения супругов поддерживались исключительно любовью к своему ребенку.

Только один человек видел несчастного Луи перед его смертью. Это была тюремная медсестра, которая незадолго до его смерти, была рядом с мучившимся в агонии стариком. Как она говорит, старик просил передать просьбу властям. Он готов был отдать все богатство, которое только у него есть, лишь бы они оставили ему один единственный цех, в котором они смог бы заниматься любимым делом. Ему не нужно было ни богатство, ни слава – только любимая работа, которая и давала ему силы жить.

Juvaquatres

В 1967 году сын Рено Жан-Луи получил незначительную компенсацию за лишение его отца всех заводов, но официально Луи реабилитирован не был.

Луи Рено, спаситель и предатель Франции

Renault Voiturette - первый выпущенный Рено автомобиль


Луи Рено наверняка был бы по нраву тем, кто утверждает — для того, чтобы стать успешным или знаменитым, необязательно быть отличником. Луи учился в школе крайне скверно. При этом он рос в многодетной, но очень состоятельной парижской семье, его отец был успешным предпринимателем, а мать происходила из знатного рода.

Последнюю попытку засадить сына за парту и получить хоть какое-то образование делает отец Луи, он ставит перед сыном условие: тот поступает в техническую школу, а взамен получает гараж, некоторое оборудование, плюс знакомство с известным инструктором паромобилей Леоном Серполле. В результате Луи получил все, чего хотел и днями напролет пропадал в гараже или в мастерской Серполле, однако свою часть договора так и не выполнил. Он не смог пройти экзамены и пошел в армию.

FT-17- танк, который был выпущен во время Первой мировой войны

Луи Рено, спаситель и предатель Франции

Рено со старшими братьями, которые помогли ему организовать свою компанию


Он постоянно совершенствовал свои творения, перебоя в заказах у компании не было. Луи Рено стал богат и знаменит. Его автомобили успешно принимали участие в автогонках, что приносило новую славу, рекламу и деньги.

Луи Рено, спаситель и предатель Франции

Рено с Гитлером и Герингом на берлинском автосалоне


После войны бизнес Рено успешно развивался, производились новые модели, устройство машин совершенствовалось, количество выпускаемых машин постоянно росло. Появились машины представительского класса, некоторые модели были исключительно дорогими. Казалось бы, у этой сказки должен быть счастливый конец. Однако свои коррективы внесла Вторая мировая война. Луи Рено встретился с Адольфом Гитлером на Берлинском автосалоне. Говорят, что именно тогда он понял, что войны не избежать.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

ПОДМОЧЕННОЕ РЕНОМЕ

Ранним утром 24 мая 1903 года около 250 тысяч зрителей собралось в Версале, чтобы стать свидетелями старта самых грандиозных гонок по маршруту Париж – Бордо – Витория – Мадрид. К участию в состязаниях были приглашены все лучшие гонщики того времени, которым предстояло преодолеть за три дня 1307 км дистанции.

Соревнования, собравшие на старте 179 автомобилей, вызвали громадный интерес, причем не только во Франции. За ходом первого этапа от Парижа до Бордо протяженностью 552 км наблюдало более трех миллионов человек.

Многочисленные полицейские (в среднем по одному на каждые 100 м трассы) и приданные им солдаты, которые больше следили за событиями на дороге, чем за поведением зрителей, не смогли обеспечить порядка. Зеваки, совершенно не понимавшие опасности, исходящей от мчавшихся со скоростью до 140 км/ч автомобилей, спокойно прогуливались вдоль дороги, стояли группами на проезжей части, перебегали с одной стороны дороги на другую…

В результате за первый же день соревнований погибли шесть гонщиков и механиков (среди погибших оказался и Марсель Рено), а также три зрителя. Более тридцати человек получили тяжелые ранения. Узнав о многочисленных жертвах, французское правительство настояло на прекращении соревнований в Бордо. Там все машины были опечатаны, конной тягой доставлены на железнодорожную станцию и поездами отправлены по домам.

Эти гонки 1903 года стали последними крупными автомобильными соревнованиями, проводимыми между городами на открытых дорогах общего пользования. С этого момента автогонки переместились на замкнутые, закрытые для обычного транспорта и отделенные от зрителей трассы.

После гибели брата Луи Рено решил уйти из большого автоспорта. Однако некоторое время спустя он вновь взялся за создание скоростных машин и продолжил принимать участие в соревнованиях, которые служили как рекламой, так и полигоном для проверки новых конструкций.

Рено установил на предприятии жесткий, просто-таки диктаторский, режим. Характер у Луи и так был не сахар, а с потерей хоть как-то сдерживавших его братьев он вообще стал решительно несносен. Работа для него была превыше всего, а все, что мешало работе, жестоко искоренялось.

Между тем модельный ряд систематически обновлялся, а объемы производства фирмы непрерывно увеличивались.

После войны Луи Рено получил высшую награду Франции – орден Почетного легиона – за вклад в победу над врагом, а в 1919 году он был признан первым промышленником Франции.

Потом они встречались еще два раза: в 1938 году и в феврале 1939-го. И во всех этих встречах промышленника сопровождал Франсуа Леидё (Lehideux), который был мужем Франсуазы Рено, дочери покойного Фернана Рено, а с 1934 года – еще и административным директором предприятия.

При этом сам Луи Рено в мае 1940 года летал в США и встречался там с президентом Рузвельтом, обсуждая с ним вопросы противодействия агрессивным действиям Германии.

А 19 сентября 1944 года 67-летнего промышленника арестовали по обвинению в коллаборационизме, то есть в сотрудничестве с немецкими властями. По другой версии, он не был арестован, а 23 сентября явился в суд сам, желая объясниться, но его уже оттуда направили в тюрьму, хотя вина его вовсе не была доказана.

В любом случае конструктору и бывшему гонщику, сделавшему Францию автомобильной державой №1 в Европе, припомнили все: и его личное знакомство с Гитлером и Герингом, и производство на предприятиях фирмы военной техники…

Произошло это 24 октября 1944 года, причем при весьма загадочных обстоятельствах. Ходило много слухов относительно его смерти: одни говорили, что его якобы отравили радикально настроенные патриоты, опасавшиеся, что решение суда будет для одного из символов Франции благосклонным, другие утверждали, что он сам не вынес позора и последствий болезни.

По словам его адвоката господина Рибе, Луи Рено не считал себя в чем-либо виновным и готов был отвечать на любые вопросы обвинителей. Во всяком случае, он имел отличную возможность бежать за границу, но не сделал этого.

Как бы то ни было, Луи Рено умер 24 октября 1944 года, так и не представ перед судом, и его похоронили в Эркёвилле (департамент Эр). Похороны прошли очень скромно. Человека, некогда ходившего в президентский дворец как к себе домой, провожали в последний путь лишь несколько ближайших родственников.


После этого начиная с 2011 года во Франции началась активная кампания в СМИ, направленная на окончательную и бесповоротную реабилитацию Луи Рено. В газетах, в журналах и на телевидении стали появляться материалы, утверждающие, что знаменитый французский промышленник вступал в контакты с Гитлером в 1935, 1938 и 1939 годах и во время этих контактов обсуждался исключительно вопрос создания европейского автомобильного картеля, который должен был бы противостоять конкуренции со стороны Соединенных Штатов.

В любом случае вопросы, конечно же, остаются. Но одно можно сказать точно: со смертью Луи Рено окончательно завершилась эпоха гениальных автомобильных конструкторов-одиночек. Им на смену пришли большие конструкторские бюро, где любой автомобиль стал обезличенным, являясь плодом коллективного труда большой слаженной команды инженеров.

Читайте также: