Марксистская теория происхождения человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прежде чем перейти к обзору теорий, необходимо сказать пару слов о гипотезах происхождения жизни на Земле, как таковой. Наиболее распространенными являются три. Первая – это гипотеза о самопроизвольном зарождении жизни , берущая свое начало еще со времен античности и изучаемая сегодня в научном сообществе.

Вторая гипотеза называется панспермической и утверждает, что зародыши живых организмов и существ были занесены из Космоса. Попав в благоприятные условия на нашей планете, они стали источником всего разнообразия форм жизни. Гипотеза предполагает повсеместное распространение во Вселенной как зародышей живых существ, так и более развитых форм жизни.

И третья вненаучная гипотеза - это религиозная , утверждающая, что жизнь появилась в результате божественного творческого акта.

Вторая концепция утверждает, что эволюция не является следствием реакции на внешние факторы, а имеет автогенетический характер, согласно которому эволюция происходит сама по себе, в силу заложенному в каждом живом организме стремлению к прогрессу.

Следующая гипотеза рассматривает так называемый аристогенез , основоположником которого является Генри Осборн — американский палеонтолог. Согласно его концепции, эволюция – это прямолинейный процесс улучшения организма, связанный с накоплениями в плазме генов, которых он назвал аристогенами , что и вызывает изменения в организме. Осборн отрицал связь человека с обезьяной, считал человека самостоятельной ветвью, прародиной которого является Центральная Азия. Американский палеонтолог был уверен, что проточеловек может развиваться в прямоходящего только на каменистом плато, где необходимо выживать.

Существует еще фетализационная концепция Луи Болька, которая утверждает, что человек произошел в результате замедления развития приматов, сохранив во взрослом состоянии эмбриональные черты других высших приматов. Причины Болька видел в изменение функции эндокринных желез. Если действие гормонов ослабевает, то у человека появляются черты предков, при этом внешняя среда, по мнению Болька, не влияет на эти изменения.

Следующие три гипотезы выделяются в отдельное направление под названием - Глобальный эволюционизм.

Они рассматривают развитие человека и общества в историческом аспекте: люди живут, действуют, общаются, растет население, происходит разделение труда (каждый начинает заниматься тем, что ему больше нравится), которое в свою очередь ведет к росту производительных сил.

Уровень производительных сил, по Марксу, является критерием прогресса, поэтому и развитие общества идет именно в этом направлении. По мере развития производительных сил происходит расслоение людей на бедных и богатых: у одних образуется собственность, у других этой собственности нет. Образуются классы — группы людей, отличающиеся друг от друга по признаку наличия или отсутствия у них средств производства. Классы, естественно, начинают друг с другом бороться. В результате развития производительных сил появляется противоречие между уровнем производительных сил и организацией производственных отношений — основное противоречие общества. Первая форма общества— это форма первобытнообщинная, когда классов еще нет. Потом, с расслоением общества, появляется азиатская форма. В последних трудах Маркс и Энгельс отказались от этой общественно-экономической формации, но в начале у них указывается эта азиатская форма, которая существовала в Древнем Египте, Месопотамии и т. д. Этой форме свойственно наличие классов и огромное централизованное влияние государства. Затем государство вступает в противоречие с ростом производительных сил, и его роль ослабевает. Происходит переход к античной, или рабовладельческой общественно-экономической формации, имеющей два основных класса: рабовладельцев и рабов. Ведущий класс, который имеет собственность, является и тем классом, который строит всю политику. У него в руках государство, полиция и т. п. Поэтому, согласно Марксу, господствующие мысли в обществе — это мысли господствующего класса. Господствующий класс навязывает обществу свои мысли, и таким образом, согласно Марксу, общественное бытие определяет общественное сознание.

Философская антропология (от греч. anthropos - человек) - это философское учение о человеке во всей его полноте. Как самостоятельное философское течение XX в. философская антропология возникает после работ немецкого философа Макса Шелера.

В конечном счете все философские проблемы концентрируются вокруг проблемы человека, поэтому она может быть названа центральной философской проблемой.

Глава 12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Проблема человека является одной из .наиболее древних и сложных. Человек скрывает в своем существовании большую тайну, которую пытаются разгадать тысячелетиями.

В античные времена внутренний мир человека сравнивали с Вселенной, называя человека микрокосмом.

В настоящее время проблему человека относят к комплексным проблемам, которые решаются системой разнообразных наук и научных средств.

Особое место в этой системе занимает философия, она призвана отыскивать ответы на следующие вопросы:

Какова природа человека и его сущность?

Каков смысл и предназначение человеческого существования?

Каковы перспективы развития человека?

В XX в. наиболее популярными философскими концепциями человека были: марксистская, фрейдистская и экзистенциалистская.

12.1. Марксистская концепция человека

К основным понятиям марксистской концепции человека относятся: "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность".

Человек - это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens -человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др.

Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой стороны - сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность.

С точки зрения марксизма, в человеке господствующими являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бес­сознательное.

Индивид - это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят.

Личность - это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами.

Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общество - такова и личность.

Индивидуальность - это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей.

В советской философии получил распространение деятедьностный подход к пониманию человеческой личности (психолог/1 Н. Леонтьев и др.).

Сущность этого подхода заключается в том, что личность формируется и проявляется в различных сферах, деятельности: материально-производ¬ственной, общественно-политической, духовной и др. Социальная деятель¬ность является всеобщим, универсальным признаком личности. Богатство личности выступает как богатство ее действительных отношений. В условиях тоталитарной системы марксистская теория человека сталкивалась с противо¬речиями реального социализма.

Общественный идеал марксизма - коммунистическое общество, в кото¬ром "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Цель этого общества: снятие всех форм отчуждения человека, раскре¬пощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие способностей человека на благо всего общества (К.Маркс).

Перестройка советского общества привела к отказу от марксистской концепции человека как государственной доктрины.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Проблема человека — центральная проблема обществознания. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Вопросом появления и развития человека как биологического и социокультурного существа занимается антропология.

Антропология - это наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, его строение и физиологию, образование рас.

Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Теории происхождения человека


Теории происхождения человека: таблица.
Название теорииСущность теории происхождения человека
Религиозная теория (божественная, теологическая, креационистская)Человек — творение Бога. Душа — источник человеческого в человеке
Теория космического происхождения человека (палеовизита)Человек — существо внеземное, пришелец из космоса
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая)Человек — биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное, природное происхождение

↑ Эволюционная теория происхождения человека

1. Научная, эволюционная (биологическая) или теория естественного отбора, по мнению исследователей, зародилась еще в античности, но общественное признание получила только после публикации трудов английского натуралиста и путешественника Чарльза Роберта Дарвина. Суть этой теории заключается в том, что человек произошел от некоторой низшей формы гоминид (самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян). В доказательство правильности своих исследований Ч. Дарвин приводит следующие аргументы: схожее эмбриональное развитие, состав крови, форма костей, одинаковые болезни и т. д.

Эволюционная теория предполагает, что в результате борьбы за существование наиболее приспособленные особи выживают и участвуют в размножении, то есть происходит естественный отбор, в результате чего возникают новые виды. Наследственная изменчивость является основой образования новых признаков, которые впоследствии закрепляются в строении и функциях организмов.

Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств — развитие мышления, речи и различных форм общения.

↑ Религиозная теория происхождения человека

Религиозная (божественная) или теологическая теория - мировоззренческая концепция, согласно которой все на Земле создано Высшим Творцом (Богом). Основной источник этой теории - Ветхий Завет, в котором изложена версия сотворения мира.

Данная теория является самой ранней и многие исследователи считают, что она не требует никаких доказательств. Схожесть мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека, является одним из подтверждений возможной истинности данной версии.

В Средневековье господствующим мировоззрением было христианство. Бог рассматривался как центр мироздания, а человек — как тварное существо, созданное по образу и подобию Бога. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно. смертно, а душа — бессмертна.

↑ Космическая теория происхождения человека

Космическая или Теория внешнего вмешательства (Палеовизита) говорит о том, что появление человечества связано с деятельностью иных цивилизаций, что в древности человек напрямую общался с представителями инопланетного разума. Многие ученые говорят о том, что во вселенной возможно существование планет похожих на Землю.

Читайте также: