Малые пророки ветхого завета кратко

Обновлено: 30.06.2024

Последние двенадцать книг в Ветхом Завете называют “малыми пророками”. В еврейской Библии они собраны в одну книгу. “Малыми” их называют не потому, что они маловажные; как правило, они просто короче “великих пророков”. Некоторые из этих книг упоминают правителей; это помогает представить духовную ситуацию в период их царствования. Так как некоторые книги не датированы, мы не можем однозначно настаивать на каком-то определенном времени их написания.

Двенадцать книг, составляющих эту антологию пророчеств, сильно отличаются друг от друга по своему содержанию и стилю. Одни содержат элементы биографии, которые дополняют пророческую проповедь некоторыми сведениями о проповеднике (Амос, Осия). Другие остаются практически анонимными, если не считать прилагаемых к ним имен (Авдий, Малахия). Разница в датах их написания составляет более трехсот лет (от приблизительно 750 г. до 400 г. до н.э.). Они отражают различную географию мест, одни изображая жизнь в древних монархических государствах Израиль и Иудея, другие — период после вавилонского пленения. Но при всех отличиях между ними книги объединены общей темой. Все они сосредоточены на пророчестве — то есть возвещении Божьего слова Божьему народу. Взятые вместе, Двенадцать пророков дают нам панораму религии Израиля в один из наиболее критических периодов его истории. Становясь свидетелями перехода от ложной уверенности периода монархии к отчаянию изгнанников и от отчаяния к новым надеждам и устремлениям после изгнания, мы начинаем понимать, как в недрах старой государственной религии в муках рождается новое сообщество Божьего народа.

“Осия” означает “спасение”, или “избавление”. Осия работал с северным царством Израиль более шестидесяти лет, начиная с царствования Иеровоама . Он был современником Исаии (1:1), работавшим с южным Иудейским царством. Главы 1—3 являются ключом к книге. Они рассказывают о неверности жены Осии по имени Гомерь и о том, как Осия впоследствии принял ее. Гомерь символизирует Израиль, а Осия символизирует Бога. Центральная мысль такова: Бог любит Свой народ, даже когда тот отходит от Него, и страстно желает его возвращения. Ос. 11:1 цитируется в Мф. 2:15.

“Амос” означает “несущий бремя”. По жизни он не был ни пророком, ни сыном пророка, а занимался сельским хозяйством (1:1; 7:14). В дни царя Озии в Иудее и царя Иеровоама Бог призвал Амоса из его дома в южном царстве (1:1) и велел идти пророчествовать в северное царство (7:15). Он так и сделал: пошел на север (7:10, 13), провозгласил Божью весть о суде над Израилем, а затем вернулся домой.

“Авдий” означает “слуга Яхве”. Это самая короткая книга в Ветхом Завете. Весть Авдия направлена, в основном, против идумеев, потомков Исава (Быт. 25:30; 36:1). На протяжении всей своей истории израильтяне и идумеи враждовали друг с другом. Последним ударом стало поведение идумеев при разрушении Иерусалима (ст. 10-14).

“Иона” означает “голубь”. Иона жил и работал в северном царстве в дни Иеровоама (4 Цар. 14:25). Он продолжил работу Илии и Елисея на той территории. Бог велел ему проповедовать в Ниневии , столице Ассирии, которая несколькими годами позже разрушила северное царство. Пребывание Ионы в чреве огромной рыбы — прообраз воскресения Христа (Мф. 12:39, 40).

“Михей” означает “Кто подобен Яхве?” Михей жил в южном царстве и проповедовал в период правления Иоафама, Ахаза и Езекии (1:1). Он был современником Исаии. Он единственный из малых пророков обращался с вестью о суде как к северному царству Израилю, так и к южному царству Иудее (1:5). Он также предвидел возвращение из плена (2:12, 13), рождение Иисуса (5:2) и установление церкви (4:1-4).

“Наум” означает “утешение” или “утешитель”. Наум обращался к иудеям с утешительной вестью о том, что их злейший враг, Ассирия, погибнет. Он работал через сто с лишним лет после того, как проповедь Ионы привела к покаянию население Ниневии, столицы Ассирии. Ко времени Наума Божье терпение иссякло.

“Аввакум” означает “крепко держащийся или обнимающий”. Тема Аввакума, гибель халдеев ( Вавилонской империи ), не уникальна; уникально то, как он ее раскрывает. Первые две главы передают разговор между Аввакумом и Богом о проблемах зла и страдания. Последняя глава представляет собой песню-молитву, которая и решает вопрос. Центральная мысль — у Бога есть план и цель, поэтому мы должны уповать на Него и верить Ему. Авв. 2:4 цитируется в Рим. 1:17, Гал. 3:11 и Евр. 10:38.

“Софония” означает “Яхве сохранил или спрятал”. Софония трудился во время царствования Иосии (1:1). Он был современником Иеремии. Он не только описал падение Иудеи, но и рассказал о падении соседних народов. Он соединил многие ветхозаветные пророчества в одно целое.

“Аггей” — это сокращенная форма еврейского слова, которое означает “праздник Яхве”. Аггей побуждал возвратившихся из плена израильтян к восстановлению храма после того, как Зоровавель и Иисус прекратили его строительство.

“Захария” означает “Яхве помнит”. Захария вместе с Аггеем вдохновлял иудеев на восстановление храма. Призывая израильтян к строительству, Аггей большей частью говорил о настоящем и ближайшем будущем, а Захария в качестве воодушевления прибегал к обещанию более светлого завтра. Его книга содержит ряд мессианских пророчеств, например торжественный въезд в Иерусалим (9:9, 10) и предательство (11:12, 13). В ней больше конкретных указаний на распятие, чем в любой другой ветхозаветной книге за исключением Псалтири (см. 12:10-12; 13:6, 7).

“Малахия” — это сокращенная форма еврейского слова, которое означает “вестник Яхве”. Малахия был, вероятно, соработником Неемии ; они поднимали одни и те же проблемы: равнодушие в поклонении, равнодушие в браке и др. Пророчество Малахии о приходе Илии (4:5, 6), или Иоанна Крестителя (см. Мф. 11:7-14), связывает последнюю ветхозаветную книгу с первыми книгами Нового Завета.

Пророк Авдий: наказание за злорадство

 loading=

Пророк Иоиль, очевидец нашествия

 loading=

Иоиль — один из тех пророков, который предупреждает народ о грядущих бедствиях. Однако, помимо слов о разрушении, он находит и такие, которые предсказывают возрождение, процветание. Иоиль говорит, что Бог пошлет некоего особого человека к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе.Читать далее

 loading=

Амос — пророк, который никогда не обучался пророческому ремеслу. Но его отличает особое качество — неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Через пророка Бог возвещал людям, что неукоснительное исполнение обрядов не имеет никакой ценности без праведности, справедливости и милосердия. Кроме того, Амос был первым, кто затронул в проповеди тему единства человечества и всеобщности спасения.Читать далее

Пророк Иона, неправильный пророк

 loading=

Пророк Иона — один из самых удивительных пророков. Часто его считают антипророком, потому что с ним всё наоборот. Иона проповедовал не на земле израильтян, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, для язычников. Его пребывание во чреве кита — и вовсе один из самых известных и необычных эпизодов библейской истории. Почему же Иону называют неправильным пророком?Читать далее

Пророк Осия, верный муж неверной жены

 loading=

Осия — пророк, который не просто говорит, а действует. По велению свыше он совершает нечто скандальное — берет в жены блудницу, заводит от нее детей. Семейная жизнь Осии показывает, что союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но дело в том, что народ изменил своему Богу. Израильтяне стали поклоняться языческим божествам и перестали почитать образ Божий в своем ближнем. Об этом и говорит пророк Осия. Но он уверен, что однажды все изменится.Читать далее

Пророк Михей, бедняк Господень

 loading=

Пророк Наум, обличитель Ниневии

 loading=

Пророк Наум жил в VII веке до н. э., когда самым сильным и влиятельным государством на Ближнем Востоке была Ассирия. Но идолопоклонство и разврат не могут соседствовать с могуществом и процветанием. Наум говорит именно об этом. Он пророчествует о гибели Ниневии — последней из столиц Ассирии.Читать далее

Пророк Аввакум, дозорный на башне

 loading=

В своих писаниях Аввакум называет себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль. Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И со своей башни он, действительно, видит нечто очень важное — Пришествие Мессии.Читать далее

Пророк Софония и День Господень

 loading=

Софония — пророк, который говорит о наступлении Дня Господнего, то есть Страшного суда и жизни будущего века. Израильтяне того времени связывали с этим днем радужные ожидания. Но слова Софонии звучат страшно. Он говорит об уничтожении мира, каким мы его знаем. Но тут же звучат и слова надежды, поскольку полученное предупреждение поможет избежать грядущей беды.Читать далее

Пророк Аггей: время строить Храм!

 loading=

Аггей проповедовал после периода Вавилонского пленения. Иерусалим разрушен, поэтому нужно восстанавливать город. Но пророк Аггей говорит, что куда важнее не просто заново отстроить стены, а возродить духовную жизнь государства. Поэтому он вдохновляет людей на строительство Иерусалимского храма.Читать далее

Пророк Захария: видения нового Храма

 loading=

Захария был свидетелем особых видений, в том числе о пришествии Иисуса Христа. Многие из его пророчеств переходят в новозаветную книгу Откровения. Но проповеди Захарии не только о далеком и загадочном. Он говорит о своих современниках и соотечественниках, об изменениях, в которых нуждается Израильский народ.Читать далее

Пророк Малахия: грядущий Вестник

 loading=

Собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ. В его состав входят книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Самой краткой является Книга Авдия (21 стих, одна глава), самой длинной - Книга прор. Захарии (211 стихов, 14 глав). Эти книги приписываются пророкам VIII-VI/V вв. до Р. Х. Из них самыми ранними (VIII в. до Р. Х.) считаются книги пророков Осии и Амоса, живших на территории Северного царства (Израиль), и Михея из Южного царства (Иудея); самыми поздними - книги пророков Аггея, Захарии и, возможно, Малахии из Иудеи раннеперсид. периода (кон. VI-V в. до Р. Х.).

Место М. п. в каноне

В изданиях Библии на рус. языке М. п. относятся к разделу пророческих книг и располагаются после книг великих пророков - Исаии, Иеремии, Плача Иеремии, Иезекииля, Даниила. В изданиях, в к-рые включены неканонические книги, за книгами М. п. следуют Маккавейские книги.

Последовательность книг М. п.

В древнеевр. масоретских рукописях и изданиях масоретского текста (МТ) книги М. п. располагаются в следующей последовательности: Книга Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Этот же порядок книг М. п. сохраняется и в рус. синодальном переводе Библии.

Порядок книг М. п. в кумран. свитках, а также в свитке Mur XII из Вади-Мураббаат совпадает с масоретским. Исключением является свиток 4QXIIa, который датируется II в. до Р. Х.: в нем зафиксирована др. последовательность 3 последних книг М. п.: 10-я - Захарии, 11-я - Малахии, 12-я - Ионы.

В ином порядке книги М. п. располагаются в большинстве рукописей, а также в изданиях греч. перевода LXX: Книга Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

Большинство исследователей полагают, что первоначальным является порядок книг, представленный в МТ. При этом основной принцип расположения материала в МТ является хронологическим: в начале корпуса находятся книги, приписываемые пророкам, которые жили, по мнению составителей собрания М. п., в VIII в. до Р. Х. (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона и Михей), в середине - пророкам VII в. до Р. Х. (Наум, Аввакум, Софония), в конце - пророкам VI-V вв. до Р. Х. (Аггей, Захария, Малахия) ( Macintosh . 1997. P. LII; Jones . 1995. P. 240-241). Отличный от масоретского порядок книг М. п. в LXX объясняют неск. обстоятельствами (подробнее см.: Glenny . 2013. P. 6-16): последовательность книг отражает стремление расположить их в более точном хронологическом порядке, чем в МТ; первые 5 книг М. п. располагаются согласно принципу уменьшения их объема - самой длинной является Книга Осии, самой краткой - Книга Авдия, Книга Ионы занимает 6-е место, поскольку отличается от 5 предшествующих книг своим жанром; тематический принцип расположения книг: первыми стоят книги, в к-рых отражена тема суда над Северным и Южным царствами (Осии, Амоса, Михея); 2-е место занимают книги, в которых преобладает тема Дня Господня и суда над народами (Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии); на 3-м месте - книги, посвященные возрождению Израиля (Аггея, Захарии, Малахии).

Свидетельства текста

(в разделе ссылки на библейские тексты даются в соответствии с масоретской нумерацией).

Тексты на древнееврейском языке

Древнейшими свидетельствами текста М. п. на древнеевр. языке являются рукописи, найденные в Кумране и Вади-Мураббаат (датируются II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.). Среди них выделяют собственно списки библейского текста М. п., а также различные сочинения, к-рые содержат цитаты из этой книги. Общее число библейских списков точно не установлено, поскольку мн. рукописи сохранились в виде небольших фрагментов, так что нельзя установить, являлись ли они списками книг М. п. или же экзегетическими произведениями, содержащими только цитаты из них (см. обзор в: Weissenberg . 2012. P. 357-376).

К числу списков книг М. п. относят, прежде всего, неск. свитков из 4-й кумран. пещеры, текст к-рых был издан в 1997 г. ( Fuller . 1997. P. 221-318. Pl. XL-LXIV), а также свиток из Вади-Мураббаат, опубликован в 1961 г. ( Milik . 1961. P. 181-205. Pl. LVI-LXXIII).

1. Свиток 4QXIIa (4Q76). Сохранился в 23 фрагментах, которые содержат следующие отрывки текста: Зах 14. 18; Мал 2. 10-14; 2. 15-3. 4; 3. 5-14; 3. 14-24; Иона 1. 1-5, 7-8; 1. 9-10; 1. 16-2. 1; 2. 7; 3. 2. На основании почерка список датируют 150-125 гг. до Р. Х.; он, вероятно, старейший список книги М. п. Отличается иным по сравнению с МТ порядком библейских книг: последнее место в нем занимает не Книга Малахии, а Книга Ионы. Орфография близка к МТ.

2. Свиток 4QXIIb (4Q77). Сохранился в 6 фрагментах, к-рые содержат следующие отрывки текста: Соф 1. 1-2; 2. 13-15; 3. 19-20; Агг 1. 1-2; 2. 2-4. На основании почерка датируется 150-125 гг. до Р. Х. Орфография близка к МТ.

4. Фрагмент неизвестной кумран. рукописи, содержащий отрывок Мал 3. 6-7. Ранее считался фрагментом № 35 кумран. свитка 4QXIIс.

5. Свиток 4QXIId (4Q79). Сохранился в виде 2 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) текст Ос 1. 6-2. 5. На основании почерка датируется кон. 1-й пол. I в. до Р. Х.

7. Свиток 4QXIIf (4Q81). Сохранился в виде 5 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) отрывки текста из книг: Ионы 1. 6-8, 10-16 и Михея 5. 1-2. На основании почерка датируется ок. 50 г. до Р. Х.

В научном сообществе идет дискуссия о том, какие из упомянутых свитков содержали полный текст М. п. Издатель текстов из 4-й пещеры Р. Фуллер ( Fuller . 1996. P. 86-101) полагал, что все обнаруженные в ней свитки, а также MurXII первоначально содержали полное собрание книг М. п. По мнению Э. Това ( Tov . 2004. P. 79), полный текст М. п. содержали лишь свитки 4QXIIb, 4QXIIg и MurXII. Дж. Брук ( Brooke . 2006. P. 33-34) в свою очередь предположил, что списками Книги Двенадцати являлись свитки 4QXIIb, 4QXIIc, 4QXIIg, 4QXIIe, MurXII и, возможно, 4QXIId. Наиболее скептически оценивает состояние источников Ф. Гийом ( Guillaume . 2007. P. 2-12). По его мнению, ни один из свитков из 4-й пещеры не может считаться списком Книги Двенадцати, таковым является лишь MurXII.

Критическое издание древнеевр. текста М. п.: Gelston . 2010. Синопсис важнейших свидетельств текста из Кумрана, Вади- Мураббаат, МТ, LXX и 8Hev XII gr: Ego, Lange, Lichtenberger, Troyer . 2005.

Переводы на древнегреческий язык

Пять греч. рукописей содержат текст Авв 3. 3-19, отличный от LXX. Данный вариант текста, который получил название версии Барберини, считают ревизией LXX, близкой к переводу Симмаха. По мнению Дж. Л. Харпера, ее следует датировать I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х., хотя нельзя исключить также и того, что данный перевод был осуществлен во II в. до Р. Х. или во II в. по Р. Х. (изд. текста и его анализ см. в: Harper . 2015).

Переводы на другие языки

Важными свидетельствами текста М. п. являются также древние переводы, сделанные с древнееврейского оригинала: сирийский, арамейский и латинский.

Сир. перевод (Пешитта) книг М. п. был осуществлен, по мнению исследователей, в сер. или в кон. I в. по Р. Х. неск. переводчиками, принадлежавшими, видимо, к иудейской общине. Текст близок к МТ, но содержит признаки влияния LXX и евр. экзегетической традиции, отраженной в Таргуме (подробнее см.: Gelston . 1987; Tully . 2015; критическое изд.: Gelston . 1980).

Лат. перевод книг М. п. (Вульгата) был осуществлен блж. Иеронимом Стридонским в Вифлееме между 390 и 405 гг. с древнеевр. оригинала. Текст близок к МТ, но испытал влияние LXX (критическое изд.: Liber Duodecim Prophetarum. 1987).

Единство корпуса М. п.

В конце эпохи Второго храма текст М. п. переписывался в отдельных свитках. Подобные свитки II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х. были обнаружены в Кумране (4QXIIb, 4QXIIg и, возможно, также др. свитки из 4-й пещеры), Вади-Мураббаат (Mur XII) и Нахаль-Хевере (8Hev XII gr).

В Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 14b) Книга Двенадцати понимается как отдельная книга. При этом ставится вопрос, почему Книга прор. Осии, к-рая является самой ранней из книг пророков, не рассматривается как отдельная, а присоединена к сочинениям пророков пленного периода (Аггея, Захарии, Малахии); и дается ответ: поскольку она мала по объему, то могла потеряться. Кроме того, в Талмуде (Бава Батра. 13a) указано на то, что при переписывании книг М. п. между ними нужно оставлять пробел в 3 строки, в то время как пробел между различными книгами закона и пророков должен составлять 4 строки.

Формирование корпуса М. п.

В совр. библеистике активная дискуссия о происхождении корпуса М. п. ведется с сер. XIX в. В частности, Г. Эвальд ( Ewald . 1868. Bd. 1. S. 74-82) предположил, что формирование корпуса М. п. происходило в 3 основных этапа: допленный (VII в. до Р. Х.), в к-рый были собраны Книги пророков Иоиля, Амоса, Осии, Михея, Наума и Софонии; послепленный, когда добавили Книги пророков Авдия, Ионы, Аввакума, Аггея и 1-ю часть Книги прор. Захарии (главы 1-8) и изменили порядок книг; персидский (во дни Неемии) - добавили 2-ю часть Книги прор. Захарии (главы 9-14) и Книгу прор. Малахии.

К. Штойернагель ( Steuernagel . 1912. S. 669-672) на основании анализа заголовков книг М. п. выделил 7 этапов формирования корпуса М. п.: VII в. до Р. Х. (в царствование Иосии) - собрание книг пророков Осии, Михея и Софонии; VI в. до Р. Х. (в период вавилонского плена) - добавление Книги прор. Амоса; V в. до Р. Х.- добавление Книг пророков Аггея и Захарии (главы 1-8); до 300 г. до Р. Х.- включение Книги прор. Наума в ее ранней форме; ок. 300 г. до Р. Х.- Книги прор. Аввакума и 1-й гл. Книги прор. Наума; вскоре после 300 г. до Р. Х.- 2-й части Книги прор. Захарии (главы 9-14); III в. до Р. Х.- Книг пророков Иоиля, Авдия и Ионы.

Ногалски ( Nogalski . Literary precursors. 1993; Idem. Redactional processes. 1993) предпринял анализ редакционных глосс, которые были вставлены в начало и конец текста книг М. п. с целью связать эти книги друг с другом. При этом он выделил 3 основных этапа формирования корпуса М. п. На 1-м этапе были независимо друг от друга собраны 2 сборника пророческих текстов: девтерономическое собрание сочинений допленных пророков, состоящее из Книг пророков Осии, Амоса, Михея и Софонии, к-рые затрагивали темы греха, суда и помилования (после 587 г. до Р. Х.) (о девтерономической редакции см. в ст. Исторические книги); послепленное собрание сочинений пророков Аггея и Захарии (главы 1-8), призванное отразить деятельность пророков, к-рая привела к восстановлению Второго храма (раннеперсид. период). На 2-м этапе произошло объединение 2 сборников и добавление к ним Книг пророков Иоиля, Авдия, Наума, Аввакума и Малахии (позднеперсид. период). При этом Ногалски предположил, что первые 2 книги были скомпилированы на основе существовавшего материала специально для того, чтобы стать частью книги М. п., а последние 3, ранее уже известные как отдельные книги, были отредактированы. На 3-м этапе (после 332 г. до Р. Х.) к корпусу М. п. были присоединены Книга прор. Ионы, а также 2-я часть Книги прор. Захарии (гл. 9-14).

Э. Боссхард-Непустиль ( Bosshard-Nepustil . 1997) рассмотрел интертекстуальные связи различных пророческих книг, в результате чего реконструировал историю создания корпусов Книги прор. Исаии и М. п. В частности, он предположил, что книги М. п. были сформированы в неск. этапов: 1) собрание пророческих текстов Осии, Амоса и Михея - после 701 г. до Р. Х.; 2) редактирование времени правления царя Иосии (кон. VII в. до Р. Х.), присоединение к корпусу М. п. текстов прор. Наума (небольшие фрагменты книги); 3) раннепленная редакция (после 562 г. до Р. Х.): создание корпуса, состоящего из фрагментов нынешних Книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Михея, Наума, Аввакума и Софонии (Вавилон изображен как орудие божественного наказания); 4) позднепленная редакция (ок. 520 г. до Р. Х.): добавление фрагментов Книги прор. Захарии; в текстах, принадлежащих к этому слою, предсказывается гибель Вавилона; 5) редакция сер. V в. до Р. Х.: добавление Книги прор. Авдия; 6) позднеперсид. редакция: присоединение Книг пророков Ионы и Малахии; 7) редакция времени Александра Македонского. По мнению Боссхарда-Непустиля, корпус М. п. подвергался редактированию и в эллинистическую эпоху.

Основываясь в значительной степени на трудах Ногалски, А. Шарт ( Schart . 1998) изучил различные редакционные формулы в текстах М. п. Он выделил 6 основных этапов формирования корпуса М. п.: 1) объединение текстов пророков Северного (Израильского) царства Осии и Амоса в один свиток (Ос 1. 2 - 14. 1; Ам 1. 1; 1. 3 - 9. 4) - после 722 г.; 2) девтерономическая редакция - присоединение к текстам пророков Осии и Амоса сочинений пророков Южного (Иудейского) царства Михея и Софонии (Ос; Ам; Мих 1. 1 - 3. 12; 6. 1-16; Соф 1. 1 - 3. 8 и, возможно, 3. 11-13); 3) добавление к последним 4 книгам Книг пророков Наума и Аввакума (Ос; Ам; Мих 1-3; 6. 1 - 7. 6; Наум; Авв; Соф 1. 1 - 3. 13); 4) присоединение к корпусу М. п. Книг пророков Аггея и Захарии (Ос; Ам; Мих 1-7; Наум; Авв; Соф; Агг; Зах 1-8 и, возможно, Зах 9-13); 5) эсхатологическая редакция и добавление к корпусу М. п. Книг пророков Иоиля и Авдия - формирование Книги десяти пророков (Ос; Иоиль; Ам; Авд; Мих; Наум; Авв; Соф; Агг; Зах 1-14); 6) присоединение к корпусу Книг пророков Ионы и Малахии и превращение его в Книгу Двенадцати. На каждом этапе, кроме того, происходило редактирование текстов отдельных книг корпуса. Последние слова Книги прор. Малахии (Мал 4. 4-6) являются заключением ко всему разделу пророческих книг.

В наст. время подавляющее большинство библеистов считают, что корпус М. п. окончательно сформировался не позднее нач. II в. до Р. Х., наиболее вероятно, в III в. до Р. Х.

М. п. в Кумране

М. п. в Новом Завете

Множество цитат (ок. 30) из книг М. п. и их реминисценций содержится в НЗ, (анализ см. в: The Minor Prophets in the NT. 2009; Shepherd . 2011), чаще др. новозаветных авторов к тексту М. п. обращались евангелисты Матфей и Лука, а также ап. Павел.

Евангелие от Марка содержит 2 цитаты из текстов М. п. В Мк 1. 2 приводятся слова Мал 3. 1 (вместе с Исх 23. 20; ср.: Мф 11. 10; Лк 7. 27, возможно, источник Q). В Мк 14. 27 цитируется Зах 13. 7 (ср.: Мф 26. 31). Кроме того, встречается неск. реминисценций текстов М. п.: Книги пророков Захарии (Зах 9. 9-10 в Mк 11. 2; Зах 2. 6 в Мк 13. 27; Зах 9. 11 в Мк 14. 24), Малахии (Мал 4. 4 в Мк 9. 11-13), Иоиля (Иоиль 2. 2 в Мк 13. 19; Иоиль 3. 13 в Мк 4. 29).

Евангелие от Иоанна содержит 2 цитаты из М. п., обе - из последней части Книги прор. Захарии (главы 9-14). В частности, текст Зах 9. 9 рассматривается как пророчество о входе Господнем в Иерусалим (Ин 12. 15), Зах 12. 10 - как пророчество о смерти Иисуса Христа (Ин 19. 37). Кроме того, в нем находят нек-рое число реминисценций текстов М. п.: Мих 5. 2 в Ин 7. 42; Зах 13. 7 в Ин 16. 32; Мал 3. 1 в Ин 3. 28; Мал 4. 5 в Ин 1. 21 и др.

Реминисценции М. п. можно найти также в Соборных посланиях: в Послании ап. Иакова (Ос 14. 10 в Иак 3. 13), в 1-м Послании ап. Петра (Мал 3. 17 в 1 Петр 2. 9; Ос 1. 6, 9; 2. 23 в 1 Петр 2. 10), а также, возможно, во 2-м Послании ап. Петра и в Послании Иуды.

Цитаты из книг М. п. и их реминисценции полностью отсутствуют в следующих новозаветных книгах: во 2-м Послании к Коринфянам, в Посланиях к Филиппийцам, в Послании к Колоссянам, в 1-м и 2-м Посланиях к Фессалоникийцам, в 1-м и 2-м Посланиях к Тимофею, в Посланиях к Титу и к Филимону, в 1, 2 и 3-м Посланиях Иоанна.

Бог в ветхозаветные времена избирал людей для служения. Господь через них возвещал Свою Волю, предостерегал от греха, давал толкование совершенным поступкам и снам, предрекал пришествие в мир Спасителя (Мессии). Таких людей называли пророками (тот, кто произносит слова Божьи) или прорицателем. Однако Израиль, знать и простой народ, далеко не всегда готовы были услышать обличительные слова пророков или предсказание бед и несчастий. Поэтому пророки Ветхого Завета нередко были гонимы своими соплеменниками, их жизни часто угрожала опасность.

Пророк Иеремия точно выразил свое положение среди народа:

“Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние” (Иер. 20:7-8).

Учение пророков

Невозможно представить ветхозаветную историю религиозную жизнь израильского народа без пророков. Именно пророки Ветхого Завета предостерегали правителей от серьезных ошибок, обличали народ в грехах и преступлениях.

Учение библейских пророков сводится к трем основным составляющим:

– морализм. Пророческая проповедь была направлена на обличение морального облика людей, призывала их к чистоте жизни и подлинной, не формальной, нравственности. Пророки призывали к внутренней чистоте и святости и лишь потом к соблюдению внешних обрядов.

– ожидание Мессии. Важнейшей составляющей служения пророков являлась проповедь о скором Пришествии Спасителя. Его Рождество, деятельность подробно и точно предсказаны во многих книгах Ветхого Завета. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от непорочной девы из рода Давида. Он также с поразительной, практически фотографической точностью предрек страдания и смерть Спасителя на Голгофе.

Пророки Ветхого Завета

Пророки условно делятся на больших (великих) и малых. Это не говорит о их “пророческой силе” или о величине их личности. Большие и малые пророки классифицируются таким образом по количеству и объему оставленных после себя посланий и пророческих книг.

Великие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

Особое значение в пророческих книгах имеют предсказания о Мессии: Его родословная, жизнь, вера и смерть. Пророческие книги свидетельствуют о том, что написаны они были под вдохновением Святого Духа, а не по задумке и воле человека.

Пророки были совершенно разными людьми и их служение также было в каждом случае уникальным. Кто-то был внезапно предопределен Богом и вовлечен в самую гущу событий из заурядной повседневности (Амос). Некоторые вышли из учеников великих пророков – например, Елисей много лет был помощником пророка Илии. Но объединяла их всех миссия нести слово Божье и Его Волю народу.

Исаия

Пророк был избран Богом знаменательным образом. Он видел Бога сидящего на престоле, а вокруг парили серафимы и взывали к Господу. Его пророчества не были таинственными и замысловатыми, как у многих ветхозаветных пророков. Пророк Исаия точно описывал рождение Мессии и Его страдания, поэтому пророка часто называют “ветхозаветным евангелистом”.

Иеремия

Иезекииль

Жил в VII-VI веке до Р.Х., происходил из семьи священников. Пророчества Иезекииля занимают одно из основных мест в новозаветном богословии: он повествует о видении Славы Божией, пророчествует о будущем воскресении мертвых, предсказывает восстановление Храма и Рождество Христа.

Даниил

Жил в эпоху вавилонского пленения израильского народа. Занимал важные посты при дворе сначала вавилонских, а затем персидских царей. Его пророчества о Христе занимают важное место в христианском богословии и богослужении.

Осия

Уличал израильтян в отступлении от Истинного Бога, призывал их к покаянию. Свидетельствовал о будущем Пришествии Мессии (Христа). Предсказал пришествие к Богу язычников, которые займут в Царстве Небесном место иудеев.

Иоиль

Книга пророка Иоиля, обращенная к Иудину колену, содержит пророчества о Христе и сошествии Святого Духа на людей. Апостол Петр в своем обращении к народу ссылался на слова пророка Иоиля.

Амос

Был современником пророка Иоиля происходил из бедной семьи. Его проповедь касалась подлинной нравственности, а не внешнего исполнения закона и ритуалов. Также он обличал язычников и идолопоклонников.

Авдий

Жил в IX веке до Рождества Христова. Предрекал суд Божий над народами.

Иона

На рубеже IX-VIII веков до Рождества Христова получил от Бога повеление идти проповедовать в языческую Ниневию. Ослушался Господа, за что три дня находился внутри огромной рыбы. После раскаяния и упорных молитв был спасен и выполнил миссию проповеди в Ниневии. Пророчествовал о пришествии Мессии.

Михей

Жил в VIII веке до Рождества Христова открыл народу Божью волю о падении Северного и Южного Царства. Пророчествовал о рождении Мессии. Осуждал формальный подход к вере, утверждая, что нравственность превыше исполнения закона.

Наум

Был современником Исаии. Предрек гибель Ниневии по причине развращенности ниневитян и отступлении от веры от истинного Бога. Проводил параллели с Израилем и предупреждал соотечественников о грядущем наказании за отступление от Бога.

Аввакум

Жил в VII-VI веке до Р.Х. Пророчествовал о плене, разрушении Иерусалимского храма и о последующем освобождении пленных. В книге пророка Аввакума поднимаются сложные этические вопросы (страдания праведных), предсказывается Пришествие Мессии.

Софония

Призывал израильтян эпохи царя Иосии (VII век до Р.Х.) к изменению жизни и покаянию. Предрек разрушение Иудейского Царства.

Аггей

Время его земной жизни пришлось на VI век до Р. Х. Его проповедническая миссия заключалась в призыве к покаянию. Он сокрушался, что люди больше заботились о своем достатке и домах, а не о доме Божием.

Захария

Жил в одно столетие с пророком Аггеей. Бог открыл для него знания о пришествии Мессии. Предостерегал иудеев от неверного понимания миссии Христа как военного и политического деятеля. Раскрывает значение Пришествия Мессии для Израиля и всего мира.

Малахия

Указывал священникам и народу на их нерадивое отношение к вере. Предрекал суд Божий над ними и кару за распущенность и греховную жизнь. Говорил о скором явлении Христа. После Малахии у евреев не было пророков и Богом данные откровения прекратились.

Моисей

Освободил израильтян из египетского рабства. Получил от Бога Закон (10 заповедей и другие установления), определявший жизнь израильского народа. Сотворил множество чудес и великих знамений. 10 заповедей стали фундаментальными основами нравственности человечества.

Самуил

Родился в XI веке до Р.Х. С юных лет получил от Бога благоволение и заручился поддержкой и доверием у народа. Он был судьей израильского народа и пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. По­мазал на цар­ство пер­вых ев­рей­ских ца­рей: Са­ула, а пос­ле – свя­то­го Да­вида.

Нафан

Занимал высокое положение при дворе царя Давида. Нафан сообщал царю волю Божью: запретил Давиду строить Храм, обличил того в тяжелом грехе и помог раскаяться.

Давид

Израильский царь, особо любим Богом. Во время его правления царство значительно расширилось и процветало. Показал пример непоколебимой веры в Господа и искреннего покаяния в совершенных грехах. Составил основную часть песнопений Псалтири – одной из важнейших книг Священного Писания.

Илия

Жил в IX веке до Рождества Христова, во времена идолопоклонства Израиля. Боролся за чистоту веры, открыто обличал в язычестве правителя и народ, за что подвергался гонениям. Совершил много чудес и знамений. Был взят живым на Небо, то есть не познал физической смерти.

Елисей

Ученик пророка Илии. Прославился многими чудесами. Обличал правителя в язычестве и поклонении идолам.

Молитвы пророкам

Молитва пророку Илие

О, святы́й проро́че Бо́жий Илие́, моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам, рабам Божиим (имена), дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших, и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам пути́ нече́стия оста́вити, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, и в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими да укрепи́т нас; да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности ко сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние.

Отврати́ от нас предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий, да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ во Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь пророка Исаии, глас 2

Проро́ка Твоего́ Иса́ии па́мять, Го́споди, пра́зднующе, тем Тя мо́лим: спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак пророка Исаии, глас 2

Проро́чества дарова́ние прие́м, пророкому́чениче, Иса́ие Богопропове́дниче, всем изъясни́л еси́ вочелове́чение Госпо́дне, возгласи́в велегла́сно конце́м: се Де́ва во чре́ве прии́мет.

Молитва царю Давиду

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели.

Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.

Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Библейская экзегетика

Библейская экзегетика

Библейская экзегетика запись закреплена
ПАТРОЛОГИЯ

1. Книга пророка Оси́и (ивр. ‏הוֹשֵׁעַ‏, Хошеа) — книга, входящая в состав еврейской Библии (Танах) и Ветхого Завета. В Танахе помещается в разделе Невиим (Пророки). Написана пророком Оси́ей.
Место написания: Самария. Дата написания: около 750 года до н. э.

Его пророчества адресованы в основном к Израилю, об Иудее упоминается лишь вскользь. Осия ни раза не упоминает об Иерусалиме, между тем крупнейшее колено Израиля, Ефремово, упоминает 37 раз, а Самарию — 6 раз.

Пророчества Осии приходятся на темную и печальную пору Северного царства VIII века до н. э., между успешным царствованием Иеровоама II и уничтожением Царства Израиля Ассирией. Времени, когда отпадение народа от Бога стало необратимым, служение тельцам Иеровоама I и Ваалу стало преобладающей религией в царстве. Осия вероятно сам являлся выходцем из Израильского царства, поскольку писал на выраженном северном диалекте.

Основная тема книги Осии — это завет между Богом и Израилем. Завет представляется как брак Израиля и Бога. Нарушением Израилем завета приводит к его отпадению от Бога. За этим следует наказание и прощение.

2. Книга пророка Иоиля

Близкое знакомство Иоиля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее Иоил. 1:1, 9, 13, 14; 2:1, 15, 16, 32). Также можно предположить, что он был священником или храмовым пророком.

Есть несколько гипотез относительно времени создания книги:
* IX век до н. э., во время малолетства иудейского царя Иоаса. В этом случае книга Иоиля – самая ранняя пророческая книга Библии;
* VIII век до н. э., во времена Осии и Амоса;
* 639 – 608 гг. до н. э., во время правления царя Иосии;
* около 500 г. до н. э., после возвращения из вавилонского пленения во времена пророка Захарии;
* около 400 г. до н. э., в этом случае Иоиль последний из пророков Ветхого Завета.

Основные темы:
Книгу Иоиля можно рассматривать как краткое изложение основных тем затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий, надвигающегося дня Господня; призыв к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда. Иоиль — пророк покаяния, призывающий к посту и молитве. Христиане почитают Иоиля, в том числе и как пророка Пятидесятницы.

3. Книга пророка Амоса

Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Иеровоама II (Иеровоама бен Иоаса) и царя Иудеи Озии, когда оба царства достигли вершины процветания. Он был старшим современником Осии. Вероятнее всего, его деятельность относится к осени 750 или 749 гг. до н. э.

Об Амосе мы узнаем из его пророчеств (1:1 и 7:10—14), где написано, что он пастух из Фекои. Фекоя — город в 8 км южнее Вифлеема.

День Господень: Последняя часть книги Амоса (главы 7—9) зачастую называется Книгой Видений. Три видения: саранча (7:1—3), огонь (7:4—6), отвес (7:7—9) — символ возрастающей ярости Бога, отказ его миловать народ Божий, то же самое — корзина со спелыми плодами (8:1—3). Он предвещает голод слова Господня (8:11, 12). В последней главе Амос приводит последнее видение — Господь, стоящий над жертвенником (9:1—4). В этой главе подчёркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства Давида и проповедь слова Божьего среди всех народов.

4. Книга пророка Авдия

Книга Авдия — самая короткая книга Ветхого Завета. Она состоит из одной главы (21 стих).

Книга порицает родственный евреям народ эдомитян за то, что он заключил союз с врагами иудеев:
* Стихи 1-10 содержат этот приговор и предсказывают гибель Эдома.
* Стихи 10-14 рассказывают, за что это наказание назначено: Эдом воевал с Израилем на стороне его врагов, несмотря на то, что оба народа объединяет общая кровь — они потомки Исава и Иакова соответственно.
* Стихи 15-21 рисуют картину возрождения Израиля и наказания Эдома. Стих 18 сообщает, что не будет спасшегося из дома Исава (противоречит Амос. 9:12). Израиль будет святым местом и последний стих говорит как Бог станет Царем мира и наступит царство Мессии.

5. Книга пророка Ионы

6. Книга пророка Михея

Пророк Михей (евр. Миха́) родился в иудейском царстве и проповедовал в царствование иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии. Книга состоит из семи глав и отличается классической чистотой еврейского языка.

Михей был современником Осии и Исайи, но скорее был ближе к последнему. Проповедь Михея против несправедливости (3:8) привела к раскаянию царя Езекию и таким образом спасла Иерусалим (Иер. 26,17-19).

Михей пророчествовал во времена царствований Иоафама (750—735 гг. до н. э.), Ахаза (735—715 гг. до н. э.) и Езекии (715—686 гг. до н. э.) (3:1). В это время нарастало социальное неравенство, тесно связанное с возрастающей коррумпированностью власти. Бог использовал Ассирию против Своего грешного народа: Ассирийский царь Салманасар V (727—722 гг. до н. э.) разрушил Самарию в 722 г. до н. э. (4Цар. 17:1–6), Иудея испытала на себе всю силу Божьего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим (705 —681 гг. до н. э.) прошел через Шефелу (предгорье в западной части Иудеи) до самых ворот Иерусалима. Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею (Иер. 26:18, 19).
Основные темы: Книга Михея затрагивает темы обычные для большинства пророческих книг: наказание за грехи народа, причиной которого стало коррумпированность и развращенность правителей; проповедь против социальной несправедливости; приход блаженного Мессианского Царства. Однако особенно ярко в нем выражается мысль, что верные должны возложить свои упования только на Бога и перестать надеяться на плоды своего труда и поклоняться им.

7. Книга пророка Наума

Первая глава представляет собой псалом, восславляющий Бога-Судию. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

8. Книга пророка Аввакума

На основе литургического характера книги, особенно третьей главы, можно сделать предположение, что Аввакум мог быть храмовым пророком или же левитом-певцом.
Возможно книга была написана незадолго до первого захвата Иерусалима царём Навуходоносором в 597 г. до н. э. во время правления иудейского царя Иоакима.
Книга Аввакума является не совсем типичной для книг Малых пророков, что в частности, проявляется в её структуре. Книга состоит из двух частей:
Первая часть книги — первая и вторая глава, представляют собой диалог между Аввакумом и Богом.
Пророк размышляет о причине страданий и зла.
Вторая часть — псалом восхваления

9. Книга пророка Софонии

10. Книга пророка Аггея

Книга написана пророком Аггеем во 2-й год царствования Дария I (520 год до н.э). О пророчествах Аггея имеется упоминание в первой книге Ездры (5:1, 6:14), когда он и пророк Захария говорили о постройке Храма.
Агг. 1:1–11 — речь, произнесённая пророком Агеем правителю Иудеи Зоровавелю и первосвященнику Иисусу в первый день 6-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа (520 год до н. э.). В ней пророк указывает на причину остановки в восстановлении Иерусалимского храма, когда самаряне в 522 году до н.э. добились от персидского царя запрещения постройки храма (1 Езд. 4:23, 24). В пророчестве Аггея остановка в строительстве храма связана с небрежением в его строительстве (Агг. 1:2–4). По слову Господня, пророк Аггей требует возобновления работ по постройке храма (Агг. 1:8) и указывает на переживаемые иудейским народом бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим

11. Книга пророка Захарии

Временем деятельности пророка Захарии являются 520—515 года до н. э.
Первое записанное пророчество Захарии относится к восьмому месяцу второго года правления Дария Гистаспа (520 год до н. э.).

Цель написания книги пророка Захарии — ободрить иудейский народ в восстановлении Иерусалимского храма и рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности евреев, освобожденных после 70-ти лет Вавилонского плена, а также сообщить о непосредственной близости мессианских времен.

12. Книга пророка Малахии

Общее содержание речей пророка Малахии — это протест против небрежности в деле богослужения и, вообще, против нарушения теократических обычаев в израильском народе. Храм уже был построен, жертвоприношения были в полном ходу, однако первоначальная ревность к этому делу благочестия достаточно охладела (Мал. 1:6; 2:1; 3:1–10).

Малахия (2:11) осуждает обычай жениться на язычницах (Неем. 13:23, 24), упрекает евреев за скупость в принесении жертв (1:7, 8) и десятин (3:10), как отчасти делает это и еврейский наместник Иудеи Неемия (Неем. 13:10, 11).

Пророк Малахия особенно сильно обличает священников и израильтян, которые не имели страха Божия и легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами (2:11–17). Пророк Малахия, как и два других послепленных пророка, Аггей и Захария, придаёт первостепенное значение в жизни еврейского народа вновь построенному Иерусалимскому храму. Всё благополучие народа основано, по его убеждению, на почтении к храму и благоговейном совершении в нём Богослужения.

Читайте также: