Макс шелер ordo amoris кратко

Обновлено: 07.07.2024

Архив научных статей

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЛЮБОВЬ В МЕТАФИЗИКЕ, АНТРОПОЛОГИИ И АКСИОЛОГИИ МАКСА ШЕЛЕРА

Аннотация. Статья посвящена анализу любви в философии Макса Шелера (1874-1928). Авторы выявляют специфику метафизического познания, рассматривают сущность и задачи философской антропологии и основные положения науки о ценностях и ценностных установках. Особое внимание уделяется характеристике "ordo amoris" - "порядка любви" - как сокровенного ядра личности. Подчеркивается, что учение немецкого мыслителя о человеке есть теономная антропология и экзистенциальная антропология. В его концепции любовь понимается как экзистенциал человеческого бытия и как всеобщая космическая интенция, в которой находит выражение любовь Бога и к Богу.

конкретного исторического субъекта, — неважно, есть ли это отдельная личность или семья, народ или какая-нибудь другая устоявшаяся социоисторическая общность, — Шелер называет этосом субъекта. Но самым ядром, сердцевиной этого этоса является порядок любви и ненависти (ordo amoris), ставший для этого субъекта образцовым. Понятие ordo amoris имеет у философа двоякий смысл: нормативный и дескриптивный. Нормативный ordo amoris — это порядок любви, установленный самим Богом. Однако если бы человек придерживался этого порядка, то и самой истории не было бы, человек бы не совершил грехопадения и жил бы в раю. В связи с этим тот реальный порядок любви, на который ориентируется живущий человек, отличается от заданного Богом, хотя это и не значит, что он во всем противоречит ему. Этот реальный порядок ценностных ориентаций, который представляет из себя своеобразную нравственную формулу человека или человеческого сообщества, необходимо изучать и описывать. Это и будет дескриптивным смыслом ordo amoris.

Нужно также заметить, что судьба народа, семьи, среды может быть очень отличны от индивидуального предназначения. Между ними может возникать множество конфликтов, некоторые из которых носят глубоко

трагический характер. В задачи этики, по Шелеру, входит разработка практик по преодолению подобных конфликтов.

Хотя любовь человеческая фактически достаточно ограниченна, пишет Шелер, однако человеку дано чувствовать и ту бесконечность, которая всегда связана с любовью. Опыт любви открывает нам возмож

Поскольку, в силу своей физической организации и неправильного устроения воли, человек может неверно представлять себе Божественный порядок ценностей, то уместно говорить о прельщении. Шелер различает абсолютное прельщение и относительное. Абсолютное прельщение предполагает наделение конечной ценности бесконечным значением, по-другому называемым кумиротворчеством. Кумиротворчество отрывает человека от Божественного мира, как бы наглухо замуровывает его в мире его субъективных представлений. Относительное прельщение возникает, когда нарушается местный порядок в ценностях, искажается только какой-то фрагмент Божественного порядка, при сохранении в целом правильного представления обо всей иерархии.

В настоящем докладе представлены результаты исследования этической концепции М. Шелера ordo amoris, которая нашла отражение в его одноименной статье.

В современном обществе вопросы этики и аксиологии являются одними из наиболее дискуссионных. Так, этические дискуссии в настоящее время ведутся вокруг проблем биоэтики, экологической этики, гендерной идентичности, информационной безопасности и др. Обсуждаемые проблемы продуцируют различные, подчас полярные мнения. К примеру, такие явления, как суррогатное материнство или легализация однополых браков могут признаваться разными социальными группами или вполне соответствующими этической норме, или полностью выходящими за ее границы. Это является свидетельством доминирования релятивистского подхода к вопросам этики.

В такой ситуации особенную актуальность приобретает обращение к этическим концепциям различных философов, что дает возможность выявлять методологические и семантические модели решения этических проблем. Обращение именно к наследию М. Шелера обусловлено, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, он является крупнейшим мыслителем в сфере современной этики. Во-вторых, он выводит этику на новый уровень, в значительной степени антропологизирует ее и рассматривает в контексте всего многообразия внутренней жизни человека, включая в поле зрения деятельность чувств человека, в отличие, к примеру, от И. Канта, связывавшего этику с деятельностью разума и только.

Итак, идеальный ordo amoris есть адекватное соответствие актов любви человека ценностному наполнению объектов любви. Ценностный мир, по мысли М. Шелера, имеет строгую иерархическую организацию, которая установлена Богом. Соответственно, выстроенный Богом ценностный ряд должен находиться в гармонии с актами любви субъекта. Это подразумевает, что акт любви по отношению к высшей положительной ценности сильнее, чем тот же акт по отношению к ценности, стоящей ниже по иерархии.

Усвоенная субординация ценностей затем сопровождают субъекта в течение всей жизни. Отсюда перцепция является процессом, который строго детерминируется порядком актов любви и ненависти в человеке. Механизм перцепции, описанный М. Шелером, можно определить как процесс, в котором первой ступенью восприятия является просеивание окружающей данности через ordo amoris, а второй ступенью – собственно восприятие субъектом результата просеивания.

Ключевая идея, которую высказывает М. Шелер, состоит в том, что любовь обладает атрибутом бесконечности, и именно рост любви в сторону бесконечности признается нормой. Всякая стагнация в любви останавливает процесс постепенного перехода от более низких ценностей к более высоким. Любовь, таким образом, по М. Шелеру, обладает свойством движения (развития) в соответствии с правильной ценностной структурой, на вершине которой стоит Бог.

Соответственно наиболее общим отклонением в ordo amoris является остановка развития любви, что нарушает ход ее естественного развития. Это общее нарушение имеет разные виды, варьирующиеся в своих масштабах. Метафизическое нарушение порядка любви начинается там, где есть любовь к предмету, наделенному относительной ценностью, как к абсолютно ценному предмету. Такое искажение Шелер называет ложным обожествлением или кумиротворчеством. Меньшим по масштабу нарушением является пренебрежение предметом, обладающим более высокой ценностью ради предмета с низкой ценностью.

Таким образом, концепция ordo amoris, развиваемая М. Шелером является теологичной по своей сути. Она говорит не просто о любви, но об объективно правильной любви. Критерием правильности является установленный Богом порядок, к познанию которого и к следованию которому должен прийти человек. Это, по мысли М. Шелера, напрямую отразится на наиболее сущностных составляющих частях жизни человека: восприятии мира и судьбе, в том смысле, в каком понимал ее М. Шелер.

Гносеологическая ценность данной концепции состоит в развитии идеи объективности как самих ценностей, так и правильного к ним отношения. Эта идея звучит определенным вызовом современному аксиологическому и этическому релятивизму. Практическая значимость учения об ordo amoris в рамках этического самоопределения субъекта проявляется в обращении человека к своему внутреннему миру, к его сущностному компоненту – любви – и соотнесении субъективных личностных актов с должным объективным порядком.

1 Блаженный Августин. Творения в 4 т. Т. 4: О Граде Божием, книги XIX-XXII. СПб. : Алетейя; Киев : УЦИМ-Пресс, 1998. С. 95.

5 Там же. С. 341-342.

SPIRITUS Sanct Ordo Equest. in Gallia — institutus ab Henrico III. Postquam enim Ordo S. Michaelis, a Ludovico XI. fundatus, fervente bellô civili Gallia, et muliebri dominiô vigente, decus suum perdidisset, Henricus, illo non abolitô, S. Spiritus ordinem instituit, magnô eius… … Hofmann J. Lexicon universale

Diango Hernández — The Broken Cinema (video installation) during Hernandez s solo Swans without a lake 07 at NAK, Aachen, Germany Diango Hernández (born 1970) is a Cuban contemporary artist. Contents 1 … Wikipedia

Diango Hernandez — (born 1970) is a Cuban contemporary artist Biography Hernandez was born in 1970 in Sancti Spíritus, Cuba. He earned a degree in industrial design at the Havana Superior Institute of Design (ISDI). After graduation in 1994 he began a collaboration … Wikipedia

Max Scheler's Concept of Ressentiment — Max Scheler (1874 1928) Max Scheler (1874–1928) was both the most respected and neglected of the major early 20th century German Continental philosophers in the phenomenological tradition.[1] His observations and insights concerning a special… … Wikipedia

Remo Bodei — Saltar a navegación, búsqueda Remo Bodei (nacido en Cagliari, Cerdeña, el 3 de agosto de 1938) es un filósofo y ensayista italiano. Contenido 1 Biografía 2 Publicaciones 3 … Wikipedia Español

ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия

Факультет Евразии и Востока ЧелГУ — Челябинский государственный университет Год основания 1998 … Википедия

ГИЛЬДЕБРАНД — [Хильдебранд; нем. Hildebrand] Дитрих фон (12.10.1889, Флоренция 26.01.1977, Нью Рошелл, близ Нью Йорка), нем. католич. философ и теолог. Род. в семье известного нем. скульптора. В 6 летнем возрасте был крещен как протестант, но в 15 лет… … Православная энциклопедия

Лидия Рахманова

Лидия Рахманова

Лидия Рахманова запись закреплена

"Так, исходной позицией Шелера становится уверенность в существовании ordo amoris

(см. Шелер М. Ordo amoris // Трактаты о любви. – М., 1994). – космического порядка любви, охватывающего все проявления человеческой жизни. Этот порядок не явлен непосредственно в продуктах теоретической рефлексии, он требует для своего обнаружения особого феноменологического умонастроения, схватывающего предметы в их живом протекании, раскрывающего то, что они имеют ввиду, их интенцию. . Этот опыт мы приобретаем посредством нравственных действий, направленных как на самих себя так и на окружающий мир; это – опыт сильнейших религиозных переживаний, связанных с молитвой, надеждой на спасение, сакральным ритуалом; в этом опыте мы постигаем вневременную значимость произведений искусства и открываем для себя радость эстетического наслаждения. Шелер констатирует нередуцируемость реалий этого опыта к категориальным конструкциям чистого мышления, которое, не располагая необходимым инструментарием для идентификации соответствующей проблематики, представляет всё наиболее глубокое богатство духовной жизни человека попросту неинтересным".

(Кожевников С.Б. Наука и жизненный мир человека: Э. Гуссерль, М. Шелер, Х.Ортега-и-Гассет // Вестник Ставропольского государственного университета №44, 2006, с. 16 7)

DELETED

DELETED

Лидия Рахманова

Цитадель уже полгода не дает мне покоя, ибо и на Соловках и в Петербурге мне усиленно советуют ее прочитать. То есть, по-видимому, это первое, за что я возьмусь после защиты.

Лидия Рахманова

Хм, я заметила, что Бергмано-филы оказались одновременно и Экзюпери-филами!))) Надеюсь вас познакомить!

Лидия Рахманова

DELETED

Лидия Рахманова

Пока никто! Зато кто-то пишет диплом и собирает материалы. Осталось ознакомиться с "Цитаделью" и провести параллели. Хм. да, надо будет предложить BBC контракт!)))..

Ольга Тысячная

Лидия Рахманова

В том-то и дело, что Пуляев, не имея авторитета,- вызывал только смех своим восхищением работами Шелера. Но поскольку это была "классика",я взяла доклад и прочитала его "человека в космосе". А теперь он мне еще и в феноменологической традиции встретился, что очень приятно!

DELETED

Экзюпери "Цитадель", "Планета людей" - высшие произведения! Для людей с крыльями, о которых завуалированно, но метко писал Шелер.

Екатерина Фесик

Лидия Рахманова

Екатерина Фесик

Лидия Рахманова

А у кого ты пишешь по Драматерапии?
Мне кажется, что тебе подойдет эта цитата из Мамардашвили, сама ею любуюсь:
"Обратите внимание, что делает Гамлет. Я вновь хочу подтвердить свою мысль о том, что честность есть искусство, добро есть искусство, истина есть искусство. И эмоции, нашедшие выражение, тоже есть искусство. Возражая мне, вы привели пример актера.
Показать полностью. Ведь мы не случайно говорим об актерах возвышенные слова: мастерство, искусство и т.д. Так вот, что делает Гамлет в известной трагедии? Он якобы колеблется; вместо того, чтобы действовать – рассуждает. Бледная нерешительность. Это все психология. Все это бред и никакого отношения к делу не имеет. В действительности это вполне грамотная метафизическая трагедия. Гамлет в психологическом смысле решителен и боевит, гора трупов на сцене в конце пьесы это ясно показывает. Других подтверждений этому искать не надо. Он желает поступить как человек. Он себя собирает. Во имя чего? Чтобы преодолеть сцепление причин и следствий. А каково сцепление причин и следствий? У тебя убили отца, убей кого-нибудь из семьи убийцы. Потом будет убивать кто-то из этой семьи и т.д. Вот эта цепь, которая и есть человеческая история, сцепление натуральных вещей. Кровь за кровь – и сцепилось: и пошло, и пошло. Не хочешь так поступать. А Гамлет хочет поступать свободно и, если убивать, то по смыслу, чтобы убийство вытекало из собранного Гамлета. Собравшего свое бытие. И он как бы "подвешивает" себя – на чем? Он приостановил натуральную цепь: нет, так не пойдет. Ибо не известно, во что это выльется и что породит. И что он делает, чтобы помочь себе собраться? Среди прочего – и я к этому вел – спектакль ставит – внутри спектакля. То есть искусством занимается. Театр для театра. Театр ему нужен, чтобы выявить смысл, который так вот просто, тыкая пальцем, выявить нельзя. Нужно построить машину переживания, и тогда она катарсисно (как разъясняет трагедия) выявит завершенный смысл.

Читайте также: