Марксистская теория происхождения государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

В ней раскрывается взаимосвязь явлений, которые предопределили происхождение изучаемого феномена.

В целом содержание марксистской теории происхождения государства характеризуется ясностью и четкостью исходных положений, логической последовательностью и разработанностью. Марксистская теория представляет собой значимое достижение научной мысли.

Энгельс точки зрения, согласно которой государства выступают продуктом эволюции человеческих взаимоотношений. На ранних этапах люди обходились и без этого надстроечного инструмента.

Содержанию марксистской теории свойственен последовательный материалистический подход. В марксистской теории возникновение государства увязывается с появлением частной собственности, разделением общества на отдельные классы и классовым противостоянием.

В теории делается вывод о том, что государство представляет собой продукт и проявление непримиримых и неизбежных классовых противоречий. При появлении разногласий между классами возникает конфликтная ситуация, которая может привести к жесткому противостоянию.

Согласно содержанию марксистской теории для недопущения подобного развития ситуации и необходимо государство, появление которого помогает правящему классу поддерживать порядок.

Следует отметить, что для отрицания воздействия классов на появление государства нет достаточных оснований. Однако не очевидны доказательства того, что классы выступают единственной первопричиной для появления государства.

Государство нередко зарождалось и строилось ещё до возникновения классов. Помимо этого, на процесс образования государства влияли и иные, более глубинные и общие факторы.

Таким образом, изучение содержания марксистской теории происхождения государства позволяет сделать вывод об излишнем упрощении представителями данной школы понимания причин его появления.

Для более полного представления картины возникновения государства целесообразно рассматривать и иные теоретические подходы.

Марксистская теория происхождения государства – это теория, согласно которой зарождение государства связано с появлением частной собственности, классовым делением общества и возникновением противоречий между классами. Эту теорию называют также материалистической, историко- и диалектико-материалистической. Приверженцы данного учения полагают, что государство – это неизбежный результат возникающих в обществе межклассовых противоречий, носящих непримиримый характер.

Специалисты считают, что марксистская теория государства отличается наличием понятных и четких постулатов, а также неукоснительной логики. Данное учение по праву можно отнести к категории величайших достижений в истории теоретической мысли.

Временем возникновения этой теории является 19-е столетие. Основные ее тезисы изложены на страницах следующих трудов:

Фундаментом материалистической теории, основоположниками которой являются К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс, служит утверждение об экономических факторах возникновения государства. К ним относится прежде всего частная собственность, следствием появления и развития которой становится межклассовый раскол, когда каждый класс общества имеет свои интересы, противоречащие интересам других классов. Государство по Марксу выступает в роли органа господства и угнетения какого-то одного класса над остальными.

Ленин определял государство как механизм, необходимый для поддержания господства в обществе самого экономически влиятельного класса посредством особых средств управления и подчинения.

Главные положения марксистского учения о государстве

Стремясь понять суть марксистской теории, следует рассмотреть утверждение Энгельса о том, что государство не существует вечно. Так, история знает об обществах, не имевших власти государства. В определенный период своего экономического развития общество делилось на классы, и тогда государство становилось необходимым и неизбежным явлением. Классовый раскол общества, наличие в нем противоборствующих экономических интересов приводит к классовому противостоянию. Чтобы сохранить целостность общества, умерить столкновения, поддержать равновесие и порядок, требуется вышестоящая сила. Эта сила и есть государство. Оно, с одной стороны, имеет общественную природу, с другой – возвышается над обществом, самоотчуждается от него.

Принципиальное отличие государства от родоплеменной системы лежит в разделе подданных по территориальному фактору. Стержнем родовой общины была связь всех ее членов с определенной территорией. Развитие хозяйства и экономических связей привело к росту мобильности людей, а это, в свою очередь, лишило практического смысла родоплеменной организации. Теперь люди могли сами реализовывать свои гражданские права и обязанности в местах их проживания, без привязки к родовой общине.

Характерным свойством государства является публичная власть, цель которой - удержание в подчинении всего населения. Обязательными атрибутами публичной власти, которая существует в любом государстве, выступают вооруженные люди и различные институты принуждения, чего не было в родоплеменной общественной системе.

Сила и могущество публичной власти увеличиваются тогда, когда, с одной стороны, обостряется классовое противостояние в обществе, с другой – происходит рост территории и населения государств. Реализация публичной власти невозможна без взимания налогов с населения. Развитие общества и государства приводит к тому, что налогов становится недостаточно. В результате, возникают государственные займы и долги.

Государственные чиновники, обладающие публичной властью и правом на сбор налогов, выступают в роли органов, стоящих над всем обществом. Их неприкосновенность обеспечивается силой и авторитетом государственных законов.

Государство изначально является той машиной, которая требуется для поддержания баланса между противоборствующими общественными классами. Общие законы развития делают государство, по сути, инструментом, позволяющим самому могущественному экономическому классу господствовать в обществе, применяя передовые средства подавления и эксплуатации угнетенных слоев населения.

Так, в античное время государство было машиной подавления рабов их владельцам. При феодальном строе государство помогало дворянам подчинять своей воле крепостных крестьян. Что касается государства Нового времени, то здесь оно выступало в качестве инструмента эксплуатации наемных работников капиталистами.

И все же в истории человечества можно выделить ряд периодов, когда власть обладала определенной автономией и непредвзятостью по отношению к борющимся общественным классам. Это было обусловлено достижением баланса сил в процессе классовой борьбы. Так было во времена расцвета абсолютных монархий в 17-18 веках, когда государство уравновешивало дворянство и буржуазию.

Как показывает историческое развитие большинства государств, фактические права граждан во многом были обусловлены их материальным (имущественным) статусом. Это делало государство организацией, защищающей имущий класс от посягательств со стороны класса неимущего. В античном мире это было вызвано разделением граждан на имущественные категории. Во времена средневекового феодализма основное влияние на государство и власть имели те, кто владел землей. В период Нового времени выборы в верховные государственные органы базировались на избирательном цензе.

Демократическая республика, которая является высшей формой государства, формально не предполагает влияния факторов имущественного различия. На практике капитал не воздействует на власть напрямую. Это происходит, как правило, в виде взяток чиновникам, а также в виде неофициальных союзов между правительством и крупным бизнесом.

Приверженцы материалистической теории полагают, что во второй половине 19-го столетия общество начало подходить к новому этапу производственного развития, не предполагающему наличия противоборствующих классов. Их существование в новой формации препятствует дальнейшему развитию производительных сил, которые теперь вступают в противоречие с производственными отношениями. Как следствие, классовый характер общества исчезает посредством социальной революции. В результате, исчезает и государство.

Содержание

Основные положения теории


Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые были не известны родовому обществу.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой производству. Результатом этого является неизбежное исчезновение классов, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

Критика теории

Современными авторами указывается, что хотя нет оснований считать, что классовая борьба не влияла на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государствообразования влияют и другие, более общие факторы [2] .

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – это концепция, созданная на базе взглядов философского, экономического и политического учения, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи

  • постоянное развитие общества привело к тому, что увеличилась мобильность населения, связано это было также с тем, что развивались экономические отношения. Поскольку человек уже не был привязан к своему роду, то он мог реализовать свои права и обязанности в том государстве, которое бы было наиболее благоприятным для поселения;
  • создание аппарата публичной власти, цель которой – контроль над гражданами и принуждение их к соблюдению установленных правил и законов путем создания органов по надзору, которых ранее не было в обществе. Также появляется особый класс – управленческий аппарат, целью которого является управление исключительно государственными делами;
  • с целью поддержания текущей власти необходим сбор средств у населения – налоги, но с течением времени этого становится недостаточно и государство совершает займы, образуется государственный долг. Все это связано с растущим количеством населения и нарастанием противоречий между классами в обществе;
  • советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости;
  • усложнение общества – результат экономического развития. Производительные и распределительные производные общества также претерпевают изменения. По мере того, как совершенствовались орудия труда и росла производительность, возник избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Неизбежным последствием этого стала борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

Основоположники марксистской теории (классовой теории)

Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).

По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.

Читайте также: