Мария каллас интересные факты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Знаменитая оперная дива, чей уникальный голос и талант актрисы сделали оперу популярнее и вывели на новый уровень, расширив границы этого вида искусства. А соперничество Марии с Жаклин Кеннеди и трагическая история её любви привлекают внимание биографов по сей день.

1. Вундеркинд

Мария Каллас свой необыкновенный талант проявила ещё в раннем детстве. Под руководством матери она с трёх лет регулярно слушала классическую музыку, в пять стала учиться игре на фортепиано, а с восьми лет начала заниматься вокалом.

В 13 мама увезла Марию из Нью-Йорка, где она родилась, на историческую родину – в Афины. Там девочка поступила в консерваторию и продолжила заниматься вокалом у знаменитой испанской певицы Эльвиры де Идальго.

В эти годы завершился первый этап становления Марии Каллас как оперной певицы. С 14 лет она уже регулярно выступала на профессиональной сцене. Вплоть до окончания Второй мировой войны Мария жила в Греции, выступая на сцене Афинской оперы и осваивая самые известные оперные партии.

2. Итальянский дебют

Первый настоящий успех пришёл к Марии Каллас в 1947 году, когда она получила приглашение выступить на сцене знаменитого итальянского амфитеатра Арена ди Верона. В начале XX века амфитеатр прославился оперными постановками. Там выступали самые известные оперные певцы и дирижёры.

Буквально за 4 года Каллас стала одной из лучших оперных певиц своего времени, прочно утвердив свою славу на родине оперного искусства.

3. Драматическая колоратура

Однако со временем и он, и другие скептики вынуждены были признать, что так называемые недостатки своего голоса, Каллас смогла превратить в достоинства. Она звучала так, как никто другой, и добивалась нужного художественного эффекта не голой техникой вокального искусства, но целостностью и драматургической глубиной воплощаемого образа.

При этом Мария Каллас виртуозно владела собственным голосом, и могла петь самые различные партии – и драматические, и лирические, и колоратурные. Она обладала сопрано с очень широким диапазоном, что само по себе встречается не слишком часто.

Оперный обозреватель Александр Матусевич замечает, что широкий диапазон – не главная характеристика уникальности голоса Марии Каллас. Он отмечает такие качества, как гибкость, подвижность и интенсивность звучания голоса певица. Мария могла петь во всех регистрах, не снижая уровня проработки деталей даже самых виртуозных вокальных фигур, а также плотности и насыщенности звукового потока. Всё это делает голос узнаваемым, запоминающимся, уникальным по силе и глубине выразительности.

4. Трагическая актриса

Практически все знатоки оперного искусства сходятся в одном: Мария Каллас не просто оперная певица, она – величайшая трагическая актриса своего времени.

5. Поп-звезда

Всё это сделало Марию звездой мировой величины. И хотя с начала 60-х у Каллас начались проблемы с голосом, и она начала готовиться уйти со сцены, тиражирование уже сделанных записей вело к дальнейшему росту её славы. К тому времени она превратилась в живую легенду.

6. Соперница Жаклин Кеннеди

Впрочем, к концу 50-х Каллас привлекла внимания широкой общественность не только своим искусством. На пике карьеры она ко всему прочему стала ещё и героиней светской хроники. Виной том – запутанные отношения со знаменитым греческим миллиардером Аристотелем Онассисом.

До знакомства с этим своим соотечественником Мария 10 лет прожила в браке с итальянским промышленником Джованни Менегини. Он был старше певицы почти на 30 лет и был безумно влюблен не только в нее, но и в оперу. Встретив Каллас, Менегини оставил свой бизнес и фактически стал продюсером и менеджером своей молодой жены.

После знакомства Марии с Онассисом её брак с Менегини распался. Однако счастливой истории любви с миллиардером не случилось.

Хотя Онассис развелся и появлялся с Марией Каллас на публике, до алтаря пара так и не дошла. Мария и Аристотель постоянно ссорились, расходились и сходились снова. Так целых 9 лет. Точка в этих отношениях была поставлена в 1968 году, когда Онассис сделал свой окончательный выбор и женился на Жаклин Кеннеди.

7. Медея

В некотором смысле можно сказать, что миф о Медее в перевернутом виде имел место и в реальной жизни Марии. Она согласилась убить своего нерожденного ребенка (хотя и очень хотела иметь детей), чтобы удержать мужчину, а не отомстить ему, как мифическая героиня.

Незадолго до расставания с Каллас Онассис вынудил её сделать аборт, заявив, что у него уже есть наследники и в противном случае он уйдёт от неё. Певица пошла на эту жертву.

8. Загадка смерти

Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года в Париже. Ей было всего 53 года. Наиболее вероятной причиной смерти называют остановку сердца, но существуют и другие версии.

Так, итальянские врачи Франко Фусси и Нико Паолилло считают, что знаменитая певица могла умереть от редкого заболевания дерматомиозита, которое и привело к осложнениям в виде инфаркта.

Это, впрочем, вполне согласуется с первоначальной версией. Однако вокруг смерти легендарной певицы со временем стали появляться и слухи об убийстве.

Режиссер Франко Дзеффирелли выдвинул версию, что Мария Каллас могла быть отравлена своей ближайшей подругой пианисткой Вассо Деветци. В последние годы она фактически жила вместе с певицей, следила за распорядком её дня и графиком приема лекарств.

После смерти Марии Вассо настояла на кремации, да еще и получила значительную сумму в качестве наследства. Всё это вызвало подозрения и обвинения в её адрес, но доказать или опровергнуть их пока никому не удалось.

Вечная и непревзойденная Мария Каллас – оперная дива XX века. Впечатляющий вокальный диапазон, умение драматически интерпретировать роль и отношения с аудиторией сделали ее легендой. Ее репертуар варьировался от серьезных классических опер до сочинений бельканто Доницетти, Беллини и Россини, шедевров Верди, Пуччини и Вагнера. Что нужно знать о певице, рассказываем в материале.


Мария Каллас, 1968


Мария Каллас, 1958

В 1952 году Каллас дебютировала в Лондоне в Королевском театре в Ковент-Гардене. Лондонская аудитория ее обожала, поэтому она возвращалась в Королевскую оперу на протяжении 1950-1960-х годов. Именно в этом театре 5 июля 1965 года Каллас закончила свою сценическую карьеру в роли Тоски в постановке Франко Дзеффирелли.

Говорят, что потеря веса повлияла на ухудшение вокала Каллас и преждевременный конец ее карьеры.


Аристотель Онассис и Мария Каллас, 1959

Каллас всегда была противоречивой фигурой в прессе. В 1957 году, будучи еще замужем, Каллас часто появлялась в компании магната Аристотеля Онассиса, за счет чего их отношения стали часто освещаться СМИ. В 1968 году Онассис оставил Каллас ради Жаклин Кеннеди.

В 1969 году итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини снял Каллас в ее единственной неоперной актерской роли в качестве мифологического персонажа Медеи. Хотя лента не была коммерчески успешной, но все равно вошла в историю, как единственное появление Каллас на большом экране, где она снова продемонстрировала свои драматические способности.


Мария Каллас в роли Тоски, 1965

Мария Каллос

Гениальность

Лорд Хэрвуд, лондонский критик, в числе прочих называл Марию Каллас "величайшей исполнительницей своего времени". Она повлияла на мир оперы больше, чем какая-либо другая личность в ХХ столетии. Ее безусловное господство в профессии длилось несколько десятилетий. Вокальный гений Каллас достиг пика к 1952 году - критики называют верхом ее мастерства исполнение "Нормы" в Королевской Опере "Ковент Гарден" в Лондоне.

Усердие

В отличие от многих великих деятелей искусства, на протяжении семнадцати лет своей блистательной карьеры Каллас была невероятно продуктивна. Являясь редким трудоголиком, она исполнила около 40 партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, непрерывно записывала пластинки, делала специальные концертные записи, пела на радио и телевидении.

Сила воли

До 1953 года Мария Каллас была довольно тучной женщиной - она весила около 100 кг при росте 174 см. После публичного замечания в газетах, касающегося ее внешнего вида, потрясенная Каллас немедленно села на строгую диету и за 18 месяцев потеряла почти 40 кг. Она тщательно скрывала от прессы, что помимо жестких ограничений в питании потерю веса стимулировало то, что она намеренно заразила себя глистами.

Перфекционизм

Каллас была помешана на совершенствовании. "Все или ничего" - был ее девиз. Она буквально изводила себя вокальными тренировкам, переживая депрессионный синдром, который усиливался переутомлением на фоне постоянного голодания. Ей стало казаться, что она больна, хотя доктора уверяли, что у нее нет никаких отклонений. Было очевидно, что оперная дива переживала психологический кризис, который с возрастом приводил к серьезным функциональным нарушениям.

Предательство

Наиболее известной партией Каллас была Медея - по иронии судьбы эта роль была будто специально написана для сильной, умной, но эмоционально чувствительной женщины, оказавшейся в ситуации трагической любовной истории. По легенде, Медея пожертвовала всем, включая отца, брата и детей, ради залога вечной любви Ясона и завоевания золотого руна. Но после проявления преданности и жертвенности Медея была предана Ясоном. Мария Каллас, будучи любимой женщиной судостроительного магната, греческого миллиардера Аристотеля Онассиса, ради которого она оставила любящего мужа, а впоследствии и карьеру, узнала о его женитьбе на вдове президента США Жаклин Кеннеди из газет. Удар был так силен, что Каллас замкнулась в себе и месяцами не выходила из своей квартиры.

На фото: Мария Каллас

Детство: нелюбимая дочь

Мария Каллас родилась 4 декабря 1923 года в Нью-Йорке. При рождении ей дали имя Мария София Сеселия Калогеропулос. Ее отец Георгий, грек по происхождению, владел аптекой на Манхэттене.

Мария с родителями и сестрой

За несколько месяцев до появления Марии, когда супруги еще жили в Греции, единственный сын ее родителей, Василий, скончался от тифа. После этого Георгий, чтобы ничего вокруг не напоминало об умершем сыне, решил перебраться в Новый свет. Во время беременности ее мать Евангелия ходила в трауре и молила бога дать ей мальчика. Но родилась девочка. Убитая горем мать четыре дня отказывалась взять новорожденную на руки.

В 1928 году Марию сбил автомобиль. Пятилетняя девочка пролежала в коме три недели. Но даже этот инцидент не заставил родителей изменить отношение к младшей дочери. Любимицей семьи оставалась старшая дочь Джеки.

Мария Каллас (слева) с сестрой и матерью

Джеки, старше Марии на 6 лет, росла красавицей, тогда как пухлая и неказистая Мария, носившая очки, была ее полной противоположностью. Но даже родители не могли не отметить, что девочка одарена музыкально.

В 4 года Мария заинтересовалась стоящим в гостиной механическим пианино. Когда Джеки стала учиться игре на фортепиано, Мария слушала ее занятия за закрытыми дверьми и быстро схватывала все, что проходила сестра. У нее прорезался голос, и мать решила сделать из младшей дочери звезду сцены. На едва ли не последние деньги (аптекарский бизнес Георгия переживал не самые лучшие дни) она оплачивала Марии уроки вокала, которых та ждала с нетерпением – на них можно было заниматься любимым делом, не выслушивая постоянные упрёки.

Мария Каллас за фортепиано

В 1937 году отец разорился, Евангелия бросила мужа и вернулась в Грецию. Мария вскоре сбежала обратно к отцу, но решение оказалось неудачным. Отец уже женился во второй раз, и мачеха отказалась принять девочку. Это был огромный удар для Марии, полагавшей, что по крайней мере отец по-настоящему любит ее.

Первые шаги к славе

Каллас пришлось вернуться под крыло к холодной и равнодушной матери. Та же, тряхнув связями, устроила Марии прослушивание с оперной дивой Марией Тривеллой, преподававшей в те годы в Национальной афинской консерватории. Беседа двух певицы, состоявшейся и начинающей, закончилась тем, что последнюю приняли в консерваторию. Тривелла прониклась симпатией к подопечной и выхлопотала ей неплохую стипендию.

Мария Каллас в молодости

Девочка росла полной, отчасти находя отдушину в калорийной пище. Мать, придерживаясь стереотипа о том, что хорошая певица непременно должна иметь лишний вес, не препятствовала, когда Мария заедала стресс аппетитными блюдами греческой кухни. Рядом с 11-летней Марией красота ее 17-летней сестры Джеки проявлялась еще ярче. Но в музыкальном плане старшая дочь оказалась куда менее одаренной.

В дальнейшем Мария Каллас похудела более чем на 40 килограмм

Певица Мария Каллас

Легендарная Мария Каллас

Мария Каллас поёт

Мировая слава

Лукино Висконти и Мария Каллас

К началу 50-х отношения Марии с Евангелией окончательно испортились. По словам близких, мать рассматривала оперную диву исключительно как инструмент для зарабатывания денег. При этом Евангелия никогда не скрывала, что любит старшую дочь больше. Например, когда Мария вернулась с гастролей по Мексике с ворохом дорогих подарков для Евангелии, та возмущенно спросила, почему Мария не купила ничего сестре. Последние 25 лет жизни Каллас не общалась с матерью. За свою жизнь Каллас выходила на сцену 600 раз, исполнив 40 партий. Кроме того, она пела на радио и телевидении, записывала пластинки.

По свидетельствам современников, Каллас обладала сильным характером и умела держать себя с достоинством. Несмотря на сильную близорукость, во время спусков по лестнице так естественно нащупывала ногой ступеньки, что никто не догадывался о ее недостатке.

Мария Каллас была упорной, сильной, но и требовательной женщиной

Даже на пике славы тщательно готовилась к каждому выступлению, работала упорно, не жалея сил. Ее требовательность провоцировала постоянные конфликты с администраторами театров, антрепренерами и партнерами по сцене.

Личная жизнь Марии Каллас

С 1949 по 1959 Каллас была замужем за Джованни Баптистой Менегини, итальянским промышленником и большим поклонником оперы. Его семья выступала против брака с певицей. Менегини был на 28 лет старше, и близкие считали, что Марии нужны только его деньги. Чтобы успокоить родных, Менегини отказался от своих 27 фабрик в пользу семьи.

Молодожены обвенчались в католическом соборе, несмотря на то, что Каллас принадлежала к греческой православной церкви. Супруги так и не завели детей, сказывался возраст Джованни. Но муж стал для Марии всем, не только заботливым исполнителем всех ее прихотей, но и менеджером и продюсером. Тем больнее была горечь предательства.

Мария Каллас и Джованни Баттиста Менегини

Любовь захватила Марию как болезнь. Влюбленные переехали в Париж. Она перестала интересоваться карьерой, упускала выгодные контракты, запустила давно мучившую ее болезнь горла.

Мария Каллас с Аристотелем Онассисом

Онассис был искренне влюблен, дарил роскошные подарки. Ради Каллас он развелся с женой Тиной. Но пожениться они все равно не могли: уязвленный Менеджини использовал свои связи в католической церкви, чтобы Каллас отказали в разводе.

Аристотель Онассис и Мария Каллас

В 1966 году она забеременела. Реакция Онассиса была резкой и неожиданной. Он потребовал, что певица сделала аборт, или между ними все кончено. Потрясенная Мария долго не могла решить, что же ей делать. Ей уже 43 года, судьба дала ей последний шанс иметь ребенка. В конце концов она прервала беременность.

Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди

Ее слова оказались пророческими. 21 января 1973 года в авиакатастрофе погиб сын Онассиса, Александр. Сам миллиардер умер 15 марта 1975 года от дыхательной недостаточности. А в 1988 году в Буэнос-Айресе от передозировки наркотиков умерла его дочь Кристина.

Мария Каллас в последний год жизни

После этой трагической истории Мария поставила крест на отношениях. Она стала затворницей: почти не выходила на улицу, читала книги и общалась только с прислугой.

Последние годы жизни

Мария Каллас после завершения карьеры певицы

Великая Мария Каллас

В сентябре 1973 года Каллас вернулась на сцену, с концертами в Европе и Америке. Публика по-прежнему неистово аплодировала диве, но критики писали, что люди чествуют легенду Каллас, а не ее ослабевший голос.

Смерть

Великая певица умерла от сердечного приступа 16 сентября 1977 года в своих парижских апартаментах. Тело кремировали, а прах развеяли над морем.

В 2002 году итальянский режиссер Франко Дзефирелли начал съемки документального фильма о Марии Каллас. В ходе подготовки фильма он обнаружил новые факты, которые ставили под сомнение естественную причину смерти.

Сердечный приступ оборвал жизнь певицы

Во-первых, выяснилось, что сердце у певицы было абсолютно здоровое. Во-вторых, режиссер нашел завещание, которое считалось утерянным. В нем Мария просила похоронить ее по христианскому обряду. Она даже купила участок на кладбище для будущей могилы. Кремация нарушала волю покойной, а ее поспешность указывала, что кто-то хотел скрыть истинную причину смерти.

Ячейка Марии Каллас в колумбарии кладбища Пер-Лашез

В завещании Каллас разделила состояние в 10 млн. долларов между шофером, служанкой и несколькими музыкантами. Эти люди скрашивали одиночество Марии в последние годы ее жизни. Но после смерти певицы эти деньги по решению суда отошли ее матери и Менеджини.

Вассо Деветци

В последние годы Мария дружила с пианисткой Вассой Деветци, которая ухаживала за ней, утешала, отвечала на письма. Дзефирелли предположил, что Деветци скрывала за маской доброй самаритянки черную зависть. Она регулярно поила Каллас сильнодействующими транквилизаторами, которые могли вызвать сердечный приступ. Дзефирелли остался при мнении, что Каллас была убита. Но полиция отказалась проводить повторное расследование.

Еще при жизни ее имя стало легендарным. Ею восхищались, ее боялись. Однако при всей своей гениальности и противоречивости она всегда оставалась женщиной, желающей быть любимой и нужной.

Чего добилась и что потеряла Мария Каллас – одна из самых выдающихся оперных певиц XX века?

В детстве Мария была толстой и некрасивой. Зато у этой девочки вдруг нежданно-негаданно проявился настоящий талант. В восемь лет она села за фортепиано, и сразу стало понятно: она рождена, чтобы быть связанной с музыкой. Не успев еще толком освоить нотную грамоту, она могла уже весьма успешно подбирать различные мелодии на пианино.

В 1934 году десятилетняя Мария приняла участие в национальном радиоконкурсе певцов-любителей, заняв второе место и получив в подарок наручные часы.

Первый успех

Считая, что в Америке преуспеть будет тяжело, мать перевозит тринадцатилетнюю Марию в Грецию. Там Каллас быстро изучает совершенно незнакомый ей греческий язык и, приврав, что ей уже исполнилось шестнадцать, поступает сначала в Национальную консерваторию, а спустя еще два года – в Афинскую. Ее новым педагогом становится известная певица, обладательница прекрасного колоратурного сопрано Эльвира де Гидальго, впоследствии заменившая ей и мать, и первых подруг.

Никто и опомниться не успел, как на разорванную рубашку обидчика уже хлестала кровь из его же собственного носа. В отличие от глупого работника публика была в восторге, услышав прекрасное исполнение. Ей вторили и критики, поместив на следующий день в своих газетах хвалебные отзывы и восторженные заметки.

В 1945 году Мария решила вернуться в Америку, где ее ждали отец и… неопределенность.

Миллионер из Вероны

Успех в Греции оказался практически ничем для американских продюсеров. После двух лет неудач она знакомится с Джованни Зенателло, который предложил ей партию Джоконды в одноименной опере. И на долгое время жизнь Марии оказалась связана с Италией.

Именно в Вероне она познакомилась с местным промышленником Джованни Батистой Менегини. Он был вдвое старше ее и страстно любил оперу, а вместе с ней и Марию. В течение всего сезона он каждый вечер приносил ей огромные букеты цветов. Затем последовали выходы в свет и объяснения в любви. Джованни полностью продал свой бизнес и посвятил себя Каллас.

Противоречивый образ

С приходом популярности Каллас начинает формировать свой новый сценический образ, который станет ее визитной карточкой на протяжении последующих двадцати лет.

Она садится на беспрецедентную диету, в результате которой ей удается похудеть на тридцать пять килограммов. Метаморфозам подвергся и ее характер.

Каллас всегда была трудолюбива и дотошна, когда дело касалось искусства. Ее приводило в бешенство, если она видела, что кто-то отдает искусству меньше, чем она. Именно тогда за Каллас закрепилась репутация скандалистки.

– скажет позже Каллас.

Переломный момент

В самый кульминационный момент, когда Мария готова была выйти из-за кулис, на сцену обрушился противопожарный железный занавес, полностью оградив ее от восторженных зрителей. Для Каллас это стало недвусмысленным знаком.

– признавалась она в одном из интервью. С тяжелым сердцем она покидает Италию и концентрирует свои силы на выступлениях в Америке.

Кризис в профессиональной деятельности совпал для Марии с не менее драматичными событиями в личной жизни. Батиста Менегини оказался хорошим импресарио, но не самым удачным мужем. Его отношение к Каллас больше напоминало отеческую заботу, нежели полноценную любовь мужчины к женщине.

Золотой грек

В 1958 году Мария была приглашена с мужем на ежегодный венецианский бал, устраиваемый графиней Кастельбарко. Среди прочих гостей там также присутствовал и греческий танкерный король Аристотель Онассис со своей женой Тиной. Всегда любивший все красивое и всемирно знаменитое, Ари был заинтригован оперной дивой.

Услышав это, Джованни испытал какое-то странное чувство страха и сожаления, словно предвещающее начало конца их семейной жизни. Слишком уж много общего было между родственными греческими душами Аристотеля и Марии. Казалось, они нашли друг друга в этом бесконечном вихре суетливой жизни.

Мария Каллас и Аристотель Онассис

Мария Каллас и Аристотель Онассис

Шикарная яхта, больше походившая на плавучий музей, нежели на транспортное средство, отчалила от пристани в Монте-Карло и направилась в трехнедельное роскошное плавание. Каллас была не единственной почетной гостьей в этом круизе.

Но на этот раз Дельфийский оракул поразил всех молчанием. Да и что он мог предсказать? Патриарха мировой политики сэра Уинстона Черчилля ждало завершение жизненного пути, Тину – развод с Аристотелем, самого Онассиса – смерть сына и неудачный брак с Жаклин Кеннеди, Марию – трагическое завершение звездной карьеры, Джованни же Менегини, пожертвовавшего всем ради своей супруги, – скандальный развод и грустные воспоминания о прежнем счастье. Что и говорить, Дельфийский оракул поступил мудро.

В ходе круиза Онассис использовал все свое обаяние для обольщения Марии. И она сдалась… И сразу же, не привыкшая скрывать свои мысли и чувства, сообщила об этом мужу:

Во власти Эроса

Взаимоотношения с Аристотелем Онассисом были самыми волнующими в жизни оперной богини. Он стал ее первой любовью, настолько же сильной, насколько и запоздалой.

Мария пыталась вникнуть во все аспекты жизни своего любимого. В отличие от его первой жены Мария могла без всякого предупреждения зайти на камбуз до начала обеда и лично посмотреть, как идет процесс приготовления пищи.

Подобная навязчивость вызывала немало беспокойства у шеф-повара Онассиса Клемента Мираля. Особенно он приходил в ужас, когда Каллас с видом искушенного гурмана приподнимала крышку какого-нибудь изысканного блюда и, макнув туда кусок хлеба, пробовала его на вкус. На изумленный вопрос Мираля, что он скажет своему шефу, когда тот обнаружит у себя в тарелке куски хлеба, она беззаботно отвечала:

Когда информация об отношениях между Каллас и Онассисом просочилась в прессу, разразился светский скандал.

Жена Онассиса Тина тут же забрала своих детей – 12-летнего Александра и 9-летнюю Кристину – и исчезла в неизвестном направлении. Загнанный в угол, внешне Онассис сохранял спокойствие и отвечал на вопросы репортеров:

В глубине же души Ари был немало обеспокоен сложившейся ситуацией. Узнав по своим каналам, что Тина скрывается у своего отца – греческого судовладельца Ставроса Ливаноса, Аристотель стал осаждать свою жену, пытаясь объяснить, что Каллас для него всего лишь умная и преданная подруга, помогающая ему в решении деловых вопросов. Вряд ли Тину могла убедить явная ложь. Да и Менегини стал нервничать, когда понял, что Мария больше не вернется к нему. Оставленные супруги – Джованни и Тина – подали заявления на развод.

В великосветский скандал были втянуты многие влиятельные друзья Аристотеля. Даже близкого друга Онассиса Уистона Черчилля пытались привлечь к некрасивым разборкам. Но тот лишь недовольно фыркал и бормотал что-то не совсем понятное себе под нос. Вопросы семьи и брака всегда мало значили в жизни патриарха мировой политики, с наступлением же старости, отягощенной меланхолией и депрессией, им совершенно не осталось места.

Это были не самые лучшие времена как для Онассиса, так и для Марии. Аристотель метался между двумя женщинами, Мария же пыталась привыкнуть к новой для себя роли любовницы. Их чувства словно проверяли на прочность.

И они с честью выдержали данное испытание. В 1960 году оба стали свободны.

Свободное плавание

Мария с оптимизмом смотрела на произошедшие перемены. Наконец-то она принадлежала себе и кому-то еще, очень ценному и горячо любимому. Она признавалась:

Перед ней открылись новые жизненные горизонты. А вскоре Каллас обнаружила, что беременна. В книге ее жизни началась новая глава, отличительными особенностями которой должны были стать домашний уют, веселые детские крики и нежные объятия любимого мужчины. И работа – ее любимая работа – не могла не отомстить певице за такое невнимание. Неожиданно ее незабываемый голос стал меняться, и она ничего не могла с этим поделать. Годы спустя Мария скажет:

Как никогда прежде, Каллас были нужны помощь, совет и поддержка. Она обращается к самому близкому для нее человеку – Аристотелю. Но, похоже, это была неудачная кандидатура. Онассис слишком далек от проблем искусства и душевных терзаний своей любимой. Ситуацию мог изменить совместный ребенок, но и здесь Каллас ждало горькое разочарование. Мальчик, которого она назвала Омеро, родился мертвым. Ей оставалось только одно: попытаться вернуть былую славу и выйти замуж за Аристотеля, приобретя статус официальной жены и хранительницы домашнего очага.

Первая леди

Мария Каллас и Аристотель Онассис

Мария Каллас и Аристотель Онассис

После мучительных бракоразводных процессов Аристотель и Мария без всякого стеснения стали появляться вместе в обществе. Один из свидетелей их очередного свидания в ночном клубе Монте-Карло вспоминал:

Видя, как стремительно развиваются отношения между влюбленными, все только и жили предвкушением новой шикарной свадьбы. Однако ни Мария, ни Аристотель не торопили события. Отвечая на назойливые вопросы одного итальянского журнала, Каллас была уклончива и скрытна:

Но, несмотря на все ожидания, брак так и не состоится – ни в 1960 году, ни после. Через три года после развода в жизни Онассиса появится новая женщина, которой он предложит не только руку и сердце, но и изрядную долю своего состояния.

А когда же Джекки ступила на палубу его яхты, он завалил ее подарками. Когда первая леди вернется в Белый дом, один из помощников ее мужа заметит:

Каллас не сразу распознала в миссис Кеннеди угрозу. Мария была уверена, что Онассис никогда не пойдет против президента США ради очередной любовной интрижки. Ситуация резко изменилась после трагических выстрелов в Далласе.

Иногда эти визиты были весьма волнующими как для Каллас, так и для самого Ари. Однажды, поддавшись сиюминутному удовольствию, он согласился взять Марию в жены. Подготовка к свадьбе, которую решено было сыграть в первых числах марта 1968 года в Лондоне, проходила в атмосфере строжайшей секретности.

В последний момент Каллас с ужасом обнаружила, что у нее отсутствует документ о рождении. Дубликат был готов спустя две недели, ставшие роковыми в жизни великой певицы. Всего за несколько минут до начала свадебной церемонии она рассорилась с женихом, потеряв его практически навсегда. В июне этого же года Онассис сыграл другую свадьбу, только невестой на ней была не Каллас, а бывшая первая леди США Жаклин Кеннеди. В жизни Марии начался самый трагичный этап.

Финальный занавес

Она пыталась еще вернуться на сцену. Но это уже было другое время и другой голос. Теперь Марии приходилось соперничать с собой прежней, и результат был явно не в ее пользу. В минуты откровенности она признается:

Поразительно, но Онассис, несмотря на свою женитьбу, продолжал оставаться в ее жизни, навещая каждый раз, когда ему заблагорассудится. Брак с Жаклин оказался неудачным, поэтому тайные встречи двух любовников не были таким уж редким явлением. Но все равно это было не то, не так… Их любовь умерла.

Поэтому реальная смерть Онассиса в марте 1975 года ничего не изменила в жизни Марии. Она давно уже одна… Никому не нужная, никем не любимая. Возможно, это был один из самых страшных приговоров для женщины, которой рукоплескали тысячи и преклонялись миллионы.

Жизнь перестала иметь всякий смысл. 16 сентября 1977 года Мария была найдена мертвой в своей квартире.

Пройдут годы, и безжалостное время сотрет из памяти многих участников этой драмы. Останется лишь божественный голос Марии Каллас. Тот, который способен делать людей светлее и чище. Но который так и не принес счастья его обладательнице.

Читайте также: