Марксизм и современность кратко

Обновлено: 03.07.2024

Главными положениями новой философии стали:

1. Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма.

3. Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества.

4. Распространение материалистического принципа в объяснении мира на понимание истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источника развития общества.

5. Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

15. Отечественная философия. Основные черты и этапы ее развития.

Основные этапы развития:

Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с реформами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической традиции).

Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами - А.С. Хомяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Аксаковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А. И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).

Русская философия конца XIX - начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (в лице Н.Ф. Федорова, Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского).

В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несомненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.

Марксизм — это главное проявление диалектики современности как в социологическом, так и в теоретических смыслах. В качестве социальной силы марксизм был полноправным отпрыском современного капитализма и культуры Просвещения. Хорошо это или плохо, правильно или неправильно, марксистские партии, движения и интеллектуальные течения стали по меньшей мере на сотню лет, начиная с XIX по конец XX века, наиболее важными способами охватить противоречивую природу современности.

Марксизм одновременно засвидетельствовал позитивные, прогрессивные стороны капитализма, индустриализации, урбанизации и массовой грамотности, всего того взгляда, который устремляется в будущее, а не в прошлое, при этом сохранив внимание к настоящему. Вместе с тем марксизм осудил эксплуатацию, человеческое отчуждение, коммодификацию и инструментализацию социального, ложную идеологию и империализм, которые внутренне присущи процессу модернизации.

Бебель был, конечно же, лидером передовой марксистской партии, немецких социал-демократов. Раннее марксистское рабочее движение, в особенности в Центральной и Восточной Европе, включало уникальное (для своего времени) количество женщин на руководящих постах: Анжелика Балабанова, Ката Дальстрём, Александра Коллонтай, Анна Кулишова, Роза Люксембург, Генриетта Роланд Хольст, Вера Засулич, Клара Цеткин и некоторые другие. Марксистская социальная демократия также была первой мужской политической силой, которая боролась за предоставление права голоса женщинам.

Будучи страстными политическими аналитиками, Маркс и Энгельс пристально следили за национальной политикой своего времени, хотя большая часть их работ об этом и была реакцией на конкретные события. Тем не менее начиная с конца 1860-х годов они сфокусировались на проблеме с далеко идущими последствиями: как подавление одной нации другой влияет на классовый конфликт в каждой из них.

Конкретным кейсом была Англия, наиболее продвинутая капиталистическая страна, где, как заключили Маркс и Энгельс, социальная революция была невозможна без предшествующей национальной революции в Ирландии. Марксистам многонациональных Австро-Венгерской и Российской империй вскоре пришлось уделить больше систематического теоретического внимания концепту нации в его отношении к классу.

Балансировать между двумя сторонами современности, эмансипаторной и эксплуатационной, было необычайно трудной задачей, с которой интеллектуалам удавалось справляться лучше, чем политикам-практикам. Марксистская традиция в своей практике диалектики современности стремилась к дрейфу от одной характеристики к другой.

Во Втором интернационале (1889–1914) и в более поздней социал-демократической традиции негативный аспект всё более стремился к тому, чтобы оказаться в тени эволюционной концепции роста противостоящих сил, профсоюзов и партий рабочего класса. Коминтерн или Третий интернационал (1919–1943) и последующая коммунистическая традиция, напротив, фокусировались на негативе и его перипетиях, обличая все возрастающие негативные эффекты капитализма и сохраняя надежду на неожиданный революционный переворот.

Марксистская диалектика современности, таким образом, колеблется между тенями, отбрасываемыми фабриками смерти Освенцима и лучами света, исходящими из роста и организации рабочего класса.

Аспекты критической традиции

Основа критической теории

Возможно, будет уместно сравнить оригинальную, классическую критическую теорию с другим прагматическим подходом к пониманию места и смысла социального знания с радикальной точки зрения, который был обозначен в написанном практически одновременно и в том же самом городе, что и текст Хоркхаймера, профессором Колумбийского университета (университет был принимающей стороной изгнанников Франкфуртского института).

Поппер versus Адорно

В 1961 году Немецкая социологическая ассоциация столкнулась с резкой и фундаментальной критикой, когда пригласила Карла Поппера высказаться о логике социальных наук. Адорно выступал как оппонент. Формально столкновение было вежливым, но в Германии разгоралась полемика, которая, к неудовольствию сэра Карла, стала известна как Positivissmussstreit — спор о позитивизме.

Как диалектик, Адорно, к своему удивлению, обнаружил, что может согласиться со многими аргументами критической позиции Поппера, а сами его аргументы были в гораздо большей степени дальнейшей рефлексией над попперовскими тезисами, чем набором возражений. Тем не менее это не повлияло на его критический настрой.

Это все еще воспринималось как продолжение марксизма, но интерпретация фашизма как государственного капитализма, автором которой был Фридрих Поллок, что также было применимо и к сталинизму, тяготела к тому, чтобы отодвинуть классические марксистские экономические категории на задний план.

Новая территория Хабермаса

25 лет назад разница, в сущности, казалась первостепенной тому, кто с позиции англосаксонско-скандинавского студента и молодого учёного хотел установить правомерность марксисткой теории там, где до 1968 года она институционально отрицалась. Я всё еще думаю, что сделанные тогда различения были корректны в отношении своего предмета, и даже эта защита марксизма в то время была положительным вкладом в социальную мысль как критику. Впрочем, как и в науку. Тем не менее тот полемический тон, который был выбран, теперь представляется легкомысленным.

Критическая теория — это философская рецепция — развитие Марксовой критики политической экономии и её рефлексия, — помещенная в контекст травматических событий между 1914 и 1989 годами, от бойни Первой мировой войны, неудавшейся революции на Западе и её уродливой формы в России, Великой депрессии и победы фашизма — с его институционализацией и рационализацией погромов национальных меньшинств, чем и был Холокост, — до подъема крупных корпораций, Второй мировой войны и одномерности холодной войны. В своей очень специфичной тональности критическая теория выражает направление радикальной рефлексивности европейского пути через современность.

Классические тексты критической теории были написаны на ходу, в побеге от машинерии аннигиляции, в непонятных изданиях и даже шифром. Они были недоступны для читателей в 1950–1960-х годах не только из-за доминировавшего тогда мировоззрения, но и из-за самих критических теоретиков.

Когда критическая теория возникла вновь, она находилась в контексте освещаемых в медиа антиколониальных выступлений и массового студенческого подъема: тогда классические тексты были впервые опубликованы для широкой аудитории. У рецепции критической теории была особая ирония: встреча нового поколения революционных надежд со старыми идеями революционного поражения, выступавшими против всякой надежды. Более всего это было похоже на радикальную американскую академию, у которой всегда было гораздо меньше причин служить гаванью для любого вида реальной надежды, чем у европейцев. Для последних практика содержала больше надежды и смысла, чем критика, будь то практика существующего рабочего класса, рабочих движений или практика предводительства, создаваемая новым авангардом.

Возрождение значимости Франкфуртской школы

История марксизма

Двумя величайшими идеологами 19 века являлись Карл Маркс и Фридрих Энгельс, каждый из которых совершил свой путь перехода от идеализма к материализму, тем самым перейдя от революционного демократизма к коммунизму. Именно они первыми осознали необходимость создания свода научных мировоззренческих взглядов для пролетариата.

В 40-е годы 19 века в революционно настроенном рабочем классе марксизм обосновался как главнейшее научное и политическое веяние. Именно с этого момента и начинается история нового класса пролетариата.

Основой трудов Карла Маркса стал исторический материализм, политическая экономия, подробнейшим образом раскрывавшая экономические законы. Именно он показал, что сущность процесса капиталистической эксплуатации состоит в присвоении работодателем прибавочной стоимости, которая и составляет основные нетрудовые доходы капиталистическ ого общества.

Марксизм приобрел необычайную популярность и распространился практически на все континенты, затронув множество стран. Особую популярность основы его учения в конце 20-го и в начале 21-го века приобрели в Латинской Америке. Страны, входящие в ее состав, превзошли даже самые смелые ожидания о возможности борьбы трудящихся за свою политическую и экономическую автономии.

За последние десятилетия в Венесуэле, Боливии, Чили были избраны именно лидеры тех партий, которые основывали свои предвыборные программы на революционных учениях Карла Маркса. Ведь именно этот величайший мыслитель в своих трудах указал человечеству, что фактически вся история общества была историей борьбы классов. Таким образом, пролетариат, став экономически господствующим классом в странах Латинской Америки, захватил власть и использует ее как орудие защиты своих классовых интересов.

Марксизм в наши дни

Актуальность марксизма в рамках развития современного общества для многих стран кажется безнадежно утраченной. Также, считается, что данный путь интересен лишь коммунистам, однако это не так. Широкий круг мыслящих людей все чаще признают силу трудов Маркса. Ведь именно его работы послужили началу одного из величайших революционных движений в мире за социалистическое преобразование.

На сегодняшний день в России КПРФ неизменно следует марксистскому положению, проводя решительную борьбу против множества законов. Их основной позицией является отстаивание прав трудящихся, а также они активно борются за права обездоленных граждан России.

Главной стратегической задачей партии является приход к социализму, но, не смотря на правильность всех их действий и основных тезисов, к сожалению, на сегодняшний момент приход к продиктованной ими власти крайне негативно скажется на будущем России.

Основы взглядов марксизма на политический строй страны в сочетании с основными современными тенденциями развития могут стать хорошей базой для образования правового государства.

Из трудов Маркса стоит подчеркнуть главное – стремление учитывать интересы каждой трудящейся единицы страны, обеспечивая ей достойное существование и социальную защищенность.

На данном этапе развития мира, пережившего некий коммунистический кризис, наблюдается новая активация деятельности на основе пролетарского интернационализма. Подтверждением тому являются международные собрания рабочих партий мира, представленных множеством стран .

Коммунисты, опираясь на основы социализма, стараются создать условия для общественного развития, поставить научно-технические достижения на благо человечества.

Философское учение Маркса (марксизм) характеризуется как диалектический и исторический материализм.[90] Из немецкой классической философии, продолжателем традиций которой он себя считал, Маркс заимствовал, во-первых, идею диалектического метода и, во-вторых, представления об активности субъекта (человека) в познавательной и практической деятельности.

Основным достижением Карла Маркса считается его социальная философия, оказавшая наиболее значительное влияние на осмысление общества и истории, а также на ход исторического развития в 20 в.




Главной заслугой К. Маркса, отличающей его от прежнего материализма является распространение материалистического подхода на анализ общества и истории. Поэтому часто социально-философские воззрения Маркса называют историческим материализмом. Таким образом, материализм Маркса был более последовательным, чем у предшествующих материалистов, которые, как правило, при анализе общества придерживались идеализма.

Энгельс был последовательным материалистом при рассмотрении как природы, так и общества. Он успешно применял идеи диалектического развития по отношению к природе. Именно Ф. Энгельс выделил 5 уровней развития материи и соответствующих им 5 видов движения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

Марксизм стал в 20 веке одной из значительнейших философских, политических и экономических теорий, претендующих на господство над миллионами умов. Видными мыслителями марксистского направления в 20 в. были Карл Каутский, Антонио Грамши, Дьердь Лукач. На современном этапе развития отдельные идеи марксизма пытаются использовать другие направления философии. Делаются попытки сближения марксизма с экзистенциализмом и психоанализом (фрейдомарксизм).

В годы советской власти в нашей стране (1917 – 1991) марксизм был объявлен единственно верным философским учением. Это привело к его догматизации и к подмене понимания сути философии Маркса заучиванием отдельных вырванных из контекста положений. Попытка практической реализации политической доктрины марксизма привела к большим человеческим жертвам и весьма спорным последствиям для тех стран, где такие попытки были произведены.

Читайте также: