Манифест об учреждении министерств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Министерская реформа стала одной из наиболее известных реформ госуправления в Российском государстве, проведенных в начале XIX в. во времена правления Александра I. Реформы проводились в два этапа – в 1802-1803 гг. и в 1810-1811 гг. Итогом преобразовательных процессов стало появление министерств, которые заменили коллегии.

Подготовка к реформе

После коронации Александр I создает Непременный совет, заменивший 30.03.1801 г. Совет при Высочайшем дворе, возникший еще при Екатерине II. В последующем он был переименован в Государственный совет. Начинается процесс работы над новыми законодательными актами, а также над улучшением системы управления государством. Еще в манифесте от 12.03.1801 г. царь принял на себя обязательство управлять народом России строго по закону. Этот принцип затем нашел отражения и в ряде принятых указов. Над подготовкой преобразований стал работать и созданный тайный совещательный орган – Негласный Комитет, который созывался при императоре в 1801-1803 гг. Через 1,5 года преобразованиям подверглись петровские коллегии, а затем появился указ, касающийся прав и обязанностей Сената.

1802. Учреждение министерств вместо коллегий

Реформы Сперанского

В очередной записке на имя императора в 1803 г. Сперанский указал все преимущества конституционной монархии и пути реформирования общества. Однако, оказавшись под давлением элиты дворянского сословия, Александр I был вынужден свернуть преобразования. К реформам удалось вернуться лишь в 1807 г.

В 1809 г. Сперанский готовит очередной документ, где обосновывает роль и значимость государственного управления в развитии российской промышленности.

Завершение министерской реформы

  • подбирать на ключевые посты только сторонников реформ;
  • определить отношения между ключевыми органами в государстве в центре и на местах;
  • урегулировать связи между министерствами;
  • наделить руководителей министерств полномочиями решать вопросы по существу;
  • конкретизировать ответственность министров.

Завершение министерской реформы

М. Сперанский ведет работу над систематизированием проблем в проведении министерской реформы. В октябре 1809 г. он предлагает план проведения преобразований внутриполитического пространства в России. Автор указывает на такие ключевые проблемы:

  • слабая степень ответственности в рамках министерских должностей;
  • отсутствие разделения полномочий министерств;
  • вопросы установления четких правил не проработаны.

Не менее значимым событие для совершенствования системы госуправления России стало открытие преобразованного Государственного совета. Произошло это 01.01.1810 г.

Манифе́ст об учрежде́нии министе́рств — нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи.

Содержание

Содержание

Манифест учреждал восемь министерств:

  1. Военных и сухопутных сил
  2. Морских сил
  3. Иностранных дел
  4. Юстиции
  5. Внутренних дел
  6. Финансов
  7. Коммерции
  8. Народного просвещения

Новыми были Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения.

Провозглашалось, что каждый министр будет иметь инструкцию, которая точно определит объём его полномочий. Все вопросы, превышавшие министерскую власть, разрешались императором, на основании министерского доклада по данному вопросу.

Причины принятия манифеста

Работа отраслевых органов управления — коллегий, созданных ещё при Петре I, не удовлетворяла насущным потребностям нового века. Во-первых, на протяжении XVIII столетия число коллегий значительно возросло по сравнению с эпохой царствования Петра: зачастую эти органы подменяли друг друга, так как одна и та же функция бывала возложена сразу на несколько коллегий. Бывало и обратное — какая-либо функция оставалась вне ведения коллегии. 9 коллегий, 2 учреждения, имевшие статус коллегий, канцелярия генерал-прокурора, сосредоточившая управление внутренними делами, юстицией и финансами, и около 14 других коллежских учреждений, а также 10 центральных учреждений придворного управления, подчиненных непосредственно императору, в совокупности составляли неповоротливый и плохо управляемый массив.

Во-вторых, в коллегиях отсутствовала персональная ответственность конкретных лиц — все решения принимались коллегиально.

Значение Манифеста

Борьба России с Перси.

Присоединение России к континентальной блокаде 1806-1814, начавшаяся в 1807 война России с Англией, необходимость установления контроля над Финским и.

8 сентября 1802 г. Император Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств". Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: «…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…"

Первоначально было учреждено восемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны. Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

Манифест от 8 сентября 1802 г. является основополагающим нормативно-правовым актом реформы государственного управления, проведенной императором Александром I в начале XIX в. На смену петровским коллегиям, где решения принимались коллегиально, пришли министерства во главе с министрами. Манифестом провозглашалось создание восьми министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для каждого из них была четко определена сфера деятельности, что исключало возможность пересечения и дублирования функций. При этом координация действий министерств должна была осуществляться в рамках вновь созданного Комитета министров.

Подлинник. Писарская рукопись. Подпись-автограф императора Александра I. Место и дата подписания – Санкт-Петербург, 8 сентября 1802 г. Имеются делопроизводственные пометы о слушании манифеста в Общем собрании Сената и Первом департаменте Сената 9 сентября 1802 г.

Документ находится в составе дела, хранящегося в фонде 1329 – Именные указы и Высочайшие повеления Правительствующему Сенату (коллекция). Коллекция была образована в Петербургском Сенатском архиве, фонды которого в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 1 июня 1918 года вошли в Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ).

  • штаты министерств
  • порядок назначения, увольнения, производства в чины
  • порядок производства дел
  • степень и пределы власти министров
  • их отношения с законодательной властью
  • ответственность министров и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Александр I.

Акты, юридически оформившие эт и преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. А. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I.

Первый том описывает события 1801–1825 гг.; второй том – различные документы и письма.

В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека.

…Мы даем материалы, которыми будущие русские историки могут воспользоваться. Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха.

Михаил Сперанский

… Я никогда ни с кем не бранился, даже и тогда, как меня все бранили. Бог с ними! Ни от похвал их, ни от брани мы не будем ни лучше, ни хуже. Человек есть то, что он есть пред Богом; ни более, ни менее.

Михаил Сперанский.

Удивительное зрелище представляет нам жизнь графа Сперанского, удивительно даже в русской истории, богатой примерами быстрого возвышения и падения

М. П. Погодин

Со времен Ордина–Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум: после Сперанского, не знаю, появится ли третий

В. И. Ключевский

Министры Российской империи

Д. А. Гурьев

М. Б. Барклай-де-Толли

П. В. Чичагов

Павел Васильевич Чичагов вошел в историю нашей страны как министр морских сил Российской империи при Александре I. Он командовал Дунайской армией при разгроме войск Наполеона в 1812 г.

Оценивая вклад П. В. Чичагова в развитие российского флота, правнук адмирала Леонид Михайлович Чичагов писал:

Русский флот переродился при нем; техника развилась и силы наши увеличились. Было образовано Министерство (морских сил); устроены порты, эллинги, словом, за несколько лет нельзя было узнать ни моряков, ни наших кораблей. Хищения прекратились; но, естественно, число врагов увеличилось в несколько раз.

По словам историка П. Бертенева:

Чичагов — лицо необыкновенно любопытное… В преданиях наших старых моряков имя его ценится очень высоко. Утверждают, что все лучшее заведено в нашем флоте Чичаговым

Н. П. Румянцев

Заслугам Николая Петровича Румянцева – министра иностранных дел, политика, дипломата и патриота-государственника, служившего на ключевых постах правящего кабинета Александра I, на страницах политической истории почти не оставлено места. А ведь этот богатый, блестяще образованный вельможа стремился избавить страну от кровопролития и разорения, заключая важные международные договоры. Старался побороть экономическую отсталость, развивая торговлю, прокладывая водные пути, строя города. Он прослыл выдающимся меценатом, собирателем книг и памятников славянской культуры. Его коллекции легли в основу Румянцевского и других музеев.

Министерства Российской империи

Знание путей развития министерств чрезвычайно важно для изучения отечественной истории. Они основное звено исполнительной власти, которая в России традиционно определяет курс развития страны.

Дореволюционные исследования

Советский период

До сих пор остаются не исследованными в полном объеме такие вопросы, как становление, организация, функции, место и значение Министерства юстиции в политической системе Российской империи, его взаимодействие с другими звеньями государственного аппарата, политика, им проводимая. Его практическая деятельность.

Эти слова и сегодня применимы к истории любого из имперских министерств.

Современные работы

На рубеже XX — XXI вв. появляются многочисленные журнальные материалы о государственном управлении. Статьи о министерствах Российской империи публикуют в энциклопедиях и справочниках энциклопедического характера.

Книга состоит из двух частей. В первой рассказывается об образовании и попытках совершенствования министерской системы государственных учреждений в период царствования Александра I и о деятельности секретного комитета, созданного Николаем I в 1826 г. Во второй части рассматривается устройство, направление деятельности и основные результаты работы каждого из министерств (ведомств) в течение первой половины XIX в. Вне рассмотрения осталось лишь три министерства: Министерство иностранных дел, Военное и Военно-морское, находившиеся на особом положении и имевшие оригинальную структуру. Впервые вводятся в научный оборот проекты крупных теоретиков-реформаторов государственного управления – М. М. Сперанского, П. В. Завадовского, Д. А. Гурьева, В. П. Кочубея и др.

Дополнительно почитать по теме:

Выставка работает
со 2 по 29 июля 2021 г.
в Информационно-библиографическом отделе (3-й этаж).

Читайте также: