Экологическая стандартизация и паспортизация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 - основные положения; 1 - гидросфера; 2 - атмосфера; 3 - почвы; 4 - земли; 5 - флора; 6 - фауна; 7 - недра.

По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

1 - термины, классификации, определения;

2 - нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;

3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5,6 - требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;

7 - прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта ССОП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие; в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологический паспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.

Порядок составления и представления экологических паспортов предприятия (производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируют местные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

Экологический паспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:

- сведения о технологиях, используемых предприятием;

- количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

- количественные характеристики выпускаемой продукции;

- количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов), загрязняющих веществ предприятия;

- результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными и отечественными.

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:

- оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы за природопользование;

- установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

- планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

- экспертиза проектов реконструкции предприятия;

- контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;

- повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государственная, общественная, научная, нормативная, санитарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы - проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Одной из главных задач деятельности Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России) является организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Методическое руководство и координацию деятельности всей единой системы государственной экологической экспертизы осуществляет Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого координационный совет госэкологической экспертизы.

В субъектах Федерации государственная экологическая экспертиза выступает в виде аналогичных правлений, отделов, территориальных органов Минприроды России, соответствующих советов.

Председатель и члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.

Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Экспертиза материалов, представленных на госэкспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии.

Заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответственный секретарь и все члены экспертной комиссии; оно не может быть изменено без их согласия.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий для реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет реализации объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе общественных объединений и негосударственными структурами. Ее заключение может иметь форму рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Эколого-санитарная экспертиза изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с окружающей природной средой. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Задачей эколого-нормативной экспертизы является исследование соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей среды с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 - основные положения; 1 - гидросфера; 2 - атмосфера; 3 - почвы; 4 - земли; 5 - флора; 6 - фауна; 7 - недра.

По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

1 - термины, классификации, определения;

2 - нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;

3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5,6 - требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;

7 - прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта ССОП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие; в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологический паспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.

Порядок составления и представления экологических паспортов предприятия (производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируют местные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

Экологический паспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:

- сведения о технологиях, используемых предприятием;

- количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

- количественные характеристики выпускаемой продукции;

- количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов), загрязняющих веществ предприятия;

- результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными и отечественными.

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:

- оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы за природопользование;

- установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

- планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

- экспертиза проектов реконструкции предприятия;

- контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;

- повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государственная, общественная, научная, нормативная, санитарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы - проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Одной из главных задач деятельности Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России) является организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Методическое руководство и координацию деятельности всей единой системы государственной экологической экспертизы осуществляет Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого координационный совет госэкологической экспертизы.

В субъектах Федерации государственная экологическая экспертиза выступает в виде аналогичных правлений, отделов, территориальных органов Минприроды России, соответствующих советов.

Председатель и члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.

Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Экспертиза материалов, представленных на госэкспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии.

Заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответственный секретарь и все члены экспертной комиссии; оно не может быть изменено без их согласия.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий для реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет реализации объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе общественных объединений и негосударственными структурами. Ее заключение может иметь форму рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Эколого-санитарная экспертиза изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с окружающей природной средой. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Задачей эколого-нормативной экспертизы является исследование соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей среды с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Экологическая стандартизация является одним из механизмов для регуляции отношений в области организационно-методических проблем природоохранной деятельности и рационализации использования природных ресурсов, защиты и рационального использования гидросферы, атмосферы, почвенной среды, а также рационализации использования земель, охраны объектов флоры, фауны, охраны, целенаправленного преобразования ландшафтов, рациональной разработки минеральных ресурсов и охраны недр.

Стандартизация способствует установлению определенных нормативов в области, которая служит объектом стандартизации. Считается, что такой подход необходим для контроля воздействия человека на различные объекты окружающей среды.

Кроме государственных стандартов, имеются также отраслевые (ОСТы), которые утверждаются соответствующими министерствами. Они обязательны к выполнению для всех предприятий данной отрасли.

Существуют также стандарты предприятий, которые обязательны исключительно для предприятий, утвердивших этот стандарт, и некоторые другие.

Все стандарты в области охраны природы, как и в других сферах, не являются чем-то законсервированным, они должны периодически подвергаться пересмотрению в соответствии с текущими достижениями науки, технологии и производства. В этой связи основной недостаток стандартизации заключается в подходе к определению самих стандартов. Поскольку важнейшим показателем здесь является уровень наших знаний о процессах в природе, априори не могущий быть достаточно полным, стандартизация сама по себе (даже при условии неукоснительного соблюдения всех требований) вполне может не дать ожидаемого результата.

Готовые работы на аналогичную тему

Экологическая паспортизация

Основная цель экологической паспортизации состоит в обеспечении информации для прогноза экологической ситуации в рамках самого предприятия и прилегающей к нему территории, а также контроля выполнения природоохранных мероприятий.

Основным нормативно-техническим документом, который является результатом экологической паспортизации, является экологический паспорт предприятия. Он должен включать информацию об использовании данным предприятием природных ресурсов и особенностях его техногенного воздействия на окружающую природную среду. Поэтому в экологический паспорт предприятия входят экономические и природоохранные материалы, в том числе:

  • информация о пространственном размещении и структуре производства на предприятии,
  • данные об используемых в производственных процессах ресурсах (количественные и качественные показатели сырья, топлива, энергии), объеме и ассортименте выпускаемой продукции,
  • информация о выбросах вредных веществ в атмосферу, сбросах их в водоемы, а также об использовании отходов в различных производствах,
  • данные о состоянии и работе очистных сооружений и процессах рекультивации нарушенных производством земель,
  • и др.

В специальных разделах экологического паспорта приводят данные о залповых и аварийных объемах выбросов (сливов) загрязняющих веществ, с обязательным указанием времени, их объемов и состава.

Экологические паспорта предприятий разрабатываются за счет их собственных средств, затем утверждаются руководителями предприятий по результатам согласования с санэпиднадзором, а также территориальным органом охраны природы. В случае отсутствия экологического паспорта предприятие теряет право на хозяйственную деятельность, или подвергается крупным штрафным санкциям. На основании материалов, имеющихся в экологическом паспорте, официальные природоохранные структуры устанавливают для предприятия размер платы за природопользование, определяют предельно допустимые нормы выбросов (сбросов) производимых предприятием загрязняющих веществ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: «Экологическая стандартизация и паспортизация. Система экологического к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Экологическая стандартизация и паспортизация. Система экологического к.

Экологические нормативы и стандарты. Одной из важных частей природоохранного.

Экологические нормативы и стандарты.

Одной из важных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов. Под стандартизацией понимают установление единой и обязательной для всех объектов данного уровня системы норм и требований. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми и заводскими.
Более важными экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды.

Цели стандартизацииЦелями стандартизации, в частности, является повышение уро.

Цели стандартизации
Целями стандартизации, в частности, является повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С 1 января 1977 года был введен в действие ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандар.

С 1 июля 2001 года введен ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологически.

Стандарты закрепляют преимущественно технические правила, однако при этом обл.

Стандарты закрепляют преимущественно технические правила, однако при этом обладают всеми чертами правовых актов и входят в систему права. Их специфика относительно законодательных актов и актов подзаконного характера обусловлено тем, что:

А) государственные и иные стандарты выполняют служебную роль по отношению к законодательству, они не регулируют экологические отношения, а устанавливают определенные качества, критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект, находящийся в сфере экологических правоотношений;
Б) стандартизации подлежат объекты, поддающиеся типизации, на оригинальные природные объекты стандарты не устанавливаются;
В) стандартизации подвергаются, как правило, не целостные природные объекты, а элементы, функции объектов, их взаимосвязи и т.п.

Формы экологической сертификации

Формы экологической сертификации

Экологический контроль в области охраны окружающей среды включает: государств.

Экологический контроль в области охраны окружающей среды включает:
государственный экологический контроль, который осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов;
производственный экологический контроль, который осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности в целях соблюдения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения соответствующих требований, установленных природоохранительным законодательством;
ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли;
муниципальный экологический контроль, который осуществляется органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
общественный экологический контроль, который осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

В полное обозначение стандарта ССОП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания. Если, например, необходимо получить информацию о существующих нормах и методах измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных двигателей, следует в этом случае обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.[ . ]

Стандарты, помимо государственных (ГОСТ), могут быть отраслевыми (ОСТ) и заводскими. Помимо них выпускаются различные правила, нормы, инструкции.[ . ]

Экологический паспорт предприятия создает реальную возможность перехода от изучения состояния окружающей среды к детальному анализу причин их загрязнения и их устранению, от оценки общего объема выбросов к удельным показателям на единицу выпускаемой продукции. При этом появляется возможность вполне корректного сопоставления указанных показателей с таковыми, достигнутыми в соответствующей отрасли среди лучших в экологическом отношении однотипных объектов, (особенности составления экологического паспорта изложены в главе 20).[ . ]

Читайте также: